Что такое когнитивная психология и почему она полезна
28 июля 2022 Ликбез Жизнь
Мы необъективны даже с самими собой, но с этим можно бороться.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое когнитивная психология
Когнитивная психология — это раздел психологии, который изучает восприятие, воображение, мышление, речь, память и другие познавательные (когнитивные) процессы. Большое внимание при этом уделяется скрытым механизмам работы мозга, которые влияют на человека, хотя сам он этого не осознаёт. Ещё когнитивных психологов интересует сложное поведение. Например, любовь, дружба или альтруизм.
Направление возникло в середине 50‑х годов прошлого века в США. Это произошло не случайно. Интерес к познавательным процессам был во многом вызван появлением компьютеров, а также первыми экспериментами по ИИ‑моделированию и алгоритмической обработке.
Поэтому большинство когнитивистов сравнивают мозг человека с компьютером. Психические процессы они рассматривают с точки зрения работы с информацией:
- входной сигнал — сведения из окружающей среды;
- его анализ и запись;
- выходной сигнал — реакция.
Почему когнитивной психологии можно доверять
Свои гипотезы когнитивисты всегда пытаются подтверждать экспериментально. Психологи этого направления работают совместно со специалистами по искусственному интеллекту и нейробиологами, что повышает качество исследований и научность выводов.
Также когнитивистам удалось создать одну из самых понятных и полных моделей мозга. По аналогии с устройством вычислительных машин они предложили разделять кратковременную и долговременную память, а внимание считать своеобразным фильтром информации.
Хотя эту модель критиковали отдельные специалисты, она всё ещё полезна, так как не оставляет места таинственным и не поддающимся изучению «белым пятнам» разума. Неслучайно такой подход помогает лучше понять, за что отвечают различные области мозга.
Чем полезна когнитивная психология
Когнитивная психология не только внесла большой вклад в понимание человеческого сознания, но и открыла способы, как благотворно влиять на него.
Помогает бороться с когнитивными искажениями
Из экспериментов когнитивистов мы знаем, что наше сознание необъективно, так как на него влияют когнитивные искажения. Одно из самых известных из них — ошибка подтверждения. Это когда мы отдаём предпочтение той информации, которая согласуется с нашим мнением, и игнорируем противоположную. Чтобы бороться с когнитивными искажениями, надо сначала найти их, а затем сопоставить свои предубеждения с реальностью. С чем и помогает когнитивная психология.
Также когнитивисты показали, что способность человека к запоминанию информации ограничена. За раз мы не можем усвоить больше девяти букв, цифр или коротких слов. Это правило кратковременной памяти известно как «семь плюс‑минус два».
Поэтому, например, мы плохо воспринимаем объявления или сайты, перегруженные информацией. Зато это позволяет нам легче запоминать разбитые на сочетания цифр номера телефона. К примеру, в формате X‑XXX‑XXX‑XX‑XX.
Способствует развитию критического мышления
Представители этого направления утверждают, что мы можем реже оказываться в плену заблуждений, если изменим своё мышление. Для этого достаточно перестать принимать внутренние ощущения, которые разум не успел подвергнуть сомнению, за реальность. То есть не воспринимать эмоциональные реакции как основу для выводов.
Например, однажды упав с велосипеда на мокрой дороге, человек может начать считать этот вид транспорта очень опасным и бояться вновь сесть в седло. Однако если поразмыслить логически, можно понять, что поездка в сухую погоду и с соблюдением мер безопасности принесёт только удовольствие.
Лежит в основе действенной формы психотерапии
На базе когнитивного подхода были разработаны два вида терапии: когнитивно‑поведенческая (КПТ) и рационально‑эмоциональная. Различия между ними минимальны. Суть их в том, что терапевт или сам человек ищет иррациональные убеждения (когнитивные искажения) и приводит рациональные доводы против них.
Это один из самых эффективных видов психологической терапии. Когнитивный подход отлично работает при решении реальных проблем. Известно, что КПТ хорошо помогает справляться с депрессией, стрессами, комплексами, тревогой и другими психическими проблемами.
Читайте также 🧠🧐
- Эффект Манделы: почему нельзя доверять своей памяти
- Как настроить мозг на успех с помощью нейробиологии
- Квантовая психология: правда ли наш разум связан со Вселенной
- Что такое трансперсональная психология и почему это обман
- Как выученная беспомощность портит жизнь и как с ней бороться
Когнитивность | это.
.. Что такое Когнитивность?В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Содержание
|
Когнитивность в господствующих направлениях психологии
Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см.
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.
- Философия сознания
- Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
- Экономика (особенно экспериментальная экономика)
- Теория обучения
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
- Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
- Философия, эпистемология и онтология
- Биология и неврология
- Математика и теория вероятности
- Физика, где принцип наблюдателя изучается математически
Нерешённые проблемы когнитивной теории
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
- Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
- Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
- Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
- Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
Когнитивная онтология
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Ссылки
- Портал когнитивных исследований
См. также
- Познание
- Когнитивный стиль
- Когнитивный диссонанс
- Когнитивная графика
- Когнитивная психотерапия
- Когнитивные процессы
Познание | Психология сегодня
Метапознание, социальное познание, телесное познание, язык, сенсорное восприятие, мышление
Отзыв от Psychology Today Staff
Познание относится просто к мышлению. Есть очевидные применения сознательного мышления — уплата налогов, игра в шахматы, деконструкция «Макбета», — но мышление принимает множество более тонких форм, таких как интерпретация сенсорной информации, руководство физическими действиями и сочувствие другим.
Старой метафорой человеческого познания был компьютер — логическая машина для обработки информации. Вы не можете произнести познание без «винтика». Тем не менее, хотя некоторые из наших мыслей могут быть бинарными, в нашем «программном обеспечении» есть гораздо больше, чем 0 и 1. Психологические исследования познания сосредоточены не только на мышлении, но и на внимании, создании и хранении воспоминаний, приобретении и сохранении знаний, изучении языка и логических рассуждениях. По мере того, как люди получают новый опыт, их познание может меняться неуловимыми, но мощными способами.
Содержимое
- Рассуждение и принятие решений
- Как мы узнаем новую информацию
- Что такое метапознание?
Рассуждение и принятие решений
Самая большая разница между людьми и всеми другими животными заключается в наших ментальных процессах высшего порядка. Большая часть исследований, связанных с познанием, была сосредоточена на широких областях рассуждений и принятия решений, в том числе на том, как люди применяют логику, обдумывают проблемы и делают большие и маленькие выборы.
Одна известная область исследований, например, была популяризирована известными психологами Дэниелом Канеманом и Амосом Тверски и фокусируется на различии между «быстрым» и «медленным» мышлением. Быстрое мышление является интуитивным, автоматическим, и его почти невозможно отключить, полагаясь на эвристические процессы, чтобы прийти к «достаточно хорошему» решению. Напротив, медленное мышление требует много времени и энергии для анализа всех доступных данных, прежде чем прийти к выводу.
Другие области интереса включают когнитивные предубеждения, такие как склонность людей к созданию стереотипов и корыстных предубеждений (вера в то, что человек выше среднего по многим характеристикам). Считается, что выделение и понимание этих предубеждений, большинство из которых возникают бессознательно, помогает людям мыслить более объективно.
Как думает мозг?
Мозг обрабатывает информацию, используя обширную сеть мозговых клеток, называемых нейронами. Информация обнаруживается и кодируется различными нейронами, которые общаются друг с другом с помощью электрических сигналов и химических веществ, называемых нейротрансмиттерами. Эта связь между нейронами формирует основу того, что мы воспринимаем как мысли.
Каковы некоторые примеры когнитивных искажений?
Распространенные примеры когнитивных искажений включают предвзятость подтверждения или склонность к поиску информации, подтверждающей то, во что человек уже верит, и предвзятость привязки, когда кто-то придает чрезмерное значение первой полученной информации, даже если она неверна или неполна. .
Более распространенные когнитивные искажения см. в разделе Предубеждения .
Различаются ли стили мышления в разных культурах?
Исследования показывают, что образ мышления человека зависит от культуры, в которой он живет. Люди в западных культурах, например, склонны сосредотачиваться на свойствах отдельных объектов или идей и рассматривать части проблемы отдельно от целого; люди в восточных культурах, напротив, могут быть более склонны сосредотачиваться на более широком контексте и отношениях между объектами или идеями.
Почему принятие решений может быть таким трудным?
Принятие решений может быть затруднено из-за внешних факторов, таких как неполная информация или срочные сроки. Этому также могут мешать внутренние процессы, такие как беспокойство по поводу принятия «неправильного» решения или чувство перегруженности чрезмерным количеством вариантов. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что, когда два варианта обещают относительно схожие результаты, требуется больше времени, чтобы определить, какой из них является «лучшим», чем для того, чтобы отличить совершенно разные варианты.
Подробнее см. Принятие решений.
Как я могу принимать лучшие решения?
Психологические исследования показывают, что несколько простых стратегий могут привести к лучшему принятию решений. К ним относятся принятие решения в состоянии покоя и минимального стресса; уделять время обдумыванию сложных решений, а не действовать импульсивно; сбор необходимых фактов; и создание «правил», помогающих принимать часто принимаемые решения.
Как мы узнаем новую информацию
Обучение — или процесс усвоения новой информации и приобретения новых моделей поведения и навыков — является ключевым компонентом познания. Люди — далеко не единственный вид, который учится, но наши развитые когнитивные способности означают, что мы способны изучать более сложные задачи и сталкиваться с более сложными идеями, чем большинство других известных форм жизни. В то время как некоторое обучение происходит автоматически и без сознательного обдумывания — например, обучение не прикасаться к горячей плите после того, как она прогорела, — другие виды обучения требуют преднамеренной практики, чтобы информация закрепилась.
Как обучается мозг?
Когда мозг обрабатывает новую информацию, между нейронами образуются новые связи. Если эта информация подкрепляется многократной практикой, эти связи укрепляются и могут передаваться более эффективно; если это не так, связи ослабевают и могут быть обрезаны. Таким образом, обучение буквально перестраивает мозг, создавая новые связи в обширной сети нейронов.
Какими способами мы учимся?
Обучение происходит по нескольким путям, таким как ассоциация — если два стимула неоднократно соединяются вместе, человек или животное узнают, что они действуют вместе, и соответствующим образом меняют свое поведение или ожидания. Обучение также происходит через социализацию; дети, например, узнают, какое поведение уместно, наблюдая и моделируя поведение взрослых и других детей. Человеческие дети, как и многие другие животные, также учатся через игру, которая учит их сотрудничать, делиться, следовать правилам и мыслить творчески.
Как обучение меняет мозг?
Мозг пластичен, что означает, что он растет и изменяется со временем; обучение является ключевым фактором этих изменений. В ответ на новую информацию и стимулирующие переживания мозг генерирует новые дендритные отростки, в которых хранятся воспоминания и улучшаются связи между нервными клетками. Когда стимуляция отсутствует или информация больше не нужна, те же шипы могут увядать, а связи между синапсами ослабевать.
Как я могу учиться более эффективно?
Исследования показывают, что разбивка обучения на краткие разрозненные фрагменты обычно более эффективна, чем попытка втиснуть тот же объем в один более длинный сеанс. Приоритизация сна также важна для эффективного обучения, поскольку сон помогает мозгу объединять краткосрочные воспоминания в долгосрочные и удалять ненужную информацию.
Зависит ли обучение от памяти?
Память и обучение тесно взаимосвязаны. После того, как факт, концепция или физический навык изучены, они должны быть сохранены в памяти, чтобы их можно было вызвать или применить позже. Рабочая память — или краткосрочное хранение информации, которая обрабатывается в уме, — особенно важна для изучения новых концепций и решения проблем.
Что такое метапознание?
Метапознание — это акт размышления о собственных психических процессах. Метакогнитивное осознание позволяет людям выявлять, отслеживать и искоренять негативные разговоры с самим собой и ограничивающие убеждения, а также быть эффективными в постановке целей и выполнении задач. Размышление о собственном мышлении и его оспаривание лежат в основе многих видов терапии, включая когнитивно-поведенческую терапию.
Как метапознание помогает нам мыслить более эффективно?
Оценка своего стиля мышления или процессов решения проблем может помочь выявить когнитивные искажения, мешающие принятию решений. Метапознание также может помочь им определить области, в которых им не хватает знаний или понимания.
Могут ли мысли вслух улучшить концентрацию?
Считается, что мышление вслух связано с метапознанием, поскольку оно вербализует и, таким образом, привлекает внимание к мыслительному процессу человека. Некоторые данные свидетельствуют о том, что изложение мыслей вслух может улучшить концентрацию в определенных стрессовых ситуациях, например, во время соревнований.
Что такое метакогнитивная терапия?
Метакогнитивная терапия — это форма когнитивно-поведенческой терапии, которая исследует метакогнитивные убеждения пациентов о том, как работает их разум, и направлена на изменение тех, которые способствуют развитию контрпродуктивных привычек мышления. Как правило, это ограниченный по времени подход. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что это может быть наиболее полезным для лечения тревоги и депрессии.
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
Что такое когнитивный психолог?
Главная » Клиническая психология » Когнитивная психология
Узнайте, как стать когнитивным психологом.
Когнитивные психологи изучают внутренние психические процессы, такие как память, восприятие, обучение и язык, и их интересует, как люди понимают, диагностируют и решают проблемы и принимают решения. Эти психологи сосредотачиваются на том, как люди получают, обрабатывают и вспоминают информацию.
Когнитивная психология обычно отдает предпочтение сбору эмпирических данных с помощью методов научного исследования, а не путем клинического наблюдения (например, в области психоанализа), чтобы сделать выводы и изложить случай. Однако, поскольку когнитивная психология представляет собой обширную и разнообразную область, клиническое наблюдение может быть полезным для выработки гипотез для дальнейших исследований.
Чем занимаются когнитивные психологи?
Эти психологи выполняют следующие обязанности:
- Проведение исследований мыслительного процесса человека
- Преподавать в колледжах и университетах
- Работа в государственных учреждениях
- Работа консультантами по человеческому фактору или промышленно-организационными менеджерами
- Изучение человеческого мозга и памяти применительно к компьютерам
- Работа с пациентами с болезнью Альцгеймера или с потерей памяти
- Работа с детьми для понимания формирования памяти
- Обучение языковым навыкам и решению проблем
- Работа в правовой системе и изучение психических процессов преступников, свидетелей, присяжных и судей
Образование и обучение
Чтобы практиковать, вам необходимо иметь докторскую степень. Программа PhD по когнитивной психологии — это интенсивная программа, которая обычно занимает не менее четырех-пяти лет. Вы также должны будете пройти стажировку с квалифицированным когнитивным психологом, прежде чем начать работать самостоятельно.
Курсы, относящиеся конкретно к вашей степени, будут включать когнитивное обучение, неврологию, поведенческую терапию, углубленную социальную психологию и развитие продолжительности жизни, а также обучение передовым методам исследования, которое будет включать статистику, психометрию и структурные уравнения.
Рабочая среда
Когнитивные психологи работают в самых разных условиях, от классных комнат до лабораторий, от государственных учреждений до центров нейробиологии. Ваш день будет посвящен совместной работе с другими психологами всех направлений, неврологами, лингвистами, учеными-компьютерщиками и другими профессионалами, стремящимися понять, как функционирует наш мозг и почему мы учимся и ведем себя так, а не иначе.
Все, от визуализации мозга до психометрии — интерпретации количественных тестов для измерения интеллекта, способностей и личностных качеств — будет включено в вашу повседневную рабочую среду.
Заработная плата
Когнитивные психологи являются частью более широкой области психологии.