Гендерное развитие детей дошкольного возраста: Гендерное воспитание детей: на что обратить внимание

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста

Что такое «гендер»? Термин подразумевает социальный пол индивида, который создается благодаря воспитанию. Понятие включает в себя психологические, культурные отличия между женщинами и мужчинами.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем. В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье заключается в особой организации учебной работы. Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола левое полушарие развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.

Гендерные детские типы

Половое различие включает в себя следующие составляющие: когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей. Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:

  1. Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений.
  2. Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом.
  3. Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите.
  4. Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.

Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или неблагополучных семьях.

Проблема гендерного воспитания

Отметим следующий ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного образа своего пола:

  1. Феминизация мужчин и эвирация женщин.
  2. Снижение чувства гендерных отличий.
  3. Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.
  4. Проблемы в личной жизни.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.

Гендерное воспитание для воспитателей детских садов

Работа с детьми в дошкольных учреждениях должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых — на слуховые. При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика — это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры. Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам – тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин. Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр.

Музыкальное развитие

Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам – мягкости и плавности. Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

Спортивное развитие

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование немного тяжелее. Успешное гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста основывается на том факте, что для девочек характерно ближнее зрение, а для мальчиков – дальнее. Поэтому последним нужно больше пространства для деятельности. При знакомстве с новым видом спорта нужно акцентировать внимание на его половую принадлежность.

Участие родителей в гендерном развитии

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении полноценного развития ребенка, и здесь они могут обратиться к воспитателям. Педагог может пригласить мам и пап для участия в совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома. Для просвещения родителей в детских садах устанавливают стенды, на которых расписана актуальная информация по развитию чад. Залогом правильного формирования знаний о половых различиях является проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы семейных талантов, знакомство с профессиями родителей, спортивные состязания. Опыт работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.

Подводя итоги

Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.

Гендерное воспитание дошкольников — полоролевые особенности

В современной педагогике и психологии гендерное воспитание дошкольников нередко считается пережитком прошлого. Мамы с детства приучают детей к равенству, внушая им, что девочки и мальчики ничем не отличаются друг от друга. Между тем воспитание по гендерному признаку по-прежнему актуально.

Содержание

  • 1 Существует ли равенство полов?
  • 2 Существует ли различие в воспитании?
  • 3 Воспитание сына
  • 4 Воспитание дочери
  • 5 Вместе или раздельно?
  • 6 Какими должны быть результаты?

Существует ли равенство полов?

Западная культура начала задумываться о равенстве полов в конце XIX века. Американские и европейские феминистки боролись за право женщины работать, участвовать в общественно-политической жизни и т. д. Феминистки считали несправедливостью зависимость дам от мужей или отцов.

Меньше чем за 100 лет желанное равенство было достигнуто. Однако общество от этого не стало счастливее. Современная женщина вынуждена не только вести хозяйство и воспитывать детей, но и работать наравне со своим супругом. Сегодня представительницам прекрасного пола не просто разрешили работать, их обязали это делать. Результатом борьбы феминисток стала не независимость женщины, а еще большее ее порабощение. Мужчина при этом полностью освобожден от всякой ответственности за свою семью. Став мужем и отцом, он зачастую продолжает жить той жизнью, к которой привык, будучи холостяком.

Наблюдая за своими родителями, мальчики и девочки начинают им подражать. Дети получают неверное представление о том, какой должна быть женщина, каким должен быть мужчина. Отсутствие гендерного воспитания дошкольников в условиях детского сада заставляет представителей сильного и слабого полов забыть свои роли. Такое воспитание приводит к появлению в обществе женщин-карьеристок, отказывающихся от деторождения в пользу работы, и мужчин, предпочитающих семейным ценностям мимолетные отношения с малознакомыми девушками.

Существует ли различие в воспитании?

Педагоги, настаивающие на равенстве, отказавшиеся от традиционной модели воспитания, поступают необдуманно. Они отказались от учета гендерных особенностей детей дошкольного возраста. Методика, предназначенная только для мальчика или только для девочки, кажется «прогрессивным» ученым унижением и дискриминацией. На самом деле речь не идет о том, что один пол в чем-то лучше или хуже другого. Не следует впадать в крайности и считать, например, что девочки не должны заниматься спортом, а занятие бальными танцами не для настоящего мужчины. При работе с детьми разного пола воспитатель должен учитывать, что:

  1. Мальчики намного лучше воспринимают информацию зрительно. Девочкам легче запоминать на слух. Выбранная методика подачи новой информации должна быть такой, чтобы сведения можно было получать и зрительно, и на слух.
  2. Правильное гендерное поведение заложено в ребенке на генетическом уровне. Воспитание дошкольников на основе народных традиций было принято еще в прошлом веке. Отказались от него совсем недавно. Вот почему дети интуитивно чувствуют, что агрессивное поведение мамы и пассивность папы — это не норма. Ребенок неосознанно копирует родительское поведение. Однако подсознательно он понимает, что папа и мама не правы. Такой внутренний диссонанс приводит к появлению психологических проблем.
  3. Для мальчика подходит высокая активность. Он не может слишком долго выполнять одну и ту же работу. Девочка справляется с рутиной значительно легче и предпочитает более спокойные игры и занятия. При подготовке к школе мальчиков следует больше обучать точным наукам. Девочки склонны к гуманитарным дисциплинам.
  4. Ведущим фактором в формировании личности ребенка мужского пола становится среда. На дошкольника женского пола больше влияет генетическая предрасположенность.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста основан не на дискриминации, как утверждают сторонники равенства, а на учете особенностей психического и физиологического развития детей женского и мужского пола. Уже в двухлетнем возрасте ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность. Мальчики и девочки замечают, что физиологически и психологически они отличаются. К 7 годами у детей уже вырабатываются основные гендерные стереотипы поведения, принятые в данном обществе.

Воспитание сына

Дошкольный возраст — это период, когда маленький человек находит свое место в этом мире благодаря осознанию принадлежности к определенному полу. В большинстве случаев мальчики ментально созревают позднее девочек. Их гендерным воспитанием следует заняться значительно раньше.

Считается, что гендерной социализацией дошкольников мужского пола должны заниматься только отцы (дедушки, братья, дяди). Отчасти это верно, поскольку отец, будучи одного пола со своим сыном, способен передать ребенку намного больше полоролевого опыта. Однако не стоит полностью исключать из воспитательного процесса маму, бабушку и сестру. Мальчик с детства должен учиться успешному общению с лицами противоположного пола. Чтобы ребенок привыкал к своей роли с детства, необходимо использование следующих рекомендаций:

  1. Давать ему «серьезные» задания. Для эффективного гендерного воспитания нужно, чтобы дети выполняли какие-либо действия, присущие взрослым. При этом задачи родителей состоят не в том, чтобы переложить на плечи малыша свои заботы. Они должны стать для сына учителями, обучающими его на практике. Старшему дошкольнику можно доверить многое. В 5-6 лет ребенок способен самостоятельно купить хлеб, подсчитав деньги без посторонней помощи, вынести мусор, помыть посуду.
  2. С ребенком 4-5 лет уже можно беседовать, как со взрослым человеком. К этому возрасту мальчик уже успел усвоить основные моральные нормы, принятые в обществе.
  3. Родителям нужно чаще предлагать сыну принимать самостоятельные решения. Начать можно с самого простого: какое мороженое купить, какой мультфильм смотреть сегодня и т. д. Также следует поощрять инициативность сына.
  4. Желательно записать ребенка в спортивную секцию.
    Занятия физической культурой полезны и мальчикам, и девочкам. Однако хорошая спортивная подготовка намного важнее будущему юноше, которому придется идти в армию. Сын может выбрать один из наиболее интересных ему видов спорта. Мальчикам чаще всего нравятся футбол, хоккей, бокс, восточные единоборства. Спорт учит ребенка работе в команде, общению не только с соратниками, но и с противниками. Желание не быть хуже товарищей заставляет постоянно работать над собой.
  5. Сына не следует ругать за слезы. Не стоит подавлять эмоции в ребенке.

Воспитание дочери

Роль матери в воспитании ребенка женского пола очень велика. Именно мама передает своей дочери многие женские секреты и хитрости, которые ей когда-то передала ее родительница. Эти секреты могут касаться и приготовления вкусных блюд по особым семейным рецептам, и взаимоотношений с мужчинами. Однако нередко мама пытается не только передать дочери свой жизненный опыт, но и реализовать через нее свои несбывшиеся надежды.

Если женщина в юности безуспешно пыталась стать актрисой, певицей, балериной или же бизнесвумен, она может навязать свою мечту дочери.

В результате девочка вынуждена заниматься балетом, вокалом или посещать актерскую студию. Она с детства готовит себя к «великому» будущему. Но даже добившись успеха на выбранном мамой поприще, девочка не чувствует себя счастливой. Получение блестящего образования не сделает девушку успешной в семейной жизни, ведь она никогда не готовилась к тому, чтобы быть хорошей женой и матерью. Для воспитания девочек полезны:

  1. Беседы на темы «Девочки — будущие мамы», «Каждая девочка — принцесса».
  2. Участие в домашнем хозяйстве. Вне зависимости от возраста все девочки любят стирать и гладить. Дочери охотно помогают мамам на кухне при приготовлении кулинарных изделий.
  3. Акцент на внешность. Девочка должна всегда выглядеть как принцесса. Маме следует объяснить дочери, что даже перед отцом или братом она не может появиться неаккуратной.

Вместе или раздельно?

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не предполагает полного разделения мальчиков и девочек, как это было в дореволюционной России. Невозможность контактировать с противоположным полом приводит к тому, что, став юношами и девушками, люди испытывают неловкость при общении друг с другом. Очень часто молодые женщины ведут себя холодно и отчужденно, чтобы скрыть смущение. Для этих же целей парни проявляют грубость по отношению к девушкам.

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста невозможно без межполовых контактов. Ни один педагог не научит правильно вести себя с противоположным полом без непосредственного общения мальчиков и девочек дошкольного возраста. Именно поэтому родителям не следует запрещать дочерям иметь друзей-мальчиков, а сыновьям — товарищей девочек. Не стоит думать, что такое общение приведет к ранним интимным связям. Наоборот, чем больше запретов, тем больше желание попробовать запретное. Дети противоположного пола, растущие вместе, редко вызывают друг у друга влечение.

Для полноценного общения мальчиков и девочек дошкольного возраста дома папы и мамы должны создавать все необходимые условия, используя дидактические игры и всевозможные психолого-педагогические приемы. Брат и сестра нередко ссорятся. Каждый стремится получить больше внимания мамы и папы. Чтобы дети знали, что они оба дороги своим родителям, при первой же удобной возможности семья должна отправляться в совместные походы, посещать кинотеатры, ходить в кафе. Маме следует больше времени проводить с дочерью, а папе — с сыном. Однако о совместной деятельности тоже не стоит забывать.

Какими должны быть результаты?

Роль родителей в воспитании ребенка состоит не только в том, чтобы использовать тот или иной метод воспитания, но и в наблюдении за действием используемой методики. Если выбранная воспитательная система по-настоящему эффективна, родители смогут:

  1. Сформировать у ребенка правильное отношение к противоположному полу. Девочки часто считают мальчиков хулиганами. Мальчики же уверены в том, что все девочки — плаксы. Благодаря хорошему воспитанию ребенок сможет понять, что представитель противоположного пола не лучше и не хуже его самого. Он просто по-другому устроен.
  2. Подготовить детей к семейной жизни. Показать ребенку, какой должна быть настоящая семья, родители могут только своим собственным примером. Если папа и мама ссорятся в присутствии детей, или их поведение нарушает морально-нравственные нормы, словесные убеждения не достигнут цели. Ради счастливого будущего сына или дочери мама и папа должны начать следить за своим поведением. Не следует выяснять отношения в присутствии детей.
  3. Научить ребенка общению не только с противоположным полом. Правильное воспитание поможет малышу строить отношения, основанные на взаимоуважении и доверии с лицами любого пола и возраста.

Пол: ранняя социализация: социализация со сверстниками


Лаура Д. Ханиш, доктор философии, Ричард А. Фабес, доктор философии
Школа социальной и семейной динамики им.

Т. Денни Сэнфорда, Университет штата Аризона, США

PDF-версия

Введение

К 3 годам дети уже начинают формировать свою гендерную идентичность. 1 Другими словами, они осознают тот факт, что они мальчики или девочки, и что существуют определенные модели поведения, занятия, игрушки и интересы, с которыми чаще играют мальчики и девочки. К этому возрасту также начинают проявляться гендерные различия в поведении и моделях взаимодействия детей. Например, мальчики более активны, физически и играют в больших помещениях, чем девочки. Напротив, девочки более уступчивы, просоциальны и играют ближе к взрослым, чем мальчики. 2 Одним из важных способов, с помощью которого дети узнают о гендерных ролях и развивают гендерно-типичное поведение и отношение, является общение со сверстниками.

3

Проблемы

Когда дети проводят время с другими детьми, они становятся более похожими друг на друга. Со временем дети, дружащие друг с другом, становятся гораздо более похожими друг на друга, чем можно было бы предсказать по чистой случайности. Это верно и в отношении гендерного развития: гендерное поведение детей становится более похожим на поведение тех, с кем они проводят время. 4 Для объяснения этого сходства использовались два процесса. Во-первых, дети предпочитают играть со сверстниками, которые на них похожи. Таким образом, девочки могут выбирать других девочек, потому что у них схожие интересы и занятия. Во-вторых, дети могут стать похожими на своих друзей из-за влияния или тенденции поведения и интересов распространяться через социальные связи с течением времени. Различие между эффектами отбора и влияния требует точного определения того, с кем играют дети и как их взаимодействие со сверстниками влияет на их поведение и развитие.

Это непросто, потому что нужны подробные лонгитюдные данные о социальных отношениях и индивидуальных характеристиках, а это довольно сложно, дорого и трудно получить.

Ключевые вопросы исследования

В этой области есть несколько важных вопросов исследования. К ним относятся:

  • Как дети социализируют поведение девочек и мальчиков? Что из того, что делают дети, поощряет или препятствует гендерному поведению?
  • Что делает детей восприимчивыми к гендерной социализации сверстников?
  • Каковы преимущества и издержки гендерной социализации сверстников?

Результаты исследований

С раннего возраста дети проявляют интерес к своим сверстникам и реагируют на них, и у них формируются конструктивные отношения с ними. 5 Поскольку дети проводят больше времени, общаясь со своими сверстниками, у них появляется возможность социализировать друг друга, поощряя или препятствуя определенному поведению, моделируя или создавая нормы, определяющие поведение детей. Гендер имеет важное значение для собственной идентичности маленьких детей и восприятия других, и они социализируют гендерное поведение друг друга. Это может произойти напрямую. Например, один ребенок может сказать другому ребенку, что определенное занятие подходит для того или иного пола (например, «Куклы для девочек» или «Мальчикам вход в нашу крепость запрещен»). Или это может произойти косвенно. Например, чем больше времени дети проводят со сверстниками, тем больше они становятся похожи друг на друга по интересам, поведению и стилям взаимодействия. 4

Чтобы проиллюстрировать это, исследователи, изучающие детей в США, обнаружили, что чем больше времени мальчики проводят, играя с другими мальчиками, тем больше они похожи на мальчиков. Другими словами, мальчики, которые часто играют с другими мальчиками, становятся более активными, доминирующими и агрессивными. Точно так же девочки, которые часто играют с другими девочками, ведут себя более типично для девочек. 6 И это происходит за довольно короткий промежуток времени – всего за несколько месяцев. Например, осенью учебного года исследователи наблюдали небольшие и небольшие различия в игровом поведении мальчиков и девочек (средний возраст = 53 месяца). Но уже к концу учебного года, через несколько месяцев, мальчики и девочки стали заметно более разными и гендерно типизированными в игровой активности и поведении. Это было связано с количеством времени, которое они проводили, играя со сверстниками того же пола; чем больше они делали это осенью, тем более гендерно типичными они были весной. 6

Мальчики и девочки проводят много времени, играя со сверстниками одного пола, и относительно мало времени, играя со сверстниками другого пола. 6,7 Эта модель известна как гендерная сегрегация. 8 Гендерная сегрегация начинается в возрасте от 2,5 до 3 лет и усиливается и усиливается в годы начальной школы. 9 В результате дети чаще всего общаются со сверстниками того же пола. Это также означает, что мальчики и девочки имеют разный опыт и учатся навыкам, компетенциям и интересам в общении со сверстниками того же пола. Мальчики учатся ладить и эффективно играть с другими мальчиками. Напротив, девочки учатся влиять и играть в большей степени в сотрудничестве с другими девочками. 10 Со временем эти предпочтения сверстников того же пола становятся сильнее, усиливая гендерную сегрегацию и поощряя поведение и интересы, соответствующие гендерному типу. Этот цикл гендерной сегрегации снижает вероятность того, что мальчики и девочки взаимодействуют друг с другом и учатся друг у друга, а также способствует распространению гендерных стереотипных убеждений, взглядов и предубеждений в отношении другого пола и по отношению к нему. 11

Пробелы в исследованиях

Мы до сих пор мало знаем о том, как сверстники социализируют поведение девочек и мальчиков. Однако о социализации среди однополых сверстников известно гораздо больше, чем о том, как сверстники другого пола социализируют детей. Чтобы понять, как сверстники социализируют поведение девочек и мальчиков, независимых наблюдателей можно обучить определять, когда дети взаимодействуют друг с другом, с кем они общаются и что они делают вместе. 12 Например, наблюдатели могут отметить обстановку или обстоятельства, облегчающие взаимодействие со сверстниками, играют ли дети с девочками или мальчиками или с обоими, а также какие девочки и мальчики участвуют. Они также могут отметить, занимаются ли дети гендерно-типичными видами деятельности (например, действиями, более частыми для их пола, например, для девочек, играющими в куклы; для мальчиков, играющими с грузовиками) или поведением (например, физически активными или спокойное поведение), поощряют или препятствуют сверстники такому поведению детей, и как дети реагируют на реакции своих сверстников (например, усиливают или ослабляют поведение, спорят и т. д.). Чтобы лучше понять социализацию сверстников своего и другого пола, необходимы лонгитюдные исследования, в ходе которых дети наблюдают и наблюдают с течением времени.

Выводы

Всякий раз, когда дети собираются вместе, у них есть возможность общаться друг с другом по признаку пола. Исследования и выводы, связанные с социализацией сверстников в отношении гендерного развития детей младшего возраста, показывают, что мальчики и девочки растут в разных социальных мирах, редко получая возможность узнавать друг о друге и учиться друг у друга. 2,4,8 Кроме того, есть некоторые предположения, что это разделение и непонимание переходят в более поздние отношения между мужчиной и женщиной в подростковом и взрослом возрасте. 2 В основном дети развивают навыки взаимодействия с представителями своего пола, но возможности развития навыков комфортного и эффективного взаимодействия с представителями другого пола более ограничены. Гендерная сегрегация, мотивированная детьми или взрослыми, может стать проблемой, поскольку дети растут в гендерно-интегрированном обществе. Семьи, школы, окрестности и рабочие места включают представителей обоих полов. Чтобы добиться успеха в различных условиях, в которых они окажутся, дети должны иметь возможность эффективно взаимодействовать и общаться как с мужчинами, так и с женщинами.

Значение для родителей, поставщиков услуг и лиц, определяющих политику

Родителям, поставщикам услуг и лицам, определяющим политику, рекомендуется помогать маленьким детям структурировать и организовывать взаимодействие со сверстниками, чтобы максимизировать преимущества социализации сверстников. Это особенно важно для взаимодействия со сверстниками другого пола, потому что детям нужна поддержка в понимании гендерных различий и в обретении комфорта со сверстниками другого пола. Один из способов сделать это — предоставить детям возможность позитивно играть как с мальчиками, так и с девочками в смешанных группах. Смешанные группы могут обеспечить безопасное место для изучения сходств и различий между полами, а также для развития навыков, позволяющих детям эффективно взаимодействовать как с мальчиками, так и с девочками.

Также важно признать, что влияние сверстников, связанное с гендерной сегрегацией, способствует гендерным различиям в поведении и отношении детей. Разделение мальчиков и девочек преувеличивает эти различия, но некоторые люди неправильно понимают этот факт. Например, некоторые авторы предлагают, чтобы мальчики и девочки настолько отличались друг от друга, что их необходимо обучать в отдельных классах — один для мальчиков, другой для девочек. 13,14 К сожалению, эти люди не понимают, что именно общение со сверстниками в гендерно сегрегированных группах в первую очередь способствует различиям между мальчиками и девочками, и что разделение их в классах только усилит и подкрепит гендерно-типичное поведение и различия. 11,15,16 Кроме того, классы с разделением по половому признаку сами по себе не приводят к улучшению обучения и успеваемости. 17 Усилия должны быть направлены на поиск способов свести мальчиков и девочек вместе, чтобы у них был положительный опыт общения друг с другом и чтобы они лучше понимали, ценили и уважали друг друга. 18

Ссылки

  1. Рубль Д. Н., Мартин К.Л., Беренбаум С. Гендерное развитие. В: Дэймон В., изд. Справочник по детской психологии. Том 3. Нью-Йорк: Wiley; 2006: 858-932.
  2. Маккоби EE. Два пола: взрослеют врозь, собираются вместе. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press; 1998.
  3. Fabes RA, Hanish LD, Martin CM. Следующие 50 лет: рассмотрение гендера как контекста для понимания взаимоотношений маленьких детей со сверстниками. Ежеквартальный журнал Merrill-Palmer. 2004; 50:260-273.
  4. Мартин К.Л., Корниенко О., Шефер Д., Ханиш Л.Д., Фабес Р.А., Гобл П. Роль сверстников и гендерно-типизированная деятельность в партнерских сетях маленьких детей: лонгитюдный анализ отбора и влияния. Развитие ребенка. 2013;84:921-937.
  5. Рубин К.Х., Буковски В.М., Паркер Дж.Г. Взаимодействие со сверстниками, отношения и группы. В: Дэймон В., изд. Справочник по детской психологии. Том 3. Нью-Йорк: Wiley; 2006: 619-700.
  6. Мартин С.Л., Фабес Р. А. Стабильность и последствия однополых взаимодействий маленьких детей со сверстниками. Психология развития. 2001;37:431-446.
  7. Фабес Р.А., Мартин К.Л., Ханиш Л.Д. Игровые качества маленьких детей в однополых, других и смешанных группах сверстников. Развитие ребенка. 2003;74(3):921-932.
  8. Mehta CM, Strough J. Половая сегрегация в дружеских отношениях и нормативных контекстах на протяжении всей жизни. Обзор развития . 2009;29(3):201-220.
  9. Маккоби Э.Э., Джеклин К.Н. Гендерная сегрегация в детстве. В: Риз Х.В., изд. Достижения в развитии и поведении ребенка. Том 20. Орландо, Флорида: Academic Press; 1987: 239-287.
  10. Leaper C. Изучение последствий гендерной сегрегации в социальных отношениях. В: Leaper C, изд. Гендерная сегрегация в детстве: причины и последствия. Сан-Франциско: Джосси-Басс; 1994: 67-86.
  11. Фабес Р.А., Мартин К.Л., Ханиш Л.Д., Галлиган К., Палке Э. Раздельное обучение по гендерному признаку: проблема, замаскированная под решение. Образовательная политика. В печати.
  12. Ханиш Л.Д., Мартин К.Л., Фабес Р.А., Леонард С., Герцог М. Воздействие экстернализации сверстников в раннем детстве: процессы гомофилии и заражения сверстников. Журнал аномальной детской психологии. 2005;33(3):267-281.
  13. Гуриан М., Хенли П., Труман Т. Мальчики и девочки учатся по-разному!: Руководство для учителей и родителей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Джосси-Басс; 2001.
  14. Sax L. Почему гендер имеет значение: что родители и учителя должны знать о зарождающейся науке о половых различиях. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday; 2005.
  15. Halpern DF, Eliot L, Bigler RS, et al. Лженаука однополого обучения. Наука. 2011;333:1706-1707.
  16. Галлиган К.М., Фабес Р.А., Мартин К.Л., Ханиш Л.Д. Гендерные различия в игровых качествах маленьких детей в гендерно сегрегированных и гендерно интегрированных взаимодействиях со сверстниками. Документ представлен на двухгодичном собрании Общества исследований в Развитие ребенка; апрель 2011 г. ; Монреаль, Квебек, Канада.
  17. Биглер Р.С., Синьорелла М.Л. Однополое образование: новые взгляды и доказательства продолжающихся споров. Сексуальные роли. 2011;65(9-10):659-669.
  18. Martin CL, Fabes RA, Hanish L, et al. Санфордская программа гармонии: описание программы и предварительные выводы. Конференция по исследованию гендерного развития. Сан-Франциско, Калифорния, 2012 год, апрель.

Как цитировать эту статью:

Ханиш Л.Д., Фабес Р.А. Гендерная социализация сверстников у мальчиков и девочек. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Мартин CL, тема изд. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/gender-early-socialization/according-experts/peer-socialization-gender-young-boys-and-girls. Опубликовано: август 2014 г. По состоянию на 18 ноября 2022 г.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Пол: ранняя социализация: социализация родителей


Кэмпбелл Липер, доктор философии
Факультет психологии, Калифорнийский университет, Санта-Крус, США

PDF-версия

Введение

Когда у родителей рождается новый ребенок, первый вопрос, который они обычно задают, это девочка или мальчик. Присвоение пола детям становится мощной социальной идентичностью, которая формирует жизнь детей. В раннем детстве девочки и мальчики проводят большую часть своего времени дома со своими семьями и обращаются за советом к родителям, старшим братьям и сестрам. Родители преподают детям первые уроки гендера. Возможные способы, с помощью которых родители могут влиять на гендерное развитие детей, включают ролевое моделирование и поощрение различных видов поведения и занятий у сыновей и дочерей. 1

Проблемы

Одной из задач исследователей, изучающих социализацию родителей, является разделение влияния родителей на детей и влияния детей на родителей. 2 Пятьдесят лет назад, когда исследователи наблюдали взаимосвязь между практикой воспитания и поведением детей, типичным выводом было то, что родители влияют на детей. Однако теперь психологи, занимающиеся вопросами развития, признают, что дети также влияют на поведение своих родителей. Таким образом, выводы о причинно-следственном влиянии родительской социализации на гендерное развитие детей следует делать осторожно.

Ключевые вопросы исследования

При оценке влияния родителей на гендерное развитие детей уместны четыре вопроса:

  • Склонны ли родители предъявлять к своим детям гендерно-стереотипные ожидания?
  • Склонны ли родители моделировать традиционное гендерно-ролевое поведение для своих детей?
  • Склонны ли родители поощрять гендерно-стереотипное поведение и препятствовать кросс-гендерному стереотипному поведению своих детей?
  • Оказывают ли связанные с полом различия в ожиданиях и поведении родителей причинно-следственное влияние на гендерное развитие детей?

Результаты исследований

Гендерно-стереотипные ожидания родителей.

Гендерные ожидания могут возникать в отношении личностных качеств (например, «мальчики агрессивны»), способностей (например, «девочки хорошо читают»), занятий и ролей (например, «мужчины — ученые»). 3 По мере того, как за последние несколько десятилетий гендерное равенство возросло во многих культурах, соответственно увеличилось и одобрение взрослыми гендерно-эгалитарных взглядов. В настоящее время среди родителей больше различий: некоторые придерживаются традиционных ожиданий, а некоторые выражают эгалитарные ожидания в отношении своих дочерей и сыновей. 4,5 Кроме того, некоторые родители могут поддерживать эгалитарные взгляды в отношении некоторых областей (например, профессий), но оставаться более традиционными в отношении других областей (например, семейных ролей). Наконец, родители (особенно отцы) обычно более строги в своих ожиданиях от сыновей, чем от дочерей. 6

Гендерно-ролевое моделирование родителей.

Одним из драматических социальных изменений в большинстве промышленно развитых стран за последние 50 лет стало участие женщин в рабочей силе. В современных индустриальных обществах большинство женщин с детьми работают вне дома. Среднее участие мужчин в уходе за детьми и домашнем хозяйстве также увеличилось, хотя домашние обязанности по-прежнему выполняются в основном женщинами в большинстве семей с двойной профессией. 6 Исследования показывают, что участие отцов в уходе за детьми отрицательно связано с гендерными стереотипами детей. Активно участвуя в уходе за детьми, отцы демонстрируют, что роль взрослого мужчины может включать в себя заботу, а также инструментальную деятельность.7

Потенциальное влияние гендерно-ролевого моделирования родителей также было выявлено в исследованиях детей, воспитанных родителями-лесбиянками или геями. 8 По сравнению с детьми, выросшими в гетеросексуальных семьях с двумя родителями, дети, воспитанные однополыми родителями, менее склонны поддерживать определенные гендерные стереотипы, чем поддерживать их. Однако, когда родители одного пола разделили труд, при этом один родитель был основным опекуном, а другой — основным кормильцем, их дети с большей вероятностью выражали стереотипные взгляды на роли и занятия взрослых. 8

Различное отношение родителей к дочерям и сыновьям.

Во многих частях мира родители с ограниченными финансовыми ресурсами отдают предпочтение сыновьям. В результате приоритет в ресурсах, начиная от здравоохранения и заканчивая образованием, может быть отдан сыновьям, а не дочерям. 9 Этот разительный контраст в отношении к сыновьям и дочерям обычно не наблюдается в более богатых странах. Тем не менее, есть общие способы, которыми родители в этих обществах могут по-разному социализировать девочек и мальчиков.

Согласно одному всестороннему обзору исследований, проведенных в западных странах, родители чаще всего по-разному относятся к девочкам и мальчикам через поощрение действий, основанных на гендерных стереотипах. 10 Сюда входят типы игрушек, которые могут покупать родители, или виды деятельности, которые они поощряют. Например, родители чаще дарят своим сыновьям игрушечные транспортные средства, фигурки и спортивный инвентарь; и они чаще дарят своим дочерям куклы, кухонные наборы и игрушки-одевалки. Как только дети начинают просить определенные игрушки (обычно в возрасте около 3 лет), неясно, в какой степени родители формируют предпочтения своих детей в игровой деятельности, а не соглашаются с заявленными предпочтениями своих детей. 11

Существуют также незаметные способы, которыми родители могут укреплять гендерные стереотипы, даже если они открыто их не поощряют. Это обычно наблюдается в использовании родителями эссенциалистских утверждений о гендере. Например, «Девочки любят кукол» или «Мальчики любят футбол». В этих случаях родитель выражает то, что известно как описательный стереотип (т. е. описание общих паттернов или «сущностей» каждого пола), а не предписывающий стереотип (т. е. указание того, что должно произойти). Исследования показывают, что даже матери из среднего класса, которые придерживались гендерно-эгалитарных взглядов, часто использовали эссенциалистские утверждения со своими детьми дошкольного возраста. Кроме того, они редко бросали вызов гендерным стереотипам (например, «Все в порядке, если девушка хочет играть в баскетбол»). 12,13

В среднем родители во многих промышленно развитых культурах более гибко подходят к игровым занятиям, которые они считают приемлемыми для дочерей, чем для сыновей. 6,10  (Относительно небольшое количество исследований изучало отношение родителей к играм девочек и мальчиков в незападных или неиндустриальных странах.) Кроме того, отцы, как правило, более строги, чем матери, в поощрении игр с гендерным типом (особенно в сыновья). 6,10 Например, многие американские родители поощряют участие своих дочерей в спорте (мужской стереотип). Напротив, лишь немногие родители поощряют игру в куклы (женское стереотипное занятие) своих сыновей. Действительно, многие родители встревожены в таких случаях. Однако данные свидетельствуют о том, что некоторые родители более терпимы к кросс-гендерному поведению сыновей, чем в предыдущие десятилетия. 4,14

Пробелы в исследованиях

Необходимы дополнительные исследования, посвященные степени и способу влияния родителей на гендерное развитие своих детей. Предыдущие исследования в значительной степени основывались на корреляционных планах, которые не доказывали причинно-следственной связи. Некоторые ассоциации в поведении родителей и их биологических детей могут быть связаны с общими генетическими влияниями (например, уровень активности частично передается по наследству). 2 Хорошо проведенное лонгитюдное исследование лучше всего подходит для устранения возможных случайных влияний. Относительная важность родителей по сравнению с другими агентами социализации (группами сверстников, СМИ, учителями и т. д.) требует более глубокого изучения. Кроме того, необходимы дополнительные исследования для рассмотрения косвенных форм родительского влияния. Например, поощряя участие детей в организованных мероприятиях (например, в спортивных командах, научных лагерях), родители могут влиять на опыт своих детей вне семьи. 15 Наконец, нам необходимо лучше понять, как культурные контексты формируют гендерные роли в семье и социализацию девочек и мальчиков. 16

Выводы

За последние полвека в большинстве промышленно развитых стран произошли кардинальные изменения в ролях женщин и мужчин внутри и вне семьи. Традиционный образ гетеросексуальной семьи с двумя родителями, в которой отец служит кормильцем, а мать — домохозяйкой, больше не является нормой во многих промышленно развитых странах. Вместо этого большинство матерей ищут работу вне дома, а многие отцы занимаются уходом за детьми. Кроме того, многие дети воспитываются родителями-одиночками и родителями-лесбиянками/геями. Несмотря на эти изменения ролей, по-настоящему эгалитарных родительских механизмов остается относительно немного. Кроме того, исследования показывают, что родители с гендерно-эгалитарными установками могут, тем не менее, вести себя по-разному с дочерьми и сыновьями. 12 Продольные исследования показывают, что отношение родителей к сыновьям и дочерям может влиять на некоторые аспекты их гендерного развития. 3,6

Последствия для родителей, поставщиков услуг и лиц, определяющих политику

Родители, поставщики услуг и лица, определяющие политику, могут пожелать способствовать формированию у детей более гибких гендерных ролей, чтобы помочь им развить более широкий набор социально-эмоциональных и когнитивных навыки и умения. Хотя родители могут оказывать влияние на половое развитие детей, их влияние иногда может быть переоценено. Поскольку гендер является социальной категорией, организующей практически каждый сегмент общества, существует множество источников социализации в гендерном развитии детей. Помимо родителей, к ним потенциально относятся другие члены семьи, группы сверстников, друзья, средства массовой информации и учителя. 11 По мере того, как дети становятся старше и становятся более самостоятельными, влияние сверстников и средств массовой информации часто становится особенно сильным.

Родители могут попытаться побудить своих детей играть с комбинацией женских и мужских стереотипных игрушек и игровых действий в раннем детстве; однако они могут обнаружить, что их усилия идут вразрез с отношением детей, когда они знакомятся со сверстниками и средствами массовой информации. Кроме того, родители могут помнить о типах сверстников, с которыми общаются их дети. Они могут способствовать большей гибкости гендерных ролей за счет поощрения организованных смешанных гендерных мероприятий, в которых девочки и мальчики учатся работать вместе на равных. Наконец, родители могут приложить согласованные усилия для обсуждения гендерных стереотипов и борьбы со своими детьми.

Список литературы

  1. Бусси К., Бандура А. Социально-когнитивная теория гендерного развития и дифференциации. Психологический обзор. 1999;106:676-713.
  2. Коллинз В. А., Маккоби Э. Э., Стейнберг Л., Хетерингтон Э. М., Борнштейн М. Х. Современные исследования воспитания детей: дело о природе и воспитании. Американский психолог. 2000;55:218-232.
  3. Рубль Д.Н., Мартин К.Л., Беренбаум С. Гендерное развитие. В Дэймон В., Лернер Р.М. (серия ред.), Айзенберг Н. (том ред.). Справочник по детской психологии. Том. 3. Социальное, эмоциональное и личностное развитие, 6-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Wiley; 2006: 858-932.
  4. Блейкмор JEO, Хилл, Калифорния. Шкала гендерной социализации ребенка: мера для сравнения традиционных и феминистских родителей. Сексуальные роли. 2008;58:192-2007.
  5. Маркс Дж.Л., Лам С.Б., Макхейл С.М. Семейные паттерны гендерно-ролевых установок. Сексуальные роли. 2009;61:221-234.
  6. McHale SM, Crouter AC, Whiteman S. Семейные контексты гендерного развития в детстве и подростковом возрасте. Социальное развитие. 2003;12:125-148.
  7. Deutsch FM, Servis LJ, Payne JD. Участие отца в уходе за детьми и его влияние на самооценку детей и отношение к гендерным ролям. Журнал семейных проблем. 2001;22:1000-1024.
  8. Фулчер М., Сатфин Э.Л., Паттерсон С.Дж. Индивидуальные различия в гендерном развитии: ассоциации с сексуальной ориентацией родителей, отношением и разделением труда. Сексуальные роли. 2008;58:330-341.
  9. Рафферти Ю.  Международные аспекты дискриминации и насилия в отношении девочек: взгляд с точки зрения прав человека. Журнал международных женских исследований. 2013;14:1-23.
  10. Литтон Х., Ромни Д.М. Дифференциальная социализация родителей мальчиков и девочек: метаанализ. Психологический вестник. 1991;109:267-296.
  11. Прыгун C, Биглер RS. Пол. В Underwood M, Rosen LH, ред. Социальное развитие: Отношения в младенчестве, детстве и юности. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2011: 289-315.
  12. Гельман С.А., Тейлор М.Г., Нгуен С.П. Эволюционный ход половой дифференциации. Монографии Общества исследований детского развития. 2004;69(1):vii-127.
  13. Фридман CK, Leaper C, Bigler RS. Предсказывают ли гендерные установки или комментарии матерей гендерные убеждения маленьких детей? Воспитание детей: наука и практика. 2007;7:357-366.
  14. Вуд Э., Десмаре С., Гугула С. Влияние родительского опыта на игру детей с гендерными стереотипами. Сексуальные роли. 2002;47:39-49.
  15. Экклс Дж. С., Барбер Б. Л., Стоун М., Хант Дж. Внеклассная деятельность и развитие подростков. Журнал социальных вопросов. 2003;59:865-889.
  16. Лучшее ДС. Гендерные роли в детстве и юности. В Gielen UP, Roopnarine JL, ред. Детство и юность в межкультурной перспективе. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд; 2004: 199-228.

Как цитировать эту статью:

Leaper C. Гендерная социализация детей у родителей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts