Когнитивная карта: Что такое когнитивная карта, и как ее построить?

Что такое когнитивная карта, и как ее построить?

Когнитивная карта является некой схемой, с помощью которой можно изучить проблему и ее составляющие. Эту карту можно использовать в любой сфере. В этой статье вы узнаете, откуда произошел термин «когнитивная карта», и как ее правильно построить.


Понятие когнитивной карты

В области психологии под когнитивной картой подразумевается определенная схема, которая описывает восприятие объекта отдельным человеком или группой лиц. Когнитивная карта может видоизменяться. Изменения зависят от того, каким образом человек взаимодействует с окружающим его миром. Таким образом можно выделить карты «обозрение» и «путь». Первая карта подразумевает изучение пространственного расположения всех объектов. Второй вид подразумевает построение взаимосвязи между объектами.

Если вы хотите организовать полученные знания, тогда в этом может помочь картирование. Используя данный метод, берут во внимание процессы, которые напрямую связаны с ситуацией. Также важную роль играют ключевые процессы и явления. Используя когнитивную карту, на протяжении всего процесса можно добавлять или убирать определенные факторы.

Происхождение термина

Когнитивная карта означает обстановку, которая сложилась в жизни человека, исходя из его опыта, и характеризует его дальнейшие действия. Данный термин предложил ввести Э. Ч. Толмен. По его мнению, с помощью подобной модели животные и человек дают ответную реакцию на определенные стимулы.

Построение когнитивной карты

Когнитивная карта состоит из концептов — отдельных элементов изучаемой ситуации, а также дуг — связей между концептами. Концепты на когнитивной карте изображаются на самой вершине. Чтобы создать когнитивной карту, необходимо:

  1. Определить для себя факторы, которые вы бы хотели изменить в лучшую сторону.
  2. Найти рычаги, с помощью которых можно воздействовать здесь и сейчас. Если по каким-то причинам они отсутствуют, тогда ситуацию придется рассматривать без этих факторов.
  3. Найти замкнутые пути, которые способны стабилизировать ситуацию или же усилить отклонения.
  4. Проанализировать, какая связь между основными факторами и рычагам связи, после чего можно понять, как лучше управлять данной ситуацией.

Для наглядности посмотреть использование когнитивной карты можно на примере романа «Короли и капуста». Консул получил письмо, в котором его спрашивали о перспективе развития торговли обувью. На данное сообщение консул шутливо ответил, что все будет прекрасно, ведь практически все жители полностью босые. В итоге данное послание воспринимается буквально, открывается магазин, который не пользуется спросом. Из-за любви консула к дочери владельца обувного магазина, ему приходится искать выход из положения. Для этого ему необходимо придумать условия, с помощью которых появится спрос на обувь. В данном случае герои просто усыпали все улицы в городе колючками, и у людей просто не осталось выхода. В этот день жители города приобрели 300 пар обуви.

Исходя из этого, можно отметить, что когнитивная карта выглядит следующим образом:

  • реклама;
  • привычка носить обувь;
  • потребность носить обувь;
  • объем рынка;
  • насыщенность рынка;
  • спрос.

С помощью строительства когнитивной карты можно взглянуть на ситуацию под другим углом. Когда вы сможете увидеть связь между явлениями и объектами, вы поймете, что необходимо поменять.

Составление когнитивной карты — процесс не самый простой. Однако если мозг активен и работает на полную катушку, найти концепты и дуги будет проще. Развивайте мозг с помощью тренажеров Викиум, повышайте его продуктивность и улучшайте способности.

что описывает, примеры, как построить

Когнитивная карта — это своеобразная схема, которая помогает более детально рассмотреть какую-то проблему, изучив связи между ее составляющими. Ее можно использовать в любой сфере жизни, достаточно лишь тщательно рассмотреть ситуацию со всех сторон. Как правильно строить карту?

Содержание

  • Что такое когнитивная карта
    • Происхождение термина
  • Как построить когнитивную карту, наглядный пример
  • Заключение

Что такое когнитивная карта

Когнитивная карта в психологии — это математическая модель, представленная в виде схемы и описывающая то, как один отдельный человек или группа людей воспринимают сложный объект, проблему или систему. Также можно сказать, что это — образ знакомого вам пространственного окружения.

Когнитивная карта может меняться в зависимости от того, как человек взаимодействует с окружающим его миром. Она имеет различные степени общности, масштаба и организации. Так, выделяют карты 2 видов:

  • карта-обозрение;
  • карта-путь.

В первом случае изучается пространственное расположение объектов. А во втором — последовательное построение связей между отдельными объектами.

Чаще всего когнитивные карты используют для того, чтобы структурировать полученные знания о той или иной ситуации. При ее описании во внимание принимают содержательно значимые факторы. Они играют важную роль:

  1. Определяют, а также ограничивают явления и процессы, касающиеся обсуждаемой ситуации.
  2. Являются ключевыми, существенными признаками явлений и процессов.
  3. Используются для создания целостного образа и наглядного описания ситуации. При этом установленные между явлениями и процессами связи остаются неизменными.

Главное преимущество составления когнитивных карт — возможность исследовать ситуацию в условиях ее изменчивости. Так, в процессе работы можно добавлять новые значимые факторы или, наоборот, убирать те, которые уже неважны. Также можно менять влияние одного фактора на другой, если оно усиливается или становится слабее.

Происхождение термина

Термин «когнитивная карта» был предложен американским необихевиористом Э. Ч. Толменом. Он использовался для обозначения образа или представления обстановки, которая сложилась в ходе жизненного опыта человека или животного и определяет их дальнейшее поведение.

Впервые о когнитивных картах было упомянуто в статье «К. к. у крыс и человека», написанной в 1948 году. Там Толмен говорил о том, что поступающие в мозг стимулы проходят обработку и трансформируются в структуру, которая и носит название когнитивной карты окружающей обстановки. С помощью этой когнитивной карты, согласно его теории научения, определяются пути и модели поведения, ответные реакции, которые осуществит животное в ответ на стимулы.

Как построить когнитивную карту, наглядный пример

Отдельные элементы или детали изучаемой ситуации или объекта называются концептами. На когнитивной карте они будут вершинами. Связи между ними — дуги или ребра.

Как сделать когнитивную карту? Процесс создания проходит в несколько этапов:

  1. Выделить факторы, которые требуют изменения в нужную нам сторону. Их должно быть немного.
  2. Найти рычаги воздействия. Это тоже факторы, но которые можно изменить уже сейчас. Если таковых не имеется, ситуацию придется анализировать без их использования.
  3. Найти циклы обратной связи. Это замкнутые пути. Они могут либо усиливать отклонение, либо стабилизировать.
  4. Провести анализ связей между рычагами воздействия и целевыми факторами. Это покажет, можно ли управлять ситуацией и как это лучше делать.

Как использовать когнитивную карту, рассмотрим на примере решения проблемы из романа О. Генри «Короли и капуста».

Итак, представьте: консул одного из государств получает письмо с просьбой оценить перспективы развития обувной торговли. В шутливой форме он говорит о том, что перспективы самые что ни на есть огромные, потому как все жители ходят босиком. Автор письма воспринимает эти слова буквально и, спустя некоторое время, открывает в городе обувной магазин.

Проблема в том, что обувь оказалась неходовым товаром. Консулу нужно было что-то предпринять, ведь он без памяти влюбился в дочь владельца магазина. И он кое-что придумал. По словам консула, спрос на товар создать не получится. Но можно создать условия, которые приведут к появлению спроса.

Что у нас есть?

  1. Спрос — одна из целевых вершин. Главная цель — повысить его, потому что сейчас он уверенно стремится к нулю.
  2. Привычка ходить в обуви. Тоже практически отсутствует.
  3. Объем рынка. Показывает, сколько обуви нужно жителям города. Этот показатель всегда больше, чем спрос.
  4. Насыщенность рынка. Показывает, насколько удовлетворен спрос на товар.

Исходя из этих данных, построим когнитивную карту. Связи между факторами установить легко:

  • объем рынка во многом определяется привычкой людей носить обувь;
  • усилить привычку можно с помощью рекламы (рычаг воздействия).

Но есть одно «но» — спрос не зависит напрямую от рекламы, а на изменение привычек уйдет уйма времени. Получается, что реклама особо ситуацию не изменит.

Добавим в когнитивную карту еще один пункт — потребность носить обувь. Она нужна нам для того, чтобы защищать ноги от воздействия окружающей среды. Теперь карта выглядит несколько по-другому.

Что же сделали герои? Однажды ночью они засеяли все городские улицы колючками. Утром жители были очень удивлены. Первым, кто адекватно оценил ситуацию, стал парикмахер. Он направился прямиком в обувной магазин и купил себе пару ботинок. Продажи в этот день составили 300 пар. Получается, консул, как и говорил, создал условия, порождающие спрос.

Эта когнитивная карта описывает, как факторы зависят друг от друга. Тщательное изучение связей помогло увидеть полную картину и решить проблему.

Заключение

Итак, построение когнитивной карты — отличная возможность взглянуть на проблему или ситуацию со стороны. Благодаря определению связей между объектами и явлениями вы сможете понять, что и как нужно изменить. Также вы увидите, в каком направлении лучше двигаться.

Что такое когнитивная карта?

Когнитивное картирование — это метод, который уже много лет используется в таких дисциплинах, как психология и социология, для изучения «истинных» мнений участников исследования.

Как человеческие существа, мы создаем конструкции и отношения, которые помогают нам предвидеть нашу среду, и это ничем не отличается от деловой среды, поскольку мы создаем эти конструкции для различных брендов и услуг, которые мы можем использовать или получать.

Свяжитесь с нами > 

Если вы хотите узнать больше о фокус-группах

Что такое когнитивная карта?

«Когнитивная карта» не отличается от ментальной карты, хотя различные мнения и восприятия могут быть связаны (рис. 1), чтобы проиллюстрировать ассоциации или связи между собой. Помимо измерения отношений между ассоциациями, можно нанести на карту силу этих ассоциаций. Это позволяет нам предположить, какие представления наиболее тесно связаны с рассматриваемым брендом или темой. Например, на рисунке 1 самая сильная ассоциация «надежный» обозначена толщиной соединительной линии.

Что может показать нам когнитивное картирование?

Когнитивное картирование направлено на то, чтобы проникнуть в суть настроений и убеждений респондентов о брендах или продуктах. Делая это, мы можем начать разрабатывать хороший и относительно надежный набор атрибутов, которые важны для определенного продукта или бренда. Например, в примере на Рисунке 1, если бы мы использовали когнитивное картирование для исследования рынка, и каждый респондент предложил «надежный», мы бы узнали, что это важный аспект для брендов в отрасли. Уровень детализации, который можно получить с помощью когнитивного картирования, означает, что мы можем разработать эту надежную карту всего за несколько интервью (около 8-10), что делает этот метод идеальным для рынков b2b, где может быть ограниченный круг экспертов в индустрия.

3 способа использования когнитивного картирования в исследованиях b2b

Хотя исторически более широко оно использовалось в исследованиях потребителей и социальных науках, существует несколько направлений, в которых мы можем использовать когнитивное картирование в исследованиях b2b.

1. Когнитивное картирование на предварительных этапах исследования

Благодаря своему качественному характеру когнитивное картирование может быть полезным на этапе исследования с погружением, когда мы, как исследователи рынка, стремимся полностью понять отрасль, которую исследуем. Углубленные интервью с ключевыми заинтересованными сторонами или отраслевыми экспертами могут стать трамплином для сбора ассоциаций об отрасли. Отображение этих ассоциаций может дать нам хорошее представление о том, что мы должны спросить у более широкой выборки респондентов или что мы должны выделить в количественных результатах, поскольку у нас уже есть надежный анализ ассоциаций с продуктом или услугой.

Разработка когнитивной карты также дает нам четкое представление об ассоциациях из качественных исследований, так как легко увидеть, какие ассоциации наиболее тесно связаны с брендом или услугой, какие имеют двустороннюю связь, а какие наименее важны.

2. Направленный маркетинг

Ассоциации с брендами, продуктами или услугами, найденные в когнитивном картировании, также могут помочь в информировании маркетинга. Используя когнитивное картирование, мы можем начать понимать, какие концепции и ассоциации связаны с рассматриваемым брендом или услугой, что может предоставить возможности для направления маркетинговых усилий.

Простым примером этого может быть тесная связь между «исследованием рынка» и «надежностью» на рис. надежная компания, так как это то, что люди ассоциируют с сервисом. Мы также могли бы порекомендовать, чтобы маркетинговые усилия были нацелены на компании B2B, поскольку эта ассоциация также была сильной.

3. Развитие персонажа

Благодаря использованию когнитивного картирования у нас есть доступ к мыслям и представлениям клиентов, потенциальных клиентов и заинтересованных сторон, что является ключевым, поскольку цель состоит в том, чтобы понять и изучить людей, использующих продукты или услуги. Разработка когнитивной карты для каждой подгруппы покупателей позволит нам четко визуализировать их потребности и ассоциации, а также различную силу ассоциаций между группами, которые в противном случае были бы неизмеримы. Используя когнитивное картирование для понимания потребностей различных групп, мы можем более точно ориентировать маркетинг и продукты на каждую группу.

 

Например, клиенты компании, торгующей тротуарной плиткой, могут отличаться. Хотя цена может быть важна как для владельцев бизнеса, так и для спецификаторов, сила этой связи может различаться. В этом случае это может быть наиболее важно для владельцев бизнеса, чтобы они могли увеличить прибыль. Если бы мы просто задали количественный вопрос о важности цены, мы, вероятно, не получили бы того уровня детализации, который мы можем видеть на когнитивной карте. Когнитивная карта для этих персонажей может отличаться, как показано на рис. 2.9.0003

Когнитивные карты не очень широко используются в исследованиях рынка B2B, хотя и предлагают детализированную качественную информацию, которую можно использовать различными способами. Важно отметить, что когнитивную карту можно использовать в качестве основы для дальнейших исследований, поскольку она может указать важные темы и возможности для изучения. Эффективно используемые в сочетании с количественной проверкой, когнитивные карты могут добавить уровень глубины исследованиям B2B, которые в противном случае могли бы быть упущены.

Свяжитесь с нами > 

Если вы хотите узнать больше о когнитивных картах

 

Когнитивные карты | Психология Вики

в: Когнитивные процессы, Творчество, Инфографика,

и еще 4

Просмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Когнитивная карта (также: ментальная карта или ментальная модель) — это тип мысленного представления, который служит человеку для получения, кодирования, хранения, припоминания и декодирования информации об относительном расположении и атрибутах явлений в их повседневной жизни.

или метафорическая пространственная среда. Концепция была введена Эдвардом Толменом в 1948. [1]

Когнитивные карты изучались в различных областях, таких как психология, образование, археология, планирование, география, картография, архитектура, ландшафтная архитектура, городское планирование, управление и история. [2] Как следствие, эти ментальные модели часто называют когнитивными картами, ментальными картами, сценариями, схемами и системами отсчета.

Когнитивные карты служат построению и накоплению пространственных знаний, позволяя «мысленному взору» визуализировать образы с целью снижения когнитивной нагрузки, улучшения запоминания и усвоения информации. Этот тип пространственного мышления также можно использовать в качестве метафоры для непространственных задач, когда люди, выполняющие непространственные задачи, связанные с памятью и визуализацией, используют пространственные знания, чтобы помочь в выполнении задачи. [3]

Предполагается, что нейронными коррелятами когнитивной карты являются система клеток места в гиппокампе [4] и недавно открытые клетки сетки в энторинальной коре. [5]

Содержание

  • 1 Неврологическая основа
    • 1.1 Теория параллельных карт
  • 2 Создание когнитивной карты
  • 3 История
  • 4 Критика
  • 5 Родственный термин
  • 6 См. также
  • 7 Каталожные номера

Неврологическая основа

Считается, что когнитивное картирование в значительной степени является функцией гиппокампа. Гиппокамп соединен с остальным мозгом таким образом, что идеально подходит для интеграции как пространственной, так и непространственной информации. Связи от постринальной коры и медиальной энторинальной коры обеспечивают пространственную информацию гиппокампу. Связи от периринальной коры и латеральной энторинальной коры обеспечивают непространственную информацию. Интеграция этой информации в гиппокамп делает гиппокамп практическим местом для когнитивного картирования, которое обязательно включает в себя объединение информации о местоположении объекта и других его характеристиках. [6]

О’Киф и Надель первыми обрисовали взаимосвязь между гиппокампом и когнитивным картированием. [4] Многие дополнительные исследования показали дополнительные доказательства, подтверждающие этот вывод. [7] В частности, клетки места, пирамидные клетки и клетки сетки были задействованы в качестве нейронной основы для когнитивных карт в системе гиппокампа. Многочисленные исследования О’Кифа выявили участие клеток места. Отдельные клетки места в гиппокампе соответствуют отдельным местам в окружающей среде, а сумма всех клеток составляет единую карту всей окружающей среды. Прочность связей между ячейками представляет расстояния между ними в реальной среде. Одни и те же ячейки могут использоваться для построения нескольких сред, хотя отношения отдельных ячеек друг к другу могут различаться на разных картах. [4] Возможное участие клеток места в когнитивном картировании было обнаружено у ряда видов млекопитающих, включая крыс и макак. [7] Кроме того, в исследовании крыс, проведенном Маннсом и Эйхенбаумом, пирамидные клетки гиппокампа также участвовали в представлении местоположения и идентичности объекта, что указывает на их участие в создании когнитивных карт. [6] Тем не менее, были некоторые споры относительно того, указывают ли такие исследования видов млекопитающих на наличие когнитивной карты, а не другого, более простого метода определения окружающей среды. [8]

Хотя клетки решетки медиальной энторинальной коры не расположены в гиппокампе, они также участвуют в процессе интеграции пути, фактически играя роль интегратора пути, в то время как клетки места отображают вывод информации. полученный за счет интеграции путей. [9] Результаты интеграции пути затем используются гиппокампом для создания когнитивной карты. [10] Когнитивная карта, вероятно, существует в цепи, включающей гораздо больше, чем просто гиппокамп, даже если она в основном базируется там. Помимо медиальной энторинальной коры, пресубикулум и теменная кора также участвуют в создании когнитивных карт. [7]

Теория параллельных карт

Имеются некоторые доказательства того, что когнитивная карта представлена ​​в гиппокампе двумя отдельными картами. Первая — это карта азимута, которая представляет окружающую среду с помощью сигналов собственного движения и сигналов градиента. Использование этих векторных сигналов создает грубую двухмерную карту окружающей среды. Второй картой будет схематическая карта, работающая на основе позиционных сигналов. Вторая карта объединяет определенные объекты или ориентиры и их относительное расположение для создания 2D-карты окружающей среды. Таким образом, когнитивная карта получается путем интеграции этих двух отдельных карт. [10]

Создание когнитивной карты

Когнитивная карта создается из нескольких источников, как из зрительной системы, так и из других источников. Большая часть когнитивной карты создается с помощью самостоятельно сгенерированных сигналов движения. Входные данные от органов чувств, таких как зрение, проприоцепция, обоняние и слух, используются для определения местоположения человека в окружающей среде, когда он перемещается в ней. Это позволяет интегрировать пути, создавая вектор, который представляет положение и направление в окружающей среде, особенно по сравнению с более ранней контрольной точкой. Этот результирующий вектор может быть передан клеткам места гиппокампа, где он интерпретируется, чтобы предоставить больше информации об окружающей среде и своем местоположении в контексте когнитивной карты. [10] Направленные сигналы и позиционные ориентиры также используются для создания когнитивной карты. В рамках сигналов направления как явные сигналы, такие как отметки на компасе, так и градиенты, такие как затенение или магнитные поля, используются в качестве входных данных для создания когнитивной карты. Направленные сигналы могут использоваться как статически, когда человек не перемещается в своей среде при ее интерпретации, так и динамически, когда движение по градиенту используется для предоставления информации о характере окружающей среды. Позиционные ориентиры предоставляют информацию об окружающей среде, сравнивая относительное положение конкретных объектов, тогда как ориентиры дают информацию о форме самой окружающей среды. Эти ориентиры обрабатываются гиппокампом вместе, чтобы представить график окружающей среды через относительные местоположения. [10]

История

Идея когнитивной карты впервые была разработана Эдвардом К. Толменом. Толмен, один из первых когнитивных психологов, выдвинул эту идею, проводя эксперимент с крысами и лабиринтами. В эксперименте Толмена крысу поместили в крестообразный лабиринт и позволили исследовать его. После этого начального исследования крысу помещали на одно плечо креста, а корм клали на следующее плечо справа. Крысу приучили к такой схеме, и она научилась поворачивать направо на перекрестке, чтобы добраться до еды. Однако, когда крысу помещали в разные ответвления перекрестного лабиринта, крыса по-прежнему шла в правильном направлении, чтобы получить пищу, из-за исходной когнитивной карты, которую она создала для лабиринта. Вместо того, чтобы просто решить повернуть направо на перекрестке, несмотря ни на что, крыса смогла определить правильный путь к еде, независимо от того, где в лабиринте она находилась. [11]

Критика

В обзоре Bennett [8] утверждается, что нет четких доказательств существования когнитивных карт у нечеловеческих животных (т.е. когнитивной карты согласно определению Толмена). Этот аргумент основан на анализе исследований, в которых было обнаружено, что более простые объяснения могут объяснить экспериментальные результаты. Беннетт выделяет три более простых альтернативы, которые нельзя исключать при тестировании когнитивных карт у нечеловеческих животных: «Эти альтернативы заключаются в том, что (1) очевидно новый короткий путь не является на самом деле новым; (2) что используется интеграция путей; и (3) что знакомые ориентиры распознаются под новым углом, после чего следует движение к ним».

Связанный термин

Когнитивная карта — это пространственное представление внешнего мира, которое хранится в сознании до тех пор, пока не будет сгенерировано фактическое проявление (обычно рисунок) этого воспринимаемого знания, ментальная карта . Когнитивное картирование — это имплицитное, ментальное картографирование явной части одного и того же процесса. [12] В большинстве случаев когнитивная карта существует независимо от ментальной карты, поэтому статья, посвященная только когнитивным картам, останется ограниченной теоретическими соображениями.

В некоторых случаях ментальная карта относится к практике, проводимой урбанистами-теоретиками, когда горожане рисуют по памяти карту своего города или места, где они живут. Это позволяет теоретику получить представление о том, какие части города или жилища более существенны или вообразимы. Это, в свою очередь, дает решающее представление о том, насколько хорошо было проведено городское планирование.

См. также

  • Топографическая дезориентация в связи с развитием
  • Восприятие направления
  • Нечеткая когнитивная карта
  • Схема
  • Пространственные изображения
  • Пространственная память
  • Пространственная организация
  • Пространственная ориентация (восприятие)
  • Визуальное мышление

Ссылки

  • Р. М. Китчин (1994). Когнитивные карты: что это такое и зачем их изучать? Журнал экологической психологии 14 : 1-19.
  • Р. Г. Даунс и Д. Стеа (1973). Изображение и среда: когнитивное картографирование и пространственное поведение .
  • EC Толман (1948). Когнитивные карты у крыс и человека. Психологический обзор 55 : 189-208.
  • Дж. О’Киф и Л. Надель (1978). Гиппокамп как когнитивная карта .
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).
  1. Толмен Э.К. (июль 1948 г.). Когнитивные карты у крыс и людей. Психологический обзор 55 (4): 189–208.
  2. Найт, Питер (2002). Нация заговора: политика паранойи в послевоенной Америке , Нью-Йорк и Лондон: издательство Нью-Йоркского университета.
  3. Китчин Р.М. (1994). Когнитивные карты: что это такое и зачем их изучать? Журнал экологической психологии 14 (1): 1–19.
  4. 4,0 4,1 4,2 О’Киф Дж., Надель Л. (1978). Гиппокамп как когнитивная карта .
  5. Сарголини Ф., Фюн М., Хафтинг Т., Макнотон Б.Л., Виттер М.П., ​​Мозер М.Б., Мозер Э.И. (май 2006 г.). Конъюнктивное представление положения, направления и скорости в энторинальной коре. Наука 312 (5774): 758–62.
  6. 6,0 6,1 Маннс, Джозеф, Ховард Эйхенбаум (2009). Когнитивная карта памяти объектов в гиппокампе. Обучение и память (16).
  7. 7,0 7,1 7,2 Мозер, Э., Э. Кроппф и М. Мозер (2008). Ячейки места, ячейки сетки и система пространственного представления мозга. Ежегодный обзор неврологии (31): 68–81.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts