Концепция экологического воспитания дошкольников: «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Содержание

Концепция экологического воспитания дошкольников — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.

Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый — личностно-ориентированный -подход в педагогике.

Концепция экологического воспитания дошкольников (Приложение 1) — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Задания

Прочитайте Концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста, подготовьтесь к обсуждению материала по следующим вопросам:

1. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие ведущие идеи они в себе несут?
2. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем заключается его содержание?
3. Каковы цель и задачи экологического воспитания?
4. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе? Могут ли категории «знания» и «отношение» обойтись друг без друга?
5. Что входит в понятие «показатели экологической воспитанности детей»?
6. Почему воспитатель должен стать носителем экологической культуры? Что составляет ее содержание?
7. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании детей? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?
8. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?

Программа «Юный эколог»

Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях.

Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей1.

Существующие программы для детского сада содержат раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.

В целом положительные заявленные в программах тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования. Программа «Юный эколог» базируется на следующих положениях.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.

1 В Приложении 2 представлена только программа, предназначенная для детей. Полное издание программы см. в кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. — М., 1998.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.

Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей.

В программе не выделены задачи и содержание экологического воспитания по возрастам: на каждом этапе, регулируя объем непосредственных контактов детей с объектами природы, воспитатель может решать любые задачи. Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позицией «Отношение».
14

Задания
1. Прочитайте программу экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (Приложение 2).
2. Проанализируйте программу и подготовьтесь к обсуждению 1 следующих вопросов:
1) Сколько разделов в программе? Чему посвящен каждый раздел?
2) В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе (раздел 1)? Докажите словами из программы.
3) Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях? Докажите выдержками из второго раздела.
4) В чем заключается экологичность знаний о животных (раздел 3)? Продемонстрируйте это на разных группах животных.

5) Почему «рост и развитие» выделены в специальный раздел? В чем состоит экологический подход к этим процессам? Процитируйте соответствующие места из программы.
6) С какими экосистемами можно познакомить детей? Как растения и животные одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обитания? Покажите это на примере.
7) Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе 6? В чем состоит их экологичность?
3. Какие две позиции имеются в каждом подразделе? Что важнее: «знания» или «отношение»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологическое знание помогает выработать правильное отношение (на собственном примере).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста

Заявка на обучение

О курсе

Программа включена в реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ).

Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организациях в вопросах экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста

По результатам обучения выдается удостоверение установленного образца

Категория слушателей, требования к уровню подготовки

педагогические работники дошкольных образовательных организаций, имеющие среднее профессиональное или высшее образование

Планируемые результаты обучения

В результате обучения слушатель должен

ЗНАТЬ

1) современные методы формирования образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
2) способы формирования образовательной среды и использования профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики.
3) современные методы формирования образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
4) способы формирования образовательной среды и использования профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики.

УМЕТЬ

1) использовать современные методы формирования образовательной среды.
2) подготовить и провести занятия в сфере экологического образования и образования в различных формах.
3) использовать современные методы формирования образовательной среды.
4) подготовить и провести занятия в сфере экологического образования и образования в различных формах.

Содержание программы

1.Базовая часть
1.1Модуль 1.1
Естественно-научная основа содержания экологического образования и воспитания дошкольников.
1.1.1Экология, как научная основа содержания экологического образования и воспитания.
1.1.2Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики.

2.Профильная часть (предметно-методическая)
2.1Модуль 2.1
Научные подходы к экологическому образованию и воспитанию дошкольников.
2.1.1Общая характеристика экологического образования. Система экологического образования.
2.1.2Методика и концепция экологического воспитания дошкольников.
2.2Модуль 2.2
Основы экологического образования и воспитания дошкольников.
2.2.1Психолого-педагогические основы экологического воспитания дошкольников.
2.2.2Подходы к организации и управлению экологическим образованием и воспитанием в ДОУ.
2.2.3Программы экологического образования дошкольников.
2.3Модуль 2.3
Методы экологического образования и воспитания дошкольников.
2.3.1Наглядные методы в системе экологической работы с детьми.
2.3.2Роль практических методов в экологическом образовании дошкольников.
2.3.3Моделирование как метод экологического воспитания и образования.
2.4Модуль 2.4
Формы эколого-образовательной работы.
2.4.1Экологическое воспитание детей в повседневной жизни. Занятие как основная форма работы по экологическому образованию.
2.4.2Различные формы экологической работы с детьми.
2.4.3Диагностика экологической воспитанности.
2.5Модуль 2.5
Технологии экологического образования и воспитания дошкольников.
2.5.1Технология экологического воспитания в различных возрастных группах и в особых случаях.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Зачисление на обучение

Для зачисления на обучение необходимо до начала занятий заполнить заявку на обучение с указанием адреса эл. почты, на который будут высланы для заполнения:

  1. заявление на обучение;
  2. согласие на обработку персональных данных;

Также необходимо будет предоставить ксерокопии документов:

  1. диплома о профессиональном образовании;
  2. паспорта;
  3. документа, подтверждающего смену фамилии или других личных данных

 

Авторы и преподаватели

Савватеева Ольга Александровна

доцент кафедры экологии и наук о Земле

Ученая степень: кандидат биологических наук

5/5

Похожие курсы

Экологическое образование для детей младшего возраста

«Какой прекрасный способ увлечь наших юных учеников — песнями, танцами, исследованиями и играми! Проект «Дерево обучения» «Опыт окружающей среды для детей младшего возраста » является ценным ресурсом для каждой среды раннего детства».

– Мишель Биттерс, координатор дошкольных учреждений
округ Лаудоун, парки, места отдыха и общественные службы

«Это руководство – идеальный способ наполнить учебную программу для детей младшего возраста возможностями экологического образования! Он помогает самым младшим учащимся взаимодействовать с природой и окружающим миром с помощью подходов, подходящих для их развития, и веселых!»

– д-р Кортни Крим, доцент
Техасский университет в Сан-Антонио

Программа Project Learning Tree  Environmental Experiences for Early Childhood , разработанная совместно с воспитателями дошкольных учреждений и специалистами по раннему развитию, включает более 130 мероприятий, которые вовлекают детей в активный отдых на свежем воздухе. играть и исследовать. Он специально разработан для педагогов, работающих с детьми в возрасте от трех до шести лет. Темы включают в себя изучение природы пятью чувствами, знакомство с соседними деревьями и знакомство с деревьями в разные времена года. На сопровождающем музыкальном компакт-диске представлены песни детского музыканта Билли Б. Бреннана, которые побуждают детей петь, танцевать и двигаться.

 

Уроки для учащихся

 

Раздел 1. Изучение природы с помощью пяти чувств среды.

Занятие 2. Звуки Около

С помощью этого опыта дети изучают звуки природы и имитируют звуки, используя свой собственный голос и инструменты, которые они издают в классе.

Занятие 3. Познакомьтесь с деревьями

В ходе этих занятий дети будут исследовать деревья и их части с помощью осязания. Они могут ощущать грубую кору, губчатый мох, острые шипы и липкий сок.

Упражнение 4. Нам всем нужны деревья

Деревья наполнены ароматной древесиной, пикантными специями, вонючими ветками или вкусными фруктами. В этих опытах дети будут исследовать деревья, используя свои носы и рты!

 

Раздел 2. Деревья в разные времена года

Занятие 5.

Признаки осени

Благодаря этому опыту дети узнают о признаках осени и будут играть с падающими, меняющимися и танцующими листьями.

Упражнение 6. Вечнозеленые растения зимой

Вечнозеленые деревья предлагают сенсорную перегрузку! Благодаря этому опыту дети потрогают, понюхают, увидят, услышат и попробуют на вкус зимнее время года. Многие из этих впечатлений можно использовать круглый год в районах со снегом или без него.

Мероприятие 7 – Распустившиеся почки

В большинстве районов США весна — время роста деревьев и других растений. Эти опыты помогают детям исследовать веточки, почки и цветы деревьев, празднуя приход весны.

Упражнение 8. Приобрести дерево

Виды деревьев можно узнать по их коре, цветам, плодам, листьям, семенам и веткам. Благодаря этому опыту дети будут сравнивать деревья и решать, какое сочетание признаков им нравится больше всего.

 

Раздел 3. Знакомство с деревьями соседства

Упражнение 9.

Быть деревом

Деревья очень похожи на людей — у них есть конечности, стволы и кожа. Благодаря этому опыту дети делают костюм дерева и исследуют его части.

Занятие 10. Деревья как среда обитания

От лиственных ветвей до запутанных корней деревья служат средой обитания для разнообразных растений и животных. благодаря этому опыту дети узнают, как растения и животные зависят от деревьев, гуляя, разыгрывая сказку и исследуя части деревьев.

Упражнение 11 – Три приветствия деревьям

Каждый день деревья приносят людям много пользы. Благодаря этому опыту дети узнают о многих продуктах и ​​преимуществах, которые дают деревья.

 

Согласование стандартов

Экологический опыт для детей младшего возраста

обеспечивает структурированное соответствие  следующим программам аккредитации детей младшего возраста:

  • Национальная ассоциация образования детей младшего возраста (NAEYC)
  • Схема достижения результатов для детей Head Start
  • Североамериканская ассоциация экологического образования (NAAEE) Руководство по экологическому образованию детей младшего возраста для повышения квалификации

 

Получить материалы 

Чтобы получить Экологический опыт для детей младшего возраста  Руководство (доступно в печатном или электронном виде):

  • Купите печатное руководство или электронную книгу. Доступен на Shop.PLT.org или у координатора штата PLT.
  • Посетить семинар по PLT . Наша 50-штатная и международная сеть обеспечивает педагогов практическим профессиональным развитием, специальными приложениями штата, которые касаются местных академических стандартов и экологических проблем, а также индивидуальную помощь для внедрения экологического образования. Во время COVID-19 PLT теперь предлагает удаленное профессиональное развитие, чтобы смоделировать новые способы виртуальной работы преподавателей со студентами, включая адаптацию к мероприятиям PLT. Узнать больше.
  • Свяжитесь с координатором штата PLT , чтобы узнать о запланированных семинарах в вашем районе, или поработайте с ним или с ней, чтобы спланировать семинар для вашей уникальной обстановки!
  • Кроме того, ознакомьтесь с нашим онлайн-курсом .

 

Дополнительные ресурсы

  • Загрузите Family and Friends страниц (доступно на английском и испанском языках) для каждого занятия и раздайте родителям и опекунам.
    Каждая страница представляет тему и предлагает способы, с помощью которых семьи могут улучшить учебный процесс своего ребенка. Чтобы получить доступ к этим PDF-файлам и другим ресурсам для каждого вида деятельности, зарегистрируйтесь (бесплатно!) и войдите в систему.
  • Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать уведомления о новых ресурсах, поддерживающих эту учебную программу, а также о том, как привлечь маленьких детей к природе как в формальном классе, так и в неформальной обстановке.

Помните, что все учебные материалы PLT защищены законом об авторском праве. Размножайтесь ответственно.
Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с нашей Политикой перепечатки и адаптации контента.

Преимущества экологического образования для малышей

10 марта 2021 г.

Исследования показывают, что образование в раннем детстве необходимо для успеха ребенка в будущем. В частности, экологическое образование, начинающееся в раннем детстве, имеет ряд преимуществ для развития и будущего ребенка.

Экологическое образование немного отличается от изучения английского языка или истории. Это связано с тем, что люди и дети взаимодействуют с природой и окружающей средой не так, как с книгой. Дети взаимодействуют с окружающей средой через физическое взаимодействие, от наблюдения за насекомыми, опыляющими растения, до игры в пресноводном ручье, в отличие от занятий в классе.

Важно регулярно взаимодействовать с детьми уникальными и разнообразными способами для экологического образования, чтобы укрепить идею гражданской активности для развития характера и предоставить широкий спектр возможностей для общения с природой.

Позитивное взаимодействие с природой и окружающей средой помогает детям понять свое место в мире и то, как они могут защищать его на протяжении всей своей жизни. Экологическое образование молодежи гарантирует, что у нас будет достаточно ученых, активистов, предпринимателей и обычных граждан будущего, которые ценят природные чудеса нашего мира.

Ищете какие-нибудь творческие способы начать общаться с вашими малышами об окружающей среде и гражданской активности в этот День Земли? Вот несколько забавных и безопасных идей для начала!

  • Пока дети начинают учиться различать цвета, выведите их на улицу и попросите определить различные растения и животных всех цветов радуги. Легко узнаваемыми примерами являются трава и листья зеленого цвета, а также птицы красного, оранжевого и желтого цветов.
  • Обратите внимание на то, как в течение года меняется ландшафт в разные времена года. Например, зимой вы можете заметить, что воздух становится холодным, на земле лежит снег, деревья теряют листву, а животных и насекомых становится меньше видно. Сравните эти наблюдения с весной, когда снова отрастает листва, становится теплее и солнечнее, и снова появляется больше животных.
  • Использование окружающей природы — это простой способ научить маленьких детей звукам и звукоподражаниям. Слушать пение птиц, жужжание насекомых и шум воды в близлежащих ручьях и ручьях — это всего лишь три идеи.
  • Многие дети обладают врожденной способностью находить пятно грязи или грязи и находить бесконечную радость, просто играя на нем. Воспользуйтесь этой возможностью и измените ее простым способом, чтобы рассказать детям о чудесах почвы и обо всех организмах, которые в ней обитают. Четыре палочки от эскимо и веревка — все, что вам нужно, чтобы создать небольшую «научную площадку», чтобы наблюдать за живыми насекомыми, растениями и другими организмами, получая при этом удовольствие.
  • Существует несколько способов рассказать о различных стадиях жизненного цикла живых существ, включая насекомых и земноводных. В классной комнате вы можете приобрести небольшой набор материалов, которые можно легко использовать год за годом, включая аквариум и еду для наблюдения за жизненными циклами божьих коровок, бабочек и лягушек. Молодые особи могут безопасно наблюдать за развитием этих организмов, помогать в их кормлении, узнавать об их месте в пищевой цепи и участвовать в их выпуске в дикую природу.
  • Научиться взаимодействовать с природой безопасным образом, а также чувствовать природу очень важно в путешествиях детей. Собирая опавшие листья с земли, молодые люди могут узнать о различных типах деревьев, произрастающих в их регионе, а также научиться защищать природу, делая все возможное, чтобы оставить ее нетронутой.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts