Когнитивный это что такое в психологии: когнитивный | это… Что такое когнитивный?

Содержание

что это такое и как развить когнитивные функции?

Современные нейробиологи говорят, что люди одновременно живут в двух типах миров: физическом и придуманном мире знаков. Физический мир возможно пощупать, а придуманный существует только в гигантских объемах человеческого мозга. Как формируется наше сознание? Что происходит в глубинах мозга во время учебы или игры на музыкальном инструменте? Почему один человек знает больше другого? Когнитивный – именно то слово, которое объединяет ученых в одну команду по изучению функций мозга.

В статье расскажем о когнитивном шестиугольнике, искажениях и эффективных способах развить свои мыслительные способности.

Что такое когнитивный?

Когнитивный — это мультидисциплинарный термин, объединяющий научные направления, связанные с изучением функций мозга – познанием, запоминанием, мышлением и размышлением, речевыми и аналитическими возможностями, понятийными психологическими структурами. Этимологически слово «когнитивный» происходит от латинского слова cogniscere – знать, познавать.

Когнитивные науки в их современном виде дают возможность изучать сложнейшую из областей – человеческое сознание. Это растущая область изучения, которая объединяет психологию, антропологию, лингвистику, философию, нейронауки и искусственный интеллект.

Когнитивные функции – это процессы в мозге, которые позволяют получать, накапливать, анализировать, сохранять, создавать и восстанавливать информацию. Ключевую роль в этих познавательных процессах играют:

  • Исполнительные функции – совокупность внимания, планирования, регулирования и выполнение преднамеренного поведения.
  • Внимание – сосредоточенность на действии, реальном или идеальном объекте (идее, мысли, образе).
  • Память – способность получать, сортировать, кодировать, хранить и воспроизводить в нужный момент полученную информацию.
  • Речь – коммуникативная способность выражать мысли и говорить.
  • Воображение – умение планировать, визуализировать, представлять промежуточные и конечные достижения.
  • Зрительно-пространственные функции – способности восстанавливать и сравнивать ранее полученную информацию с полученной в реальном времени (так мы узнаем знакомые лица, похожие предметы).

Пройти тест на полушария мозга

История когнитивных наук.

Проблемами познания, запоминания, обучения и понимания люди интересовались всегда. Если говорить о науке когнитивистике, то к первым исследованиям в этой области можно отнести работы античных мыслителей. Еще древнегреческие ученые задавались мыслью, где хранится человеческое знание. Одни считали местом накопления знаний сердце, другие – мозг.

В своих работах Платон развивал мысль о том, что каждый орган человеческих чувств отвечает за обнаружение одного вида природной энергии – световой, звуковой или любой другой. Аристотель предполагал, что главный накопитель знаний мозг работает по принципу ассоциаций – объединяет предметы по принципу сходства или контраста. Позже, во времена Средневековья и эпоху Возрождения кроме известных пяти чувств мозгу приписывались божественные источники познания.

Всплеск интереса к познавательным процессам человеческого мозга возник в 20-50 годы XX столетия. Основы новой когнитивной науки заложены в исследованиях английского логика и криптографа

Алана Тьюринга. Тьюрингу удалось доказать, что сложные вычисления выполняются путем повторения простейших математических операций. Тем самым он подтвердил теорию о том, что мышление есть вычисление. Появилась идея, что можно создать умную машину, способную думать, как человек.

В это же время сложился первый круг проблем когнитивной сферы – обработка информации, структура языка и его влияние на мышление, развитие искусственного интеллекта и кибернетики. 11 сентября 1956 года на симпозиуме в Массачусетском университете лингвист Ноэм Хомский выступил с докладом о влиянии вербального поведения на сознание и способности к обучению. Эту дату считают официальным днем рождения когнитивных наук.

Когнитивный шестиугольник – это шесть базовых дисциплин когнитивной науки, которые одинаково важны для исследования:

  1. Философия – умение правильно сформулировать и задать вопрос, чтобы получить на него адекватный ответ.
  2. Лингвистика – изучает речевую коммуникацию и речевые возможности человека.
  3. Антропология – помогает узнать, кто мы такие и чем отличаемся от других биологических видов.
  4. Искусственный интеллект – возможность моделирования человеческих умений.
  5. Нейронауки – показывают, что происходит в человеческом мозге в момент слушания, обучения, действия, принятия решения.
  6. Психология – изучает сферу бессознательного и сознательного знания, которое определяет логику познания.

К когнитивистике сегодня также относят генетику, изучающую геномы наших доисторических предков.

Что такое когнитивная сфера личности?

Ученые дают разные определения о природе интеллекта, но сходятся в одном – на этот вопрос нет единого ответа.

Потому что кроме интеллекта есть еще понятия ума, мудрости, гениальности. Определить интеллект с помощью тестирования невозможно, ведь он одинаково зависит от наиболее важных процессов в познавательной сфере: памяти, логического мышления, воображения и внимания. Например, есть люди с гениальными математическими способностями, абсолютно неспособные к коммуникации.

Вывод один – когнитивная сфера формируется у всех, но у каждого развивается она по-разному. Если познавательные способности натренированы в должной мере, человек:

  • Быстрее ориентируется в происходящем и усваивает информацию.
  • Эффективно фильтрует входящую информацию: запоминает нужное и отбрасывает лишнее.
  • Лучше анализирует и запоминает исходные данные, быстрее извлекает их из памяти.
  • Умеет концентрироваться на главном.
  • Умеет мыслить логически и креативно одновременно.
  • Делает быстро правильные выводы, принимает важные решения.

Именно поэтому когнитивные способности считаются той самой базой, что определяет счастье и самореализацию.

Как развить когнитивные функции мозга?

Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.

Как развить память?

Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:

  • Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
  • Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
  • Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.

Итак, вы выспались, посмеялись и настроились на эффективное запоминание. Но простое чтение материала ничего не дает. Нужно делать это «с умом», используя научные приемы работы с большими объемами информации:

Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.

Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы.

Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.

Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.

Пройти тест на тип личности

Как натренировать внимание?

Упражнения для тренировки внимания – это хорошо, но недостаточно. Потому что внимание – это не изолированная мышца, которая срабатывает сама по себе, оно взаимодействует с другими «мышцами». Трудно сконцентрироваться, если вы устали, встревожены или расстроены. Поэтому для эффективной концентрации необходимы особые условия:

Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.

Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.

Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.

Как развить креатив и воображение?

Креативность невозможно включить кнопкой, но развивать ее можно и нужно. Есть 3 неожиданных способа развить и повысить творческие способности:

Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».

Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.

Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.

Что тормозит когнитивное развитие?

Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.

Пройти тест на тип восприятия

Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:

  • Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
  • Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
  • Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
  • Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
  • Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
  • Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
  • Доказываем
    , что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.

Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.

Причина 1: Информационная перегрузка.

Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал. Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной.

Причина 2: Недостаток смысла.

Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.

Причина 3: Вынужденная скорость действий.

Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.

Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.

Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.

Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.

Как ускорить когнитивное развитие с помощью игр?

Есть мнение, что игры – только для детей или безответственных подростков. Но это мнение устарело. С помощью игр можно тренировать память, воображение, прокачивать логику и менять реальность. Не компьютерную, а жизненную.

Вот 3 научных факта, которые помогут пересмотреть свое мнение об играх:

Игры улучшают когнитивные процессы. В процессе игры в мозге геймера активно вырабатывается дофамин, который увеличивает объем серого вещества в гиппокампе – области, отвечающей за память. Больший объем серого вещества увеличивает познавательные ресурсы мозга, которые можно направить на обучение, мотивацию, самопознание.

Игры помогают справиться с травмирующими переживаниями. Психиатры доказали, что самая простая игра помогает снизить объем воспоминания после трагических событий. Этот эффект поможет и после тяжелой работы. Чтобы снять напряжение, перестать думать о неприятном, достаточно вечером поиграть 10-15 минут.

Игры развивают. Современные игры эволюционировали в сложные системы, которые увеличивают пластичность мозга и его познавательные способности в целом. Но здесь стоит оговориться – не все игры одинаково полезны. Избегание реальности – не самая эффективная стратегия. Зато стратегия саморасширяющегося погружения помогает сконцентрироваться на своих желаниях и позитивных мыслях.

Выводы:

  • Термин «когнитивный» обозначает междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой сознание-мозг-познание.
  • Мыслительные способности есть у всех, но развиваются у каждого по разному.
  • Познавательные сферы личности взаимосвязаны. Улучшение в одной автоматически прокачивает остальные.
  • Когнитивные искажения – это обманки мозга, с помощью которых он оправдывает наши заблуждения или ошибки.
  • Сложные игры и стратегии – отличный способ увеличить пластичность мозга.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Как развить когнитивное мышление? | Блог РСВ

Skip to content

 | 

Умение воспринимать информацию, запоминать данные, принимать решения, мыслить и фантазировать — за все это отвечает когнитивное мышление. Если человек одинаково хорошо владеете всеми навыками, то, несомненно, он является успешным и талантливым. Ему легко дается изучение чего-то нового, применение в работе необходимых навыков, решение сложных задач. Но это не врожденный талант, а кропотливая работа над собой. Существуют эффективные методы по развитию мыслительных процессов, с помощью которых каждый сможет усовершенствовать свои навыки.

  1. Правильное питание и здоровый образ жизни. Первое, с чего стоит начать, это подкрепить наш мозг и организм полезными элементами. Тогда любая информация будет восприниматься быстрее, и вы сможете дольше работать. Лучше всего для подпитки мозга подходят яйца, шоколад, овощи и фрукты, орехи.
  2. Упражнение «Слон». Встаньте и расслабьте колени, левым ухом сильно прижмитесь к плечу. Затем вытяните руку и начинайте рисовать в воздухе цифру восемь, не отводите взгляд. Повторите упражнение несколько раз.
  3. Упражнение на развитие равновесия. Сядьте на стул и скрестите голени ног, ступни должны полностью касаться пола. Сделайте вдох и затем начните медленно выдыхать, параллельно прогибаясь всем телом вперед и вытягивая руки перед собой. Затем вдохните и примите исходное положение. Далее поменяйте ноги и скрестите их, продолжайте выполнять упражнение. Повторите минимум 3 раза. В результате вы разовьете равновесие и подтяните навык понимания.
  4. Рисование двумя руками. Возьмите большой лист бумаги и два карандаша. Начните рисовать обеими руками одновременно. Пытайтесь нарисовать одинаковые рисунки — квадраты, круги, треугольники. Так вы улучшите мелкую моторику и координацию.
  5. Упражнение «Алфавит – Восемь». Возьмите чистый листок бумаги и начните рисовать на нем знаки бесконечности, которые как бы ложатся друг на друга. Не отрывайте руку от листа бумаги. Сначала нарисуйте 3 знака правой рукой, затем левой и после обеими руками. Далее напишите букву «а» и заново повторите весь процесс со знаками. Затем напишите «б» и повторяйте до буквы «д».
  6. Упражнение на скрещивание. Это простое упражнение, но достаточно эффективное. Необходимо лечь и согнуть ногу в колене, затем дотронуться правым локтем до левого колена и наоборот. Не торопитесь, медленно и плавно выполняйте упражнение.
  7. Регулярный спорт. Спорт необходим не только для организма, но и для мозга. Вы прокачаете свои мышцы, и мозг начнет работать с новой силой.
  8. Загадки, головоломки, кроссворды. Отличной зарядкой для мозга будет решение логических загадок, головоломок, стратегические игры. Так вы сможете отдохнуть и провести весело время.

Выполняйте ежедневно хотя бы часть упражнений и через месяц вы замените качественные изменения в своем мышление. А если вы хотите увеличить свою продуктивность, стать сильнее и выносливее, то посмотрите бесплатный вебинар «Остров продуктивности». После обучения вы сможете увеличить свою энергию, прокачать память и силу воли. Станьте лучшей версией себя!

Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
Вам может быть интересно

Когнитивная психология — Toolshero

Герои инструментов

5 февраля 2023 г.

Ульрик Нейссер (Ulric Richard Gustav Neisser: 8 декабря 1928 — 17 февраля 2012) был немецко-американским психологом и профессором Корнельского университета. Ульрик Нейссер также был членом Американской национальной академии наук. Ульрика Нейссера вызвали… Психология

30 января 2023 г.

Гештальт-теория обучения — психологическая теория, разработанная Вольфгангом Кёлером и описывающая, как люди учатся. После прочтения вы поймете основы теории гештальт-теории обучения. Что такое гештальт-теория обучения? В… Герои инструментов

30 января 2023 г.

Джеймс Фаулер (Джеймс Уильям Фаулер III: 12 октября 1940 г. — 16 октября 2015 г.) был американским теологом и профессором теологии и человеческого развития в Университете Эмори. Джеймс Фаулер был пастором Объединенной методистской церкви. И… Психология

30 января 2023 г.

Рационально-эмоциональная терапия: в этой статье на практике объясняется рационально-эмоциональная терапия (РЭТ), разработанная Альбертом Эллисом. Помимо того, что это такое (определение и цель), в этой статье также освещается метод наблюдения, интерпретации и оценки, иррациональных мыслей,… Психология

27 января 2023 г.

Метапознание: эта статья объясняет метапознание на практике. После прочтения вы поймете основы этого мощного психологического инструмента и метода человеческого мышления. Эта статья содержит общее определение понятия, а также примеры, стратегии и советы.… Психология

21 января 2023 г.

Психоанализ: в этой статье вы найдете практическое объяснение психоанализа . Помимо того, что это такое (включая определение), в этой статье также рассказывается об основателе, его влиянии, разнице с поведенческой терапией, как долго длится психоанализ… Герои инструментов

17 января 2023 г.

Амос Тверски (Амос Натан Тверски: 16 марта 1937 г. — 2 июня 1996 г.) был израильским психологом и одной из самых влиятельных фигур в открытии систематических человеческих когнитивных искажений и управления рисками. Помимо революции… Герои инструментов

16 января 2023 г.

Дэниел Канеман — профессор психологии и почетный специалист по связям с общественностью в Школе Вудро Вильсона, почетный профессор Юджин Хиггинс в Принстонском университете и партнер Еврейского университета в Иерусалиме. Он получил множество наград, в том числе… Психология

15 января 2023 г.

Стадии развития веры Фаулера: в этой статье Этапы развития веры Фаулера объясняются на практике. Помимо того, что представляет собой эта теория, эта статья также содержит сравнение других моделей развития, объяснение семи фаз /… Психология

13 января 2023 г.

Чанкинг: эта статья объясняет фрагментацию на практике. В нем рассказывается, что такое фрагментация, какова ее цель, откуда она возникла, каковы ее основные элементы, как она улучшает память и как практиковать фрагментацию. Кроме того, он обеспечивает… Психология

11 января 2023 г.

Модель 5G: в этой статье на практике объясняется модель 5G . Помимо того, что это такое, в этой статье также подчеркивается, почему важно анализировать собственное поведение, объясняются пять G и приводится практический пример. После прочтения… Психология

23 декабря 2022 г.

Прикладной анализ поведения: в этой статье прикладной анализ поведения (ABA) объясняется на практике. Помимо того, что это такое (определение), в этой статье также освещается теория как терапия для повышения квалификации, предыстория, характеристики, окружающая среда как фундаментальная…

1 2 3 Далее

Toolshero: студенты бесплатно

начать сейчас

X

Когнитивная психология: определения и теории

Думали ли вы когда-нибудь обо всем, что происходит в вашей голове за один день? Вы изучаете новую информацию или продолжаете обрабатывать старую информацию; вы получаете доступ к старым воспоминаниям и создаете новые; вы используете интеллект, чтобы принимать решения и решать проблемы, и вы используете письменный или устный язык, чтобы общаться с другими. Ух ты! Ваш ум невероятно занят, и все, что он делает, относится к области когнитивной психологии.

  • Что такое когнитивная психология?
  • Что изучают когнитивные психологи?
  • Кто некоторые важные люди в когнитивной психологии?
  • Почему важна когнитивная психология?

Определение когнитивной психологии

Как работают ваши мысли? В нашем уме так много функций, и большинство из них выполняются без каких-либо усилий или осознания. Наше внимание к объектам и деталям, то, что мы помним, языки, на которых мы говорим, и решения, которые мы принимаем, — все это подпадает под категорию 9.0006 когнитивная психология .

Во-первых, что такое познание как биологическая функция? Познание — это все умственные или мозговые действия, связанные с мышлением, запоминанием и знанием вещей. Поскольку эти процессы происходят внутри мозга, они являются внутренними и по большей части ненаблюдаемыми. Это субъективные переживания, которые влияют на наше поведение, такие как ощущения, восприятия, сны, мысли, убеждения и чувства.

Когнитивная психология изучает все психические процессы и их связь с мозгом и поведением.

Технологические достижения в новейшей истории позволили психологам открыть и разработать новые теории познания, такие как мышление и память. Когнитивные психологи стремятся лучше понять важные процессы получения, хранения и обработки информации, рассуждений и мышления, а также способности человека понимать и использовать язык.

Краткая история когнитивной психологии

Хотите верьте, хотите нет, но психология не всегда уделяла особое внимание изучению психических процессов. Перед когнитивная революция В 1960-х годах психологи сосредоточились в основном на изучении наблюдаемого поведения (бихевиоризм ) и лечении психических расстройств ( психоаналитических и психодинамических ). Многие психологи признали, что большая часть головоломки упускается из виду, если не учитывать психические процессы.

Психологи всегда интересовались разумом, но у них были разные подходы к его пониманию и изучению. структуралистов во главе с Уильямом Вундтом (1879 г.), изучал строение разума и сознания. Они признали, что единственный способ изучить субъективные переживания ума — это использовать самоанализ или саморефлексию.

Сегодня когнитивные нейробиологи могут картировать психические функции мозга с помощью передовых научных устройств визуализации! Такие машины, как фМРТ, компьютерная томография и ПЭТ, позволяют нам взглянуть изнутри на наши обычно ненаблюдаемые психические процессы. Они показывают нам, какие области мозга активируются во время определенных действий. Что делает наш мозг, пока мы спим? Что происходит, когда мы мечтаем? Какие мозговые процессы участвуют в разговоре, письме или рисовании? Когнитивные психологи изучают все эти темы и многое другое!

Примеры тем в когнитивной психологии

Есть девять больших тем, которые охватывает когнитивная психология: память, обучение, интеллект, язык, мышление, решение проблем, рассуждение, предубеждения и творчество.

Фг. 1 Когнитивные темы, Wikimedia Commons

Когнитивные психологи пытаются выяснить, как и почему когнитивные процессы происходят, изменяются, развиваются и терпят неудачу. Некоторые когнитивные психологи сосредотачиваются в основном на интеллекте и индивидуальных различиях, которые делают нас уникальными. Эти идеи и теории помогают нам понять, как наше мышление может влиять на наше поведение. Они также помогают нам лучше понять психические расстройства и способы их лечения.

Внимание и память

Со всей информацией, которая обрушивается на нас каждый день, как мы усваиваем ее? Внимание в когнитивной психологии — это способность концентрироваться на обработке информации. Когнитивные психологи изучают четыре типа внимания и то, как они работают. Они пытаются понять такие вещи, как многозадачность, трудности с концентрацией внимания и факторы, влияющие на внимание. Внимание связано с состояниями сознания, то есть с тем, насколько мы бдительны к себе и своему окружению.

Когнитивные психологи также изучают, как мы воспринимаем, храним и получаем доступ к информации в нашей памяти . Наша способность запоминать информацию позволяет нам учиться, рассуждать и решать проблемы. В этом разделе вы, вероятно, заметите, что все области когнитивной психологии связаны друг с другом! Каждый из них так или иначе играет роль в других (например, роль внимания в памяти).

Параллельная обработка — двусторонняя магистраль информации в когнитивной психологии. Сознательно и бессознательно мы обрабатываем огромное количество информации в любой момент времени. Представьте, что вы идете в людное место. Если вы бодрствуете и бодрствуете, ваш мозг немедленно начинает параллельно обрабатывать звуки разговоров, движение стульев, выражения лиц людей, а также форму и размер комнаты. Может быть, это многолюдное место — столовая в вашей школе. Вы чувствуете запах еды и чувствуете жар, исходящий от линии раздачи? Да! Параллельная обработка позволяет вашему мозгу обрабатывать все это одновременно.

Мышление и решение проблем

Мысли кажутся очевидными, не так ли? На самом деле это сложнее, чем вы думаете. В основном это происходит автоматически, поэтому для понимания наших мыслительных процессов требуются намеренные усилия (или внимание!). Это может помочь вам думать о своем разуме как о сверхсовременном компьютере. Он невероятно организован, вплоть до мельчайших деталей. Ваш мозг автоматически сортирует информацию, которую вы изучаете, на понятий, прототипов, и схем для информирования ваших повседневных решений и действий.

Организация вашего мозга позволяет вам быстро сортировать и выбирать информацию из хранилища по мере необходимости. Представьте, что вы открываете папки с файлами на своем ноутбуке для поиска определенного документа с определенной информацией. Это очень похоже на то, как работает ваш мозг! Фактически, искусственный интеллект — это целая область исследований, сосредоточенная на имитации человеческого мышления, обучения и языковых способностей с помощью компьютеров и технологий.

Фг. 2 AI, pixabay.com

Вся эта сортировка информации помогает нам решать проблемы и принимать решения. Наш вид быстро вымер бы, если бы мы не смогли найти решения стольких различных жизненных проблем. Мы используем эти способности каждый божий день! Когнитивные психологи изучают различные стратегии, которые мы используем для решения проблем и принятия решений. Конечно, наши мыслительные способности связаны с нашим интеллектом : способностью применять знания в повседневной жизни.

Знаете ли вы, что есть слово, обозначающее размышление о мышлении? Это называется м этапознание. Когда мы думаем о нашем текущем понимании темы, чтобы улучшить или изменить ее, мы занимаемся метапознанием.

Интеллект и творчество

Мыслительные процессы и интеллект также связаны с творчеством. В конечном счете, особый тип решения проблем, человеческое творчество — это способность генерировать инновационные, нетрадиционные или полезные идеи для решения проблем. Не существует общепринятого понимания интеллекта; подобно творчеству, речь идет о практическом применении решений проблем. Кто-то может быть творческим, но относительно неразумным, или умным, но относительно нетворческим. Лучшее сочетание – это высокая степень того и другого!

Язык и обучение

Еще одна обширная область изучения когнитивной психологии — это то, как мы изучаем язык и используем его. Обучение действительно объединяет все области когнитивной психологии. Нам нужны все виды умственных процессов, чтобы усваивать новую информацию. Однако изучение языка требует некоторых особых способностей к обучению. Люди обладают удивительной природной способностью понимать грамматические структуры в очень раннем возрасте и начинать использовать язык.

Почему люди уникально подходят для изучения и использования языка? Как происходит процесс обучения? Какую роль играют психические процессы в теориях поведенческого обучения? То, как обучение описывается в теории поведения, не учитывает роль наших мыслей, но наши умственные процессы являются частью того, что делает поведение возможным! Когнитивные психологи возвращают внимание (каламбур) к этой части обучения и помогают нам лучше понять ее.

Основатель и теоретик когнитивной психологии

Считающийся отцом когнитивной психологии, Ульрик Найссер опубликовал свою книгу Когнитивная психология в 1967 году и официально положил начало области когнитивной психологии. Нейссер понимал, что то, как наш мозг обрабатывает информацию, чрезвычайно важно. Он не был большим поклонником бихевиоризма и считал, что большинство поведенческих теорий неверны или ограничены по своему охвату. Он хотел, чтобы психологи признали важность наших мыслей в нашем обучении и поведении, и его работа проложила путь к когнитивной революции.

Другие теоретики когнитивной психологии

Хотя бум когнитивной психологии начался с Ульрика Нейссера, он не остановился на этом. Многие теоретики использовали работу Нейссера как основу для своих собственных теорий. Так кто же эти другие теоретики? Вот список!

  • Швейцарский психолог Жан Пиаже (1936) разработал стадий когнитивного развития , которые начинаются в самые ранние годы жизни.

  • Аарон Бек (1967) разработал подход к терапии, основанный на когнитивной психологии, названный когнитивной терапией . Позже он был объединен с поведенческими подходами для формирования когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) . Бек использовал идеи и открытия когнитивной психологии для лечения психических расстройств.

  • Ноам Хомский изучал, как мы усваиваем или изучаем язык, и он утверждал, что человеческая способность изучать язык является врожденной. Дети запрограммированы на особую способность к изучению языка в раннем возрасте. Он назвал эту внутреннюю когнитивную способность устройство сбора данных для обучения (LAD) .

  • В 1885 году Герман Эббингауз создал революционную теорию в когнитивной психологии. Он изучал память и разработал идею кривой забывания . Мы склонны забывать что-то по прошествии определенного времени, если только мы не просматриваем информацию несколько раз и она не имеет для нас значения.

  • В 1920-х годах Вольфганг Кёлер изучал обезьян в надежде лучше понять аспекты обучения. Благодаря своим исследованиям Келер разработал теорию проницательное обучение . Иногда мы внезапно приходим к решению проблемы, казалось бы, без усилий!

  • Элизабет Лофтус (1974) хотела лучше понять функций памяти с более современной точки зрения. Ее исследование показало, что то, что мы считаем воспоминаниями, на самом деле может быть наполнено ложью , поскольку наш разум заполняет пробелы в недостающей информации. Большая часть ее исследований была основана на показаниях очевидцев и свидетельствах о событиях, и она продемонстрировала, что свидетельства очевидцев часто неисправный или недостоверный .

  • В 1950-х годах Джордж А. Миллер разработал модель памяти для обработки информации, которую мы используем сегодня. Он был первым, кто сравнил функции памяти человека с тем, как компьютер обрабатывает информацию . Его модель чрезвычайно важна для нашего понимания памяти, а также вносит свой вклад в область искусственного интеллекта .

Преимущества и недостатки когнитивной психологии

Очевидно, что когнитивная психология дала нам некоторые действительно важные и интересные открытия. Как насчет возможных недостатков когнитивной психологии? Какие области когнитивной психологии ограничены или могут быть улучшены?

Сильные стороны когнитивного подхода в психологии

Благодаря когнитивной психологии мы так много узнали о многих процессах в нашем сознании. Большая часть исследований когнитивной психологии проводится с помощью компьютерных моделей мыслительных процессов и направлена ​​​​на выявление биологических функций познания.

Когнитивная революция и когнитивная психология заполнили некоторые пробелы в бихевиористском подходе или бихевиоризме. Поведение важно, но есть много факторов, влияющих на поведение, которое невозможно наблюдать. Когниции, чувства, воспоминания, инстинкты, интеллект, принятие решений и решение проблем — это ненаблюдаемые психические процессы, но нам нужно лучше понять их, чтобы по-настоящему понять поведение. После когнитивной революции многие другие теоретики заполнили пробелы в когнитивной психологии, сосредоточившись на эмоциях и культурных влияниях!

Когнитивные психологи используют как i интроспекцию, так и биологические технологии для проведения исследований. Бихевиористы обычно опускают самоанализ или саморефлексию, поскольку наши внутренние переживания ненаблюдаемы. Когнитивная революция помогла психологии в целом принять другие подходы к исследованию и пониманию человеческого поведения, отличные от поведенческого подхода.

Одна из самых сильных сторон когнитивной психологии заключается в том, как ее можно использовать для помощи людям, страдающим психическими расстройствами. Когнитивная терапия и другие терапевтические подходы, включающие когнитивный элемент, были революционными в лечении таких расстройств, как депрессия, биполярное расстройство, шизофрения и тревога. Многие современные подходы к терапии хотя бы частично основаны на когнитивной психологии.

Слабые стороны когнитивного подхода в психологии

Одна из причин, по которой бихевиоризм работал хорошо, заключается в том, что он хорошо сочетается с научным методом. Мы можем наблюдать, отслеживать и записывать поведение. Мысли, с другой стороны, гораздо труднее понять или проверить. В ответ на бихевиоризм когнитивные психологи настолько сосредоточились на мыслях или познаниях, что упустили из виду другие важные вещи, такие как эмоции и культура. Точно так же, как у поведенческого подхода есть свои ограничения, у когнитивной психологии тоже есть свои ограничения.

Когда Жан Пиаже разрабатывал свои этапы когнитивного развития, он так сильно сосредоточился на мыслях, что упустил из виду социальные и культурные влияния. Проходят ли его стадии развития во всех культурах и средах одинаково? Многие другие когнитивные теории сталкиваются с той же проблемой. К счастью, многие теории, разработанные после когнитивной революции, признали эти пробелы и начали их заполнять.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts