Конфликт между учеником и учителем пример: Вопросы психологии | ИнтернетУрок

Содержание

Школьные конфликты виды, пути решения, приёмы и примеры.

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое

отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть.

Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример
 

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

 

 

 

Каждый учитель знает, что одно дело «трудные» ученики и совсем другое – «трудные» родители. Вторые, как оказывается, гораздо труднее первых. Как работать с «трудными» родителями? Профессионально, спокойно, с оптимизмом и юмором. И главное, работать. Почему мне так трудно общаться с «трудными» родителями учеников, да и не очень легко с родителями обычными? Ответ прост, но он как-то не сразу находится. Трудно потому, что меня этому никто никогда нигде профессионально не учил, на это дело не натаскивал, не тренировал и практически не показывал, как именно такое важное и сложное дело следует делать. В каких педвузах, на каких факультетах преподают курс «Основы работы с родителями учеников»? Хорошо, если всё-таки хоть где-то такое или что-то подобное преподают будущим и настоящим педагогам. То есть получается, уважаемые коллеги, что мы с вами в деле работы с родителями — дилетанты-самоучки. Как сами придумали работать, так и работаем.

Второй причиной трудности работы с родителями учеников , уважаемые коллеги по учительскому цеху, наши с вами мысли, взгляды, восприятия. Мы их даже порой не осознаём этих своих мыслей и взглядов. А ведь именно они очень могут подпортить и усложнить нашу производственную жизнь. «Какие именно взгляды, мысли, восприятия?» — спросите вы. Я бы ответила одним словом — ОШИБОЧНЫЕ.

Примеры ошибочных мыслей, взглядов, восприятий со стороны учителя по отношению к своей работе:

  • Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.
  • я как учитель должен быть компетентным и высоко профессиональным в любой сфере педагогической деятельности, иначе я — никудышний работник.
  • ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны быть хорошими, милыми людьми и они обязаны соглашаться со мной по всем вопросам.
  • В моей учительской жизни просто не может и не должно быть «трудных» учеников и «трудных»» родителей. Иначе я — неудачник, неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом.
  • ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю.
  • У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня. Ведь я — учитель их детей.
  • Некоторые родители моих учеников — плохие люди и они должны быть за это наказаны. Хороших же родителей надо поощрять.
  • Всё в моей производственной жизни должно протекать ровно и спокойно, без конфликтов, трудностей и каких-либо эксцессов, т.к. я всего этого не хочу. Просто не хочу и всё.
  • Это ужасно, если на работе у меня что-то идёт не так, как я хочу. Это делает меня несчастным человеком, принося мне моральные страдания. Потому что на работе всё должно быть так, как я этого хочу. Просто потому, что я так хочу.
  • Трудности в работе с родителями учеников возникают, потому что они — такие «трудные» люди и не понимают, какими я хочу, чтобы они были. И это — ужасно. Я от этого переживаю и страдаю. А они — дураки — не понимают, что я так не хочу.
  • Я как педагог должен найти подход к любым ученикам и их родителям, а если это не получается, то я — никудышный педагог и несчастный человек.
  • Если родители моих учеников имеют ко мне какие-то претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это потому, что они хотят помотать мне нервы, выставить меня перед всей школой в дурном свете и подорвать мой учительский авторитет.
  • Как педагог я всегда должен работать с родителями своих учеников идеально. Я должен угождать ВСЕМ родителям и иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения.
  • Уж я-то знаю, как надо работать и с учениками, и тем более, с их родителями. У меня — высшее педагогическое образование, и этим всё сказано.
  • Я как человек порядочный должен быть эмоционально вовлечён в свою работу вообще и в работу с родителями учеников, в частности. «Сердце отдаю детям и их родителям!» — таков мой лозунг, мой девиз, моё профессиональное кредо. Если я не переживаю за свою работу, то я — чёрствый, бессердечный человек.
  • Я всегда должен быть идеальным педагогом. Конфликты с родителями учеников — недопустимы. Недовольства родителей — это результат моего непрофессионализма.
  • Я – всегда прав, потому что я — учитель. Я знаю лучше других, что надо детям и как их учить.

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, обдумать и осознать свои ошибочные мысли, взгляды, восприятия и незамедлительно заменить их на другие — БЕЗОШИБОЧНЫЕ. Я бы даже сказала: БЕСПРОИГРЫШНЫЕ.

Вот мои беспроигрышные взгляды, мысли, восприятия. Хотя вы, разумеется, вполне можете разработать свои собственные

  • Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально.
  • Я работаю добросовестно, но бывают в моей работе и ошибки, и трудности, и неудачи; не всегда всё получается, как мне этого хотелось бы. Я — не совершенство и не идеал, и ничто человеческое мне не чуждо.
  • Конечно, хорошо, когда родители учеников милы, добры и соглашаются со мной во всём, но так в реальной жизни получается не всегда.

·  Конечно, хорошо, если бы не было на моём учительском пути «трудных» учеников и «трудных» родителей, но в реальной жизни всё-таки встречаются и те, и другие. Но это вовсе не означает, что я плохо работаю, и уж тем более, никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.

·  Учитель может быть прав, а может быть и нет, лишь бы он не был глуп и туп.

·  ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всё. У них — свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы.

·  Родители моих учеников — все люди разные. Я никого не сужу, не критикую и не осуждаю, но стараюсь каждого из них понять.

·  Конечно, хотелось бы, чтобы в моей профессиональной жизни всё протекало ровно и спокойно, без конфликтов, трудностей и эксцессов, но такое не всегда получается в реальной жизни. Такова жизнь, и я не борюсь с жизнью не на жизнь, а на смерть. Вместо этого я ценю и праздную свою жизнь.

·  На работе порой случается, что что-то идёт не так, как мне этого хотелось бы. Но, это ни в коем случае не делает меня несчастным страдальцем. Ничего страшного! Работа есть работа.

·  Разумеется, хорошо, если у учителя получается найти подход ко всем ученикам и их родителям, но так в реальной жизни бывает не всегда. Но, жизнь есть жизнь, и я её принимаю такой, какая она есть.

·  Если родители моих учеников имеют ко мне какие-либо претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это вовсе не означает, что они что-то имеют против лично меня. Это лишь означает, что родители заботятся о своих детях, обеспокоены какими-то их проблемами и мучительно ищут решения. А я могу и должна им в этом помогать.

·  Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать и нравиться.

·  Конечно, замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это — вполне естественно.

·  У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.

·  У каждой профессии, у каждой работы есть свои сложности. Работа с «трудными» родителями — одна из сложностей моей профессии.

*Почему мне, учителю, так сложно с «трудными» родителями моих учеников? Потому что нести людям просвещение, а ещё разумное, доброе, вечное — очень нелёгкое дело. Но трудность эта — часть учительской жизни.

По сути, уважаемые коллеги, я вам предлагаю на выбор стать приверженцем одной из кратко обозначенных здесь философий. Философий жизни учителя. Выбор, разумеется, за вами.

А от того, какой именно вы выбор сделаете, и будет и зависеть ваша производственная жизнь.

Как работать с «трудными» родителями учеников?

На самом деле в этом вопросе кроется подтекст. Мне кажется, он такой: «Как мне сделать свою производственную жизнь простой, бесконфликтной и приятной?» Пытаться делать это, уважаемые коллеги, разумеется, можно. Но сделать такое в реальной жизни, наверное, не всегда. Любая работа требует усилий, энергии, отдачи. И главное, любую работу, чтобы она была сделана, надо просто делать. Постоянно делать и всё!

Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба — продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.

Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять!

Анализ конкретного конфликта между учителем и учащимся

Проблема восприятия, оценивания и анализа конфликта лицами, непосредственно в нем не участвующими, но призванными по своему статусу управлять взаимоотношениями в группе, до сих пор не исследовалась. Это обстоятельство побудило нас изучить особенности восприятия конфликта представителями различных социальных групп. Основой для проведения исследования послужил реальный конфликт, произошедший в одном из ПТУ Гродненской области.

В одной из групп уроки истории не всегда были благополучными (5-6 учащихся постоянно создавали напряженную обстановку: шумели, вели себя вызывающе, могли нагрубить учителю, часто не реагировали на замечания). Учитель истории не мог справиться с этими учащимися, а те, в свою очередь, будоражили всю группу. В результате отношения между учителем и группой все более и более обострялись. Достаточно было незначительного повода, чтобы вспыхнул конфликт.

Во время большого перерыва в кабинете истории учитель проводил консультацию с группой учащихся (девочками). За несколько минут до звонка учащиеся группы, крепкие и рослые семнадцатилетние юноши, у которых должен был быть следующий урок, решили войти. Столпившись у двери, они начали «вваливаться» в класс.

Учитель велел им освободить проход, чтобы девочки могли выйти. Однако это услышали только те ребята, которые стояли в первых рядах, остальные же продолжали их толкать. Тогда один из учащихся (назовем его Владимиром), не выдержав напора стоящих сзади, влетел в кабинет. Учитель толкнул его ладонью в лицо. Юноша, не удержавшись на ногах, упал и поранился. Все учащиеся замерли. Владимир медленно поднялся и сильно ударил учителя в лицо. Тот тоже упал, по подбородку из разбитых губ текла кровь. Учитель встал и молча, вышел из кабинета. Все произошло в считанные минуты.

В конфликт, произошедший между учителем и учащимися, в той или иной степени были вовлечены учащиеся группы, педагогический коллектив и администрация.

На следующий день Владимир принес учителю извинения, на которые педагог отреагировал положительно. Несмотря на советы коллег, жалобу администрации он не подал. Учащиеся группы в коллективной записке приняли вину на себя как спровоцировавшие этот конфликт. Когда ученики узнали, что администрация намерена исключить Владимира из училища, вся группа объявила бойкот учителю, отказываясь посещать его занятия. Кроме того, они засвидетельствовали побои у врача.

Как реагировали на конфликт администрация и педколлектив?

Сначала они собирались исключить Владимира из училища и вынести строгий выговор мастерам производственного обучения этой группы, исходя из позиции «учитель всегда прав».

Когда выяснилось, что учащиеся группы засвидетельствовали побои и собираются объявить бойкот учителю, администрация собрала малый педсовет, накануне которого преподаватель уволился по собственному желанию. На повестке педсовета стоял вопрос об исключении Владимира из училища. Юноша просил предоставить ему слово, но педколлектив отверг его просьбу. Все педагоги резко порицали Владимира и обвиняли его в «избиении» учителя. По мнению собравшихся, педагог был абсолютно прав в данной ситуации. В конце педсовета все, кроме классного руководителя, мастера этой группы и психолога, проголосовали за исключение Владимира.

Через несколько дней администрация решила не исключать, а перевести мальчика в другое ПТУ.

Психолог училища пыталась вмешаться в этот конфликт, о котором ее никто не уведомил, она узнала об этом случайно. Она пыталась беседовать с директором, однако последний отклонил эту попытку, сославшись на то, что этот вопрос будет рассматриваться на педсовете. К сожалению, никто из членов педсовета не понимал, что данное событие входит в компетенцию психолога. На заседании педсовета ей не дали высказаться, заявив, что она слишком молода, «ничего не понимает», что «ученики негодяи, довели учителя», что у него двое маленьких детей.

В связи с однозначным отношением к конфликту администрации и большей части педколлектива научное изучение мнения всего коллектива проводить не было смысла. Поэтому мы привлекли к исследованию, кроме конфликтующей группы в ПТУ, студентов университета, в том числе отделения психологии, учителей школ.

Всем испытуемым был предложен разработанный нами опросник для анализа конфликта (причины конфликта, личностные свойства его участников, степень его влияния на группу и отношения педагогов и учащихся, правильность разрешения конфликта, иные способы его разрешения.

Исследованием было охвачено 27 учащихся группы училища, в которой произошел конфликт. Пытаясь выявить причины конфликта, 25% учащихся из опрошенных утверждали, что конфликт произошел по вине учителя, 6% учащихся во всем винили учащегося. Остальные учащиеся (69%) не смогли назвать причину конфликта.

Большая часть участников конфликта считают, что он был обусловлен такими качествами учителя, как отсутствие профессионализма, неуравновешенность, несдержанность, нервозность, отсутствие культуры, раздражительность и т. п. Таким образом, участники конфликта явно выделяют эмоционально-волевой комплекс негативных качеств учителя и учащегося.

Анализируя влияние конфликта на группу и на отношения педагогов и учащихся, 6% учащихся отметили, что оно было положительным («группа стала дружнее», «стала сплоченнее» и т.п.). 15% испытуемых учащихся отметили отсутствие понимания между учителями и учениками, но в то же время они признали, что «мастера группы стали им ближе», «учащиеся стали больше уважать мастеров группы, отстаивавших учащегося», «к любимым учителям стали после конфликта относиться еще лучше, а к не любимым – хуже»). Но в целом в этой группе усилилось враждебное отношение к педколлективу ПТУ. Пятеро испытуемых отмечали, что после конфликта появилось доверие к психологу. Таким образом, участники конфликта сумели уловить его влияние на характер изменения отношений в группе, а также между учащимися и педагогами училища.

Ни один из учащихся не высказал мнения, касающегося влияния конфликта на нравственное развитие группы и отдельных учащихся.

Отвечая на вопрос: «Какие выводы вы сделали для себя?», учащиеся высказали самые разнообразные мнения, которые можно объединить в следующие группы.

1. Пожелания в адрес администрации и педагогов, в ряде которых содержатся оценочные суждения: «Нас надо уважать, и чтобы мы это видели», «Должна быть дисциплина в училище», «Большинство учителей не считают нас за людей, а зря!», «Педагоги – диктаторы», «Разочаровался в директоре».

2. Выводы для себя: «Еще не разобрались в ситуации», «Не одобряю и учителя и ученика», остальные на вопрос не ответили.

Правильно ли был разрешен конфликт? 61,9% испытуемых считают, что конфликт разрешен правильно, 23,8% – неправильно и 14,3% не смогли ответить на вопрос.

По нашему мнению, конфликт недостаточно глубоко осознан его участниками. Анализ причин конфликта, в основном, правильный, но при этом учащиеся не сумели найти более эффективные меры его разрешения, а также проанализировать нравственный аспект поведения участников конфликта и его значение для собственного развития. Этому могла бы способствовать специальная коррекционная работа со стороны классного руководителя, мастеров и администрации, которая, к сожалению, не была проведена.

Таков анализ конфликта на вербальном уровне. В действительности, учащиеся показали достаточно высокий уровень социального и нравственного развития. Фактически они сами управляли разрешением конфликта, и если бы не их активная позиция, администрация могла бы исключить Владимира из училища, однако их действия по разрешению конфликта носили скорее интуитивный характер. Следует также отметить, что неадекватные действия администрации и педколлектива объясняются не только недостатком у них педагогической компетентности, но и негативными установками, вызванными длительным стрессовым состоянием, которое, в свою очередь, можно объяснить сложным контингентом учащихся ПТУ, формализмом в работе администрации с педагогами и учащимися, «объектным» к ним отношением, преобладанием императивной стратегии воспитательных воздействий.

Студенты 1-го курса университета также связывают конфликт с негативными эмоционально-волевыми качествами учителя. Но никто из них не отметил у учителя отсутствия педагогической этики, педагогической культуры, а у ученика – невоспитанность и неуважение к статусу учителя.

Студенты считают, что конфликт оказал положительное влияние на группу: «показал социально-психологическую ситуацию в училище»; «группа стала сплоченнее и дружнее», «один за всех, все за одного» и т.д. Действительно, единодушие группы достигло такой степени, что учащиеся предупредили администрацию о том, что в случае исключения из училища их товарища они подадут в суд.

Таким образом, студенты 1 курса делают довольно однозначный вывод из анализируемого конфликта: виновны обе стороны, причем учителя рассматривают как ответственного за конфликт.

Подавляющее большинство студентов 1 курса (95%) считают, что конфликт разрешен правильно, 100% учащихся считают, что после конфликта действия учителя также были правильными. Мнения о действиях педколлектива и администрации разделились. Одобрение действий администрации и педколлектива связано с тем, что логика течения конфликта привела к правильному его разрешению, несмотря на неграмотные установки учителей в оценке отношений педагогами учащихся. Администрация не могла допустить судебного разбирательства этого инцидента. Важен и тот факт, что классный руководитель и мастера, работающие в этой группе, не поддержали решения педсовета об исключении учащегося. Большую роль сыграла также поддержка Владимира ученическим коллективом.

Можно ли было найти другие способы разрешения конфликта? Трое испытуемых считают данное разрешение конфликта наиболее приемлемым как для учителя, так и для учащегося. Другая группа испытуемых (5 человек) рекомендуют предоставить конфликтующих самим себе. Очень важно, что двое испытуемых считают, что произошедший конфликт можно использовать как повод для глубокой воспитательной работы. Однако рекомендации воспитательного порядка носят весьма абстрактный характер («надо какими-нибудь действиями добиться дисциплинированности учащихся» и т.п.).

Большинство студентов однозначно утверждают, что любой конфликт не является сугубо отрицательным явлением. Другие при этом отмечают функцию конфликта как индикатора коллектива и личности («Конфликт дает возможность выявить особенности человека»), сделать выводы, необходимые для дальнейшего поведения и предотвращения возможного конфликта. Лишь двое испытуемых утверждают, что конфликт является сугубо отрицательным явлением.

Таким образом, анализ конфликта, выполненный студентами 1 курса, по ряду критериев является более зрелым, чем у его участников. В анализе намечается педагогическая направленность: некоторые студенты понимают возможность использования конфликта для целей воспитания.

По сравнению с первокурсниками, пятикурсники, анализируя конфликт, не высказывают каких-либо новых мыслей, а по ряду вопросов даже уступают первокурсникам. Этот факт мы связываем с усвоением студентами в вузе и в процессе педпрактики форм авторитарного воспитания учащихся, с усилением внимания к анализу технологии педагогической деятельности и ослаблением анализа педагогического общения, а также с усвоением так называемой ложно-педагогической направленности (Н.В. Кузьмина), т.е. ориентации выпускников на официальные предписания и нормативы, на «объектные» монологические способы воздействия, стереотипное понимание детей.

В отличие от учащихся и студентов педагогических специальностей, студенты 1 курса психологического отделения (27 человек) больше внимания уделяют характеристике таких причин конфликта, которые связаны с низким уровнем педагогической компетентности и уровнем общей культуры, неразвитостью коммуникативной сферы (неумение общаться). Абсолютное большинство студентов (за исключением одного случая) обвиняют учителя. Характерно также, что, неоправдывая поведение учителя, студенты-психологи связывают его поведение с рефлексивными свойствами личности: «уволился, т.к.заговорила совесть», «понял, что был не прав, спровоцировав конфликт», «подал заявление, знал, что виноват», «осознал, что у него могли быть личные неприятности». Лишь в одном случае было высказано мнение о том, что педагога можно оправдать тем, что «учащиеся спровоцировали инцидент своим предшествующим поведением».

Сложен и противоречив анализ поведения ученика. Около 35% студентов-психологов считают, что ученик был не прав, ударив учителя: «Поступил не лучшим образом», «неадекватно себя повел»,«нельзя было подымать руку на учителя». Но 65% студентов оправдывают ученика: «Затронуто его мужское достоинство», «Учитель унизил его в глазах группы, где много девочек», «Ученик должен был утвердить себя в группе», «Он прежде всего человек!», «Учитель не оставил ему выбора», «Дал сдачи, и правильно сделал». Среди учащихся этой группы некоторые испытуемые даже осуждают ученика за то, что он потом извинился перед учителем.

На наш взгляд, и среди студентов-психологов не было ни одного высказывания, которое представляло бы собой характеристику идеального поведения ученика в данной ситуации. Очевидно, этот конфликт поставил сложную задачу и перед педагогами, и перед учениками. Работающие психологи, которых мы привлекли в качестве компетентных лиц, пришли к выводу, что ученик должен был сдержаться, а потом потребовать от учителя извинений или пожаловаться администрации, при этом они признавали, что для учащихся данного возраста это маловероятный вариант. Все, однако, пришли к единодушному мнению о необходимости воспитательной работы на материале данного конфликта и среди учащихся, и среди учителей.

Не было получено ни одного утвердительного ответа на вопрос о том, правильно ли был разрешен конфликт. По мнению большинства испытуемых, администрация и педколлектив недостаточно разобрались в случившемся, решение конфликта – поверхностное и не может позитивно влиять на развитие детей.

Отвечая на вопрос «Можно ли было найти другие способы разрешения конфликта?», четверо студентов-психологов полагают, что учащегося нельзя было переводить в другое училище, поскольку конфликт для него остался неразрешенным. Другая группа студентов утверждает, что администрации и педколлективу при решении конфликта следует отказаться от стереотипного мнения «Учитель всегда прав». По мнению некоторых испытуемых, администрация должна была предоставить решение конфликта учителю и ученику. Остальные студенты предлагали оставить ученика и учителя в ПТУ («Они бы уважали друг друга») и наказать обоих, но учителя сильнее.

Лишь один испытуемый высказал мнение, что в разрешении данного конфликта должен активно участвовать психолог.

Высказывания учителей общеобразовательных школ принципиально не отличаются от высказываний студентов 5 курса педагогических специальностей и студентов-психологов, но в отличие от них, учителя предлагают многообразные способы поведения учителя и учащихся, хотя они носят слишком общий, расплывчатый характер: «Нужно быть более тактичным», «уважать учащихся», «вести себя умнее» и т. п. Кроме того, они дают конкретные советы по разрешению данного конфликта: предоставить конфликтующих самим себе, чтобы они могли наедине поговорить друг с другом как мужчина с мужчиной; «учитель должен встретиться с группой, извиниться и поговорить с учащимися»; «пригласить на педсовет всех учеников группы и учителя и совместно с педколлективом, обсудив ситуацию, найти правильное решение» и «ученика оставить в ПТУ, а учителю не увольняться» и т.п.

Таким образом, анализ конфликта учителями является более конструктивным; они делают попытку не только выявить причины конфликта, но и найти более продуктивные способы его разрешения.

История рассмотренного конфликта показала, что администрация не сумела использовать конфликт в целях воспитания коллектива и личности, продемонстрировав свою некомпетентность в вопросах педагогического общения, проигнорировав аргументы психолога. Конфликт свидетельствует о наличии стереотипов в восприятии учащихся, о непонимании роли психолога в учебном заведении, в частности в формировании взаимоотношений, соответствующих нормам нравственности, в разрешении конфликтных ситуаций. Многочисленны случаи, когда от психолога ждут каких-то внешне эффектных мероприятий и недооценивают, а зачастую игнорируют его повседневную консультационную и профилактическую работу.

Администрация и педколлектив должны помочь обрести соответствующий статус в учебном заведении психологу, который, в свою очередь, и сам себя должен активно утверждать, разъяснять педколлективу задачи своей деятельности.

Ковалев Б.П. и др. Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты / Б.П. Ковалев, СВ.Кондратьева, Л.А.Семчук. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 171 с.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

  • Диктант 2 класс
  • Правописание слов с двумя безударными гласным
  • Методичні тренінги для вихователів груп раннього віку
  • Предлог
  • Гласные в безударных слогах
  • Системные свойства урока
  • Безударные гласные в корне
  • Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей
  • Функции педагогики
  • Правила поведения

/**/

Конфликт в классе: примеры, причины и предотвращение среди учащихся

Не секрет, что конфликт может возникнуть в любой обстановке, где присутствуют люди. Это особенно верно для детей, которые все еще учатся эффективно общаться и понимать друг друга.

Хотя некоторые конфликты неизбежны и даже могут быть полезными, их слишком много может привести к враждебной и непродуктивной учебной среде.

В этой статье мы рассмотрим различные типы конфликтов, которые могут возникнуть в классе, а также различные причины и методы предотвращения.

Что такое конфликт в классе?

Конфликт в классе — это ситуация, в которой два или более человека в классе испытывают напряжение, разногласия или враждебность. Это может быть вызвано целым рядом факторов, таких как расхождения во мнениях, конфликты личностей или конкуренция за оценки. Конфликт в классе может оказать негативное влияние на учебную среду и общий академический опыт.

Приведите примеры конфликтов в классе?

В каждом классе всегда будут конфликты между учениками. Важно понимать, что это за конфликты, чтобы их можно было разрешить быстро и эффективно. Вот 15 примеров конфликтов между учениками в классе:

1. Один ученик постоянно перебивает другого, когда тот пытается говорить. Это может привести к конфликту в классе.

2. Два ученика постоянно спорят друг с другом об одном и том же.

3. Группа студентов регулярно исключает из своей деятельности одного студента.

4. Студент распространяет слухи о другом студенте, пытаясь испортить его или ее репутацию.

5. Учащийся постоянно пытается унизить или высмеять другого учащегося в присутствии других.

6. Студент отказывается выполнять свою долю работы в групповом проекте.

7. Один ученик всегда пытается показать или превзойти другого ученика.

8. Один учащийся запрещает другому учащемуся участвовать в групповых занятиях.

9. Группа студентов нападает на одного студента и некоторое время издевается над ним.

10. Один ученик прямо или косвенно угрожает другому ученику.

11. Учащийся заставляет других нападать на другого ученика и запугивать его или ее.

Каковы причины конфликтов в классе среди учащихся?

В каждом классе обязательно возникнут конфликты между учениками. В то время как определенное количество конфликтов может быть полезным, слишком много может привести к сбоям в обучении. Итак, каковы 12 наиболее распространенных причин конфликтов в классе среди учащихся?

1. Различные стили обучения.

Некоторые студенты лучше учатся, слушая лекции, в то время как другие предпочитают практические или визуальные методы. Это может привести к конфликту, когда учащиеся чувствуют, что их учат не так, как им лучше всего. Например, некоторые из моих учеников лучше учатся, когда делают то, что они изучают, в то время как другие учатся, читая и слушая. Одни хорошо учатся в одиночку, другие лучше учатся в группе. Это часто создает путаницу среди учащихся, когда вы даете им возможность выбирать, что и как изучать.

2. Конкуренция за ресурсы.

При ограниченном количестве ресурсов (таких как парты, карандаши или стулья) учащиеся часто соревнуются за них. Это может привести к конфликтам, когда один учащийся слишком сильно использует ситуацию, а другие учащиеся чувствуют себя бессильными остановить его или ее.

3. Личные разногласия.

Некоторые студенты просто более конкурентоспособны, чем другие. Будь то желание выделиться или просто желание быть лучшим, этот тип конкуренции может привести к конфликту. Например, один учащийся может не желать, чтобы другой учащийся лидировал в обсуждении в классе, даже если этот учащийся не вносит столько вклада, сколько должен. Это может привести к конфликту между ними и может повлиять на мир в классе.

4. Неоднородные уровни способностей.

Когда учащиеся имеют разный уровень способностей, учителю может быть трудно создавать уроки, которые бросают вызов всем, не расстраивая тех, кто борется. Например, ученику, хорошо разбирающемуся в математике, урок базовой алгебры может показаться легким, в то время как менее опытный ученик может столкнуться с проблемами при выполнении той же задачи. Это может привести к конфликтам, поскольку более продвинутый учащийся чувствует себя менее сложным и разочарованным, а менее продвинутый учащийся чувствует себя обделенным и неважным.

5. Плохое обучение.

Если вы не умеете общаться или не обладаете привлекательной личностью, вам может быть трудно поддерживать интерес учащихся. Когда ваши уроки скучны или вы недостаточно увлекательны, ученики могут начать чувствовать разочарование, и конфликт может стать реальностью. Это может привести к конфликту между вами и вашими учениками, потому что они могут начать плохо себя вести или прерывать урок.

6. Обучение разрушительно.

Учащиеся могут изучать разные навыки в разных классах. Это может создать конфликт, поскольку учащиеся пытаются усвоить новую информацию и одновременно следовать инструкциям своего учителя. Это может привести к сбоям в классе, что приведет к конфликту между вами и вашими учениками. Например, учащийся, который изо всех сил пытается чему-то научиться, может мешать, в то время как другой учащийся пытается следовать чему-то другому на уроке.

7. Отсутствие мотивации может привести к конфликту в классе.

Учащиеся могут быть менее заинтересованы в учебе, если они не заинтересованы в своем предмете или учителе. Если ваши уроки не интересны, ученики могут потерять интерес и стать разрушительными. Это может привести к конфликту между вами и вашими учениками, потому что они не смогут сосредоточиться на уроке. Например, учащийся, у которого проблемы на уроке математики, может стать разрушительным, если ему не нравится предмет.

8. Отсутствие техники может вызвать конфликт в классе.

Если учащимся нужны компьютеры и другие технические средства для доступа к информации и общения с другими, но их нет, может возникнуть конфликт. Например, учащийся, назначенный в класс без компьютера, может стать разрушительным, потому что он не может выполнять свои задания.

9. Отсутствие поощрения может создать атмосферу конфликта в вашем классе.

У учащихся может не быть мотивации к учебе, если они не видят смысла в полученных знаниях или если вы их не поощряете. Это не создает позитивных и благоприятных условий для достижения успеха всеми. Эта среда может спровоцировать конфликт между вами и вашими учениками или между самими учениками. Например, учащийся, который чувствует, что его не поддерживают, может не чувствовать, что он может внести свой вклад в обсуждение в классе, что может привести к конфликту.

10. Отсутствие актуальности может привести к конфликту в классе.

Учащиеся могут не видеть связи между тем, что они изучают, и своей жизнью вне школы. Это может привести к ситуации, когда учащиеся не участвуют в занятиях. Это также может привести к конфликту, потому что учащиеся могут чувствовать, что они не могут понять или понять то, что они изучают в классе. Например, студент, изучающий Древнюю Грецию, но не имеющий к ней никакого отношения, может испытывать разочарование и гнев, когда не понимает материала.

11. Отсутствие единообразия может вызвать конфликт в классе.

Учащиеся могут изучать разные вещи в разных классах, и поэтому им трудно передавать свои знания. Это может привести к конфликту, поскольку учащиеся могут не понимать друг друга или материал. Например, учащийся, который узнал о Древней Греции на уроке истории, может быть не в состоянии понять учащегося, изучающего Древнюю Грецию на уроке греческого языка.

12. Отсутствие дисциплины и порядка может вызвать конфликт в классе.

Учащихся может отвлекать шум в классе или поведение других учащихся. Это может привести к конфликту, потому что учащиеся могут быть не в состоянии сосредоточиться на том, что они изучают. Например, ученик, который пытается учиться, может быть не в состоянии сосредоточиться, если в комнате много шума и другие ученики постоянно разговаривают. Это может вызвать драки/ссоры между учениками.

12. Отсутствие образцов для подражания.

Если вы не моделируете разрешение конфликтов или способы их предотвращения или предотвращения в своем классе, ваши ученики не будут знать, как справляться с проблемами, которые могут привести к конфликту между ними. То же самое относится к опекунам или домашним хозяйствам студентов. Например, учащийся, выросший в семье, где всегда были конфликты, может не знать, как справляться с разногласиями, не поддаваясь эмоциям и не расстраиваясь. Это может привести к дракам/ссорам в классе.

Как предотвратить конфликты между учениками в классе?

Ни для кого не секрет, что конфликт между учениками может легко возникнуть в классе. Если его не остановить, конфликт может привести к сбоям в работе, снижению производительности и упущенным возможностям для обучения.

К счастью, учителя могут многое сделать, чтобы предотвратить конфликты в классе. Вот 19 наиболее эффективных стратегий:

1. Поощряйте положительное подкрепление среди учащихся.

Положительное подкрепление — отличный способ предотвратить конфликт, поскольку оно вознаграждает желаемое поведение и препятствует отрицательному. Например, положительный отзыв учащихся о хорошем поведении в классе может помочь им научиться вести себя позитивно и в других ситуациях.

2. Установить четкие правила и последствия с начала учебного года в отношении конфликтов в классе.

Когда учащиеся знают, чего от них ждут и что произойдет, если они не оправдают этих ожиданий, они с меньшей вероятностью будут вести себя разрушительно, что может привести к конфликту. Например, учащимся, от которых ожидается, что они будут говорить тише во время урока, может быть назначено наказание, если они не могут следовать этому правилу.

3. Убедитесь, что все учащиеся имеют доступ к ресурсам и поддержке.

Не все учащиеся положительно реагируют на правила и последствия, поэтому важно убедиться, что у них есть ресурсы, необходимые для того, чтобы справляться с конфликтами здоровым образом. Это могут быть доступные консультационные услуги, сеансы групповой терапии или образовательные материалы, связанные с управлением конфликтами.

4. Возлагать большие надежды на поведение учащихся в отношении разрешения конфликтов в классе.

С раннего возраста учащиеся приучаются взаимодействовать с другими людьми и разрешать конфликты. Когда эти навыки не используются здоровым образом, это может привести к конфликту в классе. Плохое управление конфликтами может иметь много негативных последствий для учащихся, включая чувство разочарования, гнева и стресса.

Возможности для конфликтов возникают естественным образом, когда учащиеся пытаются выучить новый материал или работают над групповыми проектами. Тем не менее, учителя должны принимать меры для предотвращения возникновения конфликтов в первую очередь.

Они должны возлагать большие надежды на поведение своих учеников в отношении управления конфликтами, устанавливать четкие границы неприемлемого поведения и обучать эффективному разрешению споров.

Принимая эти меры, учителя могут помочь своим ученикам научиться работать сообща и продуктивно.

5. Установите и применяйте последовательные и четкие правила в отношении управления конфликтами и их разрешения.

Последовательность является ключом к эффективной дисциплине и конфликту. Если учащиеся знают, что от них ожидается, они могут соответствующим образом скорректировать свое поведение. Например, если вы ожидаете, что учащиеся будут говорить по очереди, убедитесь, что правило сформулировано четко и последовательно. Это поможет уменьшить количество конфликтов.

6. Поощряйте учащихся разрешать конфликты мирным путем.

Многие конфликты можно решить без участия властей. Если спор слишком накален, чтобы разрешить его мирным путем, подумайте о том, чтобы проконсультироваться с учителем или администратором, которые помогут разрешить ситуацию. Например, в классе вы можете попросить учащихся найти решение их спора вне класса.

7. Создайте благоприятную атмосферу, в которой учащиеся будут чувствовать себя в безопасности, чтобы предотвратить конфликты в классе.

Когда в классе возникает конфликт, может быть трудно понять, как подойти к ситуации и совладать с вовлеченными эмоциями.

Позитивный климат, в котором учащиеся чувствуют себя в безопасности, необходим в первую очередь для предотвращения конфликтов.

Создание безопасного пространства для общения учащихся и обмена идеями — один из самых важных шагов в предотвращении возникновения конфликта.

Некоторыми распространенными причинами конфликтов в классе являются непонимание или расхождения во мнениях, поддразнивание или запугивание, а также соперничество между учащимися.

Позитивный климат важен для того, чтобы все учащиеся чувствовали себя желанными и уважаемыми, независимо от их происхождения или интересов.

Создавая атмосферу взаимного уважения, учителям будет легче выявлять и разрешать конфликты до того, как они станут слишком серьезными.

8. Постоянно соблюдайте школьные правила и процедуры.

Если учащиеся будут знать, что вы серьезно относитесь к соблюдению правил, они с меньшей вероятностью будут плохо себя вести и создавать условия для конфликтов. Например, обеспечение того, чтобы все учащиеся носили правильную школьную одежду и знаки различия, помогает создать ощущение порядка и дисциплины.

9. Научите учащихся мирно и уважительно решать проблемы и разрешать конфликты, используя навыки разрешения конфликтов.

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов может помочь предотвратить конфликты в классе. С помощью навыков разрешения конфликтов учащиеся могут научиться решать проблемы и разрешать конфликты мирным и уважительным образом.

Некоторым учащимся будет полезно узнать о различных типах конфликтов до того, как они войдут в классную комнату.

Это поможет им лучше понять, как определенные типы споров могут развиваться в классе, и даст им инструменты для ведения переговоров или обсуждения вопросов, не прибегая к гневу или агрессии.

Кроме того, предоставление учащимся возможности практиковать эти навыки за пределами класса может помочь им выработать правильные методы, когда они неизбежно сталкиваются с конфликтами во время учебы или совместной работы.

10. Демонстрируйте правильное поведение в своем повседневном общении со студентами и позитивно реагируйте на плохое поведение других.

Когда дело доходит до поведения в классе, важно моделировать уместное и позитивное взаимодействие с учащимися. Также важно конструктивно реагировать на плохое поведение других. Поступая таким образом, мы можем помочь поддерживать здоровую и продуктивную атмосферу в классе для всех. Ниже приведены несколько советов по моделированию надлежащего поведения:

Всегда проявляйте уважение. Разговаривая со студентами, всегда используйте вежливый язык и избегайте ненормативной лексики. Помните, что все люди разные, поэтому старайтесь не навязывать им свои взгляды. Говорите медленно и четко, чтобы все могли вас понять.

Сохраняйте спокойствие под давлением. Когда в классе что-то идет не так (например, ученик выходит из-под контроля), не поддавайтесь эмоциям и не расстраивайтесь. Сохраняйте спокойствие и собранность, даже когда становится тяжело. Это поможет сохранить атмосферу в классе позитивной и упорядоченной.

11. Используйте стратегии профилактики, такие как посредничество сверстников, консультирование и разрешение конфликтов, чтобы уменьшить проблемное поведение.

Когда учащиеся находятся в классе, конфликт неизбежен. Однако есть способы не допустить, чтобы это стало проблемой.

Одним из способов предотвращения конфликтов является посредничество сверстников. Это включает в себя участие одного или нескольких одноклассников и помощь в разрешении спора между двумя сторонами. Это может быть полезно в ситуациях, когда один из учащихся чувствует угрозу или дискомфорт.

Еще одной стратегией профилактики является консультирование. Это может помочь учащимся справиться со своими эмоциями и научиться конструктивно справляться со своим гневом и разочарованием.

Программы разрешения конфликтов также могут быть полезны для предотвращения выхода конфликтов из-под контроля. Эти программы учат студентов, как выявлять конфликты и справляться с ними до того, как они перерастут в проблему.

Наконец, учителям важно создать среду, способствующую здоровому общению и сотрудничеству.

Создавая среду, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно, сообщая о своих проблемах, преподаватели могут снизить вероятность возникновения конфликтов.

12. Обучайте социальным навыкам учащихся, испытывающих трудности с ними, чтобы предотвратить конфликты в классе.

Многие учащиеся испытывают трудности с социальными навыками и, как следствие, часто могут быть склонны к конфликтам в классе.

Это особенно важно для учащихся, переживших ранее травму или испытывающих трудности с сенсорной обработкой.

Обучение этим учащимся навыкам общения поможет предотвратить возникновение конфликтов и поможет им лучше ориентироваться в общении с одноклассниками.

Кроме того, обучение этим навыкам может помочь учащимся чувствовать себя более уверенно и получать поддержку в своих классах.

13. Используйте данные, чтобы направлять свой план дисциплины и быть в курсе конфликтных ситуаций.

Возникновение конфликта в классе может быть результатом множества факторов, многие из которых невозможно предсказать.

Тем не менее, эффективные дисциплинарные планы могут помочь смягчить вероятность конфликта, способствуя обучению учащихся. Одним из способов выявления потенциальных конфликтов является регулярный мониторинг данных, полученных от учащихся.

Например, если наблюдается рост негативного поведения или нарушений в классе, это может указывать на проблему, которую необходимо решить.

Когда это возможно, также важно отслеживать прогресс и достижения отдельных учащихся, чтобы можно было надлежащим образом решить любые проблемы.

Кроме того, знание причин и предотвращение конфликтов может помочь вам лучше справляться с трудными ситуациями, когда они все же возникают.

14. Пройдите курс обучения вмешательству и поддержке позитивного поведения (PBIS), который поможет вам предотвратить конфликты в классе.

Важно пройти обучение по PBIS, чтобы предотвратить возникновение конфликтов.

PBIS включает в себя такие стратегии, как установление четких ожиданий, обеспечение положительного подкрепления и обратной связи, а также использование методов разрешения конфликтов.

Включив эти стратегии в свою практику преподавания, преподаватели могут помочь своим учащимся научиться вести себя в классе сообща и уважительно.

15. Разработать систему решения проблем, приводящих к конфликтам между учащимися.

Система отслеживания конфликтных ситуаций. Эта информация должна быть собрана таким образом, чтобы вы могли определить, какие учащиеся с наибольшей вероятностью столкнутся с проблемами, ведущими к конфликту, и предпринять соответствующие действия для решения этих проблем.

Например, вы можете посмотреть, какие учащиеся постоянно демонстрируют деструктивное или агрессивное поведение или у кого были конфликты с другими учащимися.

Наличие системы, которая поможет вам в этом, поможет вам лучше выявлять и устранять коренные причины конфликтов, а также обеспечивать, чтобы каждый в вашей школе мог участвовать в безопасной и позитивной образовательной среде.

16. Проведите оценку потребностей, чтобы определить степень проблем, которые могут вызвать конфликты в классе, и решить, как их можно решить.

Конфликты в классе могут возникать из разных источников, таких как личные разногласия, разные толкования правил или разные взгляды на то, как лучше всего учиться.

Оценка потребностей может помочь определить степень и причины конфликтов, а также возможные решения.

Для эффективного разрешения конфликтов учителям важно иметь четкое представление об интересах и мотивах своих учеников.

Кроме того, эффективное разрешение конфликта требует, чтобы обе стороны были готовы и способны слушать и сопереживать друг другу.

17. Наблюдайте за учащимися с длительной инвалидностью или с инвалидностью, которая может повлиять на их способность следовать правилам или избегать конфликтов с другими.

Когда учащиеся находятся на длительной инвалидности или имеют инвалидность, которая может повлиять на их способность следовать правилам или избегать конфликтов с другими, важно, чтобы вы могли контролировать их.

Это можно сделать несколькими способами, например, регулярно отмечая учащегося, устанавливая определенные требования к поведению или непосредственно вмешиваясь, когда это необходимо.

При эффективном проведении этот тип контроля может помочь гарантировать, что учащиеся получают необходимую им помощь, и свести к минимуму возможные конфликты в классе.

18. Обучайте учащихся, которым трудно следовать правилам и указаниям

Конфликты в классе могут возникать по разным причинам, в первую очередь из-за разграничения приемлемого и неприемлемого поведения. Когда учащиеся следуют правилам и указаниям, но все же вступают в конфликт, им может быть трудно понять, чего от них ожидают. Это может привести к разочарованию как со стороны ваших учеников, так и со стороны вас, и в конечном итоге к конфликту.

Один из способов предотвратить возникновение конфликтов — дать учащимся четкие и краткие указания. Это не только облегчает им понимание того, что от них ожидается, но также предотвращает неправильное понимание или интерпретацию инструкций.

Кроме того, вам может быть полезно установить четкие правила приемлемого поведения, чтобы учащиеся знали, чего не следует делать, чтобы не расстраивать других. Следуя этим рекомендациям, вы поможете создать среду, в которой всем учащимся будет комфортно участвовать и учиться вместе.

19. Работайте с учащимися над решением проблем, которые приводят к конфликтам.

Конфликты могут возникать в классе, когда учащиеся имеют разные мнения или по-разному воспринимают разные ситуации. Есть много причин конфликтов, в том числе черты характера, эмоции и социальное окружение.

Для вас важно работать со студентами над решением проблем, которые приводят к конфликтам. Этого можно добиться, предоставляя возможности для диалога, устанавливая четкие правила и ожидания и поощряя позитивное поведение.

Вы также должны знать о признаках потенциального конфликта и принять соответствующие меры для предотвращения его эскалации.

Заключение

В заключение, важно знать о различных путях возникновения конфликтов в классе и иметь план их разрешения. Установив правила и процедуры в начале года и придерживаясь их, учителя могут помочь предотвратить многие конфликты. Когда конфликт действительно возникает, важно разрешить его немедленно, справедливо и твердо. Поступая таким образом, учителя могут помочь создать позитивную и уважительную учебную среду для всех учащихся.

Типы и уровни конфликтов в классе

Конфликт — это реальность, которая нравится немногим. Нравится нам это или нет, ученики часто расходятся во мнениях и бросают вызов друг другу, а иногда даже учителю. В этом посте мы рассмотрим типы и уровни конфликтов.

Аффективный конфликт

Аффективный конфликт — это эмоциональный конфликт. Другими словами, существует эмоциональная несовместимость между двумя людьми или группами людей. Учащиеся печально известны тем, что обижают чувства друг друга, заставляя учителя разобраться в проблеме. Когда наступает аффективный конфликт, между вовлеченными сторонами часто отсутствует общее взаимопонимание.

Эмоциональное состояние ученика может быть непредсказуемым. Таким образом, избежать аффективного конфликта иногда может быть сложно как для учащихся, так и для учителей. То, что сегодня причиняет вред, на следующий может привести к серьезной вспышке. Многие люди хотят быть чувствительными, но иногда трудно определить линию чувствительности.

Когнитивный конфликт

Когнитивный конфликт связан со значительным расхождением мнений. Когда люди спорят о том, как лучше сделать что-то или какие-то идеи, это часто приводит к когнитивному конфликту. Многие конфликты могут начинаться когнитивно, но быстро перерастают в аффективный конфликт. Как правило, когнитивный конфликт встречается не так часто, поскольку в конфликте люди часто больше полагаются на свои эмоции, чем на свои интеллектуальные способности. Доказательством этого является то, как люди заменяют «я чувствую» на «я думаю». Для многих людей эти две фразы означают одно и то же.

Поведенческий конфликт

Конфликт также может возникнуть из-за действий человека или группы, которые оскорбляют другого. Когда поведение одного человека или группы оскорбляет другого, это пример поведенческого конфликта. Например, разговор ученика в классе может привести к поведенческому конфликту с учителем. Как и аффективный конфликт, поведенческий конфликт может быть сложным, потому что люди могут быть непредсказуемы с точки зрения приемлемого поведения.

Конфликт целей

Группа, желающая разных результатов, может прийти к серьезным разногласиям. Конфликт целей возникает, когда люди борются за достижение разных целей. Классический пример — просмотр любой спортивной игры. Как правило, обе стороны не могут участвовать в игре.

Все эти различные формы конфликта могут быть взаимосвязаны. Например, ученик разговаривает в классе, что приводит к поведенческому конфликту с учителем. Во время поведенческого конфликта учитель или ученик могут рассердиться, что является аффективным конфликтом. Чтобы еще больше запутать ситуацию, может возникнуть конфликт целей, потому что учитель хочет, чтобы разговор прекратился, в то время как ученик хочет продолжать. Наконец, когнитивный конфликт может возникнуть из-за того, что учитель считает, что ученику нельзя говорить, в то время как ученик не видит в этом ничего плохого.

Поэтому, возможно, будет разумнее не сосредотачиваться так сильно на типе конфликта, а вместо этого сосредоточиться на его разрядке.

Объем конфликта

Конфликт может происходить на нескольких уровнях. Межличностный конфликт – это конфликт внутри личности. Примером этого является студент, пытающийся решить или поступить правильно. Эта внутренняя борьба является формой внутриличностного конфликта.

Межличностный и межгрупповой конфликт – это конфликт между отдельными людьми и группами. Наконец, межорганизационный конфликт — это конфликт между организациями. Каждая из этих форм конфликта может включать в себя сложные альянсы и переговоры. Например, два ученика из одной группы или школы, которые обычно ненавидят друг друга, могут работать вместе, если посторонний оскорбляет группу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts