Коммунарское движение: «Коммунарское движение: идеология, педагогика, методика»

Коммунарское движение — Психологос

Коммунарским движением здесь называется возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы — неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями (продолжателями, преемниками, наследниками, разветвлениями, последствиями и т. п.) определенной педагогической методики, которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, методика И.П.Иванова, орлятская методика и пр.

​​​​​​​​​​​​​

Фильм «Из архивов Р.В.Соколова Мы очень плотно и крепко поработали»

Для того, чтобы в полной мере прочувствовать туманность этого определения нужно пройти 30-летний путь от клубного ребенка до клубного лидера, постоянно общаясь с сотнями лидеров и детей из других клубов, и на этом пути лично постоять на таких пунктах:

1. Этот клуб, называющий себя коммунарским, на самом деле не коммунарский, а дерьмовый, и вообще не клуб, а руководитель его — не человек, а жизнь в нем — это не жизнь.

2. Этот клуб, считающий все наши штучки своей самобытностью, заимствовал их у академика Иванова, а на самом деле он-таки да, коммунарский, потому пора донести на него куда следует на предмет авторских прав.

3. Пользуясь определением Д.Гильберта: «математика есть то, что под этим понимают компетентные люди», надо выбрать себе тех, кого считаешь компетентными, затем выбрать из компетентных тех, чье мнение совпадает со своим и в дальнейшем им пользоваться, не забывая, что вопрос является спорным.

Следующий очень простой вопрос состоит в том, что данные тексты посвящены сектору еще более узкому, чем коммунарские клубы вообще — они касаются только детских или подростковых клубов.

В указанном секторе предлагается пользоваться следующими определениями.

Члены клуба — дети, признанные членами клуба, если в нем есть такое звание, или просто его активисты.

В некоторых клубах есть еще звание кандидата в члены клуба, а в некоторых — целая иерархия званий.

Новички — дети, не настолько себя проявившие, чтобы их можно было считать полноправными членами клубного коллектива. Обычно они имеют меньше прав в клубном самоуправлении.

Выпускники — выросшие из клубных детей взрослые, чаще всего удалившиеся от клуба ввиду бытовых (старшие классы, абитура, студенчество, семья, работа) или психологических (бунт, ссора, любовь) обстоятельств своего взросления, Иногда выпускники активно участвуют в работе клуба: либо инфантильные, либо, наоборот, рано повзрослевшие и/или сознательно нацеленные на перспективу педагогической деятельности.

Комиссары — взрослые лидеры клубного коллектива. Если комиссар в клубе один, то его же можно назвать руководнтелем клуба, если комиссаров группа, то руководитель — признанный всеми лидер этой группы. Если у группы комиссаров нет лидера, то есть смысл говорить о нескольких временно сотрудничающих клубах.

Друзья клуба — взрослые из выпускников, или не из них, помогающие клубу (например, материально), но не являющиеся полноправными членами коллектива ввиду недостаточно регулярных личных контактов с ним.

Теперь можно попытаться основательно запутать вопрос о том, как отличить ребенка от взрослого и, соответственно, выпускника от члена клуба и детские клубы от прочих.

Куда направлена основная энергия клуба: потоки информации семантической и эмоциональной, социальная активность, полезная деятельность и т.п.? Получив ответ на такой прямой или косвенный (по известным в социальной психологии методам) вопрос, можно заметить, что:

1. Члены клуба чаще всего ответят: энергия направлена из клубного коллектива на общество, окружающий мир.

2. Выпускники чаще всего ответят: в клубе происходит передача энергии от комиссаров — членам клуба, или от членов клуба — членам клуба.

3. Комиссары чаще всего ответят: энергия клуба передается от его выпускников — обществу.

Все эти ответы здесь предлагается считать правильными и характерными для разных мировоззрений или разных этапов развития одного мировоззрения.

Третья позиция олицетворяет основную, собственно педагогическую цель авторов и сознательных последователей коммунарской методики: энергия клуба, как и любого педагогического действа (предметного урока, кружкового занятия и т. п.) в конечном счете предназначена для реализации в обществе деятельностью обученных и воспитанных выпускников.

Первая позиция цепляется к одному из самых тонких моментов коммунарской методики. Хотя мнения комиссаров по третьей позиции ничуть не скрываются, более того, регулярно провозглашаются, члены многих клубов почему-то (?) уверены, что наибольшую и весомую пользу человечеству приносит именно их сиюминутная деятельность: создание материальных (сельхозпродукция, чистота, помощь) или духовных (спектакли, концерты, оргмероприятия, спортивные достижения) ценностей. За время пребывания в клубе происходит накопление семантической и эмоциональной информации, подготавливающее качественный, нередко резкий и болезненный переход от первой позиции но второй, на которой ныне и пребывает большинство бывших воспитанников коммунарских клубов.

Завершение этого перехода, который, как правило, легко наблюдается, и надо бы в данном узком смысле считать взрослением. При исследовании состава конкретного клуба можно (например, проведя референтометрию) точно обозначить членов клуба, нацеленных на деятельность, выпускников — на духовное потребительство, комиссаров — на воспитание. Но в разговоре о клубах вообще предлагается, опираясь на общие закономерности психофизического развития личности и социальные стандарты, с приемлемой степенью неточности считать детьми всех, моложе 16 лет, а детскими — клубы, где на самых представительных сборах присутствует не более 20% людей старше 16 лет.

Далее.

Не будь педагогика областью гуманитарной, можно бы назвать некоторые составляющие коммунарской методики «патентоспособными» или «решенными на уровне изобретений». Но, пожалуй, не открытий, на которые никто и не претендует, ссылаясь на знаменитых предшественников, и прежде всего на А.С.Макаренко.

Именно он откровенно строил в своей колонии «учебный» коммунизм в качестве педагогического средства, инструмента идейного, нравственного и трудового воспитания и обучения. Хотя представления Макаренко о коммунизме несли на себе отпечаток тридцатых годов, созданная им действующая модель общества в некоторых аспектах совершеннее, чем самое общество через полвека после разрушения модели.

В «Орленке», этом своеобразном Риме коммунарского движения, есть музей авиации и космонавтики. Там в зале площадью метров за сто помещается некогда современный компьютер первого поколения и кусок фюзеляжа реактивного истребителя тех же времен, соединенные древом проводов. Хотя кабину откровенно трясут и качают совершенно бескрылые рычаги, в ней настоящие приборы показывают настоящую высоту, реагируя на движения настоящего штурвала, и, если захлопнуть колпак, то иллюзия ночного полета охватывает и взрослого.

Игрушка? Можно сказать и так, особенно если она всю жизнь простоит в вестибюле финской бани. В техдокументации же, на которой еще не стерся гриф «Секретно», она именуется тренажером, да и дороговата — стоила в молодости поболее настоящего истребителя.

(Американцы, со свойственной им прагматичностью, сочли, что летчик — самая дорогая деталь самолета. Это вовсе не в смысле бесценности человеческой жизни, а именно потому, что на подготовку пилота уходит больше всего долларов.

)

Коммунарский клуб и можно сравнить с тренажером (или, если кому удобнее так называть — игрушкой). Создателям методики удалось придумать способ построения таких игрушек и поставить их в школьных пионерских, отрядных комнатах лагеря или детских подвалах — ЖЭУ и всяких РЭПов, чтобы каждый мог занять свое место в экипаже на три недели, два дня, а то и на часик после школы.

Выражаясь наукообразно, системообразующим признаком коммунарской методики здесь предлагается считать наличие неформального коллектива, в котором обучение и воспитание производится путем глубокого включения всех членов коллектива (включая лидеров и руководителей) в игру, реализующую часть общества, живущую по тем идеям, которым надо обучить и воспитать.

От групповой психотерапии и суггестологии коммунарская методика отличается не больше, чем кофемолка от камнедробилки или бетономешалки.

Все прочие черты, приведенные ниже в планах идеологическом, социально-психологическом, педагогическом, социальном и т. д. системообразующими здесь не считаются и наличие их предполагается только статистическое.

В идеологии, которую коммунарские клубы пытаются реализовать клубной жизнью и привить своим воспитанникам, можно заметить преобладание таких идеалов:

Ответственность (или чувство ответственности) как антитеза безответственности.

Безответственность в коммунарском представлении тесно связана с равнодушием, конформизмом, беспринципностью, беспечностью, а ее противоположность предполагает обязательность, социальную активность, гражданскую позицию, принципиальность, идейность. Практика коммунарства направлена на проявление этих черт в основном в неформальной сфере. Неразделение понятий созидательной и разрушительной активности нередко приводит к активной нетерпимости, кроме того, чрезмерная обязательность и принципиальность противоречат обыденным понятиям о доброте.

Искренность, как антитеза лицемерию, лжи.

Коммунарская трактовка этого понятия предполагает, что глубокая неприязнь ко всякой лжи затрудняет (а в рамках клуба делает невозможным) существование нечестности, непорядочности, подлости и прочей бессовестности. Коммунарская искренность включает в себя также откровенность, непосредственность (и, как следствие, внутреннюю раскованность), общительность, свободу выражения своих мыслей и чувств в общении и творчестве. В некоторых коммунарских клубах существуют специальные мероприятия типа «откровенный разговор» или «огонек», реализующие в упрощенном виде идею групповой психотерапии. Экстремистские проявления искренности приводят к нетактичности и граничат с цинизмом.

Бескорыстие, как антитеза стяжательству. Этим идеалом определяется не только неприятие вещизма, корыстолюбия, но и некий Аркадиегайдаровский вариант альтруизма (иногда коммунары не совсем точно называют это «добротой»). В крайности типа аскетизма, самопожертвовании или отсутствие честолюбия это упирается редко, но все-таки идейного коммунара трудно представить себе в качестве директора банка.

В декларациях некоторых клубов на высший уровень иерархии ценостей возводятся некоторые эстетические идеалы, например «чувство прекрасного», «любовь к природе». Обычно это связано с родом занятий клуба: театральным, литературным, изобразительным, экологическим, туристско-краеведческим. Поскольку по этим вопросам бытует несравненно большее многообразие мнений, чем по вопросам нравственным, есть смысл считать это идеализацией комиссарских вкусов и научных воззрений.

Разветвление и размывание движения, «гибридизация» коммунарских клубов с другими неформальными сообществами уже в 80-е годы привели к появлению у многих потомков коммунарства еще одной характерной идеологической черты, заимствованной, похоже, от хиппи. Это можно назвать терпимостью, которая проявляется как психологическая толерантность внутри клуба и религиозная, эстетическая, политическая терпимость (плюрализм) вне его. Впрочем, параллельно существуют и генетически более «чистые» потомки коммунарства, обладающие ровно противоположными свойствами.

В аспектах социально-психологическом и педагогическом для коммунарских клубов характерны, во-первых, передача значительной части информации, особенно эмоциональной, по схеме «учитель-коллектив-ученик», а не только «учитель-ученик». Этому служат демократические законы клуба, детское самоуправление. Во-вторых, оригинальный цикл развития авторитета комиссара, включающий его развенчание, чему способствуют откровенно дилетантский характер многих направлений разнообразной клубной деятельности, близкие, дружеские отношения между комиссарами и членами клуба.

С точки зрения социальной типичным для коммунарских клубов можно считать стремление к активной общественной деятельности, с помощью которой клубы пытаются не только реализовать свою идеологию в клубном коллективе, но и распространить ее влияние на окружающий мир, и бывает, что сильные клубы заметно искажают близлежащее социальное пространство.

Похожесть коммунарских клубов на более простых уровнях хотя порой бросается в глаза, но уже не так очевидна, как в шестидесятые годы. Тогда множество клубов насквозь пронизывалось множеством личных связей, вовсю работали методкабинеты «Орленка», «Комсомольская правда» печатала авторитетные рекомендации и вообще можно было себе представить поползновение ассоциации к организации. Теперь, на исходе века достаточно литературы, описывающей классические коммунарские клубы (как бывшие, так и ныне здравствующие «академические»), но в этих расписаниях структур и зачинов редко проскальзывают наблюдения тех последствий коммунарского расцвета, которых примеси коммунарской крови не делают очевидно похожими на своих дедов. И все-таки статистически можно заметить некоторые смысловые (иногда под другими названиями) черты преемственности и в организационной структуре (дежурные командиры, советы клуба, советы дела, трудовые десанты), и в ритуалах (разборы дня, галстуки (теперь — «фенечки»), салюты, песни в кругу, начало и конец дня), и во вкусах (песни бардов, театральные традиции студенческих театров СТМ и КВН, туризм, социальная фантастика в литературе).

Автор данных текстов глубоко убежден, что ни педагогическая деятельность по коммунарской методике, ни письменное высказывание мнений о ней не являются ни безнравственными, ни преступными, потому не видит никаких причин, чтобы этим не заниматься.

Коммунарское движение | это… Что такое Коммунарское движение?

Коммунарское движение — возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы — неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективного творческого воспитания, педагогика общей заботы, методика Игоря Петровича Иванова, орлятская методика и прочие[1].

Содержание

  • 1 История коммунарства
    • 1.1 Начало
  • 2 Социальные и педагогические явления, возникшие под влиянием коммунарства
  • 3 Известные коммунарские коллективы
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

История коммунарства

Начало

В 1956 году по инициативе педагога-исследователя И. П. Иванова (позже профессора ЛГПИ им. А. И. Герцена и действительного члена АПН СССР) в Ленинграде было создано объединение педагогов «Союз энтузиастов» («СЭН»). Это был творческий союз пионерских вожатых (М. Жешко, Н.Сыч, Ф.Шапиро,В.Пик, Л. Борисова и другие), которым был интересен поиск таких способов организации жизни пионерских отрядов, В которых был простор для самостоятельности и инициативы, для игры и романтики, для настоящего полезного дела. Они искали пути преодоления формализма в пионерской организации, «Сэновцы» много работали с разыскивали, где могли, материалы о предшественниках, серьёзно изучали опыт С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, опыт скаутов, «пионерского движения» 20-х годов, идеи А. П. Гайдара и «тимуровского движения», знакомились с «харцерским движением» в Польше[2]. Термин «коммуна», по их мнению, должен был указывать на идейно-методическую приверженность опыту макаренковской коммуны.

Добровольность участия, коллективное планирование, коллективное исполнение и коллективная оценка сделанного, чередование творческих поручений, ротация выборных руководителей (институт «дежкомов», то есть «дежурных командиров»), институт временных «советов дела» при высшей власти «общего сбора», «откровенные разговоры» («огоньки» — когда каждый говорит откровенно о каждом, в том числе и о взрослых «старших друзьях»), «сетка традиций», включающая многодневные «сборы» и летние палаточные лагеря труда и отдыха, другие составляющие методики позволили «возродить» многое из того, что было свойственно стилю и образу жизни клубов С.  Т. Шацкого, скаутских и пионерских отрядов И. Н. Жукова, тимуровских команд.

Важнейшую роль в распространении образа жизни коммунарского коллектива, максимально приближенного к первоисточнику, сыграло то, что коммунарская методика была положена в основу работы во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». Летом 1962 года «Комсомольская правда» и ЦК ВЛКСМ собрали в «Орлёнке» 50 старшеклассников из различных городов; в отряд были приглашены несколько подростков из Коммуны юных фрунзенцев, а также трое «старших друзей» КЮФа. Ребята разъехались по своим городам и там многим из них удалось создать подростковые сообщества, которые стали называть себя «секциями» клуба юных коммунаров. Секции проводили «коллективные творческие дела» и воспроизводили стиль и образ жизни КЮФ (в той мере, в какой они могли их освоить за проведенные в «Орленке» 40 дней)[3].

В 1963 году в «Орлёнке» прошёл первый Всесоюзный Сбор юных коммунаров. С этого времени и появился в прессе термин «коммунарское движение».

После изучения сотрудником «Комсомольской правды» С. Л. Соловейчиком жизни КЮФ и опубликования статьи «Фрунзенская Коммуна», 24 января 1962 г. газета объявила о создании заочного «Клуба юных коммунаров» («КЮК») и призвала комсомольцев-старшеклассников, учеников ремесленных и технических училищ создавать секции этого клуба из первичных комсомольских организаций — групп, классов.

КЮК в «Комсомольской правде» и «коммунарские» смены в «Орлёнке» породили первую волну коммунарского движения. Оно распространилось почти на всю страну (крупнейшими центрами коммунарского движения были Москва, Ленинград, Челябинск, Свердловск, Тула, Воронеж, Харьков, Киев, Донецк, Одесса, Минск. Петрозаводск), воспитало несколько поколений педагогов-энтузиастов и охватывало во времена расцвета (середина 60-х годов) десятки тысяч школьников и подростков[4].

В осенние, зимние, весенние и летние каникулы в разных городах стали проводиться (иногда даже одновременно в нескольких городах сразу) Всесоюзные коммунарские сборы, на которые собиралось одновременно по 100, 200, 300 человек из 10—20 секций клуба ЮК разных городов страны.

С осени 1963 года в «Комсомольской правде» стала выходить тематическая страница для старшеклассников «Алый парус», которая была задумана как печатный орган «коммунарского движения». «Секции» клуба ЮК стали создаваться при редакциях молодежных газет, в школах, при Домах культуры, при Дворцах пионеров. Некоторые из таких «секций» официально числились как городские штабы комсомольцев-старшеклассников (ГКШ).

С декабря 1965 года была прекращена поддержка коммунарского движения со стороны ЦК ВЛКСМ; было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами «на местах». Движение официально не запрещалось, но с тех пор во многих городах отношение к секциям клуба ЮК стало крайне неблагоприятным.

Разработку методики коллективного творческого воспитания с 1963 года продолжал руководимый И. П. Ивановым творческий коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А. И. Герцена — Коммуна им. А. С. Макаренко (КИМ, 1963—1991).

Важным событием не только для коммунарского движения, но для всего общественно-педагогического движения страны оказался январский сбор 1968 года клуба ЮК Свердловска «Алый парус», на котором с участием делегаций из Москвы и Перми была проведена своего рода научно-практическая конференция по проблемам коммунарского движения.

Социальные и педагогические явления, возникшие под влиянием коммунарства

  • Движение педагогических отрядов
  • Движение семейно-педагогических клубов
  • Движение Коммунаров

Известные коммунарские коллективы

  • Коммуна юных фрунзенцев (Ленинград, 1959—1972)
  • Коммуна имени А. С. Макаренко (Ленинград, 1963—1991)
  • Форпост культуры имени С. Т. Шацкого (ныне Социальный педагогический комплекс «Форпост в Лужниках») (Москва, 1971 — н.вр.)
  • Юнкоровский клуб «Товарищ» (Петрозаводск, 1965 — н. вр.)
  • Военно-поисковый отряд «Дозор» (Москва, 1973 — н. вр.)
  • Архангельский городской штаб школьников (1961 — н. вр.)
  • Школа Караковского (Челябинск, 1963-1977, Москва, 1977 — н. вр.)
  • Педагогический отряд «Перемена» факультета психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург, 2002 — н. вр.)
  • Детская Общественная Организация «Поколе́ние Бу́дущего» (Ступино, 2006 — н. вр)

Примечания

  1. http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/22/1 М. Кордонский. Введение в коммунарское движение
  2. http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/17/8 Р. Соколов. В поисках «настоящей социальной педагогики», раздел 2.4.1.3
  3. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/9 Р. Соколов. Лаборатория оптимизма: круг первый
  4. Тарасов А. Н. Левые в России: от умеренных до экстремистов. История возникновения и развития леворадикального движения в СССР/России в 80-е — 90-е гг. XX в. Предшественники движения в 70-е – первой половине 80-х гг.. Архивировано из первоисточника 28 марта 2012. Проверено 20 ноября 2010.

Ссылки

  • М. Кордонский. Введение в коммунарское движение
  • Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика
  • С. Соловейчик. Воспитание по Иванову
  • Факты о коммунарском движении на сайте «Технология альтруизма»
  • Раздел «Коммунарское движение: попытки осмысления» на сайте «Технология альтруизма»
  • Краткий очерк истории общественно-педагогического движения

Да здравствует коммуна? Восстание рабочего класса, потрясшее мир | Париж

Пару лет назад, когда железнодорожники провели в Париже демонстрацию против предложенных правительственных реформ, в толпе был вывешен баннер, воспевающий революционное прошлое Франции: «Нам плевать на май 1968 года», — гласил лозунг. «Мы хотим 1871».

Это было сообщение о том, что протестующие настроены серьезно. В наши дни студенческий бунт 1968 года и его призывы «быть реалистами… требовать невозможного» вспоминаются с нежной ностальгией. Но в анналах французских революционных потрясений память о Парижской Коммуне 1871 года и ее кровавых баррикадах имеет более темный и острый статус. «В отличие от 1789 г.Коммуна никогда не была по-настоящему интегрирована в национальную историю», — говорит Матильда Ларрер, историк, специализирующаяся на радикальных движениях Франции XIX века. Дикая, анархическая, в которой доминировала парижская беднота, Коммуна ненавидела как либеральная буржуазия, так и правые консерваторы и монархисты. Его жестокое подавление французской армией и его собственные акты жестокого насилия оставили незаживающие раны. «Коммуна 1871 года не стала частью согласованной коллективной памяти, — говорит Ларрер. В респектабельном обществе это считалось чем-то из ряда вон выходящим.

Но ровно через 150 лет «коммунары» возвращаются, снова делят Париж. В ознаменование годовщины мэр Парижа Анн Идальго в этом месяце посадит памятное дерево на Монмартре, в горниле восстания. Площадь Луизы Мишель, названная в честь самой известной женщины-коммуны, будет заполнена парижанами, несущими в натуральную величину силуэты пекарей, сапожников и прачек, захвативших столицу в 1871 году. начнется серия выставок, лекций и концертов, спектаклей и поэтических чтений, которая продлится до мая. По словам Лоуренса Патриса, парижского советника, которому поручено наблюдать за годовщиной, пришло время революционерам 1871 года быть признанными радикальными пионерами: «Речь идет о большой группе граждан, которые объединились, чтобы взять свою судьбу в свои руки», — сказала она. сказал. «В том, за что выступала Коммуна, была современность, и ее устремления были близки к тому, чего хотят некоторые люди сегодня.

«Коммунары боролись за законных, подотчетных политических представителей. Они хотели дать право голоса женщинам, сыгравшим огромную роль в Коммуне. Они защищали равную оплату труда и реквизировали пустующие дома для размещения бездомных. Коммуна предлагала гражданство иностранцам и свободный доступ к закону. Есть много отголосков с сегодняшним днем».

Расстрел коммунарами двух генералов французской армии, положивший начало Парижской коммуне. Фотография была сделана на повторной постановке мероприятия в пропагандистских целях. Фотография: Коллекция Генри Гуттмана/Getty Images

Этот анализ, мягко говоря, не встретил всеобщего одобрения. Дань привела в ярость консерваторов, в том числе Рудольфа Гранье, советника на Монмартре и члена городского совета Парижа. Гранье намерен бойкотировать мероприятие Place Louise Michel. «Это провокация», — сказал он Observer . «Меня устраивает поминовение, но не празднование. Послушайте, когда левые защищают Коммуну, это то же самое, что когда левые защищают коммунизм. Говорят, идеи были красивыми, просто они не были реализованы должным образом.

«Но что бы ни говорили о коммунизме или Коммуне, все кончается кровопролитием, а если идеология включает в себя убийства, то, на мой взгляд, не место политике прославлять эту идеологию».

В прошлом месяце во время бурного митинга в парижском Hôtel de Ville Гранье обвинила Идальго в том, что он использует годовщину, чтобы укрепить свои позиции среди левых в преддверии президентских выборов в следующем году. Парижские консерваторы также возражают против субсидирования Советом Ассоциации друзей Коммуны, организации, которая, как утверждает Гранье, «прославляет свои самые жестокие события». Когда вспыхнули страсти, «Ле Монд » посвятил ряду страницу под заголовком «Коммуна 1871 года: чрезвычайно напряженная годовщина». В последнем номере еженедельного политического журнала L’Express задается вопрос: «Следует ли отмечать 150-летие Коммуны?»

Однозначного ответа нет. Существование Коммуны было недолгим и чрезвычайно кровавым. В январе 1871 года Франция сдалась прусской армии Отто фон Бисмарка после трехмесячной осады, поставившей Париж на колени. Когда Вторая империя Франции рухнула, для переговоров с немцами было избрано новое промонархическое правительство. Но среди хаоса и национального унижения беднейшая половина Парижа отказалась сдать оружие. 18 марта революционеры захватили правительственные здания. Недавно избранный президент Адольф Тьер бежал в Версаль.

Осажденная со всех сторон все более авторитарная Коммуна просуществовала 72 бурных дня, прежде чем была жестоко подавлена. «Никогда в большом городе не было более ужасного кризиса», — писал романист Эмиль Золя. По меньшей мере 8000 парижских коммунаров, в том числе много женщин и детей, погибли на баррикадах или были расстреляны во время «кровавой недели» 21–28 мая. Когда насилие вышло из-под контроля, коммунары убили архиепископа Парижского и более 50 других заложников, многие из которых были священниками.

Наследие революционного эксперимента, потрясшего Европу, было конфисковано будущими поколениями коммунистов. Карл Маркс назвал Коммуну «славным предвестником нового общества». Ленин видел в ней предтечу русской революции. В 1936 году, во времена правления антифашистского правительства Народного фронта во Франции, 500 000 левых совершили паломничество на кладбище Пер-Лашез в Париже, чтобы почтить память мучеников Коммуны.

Но к концу 20-го века, когда Коммунистическая партия Франции оказалась на неправильной стороне истории, о Коммуне говорили меньше. Нынешний ряд свидетельствует о новой актуальности, говорит Ларрер, поскольку современная политика дает своим идеалам новую жизнь. «Коммунистическая интерпретация 1871 года была очень пристрастной, — говорит она. «Коммунары не были рабочим классом марксистской теории, а Коммуна не была протосоветом промышленных рабочих и солдат. Эти люди были преемниками санкюлоты от 1789 г. – ремесленники, мелкие предприниматели и производители. Они хотели лучшей демократии и более социальной республики».

На Вандомской площади лежит сломанная статуя Наполеона. Фотография: Hulton Deutsch/Corbis через Getty Images

Полтора века спустя, говорит Ларрер, в постиндустриальной Франции новый низкооплачиваемый прекариат выдвигает аналогичные требования. Народные движения, выходящие за рамки политического мейнстрима, начали вспоминать 1871 год. В 2016 году, когда демонстранты заняли центр Парижа и проводили ночные собрания на площади Республики, площадь была неофициально переименована в площадь Коммуны. Лозунги иногда жестокие 9Движение 0007 желтых жилетов (желтых жилетов) — «Народ суверенен», «Избранные чиновники, вы подотчетны» — было коммунарным по духу, хотя понимание дат протестующими иногда было шатким. Одно из граффити на стене базилики Сакре-Кер на Монмартре, широко распространенное в социальных сетях, гласило: «Парижская коммуна 1781 года [так в оригинале] / Gilets jaunes 2018».

«Есть точки сходства с движением желтых жилетов », — говорит Гранье. «Революция и борьба с несправедливостью — французская традиция. Но большая разница с прошлыми веками в том, что сейчас у нас правовое государство. Я не могу понять, почему политическое движение хочет прославлять повстанческое движение, такое как Коммуна. Меня это шокирует».

«Консерваторы становятся настолько чувствительными к этому вопросу, потому что он сейчас перед ними, на улицах и на стенах», — говорит Ларрер. «Коммуна задавала вопросы о централизованной власти, о представительной демократии и народном суверенитете. Желтые жилеты задавали те же вопросы, хотя и в другом контексте. Действительно ли нам служат наши выборные должностные лица и наша представительная демократия? Существуют ли другие средства осуществления народного суверенитета? Эти темы были возрождены, и поэтому на другой стороне спектра наблюдается отказ уважать память Коммуны».

Из-за повышения температуры Сакре-Кер, возвышающийся над площадью Луизы Мишель на Монмартре, оказался втянутым в бой. Одна из самых больших туристических достопримечательностей Парижа, огромная белая базилика была задумана как акт национального покаяния после катастрофического исхода франко-прусской войны. К тому времени, когда начались строительные работы, финансируемые за счет частных пожертвований, они были неразрывно связаны с враждебностью католиков к Коммуне.

Чтобы избежать неудобных смешанных сообщений, городской совет отложил решение, которое должно было состояться в этом году, о придании церкви статуса зарегистрированного, что позволит ей получать государственные субсидии. «В коалиции Идальго есть люди, которые хотят, чтобы Сакре-Кер был уничтожен, потому что они видят в нем памятник против Коммуны», — говорит Гранье. «После Нотр-Дама это самая посещаемая церковь в Париже. Переписывать историю, чтобы набрать политические очки, — не достойный способ заниматься политикой».

Базилика Сакре-Кер, Монмартр. Фотография: Бертран Гуай/AFP через Getty Images

Патрис несколько ошеломлена общим фурором и объясняет культурные войны Коммуны отчаянием своих противников, выставляющих напоказ свои консервативные убеждения: «В лице Макрона у Франции есть президент, который утверждает, что он вне левых и прав, но действует все больше и больше как правый политик. Политическое пространство для консерваторов сжато между президентом и крайне правым [лидером партии «Национальное объединение»] Марин Ле Пен. Это противоречие связано с тем, что они ужесточают свой профиль».

Она надеется, что как только события начнутся, словесная война будет забыта: «Эти поминки не посвящены прославлению насилия. И следует помнить, что именно коммунары заплатили за восстание самую высокую цену — смертью и ссылками».

По поводу разногласий по поводу Сакре-Кер Патрис делает примирительную ноту, говоря: «Я не вижу причин, почему, как и другие церкви, в конечном итоге не следует включать ее в список. Решение только что отложили, вот и все. Люди выдвигают очень агрессивные аргументы, но речь идет о том, чтобы вспомнить эпизод, который является конститутивным для коллективной памяти города. Если вы любите Париж и живете здесь, то важно знать его историю».

Однако старая неприязнь не проходит. В 1875 году, когда был заложен первый камень Сакре-Кер, один из его главных финансистов открыто выразил свое презрение к побежденным коммунарам. «Для всех тех, кто любит религию и свою страну, — сказал Юбер Роо де Флери, — возведение церкви на месте, где во время восстания были захвачены пушки, станет источником радости».

Этой весной будет рассказана другая сторона истории.

Парижская Коммуна: Восстание, разделившее Францию ​​150 лет на

  • Опубликовано

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Парижская коммуна просуществовала до конца мая 1871 года, cul майнинг в так называемую «кровавую неделю»

Хью Шофилд

BBC News, Париж

Ровно через 150 лет после Парижской коммуны снова вспыхивают соперничающие страсти по поводу того, как запомнить краткий и сильно романтизированный эксперимент города по власти над народом.

Первый акт знаменитого городского восстания произошел 18 марта 1871 года, когда толпа остановила войска, реквизировавшие пушки, стоявшие на холме Монмартр. Это было последствием осады Парижа пруссаками, в которой ужасно пострадали трудящиеся.

В течение следующих трех месяцев народные комитеты управляли столицей, в то время как официальное французское правительство бушевало в Версале. Но в мае двинулась армия, и Коммуна была разгромлена.

Источник изображения, Hulton Archive/Getty

Image caption,

Солдаты в конце концов разгромили Коммуну через три месяца

Для сторонников тогда — и позже — это была весна надежды, кроваво подавленная силами консерватизма. Карл Маркс видел в ней прообраз своей рабочей революции; Ленин был похоронен с коммунарским флагом в качестве савана.

Но для правых это было время хаоса и классовой мести. Они помнили убийства священников и поджоги таких достопримечательностей, как Hôtel de Ville. Впоследствии они искупили свою вину, построив церковь Сакре-Кер на месте пушек.

Полтора века спустя Коммуна продолжает делиться.

В течение трех месяцев с сегодняшнего дня парижская левая мэрия подготовила поминки, посвященные тому, что она считает великими социальными достижениями движения: равенство полов, лишение церкви полномочий, демократия участия.

Источник изображения, Getty Images

Image caption,

Мэрия Парижа подчеркнула социальные достижения, достигнутые коммунарами

Но правая оппозиция заявляет, что мэр-социалист и кандидат в президенты Анн Идальго «использует историю» в политических целях.

«Коммуну можно охарактеризовать одним словом: насилие», — говорит Рудольф Гранье, член правоцентристской партии «Республиканцы» (LR) в городском совете.

«Это было популистское движение. И в нынешнем состоянии Франции и мира — когда в Париже у нас желтые жилеты, а в Вашингтоне штурмуют Капитолий — я не думаю, что мы должны чествовать сгоревших наша мэрия».

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Для многих правоцентристских политиков мэр Энн Идальго использует годовщину в политических целях

По словам другого советника ЛР, Антуана Бокье, «левое большинство делает свое обычное дело — смешивает историю и политику».

«Конечно, было событие под названием Коммуна, которое мы должны помнить. Но мы должны помнить, что это было на самом деле — не фантазия Коммунистической партии (ПК). Они думают, что каждый коммунар был героем. Но многие были и убийцами. .»

По мнению правых, позволив им провести празднование Коммуны, Энн Идальго бросает кость своим союзникам из ПК в надежде, что они поддержат ее в гонке за пост президента Франции в следующем году.

Левые в ответ обвинили правых в «сектантстве» и неспособности увидеть справедливость в делах коммунаров.

«Это знамение времени — французские правые становятся все более и более жесткими», — говорит Лоуренс Патрис, заместитель мэра Парижа от коммунистов.

«Раньше они никогда так не заботились о Коммуне. Но теперь с Эммануэлем Макроном у французов есть президент, который отказался от своего центризма и на самом деле становится все более и более правым.

«И это навязывает традиционный прямо в позиции, которые еще ближе к крайним».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts