Как правильно решать конфликты между детьми и справляться с агрессией – советы родителям и детям от Института воспитания
Гнев – это реакция на то, что нас не устраивает, в том числе она свойственна и детям. Такая реакция появляется, чтобы изменить поведение другого или просто показать ему, каково нам. Но взрослые должны научить детей, что агрессия ни в каких ситуациях и ни в каких проявлениях не должна быть нормой поведения ни для кого. Об этом рассказала ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат психологических наук Вера Ряшина в эфире радиопрограммы KP.RU «Наше время, или взрослым вход воспрещен» для подростков, авторами и ведущими которой являются они сами.
«Нормой для детей, и для взрослых должно стать конструктивное решение конфликтов», – отметила Вера Ряшина в эфире на тему «Агрессивное поведение в жизни и в Сети».
Если между детьми возник конфликт, то взрослые должны узнать о нем как можно раньше – тем больше шансов, что недопонимание не приведет к необратимым последствиям ни для одной из сторон.
1. Не забывайте, что в ситуациях агрессии участвуют три стороны: агрессор, жертва, наблюдатели. Поэтому без наблюдателей агрессор сразу теряет свою энергию.
«В детском сообществе не должно быть равнодушных. Агрессивное поведение должно отвергаться всеми детьми. Недопустимо, когда один ребенок оскорбляет другого, а прочие комментируют или снимают и выкладывают в соцсети», – считает психолог.
2. Будьте готовы выслушать детей, помочь выговориться и обязательно понять, что происходит. У ребенка, который стал жертвой агрессии, должны быть люди, которым он доверяет.
3. Формируйте у детей опыт самостоятельного разрешения конфликтов.
«Конечно, ребенку не нужно ждать и привыкать, что взрослые всегда решат ситуацию за него. У него должен обязательно складываться опыт самостоятельного разрешения конфликтов. Но родители и учителя могут подсказать правильный способ поведения», – уверена Вера Ряшина.
4. Будьте готовы прийти на помощь, когда это понадобится. Бывает, что действительно нужна помощь взрослых. Например, если повлиять на поведение хулигана в классе можно, только если поставить в известность его маму, которой хулиган боится. Для этого нужно рассказать о ситуации собственным родителям.
«Они всегда поддержат и примут сторону собственного ребенка, какими бы занятыми или строгими они не казались. Это как раз и необходимо для того, чтобы дети научились разбираться сами в конфликтах. Ведь «с нуля» такое умение не возникает», – рекомендует психолог.
Столкнуться с агрессивным поведением дети и подростки могут в интернете. Например, когда незнакомые люди пишут гадости, угрозы или ловят подростков на их слабостях: чувстве одиночества, стремлении иметь свою взрослую жизнь и т. д.
«Нужно прекратить всякое общение с этими людьми и обязательно рассказать об этом кому-то из взрослых, кому вы доверяете. Далее вместе с ними необходимо пожаловаться администрации сайта на аккаунт, с которого вам пишут, и попросить его заблокировать. В качестве доказательств своих слов пришлите скриншот переписки.
«В целом, лучшее средство от анонимных угроз в сети – иметь настоящих друзей, любимое хобби или занятие, которым ты занимаешься вместе с реальными людьми в реальном мире. И обязательно должен быть хотя бы один взрослый, которому ты доверяешь, чтобы он смог помочь тебе, если ты попал в подобную ситуацию», – отметила Вера Ряшина.
Кроме того, в Институте воспитания РАО рассказали, что делать, если сам чувствуешь приступ гнева по отношению к другому человеку:
1. Переключение внимание. Если вы отвлеклись – то уже немного успокоились. Мало смысла бороться с приступами гнева, пока вы напряжены.
2. Постарайтесь осознать, что вас так раздражает. Причем разбираться в себе лучше вместе с человеком, которому доверяешь. Он поможет посмотреть на ситуацию со стороны и найти позитивный способ общения.
3. Выплесните эмоции в безопасном направлении. Для этого можно разрядить свои эмоции в спортзале, на пробежке, кому-то помогает игра на музыкальном инструменте или танец и т.д.
4. Для того чтобы у вас прекратились приступы гнева, надо изменить свой характер, стать спокойным и сдержанным. Характер – это совокупность привычек, а привычки можно менять.
Программа «Наше время, или взрослым вход воспрещен» выходит каждую субботу в 15:00 на радио. KP.RU. Ее ведущие – подростки от 13 до 17 лет, они поднимают в эфирах важные для них темы и общаются с экспертами. Программа подготовлена совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке Министерства просвещения РФ.
Конфликты между детьми в семье: что делать родителям
Главная
Родителям
Как воспитывать ребенка?
Конфликты между детьми в семье: что делать родителям
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- братья
- дети в семье
- самый красивый рисунок
Чтобы предотвращать конфликты между детьми в семье, родителям стоит понимать, какие места занимают их чада в семейной иерархии в зависимости от возраста, и в соответствии с этим корректировать свое поведение.
Например, если старший ребенок привык получать максимум родительского внимания, то необходимость делить его со своим младшим братом или сестрой может стать причиной ссоры между ними.Психологи рекомендуют родителям хвалить старших детей, подчеркивая, как их опыт важен для младших сестер и братьев. Среднему ребенку стоит уделить больше внимания, выделив дополнительное время на общение с ним. Главная задача в отношении младшего чада – поощрение его стремления к самостоятельности. Будет разумно, если взрослые научат малыша нести личную ответственность, соответствующую его возрасту.
Зачастую молодые родители, задумываясь о прибавлении в семье, начинают переживать по поводу возможных трудностей при воспитании сразу двоих детей. О том, как Оксана Федорова, несмотря на занятость, успевает растить сына и дочку вы узнаете из передачи «Мы-родители!».
Причины ссор между братьями и сестрами
Специалисты выделяют несколько причин, из-за которых происходят конфликты между детьми в семье.
Конкуренция за родительскую любовь
Если ребенок остается без достаточного внимания со стороны взрослых, он вполне сознательно начинает устраивать ссоры и скандалы со своими братьями и сестрами. Поступая таким образом, он пытается получить недостающее внимание и заботу родителей.
Борьба за авторитет
Старшие дети считают, что в силу возраста, могут рассчитывать на особое отношение со стороны младших членов семьи. В частности, они стараются демонстрировать свое превосходство и настаивают на нем. В результате младший ребенок начинает протестовать и капризничать, потому что испытывает дискомфорт от психологического давления.
Борьба за обладание вещами
Одной из распространенных причин конфликтов между братьями и сестрами является борьба за обладание вещами (игрушками, одеждой, косметикой, электроникой и т.д.). Большинство детей считают, что игрушки – их собственность, и другие не вправе претендовать на них. Поэтому ребенку, особенно маленькому, бывает трудно с кем-то делиться.
Как предотвратить конфликты между детьми в семье
- Хвалите ребенка за хорошее поведение после того, как он его продемонстрирует. Помните, дети стремятся получить положительную оценку себя и своих поступков.
- Помогите каждому ребенку осознать свою уникальность. Не сравнивайте его с братом или сестрой. Пусть в каждом отдельном случае это будут особые – личностные отношения.
- Поощряйте сотрудничество между детьми. Для этого закрепите за каждым ребенком обязанности, успешное выполнение которых зависит не только от личной ответственности, но и от умения работать в команде.
- Научите детей договариваться между собой и отстаивать свои интересы мирным путем. Расскажите им, что решать споры эффективнее словами, а не кулаками.
- Старайтесь не создавать условий для конфликта. Предотвратите ссору между детьми, заняв их внимание чем-то другим. Если конфликтные ситуации возникают, когда дети едут в машине, позаботьтесь о том, чтобы у каждого из них была его любимая игрушка.
- По возможности, выделите каждому ребенку личное пространство (в идеале отдельную комнату) и обустройте ее в зависимости от его возраста и потребностей. Определите, кому принадлежит та или иная вещь или игрушка. Если конфликты происходят из-за того, что дети берут их друг у друга без спроса, предложите запирать на замок шкафчик с игрушками.
- Будьте примером для детей. Если вы с трудом контролируете свои поступки, как вы можете требовать того же от ребенка? Объясняйте детям, как вести себя в той или иной ситуации. Помните, наказание – не самый эффективный способ добиться от ребенка требуемого результата.
Как родителям реагировать на конфликты между детьми
- Одна из тактик – не вмешиваться. Выбрав такую линию поведения, вы лишаете детей стимула к дальнейшему развитию конфликта. Ведь чаще всего цель скандала – привлечь внимание родителей. Как показывает практика, ссора между братом и сестрой быстрее заканчивается примирением без участия «арбитра» в лице отца или матери.
- Если конфликт дошел до той стадии, когда дети оскорбляют друг друга и дерутся, родителям не остается ничего другого, как вмешаться. Трезво оцените ситуацию и действуйте. Дайте понять своим чадам, что не позволите пререкаться с собой. Предъявляйте конкретные, а не общие требования (например, говорите «Отложи игрушку в сторону и перестань драться», а не «Будь послушным мальчиком»). Если дети не могут сдерживать эмоции, разведите их по разным комнатам и дайте время успокоиться, после это обсудите с каждым из них, как ситуация дошла до рукоприкладства.
- Лишайте детей игрушек, ставших предметом спора – это поможет им понять: ссориться не выгодно.
- Предложите выразить свою точку зрения на причины ссоры каждого ребенка. Обсуждение проблемы позволит снизить уровень эмоционального напряжения у детей и продемонстрирует им, что родителей интересует их мнение.
- Предложите детям посоревноваться в беге, или устроить драку на подушках. Это поможет разрядить обстановку. Также можно провести среди них конкурс на самый красивый рисунок или лучшую поделку из пластилина.
Другие варианты разрешения детских конфликтов вы можете узнать из статьи «Как реагировать на ссоры между детьми в семье»
Как вести себя с ребенком? Этот вопрос занимает и молодых родителей, и пары, которые только планируют завести семью. Полезные рекомендации вы найдете в передаче из цикла «Как воспитать счастливого ребенка».
Татьяна Маргулян
Для того, чтобы узнать готов ли ваш ребенок к появлению брата или сестры, пройдите тест на портале «Я-родитель».
Готов ли Ваш ребенок к появлению брата или сестры?
Еще по теме
Все родители делают это: шантаж, манипуляции, подкуп
Избалованный ребенок: способы исправления ситуации
Правила для родителей подростков от Димы Зицера
Дети и конфликты в классе
Статья Синди Финч, Массачусетс, Лиза Виртанен, Массачусетс | июнь 2012 г.
Среди многих задач раннего детства выделяются две: уважительно сообщать потребности другим детям и слушать с уважением идеи других. Эти области обучения важны для всех детей младшего возраста, но особенно для тех, кто участвует в групповых мероприятиях вдали от дома – в программах дошкольного образования и ухода за детьми, игровых группах или летних лагерях. При поддержке знающих взрослых дети могут освоить навыки, необходимые для эффективного общения в группах сверстников.
Когда дети учатся быть вместе в группе, они неизбежно сталкиваются с конфликтом с другим ребенком. Многие взрослые находят конфликты между детьми разочаровывающими и не знают, как им помочь. Однако, когда взрослые вдумчивы и искусны в своем подходе к конфликту в классе, дети выигрывают. Разрешение конфликтов является важной основой для будущего роста и обучения.
Что такое конфликт?
Конфликт определяется как вызов тому, как человек думает или ведет себя. Это может быть неудобным процессом для маленьких детей, вызывая у одного, обоих или всех детей беспокойство, страх или ряд других сильных эмоций.
Конфликт является естественным и повседневным явлением в программах для детей младшего возраста. Маленькие дети в программах раннего развития обычно испытывают конфликты из-за:
- игрушек
- отношения
- идей
- пробел
- сила
- неполное понимание
Через конфликт дети учатся. Конфликт может быть положительной или отрицательной силой в обучении. Для того чтобы обучение способствовало положительному росту — эмоциональному, социальному и интеллектуальному — рекомендуются два условия:
- Конфликт в классе поддерживается на оптимальном уровне . Слишком много конфликтов подавляет и может привести к чрезмерной стимуляции или замкнутости. Слишком мало конфликтов не представляет сложности для детей и может привести к самоуспокоенности в учебе.
- Этот конфликт в классе встречается при поддержке взрослых, которые способствуют мирному разрешению конфликта.
Что такое мирное разрешение конфликтов?
Мирное разрешение конфликтов в классе дошкольного возраста — это работа над проблемой или конфликтом таким образом, чтобы не причинять физический, эмоциональный или социальный вред кому-либо из участников.
Мирное разрешение конфликтов дает детям возможность почувствовать себя компетентными в разрешении ситуаций и отношений. Это воспитывает чувство уважения к себе и другим людям, а также уважение к новым идеям.
Какова роль учителя в мирном разрешении конфликтов?
Роль учителя в мирном разрешении конфликтов заключается в том, чтобы
- предвидеть возникновение конфликта внутри групп детей
- ответить детям, поскольку конфликт возникает естественным образом в классе
- поддержка всех детей, находящихся в конфликте, с намерением способствовать положительному развитию
Учителя часто считают свою роль в мирном разрешении конфликтов сложной задачей. Следующие шесть стратегий помогают учителям определить свою роль и отношение к детям и конфликтам:
- Подготовка к конфликту
- Знание о детях
- Знать каждого ребенка
- Создание культуры уважения
- Принятие решений
- Переориентация конфликта на обучение
У детей есть возможность позитивно учиться, когда учителя реагируют на конфликты стратегиями мирного разрешения конфликтов.
Подготовка к конфликту
Подготовленный учитель готов провести день с детьми. Подготовленный учитель знает, что некоторые дни с детьми будут включать конфликты между детьми.
Мирному разрешению конфликтов способствует или препятствует роль учителя, когда конфликт возникает между детьми. Учителя, которые непреднамеренно препятствуют мирному разрешению конфликтов, могут попытаться избежать конфликта в классе, наказать детей, которые сталкиваются с социальным конфликтом, разрешить конфликт в классе для детей или позволить детям решить конфликт самостоятельно. Учителя, которые последовательно реагируют на типичный конфликт в классе любым из этих способов, учат детей соответствовать ожиданиям учителя за счет развития ребенка, уходить в конфликт, быть беспомощным или выживать в конфликте. Ни один из этих исходов для детей не способствует мирному разрешению конфликтов. Подготовленный учитель подходит к конфликту между детьми в классе, очень намеренно поддерживая детей.
Одна из причин, по которой учитель может препятствовать мирному разрешению конфликтов в классе, заключается в том, что он не нашел времени, чтобы подумать о своем личном или профессиональном опыте конфликта. У всех есть конфликтный опыт – от раннего детства до настоящего времени. Эти переживания вызывают сильные чувства и воспоминания, которые определяют личную и профессиональную реакцию на конфликт. Эти чувства и воспоминания могут привести к тому, что учителя упустят ценность конфликтов в классе и будут искать бесконфликтную среду обучения. Подготовленный учитель знает, что конфликт имеет воспитательное и социальное значение в развитии детей.
Многие учителя считают, что размышления об обучении, оценка эффективности дня с детьми и планирование на будущее — полезный процесс. Рефлексия — это профессиональный процесс мышления, оценки и планирования. Рефлексия это:
- осознание чувств по поводу конфликта
- признание реального опыта конфликта, который определяет личные и профессиональные чувства по отношению к конфликту
- наблюдение или осведомленность о методах преподавания
- быть в курсе реакции детей на обучение
- думает о принятых решениях и действиях учителя
- празднование успехов и подготовка к профессиональному росту там, где это необходимо
Рефлексия — рекомендуемый процесс для новых и опытных учителей. Подготовленный учитель размышляет о своих чувствах, знаниях и практике в ответ на конфликт в классе дошкольного образования.
Образовательные ресурсы доступны для учителей, которые хотят изучить методы мирного разрешения конфликтов. Ресурсы могут быть неформальными или формальными. Коллеги, руководители, классы, профессиональные чтения и дискуссионные группы могут оказать поддержку учителям. Подготовленный учитель готов учиться мирному разрешению конфликтов и будет искать ресурсы для поддержки обучения.
Учителя и программы для детей младшего возраста могут выбирать, на что делать акцент в классе. Когда мирное разрешение конфликта является приоритетом, учителя разрешают конфликт по мере его возникновения, не чувствуя, что это мешает реальному обучению. Когда подготовленный учитель стремится к мирному разрешению конфликтов, эффективное урегулирование конфликтов становится приоритетом в классе.
Другие стратегии
Предвидение конфликта и подготовка к его возникновению в классе являются важными первыми шагами в эффективном разрешении детского конфликта. Другие стратегии имеют решающее значение для развития учителей: знания о развитии ребенка и учебной программе для детей младшего возраста; уважение и чуткость к детям и семьям, которые проявляются в каждом взаимодействии, в каждом общении и в каждой области класса; знание, умение и уверенность в принятии решения о том, как реагировать на конфликт в зависимости от ситуации и вовлеченных детей; и способность использовать общие конфликтные ситуации в обучении способами, которые приносят пользу всем в классе.
Управляемые конфликтные ситуации в классе дают детям возможность чувствовать себя компетентными, справляться с новыми ситуациями и отношениями и учиться в них, а также воспитывать чувство уважения к другим людям и новым идеям. Поэтому конфликт и разрешение конфликтов не рассматриваются как вмешательство в опыт ребенка или планы учителя в классе, а скорее как ожидаемая и неотъемлемая часть учебной программы для детей младшего возраста.
Четыре рекомендуемые стратегии для учителей младшего возраста
1) Быстро вмешиваться, чтобы остановить опасное поведение и уберечь детей от травм.
Примеры :
- Учителя используют дифференцированные ответы и стратегии, основанные на отдельных вовлеченных детях. Поэтому педагоги способны оценивать, а дети способны выражать намерение. Несчастный случай есть несчастный случай, и к нему относятся не так, как к преднамеренной агрессии.
- Возможности для реституции имеются и рассматриваются положительно. В каждом конфликте уважают обоих/всех детей.
2) Не вмешиваться слишком рано, когда начинается конфликт.
Примеры:
- Спокойствие учителей по отношению к конфликтам повсеместно.
- Классные комнаты успокаивают и расширяют возможности детей.
3) Наблюдение за детьми, когда они общаются с другими или используют материалы.
Примеры:
- Учителя анализируют поведение детей, наблюдая за играющими детьми и находясь рядом с ними. Они внимательно относятся к хроническому конфликтному поведению детей, проявляют чуткость ко всем детям и подходят к конфликтующим детям, не предвосхищая поведение детей.
- Учителя осознают, что они являются ресурсом, а дети — способными людьми («что я могу сделать?» и «что вы можете сделать?»). Детям доверяют успех.
4) Активное взаимодействие с детьми.
Примеры:
- Учителя обеспечивают основу, чтобы помочь детям узнать, где и как начать разрешать конфликт, а также помочь детям увидеть конфликтные ситуации точно и в понятном контексте. («Ты хотел оконные блоки, и ты тоже. Ты взял их у нее, чтобы иметь их прямо сейчас».)
- Говорить и слушать друг друга приветствуется. Учителя уважают. Они часто повторяют и резюмируют, а также описывают то, что они видят и слышат. («Я буду держать блоки, чтобы они были в безопасности, пока мы будем работать над этим. Ты выглядишь сердитым из-за того, что он забрал у тебя оконные блоки». Учитель слушает. . Хммм, вы оба хотите кубики». Что вы думаете о том, как мы могли бы это выяснить?» Учитель слушает и продолжает способствовать беседе и решению проблем.)
Взято и адаптировано из книги «Дети и конфликты: возможность обучения в классе раннего детства», NAEYC #8005, Copyright 2000, Cindy Finch, MA и Lisa Wirtanen, MA
Как разрешить конфликт между детьми
ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:
Как родитель, вы знаете, что рано или поздно ваши дети будут ссориться. Это нормальная часть взросления. Но иногда разногласия могут стать довольно серьезными, и вы можете не знать, как помочь им разрешить конфликт мирным путем.
Взгляните на эти идеи разрешения конфликтов для детей — они могут пригодиться! 😉
Как начать помогать детям разрешать конфликты? Дети дерутся из-за многих вещей. Спорить или бросать вызов друг другу — это нормально и полезно.
Взрослые всегда искренне хотят вмешаться и решить проблему. В этом посте представлены идеи, которые помогут детям в разрешении конфликтов.
Многие из вас знают, что несколько недель назад я был на американской конференции Монтессори. Я покинул конференцию мотивированный и вдохновленный людьми, содержанием и идеями. Я пообещал поделиться некоторыми из того, что я узнал, со своими читателями.
Итак, вот рецензия на презентацию под названием «Наконец-то мир: разрешение конфликтов между студентами».
Разрешение конфликтов для детей
Презентация была проведена тренерами программы Positive Discipline и посвящена тому, как помочь детям стать эффективными независимыми и совместно решать проблемы.
Ниже приведены мои пункты о том, как разрешить конфликт между детьми.
Как помочь разрешить конфликты между детьми
Выявление основных проблем с конфликтами в классе (или дома)
- Люди, вовлеченные в конфликт, все еще злы
- Не все затронутые или вовлеченные в конфликт привлечены к разрешению спора.
- Дети нуждаются в прямом обучении навыкам разрешения конфликтов
Критерий эффективного разрешения конфликтов
- Помогите детям обрести чувство связи, сопричастности и значимости
- Осознание – «Вы помните время, когда вы злились? Каково это? Что чувствовало твое тело?»
- Меня завораживает концепция Brain in the Palm of the Hand доктора Дэна Сейгела. Он написал прекрасную книгу под названием «Ребенок с цельным мозгом: 12 революционных стратегий для развития ума вашего ребенка, преодоления повседневных родительских трудностей и помощи вашей семье в процветании», которую я вам настоятельно рекомендую.
- Концепция «откидной крышки» указывает на важность перерыва. Расстроенность негативно влияет на мозг. Когда в последний раз вы ясно мыслили, когда были расстроены?
- Взаимное уважение и поддержка
- Что заставило вас почувствовать себя лучше?»
- Долгосрочная перспектива
- Пригласите детей принять участие в решении проблемы
- Устраните перерывы в наказании, потому что вы теряете критический момент обучения, и ребенок чувствует себя непонятым и нелюбимым («Вы учитесь лучше, когда вы чувствуете себя лучше»).
- Создайте место — стол для умиротворения, уголок для умиротворения и т. д. — где дети могут успокоиться или поговорить. Я влюблен в Counting Coconuts Peaceful Space.
- Регулярно и предсказуемо проводить классные собрания для решения проблем, рассмотрения старых проблем и представления новых. Это не «есть проблема, давайте встретимся». Это «Давайте проведем еженедельное собрание…», которое дает право собственности детям.
- Социальные и жизненные навыки
- Помогите детям понять, насколько они способны, предоставив им возможности
- Если вы уделите время благодарности и саморегуляции, это поможет детям развить сочувствие и понимание личного пространства
Разрешение конфликтов у детей ясельного и дошкольного возраста
- Модель саморегуляция путем глубоких вдохов, чтобы успокоиться перед разрешением конфликта
- Успокоить и включить ребенка
- «Я вижу, что Томми плачет. Что мы должны сделать, чтобы ему стало лучше?»
- «Что случилось, когда ты ударил Томми?»
- «Я заметил, что он упал, когда вы его толкнули».
- Модель нежное прикосновение
- Любопытные вопросы
- «Почему велосипед не работает?»
- Направьте ребенка к целенаправленной деятельности
- Никогда не заставляйте ребенка делиться
- «Когда вы хотите поделиться?»
- «Когда у Томми будет очередь?»
- «Как Томми узнает, когда ты закончишь?»
- Уделите время обучению.