Расскрытие понятий «коммуникация» и «общение»
Издавна коммуникация и общение являлись синонимичными понятиями. Однако современные исследователи в области психологии определяют «коммуникацию» лишь одним из компонентов «общения», который носит информационно-смысловой характер.
Как таковое, общение — это сложный процесс, состоящий из трех составляющих:
- коммуникация — обмен информацией путем использования знаков или символов;
- перцепция — создание и поддержание взаимосвязей между субъектами;
- интеракция — взаимодействие с субъектом.
Общение применяется в качестве инструмента для обмена знаниями, навыками, опытом и т.д. Степень эффективности общения, усваиваемости информации напрямую зависит от глубины задействованных эмоций. Чем они сильнее и ярче, тем сильнее включают в работу память.
Коммуникация, в свою очередь, также состоит из трех составляющих:
- когнитивная — степень осведомленности в данном контексте;
- эмотивная — манипулирование эмоциями субъекта, своим состоянием;
- коннотативная — определение поведения субъекта.
Кроме этого, субъекты процесса коммуникации выполняют следующие функции:
- информационно-коммуникативная — совершение процесса обмена информации, ее усвоения;
- аффективно-коммуникативную — оказание влияния на эмоциональную составляющую участника общения;
- регулятивно-коммуникативную — направление деятельности участников общения, контролирование каждого субъекта.
Между описанными функциями наблюдается прочная связь.
Сразу несколько исследований указывают на высокую степень различия межличностной и массовой коммуникации. Исследователи сравнивают их по конкретным параметрам, что описано на рисунке 1.
Информационно-коммуникативная функция побуждает участников общения к творчески продуктивному взаимодействию, желанию осознать позиции и мнения друг друга, ведению дискуссий.
Рисунок 1. Межличностная и массовая коммуникация
Регулятивно-управляющая функция служит для настройки участников общения на один лад путем их воздействия друг на друга в степени, которая зависит от психологического состояния и свойств каждого из субъектов. Стандартными инструментами для воздействия на другого человека являются: убеждение, внушение, подражание и заражение.
Эмоционально-коммуникативная функция влияет на ход общения путем воздействия на эмоциональное состояние участников коммуникации. Дает возможность как снять напряжение в общении, так и создать раздражительную, негативную атмосферу.
Теория массовой коммуникации
Массовая коммуникация, аналогично межличностной, основывается на следующих уровнях общения:
- рациональный — определение причинно-следственных связей и мотивов путем логических рассуждений;
- эмоциональный — идентификация эмоционального состояния аудитории;
- интуитивный — предполагает действия, самопроявления субъектов.
Выбор инструмента для управления группой должен быть основан, исходя из ее особенностей, которые необходимо фиксировать на каждом из уровней. Для налаживания контакта с аудиторией, стоит применять на практике следующие правила:
- Информированность. Информация должна быть общеизвестна и представлять интерес для публики.
- Полнота описания. Необходимо выявлять главное в любой информации.
- Тождественность. Информация должна быть понятна и передана в одном контексте.
- Детерминизм. При передаче информации нужно сохранять причинно-следственные связи.
- Общая память. Обе стороны должны иметь набор общих знаний о мире.
- Прогностические способности. Обе стороны должны иметь представления о будущем развитии ситуации.
- Истинность. Все сообщения должны соответствовать реально существующим явлениям.
- Релевантность. Сообщение не должно прерываться отклонениями от темы.
- Ясность. Сообщение должно однозначно и ясно пониматься.
- Мотивированность.
Информация, которую желает передать субъект, должна сопровождаться авторской оценкой и доступной мотивацией толкования. Кроме этого, необходимо помнить, что полноценный контакт в общении можно получить только психологически расположив другую сторону к говорящему. Именно так зарождается взаимопонимание.
Психологическими факторами общения являются контекст, культурный фон (язык, традиции, нормы), определяющие форму общения. Непосредственно сам процесс общения и его исход определяются уровнями общения: макросоциальный — общезначимые формы; микросомальный — чет текущей обстановки разговора (интервью, заседание суда и т.д.). Человек, как социальное существо, испытывает симпатию и интерес субъектам, которые схожи с ним по какому-то из признаков — происхождению, социальному положению, позициям в тех или иных ситуациях. Каждый разговор побуждается с каким-то мотивом, будь он осознанным или нет. Им может быть желание самовыразиться, узнать партнера, проявить ум, ведение беседы с объектом обожания, восстановление справедливости, вмешательство в ситуацию и т.д. Очень часто мотивом начала разговора выступает желание привлечь к себе внимание, популярность. Коммуникатор заботится о поддержании мотива общения.
По заявлениям исследователей в области психологии, индивидуум старается удовлетворять свои потребности по мере важности. Таким образом, на первом месте будут естественные потребности (еда, воздух, сон), далее потребность комфорта и безопасности, социальная реализованность и самоутверждение.
В рекламе, например, иерархию мотивов можно представить в общем виде:
- Эмоциональные мотивы (обрести привлекательность, сохранить внимание близких, выделиться из массы себе подобных, вызвать восхищение, быть принятым в определенной среде, преодолеть страх, удовлетворить любопытство, почувствовать себя комфортно и т.д.).
- Рациональные мотивы.
- Утилитарные мотивы.
- Эстетические мотивы.
- Мотивы престижа.
- Мотивы уподобления и мотивы моды.
- Мотивы самоутверждения.
- Мотивы традиции.
Также часто используются в рекламных кампаниях следующие глубинные мотивы:
- Чувство уверенности.
- Надежность.
- Самоудовлетворение.
- Творческие наклонности.
- Объекты любви.
- Семейные традиции.
- Зависть.
- Недоверчивость.
- Лесть.
Стоит учитывать то, что мотивы, как таковые, имеют неоднозначный характер: одни выражают боль, другие — радость. В общении с массами важно избавиться от предубеждения, чтобы обрести мотивацию. Именно благодаря ней коммуникатор сможет успешно достигать цели общения. Главным мотиватором журналиста должна быть серьезность его намерений.
Замечание 1Журналист может манипулировать препятствующими факторами и контактом с собеседником, если он разбирается в психологической составляющей общения. Преследуя свои цели, журналист может легко менять предрасположенность к себе, совершая те или иные действия.
Предрасположенность к человеку основывается на прошлом опыте общения, оценке действия коммуникатора, сходство взглядов и суждений. Оно управляет выстраиванием взаимоотношений общающихся. В процессе общения полученные в прошлом навыки собираются в конкретный поведенческий шаблон, который корректируется в зависимости от социальной группы. Это помогает сократить трату психологических ресурсов и быстрее настроить благоприятную атмосферу.
Чтобы верно выстроить свое поведение, необходимо верно распознать собеседника, оценить его мотивы.Принципы ведения общения
Общение, как таковое, имеет три иерархические ветви, которые тесно связаны между собой: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.
- Коммуникативная сторона общения описывает обмен данными (навыками, информацией) между субъектами процесса с помощью символов и знаков, мимики, жестикулирования и других инструментов передачи информации.
- Интерактивная сторона общения описывает взаимодействие субъектов определенным образом (сотрудничество, конкуренция, доминирование).
- Перцептивная сторона общения описывает построение взаимоотношений между субъектами путем совместного познания друг друга, формировании на основе полученной информации образа собеседника. Основным механизмом познания собеседника является идентификация (построение ассоциаций объекта с образом) и рефлексия (оценка объекта третьими лицами). Основой профессионального общения является умение различать вербальные и невербальные знаки собеседника, выбирать адекватную реакцию и правильно взаимодействовать.
Эмпатия — это сочувствующее состояние, вызванное произошедшим у собеседника.
Осведомленность о социальном статусе собеседника и его социальной роли способствует устранению психологических барьеров в общении. Журналист может настроить собеседника на правильный лад, получив от него дополнительную информацию, если будет обладать хорошим умом и способностями к эмпатии.
Познания и навыки в психологии общения помогают брать на себя доминирующую роль в разговоре, достигая поставленных целей. Если же ее игнорировать, коммуникатор станет заложником ситуации и будет либо следовать свободному течению общения, либо поддаваться манипуляциям собеседника.
Замечание 2В профессиональной карьере журналиста необходим навык применения техники эффективного расспроса, умению аргументировать, вести дискуссию, адекватно оценивать собеседника и уметь снимать эмоциональное напряжение в разговоре.
При общении с людьми, верной практикой является совершенствование навыков ведения разговора путем применения новых практик психологической психологии, накоплению опыта успешного разговора. Понимание психологических процессов и закономерностей делает чрезвычайно важно для журналиста.
Ожидания коммуникатора о предстоящей беседе могут не соответствовать действительности. Как правило, это связано с предвзятым отношением к собеседнику, применением к нему ряда стереотипов, которые мешают в полной мере раскрыть собеседника, понять его мотивы и взгляды. В работе по устранению таких стереотипов помогают взаимные контакты. С приобретением опыта, установка взаимного контакта становится для журналиста естественным процессом.
Предметной подготовки недостаточно, чтобы в полной мере осознать методологический принцип оценочных суждений, развивать умение поддержания целевых тем разговора. Для успешного выполнения поставленных задач необходим опыт. На содержание разговора влияет не только предмета обсуждаемых тем, но и от окружающей среды, атмосферы.
Журналист обязан быть крайне сосредоточенным во время интервью, раскрыть внутренний слух. Необходимо тонко улавливать язык жестов собеседника, не перебивать его (особенно в тех случаях, когда партнер по общению раскрывается и начинает в полной мере описывать свои позицию, взгляды). Во время разговора допускается оказание знаков внимания (расслабляют собеседника и снижают напряжение). В случае нежелания говорить у собеседника, необходимо брать управление разговором на себя, направляя его в удобное для партнера русло, чтобы эмоциональное напряжение спало, собеседник почувствовал психологическое спокойствие. После этого целесообразно снова переходить на целевые темы общения.
В журналистике необходимо грамотно подходить к выбору собеседника. Коммуникатор должен проанализировать его поведение, определить психологические свойства, степень раскрепощенности и отрицательные настрои. Это не только повысит продуктивность беседы, но и позволит сэкономить потраченное время на нецелесообразный разговор.
Степень эффективности беседы зависит от следующих факторов: социальные роли собеседников, их психологическое состояние, сценарий беседы, мотивы, желание познавать и принимать взгляды, харизма (т.е. личностные свойства, вызывающие веру в силу, возможности, достоинства человека), выражение экспрессии (мимика, жесты, интонация). Все это формирует образ собеседника, который сохраняется в памяти, выражает определенные чувства и побуждает ряд процессов.
Замечание 3Психология воздействия работает в том случае, если собеседники общаются в одной системе передачи информации. Однако, стоит учитывать появление различных барьеров: социальных, политических, профессиональных, религиозных.
В работе коммутатора неизбежно встречаются ошибки. Риск их возникновения можно значительно снизить, если исключить типичные причины их появления. В первую очередь следует развить в себе навык самодисциплины и максимальной внимательности к собеседнику. Это повысит уровень ответственности в подходе к работе.
Замечание 4Для общения следует выбирать знакомые локации в подходящее время, следует расписать возможные сценарии беседы и быть готовым к возможным неожиданным обстоятельствам.
Каждый участник общения совершает следующие процедуры: устанавливает характеристики и особенности других участников, дает оценку их поступкам на на основе эмоций, логики и интуиции, фиксирует причинно-следственные связи, выбирает средство реагирования или воздействия на деятельности других участников общения.
Главным указателем для журналиста при работе с источниками информации является общее правило «не навреди», убежденность в удачном разрешении ситуации. Двусмысленность может негативно сказаться на репутации человека.
При удовлетворении информационных потребностей, аудитория вовлекается в сознательно устанавливаемую связь – коммуникацию, обеспечивающую обмен информацией между большими общностями, между социальными институтами и территориальными группами, каждым человеком в отдельности. В условиях массовой коммуникации психические процессы, переходя от объекта к другим, проходят через этап «овеществления» или «символизирования».
Структура массового общения и понятие коммуникатора
В структуре массового общения выделяют следующие компоненты:
- коммуникатор (тот, кто говорит) – субъект информации;
- аудитория (реципиент) – тот, на кого направлена информация, кому адресовано сообщение;
- сообщение – что именно сообщается, сама информация;
- канал – техническое средство передачи информации.
Существует несколько определений понятия «коммуникатор».
- Коммуникатор (communicator) – инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения, медиатексты.
- Коммуникатор (адресант) – человек, направляющий информацию.
- Коммуникатор – источник информации, создатель сообщения.
- Коммуникатор – 1) лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения; 2) средство массовой информации; 3) механизм, передающий информацию.
В нашем представлении, коммуникатор — это вещатель информации. Он объединяет три основные группы лиц. Во-первых, это источники коммуникации, т.е. люди, заинтересованные в доведении информации до широкой публики. Во-вторых, это исполнители, т.е. люди, которые придают информации форму, пригодную для понимания (репортеры, обозреватели, комментаторы). В-третьих, это люди, использующие технические средства для передачи сообщений (режиссеры, редакторы и т.д.).
Таким образом, коммуникатор представляется некой совокупностью, что имеет все атрибуты источника информации. Это дает ему преимущество при работе с аудиторией.
Любой информационный канал обладает определенными особенностями и имеет определенные плюсы и минусы. Исследователи в области психологии указывают основные принципы телевидения:
- Выстраивание изображение путем представления несвязной между собой информации (отличная по величине, типу, содержанию).
- Закрепление данной информации путем вызова резонанса в подсознании аудитории, что вызывает преодоление раздробленности, соединение информации в единую логическую цепь.
Потребность в улучшении коммуникативных навыков диктуется распространенностью широких потоков информации, в которых требуется умение налаживать конструктивное общение на всех уровнях.
Быстрый рост сети распространения информации привел к увеличению коммуникативных процессов. Кроме этого, произошли изменения в способе мышления, подходу к информации как таковой. Под воздействием СМИ изменяется не только сознание людей, но и их психологические характеристики, свойства, состояния.
Полная картина кругооборота информации, ее возникновения и перемещения не может быть составлена, несмотря на разработку методов подхода к ней. Проводимые исследования работали по принципу «источник-текст-канал-массы-коммуникатор». Одни ученые изучают семантический и прагматический моменты функционирования СМИ: смысл и ценности сигналов; другие исследуют механизмы приема и переработки информации в памяти человека под воздействием СМИ; третьи – информационные потребности аудитории как сложные психосоциальные категории; четвертых интересуют личностные доминанты усвоения информации, которые они связывают с психикой и описывают на разных уровнях: интроспективном и поведенческом, нейрофизиологическом, эвристическом, информационном, социальном; пятые рассматривают поведенческие эффекты под воздействием СМИ; шестые заняты анализом проблем организации СМК в разных масштабах – вселенском, глобальном (планетарном), региональном, национальном и т.д.
Можно говорить о разных подходах к проблеме применения теории массовой коммуникации: медиаориентированном и медиа центристском. В первом случае внимание уделяется механизму подчинения человека силе воздействия массовой коммуникации; изучается выполнение психологических функций последней и социального заказа. Это направление представлено школой экспериментальной риторики (убеждающей коммуникации). В лабораторных условиях исследователи пытаются выделить в чистом виде и замерить действие отдельных факторов коммуникативного воздействия на человека (особенности построения сообщения, способы и формы общения, социальные характеристики коммуникатора). Известна теория «использования и удовлетворения», сторонники которой утверждают, что скорее люди приспосабливают СМИ к своим потребностям, чем СМИ подчиняют себе людей. Выбирая из сообщений прежде всего то, что отвечает его потребностям, человек влияет на СМИ, создавая спрос и рынок информации, и, кроме того, самостоятельно интерпретирует поступающую к нему информацию.
Массовая коммуникация предполагает кругооборот информации в социуме, которая оказывает определенное влияние на аудиторию. Массовая коммуникация как канал общения имеет организационно-управленческие функции, а также функции социальной ориентированности и институциональности.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Психологический портрет коммуникатора
Психологический портрет идеального коммуникатора
Коммуникатор — лицо, группа лиц или организация, от которых непосредственно исходит информация в коммуникативном процессе.
В качестве примера идеального коммуникатора рассмотрим действующего президента РФ В. В. Путина.
Эта особая порода людей – людей, которые к каждому могут найти особый подход. Нет, они не манипулируют собеседником. Они внимательно его слушают, что-то говорят в ответ и вроде бы легко и просто приходят с ним к согласию по поводу интересующего их вопроса.
Не так давно центром «РОМИР» были проведены социологические исследования, о том каким должен быть президент, а не кого хотели бы видеть россияне президентом. Иначе говоря, к какому типу личности — скорее, на бессознательном уровне, чем осознанно — склоняются избиратели.
Исследование основывалось на методах, используемых в сравнительно новой науке — соционике, объектом изучения которой служат психологические типы людей. Участникам предлагалось выбрать одного из шестнадцати кандидатов в президенты, каждый из которых являлся ярким представителем определенного психологического типа. В списке были представлены как герои «культовых» литературных произведений и кинофильмов, так и реальные люди — но лишь те, кто уж точно не станет баллотироваться в президенты России на грядущих выборах.
Как выяснилось, 70% россиян предпочли
бы видеть на посту президента сильного,
волевого, инициативного человека,
более живущего умом, чем сердцем.
В соционике для обозначения
такого типа используется выражение «предприимчивый
логик», или, согласно терминологии
К. Юнга, «сенсорно-логический экстраверт».
Это решительный, принципиальный человек
с жестким характером. Он не сомневается
в своем праве руководить людьми, оставляя
за собой последнее слово при коллегиальном
обсуждении.
Человек этого типа увлечен своим делом
(иногда фанатично) и способен увлекать
им других. Информация о нем среди последователей
обычно распространяется путем «заражения»
при коллективном общении, вызывая стремление
подражать. В политике он проявляет себя
как хороший тактик, способный на лавирование,
однако твердо стоящий на своих принципиальных
позициях. Он мало подвержен эмоциям, проявляя
чудеса решительности в кризисных, самых
опасных ситуациях.
Формирование представлений об идеальном национальном лидере в России шло на протяжении длительного исторического периода. Исследователи часто подчеркивают, что в самом менталитете российского народа издавна заложена тяга к сильному управляющему началу. В кризисные же периоды политические процессы обретали особо персонифицированный характер, а возможности выхода из кризиса напрямую увязывались с тем или иным историческим персонажем, способным принимать волевые решения.
И вот на таком общественном фоне появилась фигура премьер-министра В. Путина — человека, у которого явно проглядывают личностные характеристики «сенсорно-логического экстраверта». Правда, анализируя «феномен Путина», надо с самого начала сделать существенную оговорку. Стартовой площадкой для взлета рейтинга нового премьера послужила не его харизматичность, политический авторитет или заведомая популярность в широких слоях российского общества, а поддержка со стороны Кремля. Для полномасштабной раскрутки В. Путина были задействованы колоссальные ресурсы, прежде всего информационные, включая самый доступный для населения канал ОРТ, ряд газет и радиостанций. На премьера начали работать огромная пропагандистская машина, а также профессиональные имиджмейкеры и специалисты по PR.
В конце концов, общество получило то, что хотело: на политической сцене материализовался мифологический тип лидера-героя, способного на решительные действия, не страшащегося ответственности, отстаивающего интересы России и т.д. Для массы россиян, уставших от пустых обещаний и туманных перспектив, конкретные действия премьера оказались более понятными, чем научно обоснованные экономические и политические программы.
С точки зрения имиджа, несомненной удачей стала кажущаяся близость В. Путина к простому населению. Она проявляется в характере речи, в одежде и поведении на публике. Премьер не перегружает свои высказывания сложными терминами, использует минимум иностранных слов, его комментарии просты и понятны. Иногда в его речи появляются образцы нарочито «сниженной» лексики (вспомним известное обещание «мочить террористов»). У В. Путина энергичная жестикуляция, уверенная походка… Короче говоря, есть все необходимое для имиджа решительного, волевого политика, у которого слова не расходятся с делом.
Особого внимания заслуживает и
внешний вид премьера. Его костюмы
для встреч и переговоров на
официальном уровне строго соответствуют
требованиям протокола (на одной из международных
встреч он, помнится, появился в бабочке).
В то же время его одежда для повседневной
работы выдержана совершенно в ином стиле.
В. Путина можно увидеть без галстука,
в свитере — то есть одетым почти так же
просто и буднично, как миллионы россиян.
У
премьера хорошие коммуникативные данные,
что обеспечивает возможность проведения
«обедов» в солдатских палатках и
других неформальных встреч. Здесь также
В. Путин намеренно «сокращает дистанцию»,
чтобы в отличие от своих предшественников
не казаться бесконечно далеким от народа
человеком. Для российской аудитории —
вполне в духе времени — образ мифологического
героя дополняется образом смелого «свойского
парня», способного подняться в воздух
на военном самолете или выйти в море на
боевом корабле.
Я считаю, что хороший коммуникатор непременно должен обладать высокой эмпатией и быть гибким. Успешной коммуникацией в бизнесе, да и в личной жизни, можно считать ситуацию, когда обе стороны получают от коммуникации то, что им нужно.
Например, продавец должен знать все о свойствах и назначении продукта, который реализует. Но представим себе такую ситуацию: в каждой компании есть опытные продавцы, которые знают продукт вдоль и поперек и им непременно хочется рассказать покупателю всю известную информацию, независимо от того, интересно ли ему это слушать.
Скорее всего, усилия таких продавцов не увенчаются успехом. Покупатель будет просто сбит с толку огромным количеством данных, и ему останется только надеяться на то, что среди всего сказанного прозвучит именно та волшебная, мотивирующая фраза, которую клиент хочет услышать.
Точно так же есть много опытных менеджеров, которые не слишком преуспели в мотивировании своих подчиненных. Потому что эти менеджеры всегда на свое усмотрение решают, как именно должна выполняться та или иная работа, не прислушиваясь к мнению непосредственных исполнителей и тем самым не давая возможности раскрыться их потенциалу.
Их ошибка состоит в том, что они забывают о том, что кроме сугубо профессионального есть и другое измерение – навыки общения. Можно привести такое сравнение: коммуникацию с поездкой на велосипеде. Два колеса – это знание продукта и владение профессиональными техниками.
А персональные навыки – это то, как вы управляете этим велосипедом. От этого «как» будет зависеть, врежетесь вы в дерево или пересечете финишную прямую.
С моей точки зрения психологический портрет идеального коммуникатора следующий. Это некто, кто может убедить другую сторону. Во-первых, он должен понимать, чего хочет другая сторона, то есть быть эмпатичным. Человек-эмпат интуитивно правильно понимает чувства других людей, сохраняя определенную отделенность от них. Эмпатия означает понимание ситуации, в результате которой возникли эти чувства. Человек-эмпат общается с другими так, что другие чувствуют себя понятыми и принятыми. В этом плане, мне удается найти общий язык практически со всеми людьми, я люблю слушать, понимать человека. Во-вторых, он должен уметь адаптироваться, быть достаточно гибким, способным вместе идти к результату через весь процесс переговоров.
То есть, если я понимаю вторую сторону и достаточно гибкая, мы можем идти вместе и договариваться. Если нет, то рано или поздно мы разойдемся в разные стороны. Отличительной чертой моего проявления гибкости является то, что я могу иногда жестко, но зато правдиво сказать человеку, что я о нем думаю, чем вызывает доверие.
Такой человек умеет слушать. Он не просто слушает, он активный слушатель – задает вопросы, кивает головой и т.д. Это так же видно по моему поведению. Сосредоточен на говорящем и на том, о чем он говорит. Понимает значение слов, которые произносятся. Следит за эмоциональным наполнением слов. Эффективный коммуникатор может легко найти область общих интересов,ƒ не спешит с выводами;ƒ выслушивает идеи;ƒ выигрывает благодаря быстроте ума. Еще одним критерием идеального коммуникатора является то, что он пытается не унижать и не атаковать людей и удерживается от деструктивной критики, даже если злится. Резкие замечания не способствуют сотрудничеству. Такое поведение мне еще пока не подвластно, то есть имена эта черта характера мне нужна, чтобы стать идеальным коммуникатором.
Человек может вызвать доверие только своими действиями, тем, что он говорит и делает, видимой частью своего поведения. Здесь действует принцип айсберга: на поверхности только 10% личности – наше поведение. Тем не менее мы знаем, что личность сложнее, чем то, что она говорит и делает. Каждый из нас знает, что он чувствует и думает. Но никто не может чувствовать и думать за другого человека. Это внутренняя часть личности с ее неповторимым опытом, которая скрыта под водой, те самые 90% айсберга, которые никто не видит.
Список литературы
1. Бизнес-психология: И. Н. Кузнецов — Санкт-Петербург, Дашков и Ко, 2011 г.- 244 с.
2. Массовая коммуникация и
3. Массовая коммуникация и
4. Психология общения: А. А.
Леонтьев — Санкт-Петербург,
5. Социальная психология: В. Г. Крысько — Москва, Питер, 2006 г.- 432 с.
6. Справочник маркетолога. Т. Дзинько – Новый маркетинг №1, 2001г. – 82с.
7. http://tol-nabat.info/main/
8. http://www.obretenie.info/
Коммуникация.
Межличностная коммуникация – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнёрами по общению. Того, кто передаёт информацию называют коммуникатором, того, кто её принимает – реципиентом. Коммуникация – это не просто обмен информацией, а достижение взаимопонимания, создание общего смыслового поля общения.
Обратная связь – информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. По сути своей это помощь партнёру по общению, объяснение того, как воспринимаются со стороны его слова, поступки, какие чувства он вызывает у других людей.
Варианты обратной связи:
Использование культурных образцов общения; тактичный и вежливый, но достаточно формальный стиль общения.
Естественно-спонтанный, эмоционально открытый, искренний стиль общения, который позволяет глубже понять партнёра, но чреват ошибками и недоразумениями.
Поиск таких средств общения (вербальных и невербальных), которые позволяют понять действительные смыслы и намерения партнёров по общению. Этот вариант предполагает прямое называние того впечатления (эмоционального и рационального), которое вызывают слова и действия партнёра. Этому способствует использование понятного языка (семантики): понятий, аналогий, сравнений, образов, метафор и др.
Технические приёмы обратной связи (практические советы):
Эти две стороны коммуникации тесно связаны: к людям мы относимся в соответствии со своими личностными смыслами. Но выразить их не просто, т.к. мысль не совпадает с речью: «Мысль не состоит из отдельных слов…Мысль всегда представляет собой нечто целое, значительно большее…чем отдельное слово…Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождём слов» (Выготский Л.С. Мышление и речь. \\ Собр. соч., т. 2. М. 1982, с. 355).
Мысль (смысл) производна от коммуникативной интенции – глубинного желания общаться: «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши и интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции… Если мы сравнили…мысль с нависшим облаком, проливающимся дождём слов, то мотивацию мысли мы должны были бы …уподобить ветру, приводящему в движение облака. Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем её действительную, аффективно-волевую подоплёку» (Выготский Л.С. Мышление и речь. \\ Собр. соч., т. 2. М. 1982, с. 357).
Коммуникация – это восхождение к смыслу, в том числе — к смыслу собственных слов и поступков: «понимание достигается лишь в ответе» (М. Бахтин. Философия поступка.). Смысл – «общий для данного индивида и для другого индивида отклик, который в свою очередь становится стимулом для первого индивида…язык есть просто часть некоего кооперативного процесса – та часть, которая обеспечивает взаимное приспособление индивидов друг к другу, чтобы вся деятельность в целом могла продолжаться…» (Мид Дж. От жеста к символу. \\ Американская социологическая мысль. Тексты. М. 1994, с. 221). Смысл коммуникативного действия – создание пространства совместной жизни. Не только информация меняется в ходе коммуникации, становясь общим смыслом. Меняются сами участники – их образ мыслей, актуальное состояние, представление о самих себе и мире вокруг. Общий смысл, возникающий в процессе коммуникации, отличается от замысла автора и его первичной интерпретации слушателем. Конечно, реципиенту хочется понять замысел сообщения коммуникатора. Но есть у него и более важные, более личностно близкие проблемы и задачи. Они — то и вмешиваются в процесс первичной обработки и конечной интерпретации поступающей извне информации, порождая коммуникативные барьеры – психологические препятствия, которые реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации. Б.Ф.Поршнев выделяет 3 формы коммуникативных барьеров:
Избегание информации как физически, так и психологически (забывание, невнимание, «уход в себя» и др.).
Отношение к информации через призму авторитета.
Интерпретация информации с позиции собственной пользы.
Кроме того существуют объективные коммуникативные барьеры.
Фонетический барьер – неясность звучания слов.
Семантический барьер – несовпадение значений знаков и слов; несовпадение объяснений понятий и явлений, наличие сленговых выражений и устойчивых речевых штампов в различных субкультурах и лингвистических группах.
Стилистический барьер – не соответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или актуального психологического состояния реципиента (например, слишком серьёзный тон в игровой ситуации или наоборот).
Логический барьер, — когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему несерьёзной, противоречит присущей ему манере доказательства. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму. Для других то, что соответствует долгу и морали. Можно отметить также различия в логике богатых и бедных, здоровых и больных. Что касается существования мужской и женской логики – то это вопрос дискуссионный. Д.Майерс, анализируя эффективность различных логик в своём учебнике приходит к выводу, что всё зависит от особенностей ситуации, специфики реципиента и индивидуальных особенностей (возможностей) коммуникатора. И всё же есть некоторые закономерности:
Высокообразованные слушатели более восприимчивы к рациональным аргументам.
Заинтересованная аудитория предпочитает рассудочные аргументы, а невнимательная (случайная) больше реагирует на самого коммуникатора, его личностные особенности.
Убедительность сообщения возрастает, если коммуникатор имеет возможность аппелировать к негативным эмоциям слушателей, например, чувству страха.
Человеку кажется убедительным то доказательство, которое применил бы в данном случае он сам.
Параметры Анализа Коммуникативного Процесса. | Авторитарная Коммуникация | Диалогичесая коммуникация |
Психологическая Установка Коммуникатора | «Сверху вниз» | «На равных» |
Особенности сообщения. |
|
|
Особенности организации коммуникативного пространства | К Р Р Р Р Р Р | К Р Р Р Р Р Р |
Авторитарное воздействие обладает быстрым и сильным эффектом, но, как правило, непродолжительным. Реципиент как бы выскальзывает из авторитарного влияния, которое редко проникает в установки и ценностные ориентации. Его результат в основном сказывается на поведении, внешних реакциях. Естественно, что такого рода воздействие эффективно в экстремальных условиях, в рабочих ситуациях, предполагающих внешнее подчинение мнению и решению коммуникатора. Еще один важный момент: если воздействие на реципиента не возымело силы, его защитная реакция может быть весьма бурной, агрессивной, негативное отношение с конкретной ситуации вполне может перейти и на отношение к автору сообщения.
Сила диалогического воздействия часто проявляется не сразу и наращивается постепенно. Однако эффект такого воздействия продолжительнее и психологически глубже. Защитные реакции носят более доброжелательный характер: реципиент, не согласившись с автором, вполне может сохранить лично к нему хорошее отношение. Итак, диалогическое воздействие требует времени на свою организацию, предполагает латентный период. В силу этих особенностей оно редко используется в оперативных, тактических целях. Его стихия — стратегия, будь то область воспитания, формирования общественного мнения или какая-либо другая.
В целом монологическая коммуникация лучше приспособлена для трансляции готовых знаний (правила, нормы, законы, общие требования). Диалогическая форма воздействия позволяет передавать более сложное смысловое содержание, личностные позиции и представления.
Еще одно важное условие эффективного воздействия — его изначальная внутренняя логичность и продуманность. Потенциал влияния есть как в монологической, так и в диалогической коммуникации. Он снижается при попытке их эклектического, бессистемного слияния.
Диалогическое влияние эффективно, когда возникает целостная, внутренне гармоничная ситуация сотрудничества партнеров по общению, обеспечивающая не столько целенаправленное воздействие, сколько взаимовоздействие. Важное условие успешного влияния в диалогическом общении — установление доверительных отношений, в создании которых коммуникатору отводится если не ведущая, то важная роль. Формированию доверительных отношений способствуют такие качества коммуникатора, как
открытая демонстрация своих намерений;
готовность к раскрытию своих чувств, переживаний и взглядов, как связанных с ситуацией, так и выходящих за ее пределы;
доброжелательность, безоценочность в отношении личности реципиента;
демонстрация своей компетентности в обсуждаемом вопросе;
умение убедительно излагать, используя разнообразные приемы доказательства;
гибкость поведения, основанная на информации обратной связи.
Открытость, компетентность, гибкость, доброжелательность — возможно, именно эти свойства все вместе и составляют основу того, что в практической психологии называют личностным ресурсом. «Работать на личностном ресурсе» — это значит погружаться в коммуникативную ситуацию целиком, всеми возможностями личности.
Технологически (в той степени, в какой вообще можно подвести алгоритм и схему под диалог) эта идея блестяще разработана в гуманистической психотерапии. В одной из своих последних работ К. Роджерс отмечал следующее: «Когда я действовал наиболее удачно как психотерапевт, я стал обращать внимание, помимо уже хорошо известных мне вещей, еще на одну характеристику, к осознанию которой я пришел совсем недавно… Когда я мог расслабиться и стать близким моему собственному внутреннему опыту… когда я мог вести себя импульсивно и спонтанно по отношению к другим людям… такое странное поведение каким-то образом оказывалось самым правильным и эффективным. Оказывалось, что именно в эти моменты мое внутреннее настроение соприкасалось и передавалось внутреннему миру другого. Наши отношения переступали собственные границы и рамки и становились частью чего-то большего. Происходило исключительное эмоциональное взаимонасыщение, что обеспечивало условия для обоюдного личностного роста» (87, с. 39).
В самом сообщении наиболее важными являются те моменты, которые подчеркивают авторство, эмоциональный подтекст, открывают возможность для дискуссии и развития высказанных автором суждений. Это персонификация текста, вы-установка, личностные оценки произносимого, обращение к собственному опыту и опыту реципиента и другое.
Монолог — центральная фигура всего ораторского искусства и риторики — имеет иные источники влияния. Успешный монолог — это результат продуманности всего — самоподачи, текста, ситуации, вплоть до мелочей, плюс неуловимая изюминка импровизации. Коммуникатор — полноправный и практически единоличный хозяин монологического воздействия. Основная тонкость монолога состоит в том, что коммуникатор постоянно и опасно балансирует между искренностью своего сообщения и искусством его подачи, то есть между диалогом и манипуляцией. Эффективность монолога прежде всего в умении четко определить цель своего сообщения и выстроить поведение, характеристики текста и ситуацию общения с реципиентом в полном соответствии с данной целью. Так, П. Л. Сопер различает три вида собственно убеждающих (агитационных) речей. Первый — речь, призывающая к действию, ее цель — сделать так, чтобы человек почувствовал потребность сделать то, о чем его просит оратор. Второй вид — убеждающая речь, цель которой — доказать реципиенту правильность позиции коммуникатора. И третий вид — воодушевляющая речь, содержащая при- ныв к чувствам. Затрагивая чувства, она «напоминает слушателю об уже известном, но не полностью осознанном» ( П. Л. Сопер. Основы искусства речи. М.1992, с. 47).
Если диалог — это искусство самораскрытия, то монолог — искусство подачи своего намерения. При этом само намерение не скрывается, не имеет второго дна. Оно просто наряжается автором сообщения в привлекательные для реципиента одежды.
У автора нет ни малейшего желания превращать свои лекции в пособие по манипулятивному искусству, поэтому ограничимся лишь несколькими иллюстрациями.
В качестве нескольких, наиболее распространённых манипулятивных риторических приёмов можно указать следующие.
Феномен иностранного. Суть приема выразил в свое время Оноре де Бальзак, сказав, что важность критику придает ссылка на иностранного автора. Любовь ко всему заграничному, доверие к за- рубежным источникам информации (нет пророка в своем отечестве) — как не воспользоваться этой странной особенностью человеческой природы?
Прием-ловушка «приманка». Он предполагает использование таких речевых оборотов, как «Всякий умный человек согласится…», «Кому дорога правда, тот, без сомнения, признает…». После такой преамбулы человеку остается либо соглашаться с сообщением, либо признать свою лживость, глупость и т.д.
Принцип подавленной инициативы. Ограничение свободы поведения другого путем принятия на себя обязывающей или регламентирующей роли: «Иначе не могу. У нас такой порядок», «Я бы с радостью, но правила…»
Принцип неразрушающего дробления. Если нужно чье-то согласие, а уверенности в его получении нет, то для достижения цели можно разбить требуемое итоговое «да» на множество мелких согласий, уверенно получая каждое из них в нетрудных и беспроблемных ситуациях. И так далее.
Основная сила манипуляции — в умении превратить особенности человека, его слабости и достоинства в инструмент достижения собственной цели.
Стиль общения — вовлечение психологии
То, как мы общаемся, оказывает огромное влияние на то, насколько хорошо мы способны формировать и поддерживать отношения, получать то, что хотим или в чем нуждаемся, избегать конфликтов и решать проблемы. Умение распознавать и понимать различные стили общения является ключом к развитию навыков эффективного общения.
Существует четыре основных стиля общения: напористый, агрессивный, пассивный и пассивно-агрессивный. Часто люди переключаются между стилями общения в зависимости от контекста их взаимодействия, человека или людей, с которыми они взаимодействуют, или других внутренних или внешних факторов, таких как настроение или отвлекающие факторы. Тем не менее, у людей, как правило, есть стиль общения «по умолчанию», к которому они возвращаются, когда чувствуют себя некомфортно или не готовы.
Напористое общение
Напористый стиль общения широко признан как наиболее эффективный стиль общения, поскольку он фокусируется на потребностях как человека, с которым он общается, так и человека, с которым он общается. Напористые коммуникаторы ценят себя, свое время, свои права и потребности, а также права и потребности других. Мотивация напористого коммуникатора состоит в том, чтобы выразить свои собственные потребности или желания, а также уважать потребности и желания другого человека.
Когда люди общаются уверенно, они прямо выражают свое мнение и отстаивают свои права, не ставя под угрозу чьи-либо права. Вы можете распознать напористого коммуникатора как человека, который констатирует факты (без ярлыков или суждений), выражает свои мысли прямо и честно, проверяет понимание и интерпретации других, а также уверен, спокоен, тверд, справедлив, последователен и внимателен. Напористые коммуникаторы также открыты для критики, переговоров или торга.
Люди, принимающие напористый стиль общения, чувствуют, что они могут доверять напористому коммуникатору на слово, что они знают, на чем они стоят, что их слушают, считают и уважают.
Агрессивный стиль общения
Агрессивный стиль общения ориентирован на потребности человека, с которым он общается, и часто игнорирует потребности человека, с которым он общается. Этот тип общения часто основан на таких убеждениях, как «я прав, а ты не прав», «я получу то, что хочу, несмотря ни на что» и «мои потребности важнее ваших».
Этот стиль общения часто воспринимается как угрожающий, властный или снисходительный. Вы можете распознать агрессивного коммуникатора как человека, который кажется недалеким, не умеет слушать, перебивает других или говорит за других, унижает других или использует угрозы или атаки, чтобы получить то, что они хотят.
Люди, принимающие агрессивное общение, часто чувствуют себя защищенными, униженными, обиженными, испуганными, неуважаемыми и могут прибегнуть к сопротивлению или неповиновению, отчуждению агрессора или становятся уступчивыми, но обиженными.
Пассивное общение
Пассивное общение ориентировано на потребности другого, а не на потребности собеседника. Этот тип общения может основываться на таких убеждениях, как «Ты важнее меня», «Я не должен говорить то, что я действительно думаю или чувствую» или «Я должен просто сохранять спокойствие». Этот стиль общения обусловлен желанием угодить другим и избежать конфликтов.
Пассивный коммуникатор часто действует равнодушно или подчиняется желаниям других, вместо того, чтобы выражать свои мысли и чувства. Вы можете узнать пассивного коммуникатора как человека, который изо всех сил пытается взять на себя ответственность за решения, соглашается или делает то, что хотят другие, без вопросов, избегает конфронтации, говорит мягко или извиняющимся тоном, не выражает своих чувств, говорит косвенно или молчит.
Люди, получающие пассивную коммуникацию, часто чувствуют себя разочарованными, сбитыми с толку тем, чего хочет коммуникатор, или тем, что они могут воспользоваться преимуществами пассивного коммуникатора.
Пассивно-агрессивное общение
Пассивно-агрессивный стиль общения кажется пассивным на первый взгляд, но также характеризуется тем, что коммуникатор косвенно удовлетворяет свои потребности. Этот тип общения основан на таких убеждениях, как «Я не могу сказать, что я на самом деле думаю, но я могу показать вам» или «Я доставлю вам удовольствие, но я вам отвечу».
Пассивно-агрессивные коммуникаторы с трудом признают и выражают свой гнев, что приводит к тому, что они чувствуют себя застрявшими, обиженными и неспособными напрямую обратиться к своим потребностям или противостоять конфликту. Используя «закулисные» способы справиться с чувством бессилия, пассивно-агрессивные коммуникаторы часто саботируют себя, когда запутывают других своими неясными намерениями. Вы можете распознать пассивно-агрессивного коммуникатора как человека, чье выражение лица не соответствует его эмоциям (например, улыбается, когда он злится), косвенно агрессивного, саркастичного, ненадежного, покровительственного, «двуличного», распространяющего слухи, «молчаливое обращение» или бормочет себе под нос, вместо того чтобы противостоять другому человеку.
Люди, принимающие пассивно-агрессивную коммуникацию, часто остаются смущенными, злыми, обиженными или обиженными.
Хорошее понимание этих четырех основных стилей общения поможет вам развить как самосознание, так и понимание стилей общения других людей. Как только вы поймете свой стиль общения, вам будет намного легче определить области для улучшения, которые могут помочь укрепить отношения, уменьшить стресс от конфликта и удовлетворить ваши потребности.
Если вы обнаружите, что вам сложно эффективно общаться, или считаете, что вам может понадобиться помощь, чтобы выработать более напористый стиль общения, наши специалисты из Involve Psychology могут помочь. Если вы хотите записаться на прием или просто хотите получить некоторую информацию или задать вопросы, позвоните нам по телефону (07) 3482 3466 или отправьте запрос по адресу www.involvepsychology.com
. 2 мая 2019 #коммуникабельность, #коммуникация, #самосовершенствование
4 основных принципа общения
Источник: CC0 Public Domain
Эффективное общение — это связь между людьми, которая позволяет обмениваться мыслями, чувствами и идеями и ведет к взаимопониманию.
Этот обмен подтверждается, когда говорящий отправляет сообщение, на которое слушатель отвечает. Кажется просто, но это не так.
Люди склонны воспринимать общение как нечто само собой разумеющееся. Обычно мы полагаем, что общение между двумя или более людьми не имеет большого значения. Это просто работает. Однако реальность совсем другая — процесс общения на самом деле впечатляюще сложен.
Существует множество факторов, которые в конечном итоге определяют, будет ли тот или иной опыт общения успешным или нет. Существуют внутренние факторы, влияющие на каждого человека, участвующего в процессе коммуникации в отдельности, факторы взаимодействия, влияющие на то, как информация отправляется и принимается между двумя или более людьми, и внешние факторы, влияющие на степень, в которой физическая среда способствует эффективному общению.
Существуют также определенные принципы, присущие процессу общения, а также навыки, которым люди могут учиться и практиковать. Когда люди осознают эти принципы и применяют эту информацию, они значительно снижают вероятность непонимания и конфликтов и увеличивают шансы на успешное и умелое общение.
Существует четыре основных принципа связи:
1. Отправленное сообщение не обязательно является полученным сообщением.
Мы часто предполагаем, что только потому, что мы что-то сказали (или подумали или намеревались что-то сделать), когда другой человек не понимает, что мы имеем в виду, это его вина. В конце концов, человек, отправляющий сообщение, точно знает, что он имел в виду. Однако то, что человек, принимающий сообщение, слышит и понимает, может быть совсем другим. В отличие от чьей-либо «вины», это просто один из способов, с помощью которых процесс общения может пойти не по плану.
Отправленное сообщение может не совпадать с полученным, потому что оно должно пройти через систему фильтрации мыслей и чувств — как для отправителя, так и для получателя. В результате, когда взрослый приходит домой расстроенный или сердитый из-за своего рабочего дня, он или она может выразить гнев или нетерпение своему партнеру или детям, даже если это не является его или ее намерением. Сообщение также должно пройти через собственный фильтр мыслей и чувств слушателя. Если партнер или ребенок ожидает, что отправитель сообщения будет сердитым или нетерпеливым, он или она могут услышать нейтральные или даже положительные утверждения как резкие или злые.
Между тем, что говорящий хочет сказать, тем, что он на самом деле говорит, и тем, что слышит слушатель, существует значительная вероятность непонимания. Чем меньше сознательного внимания уделяют говорящий и/или слушатель (чем больше они отвлекаются) в момент отправки сообщения и чем более эмоционально заряжен субъект, тем больше вероятность того, что будет несоответствие между тем, что намеревается сказать говорящий. сказать, что он или она на самом деле говорит, и что слушатель слышит.
Единственный способ убедиться, что сообщение, которое вы отправляете, является тем же самым, которое получает другой человек, — это процесс обратной связи. Это более важно, когда то, что вы сообщаете, имеет особое значение или вы чувствуете по реакции другого человека — вербальной или невербальной — что он или она неясны.
Чтобы проверить правильность вашего сообщения, нужно буквально спросить, что другой человек услышал от вас. Если то, что он или она сообщает о том, что он услышал, не совпадает с тем, что вы хотели сказать, вы можете уточнить свое сообщение, поделившись, в частности, тем, что вы хотели сказать. Затем вы можете снова попросить оставить отзыв, проверив, что он или она услышали на этот раз.
Этот процесс может показаться громоздким, но он обеспечивает более четкое и точное общение. Иногда этот процесс может проходить в два или три раунда, чтобы говорящий и слушатель были на одной волне. Чем более прозаичным будет этот процесс, тем успешнее он будет.
2. Не общаться невозможно.
Все действия — как преднамеренные, так и непреднамеренные — передают определенные сообщения. Например, преднамеренное игнорирование кого-либо не является «отказом от общения». Наоборот (как вы знаете, если вы были на принимающей стороне), это действие посылает сильный сигнал. Более того, вербальное общение (используемые слова) — это лишь часть более крупного коммуникативного процесса, включающего язык тела, выражение лица, тон и громкость голоса.
3. Каждое сообщение имеет как содержание, так и смысл.
Каждое сообщение состоит из содержания и чувств. Содержание — это то, о чем сообщение, исходя из используемых слов. Чувство, связанное с содержанием, выражается с помощью невербальных сигналов — языка тела, жестов, выражения лица, тона голоса, интонации и громкости голоса.
Всякий раз, когда есть несоответствие между содержанием сообщения и ощущением, у слушателя создается замешательство, особенно если содержание и ощущение противоречат друг другу. Классический пример этого — когда один человек говорит другому «Я не злюсь на тебя» (содержание) громким сердитым голосом (чувство). Такое общение не может не привести к определенной степени путаницы.
Электронное общение — по электронной почте, текстовым сообщениям и другим формам обмена мгновенными сообщениями — может быть настолько сложным и легко истолкованным именно потому, что используемые слова изолированы от любых и всех невербальных сигналов, которые предоставляют важную информацию и разъяснения.
4. Невербальные сигналы более правдоподобны, чем вербальные.
Всякий раз, когда возникает несоответствие между содержанием (вербальным) и ощущением (невербальным) сообщения, человек на принимающей стороне почти всегда придает большее значение чувству. Другими словами, если слова, которые использует говорящий, не соответствуют его или ее тону голоса, выражению лица, языку тела и другим невербальным сигналам, слушатель будет обращать больше внимания на невербальное поведение и верить ему.
Подумайте, как вы реагируете, когда кто-то делает вам что-то похожее на комплимент: «Вы прекрасно выглядите», но с тоном, который вы воспринимаете как саркастический. Вы больше верите вербальным (используемые слова/содержание) или невербальным (тон голоса/чувства)?
Эти четыре качества коммуникативного процесса универсальны — независимо от того, идет ли речь о политической экономии после выборов, планировании Дня святого Валентина или простом обмене событиями своего дня с другими. Сознательное внимание к этим четырем аспектам процесса общения — независимо от того, являетесь ли вы отправителем или получателем — улучшит качество вашего общения, сделав его более умелым, эффективным и успешным.
Дэн Магер является автором книг «Необходима сборка: сбалансированный подход к выздоровлению от зависимости и хронической боли» и «Выздоровление: комплексное пособие по избавлению от зависимости».
Copyright 2017 Dan Mager, MSW
связь | Определение, типы, примеры и факты
связь
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эрнест Г. Борман Жан-Мари Мессье Максвелл МакКомбс Уилбур Шрамм Юрген Хабермас
- Похожие темы:
- язык общественное мнение общение с животными теория информации язык знаков
Посмотреть весь связанный контент →
общение , обмен смыслами между людьми через общую систему символов.
В статье рассматриваются функции, виды и психология общения. Для лечения общения с животными, см. поведение животных. Для дальнейшего рассмотрения основных компонентов и методов человеческого общения см. язык; речь; пишу. Для технологических аспектов, включая устройства связи и информационные системы, см. радиовещание; толковый словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательское дело, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.
Тема общения волновала ученых еще со времен Древней Греции. Однако до нового времени эта тема обычно относилась к другим дисциплинам и воспринималась как должное как естественный процесс, присущий каждой из них. В 1928 английский литературовед и писатель И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некотором смысле до сих пор лучшее — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческой деятельности: происходит переживание, похожее на переживание в первом уме, и оно частично вызвано этим переживанием.
Определение Ричардса является одновременно общим и грубым, но его применение почти ко всем видам общения, включая общение между людьми и животными (но исключая машины), отделило содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. . Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности какого-либо одного определения термина 9.0107 связь , используемая в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш определил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует по крайней мере 50 способов межличностного общения, основанных на десятках дискретных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов. Таким образом, коммуникацию можно анализировать по меньшей мере 50 различными способами.
Викторина Britannica
Викторина Communications First
Кто придумал термин «микрофон»? Какой спутник позволил осуществить обмен первыми телевизионными программами между США и Европой? Проверьте свои знания. Пройди тест.
Интерес к коммуникации был вызван достижениями в науке и технике, которые по своей природе привлекли внимание к людям как к общающимся существам. Среди первых и наиболее впечатляющих примеров изобретений, ставших результатом технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводное радио и телеобъективы. Развитие популярных газет и периодических изданий, радиовещания, кино и телевидения привело к институциональным и культурным нововведениям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большими группами населения; эти средства массовой информации несут ответственность за рост и социальную силу нового феномена массовой коммуникации. ( См. также теория информации; обработка информации; телекоммуникационная система. )
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Примерно с 1920 года рост и явное влияние коммуникационных технологий привлекли внимание многих специалистов, которые пытались выделить коммуникацию как особый аспект своих интересов. Психологи в своих исследованиях поведения и психики разработали концепции коммуникации, полезные как для их исследований, так и для некоторых форм терапии. Социологи определили различные формы коммуникации, с помощью которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются либо из поколения в поколение, либо из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что общение многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка. Под влиянием новых технологий, особенно высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно определять и измерять компоненты передаваемой информации и разрабатывать методы перевода различных типов сообщений в количества или суммы, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и другие задавали многочисленные и по-разному сформулированные вопросы об общем влиянии различных типов коммуникации. Многие исследователи, работающие в соответствующих областях своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом определенные виды общения влияют на человеческие наклонности при определенных обстоятельствах, а также причины таких изменений.
В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн свел интерес к области коммуникации к точке зрения, связывающей многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна о том, что «медиа — это сообщение», стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других, которые приняли точку зрения Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) от «печатной» культуры к «визуальной». . Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодежь проявляет особый энтузиазм, а именно с кино, телевидением и звукозаписями.