Комплекс оживления у ребенка: когда проявляется феномен
Комплекс оживления – это социальное новообразование у новорожденного. Он проявляется в виде двигательной активности, улыбки в ответ на появление в поле зрения ребенка значимого для него взрослого. Появления у детей комплекса оживления при виде родителей наблюдается на 3-5 неделе жизни. Физиологи связывают появление этого феномена с началом нового этапа жизни ребенка – младенчества.
Содержание
- Определение понятия в психологии
- В каком возрасте формируется новообразование
- Когда наступает период максимальной активности
- Стадии комплекса оживления
- Что должен уметь делать ребенок после 4 месяцев
- Смысл явления
- Взаимосвязь родителей и детей
- Что происходит после эмоционального оживления
- Мои советы молодым родителям
- Заключение
Определение понятия в психологии
Ранний постнатальный период жизни плода в возрастной периодизации получил название «новорожденность». Он длится с первого дня жизни и до того момента, когда у младенца появляется комплекс оживления. Как правило, это происходит на пороге 2 месяца жизни.
Новорожденность психологами и физиологами признается кризисным периодом развития ребенка, так как ему необходимо приспособиться к новым условиям существования, адаптироваться к социальной среде. Имея базовый набор врожденных рефлексов, он вырабатывает новые устойчивые формы реагирования на внешние явления и события. В психологии комплекс оживления – это своеобразный сигнал о том, что первичная адаптация малютки к социуму прошла успешно.
Первые проявления комплекса оживления у ребенка появляются в возрасте 3 недель. Его признаками являются:
- способность крохи сосредотачивать внимание на предметах и звуках;
- замирать при появлении взрослого и отвечать улыбкой на его ласковый голос;
- способность выразить радость восторженным вскрикиванием.
Впервые на комплекс оживления у ребенка обратил внимание Н. М. Щелованов в начале 20 века. Суть данного феномена он определил как появление совокупности эмоциональных и двигательных реакций ребенка на обращенные к нему действия родителей или других близких родственников.
В каком возрасте формируется новообразование
При нормальном психическом и физическом развитии комплекс оживления появляется в 1 месяц. К концу второго месяца жизни в комплекс оживления входят все компоненты:
- улыбка;
- сосредоточенный взгляд;
- активные движения ручек и ножек при приближении взрослого;
- радостное вскрикивание;
- тихое мелодичное гуление.
Ситуативное оживление у младенца – это примитивная форма его общения с окружающими.
Когда наступает период максимальной активности
Психологи доказали, что такое явление, как комплекс оживления, находится в прямой зависимости от того, насколько удовлетворяется потребность детей в непосредственном эмоциональном общении. Пика проявления комплекс оживления достигает, когда малышу исполняется 3–4 месяца, после чего данный психофизиологический феномен начинает трансформироваться в более сложные формы поведения. Именно в это время крайне важно, чтобы родители все свои действия сопровождали устными комментариями.
Стадии комплекса оживления
Для своевременного появления комплекса оживления у младенца необходимо с первых дней пребывания ребенка в новом доме создать для него благоприятную психологическую обстановку. Следует помнить, что новорожденные дети в тишине и покое нуждаются ничуть не меньше, чем во внимании и ласке. Рекомендуется исключить сильные эмоциональные потрясения в первый месяц жизни.
Некоторые родители расстраиваются, не получив желаемой реакции крохи на яркую погремушку или музыкальную игрушку. Искусственно вызвать эмоции малютки не получится, так как физиологически он еще не способен их показать. Нужно подождать, пройдет всего лишь несколько недель, и ребенок по достоинству оценит игрушки и погремушки. Это произойдет, как только у младенца появится комплекс оживления. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о готовности карапуза к познанию окружающего мира.
В состав комплекса оживления входят следующие стадии:
- Появление всей совокупности новых реакций, которые в психологии и называются комплексом оживления, а именно:
- Замирание малыша, когда он впервые видит новый предмет или слышит знакомый голос.
- Зрительная и слуховая сосредоточенность на лице взрослого или его голосе. Рассматривая подошедшего взрослого, ребенок способен смотреть ему в глаза, удерживая взгляд.
- Улыбка и восторженные вскрикивания.
- С помощью громких вскрикиваний или протяжного гуления, карапуз обращает на себя внимание взрослого, просит общения.
- Двигательная активность, с помощью которой маленький человек старается выразить свою потребность в телесном контакте с родителями. Он тянет руки к маме, поворачивает головку, прогибает спинку, вскидывает ручки. Как только мать берет его на руки, он прижимается к ней, обнимает за шею.
- Практически сразу после появления совокупности эмоционально-двигательных реакций, ребенок начинает дифференцировать голоса, безошибочно выделяя среди них голос мамы.
- Фокусировка внимания на привлекательных ярких предметах. Теперь он способен следить взглядом за движущимся предметом. Эта способность возникает примерно через 2 недели после окончания периода новорожденности.
- К концу второго месяца жизни положительные эмоции у ребенка вызывают не только мамино лицо и ее голос, но и ее прикосновения, кормление грудью. Малыш счастлив, когда мама рядом.
- К концу 3 месяца жизни комплекс оживления видоизменяется. Возникают новые, более сложные формы поведения. На основе комплекса оживления примерно к 4 месяцам складывается умение малыша делить людей на «своих» и «чужих». Это проявляется в его настороженности по отношению к незнакомым, в дифференцировании выражения лица взрослого. Кроме того, комплекс оживления знаменует собой появление такой потребности, как познание окружающего мира. Какой бы привлекательной ни была окружающая действительность, если психологически ребенок не готов к ее изучению, он не будет проявлять интереса к окружающим объектам и явлениям.
Комплекс оживления возникает к концу первого месяца жизни, однако своего максимума он достигает лишь в 3–4 месяца. Психологи считают, что такое явление, как комплекс оживления у ребенка, является признаком его готовности к взаимодействию не только с родственниками, но и с другими людьми.
При условии нормального психического развития младенца, комплекс оживления у него в 4–5 месяцев будет включать в себя зачатки саморегуляции и управления своим настроением.
Что должен уметь делать ребенок после 4 месяцев
Психофизиологический смысл комплекса оживления становится понятен, когда появляются новообразования 4 месяца жизни:
- умение откликаться на собственное имя;
- интерес к собственному телу, который выражается в разглядывании своих ручек, прикосновениях к лицу, волосам;
- интерес к своему отражению в зеркале;
- зачатки предметно-манипулятивной деятельности;
- способность узнавать знакомый предмет, удивляться его исчезновению из поля зрения и радоваться внезапному появлению;
- способность самостоятельно перевернуться со спинки на животик и обратно;
- способность сидеть с поддержкой взрослого и удерживать голову прямо в положении сидя;
- способность отталкиваться от горизонтальной поверхности кончиками пальцев ног, когда взрослый держит ребенка за корпус;
- умение хлопать в ладоши;
- умение правильно распознавать базовые эмоции.
Актуальная ситуация личностного развития младенца на 5 месяце жизни включает в себя усовершенствованные конструкты комплекса оживления. Психологические компоненты, которые включают в себя комплекс оживления, у ребенка старше 4 месяцев постепенно стираются.
Смысл явления
Примерно в 6 месяцев становится понятным, для чего нужен ребенку комплекс оживления: у малыша появляются попытки осознанного целенаправленного взаимодействия с людьми. В процессе общения ребенок использует интонации, позу, жесты и мимику. Кроме того, ситуативно-деловое общение, которое начинает формироваться с 7–8 месяцев, включает в себя все компоненты комплекса оживления младенца. Ежедневное разнообразное общение и знакомство с различными предметами стимулирует личностное развитие младенца.
Становление ситуативно-личностного развития малыша находится в прямой зависимости от того, во сколько месяцев обнаружился комплекс оживления у крохи, все ли компоненты были в нем достаточно ярко представлены. Отсутствие того или иного структурного звена совокупного оживления может быть признаком отклонений в психическом развитии малыша. Несвоевременное появление эмоционального реагирования или его отсутствие у ребенка служит поводом для незамедлительного визита к врачу.
Взаимосвязь родителей и детей
Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает формироваться с первых дней появления нового члена в семье. Сначала она базируется на удовлетворении физиологических потребностей маленького человека. Дети быстро научаются использовать доступные их возрасту способы привлечения внимания взрослого.
Эмоциональный контакт между родителями и детьми младенческого возраста является залогом нормального психического и личностного развития. Доверительные отношения в семье рождают у ребенка чувство безопасности и защищенности. В дальнейшем ребенок, который не испытывал в младенчестве дефицита общения, становится любознательным, самостоятельным, инициативным, целеустремленным.
Что происходит после эмоционального оживления
Определение комплекса оживления в психологии – это начало нового витка психического развития малыша, после которого появятся такие новообразования, как:
- естественная потребность в движении;
- стремление к совместной деятельности со взрослым;
- психологическое благополучие малыша;
- появление условных реакций малыша на зрительные и слуховые раздражители.
Мои советы молодым родителям
Порой родители пренебрегают удовлетворением детской потребности в общении, полагая, что для малыша важнее физиологический комфорт. Молодые родители часто не знают, как общаться с младенцем, полагая, что он еще ничего не понимает.
Молодым супружеским парам хочется пожелать научиться ценить каждое мгновение, проведенное с ребенком. Ласковые слова, поглаживания, поцелуи, взаимные улыбки – так можно кратко перечислить основные компоненты, стимулирующие открытие комплекса оживления.
Ребенок смеется в ответ на поцелуй мамы – значит, нужно поцеловать еще раз! Крошка протяжно гулит, подзывая маму – стоит ласково пропеть что-нибудь в ответ, нежно наклоняясь к малышу! Малыш пребывает в хорошем настроении – самое время подразнить, пощекотать его!
Заключение
Комплекс эмоционального оживления – это важный рубеж в жизни малыша, отделяющий период новорожденности от младенчества. Для того, чтобы этот психофизиологический феномен появился своевременно, в раннем постнатальном периоде родителям нужно позаботиться о благоприятной психологической обстановке. Малыш должен ежедневно получать новые впечатления, но дозировано, ведь его нервная система еще не готова к интенсивным нагрузкам.
Отсутствие данного новообразования или его затяжной характер – повод для беспокойства. Это может указывать на патологии в работе анализаторных систем ребенка или на отклонения в психическом развитии. Определить причину и выбрать оптимальный способ ее устранения способен только врач.
Вслед за эмоционально-двигательным оживлением появляются предпосылки к целенаправленной совместной деятельности взрослого и ребенка, целью которой является познание окружающего мира.
Комплекс оживления младенца — психология
Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.
Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.
Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.
Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.
Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.
Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.
При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.
Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.
Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.
Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.
Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.
Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.
Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.
Комплекс оживления включает в себя:
— реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;
— зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;
— улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;
— оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;
— вокализация (голосовые реакции) – малыш обращает на себя внимание с помощью громких коротких вскрикиваний или протяжного гуления.
Вышеописанные базовые составляющие комплекса оживления должны проявляться все вместе, поскольку именно совокупность реакций считают комплексом.
После рождения кроха испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими цветами, странными людьми, перепадами температурного режима, громкими звуками и так далее.
Младенец привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному стуку сердца мамы, который успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно в первые недели держать малыша на руках, поскольку только возле мамы он чувствует себя в безопасности.
Желательно помнить, что наличие у малыша каких-либо неврологических проблем может привести к тому, что комплекс оживления у ребенка появится не своевременно, а с небольшим задержанием. Эмоциональная двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-нибудь из взрослых, которые ухаживают за ним.
Комплекс оживления включает в себя такие реакции, которыми дитя встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостное гуление и милая улыбка. На самом деле малыш еще раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка обращается к конкретным людям.
Примерно спустя 2 недели ребёнок начинает фокусироваться на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми ему предстоит контактировать, может разглядывать лица людей. Через месяц своей жизнедеятельности малыш становится способным различать звуки и узнавать мамин голос среди других звуков. Ещё через несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, соединить из них цепочку – руки мамы, кормление, голос и лицо мамы. Всё это малыш определяет, как добро и реагирует на всё положительными эмоциями. Ребёнок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, поскольку его эмоции позитивные.
Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но именно теперь они проявляются в комплексе – дитя откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроваткой, проводит взглядом и наблюдает на расстоянии за движениями человека.
Важным новообразованием комплекса оживления является установление осознанного зрительного контакта с ребёнком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизнедеятельности. Спустя это время он научится улыбаться отдельным людям, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомцами. Также он сознательно смотрит на людей и запоминает их.
Комплекс оживления преобразовывается в намного больше сложные формы поведения, которые основаны на каждой отдельной реакции. Такое преобразование осуществляется в возрасте четырех месяцев.
Существуют различные исследования, в которых допущена гипотеза того, что комплекс оживления – это не просто ответная реакция индивида, которая выражает радостное возбуждение, что это является средством процесса общения с взрослыми. Если это действительно так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии к ситуации и в зависимости от задачи общения.
Если случилось так, что комплекс оживления у ребенка не появляется в должное время, то желательно задуматься, в чём заключается проблема. Несвоевременное проявление эмоционально двигательных реакций – это достаточно тревожный симптом для родителей, поскольку это может извещать о тяжелых расстройствах психики, как например синдром аутизма или задержка психического развития.
В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, приветственно ему улыбаться и начинать двигаться при контакте с объектом, если это не так, то следует задуматься всё ли в порядке.
В воспитании ребёнка во всём нужно соблюдать меру. Можно разрешать ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости все дни и ночи просиживать у детской кровати или бежать сломя голову при первом всхлипывании ребенка. Малыш привыкнет к тому, что родители всегда рядом и у него не будет потребности каждый раз привлекать внимание взрослых и прикладывать к этому большие усилия, что в будущем может сказаться на его поведении, особенно в выражении инициативности. Ну и конечно, с другой стороны, также нельзя забывать о ребёнке и в случае реальной необходимости быть рядом с ним.
С новорождённым нужно часто разговаривать. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.
Комплекс оживления у ребенка – это возможность малыша обратиться к внешнему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, и в случае выявления отклонений немедленно обратиться к врачу.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Комплекс оживления младенцев — психология
Комплекс оживления — это эмоционально-двигательная реакция, которую ребенок выражает по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» ввел психолог Н. М. Щелованов в 1920-е гг. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться примерно с третьей недели его жизни.
Период новорожденности – довольно своеобразный этап жизни родившегося малыша. Неонатальная стадия длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения — огромный шок. До рождения существование ребенка проходило в вегетативно-физиологическом ритме, относительном постоянстве и пребывании в щадящей среде. Когда ребенок выходит в мир, он вдруг попадает в совершенно другие условия жизни и окружающий мир. Именно из-за резких перемен в жизни период новорождённого называют кризисным.
Родившись, ребенок уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают возможность физиологического приспособления организма к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.
Наличие рефлексов не является основой психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от детенышей животных человеческий ребенок гораздо менее обеспечен врожденными формами поведения, так как все человеческие модели поведения формируются и закрепляются при его жизни.
Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляются улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостным криком и другими реакциями.
Более выраженный комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии она наблюдается в полном объеме. Эмоционально-двигательная реакция становится более интенсивной в период до трех-четырех месяцев, а к концу этого времени распадается, трансформируясь в более сложные модели поведения.
При недостатке общения комплекс активизации у ребенка может запаздывать, также могут формироваться отклонения в его выраженности: незавершенность компонентов комплекса активизации, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов .
При диагностике уровня сформированности ситуативно-личностного общения наибольшее значение придается наличию инициативы комплекса активизации. Слабое проявление некоторых элементов восстановительного комплекса может быть признаком физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития детского организма.
Физиологическим критерием окончания периода восстановительного комплекса является зрительная и слуховая концентрация, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.
Медицинским критерием является достижение ребенком того веса, в котором он родился — это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.
Вокруг комплекса активизации ведется дискуссия о том, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребенка на воспринимаемые воздействия из внешнего мира или же комплекс активизации представляет собой простой, бессмысленный рефлекс. Есть сторонники и первого, и второго толкования, придерживающиеся на этот счет собственного мнения.
Первый месяц после рождения малыша — самый сложный период в жизни человека. Поэтому нужно стараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплом. Нельзя с первых дней новорожденного выливать на него лавину новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребенка.
Некоторые родители дают ребенку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, рассчитывая, что ребенок начнет обращать на них внимание. Нужно просто подождать, пока придет время, и не провоцировать насильно эмоциональные реакции. Именно с комплексом оздоровления приходит все, чего ждут родители.
В комплекс ревитализации входят:
— реакция угасания в первые секунды взаимодействия с предметом;
— зрительная концентрация — долгий и устойчивый взгляд, направленный и зафиксированный на объекте внимания, если младенец осматривает взрослого, то наибольшее внимание он обращает на глаза человека;
— детская улыбка, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;
— быстрые движения, которыми малыш проявляет свой интерес — он поднимает ножки и вытягивает ручки, двигает головой и прогибает спинку к взрослому;
— вокализация (голосовые реакции) — малыш привлекает к себе внимание с помощью громких коротких криков или продолжительной ходьбы.
Базовые компоненты описанного выше комплекса ревитализации должны проявляться вместе, так как именно совокупность реакций считается комплексом.
После рождения ребенок испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими красками, незнакомыми людьми, перепадами температур, громкими звуками и так далее.
Малыш привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному биению материнского сердца, которое успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно держать малыша на руках в первые недели, так как он только чувствует себя в безопасности рядом с матерью.
Желательно помнить, что наличие каких-либо неврологических проблем у малыша может привести к тому, что восстановительный комплекс у ребенка появится не своевременно, а с небольшим опозданием. Эмоционально-двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-либо из взрослых, ухаживающих за ним.
В комплекс оживления входят такие реакции, которыми ребенок встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостная походка и милая улыбка. На самом деле младенец раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка привлекает конкретных людей.
Примерно через 2 недели ребенок начинает сосредотачивать внимание на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми он будет контактировать, может смотреть на лица людей. Через месяц жизни малыш становится способным различать звуки и узнавать голос матери среди других звуков. За несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, связать из них цепочку — мамины руки, кормление, голос и мамино лицо. Все это малыш определяет как доброту и на все реагирует с положительными эмоциями. Ребенок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, потому что его эмоции положительные.
Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но теперь они проявляются комплексно — ребенок откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроватью, смотрит и наблюдает на расстоянии за движениями человека.
Важным новообразованием комплекса оживления является установление сознательного зрительного контакта с ребенком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизни. По прошествии этого времени он научится улыбаться отдельным лицам, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомыми людьми. Он также сознательно смотрит на людей и запоминает их.
Комплекс оживления трансформируется в гораздо более сложное поведение, основанное на каждой отдельной реакции. Такое преобразование проводят в возрасте четырех месяцев.
Существуют различные исследования, допускающие гипотезу о том, что комплекс активизации – это не просто индивидуальная реакция, выражающая радостное возбуждение, что это средство общения со взрослыми. Если это так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии с ситуацией и в зависимости от задачи общения.
Если так получилось, что комплекс оживления у ребенка не проявляется в свое время, то желательно задуматься, в чем проблема. Несвоевременное проявление эмоционально-двигательных реакций является достаточно тревожным симптомом для родителей, так как это может свидетельствовать о тяжелых психических расстройствах, таких как синдром аутизма или умственная отсталость.
В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, улыбаться ему в приветствии и начинать двигаться при соприкосновении с предметом, если это не так, то все следует учитывать чтобы.
В воспитании ребенка нужно соблюдать все. Вы можете позволить ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости сидеть целыми днями и ночами у кроватки или бежать сломя голову при первых рыданиях ребенка. Малыш привыкнет к тому, что его родители всегда рядом и у него не будет необходимости каждый раз привлекать внимание взрослых и прилагать к этому большие усилия, что в дальнейшем может отразиться на его поведении, особенно в выражении инициатива. Ну и конечно, с другой стороны, тоже нельзя забывать о ребенке и в случае реальной необходимости находиться рядом с ним.
Вам нужно часто разговаривать с новорожденным. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.
Оздоровительный комплекс у ребенка – это возможность для ребенка обратиться к окружающему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, а при обнаружении отклонений немедленно обращаться к врачу.
Оживление организационной идентичности для стимулирования перемен — рецензируемые академические статьи
Индивидуальность — важный аспект организации, который может помочь ей привлечь человеческие, финансовые и другие ресурсы, необходимые для достижения успеха. Со временем, особенно во времена организационного упадка, важные атрибуты идентичности могут атрофироваться, в результате чего организация не будет соответствовать своим текущим и будущим конкурентным требованиям. В этой статье предлагается модель для изучения и восстановления атрибутов идентичности по мере необходимости, чтобы поддержать организационный переворот и избежать организационной смерти.
Введение
Бизнес-лидеры и консультанты придерживаются предубеждения, что единственное нормальное и здоровое состояние организации — это рост. Однако упадок на самом деле является естественной частью жизненного цикла организации и может привести к повышению способности к адаптации и обновлению.[1] И маленькие, и большие, малоизвестные и авторитетные компании подвержены упадку. Тем не менее, по этой теме имеется очень ограниченное количество исследований и несколько передовых практик. Когда упадок происходит естественным образом, инсайдеры и аутсайдеры организации склонны формировать самосбывающиеся пророчества о том, что представляет собой организация и во что она превращается, и эти прогнозы непреднамеренно ускоряют дальнейший упадок, приводя даже к гибели организации.[2]
Для бизнес-лидеров и консультантов очень важно понимать организационный спад, в том числе то, что вызывает его, каковы его результаты и как можно поддержать организации, чтобы выйти из него. В этой статье я обсуждаю упадок организации и то, что происходит с организационной идентичностью («кем» является организация) во времена упадка. Я также предлагаю пятиэтапную модель, чтобы ускорить организационные изменения, а не способствовать дальнейшему упадку. Затем я обсуждаю упадок и — в некоторых случаях — восстановление таких разных организаций, как Blockbuster, Университет штата Пенсильвания, Apple Computer и Western Union, используя призму идентичности. Статья завершается рекомендациями о том, что могут сделать специалисты-практики, чтобы помочь организациям пройти этот нормальный этап эволюции.
Организационный спад
Модели жизненного цикла организации имеют четыре, а иногда и пять стадий: рождение, рост, зрелость, упадок и поворот.[3] Организационный спад относится к непреднамеренному, устойчивому и значительному снижению ресурсной базы организации, численности персонала и производительности в течение как минимум двух лет.[4] Упадок также обычно связан с застоем организации и несоответствием ее среде. [5] Спад обычно начинается за несколько лет до того, как видимые признаки становятся заметны лидерам, а затем часто остается незамеченным для многих, поскольку менеджеры игнорируют, прячут или не реагируют на него полезным образом.
Считается, что упадку организации способствуют четыре фактора:
- Внешняя среда организации, характеризующаяся такими условиями, как усиление глобальной конкуренции, сокращение клиентской базы и дерегулирование.[7]
- Внутренняя среда организации, которая может характеризоваться недостатком внутренней эффективности[8] или недостатком ресурсов, возможностей и конкурентных преимуществ в результате того, что она слишком новая[9] или слишком мала[10].
- Отсутствие стратегического и оперативного реагирования на отраслевые и экологические изменения, например, неспособность идти в ногу с технологическими достижениями в отрасли,[11] негибкое следование собственным методам работы[12] или пренебрежение инновациями[13]. ]
- Самосбывающиеся пророчества членов организации и заинтересованных сторон о неудачах, приводящие к поведению, гарантирующему снижение, например, приостановка найма, сокращение бюджета, отмена проектов и сокращение кредитных линий. [14]
Хотя организационный спад может спровоцировать адаптацию и инновации, чаще реакция внутренних и внешних сотрудников на упадок только усугубляет положение. Более того, как только одна внутренняя или внешняя составляющая предсказывает и непреднамеренно начинает ускорять упадок организации, возникает эффект заражения, при котором разыгрывание упадка становится групповым явлением, гарантирующим конечную гибель организации.[15] В частности, то, как члены и заинтересованные стороны рассматривают идентичность организации, играет роль как в динамике упадка, так и в возможностях перелома.
Организационная идентичность
Организационная идентичность относится к тому, «кто мы есть» как организация, и отражается в тех атрибутах, которые являются центральными, отличительными и устойчивыми в организации.[16] Идентичность отличается от таких понятий, как культура. В то время как идентичность относится к мыслям, чувствам и оценкам заинтересованных сторон в отношении организации, которые отличают организацию от других,[17] культура представляет собой образец основных предположений, ценностей и норм поведения, которые члены группы социально создали и распространяли с течением времени как путь к успеху. [18]
Организационная идентичность важна для привлечения участия, поддержки и лояльности членов организации, заинтересованных сторон и других участников[19] и расширения доступа организации к ресурсам.[20] С другой стороны, угрозы идентичности организации могут подорвать легитимность организации и поставить под угрозу ее доступ к капиталу, человеческим и другим ресурсам и преимуществам.
Четыре фактора формируют идентичность организации:
- Заявления лидеров о том, что является центральным, устойчивым и отличительным в организации.[21]
- Интерпретации членов организации и заинтересованных сторон.[22] В конечном счете, общие представления об идентичности организации образуют широкие соглашения, которые становятся самоусиливающимися благодаря восприятию, поведению и последующему опыту организации.
- Язык и постоянное повествование об организации, включая метафоры, рассказывание историй, ярлыки, а также силовые и политические игры.[23]
- Телесные переживания, связанные с организацией (например, окружающая внешняя среда, мебель и обстановка, обстановка в офисе), которые дают сознательные и подсознательные сигналы об организации. [24]
Эти различные силы взаимодействуют, чтобы распространять понимание идентичности организации среди ее заинтересованных сторон. Важно отметить, что организационная идентичность является динамической, а не статической, поскольку заинтересованные стороны постоянно переоценивают и реконструируют характеристики организации.[25] Идентичность особенно податлива во времена угрозы, например, когда организация находится в упадке, поскольку члены часто непреднамеренно ускоряют организацию к провалу.[26] Для бизнес-лидеров и консультантов важно знать, как можно пересмотреть и пересмотреть идентичность организации, чтобы помочь организации преодолеть упадок и перейти к организационному перевороту.
Обновление организационной идентичности
Когда организации находятся в состоянии упадка, угрозы их выживанию могут вызвать поведение внутренних и внешних заинтересованных сторон, которое ускоряет спираль упадка. Члены организации могут быстро упустить из виду, кем является организация в разгар связанной с ней турбулентности. Когда это происходит, необходимо сосредоточить внимание на идентичности организации, чтобы избежать самосбывающегося пророчества об упадке.
Для разработки ориентированной на восстановление идентичности важно учитывать текущую идентичность организации. Несмотря на то, что идентичность могла быть ясной при создании организации или в период ее расцвета, с течением времени основные атрибуты идентичности подвергаются различному вниманию и последующему усилению. В результате некоторые атрибуты могут атрофироваться и ослабнуть, в то время как другие могут оставаться сильными и активными в мыслях и поведении членов. Степень, в которой атрибут активен в текущей организации, обозначается как 9.0133 Сила атрибута .
Во времена упадка вполне вероятно, что идентичность и основные атрибуты организации не соответствуют идентичности и основным атрибутам, необходимым для поддержки и продвижения обновления. Более того, в зависимости от того, насколько сильным является каждый атрибут, потребуется разная степень усилий, чтобы привести его в соответствие с пересмотренной или пересмотренной идентичностью. Например, атрофированный, но критический атрибут может потребовать огромного количества времени и ресурсов для восстановления и поддержания, в то время как сильный и активный атрибут может требовать небольшого внимания или вообще не требовать внимания, потому что участники уже полностью его реализуют. Глубоко укоренившийся атрибут, который подрывает непрерывный успех, может потребовать столь же значительных усилий, чтобы отучиться, в то время как уже атрофированный атрибут может потребовать незначительных усилий, чтобы полностью устранить его из идентичности организации. Степень усилий, необходимых для согласования атрибута с желаемой организационной идентичностью, называется 9.0133 Требуется усилие по выравниванию.
Эти две оси — Сила атрибута и Необходимое усилие выравнивания — приводят к пяти социальным процессам, в которых члены организации должны участвовать во времена упадка, чтобы вызвать поворот и восстановление. Я называю эти процессы восстановлением, регенерацией, уходом на пенсию, переутверждением и переосмыслением (см. рис. 1).
Рисунок 1 . Модель 5R: процессы организационной идентичности во избежание упадка организации
При выходе на пенсию высвобождаются требования и атрибуты идентичности, которые активны и сознательны в организации, но подрывают изменение и желаемую идентичность. Выход на пенсию обычно требует, чтобы члены организации отказались от существующих способов восприятия, мышления и поведения, а также отказались от старых процессов.[27] Например, кончины Blockbuster в 2010 году можно было избежать, отказавшись от основного внимания к традиционному прокату DVD и видео в пользу более сильного внимания к альтернативным моделям проката и новым технологиям, таким как потоковое видео по запросу. 28] Изменение его идентичности таким образом, соответственно, было бы связано со стратегическими решениями и другими действиями, связанными с измененной идентичностью.
При восстановлении организационных черт, которые играют центральную роль в преобразовании и желаемой идентичности, но от которых отказались члены организации, переформулируются и переносятся в неизменном виде. Например, мое исследование поддержки и отождествления 468 активных лицензированных служителей с основными атрибутами идентичности церкви Foursquare выявило лишь умеренную поддержку первоначального основного заявления об идентичности о включении этнических групп и различных культур.[29] С тех пор лидеры организаций восстановили этот атрибут, создав новый латиноамериканский район внутри церкви в 2014 году и открыв больше небелых этнических церквей, чем когда-либо прежде в ее истории за последние несколько лет.
При повторном подтверждении черты, жизненно важные для преобразования и уже активные в организации, вновь подтверждаются и переносятся в неизменном виде. Например, Государственный университет Пенсильвании столкнулся с серьезной угрозой своей идентичности и выживанию, начиная с 2008 года, когда губернатор Пенсильвании Ренделл урезал его бюджет и объявил его негосударственным университетом. Отреагировали различные заинтересованные стороны университета, такие как Джефф Раштон, представитель учреждения, который публично подчеркнул, что предложение губернатора будет разрушительным для университета, если оно будет принято. Президент университета Спаниер обратился в письменной форме к министру образования, подтвердив статус университета как государственного учреждения и призвав его отклонить заявления губернатора Ренделла. Благодаря действиям этих и других заинтересованных сторон государственная поддержка в конечном итоге была восстановлена в декабре 2009 года..[33]
При регенерации восстанавливаются организационных черты, имеющих ключевое значение для капитального ремонта или восстановления, но нуждающихся в исправлении. Регенерация может потребовать значительных усилий, поскольку требуется много внимания и ресурсов, чтобы переформулировать эти атрибуты идентичности и создать всеобъемлющий лингвистический и интуитивный опыт для поддержки их воссоздания. История Apple Computer предлагает пример. Вначале, в конце 1970-х, Джобс и Возняк оценили свой Apple I в 500 долларов. Со временем Джобс сосредоточил внимание на доступности, поскольку компания производила новые продукты. Как только Джобса уволили в 19В 85 году Apple под руководством Жана-Луи Гассе переключила свое внимание на производство и продажу компьютеров очень высокого класса по цене более 5500 долларов. Усиление конкуренции со стороны более дешевых заменителей и падение продаж в 1989 году побудили Apple вернуться (возродить) к своей первоначальной направленности на предложение более доступных машин, что потребовало последующих изменений в ее конструкции и производственных процедурах. Недорогие машины продавались очень хорошо, и вскоре в компании произошел перелом.
В переосмысление, организационная черта должна быть создана в новой форме для поддержки будущего организации. Это может потребовать сложного процесса восстановления, ухода на пенсию, регенерации и повторного подтверждения определенных аспектов черты. Например, Western Union была основана в 1851 году как телеграфная компания и быстро стала лидером в своей отрасли. В течение следующих 130 лет компания была заметной фигурой в области телекоммуникаций. Однако по мере того, как снижение прибыли и растущие долги все больше беспокоили организацию, Western Union начала избавляться от телекоммуникационных активов и начала преобразовывать себя в «самый быстрый способ отправки денег по всему миру». Доходы от денежных переводов впервые за 19 лет превысили доходы от телекоммуникаций.80, а в 2006 году компания полностью прекратила использование телеграмм. По состоянию на 2013 год компания может похвастаться тем, что потребители могут отправлять и получать деньги через более чем 100 000 банкоматов по всему миру.
Обсужденные выше 5R требуют интеграционных усилий лидеров и участников по осмыслению.[35] Кроме того, необходимо также создать организационную среду, соответствующую проводимой работе по идентификации.[36] Таким образом, внимание и опыт членов организации сознательно управляются, чтобы способствовать самосбывающимся пророчествам о повороте, а не об упадке.
Консультанты организаций могут играть важную роль в поддержке этих обменов, способствуя диалогу, который культивирует поддерживающее отношение к прошлому, настоящему и будущему.[37] Например, разжигание недовольства настоящим и приятных воспоминаний о прошлом может привести к восстановлению забытых качеств, подтверждению активных и жизненно важных качеств и регенерации забытых качеств. Диалоги, которые идеализируют будущее и пренебрегают прошлым, могут помочь избавиться от активных, но бесполезных качеств.
Переосмысление действий требует сложных комбинаций действий и диалогов, адаптированных к различным атрибутам идентичности, которые члены организации хотят удалить, восстановить, подтвердить и возродить. Во время переосмысления особенно важно, чтобы диалоги и переживания, связанные с идентичностью, были преднамеренными и надежными из-за множества попыток изменений.
Идеи для приложений
Применение модели 5R для поддержки реорганизации организации включает четыре ключевых этапа:
- Определите идеальную личность. Определите основные организационные атрибуты (завершающие организационной идентичностью), которые будут поддерживать переворот. Это можно сделать, сначала определив видение организации, стратегию и компоненты организационной структуры, которые отражают восстановленное будущее состояние организации, а затем выведя необходимую идентичность.
- Диагностика текущего идентификатора. Следует провести диагностику текущей организационной идентичности, чтобы определить и оценить силу текущих атрибутов идентичности организации.
- Определите пробел и необходимые действия по изменению. Сравните текущие и будущие атрибуты идентичности организации и требуемые в результате действия по изменению идентичности.
- Планирование и выполнение процессов изменений. Определите соответствующие стратегии для достижения необходимого сдвига.
С четкой картой того, какова текущая идентичность организации, какой она должна быть, и какие действия могут помочь организации преодолеть разрыв (например, использование метафор и историй, чтобы подчеркнуть желаемые черты, сдвиги в бизнес-процессах, обучение восстановить забытые черты), организация может получить поддержку в достижении поворота. Будет важно провести дальнейшие исследования и принять меры на основе этой модели, чтобы углубить наши коллективные знания о взаимосвязи между организационной идентичностью и упадком.
Заключение
Самобытность является важным аспектом организации, который может помочь ей привлечь человеческие, финансовые и другие ресурсы, необходимые для достижения успеха. Со временем, и особенно во времена организационного упадка, организационная идентичность может подвергаться угрозам, а важные аспекты могут атрофироваться, в результате чего организация не соответствует своим текущим и будущим конкурентным требованиям. В этой статье предлагается модель социальных процессов, связанных с идентичностью, во время упадка, включая выход на пенсию, восстановление, повторное подтверждение, регенерацию и переосмысление атрибутов, необходимых для поддержки организационного преобразования и предотвращения организационной смерти. Бизнес-лидеры и консультанты могут сыграть ключевую роль, помогая организациям пересматривать и пересматривать идентичность для поддержки восстановления. Таким образом, важно ознакомиться с реальностью упадка организации, понять роль организационной идентичности и узнать, как использовать идентичность для улучшения ситуации.
[1] Серра, Ф. Р., Феррейра, М. П., и Рибейро де Алмейда, М. И. (2013). Организационный упадок: тем не менее в значительной степени пренебрегают организационными исследованиями. Исследования в области управления , 11, вып. 2, 133–156.
[2] Эдвардс, Дж. К., МакКинли, В., и Мун, Г. (2002). Разыгрывание организационного упадка: самосбывающееся пророчество. Международный журнал организационного анализа , 10, вып. 1, 55–75.
[3] Кимберли, Дж. Р., и Майлз, Р. Х. (1980). Жизненный цикл организации: вопросы создания, трансформации и упадка организаций. Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс.
[4] Роббинс, Д.К., и Пирс, Дж.А., II. (1992). Оборот: сокращение и восстановление. Журнал стратегического управления , 13, 287–309.
[5] Кэмерон, К.С., Ким, М.У., и Уеттен, Д.А. (1987). Организационные эффекты упадка и турбулентности. Ежеквартальный журнал административной науки , 32, 222–240.
[6] Хамбрик Д. и Д’Авени Р. (1988). Крупные корпоративные неудачи по нисходящей спирали. Ежеквартальный журнал по административным наукам, 33, 1–23.
[7] Кэмерон, К.С., Саттон, Р.Л., и Уеттен, Д.А. (1988). Проблемы организационного упадка. В К. С. Кэмерон, Р. Саттон и Д. А. Уеттен (ред.), 90 133 Чтения в организационном упадке 90 134 (стр. 3–19). Кембридж, Массачусетс: Баллинджер.
[8] Гринхал, Л. (1983). Организационный упадок. В SB Bacharach (Ed.), Исследования в области социологии организаций (Том 2). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
[9] Баум Дж. и Шипилов А. (2006). Экологические подходы к организациям. В S. Clegg, C. Hardy, T. Laurence, and W. North (Eds), Справочник по организационным исследованиям . Лондон, Великобритания: Sage.
[10] Венкатараман С. и Лоу М. (1994). Влияние обязательств возраста и размера на автономные подразделения установленных фирм в сталелитейной промышленности. Journal of Business Venturing, 9, вып. 3, 189–204.
[11] Хэмбрик.
[12] Becker, MC (Ed.) (2008). Справочник организационных процедур. Челтнем, Великобритания: Эдвард Элгар.
[13] Моне, М.А., МакКинли, В., и Баркер, В.Л., III. (1998). Организационный упадок и инновации: структура на случай непредвиденных обстоятельств. Academy of Management Review , 23, 115–132.
[14] Эдвардс.
[15] Там же.
[16] Ван Реком, Дж., Корли, К.Г., и Раваси, Д. (2008). Расширение и развитие теорий организационной идентичности. Обзор корпоративной репутации , 11, 183–188.
[17] Багоцци, Р. П., и Ли, К. Х. (2002). Несколько путей социального влияния: роль соблюдения, интернализации и социальной идентичности. Ежеквартальный журнал социальной психологии , 65, 226–247.
[18] Шейн, Э. (2001). Организационная культура и лидерство. В Дж. Шафрице и Дж. С. Отте (редакторы), Классика теории организации (стр. 373–374). Форт-Уэрт, Техас: Колледж Харкорт.
[19] Эшфорт, Б. Э., и Маэль, Ф. (1989). Теория социальной идентичности и организация. Academy of Management Review , 14(1), 20–39.
[20] Пфеффер, Дж., и Саланчик, Г. (1978). Внешний контроль организаций: перспектива зависимости от ресурсов. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.
[21] Уеттен, Д. А., и Макки, А. (2002). Концепция социального актора об организационной идентичности и ее последствия для изучения организационной репутации. Бизнес и общество , 41, вып. 4, 393–414.
[22] Cornelissen, JP (2006). Осмысление построения теории: метафора и дисциплинированное воображение. Организационные исследования , 27, вып. 11, 1579–1597.
[23] Ран, Б., и Дуймеринг, П.Р. (2007). Изображение организации: использование языка в заявлениях об идентичности организации. Журнал деловых и технических коммуникаций , 21, 155–187.
[24] Harquail, C.V., и King, A.W. (2010). Построение организационной идентичности: роль воплощенного познания, Организация исследований , 31, вып. 12, 1619–1648.
[25] Хэтч, М. Дж., и Шульц, М. (2008). Инициатива бренда: как компании могут согласовать стратегию, культуру и идентичность с помощью корпоративного брендинга. Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс.
[26] Эдвардс.
[27] Нистром П. и Старбак В. (1984). Чтобы избежать организационных кризисов, разучитесь. Организационная динамика , 12, вып. 4, 53–65.
[28] Сателл, Г. (2014). Взгляд назад на то, почему Blockbuster действительно потерпел неудачу и почему это не должно было случиться. Форбс. Получено с http://www. форбс. com/sites/gregsatell/2014/09/05/a-оглянитесь-на-почему-блокбастер-действительно-провалился-и-почему-это-не-необходимо/
[29] Роквелл, С. ( 2013). Совпадение деноминационной идентичности и идентичности служителей в церкви Foursquare (докторская диссертация). Доступен в базе данных ProQuest Dissertations и Theses.
[30] Ран Б. и Голден Т. Дж. (2011). Кто мы?: Социальное построение организационной идентичности посредством обмена смыслами. Администрация и общество , 43, вып. 4, 417–445.
[31] Шакнер, Б. (2009). Никаких стимулирующих денег для Питта и штата Пенсильвания: Ренделл наносит большой удар по бюджету четырем государственным университетам. Pittsburgh Post Gazette . Получено с http://www.post-gazette.com/news/education/2009/06/27/No-stimulus-money-for-Pitt-and-Penn-State/stories/200906270140
[32] Spanier, Г. (2009). Письмо Спаниера секретарю Дункану . Получено с http://live.psu.edu/fullimg/userpics/10003/Spanier_letter_to_Secretary_Duncan_SFSF.pdf
[33] Ран.
[34] Роулинсон, Н. (2015). История Apple: как Apple стала лидером в индустрии высоких технологий — история Стива Джобса и компании, которую он основал. Получено с http://www.macworld.co.uk/feature/apple/history-of-apple-steve-jobs-what-happened-mac-computer-3606104/
[35] Czarniawska, B. (1997) . Повествование об организации: драмы институциональной идентичности. Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.