Концепция установки узнадзе: Теория установки Узнадзе | Понятия и категории

установка мышления, творчество, креатив, интуиция: VIKENT.RU

Первая публикация на русском языке по данной теории вышла в Тбилиси в 1925 году: Узнадзе Д. Н., Основы экспериментальной психологии, том I, Тбилиси, 1925 г. (до этого вышли две публикации на грузинском языке).

Начиная с 1927 г. Д.Н. Узнадзе в г. Тбилиси вместе с сотрудниками приступает к экспериментальному изучению эффектов установки. Позже результаты экспериментов были изложены в книге: Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии установки, Тбилиси, 1949 г. 

Вот авторское описание опыта, считающегося классическим:

«Возьмём два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — скажем, два шара, которые отчётливо отличались бы друг от друга по весу, но по объёму и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Если предложить эти шары испытуемому с заданием сравнить их между собой по объёму, то, как правило, последует ответ: более тяжёлый шар меньше по объёму, чем более лёгкий. Причём иллюзия эта обычно выступает тем чаще, чем значительнее разница по весу между шарами. Нужно полагать, что иллюзия здесь обусловлена тем, что с увеличением веса предмета обычно увеличивается и его объём, и вариация его по весу, естественно, внушает субъекту и соответствующую вариацию его в объёме. Но экспериментально было бы продуктивнее разницу объектов по весу заменить разницей их по объёму, т. е. предлагать повторно испытуемому два предмета, отличающихся друг от друга по объёму, причём один (например, меньший) — в правую, а другой (больший) — в левую руку.

Через определённое число повторных воздействий (обычно через 10-15 воздействий) субъект получает в руки пару равных по объёму шаров с заданием сравнить их между собой. И вот оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих объектов; наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, т. е. большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объёму шар. При этом нужно заметить, что явление это выступает в данном случае значительно сильнее и чаще, чем при предложении неодинаковых по весу объектов. Бывает и так, что объект кажется большим в другой руке, т. е. в той, в которую испытуемый получал больший по объёму шар. […] Так возникает иллюзия объёма».

Узнадзе Д.Н., Психология установки, СПб, 2001 г., «Питер», с. 11-12.

Здесь важно, что опыт демонстрирует формирование установки, не всегда осознаваемой человеком, но влияющей на его действия.

Сторонники данной теории считают, что деятельность человека – в том числе и при решении творческих задач – можно рассматривать как последовательность этапов:

потребности личности    →    установка   →   деятельность

 

Свойства установки по Д.Н. Узнадзе

Теория установки (Д. Н. Узнадзе)


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

Теория установки (Д.Н.Узнадзе)

Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность.

Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется на основе личностные ценности поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностные ценности, но и объективной необходимости.

Изучением личности с позиций Теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.

Список литературы

П. П. Горностай. Теория установки (Д.Н.Узнадзе)

Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе

docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Скачать 20,31 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Галерея Artbeat — Art Dubai 2018

Представлены художники: Константин Миндадзе и Ладо Почхуа

Проект ArtBeat посвящает свой стенд расширению области живописи и представляет работы двух грузинских художников Константина Миндадзе (1977 г.р.) и Ладо Почхуа (1970 г.р.) ). Оба художника выбирают средство рисования и его традиционные техники, такие как масляная и акриловая краска на холсте, для создания работ, которые можно поместить между картиной и скульптурным рельефом или объектом.

Константин Миндадзе (1977 г.р., Тбилиси, Грузия) Живет и работает в Амстердаме, Нидерланды и Тбилиси, Грузия

Миндадзе учился в Графическом лицее и Академии Ритвельда в Амстердаме, Нидерланды, в 1995-1999 гг. Его художественная деятельность началась с уничтожения работ, сделанных во время учебы. Есть темы, которые он постоянно анализирует. Синтетическая структура мира, ментальные и биологические реакции, жизненный цикл и смерть, существование и преходящесть, любовь и утрата, разрушение и трансформация, глобализация и технологии, страхи и религии, потребительство и коммерциализм, исторические факты и процессы распада — вот основные темы которые художник часто возвращает. Обычно он работает над несколькими проектами одновременно. В последние несколько лет художник создавал экологические инсталляции для многолетних выставок, представленных в различных выставочных пространствах и крупных музеях. Помимо его противоречивых мультимедийных произведений, одно из его фирменных произведений включает в себя непрерывную серию «фрагментаций».

В Амстердаме он является членом ассоциации художников и кураторов Arti et Amicitiae. В Грузии он является основателем CAI (Contemporary Art Industry). Живет и работает в Амстердаме и Тбилиси.

Избранные персональные и групповые выставки:
2017 — Arti et Amicitiae Club, Амстердам, Нидерланды; Project ArtBeat Открытие нового пространства , Project ArtBeat, Тбилиси, Грузия; 2014 — Пластиковые идолы , Дом писателей Грузии, Тбилиси, Грузия; Красавица и чудовище для салона Vakantiewerk , Society Arti et Amicitae, Амстердам, Нидерланды; 2013 — Музей Луны , Национальная галерея Грузии, Тбилиси, Грузия; Идеографические объекты , Дом писателей Грузии, Тбилиси, Грузия; Вещи, которых раньше не было , аудио / визуальное искусство, посвященное Джону Кейджу, Национальная галерея Грузии, Тбилиси, Грузия; Blanc Page  видео для салона Grenzenloos, Society Arti et Amicitae, Амстердам, Нидерланды; ООО «Арт Медс» , Gallery Frontline, Тбилиси, Грузия; 2012 — Verb Session  (Аудиоскульптура), Галерея Arti et Amicitae, Амстердам, Нидерланды; Световая инсталляция и концепт-дизайн шоу ISULINE , Грузинский национальный музей, Тбилиси, Грузия; Gang Bang show , Gallery Box 43, Цюрих, Швейцария; Туристическая выставка видеоарта  с новыми двухканальными анимационными проекциями, Грузинский национальный музей, Тбилиси, Тбилиси, Грузия; 2011 — Cubicle — Red Version для De Salon 2011/ Going Up , Галерея Arti et Amicitae, Амстердам, Нидерланды; Интоксикации и ошибки вдохновения  — том 1 (Технические исследования — Печать и концепция) — Включено в GeoAir; каркас Atlantis 11 на 54-й Венецианской биеннале в Колледжио Армено Мурат-Рафаэль, Паллаццо Зенобио Дорсодуро 2596, Фондамента дель Соккорсо, Венеция, Италия; Раскопки вымерших секретных артефактов на тему фашизма , Космическая инсталляция (рисунок, скульптура, видео), Галерея 9, Тбилиси, Грузия; Полигональная инсталляция Eat Your Future включена в Eco Exhibition , Дом Европы, Тбилиси, Грузия; В пути , ЦСИ, Тбилиси, Грузия; Цветное письмо , ЦСИ, Тбилиси, Грузия; 2010 —  Creations and Creative Destructions , Трилогия в процессе, Видеоинсталляции, Салон 10/11, Галерея Arti et Amicitiae, Амстердам, Нидерланды; Другое повествование , 3-х дневный фестиваль видеоарта, ЦСИ, Тбилиси, Грузия; Если когда-нибудь Земля возьмет его  (Инсталляция), Артистериум, Тбилисская государственная академия художеств, Тбилиси, Грузия; Fest I Nova , Арт Вилла Гарикула, Гарикула, Грузия; 2009 г. — Институт Адама Мицкевича, Варшава, Польша; De Salon 09/10 , Галерея Arti et Amicitae, Амстердам, Нидерланды; Артистериум, Тбилисский исторический музей, Тбилиси, Грузия; Transcaucasus- All & Now , Уяздовский замок и галерея Кордегард, Варшава, Польша; Werk van Nieuwe Leden , Галерея Arti et Amicitae, Амстердам, Нидерланды; 2008 —  De Salon 09/08/ Искусство как болеутоляющее , Галерея Arti et Amicitae, Амстердам, Нидерланды; 2007 — Новое поколение в современном грузинском искусстве в галерее Копала, Тбилиси, Грузия; Square Foot Show , Art Gotham Gallery, Нью-Йорк, США; 2005 г. — Вторая Международная Художественная Конвенция – Art Caucasus, GTC, Тбилиси, Грузия; 2002 — De Kader  (шоу и перформанс), Arts Place, Амстердам, Нидерланды; Работы в наличии , Ferry Grunning Gallery, Амстердам, Нидерланды; Безмерная панорама клонов , Галерея Вселенная, Тбилиси, Грузия; 2000 — Cells series , Ferry Grunning Gallery, Амстердам, Нидерланды; 1996 — Schoorlse Kunsten , Галерея Oorsprong, Шурлдам, Нидерланды; 1994-1995 Различные работы, Галерея Уорспронг, Шурлдам, Нидерланды.

Ладо Почхуа (1970 г.р., Сухуми, Грузия) живет в Нью-Йорке, США.

Ладо Почхуа — грузинский художник, живущий и работающий в Нью-Йорке. Почхуа окончил Тбилисскую государственную академию художеств со степенью магистра живописи и гравюры в 2001 году. С тех пор он жил и работал в разных странах, таких как: Грузия, Россия, Азербайджан, Венгрия и США. Почкуа годами получал академические знания. Его интересовал опыт и стиль художников-классиков. Различные периоды его работы были посвящены практике новых техник и медиа. Художник использует технику ручного рисунка, работает пером и тушью, часто на большом формате. Презентация классических образов и стиля в новых форматах – предмет его интереса.

Избранные персональные и групповые выставки:
2015- Откройте для себя Грузию в Нью-Йорке, Chelsea Market, Нью-Йорк, США; 2013- Артистериум, Национальная галерея Грузии, Тбилиси, Грузия; Случайный образец, первая выставка галереи Brooklyn Box Gallery, Бруклин, Нью-Йорк, США; 2012- Артистериум, Национальная парламентская библиотека Грузии, Тбилиси, Грузия; 2010 – Воспоминания о будущем, лекция и персональная выставка, Успенский колледж, Вустер, Массачусетс, США; 2009- Расширенная живопись: Пражская биеннале IV, Павильон Грузии, Прага, Чешская Республика; 2008- Сады, корабли и уроки, Галерея К. Петриса Хаца, Будапешт, Венгрия; Выставка грузинских художников, фестиваль OFF EUROPA ditorei Gallerie NBL, Лейпциг, Германия; 2003- Биографическая справка: ретроспектива грузинского искусства ХХ века, Тбилисский исторический музей, Тбилиси, Грузия.

Работы этих двух художников создают интересный диалог, обрисовывая в общих чертах формальные и концептуальные аспекты современной живописи и ее бесконечно расширяющиеся возможности.

О проекции концепции STEM в области астрономических знаний

NASA/ADS

О проекции концепции STEM на область астрономических знаний

  • Геонджян, Л. А.
Аннотация

Астрономию, как результат деятельности и развития технологии познания человеком среды своего существования, следует рассматривать как основу эффективного образовательного подхода. Подход STEM (наука, технология, инженерия и математика) потерпел неудачу из-за ограничений, вызванных сосредоточением внимания только на потребностях инженерного образования. Проекция STEM на область астрономических знаний, технологии средств, приборостроения и математического моделирования как языка науки и техники снимает ограничения и решает задачу формирования образованного человека. Эта идея обретает твердую почву, если от философии, как инструмента объединения, обратиться к психологии, изучающей системы, организованные вокруг феномена памяти с целью отражения и осмысления действительности с целью создания новой действительности и среды для сохранения жизнеспособности. человека. Этот подход присутствует и развивается в разных аспектах Общепсихологической теории установки Дмитрия Узнадзе. По Узнадзе, образование – это организованный процесс накопления в памяти сведений, которые мы неосознанно, но адекватно используем в ситуациях действительности, признавая их уже известными. Сознание служит памяти для создания новых наборов поведения в новых ранее неизвестных ситуациях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts