Когда ребенок начинает говорить: 4 этапа, которые важно не пропустить — Parents.ru
Воспитание
- Фото
- Prostock-studio/Shutterstock/Fotodom.ru
Этап № 1 — доречевой
Если вы привлечете внимание вашего 6-месячного малыша и подчеркнуто отведете глаза на какой-нибудь предмет, ребенок последует за движением ваших глаз и, в свою очередь, посмотрит на предмет. Это выраженная форма общения, которую психологи называют «разделенное», или совместное, внимание. Также, если вы играете с ребенком, вы неосознанно учите его элементарным понятиям языка. Например, если протягиваете ему мяч, вы неустанно повторяете слово «мяч», который малыш ассоциирует с предметом, еще не умея говорить. Он отбрасывает мяч, и между вами начинает игра. Так ребенок узнает о понятии «очередь говорить» и в какой-то степени понимает, что каждому нужно ждать своей очереди.
К 8‒10 месяцам произнесенные малышом гласные будут четко выражать, что ребенок требует предмет или хочет его отдать. В течение этого первого важного года ребенок, может быть, не произнесет своего первого слова, но он уже создал все необходимые предварительные условия для становления речи. Поэтому этот период развития специалисты называют «доречевым».
Читайте также: «Малыш не говорит: причины задержки развития речи»
От улыбки к юмору
Грудничок способен узнать свою мать и улыбнуться ей в возрасте едва ли не двух дней. «Социальные» улыбки, предназначенные для чужих, возможно, появятся в 2 месяца.
На пути к юмору улыбке еще предстоит долгий путь. Смеха над собой (или над другими) ждать еще долго, и не стоит рассчитывать на него до достижения 6 или 7 лет.
В ожидании детям достаточно повторения того, что вызывает смех, — они действуют через подражание. Если дети замечают, что какое-то движение лица вызывает улыбку родителей или какие-то слова заставляют их расхохотаться, то они, конечно, будут их повторять, чтобы вызвать ту же реакцию, найти одобрение или восхищение. В 4 года эти игры действуют безотказно.
Почему первая улыбка малыша имеет такое значение? Читайте подробнее об этом в материале: «Когда новорожденный должен впервые улыбнуться и почему это так важно»
Этап №2 — язык мимики и жестов
Вначале, конечно, протягивание пальца к своему плюшевому мишке не имеет точного смысла. Ребенок просто пытается схватить желаемое. Но потом ребенок отмечает, что вы даете ему мишку, и понимает, что, возможно, указующий жест означает: «Принеси мне этого мишку, которого у меня не получается достать». Обычно ребенок начинает придавать смысл своему жесту в возрасте 1 года.
- Фото
- Oksana Kuzmina/Shutterstock/Fotodom.ru
Этап №3 — музыка слов
В возрасте нескольких месяцев грудничок видит разницу между адресованными ему радостным щебетом и выражением недовольства. Ребенок воспринимает тон, мимику, интонацию, жесты. А значит, на самом деле не сами слова, а их музыку.
Однако с 6‒8 месяцев, если вы приказываете ему, твердо говоря «Нет!», когда ребенок собирается совершить что-то неразумное (взять в рот пустышку, испачканную в земле), он сразу останавливается и убирает руку. Очень быстро ребенок начинает воспринимать запреты с помощью интонаций и, кажется, понимает некоторые простые слова.
Исследования показали, что 8-месячные малыши при чтении книги громким голосом уже могли выделить некоторые значимые слова, повторяющиеся много раз. Каждый малыш, прослушав «свою» историю в несколько подходов, предпочитал слушать эту историю со своим словом, что означает только то, что еще даже до понимания смысла ребенок накапливает информацию.
Мы должны говорить с ребенком, потому что он понимает нас, а не потому что он может (или не может) ответить нам. Существует два года разрыва между способностью понимания и речевой способностью.
- Фото ru» data-v-0136fa76=»»>Prostock-studio/Shutterstock/Fotodom.ru
Этап № 3 — первые слова
Некоторые дети в 18 месяцев уже очень хорошо говорят, а другие в 4 года произносят лишь несколько слов. Одни дети сразу усваивают музыку, ритм предложений, основы фонетики, и слова связно следуют друг за другом, а другие, наоборот, произносят отдельные слова и не могут составить предложения. В 12 месяцев некоторые малыши уже владеют словарным запасом из 50 слов, а другие — никаким, делая успехи в бессловесном самовыражении. А в 2 года первые владеют уже 500 словами, а менее разговорчивые — едва десятком. В 5 лет у самых красноречивых словарный запас может достичь 1500 слов. При задержке никакой катастрофы не случится, но, как только механизм будет запущен, он уже не остановится.
Читайте также: «Чек-лист для родителей: как понять, что у вашего ребенка отклонения в развитии»
Этап №4 — понимание
Между 2 и 4 годами ребенок владеет «до-понятиями». Например, он знает, что такое собака. Заметьте, не так как вы, взрослый: для ребенка это именно такая собака, которую он встречал в своей повседневной жизни. Если он видел только маленьких собак или собак с кудрявой шерстью, то он будет думать, что все собаки обязательно кудрявые и маленькие. На самом деле он не знает понятия «собаки» (большие, толстые, с короткой шерстью, с маленькими или висящими ушами и т. д.).
Между 3 и 4 годами, когда ребенок будет достаточно владеть языком, он узнает, что существуют другие собаки, даже те, которых он сам не видел. Вы можете сказать ребенку: «Ты знаешь, есть еще толстые собаки с очень короткой и жесткой шерстью». Его понимание постепенно станет более точным. Тем не менее некоторые понятия не будут так скоро доступны пониманию ребенка. Если вы коснетесь таких понятий, как жизнь, добро, зло, дружба, бедность, терпение, они станут для него по-настоящему понятными лишь к 7 годам. А ведь тогда не зря говорят о возрасте «разума».
Можно ли приучить ребенка быть терпеливым? Читайте подробнее в материале «„Мам, ну пойдем»: как научить ребенка терпению»
Любовь Пришлая
Как ребенок начинает говорить? | Интерактивное образование
Как быстро растут дети: только недавно малыш разговаривал на каком-то своем, понятном только ему и его ровесникам языке, а уже через год он строит целые предложения и может с легкостью поведать всему миру о своих желаниях и открытиях. Как же происходит это волшебное преображение?
Крики первых месяцев
Новорожденный ребенок много плачет. И родители должны быть к этому готовы, ведь именно так малыш взаимодействует с окружающим миром. На этом этапе для него очень важен эмоциональный контакт с мамой и папой. Кроха совершенно не понимает, что ему говорят, но тонко чувствует интонацию речи. Не игнорируйте крик ребенка – прислушивайтесь к тому, что малыш пытается вам донести. И обязательно отвечайте ему. Сегодня уже нет сомнений, что речь ребенка начинает формироваться, когда тот еще находится в утробе матери. А значит, именно взаимодействие с мамой является ключевым моментом в развитии речи ребенка.
Гуление или первые человекоподобные звуки
Следующим этапом в речевом развитии является так называемое гуление. Сначала малыш произносит отдельные гласные (о, у, и, ы, а) и согласные (м, г, к, б, д, п). Затем его гуление усложняется, и он начинает произносить определенные звукосочетания – «ава-ава», «фа-фа», «бу-бу», «агу-агу». Ребенок открывает для себя новые звуки и как бы играет с ними, получая от этого большое удовольствие. Малыш начинает улыбаться в ответ на речь взрослых. На этом этапе очень важно поддерживать кроху: попробуйте повторять эти забавные звукосочетания ребенка («а-а-а-а», «ы-ы-ы-ы»), затем усложняйте и проговаривайте целые слоговые цепочки («ма-ма», «па-па», «ку-ку»).
Лепет младенца
Лепет появляется тогда, когда ребенок начинает повторять и произносить звукосочетания, такие как: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «на-на» и другие. Это важный период, который помогает подготовить артикуляционный аппарат малыша к произнесению первых слов. Ребенок начинает подражать тому, что он слышит, отвечать на звуки. И пусть пока его попытки совсем не похожи на оригинал, это и есть начало развития его речевой способности. Позднее он начнет более внимательно прислушиваться к тому, что ему говорят и реагировать на содержание слов.
Первые слова
Ребенок взрослеет, взаимодействие со взрослыми тоже постепенно усложняется. Малышу приходится многое объяснять, и тут уже ни крики, ни жесты не помогают. Ребенок начинает использовать новые более эффективные средства передачи информации, старается выразить свои мысли словами. Пока отдельными. Пока немногими. В год словарный запас ребенка примерно состоит из 5-10 слов, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Это самые необходимые слова, которые ему легче всего произнести. С каждым месяцем запас пополняется.
Родителям важно понимать, что возникновение речи – это итог совместной деятельности взрослого и ребенка, продукт их тесного социального взаимодействия. Оттого как часто взрослые будут вступать в активный контакт с маленьким ребенком, напрямую зависит то, как быстро ребенок заговорит. Проговаривайте карапузу свои действия точно и лаконично, рассказывайте стихи, читайте сказки, задавайте ему вопросы, произносите названия предметов, играйте вместе в кукольный театр, развивайте мелкую моторику, исключите громкие бытовые звуки (телевизор, музыкальный центр и т. д.) – они только тормозят речевое развитие.
Развитие речи и языка от рождения до 12 месяцев
На этой странице рассказывается о развитии речи и языка от рождения до 12 месяцев, а также о том, чего ожидать, когда ваш ребенок поступает в больницу Грейт-Ормонд-Стрит (GOSH).
Родители и опекуны могут проводить множество мероприятий, чтобы стимулировать и поощрять развитие речи и языка.
Мы рекомендуем вам поговорить с логопедом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения относительно любой из следующей информации.
Дети проходят несколько этапов развития речи и языковых навыков в первый год жизни. Приведенные возрасты предназначены только для приблизительного ориентира.
Этап 1 (0-6 месяцев)
Понимание
Ваш ребенок начинает понимать речь еще до того, как начнет говорить. С самого раннего возраста им будет интересно смотреть на ваше лицо и слушать ваш голос.
Например, они могут заплакать, если вы повысите голос, или могут взволнованно засмеяться или забулькать, если вы произносите слово или звук, которые им кажутся смешными.
Разговор
Ранние звуки и шумы
С самого рождения ваш ребенок будет издавать различные звуки, которые что-то для вас значат, например, что он голоден или ему больно. Эти шумы включают плач, кашель и звуки, издаваемые при дыхании.
Во время кормления ваш ребенок также будет издавать сосущие, срыгивающие и тихие довольные звуки. Плач и шум очень важны, так как именно так ваш ребенок учится контролировать воздух, выходящий из его легких, и использовать свои голосовые связки. Он закладывает основу для речи.
воркование
Сначала ваш ребенок по-прежнему будет использовать плач в качестве основного средства общения с вами, но затем начнет расширять свой диапазон звуков.
Это когда ваш ребенок начинает издавать «воркующие» звуки, которые развиваются вместе с плачем.Типы издаваемых звуков очень разнообразны. С течением времени ваш ребенок будет реже использовать плач для общения, и вы также заметите, что первые звуки, которые он издает, стали реже. Ваш ребенок начнет издавать звуки, больше похожие на «ох» и «ааа», и может даже играть, издавая звуки губами.
Ваш ребенок также начнет улыбаться вам и будет ждать вашего ответа, и, вероятно, улыбнется вам в ответ. Они могут даже имитировать вашу мимику — например, копировать вас, когда вы высовываете язык.
Стадия воркования очень важна, так как в это время ваш ребенок начинает развивать контроль над мышцами, необходимыми для речи.
Вокальная игра
Позже на этом этапе ваш ребенок начнет меньше ворковать и начнет экспериментировать с повторением более широкого диапазона звуков. Ваш ребенок также будет издавать «булькающие» звуки, при которых его язык соприкасается с губами, и «малиновые» звуки, при которых его губы соприкасаются и вибрируют.
Они начнут имитировать звуки и интонации (восходящие и нисходящие мелодии в речи), распознавать и реагировать на то, что их зовут по имени.
Этап 2 (6-12 месяцев)
Понимание
К шести-девяти месяцам ваш ребенок начнет распознавать использование определенных фраз в контексте. Например, когда вы говорите «пока», ваш ребенок может помахать вам рукой. Примерно в это же время ваш ребенок также начнет обращаться к знакомым голосам в комнате и, вероятно, начнет отзываться на свое собственное имя.
К концу первого года жизни у вашего ребенка появится небольшой словарный запас слов, которые он понимает. Важно помнить, что это часто происходит еще до того, как ребенок скажет свое первое слово.
Разговор
Лепет
Ваш ребенок будет объединять звуки в более длинные последовательности. Они могут сочетать гласные, такие как «ах», с согласными или твердыми звуками, такими как «д». Сначала они могут издавать отдельные звуки или повторять некоторые звуки, например «дада, гага». Звуки могут издаваться в передней части рта с помощью губ («мама, баба») или в задней части рта, где язык касается горла («кака, гага»).
На этом этапе ребенку часто нравится повторять определенные звуки снова и снова. Это начало того, что обычно называют «лепетом», когда звуки и интонация голоса вашего ребенка могут быть очень мелодичными и начинать напоминать речь.
Ваш ребенок может быть более громким, когда играет со взрослым или другим ребенком, но вы также заметите, что он может издавать много звуков, играя в одиночестве, глядя на мир или пытаясь привлечь ваше внимание. На этом этапе ваш малыш начнет копировать движения тела — например, хлопать в ладоши и копировать звуки речи.
Что вы можете сделать
Подготовка к игре
Вы можете играть в звуковые игры в любое время. Как правило, лучше попытаться уменьшить фоновый шум, чтобы ребенок мог слышать ваш голос. Также постарайтесь сесть лицом к ребенку, чтобы он мог четко видеть ваше лицо и рот.
Развивайте навыки слушания вашего ребенка
Для вашего ребенка важно «настроиться» на звуки речи и повседневные звуки, которые он может слышать. По мере развития ваш ребенок должен не только поворачиваться, но и искать звук, который он слышит. Вы можете использовать звукорежиссеры — например, колокольчики или хлопки в ладоши.
Если вы знаете, что ваш ребенок может слышать звуки, начните с того, что издайте звук перед ним, чтобы он вас увидел. Затем издайте звук слева или справа от ребенка. Это поможет им развить навыки аудирования, которые имеют решающее значение для развития речи.
Познакомьте ребенка с окружающими звуками — например, с звонком в дверь или телефонным звонком — и когда ваш ребенок отреагирует, скажите ему, например: «Это звонок в дверь!»
Поговори со своим малышом
Даже если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он будет чувствовать себя в безопасности, когда услышит ваш спокойный и ободряющий голос. Также меняйте громкость и высоту голоса, так как дети реагируют на высокие и тихие голоса. Вам даже не нужно использовать настоящие слова: повеселитесь со звуками!
Ваш ребенок может не сразу копировать эти звуки, но ему понравится наблюдать за вашим ртом и лицом и слышать звуки, которые вы издаете. Пусть ваш ребенок увидит и почувствует движения вашего рта руками или кожей. Например, подуйте на малину и дайте ребенку коснуться ваших губ, чтобы почувствовать вибрацию.
Копируйте то, что говорит ваш ребенок
Если ваш ребенок издает определенный звук или шум, скопируйте этот звук/шум и подождите, пока ребенок издаст другой. Таким образом, вы ведете «детскую беседу» и обучаете концепции очередности.
Всегда смотрите на своего ребенка и старайтесь не перебивать его. Убедитесь, что вы используете улыбку и мимику во время «детских разговоров».
Реагируйте на плач вашего ребенка
Вы можете реагировать на плач ребенка, прикасаясь к нему и удерживая его, или напевая и разговаривая с ним.
Научите вашего малыша новым словам
Когда вы находитесь с ребенком, назовите знакомые предметы/игрушки, на которые смотрит ваш ребенок или с которыми он играет. Если ваш ребенок издает звуки, когда играет с игрушкой или смотрит на предмет, имитируйте эти звуки и интерпретируйте их, называя игрушку/предмет.
Во время повседневных дел — например, при кормлении, купании, смене подгузников — и во время распорядка дня, когда ваш ребенок находится с вами, говорите о том, чем вы или ваш ребенок занимаетесь.
Познакомьте ребенка с различными и новыми ситуациями, например, походами по магазинам, поездками на автобусе или даже мытьем посуды. Это отличные ситуации для изучения новой лексики.
Играть
Дайте ребенку вещи, которые он может ощупывать и рассматривать, например, детское зеркальце, мягкую игрушку, а также предметы, которые можно держать, трясти и стучать, например, колокольчики и кубики. Поощряйте их следить за игрушками глазами – например, пускать перед собой пузыри/воздушные шарики или использовать пальчиковые куклы.
Вы также можете поиграть с малышом в игры в прятки: дайте салфетке или платку упасть вам на голову или накройте игрушку и предложите малышу стянуть ее. Поиграйте с малышом в прятки или попробуйте простые рифмы, например, «Вокруг сада», где он может предвосхищать действие или слово, например «бу».
Делитесь книгами с ребенком
Читайте и показывайте ребенку книги с большими, простыми и красочными фотографиями.
Самое главное, ПОЛУЧАЙТЕ ВЕСЕЛЬЕ вместе с малышом!
Составитель:
Отдел речи и языка в сотрудничестве с Группой информации о детях и семье.
Дата последней проверки:
Сентябрь 2016 г.
Ref:
2016F0480
Когда дети начинают говорить | Малыш
Вы, вероятно, здесь, чтобы узнать, как помочь вашему ребенку говорить от тарабарщины до полных предложений.
Но наслаждайтесь всеми забавными маленькими болтовнями и выдуманными словами, которые сыплются за это время.3 минуты чтения
С момента рождения ребенок общается с вами. Сначала это в основном через плач, но каждый крик что-то значит. Даже если вы станете бегло говорить на этом (громком) языке, ребенок быстро перейдет к настоящим словам. С шести месяцев они могут мило лепетать и показывать пальцем, а к первому дню рождения ребенок может говорить простые слова, такие как «собака», «папа» или даже «торт». Словарный запас вашего ребенка будет постоянно расти. К 18 месяцам у них может быть 20 слов, а к трем годам они уже могут говорить целыми предложениями. И когда они впервые скажут: «Я люблю тебя», ваше сердце растает.
Не забывайте, что все крошечные говорящие разные, и у них не будет одинаковых словесных наборов или одинаковых достижений в одно и то же время.
Вот несколько советов для развития речи вашего ребенка:
Ты говоришь.
Они разговариваютПоговорите со своим ребенком. Много. Это звучит очевидно, но они учатся, копируя вас. Чем больше вы говорите, тем больше они будут. Даже с рождения они все это впитывают. Поддерживайте зрительный контакт, будьте выразительными и делайте это весело. Даже с раннего возраста, прежде чем они смогут возражать, попробуйте описать им, что происходит в данный момент. Представьте, что ваша жизнь — это история, а вы — рассказчик. С рутиной некоторые слова станут легко усваиваться, например, «вставать» каждый раз, когда вы поднимаете их с кроватки. Или «больше?», когда вы находитесь на стадии отлучения от груди. Возможно, стоит отключить громкие телепередачи или фоновую музыку, чтобы потенциальный собеседник мог лучше вас слышать. Если вас беспокоит развитие речи вашего ребенка или ребенка ясельного возраста, поговорите со своим врачом общей практики или патронажной медсестрой.
Пение — это разговор с музыкой
Не стесняйся, пой малышке, они слушают. Детские стишки с их повторением и ритмом слов были простым и забавным способом помочь в развитии речи малышей с года. Возможно, в вашем районе есть детская игровая группа, где вы можете попрактиковаться в пении?
Слушай. Хвалить. Подражать. Разработать
Настройтесь на ребенка. Возможно, они пытаются вам что-то сказать. Эти первые полуслова могут появиться уже в шесть месяцев. Если они говорят «Дада» вместо папы, похвалите их, похлопайте в ладоши или улыбнитесь. Повторяйте слова четко и правильно. ‘Да. Папочка», а затем уточните… «Сонный папочка». Или «Дох» для собаки. Вы могли бы сказать: «Да! Собака. Большая собака’. Вся эта похвала заставит их чувствовать себя хорошо в обучении.
Сделайте чтение частью своего распорядка дня
Storytime — отличный способ приучить малышей к чтению. Конечно, вы не пытаетесь научить своего ребенка читать прямо сейчас. Но если вы произносите слова вслух и указываете на изображения, вы помогаете ребенку устанавливать связи.
Ежедневное обучение
Вам не нужно выделять специальное время для «обучения малышей», вы все равно можете учить их, занимаясь повседневной жизнью. Показывайте на вещи, когда делаете покупки, и называйте их. Как яблоко, немного воды… и так далее. Объясните, что вы делаете, когда ходите по магазинам: «Мама кладет яблоко в сумку». Повторяйте слова, которые вы хотите, чтобы они выучили, медленно и четко, например, «яблоко» и «мама» или «апельсин» и «папа». , возможности практически безграничны.
Детский язык жестов
Многие родители и опекуны считают детский язык жестов хорошим способом общения с ними до того, как они научатся использовать слова. Исследования показывают, что это действительно может помочь их речи, как только они начнут говорить, и даст им готовый визуальный словарь, в который им просто нужно подобрать слова. Младенцы уже машут, хлопают в ладоши и указывают пальцем с раннего возраста, так что это просто случай расширения этой естественной формы общения.
Спуститесь до их уровня
Опуститесь на уровень ребенка и смотрите ему в глаза во время разговора. Ваш будущий болтун научится произносить слова и издавать новые звуки, наблюдая за движением ваших губ. Повторяйте звуки, которые они издают, и поощряйте их подражать вам. Дайте выбор: «Хотели бы вы банан или яблоко?» Если ваш малыш говорит «няня», скажите «да!» Банан», не сосредотачиваясь на ошибке.
Воспитание двуязычного ребенка
Лучший способ помочь ребенку, воспитанному на двуязычном языке, — сохранять естественность. Если вы предпочитаете говорить по-английски, говорите по-английски. Но если у вас или вашего партнера есть другой родной язык, используйте его, если считаете это правильным. Ваш ребенок будет на удивление хорошо разбираться в различиях и в конечном итоге узнает, кто на каком языке говорит и понимает, поэтому вам не понадобится переводчик (постоянно). Владение более чем одним языком отлично подходит для будущего вашего ребенка и поможет ему лингвистически развиваться и в английском языке. Если вы думаете о воспитании своего ребенка на двух языках, вероятно, лучше всего начать так, как вы хотите, тем более что их маленькие мозги, похожие на губку, в этом возрасте впитают все.