Клинический метод исследования — основной в психиатрии. Описание клинического метода исследования.
Основным методом исследования в психиатрии является клинический.
Клинический метод включает в себя беседу с пациентом, наблюдение за его поведением в различных социально-психологических ситуациях (во время беседы, в палате, на занятиях в школе, в столовой, на прогулке, в трудовой деятельности, в играх, на сеансах индивидуальной и групповой психотерапии, на свиданиях с родственниками и т. д.). К клиническому методу относятся также исследования соматического и неврологического статусов, а также биохимические и инструментальные методы исследования (исследование гормонального статуса, уровня катехоламинов, биохимические исследования сред организма — крови, ликвора и др. — рентгенографическое исследование, ЭЭГ, допплерография, ЯМРТ, компьютерная томография и т. д.). Кроме того, в клинический метод входят клинико-биографический и клинико-
психотерапевтический.
Клинико-биографический метод
С помощью клинико-биографического метода (клинико-анамнестический по В. Н. Мясищеву и В. К. Мягер) удается сопоставить длинник развития расстройства и соотнести его со стадиями жизненного цикла семьи и действием как нормативных стрессоров (стрессоров развития), так и стихийных [Эйдемиллер Э. Г., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2001].
Клинико-биографический метод исследования основан на 2 принципах диагностики неврозов, сформулированных В. Н. Мясищевым (1961).
1-й принцип: позитивная диагностика. Данный принцип предполагает верификацию симптомов как невротических или соматоформных, выявлениеневротических конфликтов, типов психологических защит и копинг-стратегий, исследование преморбидных особенностей личности и ее системы отношений, самооценки, Я-концепции.
2-й принцип: негативная диагностика. Необходимо проводить дифференциальную диагностику с целью исключения различных форм шизофрении, маниакально-депрессивного психоза (аффективных психозов), расстройств личности, органического поражения и опухолей головного мозга.
Необходимо провести рентгенологическое, электроэнцефалографическое, биохимическое и другие исследования.
Важность проведения негативной диагностики подтверждается тем фактом, что в последние годы в США увеличилось количество судебных исков, предъявляемых психотерапевтам, которые не смогли диагностировать органические заболевания головного мозга, которые ими были квалифицированы как исключительно психогении.
Принципы позитивной и негативной диагностики с полным основанием могут быть использованы и при диагностике других классов нервно-психических расстройств.
Клинико-психотерапевтический метод
Клинико-психотерапевтический метод исследования является в своей основе методом включенного наблюдения психотерапевтом за поведением клиента в различных социально-психологических ситуациях, воспроизводимых в словесных описаниях или с помощью моделирования на сеансах психотерапии.
Беседа с ребенком или подростком является основным способом исследования, диагностики и коррекции внутри личностного пространства клиента, его психических переживаний, включая симптомы.
Цели клинической беседы:
1) определение диагноза или констатация факта его отсутствия;
2) определение психологического статуса клиента;
3) определение психосоциального (включая семейный) статуса клиента;
4) разработка плана терапии, включающего в себя различные методы биологической терапии и психосоциальных воздействий (психотерапия, лечебная педагогика, социальная работа).
Условия успешности проведения беседы.
1. Знание возрастных особенностей психологии детей и подростков.
2. Неподдельный интерес к внутреннему миру и аспектам поведения ребенка или подростка.
3. Владение образной и метафорической речью. Дети хорошо понимают взрослых, когда они используют метафоры и образы при формулировании вопросов и утверждений.
4. Детскому психиатру и детскому психотерапевту противопоказаны роли прокурора, учителя, родителя, которые своими оценочными суждениями внушают детям и подросткам страх и недоверие к миру взрослых.
5. Целью клинической беседы должен быть не только и не столько сбор информации, сколько расширение представлений клиента о себе как о живом человеке, об особенностях своего психологического функционирования. Врач-психиатр, психотерапевт задает ребенку или подростку вопросы двух типов: вопросы, которые можно назвать «обо мне» (имя, возраст, адрес, жалобы и т.д.) и вопросы, которые можно назвать «из меня» — с помощью которых не только исследуются симптомы, но и переживания клиента по их поводу, по поводу собственного поведения, места в окружающем мире и т.д. Отвечая на такие вопросы, клиент лучше распознает свои переживания, желания, возможности, представления, фантазии и приобретает шанс на их коррекцию.
6. Важнейшим условием успешности установления контакта с ребенком или подростком является наличие раппорта — присоединения, взаимопонимания, доверия и открытости. Врач в процессе своего профессионального становления должен научиться распознавать и контролировать свои эмоциональные состояния — распознавать и управлять своими эмоциями. Такие эмоциональные состояния врача, как равнодушие, злость, эротические переживания разрушают контакт с клиентом. С. Минухин (1974) разработал приемы «мимезиса» — подражания: врач говорит в том темпе речи, в котором говорит клиент, своими жестами и мимикой отражает таковые у клиента. Установлению контакта также способствует синхронизация врачом своего дыхания с дыханием клиента.
7. Установление конструктивной дистанции. Врач может обратиться к клиентам с такими словами: «Мой кабинет сейчас в вашем распоряжении, поставьте стулья и расположитесь так, чтобы вы почувствовали себя наиболее комфортно».Очень часто родители вербально или невербально побуждают ребенка сесть ближе к врачу, а сами располагаются с максимально возможным удалением от него. Такая рассадка указывает на высокий уровень тревоги у родителей и возможное переживание ими чувства вины в связи с наличием симптомов у ребенка или подростка. В случае симбиотических отношений ребенок и опекающий родитель сидят, тесно прижавшись друг к другу, и родитель старается отвечать на вопросы, обращенные к ребенку, вместо последнего. Рассадка клиентов в кабинете врача является естественным социометрическим экспериментом, наглядно демонстрирующим характер коммуникаций в семье.
психологические причины отклонений в семейном воспитании (окончание) – предыдущая | следующая – клинический метод (окончание)
Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия
26. Клинический метод в психодиагностике и медицинской психологии
Клин м-д (в узком смысле) (разработ Зейгарник) –метод исполь-й во врачеб пс-агн практике. В шир смысле – м-д описания процесса во всей полноте, целостности. Клинич м-д пришел в психол из прихиатрии, где до сих пор является ведущ. научн.м-д
Клинич. м-д основан на наблюдении и беседе. С оной стороны клич. М-д – не огранич-ся описанием симптомов и синдромов заболеван, а строится н на основан закономерн связей симптомов обстоятельств, вызывающих их, на изучении проц обеспеч-их такие связи. С др. стор.клинич метод предполаг-т определ-ю долю субъективн. пониман задач клиента. Особенност. клин. М-д 1) применен и колич. и кач. анализа в работе, 2) обследован. отдельн. чел, а не конкретных процессов. 3) опосреддование системой понятий характеризующ. личность больного в целом. 4) зависим программы обследован. от конкертной клинич.задачи. 5) Значительная доля нестандарт-х «субъективн.
Клинико-феном-кий м-д – синтез клинического и феноминологич. мет-в, кот. дополняют друг друга. Структура к-ф метод: 1. Опыт субъекта, 2 фиксация опыта, 3исследолваннное эмпотическое понимание.
;4.интерпритация опыта, установление закономерностим. Ососбенности к-ф метода: 1. ценностный системный анализ изучамеого явления, 2. активное субъект-обектное взаимодейств. 3. необходимость проникнорвения интуитивного постижен объекта исследован. с отделением своих переживан. (как исследователя) от содержания исследуемого. 4.Личная смелость и ответственность исследователя за рез-ты иссл-я.Клиническое интервью – м-д получения информации по средством устного опроса клиента и проведен тератпевтич беседы при оказании психологич. психиотрической и мед. помощи. Функции клинич интервью: диогнастич, теарпетич. Этапы клиническог интервью: 1.установлен. доверит. дистанции.2Выявление жалоб. 3. Определние субъективн. модели здоровья пациент. 4.Оценка антиципационных спобностей пациента (как он прогнозирует исход).
Письмен заключение — конечный этап обобщающих диагностических действий. В содерж заключения включ все доступные психологу-диагносту данные. Принципы (Анастази): 1. Содержание и стиль заключения зависят от теорет установок и специализации диагноста. Закл-е д. соответствовать потр-тям, интересам и уровню подготовки. 2.В содерж закл-я обязательно д.б. обозначена цель диагн иссл-я.3.Закл-е обычно ориентируется на действие, (напр в нем дается реком-ция относит программ обуч, выбора профессии) 4. Закл-е эффективно, если в нем отражены отличительные св-ва конкр индивида, т.е. черты, рез-ты обследования кот были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей. 5. Содержание закл-я состоит из интерпретации получ данных и выводов. 6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама с-ма оценок д.б. четкими. В зависимости от целей рез-ты диагн оформляются в виде закл-я, рекомендаций или служат основой построения консультирования. М-ды психол. закл-я: 1. диагностическое, 2 клиническое. Алгоритм написания психологического закл-я: 1. кратное описание жалоб на состояние умственной работоспособности (внимание, память) 2. Описание работы в ситуации психологического обследования (позволяет судить о Л больного) 3.
Сведения о хар-ре познавательной деятельности больного (необходимо описать психологический синдром нарушения психической деятельности) 4. Описание сохраненных сторон психич. деят-ти. Психолог. диагноз — конечный рез-т деятельности психолога, направлен на описание и выяснение сущности индив-психол. Особенностей личности целью оценгки их актуальн. Состоян., прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендац., определяемых задачей обследования.Ф-ии диагноза. 1 Информационная – установление индив.психол различ. В N и паталогии. В выяснении в каждом отдельном случаи причин проявления обнаружившихся в поведении изменений. 2. проргнастическая- прогноз дальнейшего развития на основании получен результатов. 3.Комуникативное. Типы диагнозов (согласно 3 ур-м установления диагноза.)1. Симптоматический (эмпирический) – конструкция особенностей и симптомов. 2. Этиолоический диагноз – учитывает наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) Л, причины их появления. 3. Типологический – определение места и значения полученных данных в целостной диагностической картине личности. Отличие психологического диагноза от психиатрического. психол. Диагноз не явл. закл-ем о психиче. болезни и даже предрасположенности к ней. М.б. поставлен любому здоровому челу и описывает комплексы взаимосвязи псих-х св-в способностей, стилевых черт Л, мотивов. Психол. диагноз носит комплексный описательный хар-р, рез-т системной диагностики, всестороннего обследования Л. Он ориентирован на Stный подход к оценке псих. состояния Л, учитывает инд. особ-ти отражения болезни в психике чела.
Клинический метод | Врачебная деятельность: природа первичной медико-санитарной помощи
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDoctoring: The Nature of Primary Care MedicineОбезболивание и паллиативная фармакологияУход за пациентами и принятие решений в конце жизниКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDoctoring: The Nature of Primary Care MedicineОбезболивание и паллиативная фармакологияУход за пациентами и принятие решений в конце жизниКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
CASSELL, ERIC J. ,
‘Клинический метод’
,
Доктор медицинских наук. Oxford Academic
, 17 ноября 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195113235.003.0005,
, по состоянию на 26 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDoctoring: The Nature of Primary Care MedicineОбезболивание и паллиативная фармакологияУход за пациентами и принятие решений в конце жизниКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDoctoring: The Nature of Primary Care MedicineОбезболивание и паллиативная фармакологияУход за пациентами и принятие решений в конце жизниКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Клинический метод — это средство, с помощью которого врачи узнают факты о больном или здоровом пациенте и вводят их в диагностический и терапевтический процесс в равном сотрудничестве с информацией о болезни, патофизиологии и технологии.
Ключевые слова: медицинское образование, патофизиология, терапевтические решения, первичная помощь, клиническая оценка, диагностика
Предмет
Лечение боли и паллиативная фармакологияУход за больными и принятие решений в конце жизни
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Врачебная деятельность: природа первичной медико-санитарной помощи
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
CASSELL, ERIC J.,
Докторскую деятельность: природа медицины первичной медицинской помощи
(
Нью -Йорк,
1997;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 17 ноября.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195113235.001.0001,
, по состоянию на 26 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDoctoring: The Nature of Primary Care MedicineОбезболивание и паллиативная фармакологияУход за пациентами и принятие решений в конце жизниКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicDoctoring: The Nature of Primary Care MedicineОбезболивание и паллиативная фармакологияУход за пациентами и принятие решений в конце жизниКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Abstract
Эта книга показывает, насколько лучше передовые концепции первичной медико-санитарной помощи соответствуют потребностям здравоохранения Америки. Он дает представление о том, как можно лучше подготовить врачей первичного звена для удовлетворения потребностей своих пациентов, как здоровых, так и больных, и чтобы эти пациенты оставались в центре внимания их практики. Современная медицинская подготовка, отмечается в книге, возникла в то время, когда медицинская наука была на подъеме. Таким образом, идеалы науки — объективность, рациональность — стали идеалами медицины, а болезнь — цель большинства медицинских исследований — стала логическим центром медицинской практики. Когда клиницисты лечат пациента с пневмонией, они склонны думать о пневмонии в целом — именно так они узнают о болезни — а не о ней.0229 это пневмония человек. Этот объективный, рациональный подход имеет свою ценность, но когда он доминирует в подходе врача к медицине, он может создавать проблемы. Что наиболее важно, в этой книге утверждается, что первичная медико-санитарная помощь должна стать центральным направлением американской системы здравоохранения, а не просто мерой экономии, как это предусмотрено организациями управляемой медицинской помощи. Действительно, книга показывает, что врач первичной медико-санитарной помощи может выполнять уникальную роль в медицинском сообществе и жизненно важную роль в обществе в целом. Это показывает, что первичная медико-санитарная помощь — это не отступление от научной медицины, а естественный следующий шаг медицины в грядущем столетии.
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, медицина, врачи, пациенты, медицинская подготовка, медицинская наука, объективность, рациональность, болезнь, медицинские исследования
Субъект
Лечение боли и паллиативная фармакологияУход за больными и принятие решений в конце жизни
Содержание
Передний вопрос
- Страница авторского права
- Преданность
- Предисловие
- Благодарности
- Вступление
- Расширять 1
Что такое первичная помощь?
- Расширять 2
Тяжелая рука прошлого: думать о болезнях или думать о людях
- Расширять 3
Особая проблема техники
- Расширять 4
Клинический метод
- Расширять 5
Клинический метод и пациент
- Расширять 6
Где следует преподавать первичную медико-санитарную помощь и кем?
- Расширять 7
Чему следует учить?
- Эпилог
Конечная Материя
- Расширять Ноты
- Индекс
- Расширять Ноты
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.