Когнитивный бихевиоризм: 37. Когнитивный бихевиоризм Эдварда Толмена.

Содержание

37. Когнитивный бихевиоризм Эдварда Толмена.

Между тем, в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение. Первым из них был профессор университета Беркли (Калифорния), американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).

Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.

Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти «карты» животное строит само. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, «что ведет к чему». Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Толмен свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются     общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.

Результаты опытов Толмена, изложенные в его основной работе «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S R («стимул — реакция»).

Сама по себе идея целенаправленного поведения противоречила программным установкам основателя бихевиоризма Уотсона. Для бихевиористов классического толка целенаправленность поведения подразумевает допущение о наличии сознания.

На это Толмен заявлял, что для него не имеет значения, обладает организм сознанием или нет. Как и подобает бихевиористу, он сосредоточил внимание на внешних, наблюдаемых реакциях. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением.

Между наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим поведением Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантами поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией.

Таким образом, формула S R должна читаться как SOR. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.

Однако, оставаясь на позициях бихевиоризма, Толмен отдавал себе отчет: поскольку промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается увязать с экспериментальными (независимыми) и поведенческими (зависимыми) переменными.

Классическим примером промежуточной переменной является голод, который невозможно увидеть у подопытного существа (будь то животное или человек). И тем не менее голод можно вполне объективно и точно увязать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Кроме того, его можно увязать с объективной реакцией или с переменной поведения, — например, с количеством съеденной пищи или со скоростью ее поглощения. Таким образом, данный фактор становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.

В теории промежуточные переменные оказались весьма полезной конструкцией. Однако практическое воплощение такого подхода потребовало такой громадной работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду «составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной».

 

Полученные в опытах результаты заставили Толмена отказаться и от принципиального для всей поведенческой доктрины закона эффекта, открытого Торндайком. По его мнению, подкрепление оказывает на научение довольно слабый эффект.

Толмен предложил собственную когнитивную теорию научения, полагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир. Такие создаваемые научением связи Толмен назвал гештальт-знаками.

Историки науки высказывают смелое предположение, что отец бихевиоризма Джон Уотсон страдал специфическим расстройством — ан-идеизмом, то есть был начисто лишен воображения, что заставляло его все наблюдаемые феномены трактовать сугубо буквально.

Толмену в творческом воображении не откажешь, однако и он свои теоретические рассуждения строил на объективно наблюдаемых феноменах. Что же такого он увидел в своих экспериментах, что заставило его выйти за рамки представлений Уотсона?

Вот крыса бегает по лабиринту, беспорядочно пробуя то удачные (можно двигаться дальше), то неудачные (тупик) ходы. Наконец она находит еду. При последующих прохождениях лабиринта поиск пищи придает поведению крысы целенаправленность.

С каждым разветвлением ходов связываются некоторые ожидания. Крыса приходит к «пониманию» того, что определенные признаки, ассоциирующиеся с развилкой, наводят или не наводят на то место, где находится вожделенная пища.

Если ожидания крысы оправдываются и она действительно находит пищу, то гештальт-знак (то есть признак, ассоциирующийся с некоторой точкой выбора) получает подкрепление. Таким образом животное вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Толмен назвал это когнитивной картой.

Эта схема представляет собой то, что выучило животное, а не просто набор некоторых моторных навыков. В известном смысле, крыса приобретает всеобъемлющее знание своего лабиринта, в иных условиях — иной окружающей ее среды. В ее мозге вырабатывается нечто вроде полевой карты, позволяющей перемещаться в нужном направлении, не ограничиваясь фиксированным набором заученных телодвижений.

В классическом эксперименте, описанном во многих учебниках, представления Толмена нашли наглядное и убедительное подтверждение. Лабиринт, использованный в этом опыте, был крестообразной формы. Крысы одной группы всегда находили пищу в одном и том же месте, даже если для того, чтобы до нее добраться, им при разных точках входа в лабиринт приходилось иногда поворачивать не направо, а налево. Моторные реакции при этом, понятно, отличались, но когнитивная карта оставалась прежней.

Крысы второй группы были поставлены в такие условия, что им каждый раз нужно было повторять одни и те же движения, но пища при этом всякий раз находилась на новом месте.

Например, начиная путь с одного конца лабиринта, крыса находила пищу, только повернув на определенной развилке направо; если же крысу запускали с противоположной стороны, то для того, чтобы добраться до пищи, ей все равно нужно было повернуть направо.

Эксперимент показал, что крысы первой группы — те, кто «изучали» и «усваивали» общую схему ситуации, ориентировались гораздо лучше, чем крысы второй группы, которые воспроизводили заученные реакции.

Толмен предположил, что у человека имеет место нечто похожее. Человек, которому удалось хорошо сориентироваться в какой-то местности, легко может пройти из одной точки в другую разными маршрутами, в том числе и незнакомыми.

Другой эксперимент исследовал латентное научение, то есть такое, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит.

Голодную крысу помещали в лабиринт и давали ей возможность свободно бродить по нему. Некоторое время никакой пищи крыса не получала, то есть подкрепления не происходило.

Толмена интересовало, имеет ли место какое-либо научение в такой неподкрепляемой ситуации.

Наконец, после нескольких неподкрепленных проб крысе давали возможность найти пищу. После этого скорость прохождения лабиринта резко возрастала, что показало наличие некоторого научения в период отсутствия подкрепления. Показатели этой крысы очень быстро достигали того же уровня, что и у крыс, получавших подкрепление при каждой попытке.

Было бы неправильно воспринимать Толмена как «крысиного наставника», далекого от человеческих проблем. Его статья с показательным названием «Когнитивные карты у крыс и у человека» (доступная и в переводе на русский язык) стала не только собранием доказательств против схемы S ® R, но и страстным призывом уменьшить уровень царящих в обществе фрустрации, ненависти и нетерпимости, порожденных узкими когнитивными картами.

КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА

В отличие от Скиннера, Халла и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью СР. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и какее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться.

Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом».

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена (1886-1959). Последователь Уотсона, американский психолог Эдуард Чейс Толмен в 1948 году подверг сомнению схему S—»R, считая ее слишком упрощенной. Он приходит к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы психическими процессами данного индивида (J), зависящими от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Формула Уотсона у Толмена приобрела иной вид: S—*J—*R, где средним членом являются промежуточные переменные. Он выделил три главные группы таких «промежуточных переменных»: потребностная система, система ценностных мотивов (предпочтений одних объектов другим) и переменные бихевиори-ального поля (ситуация, в которой совершается действие).

Такие промежуточные переменные, как цели, намерения, гипотезы и др. формально являются функциональными эквивалентами сознания, но вводятся они здесь как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Например, «цель, намерение» у животного можно определять в видимой внешним наблюдателем поисковой активности, которая прекращается при получении нужного объекта, а при повторных опытах животное путь к нужному объекту находит быстрее. Получение объекта в данном опыте и будет составлять намерение, или цель, а это уже свойство поведения, и нет необходимости для объяснений привлекать понятие сознания.

В опытах Толмена устанавливалось, что при обучении крыс нахождению корма в лабиринте речь шла не о простом механическом усвоении ими кратчайшего пути по типу связи между стимулом и реакцией, а своего рода усвоении ими значения стимула. Обученное животное почему-то сразу справлялось и с «усложненными» заданиями (типа перекрытием пути преградой) без нового научения. Отсюда Толмен заключил, что поток сигналов из внешней среды преобразуется мозгом в своеобразные «когнитивные карты-схемы » (или образы ситуаций), которые помогают определять адекватные действия при изменениях ситуации. Эти карты создаются внешне незаметно (латентное научение) и отражают значение различных стимулов и существующих между ними связей. Таким образом, «закон упражнения» Торндайка должен быть пересмотрен. Упражнение — это не упрочение связи между раздражителем и двигательным ответом, а образование новых «познавательных карт», «знаковых геш-тальтов» или «матриц ценностей-убеждений».

При обучении сложным психомоторным навыкам (например, игре на музыкальных инструментах) также формируются когнитивные стратегии, направленные на выработку строгих последовательных движений и их программирование в зависимости от желаемого результата. Кроме выработки навыков, в бихевиоризме к когнитивным формам научения также относят научение путем инсайта, путем рассуждений, абстрагирования и обобщения.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Когнитивно-поведенческая терапия — клиника Майо

Обзор

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это распространенный тип разговорной терапии (психотерапия). Вы работаете с консультантом по психическому здоровью (психотерапевтом или психотерапевтом) структурированным образом, посещая ограниченное количество сеансов. КПТ помогает вам узнать о неточном или негативном мышлении, чтобы вы могли более четко видеть сложные ситуации и реагировать на них более эффективно.

КПТ может быть очень полезным инструментом — отдельно или в сочетании с другими методами лечения — при лечении психических расстройств, таких как депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) или расстройство пищевого поведения. Но не у всех, кто получает пользу от когнитивно-поведенческой терапии, есть проблемы с психическим здоровьем. КПТ может быть эффективным инструментом, помогающим каждому научиться лучше справляться со стрессовыми жизненными ситуациями.

Товары и услуги

  • Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
  • Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — электронное издание

Почему это делается

Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения широкого круга проблем. Часто это предпочтительный тип психотерапии, потому что он может быстро помочь вам определить конкретные проблемы и справиться с ними. Обычно для этого требуется меньше сеансов, чем для других видов терапии, и он проводится структурированным образом.

КПТ — полезный инструмент для решения эмоциональных проблем. Например, это может помочь вам:

  • Лечение симптомов психического заболевания
  • Предотвращение рецидива симптомов психического заболевания
  • Лечение психического заболевания, когда лекарства не помогают
  • Изучите методы преодоления стрессовых жизненных ситуаций
  • Определите способы управления эмоциями
  • Разрешайте конфликты в отношениях и научитесь лучше общаться
  • Справиться с горем или потерей
  • Преодолеть эмоциональную травму, связанную с жестоким обращением или насилием
  • Справиться с болезнью
  • Управление хроническими соматическими симптомами

Расстройства психического здоровья, которые могут улучшиться с помощью КПТ, включают:

  • Депрессию
  • Тревожные расстройства
  • Фобии
  • ПТСР
  • Нарушения сна
  • Расстройства пищевого поведения
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • Биполярные расстройства
  • Шизофрения
  • Сексуальные расстройства

В некоторых случаях когнитивно-поведенческая терапия наиболее эффективна в сочетании с другими видами лечения, такими как антидепрессанты или другие лекарства.

Записаться на прием

Из клиники Майо на ваш почтовый ящик

Зарегистрируйтесь бесплатно и будьте в курсе последних научных достижений, советов по здоровью и актуальных тем, связанных со здоровьем, таких как COVID-19.плюс опыт управления здоровьем. Нажмите здесь для предварительного просмотра по электронной почте.

Чтобы предоставить вам самую актуальную и полезную информацию, а также понять, какая информация полезна, мы можем объединить вашу электронную почту и информацию об использовании веб-сайта с другая информация о вас, которой мы располагаем. Если вы пациент клиники Майо, это может включать защищенную информацию о здоровье. Если мы объединим эту информацию с вашей защищенной медицинской информации, мы будем рассматривать всю эту информацию как информацию и будет использовать или раскрывать эту информацию только так, как указано в нашем уведомлении о практики конфиденциальности. Вы можете отказаться от получения сообщений по электронной почте в любое время, нажав на ссылка для отписки в письме.

Риски

В целом, получение когнитивно-поведенческой терапии сопряжено с небольшим риском. Но иногда вы можете чувствовать себя эмоционально некомфортно. Это связано с тем, что когнитивно-поведенческая терапия может заставить вас исследовать болезненные чувства, эмоции и переживания. Вы можете плакать, расстраиваться или злиться во время сложной сессии. Вы также можете чувствовать себя физически истощенным.

Некоторые формы когнитивно-поведенческой терапии, такие как экспозиционная терапия, могут потребовать, чтобы вы столкнулись с ситуациями, которых вы бы предпочли избегать, например, самолеты, если вы боитесь летать. Это может привести к временному стрессу или беспокойству.

Однако работа с опытным терапевтом минимизирует любые риски. Навыки совладания, которые вы приобретете, помогут вам справиться с негативными чувствами и страхами и победить их.

Как вы готовитесь

Вы можете сами решить, хотите ли вы попробовать когнитивно-поведенческую терапию. Или врач или кто-то другой может предложить вам терапию. Вот как начать:

  • Найдите терапевта. Вы можете получить направление от врача, плана медицинского страхования, друга или другого надежного источника. Многие работодатели предлагают консультационные услуги или направления через программы помощи сотрудникам (EAP). Или вы можете найти терапевта самостоятельно — например, через местную или государственную психологическую ассоциацию или через поиск в Интернете.
  • Понять стоимость. Если у вас есть медицинская страховка, узнайте, какое покрытие она предлагает для психотерапии. Некоторые планы медицинского обслуживания покрывают только определенное количество сеансов терапии в год. Кроме того, поговорите со своим терапевтом о сборах и вариантах оплаты.
  • Просмотрите свои опасения. Перед первой встречей подумайте, над какими вопросами вы хотели бы поработать. Хотя вы также можете разобраться в этом со своим терапевтом, предварительное понимание может послужить отправной точкой.

Проверить квалификацию

Психотерапевт — это общий термин, а не название должности или указание на образование, подготовку или лицензию. Примеры психотерапевтов включают психиатров, психологов, лицензированных профессиональных консультантов, лицензированных социальных работников, лицензированных брачных и семейных терапевтов, психиатрических медсестер или других лицензированных специалистов, имеющих подготовку в области психического здоровья.

Перед визитом к психотерапевту проверьте его или ее:

  • История и образование. Обученные психотерапевты могут занимать различные должности в зависимости от их образования и должности. Большинство из них имеют степень магистра или доктора со специальной подготовкой в ​​области психологического консультирования. Врачи, специализирующиеся на психическом здоровье (психиатры), могут назначать лекарства, а также проводить психотерапию.
  • Сертификация и лицензирование. Убедитесь, что выбранный вами терапевт соответствует требованиям государственной сертификации и лицензирования для его или ее конкретной дисциплины.
  • Область знаний. Спросите, есть ли у терапевта опыт и знания в лечении ваших симптомов или проблемной области, например расстройств пищевого поведения или посттравматического стрессового расстройства.

Главное – найти квалифицированного терапевта, способного подобрать тип и интенсивность терапии в соответствии с вашими потребностями.

Что вы можете ожидать

Когнитивно-поведенческая терапия может проводиться один на один или в группах с членами семьи или с людьми, имеющими схожие проблемы. Доступны онлайн-ресурсы, которые могут сделать возможным участие в КПТ, особенно если вы живете в районе с небольшим количеством местных ресурсов по охране психического здоровья.

КПТ часто включает:

  • Изучение состояния вашего психического здоровья
  • Изучение и применение таких техник, как расслабление, преодоление стресса, устойчивость, управление стрессом и уверенность в себе

Ваш первый сеанс терапии

На первом сеансе ваш терапевт обычно собирает информацию о вас и спрашивает, над какими проблемами вы хотели бы поработать. Терапевт, скорее всего, спросит вас о вашем текущем и прошлом физическом и эмоциональном здоровье, чтобы лучше понять вашу ситуацию. Ваш терапевт может обсудить, может ли вам помочь другое лечение, например, лекарства.

На первом сеансе у вас также будет возможность поговорить со своим терапевтом, чтобы узнать, подойдет ли он или она вам. Убедитесь, что вы понимаете:

  • Его подход
  • Какой тип терапии вам подходит
  • Цели вашего лечения
  • Длина каждого сеанса
  • Сколько сеансов терапии вам может понадобиться

Вашему терапевту может потребоваться несколько сеансов, чтобы полностью понять вашу ситуацию и проблемы, а также определить наилучший курс действий. Если вы не чувствуете себя комфортно с первым терапевтом, которого вы видите, попробуйте кого-нибудь другого. Хорошая «подгонка» к вашему терапевту может помочь вам получить максимальную пользу от когнитивно-поведенческой терапии.

Во время когнитивно-поведенческой терапии

Ваш терапевт предложит вам рассказать о своих мыслях и чувствах, а также о том, что вас беспокоит. Не волнуйтесь, если вам трудно открыться о своих чувствах. Ваш терапевт может помочь вам обрести больше уверенности и комфорта.

КПТ обычно фокусируется на конкретных проблемах, используя целеустремленный подход. По мере того, как вы проходите терапевтический процесс, ваш терапевт может попросить вас выполнить домашнюю работу — занятия, чтение или практики, основанные на том, что вы изучаете во время регулярных терапевтических сеансов, — и поощрять вас применять то, что вы изучаете, в своей повседневной жизни.

Подход вашего терапевта будет зависеть от вашей конкретной ситуации и предпочтений. Ваш терапевт может сочетать когнитивно-поведенческую терапию с другим терапевтическим подходом, например, с межличностной терапией, которая фокусируется на ваших отношениях с другими людьми.

Шаги КПТ

КПТ обычно включает следующие шаги:

  • Определите тревожные ситуации или условия в вашей жизни. Сюда могут входить такие проблемы, как состояние здоровья, развод, горе, гнев или симптомы психического расстройства. Вы и ваш терапевт можете потратить некоторое время на то, чтобы решить, на каких проблемах и целях вы хотите сосредоточиться.
  • Осознайте свои мысли, эмоции и убеждения по поводу этих проблем. После того, как вы определили проблемы, над которыми нужно работать, ваш терапевт предложит вам поделиться своими мыслями о них. Это может включать в себя наблюдение за тем, что вы говорите себе об опыте (разговор с самим собой), за вашей интерпретацией значения ситуации и за вашими убеждениями о себе, других людях и событиях. Ваш психотерапевт может предложить вам вести дневник своих мыслей.
  • Выявление негативного или неточного мышления. Чтобы помочь вам распознать модели мышления и поведения, которые могут способствовать возникновению вашей проблемы, ваш терапевт может попросить вас обратить внимание на ваши физические, эмоциональные и поведенческие реакции в различных ситуациях.
  • Изменить негативное или неточное мышление. Ваш терапевт, вероятно, предложит вам спросить себя, основано ли ваше видение ситуации на фактах или на неточном восприятии того, что происходит. Этот шаг может быть трудным. У вас могут быть давние способы думать о своей жизни и о себе. С практикой полезное мышление и модели поведения станут привычкой и не будут требовать столько усилий.

Продолжительность терапии

КПТ обычно считается краткосрочной терапией — от пяти до 20 сеансов. Вы и ваш терапевт можете обсудить, сколько сеансов может быть правильным для вас. Факторы, которые необходимо учитывать, включают:

  • Тип расстройства или ситуации
  • Тяжесть ваших симптомов
  • Как долго у вас были симптомы или как долго вы справлялись со своей ситуацией
  • Как быстро вы делаете успехи
  • Сколько стресса вы испытываете
  • Какую поддержку вы получаете от членов семьи и других людей

Конфиденциальность

За исключением особых обстоятельств, беседы с вашим терапевтом конфиденциальны. Однако терапевт может нарушить конфиденциальность, если существует непосредственная угроза безопасности или когда закон штата или федеральный закон требует сообщить о проблемах властям. К таким ситуациям относятся:

  • Угроза немедленного или скорого (неизбежного) причинения вреда себе или самоубийства
  • Угроза причинить вред или лишить жизни другого человека
  • Жестокое обращение с ребенком или уязвимым взрослым — лицом старше 18 лет, которое госпитализировано или стало уязвимым из-за инвалидности
  • Неспособность безопасно позаботиться о себе

Результаты

Когнитивно-поведенческая терапия может не излечить ваше состояние или не разрешить неприятную ситуацию. Но это может дать вам возможность справиться со своей ситуацией здоровым образом и почувствовать себя лучше в отношении себя и своей жизни.

Получение максимальной отдачи от ТОС

ТОС эффективна не для всех. Но вы можете предпринять шаги, чтобы получить максимальную отдачу от своей терапии и помочь сделать ее успешной.

  • Подходите к терапии как к партнерству. Терапия наиболее эффективна, когда вы являетесь активным участником и участвуете в принятии решений. Убедитесь, что вы и ваш терапевт согласны с основными проблемами и способами их решения. Вместе вы можете ставить цели и оценивать прогресс с течением времени.
  • Будьте открытыми и честными. Успех терапии зависит от вашей готовности поделиться своими мыслями, чувствами и опытом, а также от вашей открытости для новых идей и способов действий. Если вы не хотите говорить об определенных вещах из-за болезненных эмоций, смущения или опасений по поводу реакции вашего терапевта, сообщите ему о своих сомнениях.
  • Придерживайтесь своего плана лечения. Если вы чувствуете себя подавленным или вам не хватает мотивации, может возникнуть соблазн пропустить сеансы терапии. Это может нарушить ваш прогресс. Посещайте все сессии и подумайте, что вы хотите обсудить.
  • Не ждите мгновенных результатов. Работа над эмоциональными проблемами может быть болезненной и часто требует тяжелой работы. Нередко на начальном этапе терапии вы чувствуете себя хуже, когда начинаете сталкиваться с прошлыми и текущими конфликтами. Вам может потребоваться несколько сеансов, прежде чем вы начнете видеть улучшение.
  • Делайте домашнее задание между занятиями. Если ваш терапевт просит вас читать, вести дневник или заниматься другими делами помимо ваших обычных терапевтических сеансов, выполняйте. Выполнение этих домашних заданий поможет вам применить то, что вы узнали на сеансах терапии.
  • Если терапия не помогает, поговорите со своим терапевтом. Если после нескольких сеансов вы не чувствуете, что получаете пользу от когнитивно-поведенческой терапии, поговорите об этом со своим терапевтом. Вы и ваш терапевт можете решить внести некоторые изменения или попробовать другой подход.

Клинические испытания

Ознакомьтесь с исследованиями Mayo Clinic, посвященными тестам и процедурам, помогающим предотвращать, выявлять, лечить или управлять состояниями.

Персонал клиники Мэйо

Связанные

Продукты и услуги

Когнитивно-поведенческая терапия — InformedHealth.org

Создано: 7 августа 2013 г.; Последнее обновление: 8 сентября 2016 г.; Следующее обновление: 2022 г.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — одна из наиболее распространенных и наиболее изученных форм психотерапии. Это комбинация двух терапевтических подходов, известных как когнитивная терапия и поведенческая терапия.

Какие методы лечения применяются, зависит от болезни или проблемы, которую нужно лечить. Однако основной принцип терапии всегда один и тот же: то, что мы думаем, как мы себя чувствуем и как мы ведем себя, тесно взаимосвязано, и все эти факторы оказывают решающее влияние на наше самочувствие.

 

Что такое когнитивная терапия?

Термин «когнитивный» происходит от латинского «cognoscere», что означает «распознавать». Суть когнитивной терапии состоит в том, чтобы сформировать четкое представление о ваших собственных мыслях, установках и ожиданиях. Цель состоит в том, чтобы выявить и изменить ложные и неприятные убеждения, потому что зачастую проблемы вызывают не только сами вещи и ситуации, но и то значение, которое мы им придаем.

Например, опасной моделью мышления может быть то, что кто-то немедленно делает отрицательные выводы из происшедшего, обобщает их и применяет к аналогичным ситуациям. В психологии такой обобщенный способ мышления называется «сверхобобщение». Еще одна досадная ошибка в рассуждениях — «катастрофизация»: если происходит что-то тревожное, люди тут же делают преувеличенные выводы о масштабах предполагаемой катастрофы.

Подобные мысли иногда могут перерасти в самосбывающиеся пророчества и усложнить жизнь затронутым людям. Когнитивная терапия помогает людям научиться заменять эти модели мышления более реалистичными и менее вредными мыслями. Это также помогает людям мыслить более ясно и лучше контролировать свои мысли.

Как работает поведенческая терапия?

Поведенческая терапия берет свое начало в американском «бихевиоризме». Эта теория предполагает, что человеческому поведению можно научиться и, следовательно, его можно разучить или изучить заново. Поведенческая терапия направлена ​​на то, чтобы выяснить, усложняют ли определенные модели поведения вашу жизнь или усугубляют ли ваши проблемы. На втором этапе вы работаете над изменением этих поведенческих привычек.

Например, люди, у которых развились депрессивные мысли, часто уходят в себя и отказываются от своих увлечений. В результате они чувствуют себя еще более несчастными и изолированными. Когнитивная терапия помогает выявить этот механизм и найти способы снова стать более активными.

При тревожных расстройствах поведенческая терапия часто включает методы обучения, помогающие успокоиться. Например, вы можете научиться уменьшать тревогу, сознательно вдыхая и выдыхая глубоко, чтобы ваше тело и дыхание могли расслабиться. Делая это, вы концентрируетесь на своем дыхании, а не на том, что вызывает у вас беспокойство. Подобные приемы могут помочь вам успокоиться, вместо того, чтобы нервничать.

Кстати, в Германии большинство психотерапевтов, обученных когнитивно-поведенческой терапии, называют себя поведенческими терапевтами.

Какие модели мышления и поведения вредны, а какие нет?

Вредные мысли или поведенческие привычки могут заставить людей чувствовать себя плохо. Например: вы видите знакомого на улице и здороваетесь, но он не здоровается в ответ. Ваша собственная реакция на это во многом зависит от того, как вы оцениваете ситуацию:

Реакция Вредный Нейтральный
Мысли «Он проигнорировал меня – я ему больше не нравлюсь». «Он меня не заметил — может, ему нехорошо. Я должен позвонить ему и узнать, как он себя чувствует».
Чувства Тот, кто так думает, чувствует себя подавленным, грустным и отвергнутым. Эти модели мышления не вызывают никаких негативных чувств.
Поведение Следствием этой мысли является избегание этого человека в будущем, хотя предположение может быть совершенно ложным. Эта мысль является подсказкой вернуться к человеку, чтобы узнать, все ли в порядке.

Чем когнитивно-поведенческая терапия отличается от других видов психотерапии?

Когнитивно-поведенческая терапия — это проблемно-ориентированная стратегия. Он фокусируется на текущих проблемах и поиске решений для них. В отличие, например, от психоанализа, он не занимается прежде всего прошлым. Когнитивно-поведенческая терапия гораздо больше связана с решением текущих проблем. Самое главное — помочь людям помочь самим себе: они должны быть в состоянии снова справиться со своей жизнью без терапии как можно скорее. Это не означает, что когнитивно-поведенческая терапия полностью игнорирует влияние прошлых событий. Но в основном это связано с выявлением и изменением текущих тревожных мыслей и поведенческих моделей.

Аналитическая психотерапия, берущая свое начало от классического психоанализа Фрейда, использует различные методы. Здесь терапевт пытается помочь пациенту обнаружить и понять проблемы и их более глубокие причины.

Когда показана когнитивно-поведенческая терапия?

Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения таких состояний, как депрессия, тревога, обсессивно-компульсивные расстройства и зависимости. Но это также вариант лечения физических заболеваний, таких как хроническая боль, шум в ушах и ревматизм. Это может помочь облегчить симптомы.

Когнитивно-поведенческая терапия требует приверженности пациента и собственной инициативы. Терапия может быть успешной только в том случае, если пациент активно принимает участие в лечении, а также работает над своими проблемами между сеансами. Это может быть серьезной проблемой, особенно при тяжелых состояниях, таких как депрессия или тревожные расстройства. Вот почему иногда сначала используются лекарства, чтобы быстро облегчить самые тяжелые симптомы, чтобы можно было начать психотерапию.

Выбор того или иного вида психотерапии также зависит от целей. Если вы чувствуете потребность в глубоком понимании причин своих проблем, когнитивно-поведенческая терапия, вероятно, не лучший выбор. Это особенно полезно, если вас в основном интересует решение конкретных проблем, а вопрос «почему» вас интересует лишь во вторую очередь.

Как работает когнитивно-поведенческая терапия и сколько времени она занимает?

Важно, чтобы у вас и вашего психотерапевта были тесные и доверительные рабочие отношения. Иногда может потребоваться некоторое время, чтобы найти подходящего терапевта.

На первом занятии вы кратко расскажете о своих текущих проблемах и изложите свои ожидания. Это формирует основу для обсуждения целей терапии и плана терапии. План может быть скорректирован, если ваши личные цели изменятся в ходе терапии.

Терапия часто включает запись собственных мыслей в дневник в течение определенного периода времени. Затем терапевт проверит вместе с вами следующие вещи: Воспринимаю ли я вещи адекватно и реалистично? Что произойдет, если я буду вести себя иначе, чем обычно в определенной ситуации? Вы будете регулярно обсуждать любые проблемы, которые могут у вас возникнуть, и прогресс, которого вы достигли.

Когнитивно-поведенческая терапия также использует упражнения на релаксацию, методы снятия стресса и боли, а также определенные стратегии решения проблем.

По сравнению с аналитическими психотерапевтическими подходами когнитивно-поведенческая терапия является краткосрочным лечением. Но стандартной продолжительности когнитивно-поведенческой терапии также не существует. Некоторые люди чувствуют себя намного лучше уже после нескольких сеансов, а другим требуется лечение в течение нескольких месяцев. Это зависит, помимо прочего, от вида и серьезности проблем. Индивидуальное занятие длится около часа. Сеансы обычно проходят раз в неделю. Когнитивно-поведенческая терапия предлагается в психотерапевтических практиках, больницах и реабилитационных клиниках. Иногда также предлагается в качестве групповой терапии.

Может ли когнитивно-поведенческая терапия иметь побочные эффекты?

Нельзя исключать побочные эффекты психотерапии. Непосредственное столкновение со своими проблемами или тревогами поначалу может быть очень напряженным, и в результате могут пострадать отношения. Крайне важно открыто поговорить со своим психотерапевтом, если во время терапии возникнут какие-либо трудности.

Практически не проводилось никаких исследований возможных побочных эффектов психотерапии.

Кто покрывает расходы?

В Германии государственное медицинское страхование оплачивает когнитивно-поведенческую терапию для лечения психических заболеваний, таких как депрессия, тревога или обсессивно-компульсивные расстройства, а также зависимостей. Расходы на когнитивно-поведенческую терапию также могут быть покрыты для лечения тяжелых симптомов, возникающих в результате хронического заболевания. Однако иногда может пройти несколько недель или месяцев, прежде чем вы сможете обратиться к терапевту или пока страховая компания не одобрит терапию.

В Германии психотерапевтическая практика может напрямую выставить счет государственной медицинской страховой компании за пять пробных сеансов. Так вы сможете познакомиться с психотерапевтом, узнать, в чем заключаются проблемы и стоит ли терапия. После пробных занятий вы вместе с психотерапевтом должны подготовить заявление, в котором объясните, зачем нужна терапия. Вы должны подать это заявление в свою медицинскую страховую компанию, прежде чем можно будет начать терапию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts