Конфликт учитель ученик: Конфликт с учителем ✔️ Что делать?

Конфликт между учениками: как распознать и разрешить

Проблема. С ужасающим постоянством в СМИ появляются статьи про конфликты между учениками, которые порой приводят к определенным последствиям. И всегда после них возникает вопрос, а можно ли было всё это предотвратить.

Решение. На самом деле, подобные стычки могут иметь позитивный, мобилизующий характер, если вокруг того, кого обидели, сплачиваются другие ученики. Но как различить конфликт и откровенно опасный буллинг?

Оглавление:

  1. Виды школьных конфликтов между учениками
  2. Плюсы и минусы конфликтов в школе
  3. Отличие конфликта от травли (буллинга)
  4. 9 основных причин конфликтов между учениками
  5. Как решить конфликт между учениками в школе

Виды школьных конфликтов между учениками

Конфликт между учениками – нормальное явление. Профессиональная деятельность педагога, кроме обучения и ведения воспитательной работы, предполагает общение с другими учителями, учениками и родителями. Каждый день в школе происходит большое количество различных контактов, поэтому нередко встречаются и конфликтные ситуации. Полностью предотвратить их невозможно. Да и не всегда следует уходить от конфликтов.

Дело в том, что грамотное разрешение напряженных ситуаций позволяет сблизить учеников, повысить уровень их взаимопонимания и обеспечить положительные результаты воспитательной работы.

Конфликт между учениками предполагает враждебное отношение друг к другу, противостояние мнений, несовместимость интересов, несоответствие целей, разные взгляды на поведенческие нормы. Каждый конфликт вырастает на основе инцидента (конфликтной ситуации). Рассмотрим основные элементы конфликтной ситуации:

  • стороны конфликта;
  • предмет конфликта.

По особенностям поведения конфликтующих сторон различают 2 вида конфликтов:

  1. Деструктивный. В этом случае наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами.
    Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием и т.д.
  2. Конструктивный. Такой вид конфликта приводит к тому, что его участники получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов столкновения.

Плюсы и минусы конфликтов в школе

Что положительного в конфликтах между учениками

Негативные составляющие конфликта между учениками

  • Сильные переживания и отрицательные эмоции.
  • Ухудшение взаимоотношений.
  • Нарушение микроклимата в классе.
  • Снижение успеваемости и качества учебы.
  • Неэффективное использование времени (исследования показали, что 1 мин. конфликта приводит к 12 мин. постконфликтных переживаний).

Отличие конфликта от травли (буллинга)

Невозможно найти человека, который бы не сталкивался с конфликтными ситуациями. У взрослых людей вырабатывается определенный опыт, позволяющий оказывать противостояние «атакам» в свою сторону, но дети не всегда могут с этим справиться.

Они особенно остро переживают такие ситуации в школьные годы. Конфликт между учениками в классе может развиваться уже с первых дней учебы.

Буллинг (травля) представляет собой систематическое проявление агрессии в отношении определенных детей. Он является глубокой проблемой современной школы. Буллинг развивается на «неравенстве сил». Это явление не всегда проявляется в физических нападениях. Нередко встречаются случаи психологической травли.

Конфликт не предполагает систематических насильственных действий. Он развивается на основе противоречий и разногласий между участниками. Конфликт между учениками считается разрешенным, если устранен инцидент. В школьной практике такие случаи возникают не только между детьми, в них могут участвовать родители и даже педагоги.

Причинами конфликтных ситуаций в школе могут выступать самые разные факторы, начиная от детской обиды и заканчивая столкновением мнений по вопросам организации учебного процесса.

9 основных причин конфликтов между учениками

Детям сложно находить взаимопонимание со всеми учениками своего класса. Различия в воспитании, характерах, мнениях, взглядах нередко способствуют развитию конфликтов. Причинами обычно становится:

  • борьба за лидерство;
  • соперничество;
  • ложь, сплетни;
  • оскорбления;
  • нанесенные обиды;
  • враждебное отношение детей к «любимчикам» педагога;
  • неприязнь к конкретной личности;
  • детская влюбленность при отсутствии взаимности;
  • борьба за внимание девочки/мальчика.

В начальной школе конфликты между учениками выглядят достаточно безобидно. Поставили подножку, дернули за косичку, бросили снежком и т.д. Подобные ситуации дети быстро забывают и уже через несколько минут вновь становятся друзьями.

С возрастом дети начинают более внимательно относиться к таким категориям, как дружба, симпатия, предательство. Они начинают давать оценку душевным качествам соучеников. На этом фоне конфликты становятся более серьезными и могут приводить даже к потасовкам.

Есть немало примеров, когда отдельные ученики превращаются в изгоев и постоянно испытывают гонения в школе. Тому, кто оказался в такой ситуации, становится невыносимо дальнейшее нахождение в коллективе одноклассников. Вместо того чтобы постараться найти причину такого отношения и измениться самому, такие дети часто меняют школу.

Одной из причин негативного отношения со стороны учеников может быть склонность к «ябедничеству» учителям на одноклассников. Свой «доносчик» есть в каждом классе. Дети к этому относятся очень болезненно. Они ценят преданность и хотят, чтобы класс был крепкой, единой командой. Как только на одного из учеников «падает тень» доносчика, он попадает в категорию предателей.

Нередко ябеды испытывают не только психологическое, но и физическое давление. Их одноклассники считают, что доносчика нужно обязательно проучить, чтобы он прекратил «закладывать» их учителям или родителям. Педагоги должны принять меры, чтобы пресечь попытки физического воздействия на детей, как в школе, так и за ее пределами. Они несут непосредственную ответственность за здоровье своих учеников.

Еще одним качеством, которое вызывает нетерпимость у детей, является зазнайство. Встречаются ситуации, когда отличники или ученики, которым знания даются легко, ведут себя высокомерно по отношению к соученикам. Подобные случаи могут провоцировать конфликтные ситуации.

Количество «двоечников» и «троечников» всегда больше, чем отличников, они держатся более сплоченно и будут стараться наказать заносчивого одноклассника. Такие противостояния встречаются практически в каждом классе. Ученики, которые учатся плохо, могут испытывать зависть к отличникам. Развитию конфликтной ситуации нередко способствуют и сами педагоги, если они перед всем классом стыдят «двоечников» и хвалят своих любимчиков.

Отличники, которые не дают списывать тем, кто учится плохо, могут попасть в список «личных врагов» школьных хулиганов. Испытывая обиду, двоечник может при удобном случае «подставить» более удачливого одноклассника. Он может подменить домашнее задание, высмеять перед классом, прицепить на спину листок с обидной фразой, подложить жевательную резинку на стул и т. д. Список «подстав» и шуток очень обширный и ограничен лишь фантазией школьников.

Как решить конфликт между учениками в школе

Есть много примеров, когда конфликты между учениками в школе происходят непублично. При этом их свидетели и участники скрывают это от взрослых. Педагогу важно научиться выявлять конфликты на основании косвенных признаков. К примеру:

  • в классе ощущается напряженность и некомфортная обстановка;
  • нередко возникают неловкие паузы;
  • появляются признаки, что ученики что-то скрывают от учителя.

Существуют ряд ситуаций, которые потенциально могут приводить к конфликтам между учениками. Педагогу следует проявить повышенную бдительность, если:

  1. В классе появился новый ученик. В ученическом коллективе формируется своя атмосфера и иерархия, где у каждого есть своя роль, поэтому новеньких воспринимают настороженно. Даже, если новый ученик легко выстраивает отношения с одноклассниками и принял их правила, существует высокая вероятность столкновения интересов.
  2. Один из учеников начинает вести себя неадекватно. Одноклассники могут объединиться против того, кто срывает уроки, игнорирует замечания и делает другие «ненормальные» поступки.
  3. Один учащийся сильно отличается от остальных соучеников. Это могут быть отличия в поведении, внешнем виде, отношении к учебе, либо ребенок ведет себя слишком скрыто, гиперактивно и т.д. существует высокая вероятность, что он будет изгоем в своем классе.

Рассмотрим основные способы разрешения конфликтных ситуаций в школьных коллективах:

  • Чтобы урегулировать конфликт и найти правильное его решение, нужно стать примером для учеников. Учитель должен демонстрировать уважительное и справедливое отношение к окружающим, включая детей. Большое влияние на формирование взаимоотношений в классе оказывают педагогическая тактичность и модель взаимодействия учителя с детьми (особенно если речь идет о классном руководителе).
  • После выявления конфликта между учениками необходимо разобраться, насколько далеко зашла ситуация. Чтобы избежать обострения, следует поспособствовать, чтобы ее участники самостоятельно урегулировали взаимоотношения.
  • Даже если кажется, что конфликт зашел в тупик, педагог не должен срочно вмешиваться в разбор противостояния. Нужно постараться помочь конфликтующим сторонам советом, как устранить разногласия и наладить отношения.
  • В работу по разрешению конфликта следует вовлекать всех его участников. Она должна быть совместной. Нужно помочь конфликтующим ученикам наладить диалог между собой. Нельзя кого-то обвинять или давить на одну из сторон. Нужно помнить, что в конфликте между учениками, чаще всего, виноваты все участники. Необходимо способствовать конструктивному диалогу, обсуждению сложившейся ситуации и поиску компромиссных решений. Важно научить детей слушать друг друга и уметь поставить себя на место оппонента.
  • Если все использованные приемы не помогли устранить конфликт, проблему нельзя замалчивать. Нужно привлечь к ее разрешению завуча или директора, родителей, психолога и т. д.

считается разрешенным, если ликвидированы его причины. В ситуации, когда устранить проблему доступными методами не получается, родители могут перевести ребенка на семейное обучение. При таком подходе можно самостоятельно выбирать педагогов и исключается возможность контактов с родительским коллективом.

Конфликты между учениками в школе встречаются довольно часто. Если ситуация переходит в систематическую травлю отдельных детей и приобретает форму буллинга, в обязательном порядке необходимо вмешательство педагогов и родителей, с привлечением детского психолога.

Рейтинг: 3

( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Эксперты рассказали, как разрешить конфликт между учителем и учеником

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

24. 05.2021 18:47

Поделиться

Учитель и ученик: у кого больше прав?

Ксения Колесникова

В российских школах не утихают ЧП. Новостные топы пестрят: ученик напал на учителя, буллинг, скандалы с родителями… Почему все чаще классы становятся местом для взаимной нетерпимости? И есть ли эффективный способ разрешения школьных конфликтов? Об одном из таких инцидентов «РГ» рассказала читательница — многодетная мама. Повод едва ли не банальный: «двойка» дочери-девятиклассницы за проект по английскому языку. Но, как выяснилось, за ним скрывается целый пласт проблем, о которых публично говорить не принято.

Николай Оберемченко/ «Комсомольская правда»

«У меня трое детей, они учатся в 5, 8 и 9-м классах сильной школы. И вот уже на протяжении девяти лет я сталкиваюсь с ситуацией, когда учителя ставят оценки не по открытым и прозрачным критериям, а так, как им заблагорассудится, исходя из личных предпочтений, — признается Юлия. — В подавляющем большинстве ситуация решается не в пользу ребенка».

По словам мамы, нередки случаи, когда средний балл в 4,57 одни педагоги округляют до «4», а другие — до «5». Вот такая сложная математика. И это при том, что критерии оценки для промежуточной аттестации утверждаются на уровне локального нормативного акта конкретной школы. Все учителя должны ему следовать. Однако, если прочитать этот документ, волосы встают дыбом не только у родителей.

«В нем прописаны некие общие правила выставления оценок. Освоил меньше 50 процентов материала? Тебе «двойка». От 50 до 80 процентов — «тройка». От 80 до 99 процентов — «четверка». И только выполнивший абсолютно все задания на 100 процентов может рассчитывать на «пять», — продолжает Юлия. — Такие правила могут полностью убить всю мотивацию к учебе».

По словам мамы, в школьном документе не указано, какой средний балл нужен для получения четвертной «пятерки» или «четверки». Как он округляется. Отсюда — простор для манипулирования и непрозрачности. За разъяснениями мама обратилась к администрации школы. Но вместо конструктива — получила конфликт.

«На днях старшая дочь защищала проект по английскому языку (при том, что по локальному акту школы, проект дети защищают в 10-11 классах). Написала текст на 12 страниц, подготовила 15-минутное выступление. Итог — «двойка», которая отразится на аттестате. Средний балл по английскому все эти годы у нее держался на уровне 4,5. Дочь в слезах. Объективных критериев оценки школа не предоставила, — продолжает Юлия. — Если твой учитель — завуч, о какой объективности комиссии может идти речь? Если я пойду в суд, получится слово учителя против слова ученика. У кого больше прав и возможностей? У педагога со стажем, который прекрасно знает, как манипулировать образовательными нормами, или у подростка?»

Освоил от 80 до 99 процентов материала? Тебе — «четверка». Только 100 процентов правильных ответов оцениваются на «пять»

У редакции тоже возникли вопросы. Скажем, такие. Можно ли отправить школьный проект ребенка на независимую экспертизу и добиться независимой оценки? Отражает ли стандартная 5-балльная система современные требования к результатам обучения детей? За комментариями «РГ» обратилась к экспертам и чиновникам.

Департамент образования предоставил «РГ» ответ директора школы, в которой произошел конфликт. Цитируем: «Мы готовы идти навстречу, помочь девочке в работе, ведь для нас главное — качество образования. Сейчас коллектив школы работает над актуализацией локальных нормативных актов. Для того чтобы повысить объективность итоговой отметки, а также повысить качество изучения материала, мы планируем ввести средневзвешенную систему оценки знаний, умений и навыков учащихся. То есть при определении итоговой отметки за четверть или полугодие мы будем руководствоваться не средним арифметическим, а «весом» каждой оценки, которая выражает показатели различной деятельности учащихся. Таким образом, мы хотели повысить объективность итоговой отметки, усилив ее зависимость от результатов работы на протяжении всего учебного года, мотивировать учащихся».

Чем закончится эта история? «РГ» будет внимательно следить. Все войны рано или поздно заканчиваются миром. Все школьные конфликты (за редким исключением, если ребенок не переходит в другую школу) нормальным продолжением учебы. Здравый смысл и житейская мудрость нужны и педагогу, и родителю, чтобы разрешать подобные конфликты в классе, а не в инстанциях…

Комментарии

Анна Вавилова, кандидат юридических наук, ведущий эксперт института образования ВШЭ:

— Отправить проект ребенка на независимую экспертизу всегда можно: вопрос лишь в том, что это даст? Допустим, будет экспертиза, и проект высоко оценят — хорошо для самооценки ребенка, но не более. Это не будет иметь юридического значения. На мой взгляд, лучший суд — это тот, который не состоялся. В первую очередь можно обратиться с вопросами и предложениями к директору, тот обязан отреагировать. Во-вторых, можно написать обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, вынести вопрос на рассмотрение педсовета, родительского комитета. Можно оспорить неправомерную, по мнению родителя, аттестацию (не предусмотренную программой), оспорить несправедливую, по его мнению, оценку. По действующему законодательству, система оценивания в школе фиксируется ее локальными нормативными актами. Специальных требований к этому документу нет, только общие — справедливость, беспристрастность. Проще говоря, школа самостоятельно выбирает, как правильнее оценивать. И школа же будет решать, какая система оценивания ребенка мотивирует, а какая — нет. При этом учитывается мнение родительских советов.В документе конкретной школы, где произошел описанный конфликт, есть действительно пространство для совершенствования: нечетко описанные моменты (нет принципов округления либо иных вариантов бесспорно определить, какая будет четвертная оценка), не описаны процедуры апелляции при несогласии с выставленной оценкой, процедуры информирования законных представителей. Это не делает документ незаконным. Но для своего же удобства и прозрачности школе целесообразно эти моменты регулировать. Если в локальном нормативном акте школы индивидуальный проект действительно не указан, как форма аттестации в 9-м классе, то можно оспорить в суде сам факт проведения этой процедуры. Однако здесь нужно внимательно изучать все документы, все юридические тонкости.

Евгений Ябмург, заслуженный учитель России:

— В суд, конечно, родители могут пойти. Но есть более эффективный способ решения проблемы. Первый этап: я собираю независимый консилиум внутри школы, который выносит свой вердикт. Если родитель не согласен, в столице есть центры независимой оценки качества образования, где ребенка протестируют и проверят уровень его подготовки. И дадут объективный результат: что школьник знает, а что — нет. На этом, как правило, история заканчивается. Хотя в моей практике до этих центров и тем более до судов из-за оценок еще никто не доходил. Поймите, раньше учитель был единственным источником информации и знаний. А сегодня есть интернет, есть разные курсы и образовательные стартапы. Все можно проверить в два клика, и родители могут поставить слова учителя под сомнение. Это примета времени. И не стоит так уж об этом сокрушаться. В конце концов, учитель должен держать себя в тонусе и не отставать от жизни. Педагог не должен думать, что он всегда прав. Но крайности здесь недопустимы. Оспаривать абсолютно каждую оценку — раньше такое и в голову бы никому не пришло.

Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации:

— 5-балльная система оценок устарела совершенно. «Единицы» учителя почти не ставят, «двоек» — особенно четвертных и годовых — многие тоже стараются избегать. И все пространство для маневра — «три», «четыре», «пять». Эта система настолько ограничена, настолько закостенела, что практически не дает современного представления о реальных знаниях ребенка. Зато оставляет большой простор для манипуляций. Оценивать индивидуальный проект по 5-балльной шкале — точно не стоит. Проекты у детей совершенно разные: ребята проявляют творческие, исследовательские способности, раскрываются с разных сторон и учатся вести презентации. А «тройки» и «пятерки» «причесывают» эти проекты под один стандарт. Раньше в некоторых школах проводились эксперименты по введению 10-балльной и 12-балльной системы. Я сама училась в такой школе. И мы с одноклассниками четко знали, что 8 — это не 9, но и не 7. У педагогов была возможность внутри этой системы «подвигаться», у нас была определенная свобода.

Российская газета — Федеральный выпуск: №112(8463)

Поделиться

Образование

Урегулирование конфликта между учителем и учеником | Psychology Today

Юлия Колтырина/Deposit Photos

Источник: Юлия Колтырина/Deposit Photos

Рано или поздно наши подростки неизбежно попадут к учителю, который им просто не нравится. Существует множество причин, по которым подростки не любят учителей, но независимо от причины, когда подростки застревают с учителем, который им не нравится, это может нанести ущерб их успеваемости в школе, а также их отношению.

Итак, как родители, что мы должны делать, когда нашему подростку не нравится их учитель?

Как помочь подростку работать с учителем, который ему не нравится:

1. Не спешите его спасать. В небольшом конфликте нет ничего плохого. На самом деле, ваш подросток может научиться работать с людьми, которые ему не нравятся, и этот навык он может унести с собой. Например, есть вероятность, что они столкнутся с профессором колледжа или боссом, с которым они не сходятся во взглядах, и проработка подобных ситуаций на раннем этапе может подготовить почву для того, как они будут справляться с подобными дилеммами в будущем. Поэтому вместо того, чтобы бежать в школу за сменой учителя, научите подростка преодолевать конфликт. Мы не можем изменить каждую ситуацию, в которой мы находимся, и иногда нам приходится учиться извлекать максимальную пользу из того, что нам дано. Вы никогда не знаете, проработав конфликт, ваш подросток может оказаться с новым любимым учителем.

2. Выслушайте их версию истории. Узнайте, что их беспокоит, задавая конкретные вопросы об учителе и ситуации. При этом постарайтесь помочь подростку отделить его эмоции (субъективный опыт) от фактов (объективных данных). Например, подростки любят делать общие заявления, такие как «Учитель несправедлив» или «Учитель меня не любит». Что на самом деле означают эти вещи, и, кроме того, какие доказательства есть у вашего подростка в поддержку этих заявлений? Если вы поможете подростку отделить свои чувства от фактов, это поможет внести ясность в ситуацию.

3. Рассмотрим другую сторону истории. Когда вы разговариваете со своим подростком, помните, что вы получаете только одну сторону истории, и притом предвзятую. Если копнуть глубже, то можно обнаружить, что между обеими сторонами есть точки соприкосновения. Попытка увидеть вещи с точки зрения учителя может помочь вашему подростку увидеть более широкую картину того, что происходит, а также начать находить решение дилеммы.

4. Предложите им поговорить с учителем. Обычно подростки любой ценой избегают разговоров со своим учителем. Они могут бояться учителя или бояться, что это только усугубит ситуацию. Но, по правде говоря, старая добрая беседа — это как раз то, что нужно вашему подростку с учителем. Это можно сделать по электронной почте или до, во время или после урока, и желательно в то время, когда учитель не занимается преподаванием или выполняет другую задачу, например дежурство в зале.

5. Научите их высказывать опасения. Перед встречей попросите подростка записать свои опасения и обращаться к ним во время разговора. Помогите подростку выражать свои чувства без обвинений. Вы можете сделать это, организовав фиктивную конференцию, где вы будете учителем. Разыграйте весь сценарий и помогите им подготовиться, бросив им несколько крутых мячей по пути.

6. Установить рабочие отношения. Научив подростка формулировать и выражать свои опасения и преодолевать разногласия на раннем этапе, он может чувствовать себя более уверенно, выражая свои мысли и чувства. Хорошие отношения между учеником и учителем имеют первостепенное значение для академического развития и общего успеха вашего подростка.

7. Навигация в сложных ситуациях. Иногда подростки отказываются встречаться со своим учителем. Если ваш подросток категорически против встречи с учителем, возможно, вам придется вмешаться и растопить лед. Имейте в виду, что большинству учителей нравится, когда их ученики обращаются к ним первыми, но они понимают, что многие из их учеников не хотят этого делать. В таких ситуациях родители могут помочь организовать встречу, но в конечном итоге вы захотите, чтобы большую часть разговора говорил ваш подросток, как и учитель.

8. Вызовите подкрепление. Школьные консультанты могут быть прекрасными защитниками учащихся и помочь вашему подростку справиться с конфликтом. Эти специалисты понимают систему и знают учителя, поэтому могут помочь вашему подростку разработать стратегию решения проблемы и, возможно, найти хорошее решение для ее устранения.

9. Необходимо последующее наблюдение. После того, как ваш подросток встретился с учителем, можно связаться с вашим подростком и учителем, чтобы узнать, как идут дела. Обязательно сообщите подростку, что вы собираетесь встретиться с учителем. Следите за ситуацией, и если ситуация не улучшится, вам, возможно, придется организовать еще одну конференцию, на которой вы более открыто выскажете свои опасения.

10. Документ, документ и еще раз документ. Для каждой встречи, электронной почты и/или телефонного звонка ведите журнал ваших контактов и того, что обсуждалось. Это поможет вам, если вам нужно поднять свои проблемы на следующий уровень, например, директору. Могут быть времена, когда ваш подросток пробовал все, и вы тоже. В таких ситуациях у вас может не быть другого выбора, кроме как привлечь администратора.

Источник: Шон Прайор/Deposit Photos

Что делать, когда вы исчерпали все возможности:

1. Предоставление документации. Когда вы все безуспешно перепробовали, пора назначить встречу с директором. Часто первый вопрос, который задают администраторы, звучит так: «Обсуждали ли вы свои опасения с учителем вашего ребенка?» Если вы этого не сделали, они нередко побуждают вас сделать это, чтобы посмотреть, сможете ли вы двое решить вопрос напрямую. Если вы можете предоставить администрации канал связи, мяч на вашей стороне, и у них не будет иного выбора, кроме как действовать в соответствии с вашими опасениями.

2. Устранение неразрешенных разногласий. После того, как вы попробовали несколько стратегий, если вы чувствуете, что проблемы вашего подростка не слышат, а учитель не работает над решением, вы можете попросить другого учителя. Вы захотите обсудить смену учителя напрямую с администратором.

3. Ухудшение характеристик. Не теряйте времени и немедленно обратитесь за помощью, если ваш подросток испытывает трудности в учебе, избегает занятий или пропускает занятия, пропускает много занятий в школе или ежедневно жалуется на одного и того же учителя.

4. Немедленные действия. Бывают случаи, когда вам может потребоваться полностью отказаться от общения с учителем, например, когда с учителем произошло что-то неэтичное или непрофессиональное. Хотя такие ситуации немногочисленны и, надеюсь, редки, они, к сожалению, случаются и не должны оставаться незамеченными. Если произошло что-то серьезное, немедленно свяжитесь с администратором. Непрофессиональные ситуации требуют немедленного внимания и должны быть немедленно задокументированы.

Источник: Deposit Photos/Monkey Business

Обучение тому, как справляться с личными конфликтами и трудными людьми, является частью жизни. Используя описанные выше стратегии, вы можете начать учить своего подростка, как работать с учителями, которые ему не нравятся. Что еще более важно, вы можете научить их эффективно общаться и управлять конфликтами — двум необходимым навыкам, которые останутся с ними на всю жизнь!

Разорвать порочный круг конфликта между учителем и учеником: 5 шагов, которые вы можете предпринять прямо сейчас

Тема: Управление классом, Социально-эмоциональное обучение

Сначала взгляните на взрослых! Ключом к улучшению поведения учащихся является изменение реакции учителей и администраторов.

Девон входит в ваш класс с опущенной головой и медленным шагом. Вы смотрите на него и говорите: «Добрый день, Девон». В ответ он опускает голову еще ниже и быстрее идет к своему столу. Он ничего не говорит.

Вы разочарованы его поведением. Девон обычно не здоровается с людьми, но это навык, над которым вы вместе с ним работали. Вы задаетесь вопросом, не случилось ли что-нибудь с Девоном в коридоре или ранее в тот же день, что могло его расстроить. Вы подходите к нему за столом и спрашиваете: «Девон, почему ты не поприветствовал меня, когда пришел в класс?» Он смотрит прямо перед собой и лаконично бормочет: «Потому что мне не хочется с тобой разговаривать!»

Что вы ответите? Являетесь ли вы администратором или учителем, это может быть трудным вызовом. Будете ли вы:

  • Уходи.
  • Спросите его мягко: «Почему ты не хочешь поговорить со мной сегодня?»
  • Скажите ему строго: «Я жду приветствия всякий раз, когда вы входите в мой класс».
  • Похлопайте его по плечу и скажите: «Все в порядке».
  • Посмейся и скажи ему, что он будет счастлив, когда урок закончится.
  • Закатайте глаза, пробормотав «Типично!» и игнорировать его до конца периода.

Эта ситуация, как и любое сложное или менее чем приятное взаимодействие с учащимися, иллюстрирует множество поведенческих вариантов, которые есть у взрослых, когда они реагируют на проблемное поведение учащихся. Реакция взрослых в школе может определить, ухудшится ли ситуация или поведение, улучшится или просто никогда не изменится. Как преподаватели, когда мы учимся управлять своими собственными реакциями, мы можем стать позитивными проводниками перемен.

Признание цикла конфликта

Если вы реагируете на Девона, закатывая глаза и поворачиваясь к нему спиной, вы просто повторяете то же неуважительное поведение, которое он демонстрировал. Теперь Девон может почувствовать, что вы «неуважительно относитесь» к нему, и стать еще более дерзким. Внезапно то, что началось как, казалось бы, безобидный инцидент, перерастает в тотальную конфронтацию. Этот возвратно-поступательный цикл, или цикл действия-противодействия, представляет собой процесс, который исследователи Николас Лонг и Мэри Вуд называют циклом конфликта, и он происходит каждый день в классах и школах по всей стране.

Согласно Лонгу и Вуду, кризис является результатом стресса учащегося, который поддерживается действиями и реакциями других. Когда чувства ребенка или подростка пробуждаются стрессом, он или она учится вести себя так, чтобы защитить себя от болезненных переживаний. Такое поведение (агрессия, избегание) может быть нежелательным, но оно защищает ребенка от неприятных чувств. Окружающие (родители, учителя, сверстники) воспринимают такое поведение как негативное и реагируют отрицательно. Эта негативная реакция вызывает дополнительный стресс, и молодежь снова реагирует неадекватно. Спираль поведения приводит к тому, что незначительный инцидент перерастает в кризис.

Цикл конфликта следует схеме: во-первых, есть стрессовое событие (неудачный тест, отказ со стороны сверстника), которое запускает негативное или иррациональное убеждение («Этот учитель меня ненавидит!» или «Все в этой школе против меня !»). Эти негативные мысли вызывают негативные чувства и тревоги, которые вызывают неадекватное поведение (возражение, ругань, сарказм и т. д.), провоцируя взрослых, которые затем могут отражать это негативное поведение. Реакция взрослых усиливает стресс учащегося, вызывает более сильные чувства и приводит к более негативному поведению. Этот цикл продолжается до тех пор, пока не перерастет в беспроигрышную борьбу за власть.

Преодоление цикла

Для большинства администраторов и учителей самой большой проблемой при исправлении ненадлежащего поведения является не допустить или разорвать цикл конфликта. Когда студент находится в вашем кабинете и кричит: «Я не обязан вас слушать!» естественным желанием будет сразу же закричать в ответ: «О, да!» Но сопоставление неуместных действий ученика только запускает цикл. Тогда целью становится победа в споре, а не обучение альтернативному поведению или исправление проблемы. И это проигрышное предложение.

Однако избежать естественного инстинкта агрессивной реакции при столкновении с агрессивным учеником может быть непросто. Вот почему важно распознавать свои триггеры. Помните о своих эмоциональных горячих точках. Что студент может сказать или сделать, чтобы заставить вас стрелять прямо через край? Когда учащийся нарушает ценность, которой вы дорожите, например, быть добрым к младшим детям или быть честным, это может вызвать сильную реакцию. Подготовьтесь к таким ситуациям, применяя стратегии самоконтроля, которые успокаивают нервы: глубокое дыхание, счет до 10, позитивный внутренний диалог и т. д. Подумайте о том, чтобы учителя поделились своими собственными стратегиями в групповой беседе. Это разочарование, с которым сталкивается каждый педагог.

Что могут сделать преподаватели

При таком количестве факторов, потенциально влияющих на поведение и реакцию учащихся, можно быть уверенным только в одном: у вас есть возможность контролировать свое поведение. Чем лучше взрослые в здании способны сохранять спокойствие, поддерживать профессиональное поведение и помнить, что поведенческие ошибки учащихся — это возможности для обучения, тем лучше будет ваша школьная среда. Вот несколько советов, которыми можно поделиться с другими преподавателями и использовать самостоятельно:

  1. Контролируйте свой голос
    Мягкий, но твердый голос вызывает меньше раздражения, чем повышенный тон или саркастический тон. Говорите медленно и спокойно.
  2. Расслабьте язык тела
    Сохранение расслабленной позы и использование неагрессивного языка тела также могут разрядить нарастающее напряжение. Никаких тыкающих пальцев, размахивания руками или вторжения в личное пространство.
  3. Избегайте осуждающих заявлений
    Возможно, это самое важное. Никогда не нападайте на ученика лично. Делайте свои комментарии краткими и фокусируйтесь на неподобающем поведении, а не спорьте о том, кто виноват или что должно было произойти. Оставайся сфокусированным.
  4. Дать время на разминку
    Это может помочь вам так же, как и ученику. С помощью этой стратегии вы даете учащемуся пару минут на размышления и размышления о том, как изменить свое поведение. Вы не навязываете разговор. Это время вы можете использовать, чтобы успокоиться или убедиться, что другие ученики делают то, что им нужно.
  5. Используйте похвалу и сочувствие
    Даже когда ученик плохо себя ведет, всегда есть что-то положительное, что вы можете признать. Возьмем приведенный выше пример Девона: да, Девон отказался от приветствия и был угрюмым, но он пришел на урок вовремя и у него есть все его книги. Начните с этого. Вы также можете начать общение с заявления о сопереживании, которое показывает учащемуся, что вы понимаете его точку зрения.

Это имеет огромное значение. Когда учитель пропускает этот шаг, учащиеся, скорее всего, сочтут его быстрым на критику и медленным на признание достижений. Короче говоря, если ученики считают учителей «не на своей стороне», их авторитет и эффективность уже снижены.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts