Концепция я структура: 3. Структура я-концепции.

3. Структура я-концепции.

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет Р.Бернсу рассматривать «Я концепцию» как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. «Образ Я» — представление индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Кроме того, Р. Бернс описывает строение «Я концепции» в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная «Я концепция», включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Глобальную «Я концепцию» он рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. По его мнению существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

В каждой из модальностей Р.Бернс выделяет следующие их аспекты: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Когнитивная составляющая Я-концепции.Описывая какого-либо человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: надежный, общительный, сильный, совестливый и т.п. То же происходит, когда мы пытаемся описать самих себя. Эти характеристики нашего привычного самовосприятия могут включать в себя любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, а также описание его имущества, жизненных целей и т.д. Все эти характеристики входят в Образ-Я с разным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Причем значимость элементов самоописания и их иерархия может меняться в зависимости от значимости ситуауции, жизненного опыта и просто под влиянием момента.

Оценочная составляющая Я-концепции.Я-концепция — это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.

Например, такая характеритсика, как местожительство, может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, с «престижностью» данного района в глазах определенной социальной группы. Или, например, достижение 40-летнего возраста одни считают порой расцвета а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, другим он кажется недостаточным и т.д.

Поведенческая составляющая Я-концепции.Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности личности.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма.

Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Л. Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

2.4.2. Я-концепция как структура установок на себя

Дальнейшее развитие теории Я-концепции шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания Я-концепции и поиска надежных эмпирических референтов для измерения.

1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т, д.).

2. На основе базовой потребности в самоактуализаиии, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.

Из многочисленных источников формирования Я-концепции человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

  • Представление о своем теле (телесное Я).

  • Язык — как развивающаяся способность выражать ел о вам и и формировать представления о себе и других людях.

  • Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.

  • Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина).

  • Практика воспитания детей в семье.

Телесное Я и образ тела. Рост, вес. телосложение, цвет паз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам Я-концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Исследования дают совершенно убедительные свидетельства тому, как различные телосложения человека вызывают совершенно различные и совершенно согласованные реакции других лиц.

Задайте себе несколько вопросов — как вы реагируете на невысокого полного человека? На высокого, стройного, атлетически сложенного? Какие ассоциации у вас возникают, даже если вы незнакомы с этими людьми? Уверенно можно ответить — эти два типа человека будут вызывать у вас совершенно разные чувства, установки и ожидания по отношению к этим лицам.

В целом исследования подобного плана выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности, Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя.

Таким образом, высокая самооценка личности сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом.

Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная Я-концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепции и целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипного восприятия внешности и эффекта получения неодобряемых Я-образов тела.

Язык и развитие Я-концепции. Значение языка для развития Я-концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т. д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции.

Другими словами, Я-концепция осознается человеком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.

Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) — другой важный источник формирования Я-концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшей социальной средой) жизненно важны для развития у подростка Я-концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.

Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением (т. е. получает больше положительные подкрепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие — родители, сверстники, учителя — отвергают его, выставляют на посмешите, принижают, больше критикуют (т.е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная Я-концепция. Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для формирования и «оформления» центральных Я-установок в подростковом возрасте,

Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я-концепции человека, все другие функции к характеристики покоятся именно на этих представлениях — Я существо мужского или женского пола.

Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида — половая идентификация и половая типизация. Идентификация — это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, — более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Определение и усвоение половой роли — важнейший и универсальный компонент Я-концепции. Для описания процесса половой типизации исследователями введено понятие «стандарта половой роли» (или полоролевого стандарта) как приобретенных в процессе социального научения форм поведения и личностных характеристик, типичных для данного пола в данной конкретной культуре. И в каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемые нормы, стандарты, формы поведения и психологические характеристики, приписываемые ролям мужчины и женщины.

Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти и ценности приписывается мужской роли.

И поскольку характеристики, связанные с традиционными представлениями о половых ролях (полоролевыми стандартами) в обществе проявляют наибольшее сопротивление к изменениям, то неудивительно, что Я-концепции женщин имеют в целом тенденцию быть менее положительными, чем Я-концепции мужчин, г. к. женский стереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик.

Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я-концепции личности. Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми

Психологами предпринимались многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем. как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания как:

  • авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и

  • теплота, забота, уважение детей, разумный контроль, проявляемые родителями в воспитании детей.

Исследования этой проблемы весьма обширны и многочисленны, но имеющаяся литература на эту тему в основном опубликована на английском языке. Сразу необходимо подчеркнуть, что выявленные в исследованиях тенденции исключительно репрезентативны, поскольку их согласованность у разных исследователей очень высока.

Некоторые из основных результатов подобных исследований кратко можно свести к следующему. Родители детей с высокими Я-оценками постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку границы поведения допускают применение родителями менее жестких форм наказания. Существование ограничений обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может достигать успеха.

Наоборот, родители детей с низкими Я-оценками, как правило, проявляют такие качества, как применение жестких наказаний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей в сочетании с элементами вседозволенности. Они чаще бывают холодны, безразличны и малообщительны, противоречивы во взаимоотношениях с детьми. Несогласованные реакции родителей такой ребенок воспринимает как подтверждение отвержения, враждебности и отсутствие принятия его со стороны родителей.

В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотого правила или обшей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но, по-видимому, положительная самооценка с большей вероятностью возникает тогда, когда к детям относятся с уважением, одобрением, определяют им четко определенные стандарты и границы поведения, а также разумные притязания и ожидание успеха вместе с постоянным и согласованным подкреплением со стороны родителей выбранной линии поведения. Следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

  • положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;

  • четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;

  • уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в этих установленных пределах;

  • минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.

Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я-концепции, в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии, В частности Ч. Кули (1902 г.) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я-концепция формируется на основе субъективна интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934г.) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я-концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я-концепции и внутренней регуляции поведения индивида. Однако, представление о Я-концепции как о преимущественно интерпсихическом феномене может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя есть много свидетельств тому, что Я-концепция индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, психотерапии), нельзя игнорировать также многократно эмпирически подтвержденный факт о трансситуациональной согласованности Я-концепции здоровой личности.

Концептуальная структура — Наука-Образование-Исследование

Тема в концепции и мышлении учащихся

Люди формируют широкий спектр понятий. Одной из характеристик наших понятий является то, что они встроены в сеть ассоциаций (о понятиях читайте здесь) и частично получают свое значение из связей, образующихся между ними.

Как указывал Выготский, наши понятия не похожи на горох в мешке, то есть это не просто дискретные сущности, к которым можно получить доступ независимо. Таким образом, мы можем говорить о концептуальной структуре, состоящей из различных понятий, связанных вместе.

Мы можем изучить концептуальную структуру темы (например, эволюция , или химическая связь , или жидкости ) и рассмотреть, какие понятия используются в теме и как они связаны друг с другом. Действительно, такой анализ может быть разумным занятием учителя перед преподаванием новой темы.

Отображение понятий

Одним из способов представления концептуальной структуры является рисование карты понятий:


Понятия обретают свое значение в сети других понятий.
Рисунок из Роль концептуальной интеграции в понимании и изучении химии

Конечно, такое представление не может полностью отразить сложность концептуальной структуры научной темы – они являются формой модели. (Подробнее о концептуальных картах и ​​концептуальных картах)

Концептуальные структуры учащихся…

…также могут быть поняты таким образом. Однако концептуальные структуры учащихся, скорее всего, будут обеднены по сравнению с реальными концептуальными структурами науки или их учителей. Для сравнения, в них, скорее всего, будут отсутствовать концепции, недостающие ссылки и даже некоторые неуместные ссылки. Неуместная (или неканоническая) связь между понятиями и есть альтернативная концепция. (Об альтернативных концепциях читайте здесь).

Отсутствие связей, которые учитель должен ожидать и может предполагать, может препятствовать дальнейшему обучению (они могут выступать в качестве «фрагментационных препятствий для обучения»*). Ссылки, неточные с канонической точки зрения, могут направить обучение в неподходящем направлении (они могут действовать как «ассоциативные препятствия для обучения»*). (* Прочтите об использовании диагностического оценивания в классе для диагностики таких «препятствий в обучении»). Великие прорывы в науке были основаны на таких предполагаемых ассоциациях. Более того, научный процесс обычно требует от ученых представления возможностей в качестве основы для выработки гипотез для проверки. Креативность приветствуется.

Однако учащиеся могут создавать бесполезные ассоциации, предполагая, что они просто понимают учение так, как задумал учитель, и тогда они не рассматривают эту ассоциацию как предположение, которое нужно исследовать и проверить, а просто как то, чему их учили.

В конце концов, осмысленное обучение подразумевает, что учащийся осмысливает новую информацию, вписывая ее в существующие концептуальные структуры, как само собой разумеющееся, и использует интерпретационные ресурсы, которые кажутся актуальными. В основном это автоматический процесс, не требующий размышлений, и создание бесполезной ассоциации не отличается для ученика от создания канонической ассоциации. (Это отражает широко распространенный «конструктивистский» взгляд на обучение. Подробнее о «конструктивизме» читайте здесь.) по количеству понятий, встроенных в структуру, но и по степени интеграции понятий через связи между понятиями. (Читайте о концептуальной интеграции здесь.) Конечно, этого следовало ожидать. По мере того как учащийся продвигается по разным уровням образования, в структуру добавляются новые концепции, а существующие концепции уточняются, развиваются новые связи и они лучше интегрируются.

Особой проблемой, которая была замечена в обучении некоторых учащихся, является разделение обучения на школьные предметы и даже темы внутри предметов, так что учащиеся могут не только не искать связи между предметами или темами, но могут и не ожидать быть любой!

Посетители

461017

просмотров страниц

514089

Концепции организационной структуры | Малый бизнес

Автор Chron Contributor Обновлено 13 апреля 2021 г.

Индивидуальный предприниматель с одним или двумя работниками не нуждается в организационной структуре. Чем сложнее бизнес, тем важнее становится структура — она определяет, кто обладает властью и кто несет ответственность за конкретные проекты или цели. Не существует единой идеальной организационной структуры; используйте любые концепции организации, которые лучше всего подходят для вашей компании. Процесс определения организационной структуры начинается с ознакомления с существующими структурами.

Функциональные структуры

Основание вашей структуры на функциях сотрудников — это простая концепция организации компании. Различные функции, такие как маркетинг, финансы, человеческие ресурсы и интернет-технологии, имеют свой собственный отдел, и каждый отдел занимается исключительно этой функцией. Недостаток в том, что отдел может зацикливаться на своей функции, бюджете и целях, не думая о компании в целом. Даже когда проблемы требуют решения от нескольких отделов, они могут не сотрудничать.

Дивизиональная структура

Дивизионы — это мини-компании, созданные вокруг определенных продуктов или регионов. Например, автомобильная компания может иметь одно подразделение для внедорожников, одно для роскошных автомобилей и еще одно для автомобилей эконом-класса. Каждое подразделение содержит все функции, необходимые для ведения бизнеса в этом регионе или линейке продуктов. По словам Lumen Learning, поскольку все в подразделении преследуют общие цели, такие как увеличение продаж своей продукции, межфункциональное сотрудничество становится более тесным. Обратной стороной является то, что каждое подразделение дублирует одни и те же функции — продажи, маркетинг и производство, что часто является расточительным.

Структура процесса

Структура процесса разделяет организацию вокруг таких процессов, как исследования, производство и продажи. В отличие от чисто функциональной структуры, организация, основанная на процессах, рассматривает, как различные процессы связаны друг с другом и с клиентом. Процесс продажи не начинается до тех пор, пока в процессе производства не будет произведено что-то на продажу; производство, в свою очередь, ждет исследований и разработок для создания продукта. Структуры, основанные на процессах, ориентированы на удовлетворение клиента — конечный результат всех процессов — но они работают только в том случае, если менеджеры понимают, как взаимодействуют различные процессы.

Матричная структура

Матричная структура часто накладывается поверх функциональной структуры компании для реализации проектов, в которых участвуют несколько отделов. Руководители проектов набирают персонал в свои команды из разных отделов, чтобы все необходимые функции работали вместе. По словам Действительно, это предлагает компаниям гибкость и лучшее использование ресурсов, чем чисто функциональная модель. Недостатком является то, что полномочия и цепочка подчинения становятся более запутанными, поскольку члены команды подчиняются как менеджеру проекта, так и руководителю своего отдела.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts