Мнемотехника метод цицерона: Метод Цицерона: запоминание информации любого объема

Метод Цицерона: запоминание информации любого объема

Часто, чтобы запомнить определенную информацию, используется метод ассоциаций, однако он подходит для сравнительно небольшого количества объектов. Когда необходимо усвоить произвольный текст среднего объема, ассоциативная техника не приносит нужного результата, а для запоминания большого пласта информации лучше использовать метод Цицерона.

История возникновения

Метод получил название в честь имени Марка Туллия Цицерона – государственного деятеля и знаменитого оратора из Римской Республики. Он прославился своей способностью по памяти воспроизводить большое количество цитат, фактов, исторических дат, не используя заготовленные на бумаге текст на своих публичных выступлениях.

Однако впервые данный прием использовался еще до Цицерона древнегреческим поэтом по имени Симонид. Он принимал участие в обильной и пышной трапезе, но ушел ранее, чем другие гости. После его ухода в помещении обрушился потолок, что привело к смерти хозяина и его гостей.

Симонида попросили опознать погибших. Он смог помочь, воспроизведя в памяти, кто и где находился в процессе праздника.

Комната Цицерона

Суть техники состоит в том, что для запоминания ключевых единиц их необходимо мысленно расставить в определенном порядке, представляя хорошо знакомое помещение, например, комнату в своем доме.

Затем достаточно лишь во всех деталях воспроизвести в воображении эту комнату, чтобы вспомнить то, что зафиксировано в памяти. Цицерон перед подготовкой к выступлению на публике обходил свой дом и расставлял важные идеи будущей речи в разных местах, что позволяло ему лучше запомнить текст.

Прежде чем начать применять данный метод, следует определить, в какой последовательности обходить комнату. То есть решить, в каких местах размещать части информации, чтобы впоследствии было проще их воспроизвести. В первый раз рекомендуется пройтись по комнате, как и сам основатель этой техники, и мысленно расставить элементы.

После нескольких тренировок это не понадобится: будет достаточно легко вызвать образ комнаты в памяти.

Как пользоваться методом Цицерона

Данный прием включает в себя три этапа:

  1. Создание матрицы

  2. Закрепление матрицы

  3. Привязка

На первом этапе необходимо создать опорные образы – хорошо знакомые предметы, к которым будут привязаны сведения для запоминания. Можно выбрать только одну комнату, а можно целую квартиру или офис, а также дорогу в магазин или путь на работу. Еще один вариант – создать воображаемое помещение и выбрать обстановку в соответствии с собственным вкусом и пожеланиями. Поскольку оно существует лишь в мыслях и воображении, не стоит себя ограничивать.

Рекомендуется запомнить и впоследствии соблюдать очередность образов, например, продвигаться только в направлении часовой стрелки или проложить маршрут по левой стороне улицы. Это требуется для того, чтобы не запутаться в том, что уже есть в системе образов, а чего еще нет, а также, чтобы не пропустить что-нибудь важное в комнате.

Этап закрепления предполагает укоренение опорных образов в памяти. Рекомендуется пройтись по комнате или выбранному пути несколько раз и зафиксировать очередность образов. Можно делать это только в мыслях. Эти действия закрепляют воображаемую основу, на которую будет нанизываться новая информация.

На этапе привязки требуется соотнести необходимые для запоминания слова с предметами в помещении. К примеру, нужно закрепить в памяти следующие слова: кошка, солнце, сердце, огурец, свеча. При использовании обстановки комнаты все будет выглядеть примерно так: Я иду к окну и вижу на подоконнике пушистую кошку, в окно ярко светит солнце, смотрю на стену и вижу большое красное сердце, на полке шкафа лежит свежий зеленый огурец, а возле зеркала горит огонек свечи.

Такая привязка поможет без проблем запоминать даже объемные пласты текста.

Нужно тренироваться использовать систему образов: мысленно переставлять их в комнате от первого к последнему, потом наоборот – от последнего к первому. Подобный прием способствует ускорению возникновения мысленных образов, составляющих всю систему.

Преимущества метода

Примеры, описанные выше, помогают понять, как работает метод, но использовать его можно и даже нужно для более сложных задач. Например, для запоминания текста для выступлений, учебных материалов, плана на день, очередности звонков по телефону, которые нужно совершить, и так далее.

Плюс метода Цицерона в том, что в случае, когда материал для запоминания представляет собой связанный логически текст, а не обычный набор случайных слов, есть возможность многократно использовать одну и ту же комнату. При этом ряды основных моментов не смешаются между собой, и восстанавливать в памяти сведения по определенной теме будет довольно легко.

Еще одно достоинства метода, основанного Цицероном, заключается в том, что для его освоения достаточно всего нескольких тренировок, причем пользоваться им вполне возможно в любом месте. Отпадает необходимость в придумывании ассоциаций и долгом восстановлении цепочки, нужно только вспомнить знакомую комнату или взять на вооружение то помещение, в котором вы находитесь в данный момент.

Для запоминания информации следует разглядывать комнату и размещать главные слова и моменты по очереди. При необходимости воспроизведения материала достаточно воскресить в памяти обстановку помещения, и требуемые сведения мысленно всплывут как будто сами собой. Это намного легче, чем вспоминать содержание лекции и доклада по памяти.

Основные правила метода Цицерона

Существует несколько приемов:

  1. Следует прикреплять новые образы в комнате к местам с хорошим ярким освещением.

  2. Рекомендуется изменять габариты образов на прямо противоположные – мелкие увеличивать, крупные, наоборот, превращать в мизерные. Например, муха размером с лошадь, экскаватор размером с мышь и так далее.

  3. Связку между старыми образами в комнате и новыми лучше делать интересной и динамичной. Можно использовать какое-либо действие или яркий цвет. Когда ручка находится на столе – это неинтересно и скорее всего не запомнится. А вот если ручка пишет на ярко-красном листе бумаги, то образ закрепляется в памяти намного лучше.

Метод Цицерона является уникальной мнемонической техникой, которой с легкость может научиться любой желающий. Методика позволяет запоминать даже большие и сложные для восприятия материалы без особых усилий. И даже если вы не считаете себя личностью, обладающей хорошей памятью, при использовании данного приема вы однозначно достигнете отличных результатов.


Метод Цицерона


Тренировка памяти
>
Метод Цицерона

Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.

Однако другие источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и, следовательно, своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является, пожалуй, самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В последующих случаях расхаживать по дому будет не обязательно, достаточно представлять мысленно комнату, которая Должна быть очень хорошо знакомой.

Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате.

Вообще же, чем большего количества предметов расположение вы помните, тем лучше, тем большее количество элементов вы сможете запомнить.

Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру, и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (см. Упражнения №1—3). Метод Цицерона очень похож на метод связанных ассоциаций, когда с одним уже хорошо усвоенным рядом элементов связывается другой ряд. Здесь получается почти то же самое, только вместо заученного ряда элементов в вашем распоряжении также хорошо усвоенная последовательность предметов в помещении, которое вы выбрали. На первых порах вы даже можете составить себе список (получится ряд слов, как и в методе связанных ассоциаций) элементов комнаты, другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать.

Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Оставшееся слово «лес» надо связать с книжными полками. Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.

Главное — перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться).

Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и то же помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Метод Цицерона очень удобен при запоминании цифр. Сначала, конечно, цифры из абстрактной формы надо перевести в конкретную любыми известными вам способами (см. главу, посвященную запоминанию цифр). А затем уже готовые предметы, в которые вы преобразовали цифры, надо размещать по комнате или по тому участку дома или пути, который вы выбрали.

Но я советую вам сразу увеличить объем запоминаемой информации и размещать в каждом месте две цифры, расставляя предметы, обозначающие их, по два в одном месте, например, слева и справа, или связывая два предмета между собой с помощью ассоциаций. В дальнейшем, когда вы узнаете про цифро-буквенный код вы сможете связывать с одним местом сразу 4 цифры. Метод Цицерона пригодится вам и для запоминания игральных карт, выходящих из игры, но об этом тоже чуть позже.

Для овладения методом Цицерона достаточно 2—3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими Другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место: аудитория, музей, кабинет начальника — могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций.

Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Наоборот, если ваша цель — детально запомнить схему или обстановку какого-нибудь помещения, вы можете использовать хорошо усвоенный ранее список слов (цифр) и, связывая последовательно слова с деталями помещения, подробно его запомнить. В этом случае, когда вы будете описывать запоминавшееся помещение, вы не пропустите ни одного предмета обстановки, на который вы обратили внимание, ни одной его особенности: ведь для каждой из них у вас будет ассоциативная связь со словами, последовательность которых вы хорошо знаете.

*** Упражнение 26.

Запомните следующие слова, используя метод Цицерона и связывая их с деталями той комнаты, в которой вы сейчас находитесь: ТРАВА, БИГУДИ, ПОПЛАВОК, ШИПОВНИК, КАЛЕНДАРЬ, АЛЬБОМ, ЛУКОВИЦА, РЕЦЕПТ, РАСЧЕСКА, ПОДУШКА, ЭСКАЛАТОР, ФОНАРЬ. Обводя взглядом комнату, попробуйте воспроизведите слова, которые запоминали.

*** Упражнение 27.

Следующий ряд слов попытайтесь запомнить, также применяя метод Цицерона, однако сейчас используйте для запоминания слов не ту комнату, в которой находитесь, а любую другую, обстановку которой знаете хорошо. (Не забудьте, что с деталями комнаты, которые вы будете использовать для запоминания слов, надо определиться заранее). НОЖНИЦЫ, МОЛОКО, СЦЕНА, БАБОЧКА, КОЛЕСО, ГАЛСТУК, ПРУЖИНА, ЕЖ, КЛЕЙ, КАПЮШОН, КАРАМЕЛЬКА, ШИЛО.

*** Упражнение 28.

В этом упражнении потренируйтесь в запоминании последовательности цифр методом Цицерона. 4 7 2 1 1 8 9 3 5 5 0 6 3 7 6 4 7 9 0 8

*** Упражнение 29.

Попробуйте выполнить обратную задачу — запомнить схему (обстановку) комнаты, изображенной на картинке, используя для ее запоминания любой хорошо известный вам ряд слов. (Напомню, что в качестве такого ряда может выступить список ключевых слов хорошо известной вам песни, басни, стихотворения). В обстановке комнаты попытайтесь запомнить не только входящие в нее элементы, но и что где расположено. Для этого «обходите» комнату последовательно.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

Система памяти, которую вы можете опробовать сегодня

Возможно, вы слышали о локус-мнемонике или системе памяти. Общая идея состоит в том, чтобы «поместить» вещи, которые нужно запомнить, в заранее определенные места в вашем воображении, чтобы вы могли «найти» их там позже. Происхождение этой системы памяти обычно связывают с историей, рассказанной Цицероном, древнеримским оратором.

Согласно рассказу, поэт Симонид вышел на улицу во время банкета. Крыша зала рухнула, убив людей внутри. Большинство из них были раздавлены до неузнаваемости. Однако Симонид знал гостей и смог опознать тела, вспомнив, где каждое из них сидело. Это подсказало Симониду систему запоминания вещей путем связывания их мысленных образов с местоположением.

Греческие и римские ораторы использовали эту систему для запоминания речей. Например, части речи можно мысленно расположить в разных местах на знакомой дорожке. Затем, произнося речь, говорящий мог пройти путь в своем уме и «увидеть» следующую часть речи. Это позволяло выдерживать речь — даже длинную — без письменных заметок. Речь можно было даже отрепетировать и запомнить, повторяя эту прогулку в уме.

Система запоминания речей

Для дальнейшего объяснения предположим, что вы собираетесь произнести речь о необходимости лучшего образования для маленьких детей. Ваша система использует растяжку, которую вы прошли в городе, где вы живете. Вы выбрали двадцать мест на этом маршруте в качестве заполнителей. Это может быть дерево, магазин, угол, дом и все, что вам будет легко представить и запомнить.

Теперь предположим, что вы представляете эту прогулку, когда говорите. Вы подходите к почтовому ящику, который находится вдоль маршрута и является одним из ваших заполнителей. В своем воображении вы видите, как с него сыплются книги. Это образ, который вы создали после репетиции части вашего выступления о необходимости улучшения учебников в школах. Сразу вспоминается эта часть речи, и вам легко продолжать говорить. Когда вы закончите эту часть, вы переместитесь в своем воображении к следующей остановке на прогулке, разумеется, с другим образом, который поможет вам вспомнить важные моменты.

Вы можете разместить более одного предмета в каждой локации, если их легко запомнить вместе. Например, в приведенном примере, когда вы достигаете большого дерева, которое находится на вашем пути, у вас могут быть экзамены, падающие с дерева, и огромный торт под ним, чтобы помочь вам вспомнить, что вы хотите сказать о тестировании и наградах навсегда. результаты экзамена. Помогают сильные ассоциации, и это обычно означает необычные ассоциации, такие как экзамены, падающие с дерева. Подробнее об этом чуть позже.

Другие способы использования системы памяти локусов

Система памяти локусов, на которую я полагался в течение многих лет, использовала десять мест в моем доме. Они начали с окна в передней части дома, за ним последовала микроволновая печь, раковина и так далее по всему дому. Локации были в порядке, начиная с передней части дома и заканчивая задней частью, поэтому мне было легко перемещаться в уме от одного «локуса» к другому.

Когда я мог не забыть использовать систему (без шуток), она очень хорошо работала для запоминания и припоминания списков вещей. Например, если я шел в магазин и мне нужно было запомнить шесть или семь вещей, я быстро расставлял их по порядку в ячейках моей системы. Затем, оказавшись в магазине, я легко мог мысленно пройтись по своему дому и вспомнить все, что было в списке.

Ключ к успеху в том, чтобы сделать мысленные образы возмутительными или необычными. Например, предположим, что первыми тремя продуктами в моем списке были хлеб, бананы и картофельные чипсы. Я могу представить, как кто-то бросает ломтики хлеба в это окно, бананы танцуют в микроволновке, и я могу представить, как тщательно мою картофельные чипсы в кухонной раковине. Я также мог бы танцевать картофельные чипсы с бананами в микроволновой печи, если бы мне нужно было разместить более десяти предметов в моих десяти местах.

С такими дикими изображениями я без проблем могу вспомнить список даже на следующий день. Я просто делаю быстрый мысленный тур по дому. Это одна из самых простых систем запоминания, которую вы можете попробовать, требуя всего лишь, чтобы вы запомнили десять или двадцать мест на маршруте, который вы можете пройти в уме.


Эта статья была предоставлена ​​Стивом Гиллманом, владельцем www.IncreaseBrainPower.com. Для получения дополнительных советов по обучению посетите Edublox, специалистов по образовательным вмешательствам, которые делают детей умнее, помогают им учиться и читать быстрее, а также с легкостью решать математические задачи. Edublox позволяет учащимся преодолевать трудности с чтением и другие препятствия в обучении , помогая им учиться на протяжении всей жизни и давая им возможность реализовать свои высшие образовательные цели.

Чему нас могут научить древние Как запоминать

Источник Getty Images, композиция Неда Колина

Почему вас это должно волновать

Потому что память — это что-то вроде утерянного искусства для человечества.

Шон Брасуэлл

Ежедневная доза

Происхождение искусства человеческой памяти начинается с очень памятной истории. Согласно легенде, переданной Цицероном, древнегреческий поэт Симонид изобрел мощную мнемоническую технику после того, как стал свидетелем ужасной трагедии. Прочитав стихотворение перед переполненной банкетной толпой в Фессалии, Симонид на мгновение вышел наружу. Пока его не было, крыша зала внезапно рухнула, придавив своим весом большинство посетителей, многих до неузнаваемости.

Когда пришло время опознать останки, на помощь был призван Симонид. Он обнаружил, что может легко идентифицировать тела по их расположению в зале, которое он наблюдал, произнося свое стихотворение. Сопровождающее Симонида осознание того, что память может быть так тесно связана с физическим местоположением в пространстве, стало основой для, пожалуй, самого известного мнемонического приема в истории, часто называемого дворцом памяти или методом локусов. В Древней Греции и Риме последующие ученые, такие как Цицерон, разработали сложные методы запоминания, чтобы запоминать длинные истории и речи. Эти методы глубоко сформировали мир и то, как люди учились от античности до эпохи Возрождения. Потом они все, но исчезли.

Наши воспоминания питаются контекстом.

В век смартфонов, поисковых систем и внешних запоминающих устройств легко забыть, что не так давно хорошая память была необходима образованному человеку. И во многом наш мозг устроен таким образом, даже если сегодня мы часто предпочитаем этого не делать. Древние греки и римляне верили в два типа памяти: естественную и искусственную. Первое было врожденным, а второе можно было развить путем обучения. И поэтому они усовершенствовали метод локусов и другие методы, используя правила и инструкции, чтобы помочь сенаторам, государственным деятелям и исполнителям запоминать длинные речи, стихи и рассказы. Такие методы получили распространение в Средние века как средство для набожных людей запоминать религиозные тексты и большие отрывки из Священного Писания. Тренировка памяти стала рассматриваться как обязательный элемент образования.

 

Суть каждой из этих техник сосредоточена на создании в уме богатых ассоциаций. Трудно запомнить отдельные факты, цифры и точки данных, но когда они связаны с более широкой сетью ассоциаций, вероятность того, что такие данные останутся в памяти, выше. Наши воспоминания питаются контекстом, и один из самых мощных контекстов — возможно, потому, что наши предки, охотники-собиратели, так сильно полагались на припоминание деталей местоположения — это физическое пространство. Метод локусов, использовавшийся древними ораторами для запоминания порядка длинных речей, обычно включает в себя визуализацию планировки известного здания, а затем присвоение хранимой информации виртуальному местоположению, например, комнате в этом здании. ваш «дворец памяти»). Таким образом, один из способов запоминания длинного списка покупок, например, может состоять в том, чтобы назначить каждому пункту комнату в вашем доме, чтобы, когда вы представляете, что идете по дому, вы могли легче вспомнить эти пункты. (Шерлок Холмс широко использовал этот метод в недавнем телесериале BBC «9».0036 Шерлок . )

Не все мнемонические устройства полагаются на местоположение для предоставления контекста. Другой классический метод известен как метод ключевого слова. Простым примером этого, говорит Генри Редигер, профессор психологии и наук о мозге в Вашингтонском университете в Сент-Луисе и соавтор книги Make It Stick , является мнемоника числовых рифм. Итак, 1 — пистолет, 2 — обувь и так далее. «Идея состоит в том, чтобы связать первый данный предмет — автомобиль — с первым предварительно запомненным ключевым словом — пистолетом — в интерактивном образе: пистолет, стреляющий в машину», — говорит Редигер. «Сделайте такое изображение для всех 20 пунктов в списке. Образы мощные и хорошо запоминающиеся».

Мнемонические устройства вышли из моды задолго до появления смартфонов. Уже в 15 веке, с появлением печатного станка Гутенберга, уже не было необходимости помнить, что может записать для вас печатная страница. А к 19 веку те же методы запоминания, которые когда-то были основой классического образования, стали предметом карнавальных представлений или, в более поздние десятилетия, международных соревнований по запоминанию.

Сегодня мнемонические устройства нужны нам меньше, чем когда-либо, особенно по мере того, как мы становимся более зависимыми от смартфонов и поисковых систем. «Наше исследование показывает, что люди перекладывают свои мысли на смартфон», — говорит Гордон Пенникук, доцент психологии Университета Реджайны и соавтор исследования 2015 года о влиянии смартфонов на наше мышление. «С точки зрения памяти это означает, что вместо того, чтобы пытаться что-то вызвать в памяти, люди будут использовать свой смартфон».

Это явление случалось много раз в истории человечества и даже задолго до появления печатного станка. Сам Сократ предупреждал о том, что акт простого записывания вещей вредит человеческой памяти: «[Письмо] создаст забывчивость в душах учащихся, потому что они не будут использовать свои воспоминания», — утверждал философ в устрашающе прозорливом наблюдении. «Они будут казаться всезнающими и, как правило, ничего не знают; они будут утомительной компанией, показывая мудрость без реальности».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts