Житейская и научная психология: связь и различия.
Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных?
Я назову вам пять таких отличий.
Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям.
Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.
То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.
е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверить по документам». Я не буду сейчас говорить о том, как понятие «личность» определяется в научной психологии, — это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которые было предложено упомянутым школьником.
Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.
Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.
Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.
Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Приведу короткий пример. Вы, конечно, знаете, что у нас в г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, — это осязание.И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через «временную лупу» (термин, который использовали для описания этого феномена известные советские ученые А. И. Мещеряков и Э. В. Ильенков). Очевидно, что в случае развития нормального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей — развития восприятия, мышления, личности.
Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.
Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии?
Предположим, вы окончили университет, стали образованными специалистами-психологами. Вообразите себя в этом состоянии. А теперь вообразите рядом с собой какого-нибудь мудреца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь древнегреческого философа, например. Этот мудрец — носитель многовековых размышлений людей о судьбах человечества, о природе человека, его проблемах, его счастье. Вы — носитель научного опыта, качественно другого, как мы только что видели. Так какую же позицию вы должны занять по отношению к знаниям и опыту мудреца? Вопрос этот не праздный, он неизбежно рано или поздно встанет перед каждым из вас: как должны соотноситься в вашей голове, в вашей душе, в вашей деятельности эти два рода опыта?
Я хотела бы предупредить вас об одной ошибочной позиции, которую, впрочем, нередко занимают психологи с большим научным стажем. «Проблемы человеческой жизни, — говорят они, — нет, я ими не занимаюсь. Я занимаюсь научной психологией. Я разбираюсь в нейронах, рефлексах, психических процессах, а не в «муках творчества».
Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые основания состоят в том, что упомянутый научный психолог вынужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден был вместе с научной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro* «разъять» душевную жизнь «на части». Но эти необходимые действия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие ученые — его предшественники вводили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к ее анализу с новыми средствами.
История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И. В. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в «курьезных» действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением. О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Вы можете развить в себе эти способности, впитывая лучшие образцы, заключенные в научной литературе. Только постоянное внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство «биения жизни» в научных занятиях. Ну а для этого, конечно, совершенно необходимо обладать житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими.
Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание предостерегут вас еще от одной опасности. Дело в том, что, как известно, в науке нельзя ответить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых. Но новые вопросы бывают разные: «дурные» и правильные. И это не просто слова. В науке существовали и существуют, конечно, целые направления, которые заходили в тупик. Однако, прежде чем окончательно прекратить свое существование, они некоторое время работали вхолостую, отвечая на «дурные» вопросы, которые порождали десятки других дурных вопросов.
Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.
В конечном счете, мысль моя простая: научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен. Мне бы очень хотелось уберечь вас от этой участи.
Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят одну-две основные мысли, он сочтет свою задачу выполненной. Мое желание менее скромно: хотелось бы, чтобы вы усвоили одну мысль уже за одну эту лекцию. Мысль эта следующая: отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу. Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
А теперь мы должны перейти к более близкому знакомству с научной психологией.
Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? На этот вопрос можно ответить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй — относительно формальный, но зато краткий.
Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день.
Все это мы будем рассматривать в последующих лекциях, а сейчас ответим кратко.
Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение»).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Житейская и научная психология: связь и различия.
От 250 руб
Контрольная работа
Житейская и научная психология: связь и различия.
От 250 руб
Курсовая работа
Житейская и научная психология: связь и различия.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Житейская и научная психология: отличие, особенности и сравнение
Самостоятельной наукой психология выделилась в середине 19 века. До появления научных обоснований стрессов, нервных срывов, всплесков эмоций у народа была додуманная трактовка этих явлений. Они стали основной для начала серьезных исследований. Житейская и научная психология — взаимосвязанные отрасли одной науки.
Мудрость или субъективное понимание мира
Особенности житейской психологии заключаются в том, что наблюдения зависят от личного опыта, происшествий, происходящих вокруг личности. Человек субъективно понимает особенности мира, психологические закономерности. Еще одно название житейской психологии — мудрость.
Существует три источника развития этой отрасли психологии:
- Совместная деятельность с другими людьми.
- Общение с окружающими.
- Новые знакомства, отношения.
К основным проявлениям мудрости можно отнести сказки, верования, легенды, басни, пословицы, поговорки, традиции, обряды. Люди, которые получили большое количество жизненного опыта, часто делятся им в социальных сетях.
Чтобы показать свою жизнь через мудрость, субъект может применять разные инструменты:
- музыка;
- книги;
- картины.
Они помогают другим прочувствовать внутренний мир автора. Самыми яркими примерами опытных психологов являются личности, у которых работа сопряжена с постоянным общением.
Понимание мира через опыты и эксперименты
Эта отрасль психологии включает материалы, которые были получены в результате исследований, опытов. Источники направления:
- практические эксперименты;
- научные публикации;
- личности, которые могут передать теоретический опыт (преподаватели).
Основной для начала новых исследований является житейская психология. Когда ученые замечают нечто незнакомое на практике, они начинают искать этому обоснование, объяснение.
Основные различия психологических отраслей
Любой начинающий психолог должен знать основные отличия этих отраслей. Многие опытные исследователи выделяют свой список отличий. Проанализировав их мнение, можно выделить несколько отличающихся пунктов:
- Способы получения новых данных. Для научного объяснения фактов специалисты применяют различные инструменты. Житейский опыт нарабатывается только собственным наблюдением.
- Объект изучения. Научное направление изучает психологические процессы в общем, житейское — исключительно для одного индивида.
- Варианты передачи информации. Для передачи мудростей, полученных на собственном опыте, применяется разговорный метод или путем творческого подхода. Для получения научных данных необходимо изучить соответствующие документы, учебники, статьи.
- Языковые особенности. Мудрости передаются простыми выражениями, словами. При описании официальных материалов, задокументированной информации употребляются определенные термины, понятия.
- Варианты объяснения событий. Житейское направление подразумевает отсутствие разъяснений по пунктам относительно отдельных ситуаций. Научных подход описывает то, какие чувства задействуются в разных процессах, какие гормоны играют роль, какие свойства психики участвуют.
- Научная психология обобщает данные, применяет их к отдельным индивидам или группе людей. Мудрости являются опытом одного человека.
Есть ли сходство между психологическими направлениями и в чем они заключаются?
Главное сходство направлений — возможность помочь людям во взаимодействии между собой. После объединения получается практическая часть психологической науки. Она проявляется несколькими моментами:
- изучение взаимодействий между двумя людьми или двумя группами;
- определение уникальных черт характера, вариантов поведения индивида;
- исследование влияния индивида на общество и наоборот.
Эти два направления дополняют друг друга.
Субъективные и объективные наблюдения
Эти два понятия отлично характеризуют два психологических направления. Например, житейская информация относится только к одному человеку, ситуациям из его жизни. Если у него много опыта в общении с определенной группой индивидов (семья, друзья), то при выходе из этого круга, знания могут стать бесполезными.
Научное направление обобщает получаемые данные, выделяет отдельные основания, создает четкую схему для объяснения обществу.
Интуитивные ощущения и проверенные факты
Развитие мудрости строится на пережитых событиях, моментах, наблюдении за знакомыми. Если индивид видит, как кто-то другой поступает в той или иной ситуации, он может сделать соответствующие выводы, действовать дальше на подсознательном уровне. Однако объяснить другим, как он действует в подобных ситуациях довольно трудно.
Научная информация описывается просто, сухо, без воды. Данные понятны любому, есть дословная расшифровка сложных терминов. Информация затрагивает только ту тему, на которую понадобился ответ.
Надуманные и продуманные факты
Человеческая мудрость часто лишена доказательного основания. Поэтому культурный аспект у научных знаний выше.
Методы получения информации
Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.
Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:
- Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
- После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
- Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
- Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.
Безответственность и ответственность в направлениях
Житейская психология наиболее часто проявляется в безответственности, агрессивности. Самыми яркими проявлениями подобных верований являются следующие утверждения:
- Болезни возникают из-за нервов.
- Все думают только о себе.
- Нет смысла посещать тренинги — они бесполезны.
- Понедельник — день тяжелый.
- Как Новый Год встретишь, так год и проведешь.
- Утро добрым не бывает.
Психологи, изучающие жизненные ситуации, не исключают правдивость таких суждений. Они принимают моменты из жизни, стараются дать людям больше знаний для повышения культурного уровня.
Житейская и научная психология — два направления, дополняющие друг друга. Люди получают жизненный опыт из происшествий, закрепляют его прочтением книг, статей, публикаций, документов. Исследователи постоянно собирают новую информацию, для ее обобщения, систематизации, донесения до масс.
Полезное видео
В видео подробно освещена тема научной и житейской психосоматики беременных.
Научная и житейская психология — Основные различия между светским и научным психологическим знанием
Оглавление:
В последние годы психология стала популярной отраслью знаний в нашем обществе. В то же время слово «психология» все еще окутано тайной для людей, которые не читали книг по психологии и не сталкивались с психологами на практике. Их ценят и уважают, но и боятся, потому что считается, что психологи «видят людей насквозь». Многие затрудняются точно сказать, кто такой психолог, чем он занимается и какую пользу может принести, но интересуются, потому что, похоже, находятся под магическим воздействием слова «психолог».
В повседневном разговоре психолога обычно путают либо с врачом (психиатром), и поэтому обычно стесняются обращаться к такому специалисту, либо с учителем. В основном, однако, психология имеет дело с нормальными, здоровыми людьми.
Правильное понимание осложняется еще и тем, что существует множество людей, таких как астрологи, хироманты и гадалки, которые нередко называют себя психологами.
В настоящее время вокруг профессии психолога поднялась шумиха. Возникло даже новое направление: так называемая «поп-психология» — упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью массовой культуры. Типичными названиями книг такого типа являются: «Сделай себя счастливым», «Как добиться успеха», «Сила разума» и т. д. Такие публикации не следует путать с научно-популярными изданиями, в которых объясняются результаты научных исследований.
В общественном мнении психолог воспринимается как целитель душ, способный глубоко проникнуть в мысли и чувства людей, понять их тайные замыслы и помочь им изменить свою судьбу. На самом деле, многие психологи обладают выдающейся способностью понимать других людей и существенно влиять на их переживания и поведение в сложных ситуациях. Однако следует помнить, что психолог «по образованию» и психолог «по жизни» далеко не всегда одно и то же. Психологическая подготовка не гарантирует проницательности, навыков общения, умения влиять на себя и других. Но есть люди — знатоки человеческой психологии, которые изначально обладают особым даром контакта и легкого общения. Они могут выслушать, оказать моральную поддержку, помочь ответить на некоторые вопросы. И делают они это без какой-либо психологической подготовки, без изучения теоретических основ или практических методов психологии. В чем разница между научным подходом и обыденным взглядом на одну и ту же проблему?
Для правильного понимания того, чем занимаются люди с психологическим образованием, важно не путать научную психологию с оккультными знаниями (астропсихология, хиромантия и т.д.) и поп — психологией. Далее я приведу наиболее важные различия между научным и светским психологическим знанием.
Основные различия между светским и научным психологическим знанием
Вся наука имеет в своей основе некий мирской, эмпирический опыт человеческих существ. Физика, например, основана на повседневных знаниях о движении и падении тел, трении и инерции, свете, звуке, тепле и многих других вещах.
Математика тоже основана на представлениях о числах и формах, на количественных отношениях, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Но в психологии ситуация иная. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже отличные светские психологи. К ним относятся, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, требующих постоянного общения с людьми: Учителя, врачи, священнослужители и другие. Но и обычные люди обладают некоторыми знаниями в области психологии. Это проявляется в том, что каждый человек в той или иной степени может понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его действия, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и так далее.
Тем не менее, существуют фундаментальные различия между светским и научным знанием психологии. Что это такое?
Первое отличие: Светское психологическое знание конкретно. Они всегда описывают поведение, мысли и чувства людей в конкретных, но типичных ситуациях. Таким образом, некоторые продавцы и рекламные агенты оказываются хорошими психологами в своих деловых отношениях, поскольку понимают особенности поведения клиентов и соответствующим образом строят свои разговоры и поведение с ними. Многие мужчины и женщины, владеющие секретами обольщения, демонстрируют знание житейской психологии. Но во всех случаях эти знания ценны только в ситуациях определенного рода, в общении с людьми определенного рода.
Научная психология, как и любая другая наука, стремится к обобщениям. Для этого он использует научные концепции. Разработка концепций — одна из важнейших функций науки. Научные понятия отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Научные понятия четко определены, связаны друг с другом, связаны с законами.
Второе различие: Мировое психологическое знание имеет интуитивный характер. Это связано с особым видом приобретения: Он приобретается путем практических проб и ошибок и корректировки.
Этот способ особенно ярко проявляется у детей. Я уже сообщал об их хорошей психологической интуиции. И как она приобретается? Ежедневными и даже ежечасными испытаниями, которым подвергают их взрослые и о которых последние не всегда знают. В этих испытаниях дети узнают, с кем они могут «тянуть ниточки», а с кем нет.
Часто учителя и тренеры находят эффективные способы обучения, воспитания, тренировки, следуя по одному и тому же пути: экспериментируя и будучи внимательными к малейшим положительным результатам, то есть, так сказать, «идя на ощупь». Они часто обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
В отличие от этого, научное психологическое познание рационально и вполне осознанно. Это означает, что в научном познании ученый опирается на методы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщения, суждения, выводы, понятия), может излагать пути получения новых знаний, логически обосновывать их с помощью гипотетико-дедуктивных методов мышления, доказывать истинность полученных выводов.
Второе различие: Мировое психологическое знание имеет интуитивный характер. С ним связан особый способ приобретения: он приобретается путем практического испытания и приспособления.
Этот способ особенно ярко проявляется у детей. Я уже сообщал об их хорошей психологической интуиции. И как она приобретается? Ежедневными и даже ежечасными испытаниями, которым подвергают их взрослые и о которых последние не всегда знают. В этих испытаниях дети узнают, с кем они могут «тянуть ниточки», а с кем нет.
Часто учителя и тренеры находят эффективные способы обучения, воспитания, тренировки, следуя по одному и тому же пути: экспериментируя и будучи внимательными к малейшим положительным результатам, то есть, так сказать, «идя на ощупь». Часто они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
Третье отличие: оно заключается в способе передачи знаний и даже в самой возможности передачи знаний. В практической психологии эта возможность очень ограничена. Это прямо следует из двух предыдущих особенностей повседневного психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Ф.М. Достоевский, глубинный психолог, выразил свою интуицию в своих произведениях; мы прочитали их все — стали ли мы после этого прогностическими психологами? Передается ли жизненный опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень малой степени.
Предмет, задачи и особенности психологии как науки
Психология как наука имеет особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему устоявшихся знаний, психологию знают немногие, обычно только те, кто занимается ею специально и решает научные и практические задачи. В то же время психология как система жизненных явлений знакома каждому человеку. Она предстает перед ним в виде его собственных ощущений, образов, идей, феноменов памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления, которые мы можем непосредственно обнаружить у себя и косвенно наблюдать у других.
В научном обиходе термин «психология» впервые появился в шестнадцатом веке. Первоначально это была специальная наука, занимающаяся изучением так называемых психических или психических явлений, то есть тех, которые каждый человек легко обнаруживает в своем сознании путем самонаблюдения. Позже, в семнадцатом и девятнадцатом веках, область исследований психологов значительно расширилась и стала включать бессознательные психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В двадцатом веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, на которых они фокусировались на протяжении веков. В этом отношении название «психология» частично утратило свой первоначальный, довольно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным явлениям сознания, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком. Но и по сей день, в соответствии с многовековой традицией, эта наука сохраняет свое древнее название.
Начиная с XIX века, психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания.
Что является предметом изучения психологии? Предметом психологии является изучение структуры и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в ее различных формах, включая сознание как высшую форму психического отражения. Учитывая, что «психология находится в особом положении, поскольку она как бы сливает воедино объект и субъект познания», а также представляя себе отношения, в которых обычно находятся объект и субъект научного познания, будем далее понимать объект психологии как единство трех элементов:
- та часть материального мира, которая прямо или косвенно действует на психику;
- те изменения в материальном мире, которые прямо или косвенно являются результатом умственной деятельности;
сами психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксированными материальными показателями, индикаторами, критериями оценки психики. Такое понимание объекта психологии, в целом, открывает перед исследователями большие возможности в формулировке и уточнении объектов различных отраслей психологии.Прежде всего, психика человека и животных, которая включает в себя множество субъективных явлений. С помощью некоторых, таких как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют когнитивными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Они называются психическими характеристиками и состояниями личности и включают потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость возникновения и развития психических явлений от них.
Человек не просто пронизывает мир своими когнитивными процессами. Он живет и действует в этом мире, создает его для удовлетворения своих материальных, умственных и других потребностей, совершает определенные поступки. Чтобы понять и объяснить действия человека, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь, психические процессы, состояния и характеристики человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть полностью поняты, если их не рассматривать в связи с условиями жизни человека, формированием его взаимодействия с природой и обществом (деятельность и общение). Поэтому общение и деятельность также являются предметом современных психологических исследований.
Научная и житейская психология: различия в целях, методе, языке
Каждая наука имеет в своей основе какой-то обыденный, эмпирический опыт людей. Например, физика основана на повседневных знаниях о движении и падении тел, трении и энергии, свете, звуке, тепле и многом другом.
Аналогичным образом, математика основана на представлениях о числах, формах и количественных отношениях, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Но в психологии ситуация иная. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся светские психологи. Это, конечно, великие писатели, но также некоторые (хотя и не все) представители профессий, требующих постоянного общения с людьми: Учителя, врачи, священнослужители и т.д. Но у обычного человека есть определенные знания о жизни. Но и обычный человек обладает определенными психологическими знаниями. Это видно из того, что каждый человек в определенной степени может понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его действия, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.д.
В чем разница между мирским психологическим знанием и научным знанием?
Гиппенрейтер упомянул пять таких различий.
Во-первых, мирское психологическое знание конкретно. Он настроен на конкретные ситуации, конкретных людей, конкретные задачи. Говорят, что официанты и таксисты также являются хорошими психологами. Но в каком смысле, для каких задач? Как мы знаем, они часто очень прагматичны. Конкретные прагматические задачи решаются и тем, что ребенок ведет себя с матерью одним образом, с отцом — другим, а с бабушкой — совсем третьим. В каждом случае он точно знает, как себя вести, чтобы достичь желаемой цели. Но вряд ли можно ожидать от него такой же проницательности в отношении чьей-то бабушки или матери. Светское психологическое знание, таким образом, характеризуется конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которых оно распространяется.
Научная психология, как и любая другая наука, стремится к обобщениям. Для этого он использует научные концепции. Разработка концепций — одна из важнейших функций науки. Научные понятия отражают наиболее существенные свойства объектов и явлений, общие связи и корреляции. Научные понятия четко определены, связаны друг с другом, связаны с законами.
Например, в физике, введя понятие силы I. Ньютон смог с помощью трех законов механики описать тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.
То же самое происходит и в психологии. Можно долго описывать человека, обыденно перечисляя его качества, черты характера, поступки и отношения с другими людьми.
Научная психология ищет и находит такие обобщающие определения, которые не только экономят описания, но и позволяют за конгломератом особенностей увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальных проявлений. Следует отметить особенность научных психологических терминов: Они часто совпадают с повседневными терминами по своей внешней форме, то есть выражаются, попросту говоря, теми же словами. Однако внутреннее содержание, значение этих слов обычно различно. Повседневные термины обычно более расплывчаты и полисемантичны.
Второе отличие обыденного психологического знания заключается в том, что оно имеет интуитивный характер. Это связано с особым способом приобретения: Они приобретаются путем практических проб и ошибок и корректировки.
Этот способ особенно ярко проявляется у детей. Я уже упоминал об их хорошей психологической интуиции. И как это достигается? ежедневными и даже ежечасными испытаниями, которым их подвергают взрослые и о которых последние не всегда знают. В этих испытаниях дети узнают, с кем они могут «тянуть ниточки», а с кем нет.
Часто учителя и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, следуя по одному и тому же пути: экспериментируя и внимательно замечая малейшие положительные результаты, то есть, в некотором смысле, «идя на ощупь». Они часто обращаются к психологам, чтобы те объяснили психологическое значение найденных ими приемов.
Семейные факторы в научной психологии
Семейные отношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья — это первый и самый важный социальный институт, в который вступает человек.
«Семья — это ядро (малая социальная группа) общества, основная форма организации личной жизни, основанная на брачном союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» Соловьев Н.Я., 1977. Семья играет важную роль, как в жизни отдельного человека, так и всего общества. О важности семьи говорит хотя бы тот факт, что подавляющее большинство людей живет в семье.Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Семейная психотерапия — Ленинградская «медицина» — 1990 г. — 10 с.
С точки зрения Дружинина В.Н. «нормальная семья» является условным понятием — это семья, которая обеспечивает необходимый минимум благополучия, социальной защиты и продвижения своих членов и создает необходимые условия для социализации детей до их психологической и физической зрелости.
Социологические теории семьи, созданные советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи. Если детей должно было воспитывать общество (ясли, детские сады, школы, пионерские и комсомольские организации и т.д. и т.п.), то у семьи оставалась только бытовая функция. Быт понимался как организация потребления в самом широком смысле этого слова.
С точки зрения здравого смысла, здравого смысла и «богатого» жизненного опыта вполне достаточно для понимания семейных отношений. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник повседневной психологии, индивидуальный опыт, является случайным, интуитивным и бессистемным. Ситуативная и метафорическая природа житейских знаний хорошо иллюстрируется примерами пословиц и поговорок. Дело в том, что для каждой пословицы можно найти альтернативу, которая объясняется не истинностью или ложностью самих этих распространенных высказываний, а их ситуативным контекстом.
Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что общие психологические знания легко доступны, но их трудно использовать.
Субъектом жизненно-психологического познания может быть любой человек, для которого необходимо в каких-то целях рассмотреть психологию другого человека или свою собственную. Например, совсем маленький ребенок быстро распознает, в каком настроении находится его мама и стоит ли сейчас беспокоить ее своими проблемами. Взрослый человек также в какой-то степени учитывает психологию окружающих его людей («Моя свекровь ужасно раздражительна по утрам, и лучше не встречаться с ней на кухне») и может также сказать что-то о своих психологических характеристиках («У меня мягкий характер»).
Как правило, объектом познания повседневной психологии являются люди — в нашем случае это семья. Поэтому знания, полученные в нем, очевидно, ограничены знакомыми условиями и знакомыми объектами. Когда член семьи попадает в экстремальную ситуацию, он с удивлением обнаруживает, что ничего не знал о себе и других людях, потому что теперь они ведут себя по-другому (не случайно народная поговорка гласит, что «друзья познаются в беде»).
В повседневной психологии для решения проблем можно использовать самонаблюдение и наблюдение за поведением людей, принадлежащих к одной семье.
Через наблюдение и самонаблюдение человек приходит к соответствующим обобщениям полученного опыта, которые выражаются в форме так называемых витальных идей. Они конкретны и ситуативны, не определены точно и не связаны в систему; более того, в житейских обобщениях могут уживаться противоположные истины, и житейский психолог не всегда это замечает (пословицы русского народа фиксируют эту несостоятельность житейского знания: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Терпение и труд все перетрут» и «Работа — не враг, в лес не убежит»).
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
- Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Виды социальной адаптации
- Основные закономерности развития мотивационной сферы
- Концепции развития личности
- Педагогическая документация ДОУ
- Виды вопросов в психологии
- Соотносящие действия в психологии
- Я-концепция личности
- Личностное самоопределение в подростковом возрасте и периоде взрослости
- Психологические приемы повышения привлекательности служебной деятельности
- Мозг и сознание
Стресс — Мир Психолога
Что такое стресс и как он на нас влияет? Узнайте, что происходит, когда мы испытываем стресс, узнайте о методах управления стрессом и пройдите стресс-тесты онлайн, чтобы измерить уровень стресса:
Клаустрофобия
Клаустрофобия в окопах
Как W. H.R. Риверс помогал страдающему клаустрофобией в окопах во время Первой мировой войны. Случай клаустрофобии ›
Наиболее читаемые в книге «Управление стрессом и тревогой»
1. Тест на гнев
2. Стресс-тест
3. Стресс: реакция «бей или беги»
4. Общий синдром адаптации
5. 10 причин стресса Избегайте их)
6. Управление стрессом
7. Что такое стресс?
8. Тест на повторение реакции «бей или беги»
9. Как победить стресс и успешно сдать экзамены
10. Случай клаустрофобии
- Выбор редакции
- Самые популярные
- Самые комментируемые
Викторина «бей или беги»
Контрольная викторина «бей или беги»Проверьте свои знания о реакции «бей или беги» с помощью этой контрольной викторины.
1· 1
Тест на повторение реакции «бей или беги»
Тест на гнев
Ты сердишься?Этот тест покажет, как вы реагируете в стрессовых ситуациях.
12· 761· 333
Тест на гнев
Стресс: реакция «бей или беги»
Бежать или драться?Как реакция «бей или беги» объясняет стресс.
15· 28· 126
Стресс: реакция «бей или беги»
Стресс тест
У вас стресс?Пройдите стресс-тест и измерьте уровень стресса.
23· 58· 170
Стресс-тест
10 причин стресса (и как их избежать)
10 источников стресса (и как их избежать)Каждый почти ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями, начиная от незначительного давления, которое мы едва замечаем, и заканчивая случайными травмирующими ситуациями, которые могут вызвать постоянный стресс. Многие из нас не осознают, что некоторые формы стресса, известные как эустресс, могут оказывать положительное влияние на нашу работоспособность, и вместо этого относятся к тем переживаниям, которые вызывают у нас негативные…
4· 78
10 причин стресса (и как их избежать)
Ежедневные хлопоты и подъемы
Источники стресса: ежедневные хлопоты и подъемыИсследования, проведенные в 1960-х и 1970-х годах, показали, что важным источником стресса были важные жизненные события, такие как брак или смерть любимого человека. Холмс и Рэй (1967) утверждали, что причиной стресса были потрясения, вызванные событиями, изменившими жизнь, а не положительный или отрицательный характер самих событий. Предложили…
44· 86
Ежедневные хлопоты и подъемы
Источники стресса: жизненные события
Источники стресса: жизненные событияЖизненное событие — это значительный опыт, который может привести к усилению стресса. Считается, что предмет жизненных событий является менее значимым фактором, вызывающим стресс, чем количество разрушительных изменений в жизни человека, вызванных этим событием. Поэтому как положительные, так и отрицательные жизненные события, вызывающие необходимость изменения жизни человека…
2· 108
Источники стресса: жизненные события
Агорафобия
АгорафобияКак агорафобия влияет на способность больных действовать на открытом пространстве.
Агорафобия
Социальные фобии
Социальные фобииОбзор социальных фобий и тематическое исследование.
Социальные фобии
Специфические фобии
Конкретные фобииКак определенные фобии влияют на способность людей жить нормальной жизнью.
Специфические фобии
Как победить стресс и успешно сдать экзамены
Как справиться со стрессом и успешно сдать экзаменыЕсли вы один из многих людей, испытывающих стресс перед сдачей экзаменов, у нас есть несколько советов, которые помогут вам преодолеть это и действительно концентрируясь на достижении хороших оценок. Во-первых, позаботьтесь о своем здоровье. Слишком легко впихнуть столько информации в свой мозг, а также пытаться прожить всю оставшуюся жизнь…
6· 1· 9
Как победить стресс и успешно сдать экзамены
Кароши
KaroshiЧто происходит, когда стресс берет над нами верх?
2· 5
Кароши
Стресс-менеджмент
Управление стрессомКак работает управление стрессом.
2· 21
Управление стрессом
Что такое стресс?
Что такое стресс?Что вызывает у нас стресс? Узнайте, что популярная теория стресса объясняет, как он помогает нашему выживанию, и что говорит фольклорная история на эту тему.
1· 10
Что такое стресс?
Общий адаптационный синдром
Адаптация к стрессуНа протяжении всей эволюции человека наше выживание зависело от способности выживать в опасных для жизни ситуациях — от охоты хищников до выздоровления от болезней. Но как нам осознать, что ситуация опасна, чтобы мы могли приспособиться к ней (и выжить)? Часто нас сначала предупреждают, что ситуация…
4· 12· 47
Общий адаптационный синдром
Дополнительные подходы в психологии:
- Когнитивный подход
- Поведенческий подход
- Оценка биологического подхода
- Гуманистический подход
- Биологический подход
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклились?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Рекламное объявление
Руководства по самопомощи
Интерпретация ваших снов
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены
Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.
Подписаться Мир Психолога
Прочитать руководство
Прочитать руководство
Прочитать руководство
Сны и сон — Мир психологов
Узнайте, почему мы мечтаем, найдите значения снов в Словаре сновидений и научитесь толковать свои собственные сны с помощью Сонник …
Интерпретация ваших снов
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Психология сновидений
Почему мы мечтаем?
Узнать толкование снов
Как интерпретировать свои сны
Сонник
Словарь снов: значения снов
Сон
Стадии сна
Лишение сна
Влияют ли смартфоны на сон?
Режимы полифазного сна
Нарушения сна
Самое читаемое в психологии сновидений
Значение снов
Узнайте, что означают ваши сны, с помощью словаря снов.
Почему мы мечтаем?
Мы помним лишь 5% наших снов, но играют ли они какую-либо роль помимо сюрреалистических ночных переживаний?
Толкование снов
Взгляд на то, как интерпретировать ваши сны и кошмары.
Значения сексуальных снов
Анализ снов о сексе.
Виды снов
К каким категориям относятся многие наши сны?
Значения сна о любви/вожделении
Анализ снов, содержащих любовь или вожделение.
Темы мечты
Значение сна о несчастном случае
Значения снов пришельцев
Значения сна ангела
Значение сна о детях/беременности
Значение сна об измене
Значения детских снов
Значение цветного сна
Значение сна о мертвых людях
Значение сна о смерти
Психологи о снах
Карл Юнг о снах
Эдгар Кейси во сне
Зигмунд Фрейд о снах
В этой категории
Как интерпретировать ваши сны
Как интерпретировать сны, лучше запоминать сны, которые вы пережили, и раскрывать психоаналитический смысл тем снов.
1
Почему мы мечтаем?
Мы помним лишь 5% наших снов, но играют ли они какую-либо роль помимо сюрреалистических ночных переживаний?
Значение сна о людях
Анализ снов людей.
Самые распространенные образы сновидений
Анализ популярных сценариев, которые люди видят во сне.
Выпадение зубов во сне
Анализ снов, в которых выпадают зубы.
Сны о полетах Значение
Анализ снов о полетах.
Быть пойманным в торнадо
Анализ снов о торнадо.
Значение сна быть голым
Анализ снов в обнаженном виде.
Сны о погоне
Анализ снов о погоне.
Падающие сны
Анализ снов о падении.
Сдача экзамена или зачета во сне
Анализ сновидений о сдаче экзамена.
Символы сновидений
Общие символы, встречающиеся в снах и кошмарах, и их значения.
Животные во сне
Анализ снов животных.
Кошмары
Что значит видеть кошмары и как их анализировать?
Младенцы/значения сна о беременности
Значение беременности во сне.
Значение снов о змеях
Анализ снов, содержащих змей.
Значения снов об огне
Анализ снов, содержащих огонь.
Значение сна о поезде
Анализ снов с поездами.
Значение сна о вождении автомобиля
Анализ снов, связанных с вождением автомобиля.
Значение снов о бывших партнерах
Анализ снов, содержащих бывших партнеров.
Значение сна об измене
Анализ снов, содержащих обман.
Толкование снов о школе
Анализ снов о школе.
Словарь снов: значения снов
Узнайте, что означают ваши сны. В словаре сновидений Psychologist World более тысячи статей о видах сновидений.
Зачем помнить свои сны?
Зачем тебе запоминать сон?
Значения сексуальных снов
Анализ снов о сексе.
Значение снов
Узнайте, что означают ваши сны, с помощью словаря снов.
Значение сна о доме
Анализ снов, содержащих дом.
Значения цветных снов
Анализ снов, содержащих цвета.
Значение снов о смерти
Анализ снов, содержащих смерть.
Значения снов о любви/вожделении
Анализ снов, содержащих любовь или вожделение.
Значение снов об инопланетянах
Анализ снов, содержащих инопланетян.
Значения снов об ангелах
Анализ снов, содержащих ангелов.
Значения детских снов
Анализ снов, содержащих детей.
Значение сна о мертвых людях
Анализ снов, содержащих умерших людей.
Значение снов о несчастных случаях
Анализ снов о несчастных случаях.
Тревожные сны
Анализ тревожных снов.
Сонник Заключение
Заключение Сонник-справочник.
Введение в толкование снов
Введение в толкование снов.
Зигмунд Фрейд о сновидениях
Что, по мнению психоаналитика Зигмунда Фрейда, сновидения могут рассказать нам о нашей личности?
Карл Юнг о снах
Представления психолога Карла Юнга о значении снов.
Эдгар Кейси о снах
Идеи писателя Эдгара Кейси о снах.
Виды мечты
К каким категориям относятся многие наши сны?
Всегда ли мы мечтали?
Как далеко мы можем проследить сновидения в истории человечества?
Почему мы мечтаем?
Какой цели служат сновидения?
Как запоминать свои сны
Техники, которые вы можете использовать, чтобы сделать сны яркими, когда вы просыпаетесь, и помнить их достаточно долго, чтобы предпринять и проанализировать их.
Интерпретация ваших снов
Взгляд на то, как интерпретировать ваши сны и кошмары.
Реклама
Справочники по психологии
Прочитать руководство
Прочитать руководство
Прочитать руководство
Все еще отдаю мир психологии
В 2007 году меня любезно пригласили написать статью для Psychology International о работе Международного института убеждений и ценностей (IBAVI). Эта статья — «Отдавая мир психологии» — послужила введением в IBAVI, подчеркнув ее цель и деятельность в нескольких ключевых областях. Теперь, семь лет спустя, добрые люди из Управления по международным делам АПА снова связались с нами, чтобы проверить. По сути, они интересовались, как обстоят дела сейчас, и спросили, могу ли я предоставить обновленную информацию. Мне, изучающему организационное лидерство и изменения, это приглашение показалось хорошей возможностью задуматься о том, где мы были, где мы находимся и куда мы движемся, то есть о нашем прошлом, настоящем и будущем. Надеемся, что следующая перспектива будет значимой для читателей Psychology International , которые стремятся — как и мы — быть эффективными и отражающими агентами местных и глобальных изменений.
IBAVI Past
Поскольку в статье 2007 года для Psychology International представлен обзор того, что и почему существует Международный институт убеждений и ценностей, я не буду повторять все это сейчас, за исключением того, что IBAVI был разработан междисциплинарная группа коллег из факультета после террористических атак в США в сентябре 2001 г. и на основе соответствующих исследований и практики оценки убеждений и ценностей себя, других и мира в целом. Хотя миссия IBAVI остается прежней — «исследовать убеждения и ценности и то, как они влияют на действия, политику и практику во всем мире», — для нас многое изменилось, в том числе мы стали независимой и некоммерческой организацией 501(c)(3). ) организация. Было много причин для этого изменения, которое повысило нашу способность оперативно сотрудничать с учреждениями, организациями, группами и отдельными лицами в США и за рубежом.
Подарок IBAVI
Со времени нашего последнего обновления в 2007 г. произошли позитивные изменения по ряду направлений, включая проект Forum BEVI, шестилетнее межучрежденческое сотрудничество между IBAVI и Форумом по образованию за рубежом, в котором использовались убеждения, события и ценности. Инвентаризация (BEVI) для оценки широкого круга явлений. Опираясь на сотни анализов в целевых областях исследований (например, культура, развитие, окружающая среда, гендер, политика и религия) и множество практических приложений (например, оценка, образование, судебная экспертиза, лидерство и психотерапия), эта инициатива совсем недавно завершилась «Осмысление убеждений и ценностей», книга, готовящаяся к печати и отредактированная издательством Springer Publishing.
На союзном уровне обоснование IBAVI (например, перевод исследований и теории в доступную форму и соответствующие действия) послужило толчком к созданию еще одного тома с APA Books, который я редактирую совместно с Мерри Буллок, доктором философии, старшим директором офиса APA. по международным отношениям под названием «Глобальный шаг: как психология и психологи могут удовлетворить потребности мира». Эта книга объединяет ведущих психологов из США и других стран, сосредоточив внимание на девяти взаимосвязанных областях: защита интересов, оценка, консультации, вмешательство, лидерство, политика, исследования, обслуживание и обучение. Основная идея здесь заключается в том, что мы можем и должны лучше сформулировать, как и почему нынешние и будущие психологи могут «удовлетворить потребности мира» через эти девять основных областей деятельности, которые являются центральными для нашей идентичности как области и профессии. .
Другим примером, также разработанным под эгидой IBAVI, был учебный план для Мэдисонского международного учебного сообщества в Университете Джеймса Мэдисона (который объединяет иностранных и американских студентов, чтобы жить и учиться вместе), включая его основной курс Осмысление Убеждения и ценности: экскурсия для граждан мира.
В качестве последнего примера нашей нынешней работы мы продолжаем предлагать нашу ежегодную премию «Устойчивое видение и ценности», которая «награждает выдающегося человека, который воплощает в себе стремления к преобразованиям, которые лежат в основе миссии, обоснования и целей IBAVI».
Будущее IBAVI
Будущее IBAVI представляет собой логическую кульминацию прошлого и настоящего мышления и деятельности с момента нашего основания в 2004 году. Особо следует отметить, работая с другими индивидуальными и организационными партнерами, IBAVI разработал ряд исследований, чтобы — практические встречи на высшем уровне, которые сосредотачиваются на том, как в первую очередь интернализуются убеждения и ценности о себе, других и большом мире, а также на локальных и глобальных последствиях таких процессов. Эта инициатива — «Культивирование глобально устойчивого «я»: серия саммитов по трансформационному преподаванию, обучению и обучению в исследованиях и практике» — организована Университетом Джеймса Мэдисона в Харрисонбурге, штат Вирджиния. Среди смежных тем в серии саммитов будут рассмотрены основанные на ценностях процессы трансформации в пяти тематических областях IBAVI: разрешение конфликтов, права человека, устойчивость, глобальное образование и религиозное и культурное взаимопонимание.
В частности, в течение по крайней мере трехлетнего периода, с 2015 по 2018 год, серия саммитов будет охватывать ряд процессов и результатов, включая, помимо прочего, следующее:
- Объединение ученых, преподавателей, инструкторов, студентов, практиков и лидеров ряда глобальных движений, ориентированных на преобразования, чтобы учиться и вносить свой вклад в миссии, методы, цели и деятельность друг друга.
- Разработка проекта повестки дня глобальной программы научно-практических исследований на основе презентаций и дискуссий на саммите (например, в отношении теории, данных, моделей, методов).
- Определение средств и методов, с помощью которых участники могут участвовать и предлагать будущие мероприятия, а также участвовать в дальнейшем сотрудничестве в рамках процессов планирования для каждого из научно-практических встреч на высшем уровне.
- Определение научных, профессиональных и организационных площадок, через которые можно распространять и продвигать результаты, деятельность и планы «Развития глобально устойчивой личности» в течение как минимум трех лет этой серии встреч на высшем уровне.
Всеобъемлющая цель Cultiving Globally Sustainable Self состоит в том, чтобы создать команды, которые будут сотрудничать вместе в разработке, реализации и анализе проектов, использующих современные исследования, оценку и практику, чтобы показать, как и почему культивирование и трансформация « само» происходит или не происходит (например, кто чему учится, почему и при каких обстоятельствах). Эти команды состоят из четырех взаимосвязанных групп заинтересованных сторон:
- Организации/движения агентов изменений.
- Методологи-исследователи/эксперты по оценке.
- Ученые/практики самости.
- Специалисты широкого профиля, обладающие знаниями по темам и/или целям саммита.
От разработки передовых учебных программ до оценки моделей и методов культивирования изменений в различных условиях и группах населения, до оценки актуальности и воздействия различных практик и политик (например, образовательных, социальных) — конечной цели Серия саммитов должна продемонстрировать, почему и как исследования могут быть доступными и необходимыми для разработки более эффективных ориентированных на трансформацию вмешательств в «реальный мир». В конечном счете, мы хотим лучше понять:
- Как и почему происходит или не происходит «изменение», для кого и при каких обстоятельствах.
- Каковы последствия и применение таких результатов для исследований и практики, как на местном, так и на глобальном уровне.
Если вы или ваше учреждение/организация заинтересованы в получении дополнительной информации о серии саммитов, свяжитесь с нами.
Все еще отдавая мир психологии: заключительные мысли
Семь лет назад, размышляя о том, где мы были тогда, нынешним и будущим психологам, желающим «отдать мир психологии», были предложены три предложения:
- Мыслить глобально/действовать глобально.
- Живите и работайте нестандартно.
- Приготовьтесь учиться и хорошо играть с другими.
Теперь, став немного старше и, возможно, немного мудрее, я добавлю в этот рабочий список еще два предложения:
- Развитие терпения, перспективы и настойчивости.
- Сохраняйте веру.
Развивайте терпение, дальновидность и настойчивость.
Ключевое утверждение Райнхольда Нибура — все, что стоит делать, требует больше одной жизни — кажется мне вполне уместным, особенно когда речь идет о крупномасштабных глобальных изменениях. В то же время, хотя одной жизни может быть недостаточно, она, безусловно, необходима. Это потому, что, как напоминает нам Лао-Цзы, путь в тысячу миль начинается с одного шага. Таким образом, чтобы стать агентом глобальных изменений, необходимо развивать терпение, дальновидность и настойчивость, зная, что, правда это или нет, препятствия и неудачи неизбежны и что наша работа никогда не будет полностью завершена в течение нашей жизни, поскольку такая работа на самом деле не только наша собственная, но и непрекращающаяся и совместная забота, которая важна для всех нас. Эффективные и вдумчивые агенты глобальных изменений учатся принимать эту неизбежность, признавая, что мы, в конце концов, являемся бенефициарами тех, кто был до нас. Их усилия и убеждения проложили пути, по которым мы сейчас идем, независимо от того, осознаем мы этот долг или нет. Поэтому с настойчивостью и сообразительностью — и в окружении родственных душ, которые помогают нам на нашем пути так же, как мы помогаем им, — мы стремимся прокладывать пути обещаний для тех, кто последует за нами спустя долгое время после того, как мы уйдем.
Keep the Faith
Наконец, стоит спросить, что нас мотивирует в первую очередь? В наших лучших, а не в худших (поскольку такие факторы часто определяются для нас, а не нами), почему мы должны стремиться оставить мир немного лучше, чем мы его нашли к моменту нашей смерти? Как и многие из нас, такие существенные вопросы существования, смысла и цели занимали меня лично столько, сколько я себя помню, и являются самой сердцевиной IBAVI и ее усилий, как отмечалось выше. С моей стороны, эти стремления являются выражением того, кем мы являемся в своей основе как вид; они являются нашим эволюционным наследием, так же как они могут быть проявлением процессов, которые остаются завуалированными и невыразимыми в течение нашего земного времени, по крайней мере для меня, так как я лично не уполномочен опровергать такие перспективы, которые давно мнимы для миллиардов вокруг Глобус.