Коммуникация это в социальной психологии: Понятие о социальной коммуникации

«Психология социальных коммуникаций»

Курилович Марина Анатольевна

Зачёт в форме теста.

Составить

словарь

терминов:

социальные коммуникации, информация, общение, потребность в общении, интеракция, социальная перцепция, социальные стереотипы, невербальная коммуникация, массовые коммуникации, нарротивный анализ, коммуникативное воздействие, межкультурная коммуникация, понятие кода, понятие мифа, ритуал, вербальная коммуникация, информационная война, коммуникативный канал, визуальная коммуникация, пассивный слушатель, активный слушатель, коммуникативное сообщение, речь, НЛП, обратная связь, семиотика, контент-анализ, информационный прогноз, конфликт, диалог, монолог, внушаемость, подражание, суггестивность, дискурс

Словарь (допуск к зачёту) – должен быть написан от руки!

22.

04.2009

Тема: ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИИ

И её основные характеристики

Социальная коммуникация – обмен информацией, чувствами, мыслями – от латинского

«связываю».

Процесс коммуникации должен вести к взаимопониманию. Если взаимопонимание не достигается, то коммуникация не состоялась. Важную роль играет обратная связь.

Причины плохой коммуникации:

  1. Стереотип (упрощённое мнение относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа).

  2. Предвзятое представление (склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам).

  3. Плохие отношения между людьми.

  4. Отсутствие внимания и интереса собеседника.

  5. Пренебрежение фактами.

  6. Неправильное построение высказываний (неправильный выбор слов, сложность сообщений, слабая убедительность, нелогичность).

  7. Неверный выбор тактики общения.

Тактики общения:

  1. открытое / закрытое.

  2. монологическое / диалогическое.

  3. ролевое / личностное.

Виды общения:

  1. Деловое.

  2. Манипулятивное (выгода).

  3. Духовное межличностное общение.

  4. Формально-ролевое.

  5. Примитивное (оценка другого человека как «нужный или мешающий объект»).

  6. Контакт «масок» (маска вежливости, и т.д.).

  7. Светское общение.

Кодекс делового общения:

— принцип кооперативности

— принцип достаточности информации

— принцип качества информации («не лги»)

— принцип целесообразности

— умей слушать и слышать

Коммуникации

вербальные невербальные

ВЕРБАЛЬНЫЕ – передача информации осуществляется посредством знаков, используется

речь (это универсальное средство коммуникации, т. к. при передаче

информации менее всего теряется смысл сообщения).

В структуру вербальной коммуникации входят:

1. Значение и смысл слов.

2. Речевые звуковые явления:

темп речи: быстрый, средний, замедленный;

модуляция высоты голоса: плавная, резкая;

тональность голоса: высокая, низкая;

ритм: равномерный, прерывистый;

тембр: раскатистый, хрипучий.

3. Выразительность качества голоса (характерны специфические звуки: смех, хмыканье, плач, вздохи).

Исследования показали, что в ежедневной коммуникации слова составляют 7 %, интонации – 38 % и неречевое взаимодействие – 53 %.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации:

Глава 1.

Коммуникации в контексте социального поведения . Психология коммуникаций

В современной социальной психологии принято различать межличностные коммуникации и процессы социальных коммуникаций. В содержательном плане межличностные коммуникации – это процессы намеренного или случайного, часто косвенного обмена сообщениями между различными партнерами или группами, а социальные коммуникации – это непосредственные взаимодействия небольшого числа коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении социальных коммуникаций важны два момента.

1. Процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей.

2. Сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного объекта к другому.

Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

В отличие от массовых коммуникаций, под которыми традиционно понимается процесс передачи многообразной информации в обширной, весьма разнородной и географически глобальной аудитории с обязательным использованием в качестве посредника технических средств и технологий масс медиа, в социальных коммуникациях этот процесс протекает иначе. Прежде всего социальные коммуникации не предполагают наличия некого посредника: ни физического лица, ни технического устройства. Социальная обусловленность и масштабность взаимодействия в социальных коммуникациях в количественном отношении значительно ограничены, отличаются непосредственностью контактов и осуществляются на межличностном субъект-субъектном уровне.

Отсюда социальные коммуникации – это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни, всего онтогенеза, удовлетворяя специфические социогенные потребности человека. К ним относим потребность в безопасности, потребность в принадлежности и потребность в успехе и достижении.

Эти потребности удовлетворяются прежде всего через общение с другим, включая интимно-личностное, а также межличностные отношения и взаимодействия, в том числе межнациональные и межкультурные отношения между людьми.

В социальных коммуникациях значимы степень личностной вовлеченности и способы организации социального поведения. На этом основании условно можно выделить три уровня межличностных взаимодействий: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный. На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах. Деловой уровень

предполагает реализацию межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности. На интимно-личностном уровне ведущим мотивом межличностных отношений выступает достижение психологической близости, интимности, эмпатии, понимания и принятия другого.

Социальные коммуникации можно рассматривать и как процесс конструирования, формирования межличностного пространства – «форматирования» общения [Доценко, 2003]. Имеется в виду создание совместного семантического пространства взаимодействия: выработка совместных приемов и правил взаимодействия; уточнение собственных намерений или изменение условий взаимодействия. Среди процедур форматирования выделяется прежде всего поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения.

В качестве возможных путей организации межличностного взаимодействия Э. Берн предложил рассматривать шесть форм социального поведения и структурирования времени: 1) замкнутость и уход от общения; 2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь; 3) времяпрепровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств; 4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение; 5) близость как свободное от игр общение, исключающее извлечение выгоды; 6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие [Берн, 1988].

Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации. Таким образом, факт связи в межличностных взаимодействиях, общении и социальных коммуникациях как специфической формы совместной деятельности людей не вызывает сомнений, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.

Отечественный ученый М. Каган считал, что коммуникативная деятельность, или социальные коммуникации в широком смысле, является одним из четырех основных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной. А. Мудрик из всего многообразия социальных коммуникаций с точки зрения педагогики выделяет свободное общение как особый вид деятельности. А. Леонтьев относит общение к видам деятельности, но деятельности несамостоятельной. Б. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов». Г. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, согласно которому общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Если проанализировать все множество точек зрения на проблему взаимосвязи общения, межличностных отношений и деятельности, то придется признать факт единства общения и деятельности и рассматривать межличностные взаимодействия как сторону совместной деятельности.

В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению.

Социальные коммуникации можно назвать частью более широкой области человеческой коммуникации – массовых коммуникаций, которые являются одним из объектов изучения социальной психологии. Несмотря на обозначенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.

Тем не менее социальные коммуникации как процесс непосредственного взаимодействия субъектов общения можно считать основанием пирамиды, где сходятся, откуда проистекают основные цели и функции коммуникативной активности человека, а массовые коммуникации – ее вершиной, где осуществляется коммуникативная деятельность социальных структур разного масштаба с учетом использования медиатехнологий и их технической оснащенности. С этой точки зрения социальные коммуникации выступают средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека – социогенной, т. е. потребности в другом. Именно социогенные потребности относят к числу важнейших личностных потребностей: в безопасности, принадлежности, притязании на признание, успех и достижения.

Как отмечает Г. Андреева, «ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире можно, только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты» [Андреева, 2000, с. 6]. Поэтому она считает важным описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаики социальных явлений. Отчасти эта задача успешно решается психологией социального познания, где известными стали такие имена, как С. Фиске и Ш. Тейлор, А. Тешфил и С. Московиси, Ф. Серафик и В. Деннон. В отечественной психологии проблемы социального познания наиболее полно нашли отражение в книге Г. Андреевой «Психология социального познания» [2000], которая помогает выявить психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или неуспешной, показывает процесс конструирования социального мира человеком на разных этапах социализации.

В последние десятилетия число и разнообразие коммуникационных теорий значительно выросли. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество, другие трактуют использование и роль коммуникаций более узко, на уровне индивида.

Одна из теорий социальных коммуникаций базируется на социальном конструировании реальности, проистекает из феноменологической социологии А. Шютца. Она утверждает, что для индивидов опыт реальности – это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования. Теория социального конструирования предполагает активную аудиторию индивидов, т.  е. обмен информацией, знаниями в социальных коммуникациях связан с активным обрабатыванием, переделыванием и запоминанием, особенно того, что соответствует их потребностям, уровню культуры и имеющемуся запасу социальных знаний. Одна из важных форм имеющихся социальных знаний – типификации. Типификации позволяют быстро классифицировать объекты и действия и на основе этого строить свои действия.

Другая теория исходит из того, что имеющийся у людей запас знаний о социальных ролях или ситуациях ничем не ограничен и человек волен его постоянно пополнять. Автор этой теории Э. Гоффман утверждал, что по мере продвижения общества в пространстве и во времени изменяются и типификации ситуаций. Опыт мира все время в движении, люди переходят из одного реального мира в другой, и каждый раз представления о реальности и ожидания кардинально меняются. Комплекс специфических ожиданий в оценке социальной ситуации в данный момент Гоффман назвал фреймом. На серьезные поступки способны только люди, усвоившие определенный набор фреймов. Переход от одного набора фреймов к другому является, по Гоффману, сдвигом вверх или вниз. Повседневные коммуникации и состоят из бесчисленных сдвигов во фреймах в ответ на социальные стимулы, идущие от других людей [Гоффман, 1984].

Среди теорий социальных коммуникаций определенное место занимает теория эффектов коммуникации. Исследования показали, что первичные эффекты коммуникации наблюдаются прежде всего при изучении аудитории, т. е. межличностных взаимодействий. В 1930-х годах в рамках школы П. Лазарсфельда были проведены первые исследования аудитории и разработана типология эффектов – выявлены эффекты немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институциональные. Обобщая эмпирические данные, Лазарсфельд пришел к выводу, что в ходе избирательной кампании первичный выбор основывается на межличностных контактах: в основном выборщики прислушиваются к людям, которые отслеживают информацию, владеют дополнительными знаниями и четко формулируют свои взгляды. Лазарсфельд называл таких людей лидерами мнения. Он утверждал, что лидеры мнения влияют на людей через социальные коммуникации, и их влияние распространяется, скорее, в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Лидеры мнения чаще влияют на людей, подобных им, а не на тех, кто стоит выше или ниже на общественной лестнице.

Таким образом, через непосредственные социальные коммуникации людей выявляются лидеры в области моды, покупок, общественного мнения. Лидеры мнения имеются практически в любой сфере повседневной жизни. В дальнейших исследованиях эта теория получила название теории ограниченных эффектов, поскольку медиапосредники играют все меньшую роль в жизни людей и всего общества. Власть медиа оказалась не столь велика, как представлялось ранее. Люди пользуются разными способами, чтобы ускользнуть от нее, причем в каждой социальной группе находятся свои лидеры, которые формируют общественное мнение, выступая фильтрами в социальных коммуникациях.

В связи с этим встает проблема эффективности социального познания, которое происходит через активизацию социальных связей и отношений с другими людьми, т.  е. через социальные коммуникации. Важно выявить основные функции социальных коммуникаций, виды и средства воздействия, а также механизмы взаимопонимания, разъяснить этику и правила эффективных коммуникаций, роль обратной связи и коммуникативных умений.

Понимание пересечения между социальной психологией и стратегиями связей с общественностью

Габби Аберсон

Социальная психология предоставляет специалистам по связям с общественностью руководство по эффективному и подлинному охвату аудитории. Использование психологии для осуществления связей с общественностью чрезвычайно эффективно, поскольку может помочь понять поведение и отношение людей. Когда специалисты по связям с общественностью понимают свою публику, а также отношение, поведение и мнения, которых придерживается эта общественность, это способствует эффективному общению.

Отношения

Рассказывание историй в связях с общественностью направлено на то, чтобы побудить людей сформировать положительное отношение к вещи, объекту, человеку или идее. Психология показывает, что установки могут быть следствием личности; однако иногда это немного сложнее, чем просто личность. Формирование отношения может произойти очень быстро, потому что человеческий разум создает психологические ярлыки, чтобы уменьшить когнитивную перегрузку. Люди склонны делать быстрые суждения о вещах, потому что эволюционно разумно оценивать окружающую среду и классифицировать ее как можно быстрее. Как общество, быстрые суждения позволяют людям выбирать из массы стимулов то, что лучше для них.

Большинство людей учатся отношениям через семью, друзей и других значимых людей. Специалисты по связям с общественностью хотят, чтобы аудитория сформировала положительное отношение к клиентам или компании, которую они представляют.

Эмоции

Как специалисты по связям с общественностью, мы должны помнить, что нужно апеллировать к эмоциям. Если мы хотим, чтобы происходило убеждение, нам нужно, чтобы люди чувствовали человеческую связь. Профессионалы по маркетингу научили нас, что обращение к эмоциям и использование визуального повествования являются эффективными способами общения с нашей аудиторией. Визуальное повествование убедительно, потому что люди, как правило, запоминают больше того, что видят, чем того, что читают. Кроме того, специалисты по связям с общественностью могут извлечь уроки из того, что знают психологи, и использовать визуальное повествование с убедительными образами и повествовательной дугой, чтобы помочь аудитории понять свои эмоции. Есть два разных способа помочь потребителям сформировать отношение к компании или продукту; один из этих маршрутов эффективно основан на эмоциональных обращениях. Следовательно, сила определенной эмоции создаст отношение к компании или продукту. Если компания делает что-то плохое, негативная коннотация пересилит любой предыдущий позитивный образ, который она создала для себя, поэтому восстановить позитивную ассоциацию будет сложно. Вся эта идея может быть доказана, если мы посмотрим на культуру отмены. Люди настолько сильно привязаны к своим эмоциональным взглядам, что это может напрямую влиять на решения людей. Например, когда Chick-fil-A придерживалась гомофобных убеждений, многие люди бойкотировали и сформировали резко негативное отношение к компании. Таким образом, Chick-fil-A потеряла много клиентов. Кроме того, когда друзья и члены семьи поддерживают такое негативное отношение к компании, это может повлиять на наше отношение к этой компании. Люди часто узнают свое отношение через семью и друзей, что может помочь специалистам по связям с общественностью понять важность маркетинга из уст в уста. Согласно исследованию McKinsey and Co, сарафанное радио определяет до 50% решений о покупке. Глядя на Chick-fil-A, легко увидеть, что сарафанное радио оказывает огромное влияние на репутацию.

Подлинность и достоверность 

Аудитория с большей вероятностью будет убеждена, если сообщения исходят из надежного источника. Альтернативный путь формирования отношения, помимо эмоциональной привлекательности, основан на когнитивных способностях. Когнитивно-ориентированные установки полагаются на рациональные аргументы, а не на эмоции. Некоторые люди склонны склоняться к аргументам, основанным на эмоциях, чтобы сформировать мнение, в то время как другие склоняются к рациональным аргументам, основанным на фактах. Важно понимать, что эти факты должны исходить из надежного источника. Сообщения должны исходить не только из надежного источника, важно предложить убедительное потребительское предложение, подкрепленное подлинной историей бренда. Вместо того, чтобы инвестировать в рекламу национального масштаба, бренды создают аутентичность и доверие, сообщая с сообществом вместо с аудиторией.

Большинство этических вопросов, связанных с общением, связаны с доверием. Как профессионалы по связям с общественностью, мы должны помнить о прозрачности и правдивости. Кроме того, специалисты по связям с общественностью должны укреплять доверие во всем, что они делают. Доверие чрезвычайно хрупко, поэтому его легко разрушить; требуется много времени и усилий, чтобы восстановить доверие. Найдите утешение в том, что открытость является ключевым фактором в установлении доверительных отношений с вашей аудиторией.

Заключительные мысли

Социальная психология помогает широкому кругу специалистов понять свою аудиторию. В частности, связи с общественностью могут использовать психологию при реализации стратегий связи с сообществом. Связи с общественностью сосредоточены на построении взаимовыгодных отношений, поэтому обращение к психологии чрезвычайно важно, поскольку позволяет специалистам по связям с общественностью понять и эффективно взаимодействовать с целевой аудиторией.

 

Понимание пересечения социальной психологии и стратегий связей с общественностью

Опубликовано 2 года назад на

Социальная психология общения: Общение как реализация социальных и межличностных отношений | Муротмусаев

Социальная психология общения: общение как реализация социальных и межличностных отношений

Комильжон Бурибаевич Муротмусаев, Регина Тангрикулова


Реферат

В статье рассматривается предметная область социальной психологии общения: как реализуются социальные и межличностные отношения. Поднимаются два важных вопроса, на которых сосредоточена социальная психология. Отмечается важность интерактивной стороны общения. Отмечается необходимость коммуникативной стороны общения в процессе совместной деятельности. Ставятся вопросы о месте общения во всей сложной системе связи человека с внешним миром. Также раскрывается сущность онтологической и эпистемологической модели общения.


Ключевые слова

Символический интеракционизм; деструктивный конфликт; Коммуникативный; процессы; Коммуникация; Коммуникация; дестабилизация; Эмоциональные процессы; Отношение; Контакт; запрет; Очарование


Полный текст:
PDF

Список литературы

Андреева Г.М. (1981) Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. Москва.

Бодалев А.А. (1982) Человеческое восприятие и понимание. Москва.

Данилин К.Е. (1981) Формирование внутригрупповых установок и рефлексивная структура группы. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивная структура группы // Внутриличностное восприятие в группе. Москва.

Гибш X., Форверг М. (1972) Введение в марксистскую социальную психологию. Москва.

Гозман Л.Ю. (1987) Психология эмоциональных отношений. Москва.

Интернет-издание www.rian.ru на основе информации РИА Новости

Келли Г. (1984) Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Москва.

Кон И.С. (1978) Открытие себя. Москва.

Муротмусаев К. (2021) Психологические аспекты здоровья человека и сила любви.

Муздыбаев К. (1983) Психология ответственности. Л.

Петровская Л.А. (1989) Коммуникабельность. Москва.

Поршнев Б.Ф. (1968) Социальная психология и история. Москва.

Рубинштейн С.Л. (1960) Принципы и пути развития психологии. Москва.

Соловьева О.В. (1992) Обратная связь в межличностном общении. Москва.

Стефаренко Т.Г. (1987) Социальные стереотипы и межличностные отношения // Коммуникация и оптимизация командной работы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts