Концепция экологического воспитания дошкольников — Студопедия
Поделись с друзьями:
Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.
Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый — личностно-ориентированный -подход в педагогике.
Концепция экологического воспитания дошкольников (Приложение 1) — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Задания
Прочитайте Концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста, подготовьтесь к обсуждению материала по следующим вопросам:
1. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие ведущие идеи они в себе несут?
2. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем заключается его содержание?
3. Каковы цель и задачи экологического воспитания?
4. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе? Могут ли категории «знания» и «отношение» обойтись друг без друга?
5. Что входит в понятие «показатели экологической воспитанности детей»?
6. Почему воспитатель должен стать носителем экологической культуры? Что составляет ее содержание?
7. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании детей? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?
8. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?
Программа «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях.
Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей1.Существующие программы для детского сада содержат раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.
В целом положительные заявленные в программах тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования. Программа «Юный эколог» базируется на следующих положениях.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.
Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей.
14
Задания
1. Прочитайте программу экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (Приложение 2).
2. Проанализируйте программу и подготовьтесь к обсуждению 1 следующих вопросов:
1) Сколько разделов в программе? Чему посвящен каждый раздел?
2) В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе (раздел 1)? Докажите словами из программы.
3) Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях? Докажите выдержками из второго раздела.
4) В чем заключается экологичность знаний о животных (раздел 3)? Продемонстрируйте это на разных группах животных.
6) С какими экосистемами можно познакомить детей? Как растения и животные одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обитания? Покажите это на примере.
7) Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе 6? В чем состоит их экологичность?
3. Какие две позиции имеются в каждом подразделе? Что важнее: «знания» или «отношение»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологическое знание помогает выработать правильное отношение (на собственном примере).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста
Заявка на обучение
О курсе
Программа включена в реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ).
Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организациях в вопросах экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста
По результатам обучения выдается удостоверение установленного образца
Категория слушателей, требования к уровню подготовки
педагогические работники дошкольных образовательных организаций, имеющие среднее профессиональное или высшее образование
Планируемые результаты обучения
В результате обучения слушатель должен
ЗНАТЬ
1) современные методы формирования образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
2) способы формирования образовательной среды и использования профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики.
3) современные методы формирования образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
4) способы формирования образовательной среды и использования профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики.
УМЕТЬ
1) использовать современные методы формирования образовательной среды.
2) подготовить и провести занятия в сфере экологического образования и образования в различных формах.
3) использовать современные методы формирования образовательной среды.
4) подготовить и провести занятия в сфере экологического образования и образования в различных формах.
Содержание программы
1.Базовая часть
1.1Модуль 1.1
Естественно-научная основа содержания экологического образования и воспитания дошкольников.
1.1.1Экология, как научная основа содержания экологического образования и воспитания.
1.1.2Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики.
2.Профильная часть (предметно-методическая)
2.1Модуль 2.1
Научные подходы к экологическому образованию и воспитанию дошкольников.
2.1.1Общая характеристика экологического образования. Система экологического образования.
2.1.2Методика и концепция экологического воспитания дошкольников.
2.2Модуль 2.2
Основы экологического образования и воспитания дошкольников.
2.2.1Психолого-педагогические основы экологического воспитания дошкольников.
2.2.2Подходы к организации и управлению экологическим образованием и воспитанием в ДОУ.
2.2.3Программы экологического образования дошкольников.
2.3Модуль 2.3
Методы экологического образования и воспитания дошкольников.
2.3.1Наглядные методы в системе экологической работы с детьми.
2.3.2Роль практических методов в экологическом образовании дошкольников.
2.3.3Моделирование как метод экологического воспитания и образования.
2.4Модуль 2.4
Формы эколого-образовательной работы.
2.4.1Экологическое воспитание детей в повседневной жизни. Занятие как основная форма работы по экологическому образованию.
2.4.2Различные формы экологической работы с детьми.
2.4.3Диагностика экологической воспитанности.
2.5Модуль 2.5
Технологии экологического образования и воспитания дошкольников.
2.5.1Технология экологического воспитания в различных возрастных группах и в особых случаях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Зачисление на обучение
Для зачисления на обучение необходимо до начала занятий заполнить заявку на обучение с указанием адреса эл. почты, на который будут высланы для заполнения:
- заявление на обучение;
- согласие на обработку персональных данных;
Также необходимо будет предоставить ксерокопии документов:
- диплома о профессиональном образовании;
- паспорта;
- документа, подтверждающего смену фамилии или других личных данных
Авторы и преподаватели
Савватеева Ольга Александровна
доцент кафедры экологии и наук о Земле
Ученая степень: кандидат биологических наук
5/5
Похожие курсы
Экологическое образование для детей младшего возраста
«Какой прекрасный способ увлечь наших юных учеников — песнями, танцами, исследованиями и играми! Проект «Дерево обучения» «Опыт окружающей среды для детей младшего возраста » является ценным ресурсом для каждой среды раннего детства».
– Мишель Биттерс, координатор дошкольных учреждений
округ Лаудоун, парки, места отдыха и общественные службы
«Это руководство – идеальный способ наполнить учебную программу для детей младшего возраста возможностями экологического образования! Он помогает самым младшим учащимся взаимодействовать с природой и окружающим миром с помощью подходов, подходящих для их развития, и веселых!»
– д-р Кортни Крим, доцент
Техасский университет в Сан-Антонио
Программа Project Learning Tree Environmental Experiences for Early Childhood , разработанная совместно с воспитателями дошкольных учреждений и специалистами по раннему развитию, включает более 130 мероприятий, которые вовлекают детей в активный отдых на свежем воздухе. играть и исследовать. Он специально разработан для педагогов, работающих с детьми в возрасте от трех до шести лет. Темы включают в себя изучение природы пятью чувствами, знакомство с соседними деревьями и знакомство с деревьями в разные времена года. На сопровождающем музыкальном компакт-диске представлены песни детского музыканта Билли Б. Бреннана, которые побуждают детей петь, танцевать и двигаться.
Уроки для учащихся
Раздел 1. Изучение природы с помощью пяти чувств среды.
Занятие 2. Звуки Около
С помощью этого опыта дети изучают звуки природы и имитируют звуки, используя свой собственный голос и инструменты, которые они издают в классе.
Занятие 3. Познакомьтесь с деревьями
В ходе этих занятий дети будут исследовать деревья и их части с помощью осязания. Они могут ощущать грубую кору, губчатый мох, острые шипы и липкий сок.
Упражнение 4. Нам всем нужны деревья
Деревья наполнены ароматной древесиной, пикантными специями, вонючими ветками или вкусными фруктами. В этих опытах дети будут исследовать деревья, используя свои носы и рты!
Раздел 2. Деревья в разные времена года
Занятие 5.
Признаки осениБлагодаря этому опыту дети узнают о признаках осени и будут играть с падающими, меняющимися и танцующими листьями.
Упражнение 6. Вечнозеленые растения зимой
Вечнозеленые деревья предлагают сенсорную перегрузку! Благодаря этому опыту дети потрогают, понюхают, увидят, услышат и попробуют на вкус зимнее время года. Многие из этих впечатлений можно использовать круглый год в районах со снегом или без него.
Мероприятие 7 – Распустившиеся почки
В большинстве районов США весна — время роста деревьев и других растений. Эти опыты помогают детям исследовать веточки, почки и цветы деревьев, празднуя приход весны.
Упражнение 8. Приобрести дерево
Виды деревьев можно узнать по их коре, цветам, плодам, листьям, семенам и веткам. Благодаря этому опыту дети будут сравнивать деревья и решать, какое сочетание признаков им нравится больше всего.
Раздел 3. Знакомство с деревьями соседства
Упражнение 9.
Быть деревомДеревья очень похожи на людей — у них есть конечности, стволы и кожа. Благодаря этому опыту дети делают костюм дерева и исследуют его части.
Занятие 10. Деревья как среда обитания
От лиственных ветвей до запутанных корней деревья служат средой обитания для разнообразных растений и животных. благодаря этому опыту дети узнают, как растения и животные зависят от деревьев, гуляя, разыгрывая сказку и исследуя части деревьев.
Упражнение 11 – Три приветствия деревьям
Каждый день деревья приносят людям много пользы. Благодаря этому опыту дети узнают о многих продуктах и преимуществах, которые дают деревья.
Согласование стандартов
Экологический опыт для детей младшего возраста
- Национальная ассоциация образования детей младшего возраста (NAEYC)
- Схема достижения результатов для детей Head Start
- Североамериканская ассоциация экологического образования (NAAEE) Руководство по экологическому образованию детей младшего возраста для повышения квалификации
Получить материалы
Чтобы получить Экологический опыт для детей младшего возраста Руководство (доступно в печатном или электронном виде):
- Купите печатное руководство или электронную книгу. Доступен на Shop.PLT.org или у координатора штата PLT.
- Посетить семинар по PLT . Наша 50-штатная и международная сеть обеспечивает педагогов практическим профессиональным развитием, специальными приложениями штата, которые касаются местных академических стандартов и экологических проблем, а также индивидуальную помощь для внедрения экологического образования. Во время COVID-19 PLT теперь предлагает удаленное профессиональное развитие, чтобы смоделировать новые способы виртуальной работы преподавателей со студентами, включая адаптацию к мероприятиям PLT. Узнать больше.
- Свяжитесь с координатором штата PLT , чтобы узнать о запланированных семинарах в вашем районе, или поработайте с ним или с ней, чтобы спланировать семинар для вашей уникальной обстановки!
- Кроме того, ознакомьтесь с нашим онлайн-курсом .
Дополнительные ресурсы
- Загрузите Family and Friends страниц (доступно на английском и испанском языках) для каждого занятия и раздайте родителям и опекунам.
- Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать уведомления о новых ресурсах, поддерживающих эту учебную программу, а также о том, как привлечь маленьких детей к природе как в формальном классе, так и в неформальной обстановке.
Помните, что все учебные материалы PLT защищены законом об авторском праве. Размножайтесь ответственно.
Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с нашей Политикой перепечатки и адаптации контента.
Преимущества экологического образования для малышей
10 марта 2021 г.
Исследования показывают, что образование в раннем детстве необходимо для успеха ребенка в будущем. В частности, экологическое образование, начинающееся в раннем детстве, имеет ряд преимуществ для развития и будущего ребенка.
Экологическое образование немного отличается от изучения английского языка или истории. Это связано с тем, что люди и дети взаимодействуют с природой и окружающей средой не так, как с книгой. Дети взаимодействуют с окружающей средой через физическое взаимодействие, от наблюдения за насекомыми, опыляющими растения, до игры в пресноводном ручье, в отличие от занятий в классе.
Важно регулярно взаимодействовать с детьми уникальными и разнообразными способами для экологического образования, чтобы укрепить идею гражданской активности для развития характера и предоставить широкий спектр возможностей для общения с природой.
Позитивное взаимодействие с природой и окружающей средой помогает детям понять свое место в мире и то, как они могут защищать его на протяжении всей своей жизни. Экологическое образование молодежи гарантирует, что у нас будет достаточно ученых, активистов, предпринимателей и обычных граждан будущего, которые ценят природные чудеса нашего мира.
Ищете какие-нибудь творческие способы начать общаться с вашими малышами об окружающей среде и гражданской активности в этот День Земли? Вот несколько забавных и безопасных идей для начала!
- Пока дети начинают учиться различать цвета, выведите их на улицу и попросите определить различные растения и животных всех цветов радуги. Легко узнаваемыми примерами являются трава и листья зеленого цвета, а также птицы красного, оранжевого и желтого цветов.
- Обратите внимание на то, как в течение года меняется ландшафт в разные времена года. Например, зимой вы можете заметить, что воздух становится холодным, на земле лежит снег, деревья теряют листву, а животных и насекомых становится меньше видно. Сравните эти наблюдения с весной, когда снова отрастает листва, становится теплее и солнечнее, и снова появляется больше животных.
- Использование окружающей природы — это простой способ научить маленьких детей звукам и звукоподражаниям. Слушать пение птиц, жужжание насекомых и шум воды в близлежащих ручьях и ручьях — это всего лишь три идеи.
- Многие дети обладают врожденной способностью находить пятно грязи или грязи и находить бесконечную радость, просто играя на нем. Воспользуйтесь этой возможностью и измените ее простым способом, чтобы рассказать детям о чудесах почвы и обо всех организмах, которые в ней обитают. Четыре палочки от эскимо и веревка — все, что вам нужно, чтобы создать небольшую «научную площадку», чтобы наблюдать за живыми насекомыми, растениями и другими организмами, получая при этом удовольствие.
- Существует несколько способов рассказать о различных стадиях жизненного цикла живых существ, включая насекомых и земноводных. В классной комнате вы можете приобрести небольшой набор материалов, которые можно легко использовать год за годом, включая аквариум и еду для наблюдения за жизненными циклами божьих коровок, бабочек и лягушек. Молодые особи могут безопасно наблюдать за развитием этих организмов, помогать в их кормлении, узнавать об их месте в пищевой цепи и участвовать в их выпуске в дикую природу.
- Научиться взаимодействовать с природой безопасным образом, а также чувствовать природу очень важно в путешествиях детей. Собирая опавшие листья с земли, молодые люди могут узнать о различных типах деревьев, произрастающих в их регионе, а также научиться защищать природу, делая все возможное, чтобы оставить ее нетронутой.