Концепция экологического воспитания дошкольников
Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.
Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый — личностно-ориентированный -подход в педагогике.
Концепция экологического воспитания дошкольников (Приложение 1) — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Задания
Прочитайте Концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста, подготовьтесь к обсуждению материала по следующим вопросам:
1. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие ведущие идеи они в себе несут?
2. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем заключается его содержание?
3. Каковы цель и задачи экологического воспитания?
4. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе? Могут ли категории «знания» и «отношение» обойтись друг без друга?
5. Что входит в понятие «показатели экологической воспитанности детей»?
6. Почему воспитатель должен стать носителем экологической культуры? Что составляет ее содержание?
7. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании детей? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?
8. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?
Программа «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей1.
Существующие программы для детского сада содержат раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.
В целом положительные заявленные в программах тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования. Программа «Юный эколог» базируется на следующих положениях.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
1 В Приложении 2 представлена только программа, предназначенная для детей. Полное издание программы см. в кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. — М., 1998.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.
Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей. В программе не выделены задачи и содержание экологического воспитания по возрастам: на каждом этапе, регулируя объем непосредственных контактов детей с объектами природы, воспитатель может решать любые задачи. Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позицией «Отношение».
14
Задания
1. Прочитайте программу экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (Приложение 2).
2. Проанализируйте программу и подготовьтесь к обсуждению 1 следующих вопросов:
2) В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе (раздел 1)? Докажите словами из программы.
3) Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях? Докажите выдержками из второго раздела.
4) В чем заключается экологичность знаний о животных (раздел 3)? Продемонстрируйте это на разных группах животных.
5) Почему «рост и развитие» выделены в специальный раздел? В чем состоит экологический подход к этим процессам? Процитируйте соответствующие места из программы.
6) С какими экосистемами можно познакомить детей? Как растения и животные одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обитания? Покажите это на примере.
7) Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе 6? В чем состоит их экологичность?
3. Какие две позиции имеются в каждом подразделе? Что важнее: «знания» или «отношение»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологическое знание помогает выработать правильное отношение (на собственном примере).
Приложение 1. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста
Введение.
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии — это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.
К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.
Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит Проверено существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических тенденций.
В России значительные локальные экологические нарушения — имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которых происходит деградация почв, заиление малых рек и пресноводных водоемов, отмечается высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде, почве. Из-за этих нарушений ареалы потеряли способность к самоочищению и самовосстановлению, их развитие идет в направлении полного разрушения и распада.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления — это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы: материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году, документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987), Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Постановление об экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994).
Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994). Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста. Вторая — является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой — второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека — не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Итак, в основе экологического воспитания — адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Природа планеты — уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Они сводятся к следующему:
— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
— систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Биоцентр и чески и подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.
Это тем более важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и географическое разнообразие. Исторически сложившееся благоговейное отношение народов России к природе представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Можно отметить и тот факт, что в России не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире и который отражает антропоцентрические тенденции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует российской специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.
В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
— связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
— многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
— человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
— использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Первая и вторая позиции — это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы — дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция — это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.
Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.
Концепция экологического воспитания дошкольников — Студопедия
Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.
Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый — личностно-ориентированный -подход в педагогике.
Концепция экологического воспитания дошкольников (Приложение 1) — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Задания
Прочитайте Концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста, подготовьтесь к обсуждению материала по следующим вопросам:
1. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие ведущие идеи они в себе несут?
2. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем заключается его содержание?
3. Каковы цель и задачи экологического воспитания?
4. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе? Могут ли категории «знания» и «отношение» обойтись друг без друга?
5. Что входит в понятие «показатели экологической воспитанности детей»?
6. Почему воспитатель должен стать носителем экологической культуры? Что составляет ее содержание?
7. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании детей? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?
8. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?
Программа «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей1.
Существующие программы для детского сада содержат раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.
В целом положительные заявленные в программах тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования. Программа «Юный эколог» базируется на следующих положениях.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
1 В Приложении 2 представлена только программа, предназначенная для детей. Полное издание программы см. в кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. — М., 1998.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.
Данная программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания детей. В программе не выделены задачи и содержание экологического воспитания по возрастам: на каждом этапе, регулируя объем непосредственных контактов детей с объектами природы, воспитатель может решать любые задачи. Усвоение материала детьми воспитатель обнаружит по тем детским проявлениям, которые представлены во всех разделах позицией «Отношение».
14
Задания
1. Прочитайте программу экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (Приложение 2).
2. Проанализируйте программу и подготовьтесь к обсуждению 1 следующих вопросов:
1) Сколько разделов в программе? Чему посвящен каждый раздел?
2) В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе (раздел 1)? Докажите словами из программы.
3) Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях? Докажите выдержками из второго раздела.
4) В чем заключается экологичность знаний о животных (раздел 3)? Продемонстрируйте это на разных группах животных.
5) Почему «рост и развитие» выделены в специальный раздел? В чем состоит экологический подход к этим процессам? Процитируйте соответствующие места из программы.
6) С какими экосистемами можно познакомить детей? Как растения и животные одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обитания? Покажите это на примере.
7) Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе 6? В чем состоит их экологичность?
3. Какие две позиции имеются в каждом подразделе? Что важнее: «знания» или «отношение»? Могут ли они обойтись друг без друга? Покажите, как экологическое знание помогает выработать правильное отношение (на собственном примере).
Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.
Автор: Шубина Марина Андреевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направлeние, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Основной базой является программный раздел «Ознакомление детей с природой». Смысл, которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии основными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия могут быть представлены дошкольнику в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка. Тем самым стать основанием развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой — весьма важный раздел экологии. Он стал основанием развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека, и не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого влияния на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей первоначальной позиции по этому вопросу.
Поэтому, в основе экологического воспитания заложены важнейшие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Начальные элементы экологической культуры определяются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания — это задачи создания и осуществления воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Если мы обратимся к Концепции дошкольного воспитания, то в ней определены задачи экологического воспитания ,а именно:
• создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
• создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
• систематическое повышение квалификации педагогического коллектива: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
• осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
• выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Содержание экологического воспитания включает два раздела: передачу экологических знаний и их изменение в отношение. Знания являются неизбежным компонентом процесса развития начатков экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Подлинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают основание экологическому сознанию.
Отношение, выстроенное вне понимания закономерных связей в природе, социо природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, поскольку оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.
В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
• связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
• разнообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
• человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
• использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Первая и вторая позиции — это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным разделом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы — дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция — это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.
Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.
comments powered by HyperComments
3. Цели и задачи экологического воспитания. Концепция экологического воспитания дошкольников
Похожие главы из других работ:
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников
1.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности…
Возможности использования тематического планирования образовательного процесса для экологического воспитания дошкольников
1.1 Цели, задачи и научная основа содержания экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направление, которое появилось на рубеже 80-90-х годов 20 в. и в настоящий момент проходит этап своего становления…
Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника
1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
Термин «экология» происходит от греческих слов (жилище, место пребывания, убежище) и (учение). Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают…
Использование игры в экологическом образовании дошкольников
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения…
Методика экологического воспитания дошкольников
1.1 Основные понятия, цели и задачи экологического образования дошкольников
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире…
Нравственное воспитание в контексте социализации
1. Цели и задачи воспитания по Зеньковскому
В педагогике вопрос о цели воспитания является, конечно, главным. В.В. Зеньковский считает, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания.»[1, с. 50]. По мысли философа «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае…
Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.2 Задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Большое значение придавал природе и К.Д…
Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта
3. Сущность воспитания, его цели и задачи
Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды…
Проблема воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
1.3 Цели и задачи экологического воспитания у детей дошкольного возраста
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности…
Психолого–педагогические основы эффективности гражданского воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада
1.2 Цели и задачи гражданского воспитания
Цель гражданского образования состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране. Такая работа становится возможной…
Развитие элементов логического мышления посредством игры (средний дошкольный возраст)
3. Цели и задачи обучения и воспитания.
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления. Задачи, которые я ставлю перед собой: 1. Обучение детей операциям: · анализа — синтеза…
Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности
1.2 Цели и задачи нравственного воспитания
О чем говорить с детьми, как строить свои занятия с ними так, чтобы развивался не только интеллект ребенка, но и его умение мыслить и сопереживать. Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность ребенка…
Система экологического воспитания дошкольников
2. Цели и задачи экологического образования дошкольников
Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев…
Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста
1.1 Значение, цели и задачи экологического воспитания детей
Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали…
Экологическое образование младших школьников
1.1. Понятие, цели и задачи экологического образования
Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование — процесс и результат усвоения систематических знаний…
4. Круг экологических знаний дошкольников. Концепция экологического воспитания дошкольников
Похожие главы из других работ:
Игра — как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
3.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников
Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения…
Игра — как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
3.2 Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников…
Методика изучения взаимоотношений организма и среды в курсе общей биологии
1.1 Педагогические условия формирования экологических знаний
педагогический экологический биология преподавание Психолого-педагогические основы экологического образования и воспитания школьников разрабатываются с учетом: возрастных особенностей учащихся, выражающихся во взаимосвязи мышления…
Методика формирования экологических знаний у младших школьников
1.2 Проблема формирования экологических знаний у младших школьников
Формирование экологических знаний является одной из задач современной начальной школы. Прежде всего, дадим определение понятию «знание»…
Методика формирования экологических знаний у младших школьников
1.3 Формирование экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира
Одной из главных задач экологического образования на современном этапе является формирование у младшего школьника экологических знаний. Экологическое образование младших школьников естественно строить через интегрированное обучение…
Методические особенности использования задач с экологическим содержанием на уроках органической химии в средней школе
1.1 Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии…
Моделирование как средство развития экологических знаний
Глава 1. Теоретические аспекты моделирования как средства развития экологических знаний
…
Моделирование как средство развития экологических знаний
Глава 2. Особенности применения метода моделирования в систематизации экологических знаний
…
Особенности воспитания осознанного правильного отношения к природе дошкольников 4-5 лет
1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанного правильного отношения к природе
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании…
Педагогические условия изучения школьниками элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека»
1.2 Анализ педагогических условий, необходимых для формирования экологических знаний школьников
В современной экологической обстановке особенно важно формирование специальных знаний у школьников, что является одним из динамично развивающихся компонентов образования. В Федеральной целевой программе отмечается…
Роль игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента)
В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей…
Тесты как измеритель уровня знаний по теме «Непредельные углеводороды» с элементами экологии
1.1 Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии…
Формирование экологических предпочтений у дошкольников
2.1 Характеристика методики исследования экологических знаний дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — в соответствии с концепцией автора про граммы «Юный эколог» С.Н. Николаевой — предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам…
Формирование экологических предпочтений у дошкольников
2.2 Исследование экологических представлений дошкольников по методике «Диагностика экологических знаний дошкольников»
Программа экологического воспитания в детском саду состоит из 10-ти блоков и 18-ти дидактических игр (См. приложение №1). Мы предположили, что занятия по данной программе, с использованием сенсорных эталонов…
Формирование экологической культуры школьников на уроках общей химии
1.1 Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии…
57. Концепция экологического воспитания дошкольников, ее сущность, основные направления
Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.
Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый — личностно-ориентированный -подход в педагогике.
Концепция экологического воспитания дошкольников — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994). Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста. Вторая — является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.
Человек — часть природы (Эко-Я)
Мир для человека (Эго-Я)
Мера вещей — уникальность жизни
Человек — мера вещей
Согласование потребностей с экологическими требованиями
Технократический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность
Уважение ко всем формам жизни
Человек — «хозяин», «царь» природы
Аксиологический подход
Ценностные ориентации являются одной из главных характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка.
Под ценностью понимаются такие идеи и убеждения человека которые приняты в качестве нормы и идеала.
Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчество и т.п. значимы для людей во все времена.
осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы;
Деятельностный подход
Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности (А.Н. Леонтьев). Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования Л.
система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой;
Почему экологическое образование важно для детей
Термин «синдром дефицита природы» был введен автором Ричардом Лувом для описания последствий того, что люди проводят больше времени в помещении, чем на природе. Детское ожирение, ослабление чувств и трудности с концентрацией внимания — это лишь некоторые из проблем, с которыми сталкиваются наши дети, когда им не хватает времени на свежем воздухе.
Проведение времени на природе сделает наших детей более активными и внимательными, но они могут узнать больше, чем просто любовь к природе, когда мы учим их экологическому воспитанию.
Что такое экологическое образование?
Агентство по охране окружающей среды (EPA) определяет экологическое образование не только как пропаганда природы, но и как «процесс, который позволяет людям изучать экологические проблемы, решать проблемы и принимать меры для улучшения состояния окружающей среды».
Детям предлагается исследовать, выяснять, как и почему что-то происходит, и формировать собственное мнение по сложным вопросам, а не просто получать информацию. Экологическое образование развивает навыки критического и творческого мышления и вдохновляет детей на более активное участие в жизни своих сообществ.Это помогает детям понять, почему окружающая среда важна, и дает им строительные блоки, необходимые им для экологически чистой и устойчивой жизни.
Ежегодная кампания Rubicon по переработке отходов Trick or Trash™ на Хэллоуин сочетает переработку оберток от конфет с долгосрочной осведомленностью детей о переработке. Каждый год мы создаем образовательные материалы, чтобы привлечь внимание к важности переработки и перенаправления отходов, а также представляем концепцию «экономики замкнутого цикла», важной эволюции сегодняшней основной модели производства «бери-делай-отходы».
Вот четыре причины, по которым экологическое образование важно для детей:
1) Природа воспитывает и прививает страсть к окружающей среде
Проводя время на свежем воздухе, вы больше заботитесь об окружающей среде. Забота об окружающей среде вызовет у вас желание проводить больше времени на свежем воздухе. Хотя это и не совсем синонимы, экологическое образование и образование на открытом воздухе тесно связаны между собой, и оба помогают улучшить жизнь наших детей, а также окружающую среду.
Природа может оказать глубокое влияние на физическое и психическое здоровье нашего ребенка.Всего два часа на природе в неделю ассоциируются с крепким здоровьем и хорошим самочувствием. Знакомство детей с природой также может привести к более высокой успеваемости, снижению уровня стресса, улучшению социальных навыков и многому другому.
Природа дает детям свободу быть детьми. Дети исследуют, бегают, кричат и смеются; они прыгают по лужам и взбираются на деревья; они изобретают игры и вымышленные миры. Эти занятия позволяют детям рисковать, открывать новые вещи, задавать вопросы и экспериментировать. Это самовыражение бесценно для их развития и позволяет детям открывать себя, взаимодействуя с их естественным окружением.
Это общение прививает детям любовь к природе и вдохновляет их на то, чтобы внести свой вклад в благодать окружающей среде, которая так много для них сделала.
2) Поощряйте детей формировать устойчивые привычки
Знакомство наших детей с окружающей средой может помочь им развить устойчивые привычки, которые, вероятно, останутся с ними, когда они вырастут. Даже небольшие действия имеют большие последствия с течением времени.
Некоторые простые устойчивые привычки можно выполнять в любом возрасте:
- Переработка отходов
- Приносить многоразовые сумки в магазин
- Выключать воду во время чистки зубов
- Выключать свет, когда он не используется
- Использование многоразовых бутылок с водой примером и убедитесь, что ваши дети понимают, почему каждое из этих действий важно.Потратьте время, чтобы объяснить, что выключение света не только экономит энергию, но и улучшает качество воздуха, ограничивая объем работы, которую должны выполнять электростанции, загрязняющие воздух. Объясните, как в течение всего жизненного цикла пластиковой бутылки используется большое количество ископаемого топлива, которое способствует изменению климата, и как ваша многоразовая бутылка не позволяет пластику попасть на свалки и приближает нас к экономике замкнутого цикла.
Дети, обладающие этими знаниями, с большей вероятностью будут думать о том, как их действия влияют на окружающую среду, и вместо этого думать о том, как оказать положительное влияние.
3) Повышение экологичности потребителей
Согласно опросу Nielsen 2018 года, почти половина потребителей в Соединенных Штатах заявили, что они «вероятно изменят то, что они покупают, чтобы соответствовать экологическим стандартам». Мы можем использовать эту возможность, чтобы рассказать нашим детям об устойчивости на рынке.
Дети склонны подражать потребительским привычкам своих родителей, поэтому подавайте хороший пример:
- Поддерживая устойчивый бизнес
- Используя энергоэффективные приборы
- Отказ от одноразового пластика
- Приобретая натуральные и экологически чистые чистящие средства
- Избегайте быстрой моды
Опять же, убедитесь, что ваши дети понимают, почему их решения о покупках влияют на окружающую среду.Научите их, как энергосберегающие приборы, подобно лампочкам, защищают окружающую среду, экономя энергию и сжигая меньше ископаемого топлива, которое выделяет в воздух вредные парниковые газы.
Вы и ваш ребенок можете вместе выполнить поиск на веб-сайте Safer Choice Агентства по охране окружающей среды, чтобы найти экологически чистые продукты, содержащие ингредиенты, более безопасные для нашего здоровья и окружающей среды.
4) Обучать следующее поколение защитников окружающей среды
Теперь ясно, что изменение климата будет продолжать иметь катастрофические последствия, если мы не внесем свой вклад в более устойчивую и экологически безопасную жизнь.Изменение климата требует долгосрочного решения — его не решить за одну ночь.
Благодаря обилию образовательных ресурсов, доступных в Интернете, становится проще, чем когда-либо, привлекать детей к окружающей среде.
Агентство по охране окружающей среды предоставляет обучающие и обучающие ресурсы как для учащихся, так и для учителей, включая планы уроков, идеи общественных работ и помощь в выполнении домашних заданий. Они также поддерживают Национальную программу обучения экологическому образованию (NEETP), которая обеспечивает долгосрочную поддержку специалистов в области образования, чтобы повысить их способность преподавать экологические проблемы.
Национальный фонд экологического образования (NEEF) также предлагает полезные ресурсы, в том числе инфографику, руководства и даже список приложений, которые привносят экологическое образование на ваши мобильные устройства.
Национальная федерация дикой природы (NWF) надеется вдохновить будущих защитников окружающей среды своей страницей образовательных ресурсов. На их веб-сайте также есть сайт специально для детей с играми, шутками, забавными мероприятиями и информацией, предназначенной для того, чтобы заинтересовать детей дикой природой.Мы гордимся тем, что сотрудничаем с Национальной федерацией дикой природы в нашей третьей ежегодной кампании Trick or Trash, которая стартует в сентябре этого года. Их команда педагогов сыграла важную роль в разработке учебной программы Trick or Trash для классов K-8. В этом году мы расширяем наши образовательные ресурсы на средние школы и университетские городки. Вы можете помочь предотвратить попадание оберток от конфет на свалки в этот Хэллоуин — и вдохновить детей и молодежь на пожизненную переработку отходов — привлекая учителей или малые независимые предприятия к участию в акции «Уловка или мусор 2021»! Узнайте больше здесь.
—
Раннее экологическое образование может помочь нашим детям стать любопытными и увлеченными природой, изменением климата, экологическими проблемами и защитой нашей планеты. Поощряя эту страсть в раннем возрасте, у нас больше шансов воспитать поколение пожизненных защитников окружающей среды, которые будут продолжать вести устойчивый образ жизни во взрослой жизни.
Кэти Киннир — директор по стратегии взаимодействия в Rubicon, она была вдохновителем кампании Trick or Trash.Чтобы быть в курсе объявлений Rubicon о новых партнерствах и сотрудничестве по всему миру, обязательно следите за нами в LinkedIn, Facebook и Twitter или свяжитесь с нами сегодня.
Экологическое образование для детей младшего возраста
«Какой прекрасный способ увлечь наших юных учеников — песнями, танцами, исследованиями и играми! Проект «Дерево обучения» «Опыт окружающей среды для детей младшего возраста » является ценным ресурсом для каждой среды раннего детства.
– Мишель Биттерс, координатор дошкольных учреждений
округа Лаудоун, парки, зоны отдыха и общественные службы«Это руководство — идеальный способ наполнить учебную программу для детей младшего возраста возможностями экологического образования! Он помогает самым младшим учащимся взаимодействовать с природой и окружающим миром с помощью подходов, подходящих для их развития, и веселых!»
– Доктор Кортни Крим, доцент
Техасский университет в Сан-АнтониоРазработанный совместно с воспитателями дошкольных учреждений и специалистами по раннему развитию проект Learning Tree Экологический опыт для детей младшего возраста включает в себя более 130 заданий, которые вовлекают детей в игры и исследования на свежем воздухе.Он специально разработан для педагогов, работающих с детьми в возрасте от трех до шести лет. Темы включают в себя изучение природы пятью чувствами, знакомство с соседними деревьями и знакомство с деревьями в разные времена года. На сопровождающем музыкальном компакт-диске представлены песни детского музыканта Билли Б. Бреннана, которые побуждают детей петь, танцевать и двигаться.
Раздел 1: Изучение природы пятью чувствами
Упражнение 1 – Форма вещей
В этих экспериментах дети будут искать формы и цвета, которые определяют как нашу естественную, так и искусственную среду.
Занятие 2 – Звуки около
Благодаря этому опыту дети изучают звуки природы и имитируют звуки, используя свои голоса и инструменты, которые они извлекают в классе.
Упражнение 3 – Знакомство с деревьями
В этих играх дети будут исследовать деревья и их части с помощью осязания. Они могут ощущать грубую кору, губчатый мох, острые шипы и липкий сок.
Занятие 4. Нам всем нужны деревья
Деревья наполнены ароматной древесиной, пикантными специями, вонючими ветками или вкусными фруктами.В этих опытах дети будут исследовать деревья, используя свои носы и рты!
Раздел 2: Деревья во времена года
Занятие 5 – Признаки осени
Благодаря этому опыту дети узнают о признаках осени и будут играть с падающими, меняющимися и танцующими листьями.
Занятие 6 – Вечнозеленые растения зимой
Вечнозеленые деревья предлагают сенсорную перегрузку! Благодаря этому опыту дети потрогают, понюхают, увидят, услышат и попробуют на вкус зимнее время года.Многие из этих впечатлений можно использовать круглый год в районах со снегом или без него.
Занятие 7 – Распустившиеся почки
В большинстве районов США весна — это время роста деревьев и других растений. Эти опыты помогают детям исследовать веточки, почки и цветы деревьев, празднуя приход весны.
Упражнение 8 – Усыновить дерево
Виды деревьев можно определить по их коре, цветам, плодам, листьям, семенам и веткам. Благодаря этому опыту дети будут сравнивать деревья и решать, какое сочетание признаков им нравится больше всего.
Раздел 3: Знакомство с соседними деревьями
Занятие 9 – Быть деревом
Деревья очень похожи на людей — конечности, стволы и кожа. Благодаря этому опыту дети делают костюм дерева и исследуют его части.
Занятие 10 – Деревья как среда обитания
От покрытых листвой ветвей до запутанных корней деревья служат средой обитания для разнообразных растений и животных. благодаря этому опыту дети узнают, как растения и животные зависят от деревьев, гуляя, разыгрывая сказку и исследуя части деревьев.
Занятие 11 – Три приветствия деревьям
Каждый день деревья приносят много пользы всем людям. Благодаря этому опыту дети узнают о многих продуктах и преимуществах, которые дают деревья.
Экологический опыт для детей младшего возраста обеспечивает структурированное согласование со следующими программами аккредитации детей младшего возраста:
Чтобы получить Экологический опыт для детей младшего возраста Руководство (доступно в печатном или электронном виде):
- Приобретите печатное руководство или электронную книгу. Доступен на Shop.PLT.org или у координатора штата PLT.
- Посетить семинар по PLT . Наша 50-штатная и международная сеть обеспечивает педагогов практическим профессиональным развитием, специальными приложениями штата, которые касаются местных академических стандартов и экологических проблем, а также индивидуальную помощь для внедрения экологического образования. Во время COVID-19 PLT теперь предлагает удаленное профессиональное развитие, чтобы смоделировать новые способы виртуальной работы преподавателей со студентами, включая адаптацию к мероприятиям PLT.Выучить больше.
- Свяжитесь с координатором штата PLT , чтобы узнать о запланированных семинарах в вашем районе, или поработайте с ним или с ней, чтобы спланировать семинар для вашей уникальной обстановки!
- Кроме того, ознакомьтесь с нашим онлайн-курсом .
Дополнительные ресурсы
- Загрузите Семья и друзья страниц (доступны на английском и испанском языках) для каждого вида деятельности и раздайте родителям и опекунам. Каждая страница представляет тему и предлагает способы, с помощью которых семьи могут улучшить учебный процесс своего ребенка.Чтобы получить доступ к этим PDF-файлам и другим ресурсам для каждого вида деятельности, зарегистрируйтесь (бесплатно!) и войдите в систему.
- Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать уведомления о новых ресурсах, поддерживающих эту учебную программу, а также о том, как привлечь маленьких детей к природе как в формальном классе, так и в неформальной обстановке.
Помните, что все учебные материалы PLT защищены законом об авторском праве. Размножайтесь ответственно.
Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с нашей Политикой перепечатки и адаптации контента.Экологическое образование для детей — Iberdrola
КАК ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
- Занятия на природе: тесный контакт с окружающей средой поможет школьникам лучше понять, насколько важно ее защищать.
- Посещение ферм и садовых центров: проводить время в окружении растений и животных — это отличный способ помочь детям почувствовать себя единым целым с природой и научиться заботиться о ней и уважать ее.
- Сбор мусора: Потратив несколько часов на уборку мусора в лесных массивах и на берегах рек, дети осознают, насколько это вредно для окружающей среды.
- Разделение мусора в классе: Разноцветные мусорные баки в классе очень полезны для обучения детей утилизации отходов.
- Разговоры об экологических проблемах: проведение дебатов для обсуждения простых экологических вопросов — это интерактивный способ предложить школьникам подумать о причинах и найти возможные решения.
Скрыть информацию
Цели экологического образования детейОрганизация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) требует включить экологическое образование в школы.Ирина Бокова, директор организации, подчеркнула это сообщение во время 9-го Всемирного конгресса по экологическому образованию (WEEC), который состоялся в канадском городе Ванкувер в 2017 году.
По данным ЮНЕСКО, существует четыре причины для предоставления детям экологического образования:
Чтобы сделать их более осведомленными и осознанными экологических проблем.
Чтобы повысить их интерес к заботе об окружающей среде и ее улучшению.
Чтобы улучшить их способность узнавать об их окружении.
Чтобы расширить свои экологические знания по таким предметам, как энергия, ландшафты, воздух, вода, природные ресурсы и дикая природа.
Обучение новых поколений зависит от всех нас, а не только от родителей. Сегодняшние дети завтра станут губернаторами и мировыми лидерами, и им предстоит столкнуться с огромными проблемами , такими как глобальное потепление и нехватка воды, и принять важные решения для всего человечества.Будущее в их руках!
Осведомленность об окружающей среде
Ответственное потребление воды
Приверженность борьбе с изменением климата
Польза экологического образования для малышей
Исследования показывают, что образование в раннем детстве необходимо для успеха ребенка в будущем. В частности, экологическое образование, начинающееся в раннем детстве, имеет ряд преимуществ для развития и будущего ребенка.
Экологическое образование немного отличается от изучения английского языка или истории.Это связано с тем, что люди и дети взаимодействуют с природой и окружающей средой не так, как с книгой. Дети взаимодействуют с окружающей средой через физическое взаимодействие, от наблюдения за насекомыми, опыляющими растения, до игры в пресноводном ручье, в отличие от занятий в классе.
Важно регулярно взаимодействовать с детьми уникальными и разнообразными способами для экологического образования, чтобы укрепить идею гражданской активности для развития характера и предоставить широкий спектр возможностей для связи с природой.
Позитивное взаимодействие с природой и окружающей средой учит детей их месту в мире и тому, как они могут защищать его на протяжении всей своей жизни. Экологическое образование молодежи гарантирует, что у нас будет достаточно ученых, активистов, предпринимателей и обычных граждан будущего, которые ценят природные чудеса нашего мира.
Ищете какие-нибудь творческие способы начать общаться со своими малышами об окружающей среде и гражданской активности в этот День Земли? Вот несколько забавных и безопасных идей для начала!
- Когда дети начнут учиться различать цвета, выведите их на улицу и попросите определить различные растения и животных всех цветов радуги.Легко узнаваемыми примерами являются трава и листья зеленого цвета, а также птицы красного, оранжевого и желтого цветов.
- В течение года обратите внимание на то, как ландшафт меняется в зависимости от времени года. Например, зимой вы можете заметить, что воздух становится холодным, на земле лежит снег, деревья теряют листву, а животных и насекомых становится меньше видно. Сравните эти наблюдения с весной, когда снова отрастает листва, становится теплее и солнечнее, и снова появляется больше животных.
- Использование окружающей природы — это простой способ научить маленьких детей звукам и звукоподражаниям. Слушать пение птиц, жужжание насекомых и шум воды в близлежащих ручьях и ручьях — это всего лишь три идеи.
- Многие дети обладают врожденной способностью находить пятно грязи или грязи и находить бесконечную радость, просто играя на нем. Воспользуйтесь этой возможностью и измените ее простым способом, чтобы рассказать детям о чудесах почвы и обо всех организмах, которые в ней обитают.Четыре палочки от эскимо и веревка — все, что вам нужно, чтобы создать небольшую «научную площадку», чтобы наблюдать за живыми насекомыми, растениями и другими организмами, получая при этом удовольствие.
- Существует несколько способов рассказать о различных стадиях жизненного цикла живых существ, включая насекомых и амфибий. В классной комнате вы можете приобрести небольшой набор материалов, которые можно легко использовать год за годом, включая аквариум и еду для наблюдения за жизненными циклами божьих коровок, бабочек и лягушек.Молодые особи могут безопасно наблюдать за развитием этих организмов, помогать в их кормлении, узнавать об их месте в пищевой цепи и участвовать в их выпуске в дикую природу.
- Научиться взаимодействовать с природой безопасным образом, а также чувствовать природу очень важно в путешествиях детей. Собирая опавшие листья с земли, молодые люди могут узнать о различных типах деревьев, произрастающих в их регионе, а также научиться защищать природу, делая все возможное, чтобы оставить ее нетронутой.Если в вашем районе еще не опали листья, раскраски — еще один отличный способ привлечь детей к цветам и знаниям о растениях.
Подпишитесь на нашу кампанию по повышению грамотности в вопросах климата, чтобы выступать за обязательное, оцененное климатическое и экологическое образование с сильным компонентом гражданской активности, и зарегистрируйте свою школу в качестве школы Дня Земли, чтобы получить доступ к новым ресурсам экологического образования, историям и возможностям!
%PDF-1.5 % 52 0 объект > эндообъект внешняя ссылка 52 86 0000000016 00000 н 0000002385 00000 н 0000002484 00000 н 0000003020 00000 н 0000003055 00000 н 0000003168 00000 н 0000003281 00000 н 0000010159 00000 н 0000015241 00000 н 0000021266 00000 н 0000026814 00000 н 0000031597 00000 н 0000038630 00000 н 0000043810 00000 н 0000048412 00000 н 0000048784 00000 н 0000048819 00000 н 0000049073 00000 н 0000054950 00000 н 0000055323 00000 н 0000058156 00000 н 0000058509 00000 н 0000060942 00000 н 0000061053 00000 н 0000061105 00000 н 0000061723 00000 н 0000061900 00000 н 0000062082 00000 н 0000062578 00000 н 0000066541 00000 н 0000069189 00000 н 0000152680 00000 н 0000236171 00000 н 0000319662 00000 н 0000403153 00000 н 0000403225 00000 н 0000403350 00000 н 0000403740 00000 н 0000404122 00000 н 0000404473 00000 н 0000404655 00000 н 0000404727 00000 н 0000405191 00000 н 0000456852 00000 н 0000479326 00000 н 0000479398 00000 н 0000479521 00000 н 0000479590 00000 н 0000479669 00000 н 0000483463 00000 н 0000483743 00000 н 0000483978 00000 н 0000484005 00000 н 0000484379 00000 н 0000484522 00000 н 0000484732 00000 н 0000485280 00000 н 0000485593 00000 н 0000485945 00000 н 0000486018 00000 н 0000486423 00000 н 0000486609 00000 н 0000486971 00000 н 0000502928 00000 н 0000526917 00000 н 0000526990 00000 н 0000527017 00000 н 0000527391 00000 н 0000527534 00000 н 0000528082 00000 н 0000528395 00000 н 0000528747 00000 н 0000528820 00000 н 0000529183 00000 н 0000553231 00000 н 0000553304 00000 н 0000553331 00000 н 0000553705 00000 н 0000553848 00000 н 0000554396 00000 н 0000554709 00000 н 0000555061 00000 н 0000555134 00000 н 0000555496 00000 н 0000579502 00000 н 0000002016 00000 н трейлер ]/предыдущая 897641>> startxref 0 %%EOF 137 0 объект >поток hb«g`pf`c` ̀
Что такое экологическое образование? | Агентство по охране окружающей среды США
Экологическое образование — это процесс, который позволяет людям изучать экологические проблемы, участвовать в решении проблем и предпринимать действия для улучшения состояния окружающей среды.В результате у людей появляется более глубокое понимание экологических проблем и появляются навыки для принятия обоснованных и ответственных решений.
Компонентами экологического образования являются:
- Осведомленность и чувствительность к окружающей среде и экологическим проблемам
- Знание и понимание окружающей среды и экологических проблем
- Отношение к заботе об окружающей среде и мотивации к улучшению или поддержанию качества окружающей среды
- Навыки для выявления и решения экологических проблем
- Участие в деятельности, направленной на решение экологических проблем
Экологическое образование не пропагандирует какую-либо точку зрения или образ действий.Скорее, экологическое образование учит людей взвешивать различные стороны проблемы с помощью критического мышления и улучшает их собственные навыки решения проблем и принятия решений.
Национальный закон об экологическом образовании от 1990 года обязывает Агентство по охране окружающей среды обеспечивать национальное лидерство в повышении экологической грамотности. Агентство по охране окружающей среды создало Управление экологического образования для реализации этой программы.
Экологическое образование — это больше, чем информация об окружающей среде
Экологическое образование Информация об окружающей среде - Повышает осведомленность общественности и знания об экологических проблемах
- Предоставляет факты или мнения об экологических проблемах
- Учит ли людей критическому мышлению
- Не обязательно учит людей критическому мышлению
- Улучшает ли индивидуум навыки решения проблем и принятия решений
- Не обязательно улучшает навыки людей в решении проблем и принятии решений
- Не отстаивает определенную точку зрения
- Может отстаивать определенную точку зрения
Экологическое образование для младших школьников
Вы делаете все возможное, чтобы быть устойчивым гражданином мира, чтобы сделать эту планету лучше для будущих поколений.Однако все эти усилия не увенчаются успехом, если вы не учите будущие поколения сохранению окружающей среды, защите окружающей среды и тому, как они тоже могут оказать влияние. Маленьким детям может быть трудно понять такие понятия, как изменение климата и Парижское соглашение, но они, безусловно, могут понять, как перенять экологические привычки и методы.
Вот несколько простых экологичных уроков , которым вы можете научить своих детей, чтобы они познакомились с созданием более здоровой планеты для их будущих поколений.
Переработать:
Детям понравится сортировать выброшенные предметы, чтобы положить стекло, бумагу и пластик в соответствующие корзины. Научите их тому, что то, что они делают — «переработка» — приводит к тому, что на их прекрасной планете накапливается меньше мусора.
Использовать меньше:
Большинство продуктов, предназначенных для детей и семей, поставляются с большим количеством ненужной упаковки и обработки. Покажите своим детям (и объясните им, как) многоразовые, моющиеся контейнеры для сэндвичей, тканевые продуктовые пакеты и кухонные полотенца (вместо бумажных полотенец) и другие многоразовые предметы составляют меньше мусора на свалке.Они освоятся, и вскоре вы увидите, как они следуют вашему примеру.
Начать сад:
Есть так много причин, по которым пойти в сад с малышами — это отличная идея! Садоводство дает детям непосредственный взгляд на магию Матери-природы, создает возможности для создания воспоминаний о мире природы (как столь необходимую альтернативу мирам технологий и реалити-шоу) и учит детей заботиться о жизни и развивать ее. форма. Посадите немного фруктов и овощей, чтобы начать здоровое питание — им понравится украшать пиццу свежими травами и помидорами, которые они вырастили (и наблюдали за ними)!
Посетите фермерский рынок:
Знакомство с людьми, которые выращивают свою еду, поможет детям оценить местные и органически выращенные товары.Поездка на фермерский рынок дает прекрасную возможность научить детей методам устойчивого выращивания, здоровому питанию, необработанным продуктам и важности сообщества.
Поделитесь своим устойчивым мышлением со своими малышами, и вы быстро увидите преимущества, когда они начнут внедрять экологичные методы в своем маленьком, но растущем мире. Как говорится: «Учи их молодых».
Если вы ищете другие способы поделиться более экологичным образом жизни со своими детьми, оставайтесь на связи с блогом Just Energy и не забудьте поставить лайк Just Energy на Facebook и подписаться на нас в Twitter! Мы всегда предлагаем наши любимые экологически чистые идеи, а также последние экологические новости и факты.
Предоставлено вам justenergy.com
Источники:
http://www.rodalesorganiclife.com/home/the-importance-of-getting-kids-into-the-garden
http://eatlocalgrown.com/article/11478-top-10- причины-привести-ваших-детей-на-фермерский-рынок.