Типы конфликтных личностей и их характеристика
Вы то и дело попадаете в конфликтную ситуацию с конкретным человеком? Как бы вы себя ни вели – итог одинаковый? Вы начинаете подозревать, что дело в самом человеке? Возможно, вы и правы. Некоторые люди действительно носят статус конфликтных личностей. А кто они такие и с чем их «едят», давайте разберемся.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Суть и типы конфликтных личностей
- 1.1 Демонстративный
- 1.2 Неуправляемый
- 1.3 Сверхточный
- 1.4 Ригидный
- 1.5 Рациональный
- 1.6 Безвольный
- 2 Трудные люди
- 2.1 Агрессивисты
- 2.2 Жалобщики
- 2.3 Молчуны
- 2.4 Сверхпокладистые
- 2.5 Вечные пессимисты
- 2.6 Всезнайки
- 2.7 Нерешительные
- 2.8 Максималисты
- 2.9 Скрытые
- 2.10 Лгуны
- 2.11 Ложные альтруисты
- 3 Поведенческие стратегии при конфликте
- 3.1 Сотрудничество
- 3.2 Соперничество
- 3.3 Избегание
- 3. 4 Приспособление
- 3.5 Компромисс
- 4 Тактики поведения в конфликте
- 4.1 Убеждение
- 4.2 Давление
- 4.3 Санкции и «размахивание» властью
- 4.4 Дружелюбие, лесть
- 4.5 Создание коалиции
- 4.6 Манипуляции
- 4.7 Ультиматумы
- 4.8 Сделка
- 5 Типы поведения при конфликте
- 5.1 Авторитарный
- 5.2 Независимо-доминирующий
- 5.3 Агрессивный
- 5.4 Недоверчивый
- 5.5 Покорный
- 5.6 Зависимый
- 5.7 Сотрудничающий
- 5.8 Ответственно-великодушный
- 6 Заключение
- 7 Литература по теме
Суть и типы конфликтных личностей
В психологии существует понятие конфликтности личности, то есть склонности человека вступать в конфликты. Это комплексная характеристика, основанная на темпераменте, характере, опыте и других факторах. Отечественный психолог Роберт Семенович Немов выделил 6 типов конфликтных личностей.
Демонстративный
Его цель – быть замеченным, потому и конфликт он может «высосать из пальца». Часто это успешные люди. Их девиз: черный пиар – тоже пиар. Но все же предпочитают хорошо выглядеть в глазах других людей. Демонстративные личности не любят системную и монотонную работу. Не считают себя конфликтными людьми.
Неуправляемый
Как правило, это агрессивные люди с вызывающим поведением и низким самоконтролем. Отличаются импульсивным непредсказуемым поведением и опрометчивыми решениями. Неуправляемый тип не умеет планировать свою деятельность и последовательно выполнять задачи. Не умеет учиться на своих ошибках. Как правило, не соотносит свое поведение с общими целями или ситуацией.
Сверхточный
Представляет завышенные требования к себе и окружающим. Такой тип отличается повышенной тревожностью, подозрительностью и критичностью. Вместе с этим чувствителен к оценке себя окружающими. Как правило, являются трудоголиками с неустроенной семейной жизнью.
Ригидный
Это честолюбивый человек с завышенной самооценкой. Часто такие люди бесцеремонны и грубы, непреклонны. Они не хотят и не умеют считаться ни с чьим мнением.
Рациональный
Если такой тип увидит в конфликте рациональную возможность для него выиграть, то с удовольствием пойдет на конфликт. Нередко двуличны. Выжидают момент, а потом для достижения личных целей пользуются только холодным расчетом. Рациональный тип умеет манипулировать и играть чувствами людей. Это самый опасный тип конфликтной личности. Он холоден и беспристрастен, четко видит плюсы и минусы обеих сторон, просчитывает наперед несколько вариантов развития ситуации.
Безвольный
Может стать оружием в руках другого человека. У безвольного нет ни интересов, ни убеждений, ни желаний, ни своего мнения. Вступая сам в конфликт, всегда вызывает удивление а-ля «раз он заговорил, то, значит, это действительно так».
Трудные люди
Кроме конфликтных людей можно выделить трудных. Отличие в том, что у первых конфликтность проявляется как направленность личности, совокупность характеристик, а у вторых – преобладает только одна какая-то черта, но она часто становится причиной конфликтов. Итак, встречаются следующие трудные люди (классификация Джона Уолтера Скотта):
Агрессивисты
Они задираются, раздражаются и раздражают.
Жалобщики
Предпочитают говорить о том, как все плохо, но ничего не предпринимать для изменения ситуации.
Молчуны
Никогда не догадаешься, о чем они думают и чего хотят. Каждое слово приходится «вытаскивать клещами».
Сверхпокладистые
На словах готовы помочь всем и всегда, но на деле уже не так сильны, в общем, «пустословы».
Вечные пессимисты
Во всем видят неудачи, каждую ситуацию рассматривают как заведомо провальную, чем многих и раздражают («да, все равно ничего не выйдет»).
Всезнайки
Считают себя превосходными и с удовольствием демонстрируют это превосходство.
Нерешительные
Боятся совершить ошибку, им сложно принять решение (долго думают).
Максималисты
Если они чего-то захотели, то, значит, это должно быть прямо здесь и сейчас. «Все или ничего, сейчас или никогда» – их девиз.
Скрытые
Умалчивают обиды, а потом «выливают помои» на обидчика.
Лгуны
Умалчивают, врут, обманывают, чем запутывают людей.
Ложные альтруисты
Это добродетели, придерживающие камень, который в случае чего с удовольствием кинут в оппонента.
Избавиться от конфликтных личностей нельзя (я не учитываю возможность увольнения), но можно минимизировать их поведение и реакции окружающих. То есть нужно создавать устойчивый нравственно-психологический климат и уметь противостоять негативным тенденциям и конфликтам. А для этого предлагаю познакомиться со стратегиями, тактиками и типами поведения в конфликте.
Поведенческие стратегии при конфликте
От стратегии зависит успех всего мероприятия. Под стратегией понимаются конкретные действия оппонентов, а точнее их направленность. Стратегией можно трансформировать конфликт, например, из деструктивного в конструктивный и, собственно, решать его. Впрочем, как и наоборот. Поведение в конфликте зависит от:
- восприятия;
- мышления;
- памяти;
- мотивации;
- общественного мнения;
- межличностных коммуникаций;
- особенностей взаимоотношений сторон.
Стратегия – более широкое понятие, нежели тактика. В рамках своей стратегии человек может осуществлять несколько тактик.
Психологами и конфликтологами были выделены несколько классических стратегий конфликтного поведения.
Сотрудничество
Оптимальный вариант поведения, при котором каждая сторона удовлетворяет свои потребности за счет альтернативы. К преимуществам стратегии относится возможность полностью решить конфликт. К минусам – продолжительность процесса и в некоторых случаях невозможность найти удовлетворяющую обе стороны альтернативу.
Когда уместна такая стратегия:
- проблема важна для обеих сторон;
- при этом каждая сторона не уклоняется от совместного решения;
- субъекты равны по статусу и возможностям или не обращают внимания на разницу положений;
- каждая сторона готова к равноправному обсуждению вариантов решения;
- субъекты доверяют друг другу и уважают интересы друг друга;
- участники придерживаются партнерства.
Соперничество
При такой стратегии человек пытается достичь своих интересов за счет ущемления других участников. К преимуществам стратегии относится возможность быстро найти доминирующий тип личности. К минусам – риск последующего разрыва отношений или напряжения во взаимоотношениях сторон после победы одной и проигрыша другой. Как правило, побеждает не тот, кто прав, а тот, кто имеет больше возможностей (связи, способности, права).
Когда уместна такая стратегия:
- проблема важна для субъектов, но один обладает большими ресурсами для ее достижения и разрешения ситуации в свою пользу;
- субъект уверен, что именно его вариант оптимален в решении конфликта;
- дружба и партнерство отходит на второй план, нежели достижение цели;
- субъект занял выгодную позицию и может применить ее с пользой для себя;
- активный субъект не имеет пока другого варианта решения или не хочет отступать от своей модели.
Избегание
Это уход от конфликта, нежелание ни удовлетворять свои потребности, ни идти на компромиссы. К преимуществам стратегии относится возможность отсрочить решение конфликта, если в настоящий момент это невозможно. Минус – конфликт остается нерешенным.
Когда уместна такая стратегия:
- объект и предмет конфликта несущественны;
- нужно выиграть время для того, чтобы «вооружиться» и проанализировать ситуацию;
- субъекты или один субъект не уверены в своих силах, боятся противника, не хотят портить отношения.
Приспособление
Стратегия, в которой человек жертвует своей позицией, то есть уступает. Плюс – сохранение взаимоотношений. Минус – неудовлетворенные собственные потребности и интересы.
Когда уместна такая стратегия:
- нет выгоды в противостоянии;
- один из оппонентов не уверен в себе;
- важнее личное спокойствие, а не решение;
- нет сил, времени и желания решать конфликт;
- нужно слегка отступить, чтобы потом выиграть.
Компромисс
Стратегия, предполагающая взаимные уступки. К преимуществам относится скорость разрешения ситуации и удовлетворение обеих сторон. Минус – не полное удовлетворение потребностей, что провоцирует остаточные неприятные ощущения.
Когда уместна такая стратегия:
- стороны хорошо осведомлены в нюансах вопроса, то есть могут адекватно и полноценно взвесить «за» и «против»;
- субъекты с разным статусом, положением и интересами готовы временно смириться с сохранением сложившегося положения;
- субъекты равны по силам, но проблема не так уж и важна, хочется сэкономить время;
- другие стратегии не эффективны в конкретном случае.
Несмотря на то, что из всех стратегий сотрудничество считается оптимальной, стоит понимать, что единой схемы решения конфликта нет. Одна и та же стратегия может дать совершенно разные результаты в зависимости от случая.
Тактики поведения в конфликте
Тактика – это способ достижения цели. Одна и та же тактика может применяться в разных стратегиях. Выделяют следующие тактики поведения в конфликтной ситуации.
Убеждение
Применение логики и рациональных доводов для подтверждения своей позиции.
Давление
Речь идет об угрозах, запугиваниях, требованиях.
Санкции и «размахивание» властью
Подразумевается использование своего статуса для поощрений и наказаний.
Дружелюбие, лесть
Подавляет бдительность оппонента, изменяет его настрой.
Создание коалиции
Просьбы войти в положение, помочь, понять.
Манипуляции
То есть управление людьми, введение их в неопределенность.
Ультиматумы
Выполнение одной стороной чего-либо, пока ее требования не будут выполнены.
Сделка
«Я вам – вы мне».
Таким образом, тактики могут быть рациональными и иррациональными, непосредственными и опосредованными, мягкими и жесткими.
Типы поведения при конфликте
Тип поведения, как правило, больше связан с личностными особенностями участника, но от него зависит выбор стратегии. По сути это тип самого человека. Встречаются следующие типы поведения.
Авторитарный
Человек такого типа склонен переоценивать свои возможности, деспотичен и не терпит критики.
Независимо-доминирующий
Уверен в своих силах, держится обособленно и непреклонно, независим в действиях, ощущает свое превосходство.
Агрессивный
Несдержанный и вспыльчивый человек, упорный и настойчивый, недружелюбный.
Недоверчивый
Обидчивый, относящийся ко всему со скептицизмом и недоверием человек. Склонен к чрезмерной критике.
Покорный
Скромный и покорный человек, склонный к самобичеванию, с повышенным чувством вины.
Зависимый
Полностью зависящий от мнения других людей человек, нуждающийся в помощи и доверии.
Сотрудничающий
Дружелюбный человек, настроенный на сотрудничество и компромиссы.
Ответственно-великодушный
Это человек, испытывающий повышенное чувство долга. Склонный к альтруизму, помощи, великодушию, сверхобязательности.
Заключение
Для решения конфликта (в том числе с конфликтной личностью) важно ориентироваться на ряд принципов: знать, желать, сметь, уметь. Среди умений важны такие:
- не брать чужую вину;
- принимать решение и ответственность за него;
- называть проблему и предлагать пути решения;
- анализировать свое и чужое состояние и поведение (рефлексировать).
Для того чтобы уметь, то есть самому регулировать свое поведение, а не пускать на самотек психологических защит, важно найти в себе ресурсы. Запишите в подробных деталях те ситуации, которые выбивают вас из колеи, заставляют терять контроль. Теперь проанализируете записанное и подумайте, какие ресурсы вам нужно развить, чтобы выглядеть достойно в такой же ситуации в другой раз.
- После определения целей начинайте работать. Кому-то может понадобиться повысить коммуникативные умения, кому-то – научиться эмпатии и так далее. Чаще всего всплывают такие проблемы, как возражение, недоверие и раздражение. Предлагаю вам в первую очередь оценить себя на предмет этих явлений.
- Но эти проблемы могут быть не ваши, а наоборот оппонента. Тогда предлагаю вам разработать устойчивые механизмы поведения. Например, запишите стандартные для вашего оппонента возражения, придумайте на них выигрышный для вас ответ и всегда этим пользуйтесь. Рекомендую использовать «да, но …», то есть соглашаетесь с правом человека так думать, но выражаете свою позицию.
- Для работы с раздражением используйте метод реальных ожиданий (чего я жду, нужно ли оно мне, как этого достичь). С недоверием можно бороться проговариванием, уточнением, волевым доверием.
Литература по теме
На прощание советую прочитать книгу Дейла Карнеги «Как найти выход из любой конфликтной ситуации». В работе описан феномен конфликта как путь саморазвития, даны практические рекомендации по изменению себя и преодолению конфликтов, в том числе тех, где задействованы трудные люди.
Также советую прочитать статьи по теме конфликтов: «Виды конфликтов в психологии», «Механизмы психологической защиты». Да не будет в вашей жизни конфликтных и трудных людей!
Конфликтные личности
Наиболее явными из «трудных людей» являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Для выбора адекватного способа обращения с ними важно понимать причины их поведения.
Люди-грубияны
Грубиян-«танк» идет напролом, не обращая внимания на то, что попадается по пути. Он часто не слышит, что вы говорите. Лучшее, что можно сделать – это уклониться от встречи с ним. Если это невозможно, то надо подготовиться к этой встрече, и прежде всего эмоционально. Важно заранее установить пределы, дальше которых вы не пойдете, несмотря на все его давление. Во время разговора сохраняйте сдержанность. Полезно выслушать его и привлечь внимание к себе. Как только внимание окажется у вас, помните, что это не надолго и поторопитесь высказать то, что вам нужно. Говорите коротко и ясно. Стремитесь к скорейшему завершению разговора. Но даже по окончании беседы не давайте волю эмоциям.
Существует тип «грубияна-крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора, а проявить понимание и сочувствие, хоть это и непросто.
Любители поорать
«Привычный крикун» просто не умеет решать свои проблемы иначе, кроме как переходя на крик при первой возможности. На самом деле он совершенно безопасен, поскольку довольно беспомощен. Зная, с кем вы имеете дело, можно не обращать внимания на его манеры и спокойно двигаться к цели.
Всезнающие
Менее агрессивный, но достаточно нервирующий тип – «всезнайка», который постоянно перебивает, принижает ценность сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство и компетентность. С ним лучше не спорить, а всячески интересоваться его мнением и прибегать к его экспертным оценкам.
Пессимисты
«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Пессимисту надо дать время на размышления. Или же опередить его в негативных прогнозах: это сделает пессимиста вашим союзником.
Пассивно-агрессивные
Один из наиболее сложных в работе типов – «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение в чем-то проявляется, но его сложно вывести на чистую воду. Например, он может сделать работу только наполовину, небрежно, нарушить сроки. Зато всегда найдет этому логичные объяснения: «Я не знал», «Я забыл», «Мне помешали». По возможности лучше не связываться с такими людьми или по крайней мере не рассчитывать на них при выполнении каких-либо задач. Если вы вынуждены иметь дело с пассивно-агрессивным, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него требуется. Идеально, если вы сохраните копию его обязательств для себя, чтобы в нужный момент иметь возможность предъявить ее. Очень важно держать себя в руках, не предъявлять претензий заранее, чтобы не запрограммировать такого человека на невыполнение работы.
Источники
- Etherington N., Burns JK., Kitto S., Brehaut JC., Britton M., Singh S., Boet S. Barriers and enablers to effective interprofessional teamwork in the operating room: A qualitative study using the Theoretical Domains Framework. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N4 — p. e0249576; PMID:33886580
- Karasev EA., Nechaev VS., Saurina OS. [On the Issue of Labor Conflicts Control in Medical Stuff]. // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med — 2019 — Vol27 — N1 — p.59-62; PMID:30790492
- Boysen GA. The scientific status of childhood dissociative identity disorder: a review of published research. // Psychother Psychosom — 2011 — Vol80 — N6 — p.329-34; PMID:21829044
Пять типов высококонфликтных личностей
Высококонфликтные личности по своей сути враждебны. Они не видят своей роли в собственных проблемах и вместо этого заняты обвинением других — возможно, вас. В этой серии я предлагаю много советов, как вести себя с конфликтными людьми (HCP). Сегодня я опишу основные черты пяти типов высококонфликтных личностей, чтобы вы могли о них знать, чтобы избегать их или более эффективно с ними справляться.
Все они имеют базовый паттерн HCP: 1) объекты обвинения, 2) много мыслей по принципу «все или ничего», 3) неуправляемые эмоции и 4) экстремальное поведение. Кроме того, у них также есть черты пяти расстройств личности. У некоторых могут быть просто черты, а у других полное расстройство. Это может сделать их очень сложными, но и более предсказуемыми. Вот очень краткий обзор некоторых из их общих моделей поведения:
1. Антисоциальные медицинские работники: Они также известны как социопаты или психопаты — агрессивные люди без совести. Антисоциальные личности могут быть чрезвычайно обаятельными и обманчивыми, в сочетании с чрезвычайно жестокими, чтобы получить то, что они хотят. Антисоциальные медики обвиняют своих жертв в том, что они причиняют им множество разочарований, вмешиваются в их планы или просто потому, что они мешают. Они мошенники, часто вовлеченные в преступные схемы и никому не верные, даже друг другу. (Это не включает людей, которые просто «не чувствуют себя в обществе» в эти выходные.)
Они наказывают своих жертв в отношениях, а затем ожидают секса и привязанности, даже причинив им боль. Они кажутся более биологически активными, чтобы вредить людям без угрызений совести. Например, стрелок из Техаса во вчерашней массовой стрельбе в церкви, как сообщается, был зол на родителей своей бывшей жены и поэтому пошел убивать всех в церкви, которую они посещали. Подойдет ли он сюда?
2. Нарциссические СОЗ: Большинство людей знакомы с эгоцентризмом нарциссических личностей, но нарциссические СОЗ интенсивно сосредотачиваются на своих объектах обвинения. Они постоянно унижают их, часто публично, чтобы доказать, что они превосходят других. Они используют много оскорблений со своими партнерами, но в то же время требуют восхищения и ласки. Они утверждают, что их поведение оправдано, потому что другие относятся к ним несправедливо. Тем не менее, у них нет реального сочувствия к своим целям, Влейму или кому-либо еще. На рабочем месте они известны тем, что «пинают» (тех, кто ниже их) и «подлизывают» (тех, кто выше их), так что руководство не осознает, насколько они плохи на самом деле. Запугивание и сексуальные домогательства могут соответствовать их стремлению к власти и превосходству.
3. Пограничные СОЗ: Они озабочены своими близкими отношениями и цепляются за них. Однако рано или поздно они будут относиться к своим партнерам, детям, родителям, коллегам, начальству и другим как к объектам вины за любое предполагаемое отвержение. Их ярость может быть весьма опасна: физически, эмоционально, юридически, финансово, репутационно или иным образом. Тем не менее их настроение колеблется в обе стороны, поэтому вы можете почувствовать себя кнутом от того, как быстро они переходят от дружелюбия к ярости и снова к дружелюбию (а затем снова к ярости).
Как терапевт и юрист, я видел, как многие пограничные медицинские работники боролись за опеку в суде по семейным делам против тех, кого обвиняли в экстремальном поведении, включая насилие в семье, отчуждение детей и/или ложные обвинения. Это и мужчины, и женщины, вынужденные цепляться за своих детей (и друг за друга), чтобы избежать чувства покинутости.
4. Врачи-параноики: Они могут с подозрением относиться ко всем вокруг и верить, что существуют заговоры, направленные на то, чтобы помешать их карьере на работе, дружбе и семейным отношениям. Они могут годами таить обиду, а потом наказывать своих жертв. Параноидальные HCP могут полагать, что окружающие собираются причинить им вред, поэтому они могут упреждающе атаковать свои цели. Они легко чувствуют, что с ними обращаются несправедливо, а на рабочем месте, как говорят некоторые эксперты, «большинство судебных исков подается такими сотрудниками». (Кавайола и Лаванда, 2000)
5. Гистрионические СОЗ: Эта личность чаще всего ассоциируется с драмой и бесконечными эмоциональными историями. Тем не менее, истеричные медики часто обвиняют своих жертв в преувеличенном или сфабрикованном поведении, причинении им вреда или манипулировании ими. Они предполагают, что отношения глубже, чем они есть на самом деле, поэтому их постоянно удивляет и обижает то, как другие реагируют на них. Они требуют быть в центре внимания и атакуют своих жертв, когда это не так. Они часто вовлекают других в свои многочисленные жалобы, что может привести к публичным обвинениям и унижениям тех, кого обвиняют.
Обзор: Ни один из этих типов личности СПЧ не имеет ничего общего с интеллектом, поскольку они варьируются от сверхумных до не очень умных, как и все остальное население. Есть некоторые расстройства личности в каждой профессии, географическом регионе (хотя немного больше в городских районах) и группе доходов (хотя более низкие доходы имеют немного больше, более высокие доходы могут привлечь больше внимания).
Важно отметить, что многие люди с расстройствами личности не являются СОЗ, а это означает, что у них нет объектов вины, на которых они нападают или намеренно причиняют вред. Но если вы видите кого-то с высококонфликтной личностью, тот факт, что у него также есть черты расстройства личности, означает, что он вряд ли сможет понять свое собственное поведение и вряд ли изменится. Это означает, что вы должны быть осторожны, чтобы избежать ошибок, о которых я упоминал в своем последнем блоге. Вы также можете рассмотреть возможность использования методов, которые я описываю в ближайшие недели.
Высококонфликтная личность (подробное руководство)
В зависимости от того, как они подходят к конфликтам, людей можно разделить на три типа:
1. Избегающие конфликтов
Это люди, которые стараются избегать любых конфликтов. Как правило, это плохая стратегия и показывает слабость.
2. Нейтральные личности
Люди, которые выбирают только достойные внимания конфликты. Они понимают, что в одних битвах стоит участвовать, а в других нет.
3. Конфликтные личности
Конфликтные личности постоянно ищут конфликт. У них есть привычка вступать в ненужные конфликты. Большую часть времени они затевают ссоры с большинством людей и, кажется, больше заинтересованы в эскалации конфликтов, чем в их уменьшении или разрешении.
С конфликтными личностями бывает трудно иметь дело. Обратите внимание, что у них может быть или не быть уважительной причины для конфликтов. Но дело не в этом. Проблема в том, что у них есть тенденция вступать в споры и драки. Другие считают их сварливыми.
В основном их реакции на конфликты непропорционально конфронтационны.
Симптомы высокой конфликтности личности
Знание признаков высокой конфликтности личности позволит вам идентифицировать этих людей в своей жизни. Как только вы их идентифицируете, вы сможете лучше с ними справляться и не втягиваться в их маленькую игру.
Кроме того, помните об этих знаках, это поможет вам проверять новых людей, которых вы встречаете. Гораздо лучше вообще не связываться с конфликтным человеком, чем потом разбираться с проблемами, которые он вызывает.
Ниже приведены основные симптомы конфликтной личности:
1. Вступать в конфликты чаще, чем средний человек
Это несложно. Это само определение высококонфликтной личности. Я уверен, что вы можете вспомнить людей в своей жизни, которые более склонны к конфликтам, чем другие. Они часто являются теми, кто начинает и обостряет конфликты.
Например, каждый раз, когда в вашей семье возникает конфликт, вы, возможно, замечали, что он всегда происходит между этим одним человеком и кем-то другим.
Допустим, в вашей семье четыре члена: A, B, C и D. Если А ссорится с В, С и D больше, чем В, С и D ссорятся друг с другом, можно быть уверенным, что А — высококонфликтная личность.
2. Постоянно обвинять других
Конфликтные личности обычно начинают конфликт, обвиняя других. Чаще всего обвинения необоснованны. Даже если их жалоба законна, они разрушают свои шансы на здоровое взаимодействие и решение проблемы, обвиняя других.
Обвинение — это нападение на другого человека. Ни больше ни меньше. Те, кого обвиняют, защищаются или обвиняют в ответ. Конфликт обостряется, и мы слышим все крики.
Обвинять нежелательно, даже если виноват другой человек. Вместо этого вежливо решить проблему и позволить другому человеку объясниться — гораздо лучшая стратегия.
Высококонфликтные люди обвиняют не только тогда, когда они оправданы, но и тогда, когда они необоснованны. Хуже того, они могут даже обвинять других в своих ошибках! В то же время они не любят брать на себя ответственность за собственные ошибки.
3. Ментальность жертвы
Наличие менталитета жертвы помогает конфликтным людям найти веские оправдания своей сварливости. Всегда виноват другой человек. Они жертвы. Они не понимают, как они могли внести свой вклад в проблему.
4. Мышление по принципу «все или ничего»
Высококонфликтные личности являются мастерами мышления по принципу «все или ничего», также называемого «черно-белым» мышлением. Они видят мир с точки зрения абсолютных противоположностей и крайностей. Нет промежуточного, нет серых зон.
Таким образом, в их предвзятом мировоззрении все люди либо хорошие, либо все плохие. Сделай доброе дело, и они примут тебя за ангела. Сделай один плохой поступок, и они сделают тебя дьяволом.
Например:
«Дорогой, я думаю, я коротко подстригусь».
Если им нравятся твои длинные волосы, они скажут:
«Почему бы тебе тогда не облысеть?»
«Сегодня я собираюсь встретиться с другом из колледжа».
«Почему бы тебе тоже не переспать с ней?»
5. Нормальное отношение к конфликту
В отношениях случаются конфликты, но они не обязательны. Большинство из них можно избежать или решить быстро. Когда вы вступаете в отношения с менталитетом, что конфликты нормальны и неизбежны, вы можете начать искать конфликты.
Для высококонфликтной личности период засухи без конфликта кажется ненормальным. Они считают, что должны продолжать бороться, чтобы отношения были нормальными.
Нейтральные личности не любят конфликтов и тщательно выбирают свои сражения. Как только они выбирают их, они стремятся покончить с ними как можно скорее. Они быстро оправляются от конфликта и строят планы, чтобы избежать его в будущем. Они не верят, что вечное затягивание конфликтов — это нормально.
6. Недостаток коммуникативных навыков и понимания перспективы
Это больше похоже на то, как конфликтный человек что-то говорит, чем на то, что он говорит на самом деле. Как упоминалось ранее, у них может быть обоснованная жалоба, но они разрушают ее своей невежливостью и нападками.
У них доминирующий, контролирующий и командный тон, которому другие сопротивляются, что приводит к конфликту.
Кроме того, конфликтным людям трудно смотреть на вещи с точки зрения другого человека. Они склонны к фундаментальной ошибке атрибуции (обвинение людей, а не ситуаций) и предвзятости актер-наблюдатель (видят вещи только со своей точки зрения).
Однажды мой знакомый конфликтный человек был очень занят какими-то делами. Ей позвонил коллега. Она немедленно прервала вызов и была явно раздражена. Она сказала:
«Эти идиоты всегда мешают тебе, когда ты занят. О тебе вообще не думают, что ты, может быть, чем-то занят».
Я сказал:
«Но… как они могут знать, что вы сейчас заняты? Ты им не сказал.
Конечно, она была слишком взволнована, чтобы принять во внимание мою точку зрения. Она продолжала разглагольствовать некоторое время, прежде чем моя точка зрения наконец дошла до меня. 0003
7. Отсутствие эмоционального и поведенческого контроля
Конфликтные личности легко раздражаются и раздражаются. Кажется, что они плохо контролируют свои эмоции. Иногда они устраивают публичные вспышки гнева, смущая своих товарищей и заставая других врасплох.
Обычно они первыми вступают в драку в споре и разбрасываются вещами.
8. Недостаток самосознания и саморефлексии
Большая часть действий конфликтных людей происходит бессознательно. Им не хватает понимания собственного поведения. Самоосознание и саморефлексия — это врата к изменениям. Тот факт, что конфликтные люди не меняются со временем, говорит нам о том, что им не хватает и того, и другого.
Что вызывает высокую конфликтность личности?
Что делает конфликтных людей такими, какие они есть? Каковы их глубинные мотивы?
Высококонфликтные личности могут быть сформированы одной или несколькими из следующих сил:
1. Агрессия
Некоторые люди от природы более агрессивны, чем другие. Это связано с их высоким базовым уровнем тестостерона. Им нравится доминировать над людьми и подталкивать их, чтобы они шли своим путем.
2. Жажда власти
Нападение на людей и принуждение их к защите дает вам ощущение силы и превосходства над ними. Именно это приятное чувство превосходства может быть движущей силой чьего-то высококонфликтного поведения.
3. Драма и острые ощущения
Люди любят драму и острые ощущения. Они делают жизнь пикантной и захватывающей. Женщины особенно склонны к драматизму и межличностным конфликтам. Недавно я испытала шок всей своей жизни, когда спросила женщину, почему она вступает в мелкие конфликты со своим мужем. Она призналась, что находила это забавным. Это выскользнуло из нее.
Конечно, женщины не признаются в этом прямо, но огромное количество женщин, которым нравятся драмы и мыльные оперы, должны вас подсказать. чтобы отточить свои навыки межличностного общения.
4. Ненадежность
В отношениях неуверенный в себе человек может пытаться держать другого человека под своим контролем с помощью постоянных драк и угроз. Цель состоит в том, чтобы управлять поведением партнера через страх. У них также может быть ненадежный стиль привязанности.
5. Сокрытие
Некоторые люди изображают сварливых, чтобы скрыть то, что они не хотят, чтобы другие видели. В конце концов, если люди видят в вас сварливого человека, они не будут с вами связываться. Они не посмеют открыть тот шкаф со скелетами позади вас.
Например, на рабочем месте некомпетентные люди склонны к ссорам. Это их стратегия, чтобы скрыть свою некомпетентность.
6. Смещенный гнев
У некоторых людей внутри много гнева. Они могут злиться на себя, других, мир или на все сразу. Начало конфликтов с людьми становится их основной стратегией, позволяющей выплеснуть свой гнев. Они такие:
«Если я чувствую себя ужасно, тебе тоже».
Возможно, вы замечали, что становитесь более раздражительным, когда злитесь. Вы злитесь на людей ни за что, выплескивая свой гнев. Для высококонфликтных людей это обычное дело.
7. Расстройства личности
Некоторые расстройства личности заставляют людей вести себя так, что они становятся более склонными к конфликтам. Например, человек с истерическим расстройством личности склонен к излишнему драматизму. Точно так же человек с пограничным расстройством личности с большей вероятностью предается черно-белому мышлению.
8. Травма
Вполне вероятно, что конфликтные люди пережили какую-то травму в раннем детстве. Эта травма снизила их порог восприятия угрозы. В результате они видят угрозы там, где их нет, или там, где есть минимальные, несущественные угрозы.
Это постоянное чувство опасности заставляет их защищаться. Защитная реакция заставляет их обвинять людей и нападать на них упреждающе.
Работа с конфликтной личностью
Если вам не нравится, когда вас втягивают в споры и драки, очень важно научиться справляться с конфликтными личностями. Ниже приведены некоторые из эффективных стратегий:
1. Напористое общение
Когда вас обвиняют, на вас нападают, и возникает искушение нанести ответный удар. Это создает порочный круг, и, прежде чем вы это осознаете, вы втягиваетесь в эскалацию.
Важно помнить о том, что нужно действовать решительно, а не агрессивно. Вежливо скажите им, что вам не нравится, когда они обвиняют вас. Задавайте им вопросы не в оборонительной манере, например:
«Зачем ты это делаешь?»
«Что тебе нужно?»
Следите за своим тоном и языком тела. В идеале ничто в них не должно выражать агрессию или оборону. Этого должно быть достаточно, чтобы заставить их затормозить свою атаку и задуматься.
2. Разъединение
Когда вы знаете, что это безнадежный случай и вы никогда не сможете поразмышлять над собой, лучшая стратегия — это размежевание. Вы просто игнорируете их и не вовлекаете их вообще. Слушайте, что они говорят, улыбайтесь и продолжайте делать то, что вы делали.
Ни атаковать в ответ, ни защищаться.
Представьте, что они пытаются заманить вас своей атакой. Если вы укусите, вы окажетесь в их ловушке, прежде чем осознаете это.
Eden Lake (2008) представляет собой отличный пример того, как можно было избежать ненужного конфликта, просто отстранившись.3. Успокоить их страхи
Помните, что конфликтные люди ощущают больше страха, чем страха, которого следует бояться. Если вы сможете понять, чего они так боятся, вы сможете успокоить их страхи, и их желание сражаться уйдет.
Иногда эти страхи очевидны, а иногда нет. В последнем случае вам придется кое-что выяснить.
Например, если вы сообщите своей жене, что ее подруга по колледжу помолвлена, это может успокоить ее опасения по поводу того, что вы ей изменяете.
Иногда приходится придумывать хитрые способы успокоить свои страхи. В других случаях это действительно очень просто. Все, что вам нужно сделать, это признать их страх и дать им понять, что вы собираетесь убедиться, что этого не произойдет.
Обратите внимание, чем эта стратегия отличается от попыток убедить их в том, что их страх иррационален или преувеличен. В большинстве случаев это не сработает.
4. Держитесь подальше
Чем ближе вы к конфликтному человеку, тем больше вероятность того, что он сделает вас мишенью для обвинений. Если вы уже состоите в отношениях с конфликтным человеком, дистанцирование — хорошая идея. Не нужно полностью разрывать отношения.
Если вы обнаружите у знакомого черты высокой конфликтности, поддерживайте с ним знакомство и не позволяйте ему переходить в ваши близкие круги.
5. Использовать ответы BIFF
Билл Эдди, автор книги 5 типов людей, которые могут разрушить вашу жизнь , рекомендует использовать ответы BIFF для отражения нападений со стороны конфликтных людей: на то, что вы говорите, и превращая это в конфликт. Решение: не давайте им за что зацепиться. Если ваши ответы будут краткими, это может предотвратить эскалацию.
- Информационная
Предоставляйте нейтральную, объективную информацию, на которую они не могут эмоционально реагировать.