Конфликтные ситуации в детском саду и способы их разрешения примеры: Примеры конфликтных ситуаций в игре и разрешение | Консультация:

Содержание

12 конфликтных ситуаций на детской площадке


Наверно, многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником неприятной ситуации на детской площадке. Для некоторых родителей такая ситуация являетя поводом для раздувания настоящего конфликта с целью выяснения кто «круче», а для других – возможностью показать своему ребенку пример поведения в обществе. 
 

У маленьких детей пока нет никакого опыта общения. Они живут своими чувствами, эмоциями и желаниями и пока не в состоянии сознательно управлять своим поведением.

Поэтому, оказавшись в конфликтной ситуации, малыши не раздумывают, а действуют по инерции, в соответствии со своим темпераментом: кто-то уступает и молча отходит, кто-то плачет и бежит к маме, а кто-то дерется, толкается или кусается.

Задача родителей – помочь своему ребенку научиться разрешать затруднительные ситуации так, чтобы он мог отстаивать свою правоту и в тоже время не ущемлять интересы других детей. Т.е. научить его общаться: как вместе играть, как разрешать спор, как договариваться друг с другом, как играть по очереди, как меняться игрушками, как просить или предлагать что-то, как отказываться от совместной игры, как оказывать помощь.

Рассмотрим примеры возможных конфликтных ситуаций.

Конечно, лучше не доводить дело до конфликта, а попытаться вовремя отвлечь ребенка, переключить внимание, занять чем-то другим. Но если спорная ситуация возникла – очень важно оказать своему малышу максимум поддержки и быть на стороне ребенка, каким бы неправильным ни был его поступок.

Это не значит, что Вы должны говорить своему ребенку что-то типа того: «Правильно, не нужно давать никому свой паровозик!» или «Этот мальчик злой, он тебя стукнул, а ты хотел только взять его мяч!». Лучше выслушать ребенка, принять его чувства, озвучить их, объяснить, что чувствует другой ребенок, и показать, как можно исправить положение.

В любой ситуации малыш должен знать, что он всегда хороший, несмотря ни на что, хотя его поступки иногда оставляют желать лучшего.

Помните, как говорил Наф-Наф: «Дом поросенка должен быть крепостью». Для Вашего ребенка крепостью являетесь Вы – его родители.

Ситуация 1. Делают замечание вам


Ваш малыш беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу. А на вас со всех сторон сыплются критические замечания о вашей родительской «профпригодности».


Скорее всего, Вы ощущаете внутренний протест: «Какое имеют право эти чужие люди меня критиковать! Да еще, в присутствии моего ребенка!». Иной раз бывает так тяжело сдержаться. Но бесполезно вступать в пререкания. Спор ни к чему не приведет, и каждый останется при своём мнении. Это всё равно, что спорить, в каком месте кому заходить в море – каждый выбирает там, где ему удобнее (пляж-то большой). Так что спор – это пустая трата времени и нервов.


Ваши действия (или) Подсказка:


 Можно поступать так же, как кролик Кочерыжка (в сказке М. Пляцковского), который на грозные замечания и угрозы Медведя, Тигра и Льва отвечал очень вежливо: «Здравствуйте! Рад вас видеть». А всё дело в том, что у кролика уши были заткнуты ватой, и он ничего не слышал! Почему бы и нам не последовать примеру этого кролика?

 

Ситуация 2. Делают замечание вашему ребенку


Вы с малышом хорошо погуляли! Результат налицо: кроха с ног до головы облеплен грязью. По пути домой вам встречается вездесущая соседка и начинает причитать: «О-о-й! Какой ты грязный! Разве можно так пачкаться?! Теперь маме придется стирать всю твою одежду!»


Ребенок может очень болезненно воспринять замечание постороннего человека. И если мама вовремя не заступится за него, как не заступилась в прошлый раз и не заступится в следующий, это может сделать ребенка неуверенным в себе и привести к тому, что он начнет стесняться и бояться чужих людей. К тому же впредь, когда другие дети будут говорить о вашем крохе плохо, он будет принимать это как должное.

Ваши действия (или) Подсказка:


Переведите порицание соседки в более мирное русло. Дружелюбным тоном поведайте ей о положительной стороне вашей прогулки: «Да, мы замечательно погуляли! Теперь идем домой, счастливые, довольные и, конечно же, порядком испачканные. Но разве без этого можно хорошо погулять?! Хорошо быть маленьким!»
 

Ситуация 3. Ребенок пытается вернуть свою игрушку


Ваш малыш мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает его игрушку. Ваш кроха разгневан и пытается силой

вернуть свою собственность.


Для начала давайте подумаем, почему дети так бурно реагируют, когда берут их игрушки? Ответ
прост: во первых им жаль расставаться со своей игрушкой, а во вторых, они пока не понимают, что игрушки берутся на время, и всегда возвращаются к своим хозяевам. И только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


— Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей.


— Покажите своему ребенку, что вы на его стороне: «Ты хочешь, чтобы машинка осталась у тебя?»


— Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику понравилась твоя игрушка, и он хотел бы с ней немного поиграть. Давай, дадим ему её ненадолго. Знаешь, как он обрадуется!». Обращаемся к мальчику: «Ты хочешь поменяться игрушками?»


— Если согласие от мальчика получено, пытаемся побудить своего ребенка поделиться игрушкой (но не заставить!): «Посмотри, у <…> (имя мальчика) есть интересный трактор. Вы можете поменяться: ты ему на чуть-чуть дашь свою машинку, а он тебе свой трактор – тоже на чуть-чуть». Можно предложить своему ребенку поменять свою машинку на одну из двух-трех игрушек мальчика (т.е. предоставить своему ребенку дополнительную свободу выбора). Или спросите у своего ребенка, можно ли будет поиграть в его игрушку, когда он сам наиграется. Чаще всего ответ бывает положительный.


— Если ваш ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, что ж, это его право. Вежливо откажите просителю: «Извини, <…> (имя мальчика), <…> (имя своего ребенка) хочет сам пока поиграть в свою машинку».


 — Но если конфликт продолжает нарастать, можно попробовать переключить внимание детей на какую-то общую игру: нагружать трактором песок в машинку или поиграть в салки-догонялки. И уж если игра совсем не налаживается – развести по разным «углам».


Итог:


Таким образом, мы не «зациклившемся» на негативном поведении своего ребенка (в какой-то степени оно даже оправдано – он защищал свою собственность доступными ему способами), а показываем, как надо поступать в подобных ситуациях. Т.е. нужно не драться, а договариваться словами.

 

Ситуация 4. Ребенок плачет и не знает, как вернуть свою игрушку.


Ваш ребенок мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает игрушку вашего чада. Ваш малыш с плачем бежит к вам….


 Не стоит волноваться из-за того, что ваш малыш пасует перед «противником». Он наверняка научится отстаивать свою собственность, если вы будете учить его, как это делать. Только не всё сразу, скорее всего он прибегнет к вашей помощи ещё неоднократно.

 

Ваши действия (или) Подсказка:

— Присядьте возле малыша, загляните ему в глаза и озвучьте его чувства и желания: «У тебя забрали игрушку? А ты хотел сам в нее поиграть? Тогда давай вместе попросим ее вернуть». Или: «Ты переживаешь, что мальчик тебе не вернет игрушку? Он в неё немного поиграет и отдаст тебе – это же твоя игрушка. А мы, давай, пока построим из песка крепость!».


 — Если ваш ребенок продолжает настаивать на возврате своей собственности, тогда возьмите своего малыша за руку, подойдите к «обидчику» и скажите: «Малыш, это наша игрушка.

И <…> (имя ребенка) сам хочет в нее поиграть. Отдай, пожалуйста».


 — Если малыш упрямится, опять же можно предложить поменяться игрушками, но если никто этого не хочет, просто мягко заберите игрушку из рук другого ребенка. 
 

Ситуация 5. Ваш ребенок взял чужую игрушку


 На детской площадке гуляет много малышей. Повсюду лежат игрушки: тут — каталка с ручкой, тут — машинка на веревочке, тут — детская колясочка, тут — мяч… Ваш ребенок подходит, берет мяч и предлагает вам в него поиграть. 


Все дети очень любознательны, они активно исследуют мир, и нет ничего предосудительного в том, что их интересуют не только свои, но и чужие игрушки.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


 — Если это игрушки ваших знакомых детей, нужно подойти к хозяину-ребенку, а еще лучше к его маме — она точно разрешит, и есть вероятность, что конфликт не возникнет — и попросить у неё. В конце игры важно обратить внимание своего ребенка на то, что игрушку нужно вернуть на место.


 — Если вы не знаете, чья эта игрушка, можно громко об этом спросить у присутствующих. Если найти хозяина игрушки мало шансов, нужно кратко разъяснить ребенку ситуацию: «Мы не знаем, чья это игрушка, а без разрешения – брать нельзя». Можно вместе помечтать, как вы хотели бы, чтобы у него была такая же игрушка или подобная, а затем постараться отвлечь  малыша на что-то другое.


 — Бывает, что ваш ребенок, во что бы то ни стало, хочет поиграть именно в эту игрушку и уже трепетно прижимает её к груди, хотя хозяин так и остается неизвестным. Тогда (во избежание громкого плача) можно предложить ребенку такую альтернативу: «Мы берем игрушку и отправляемся на поиски её хозяина». Походите с игрушкой, поищите, может и найдете хозяина, а если и нет – так всё равно, ваш малыш, хоть немного, а поиграет с ней и вернет потом на место (и овцы целы, и волки сыты).

 

Ситуация 6. Ваш ребенок отнимает игрушку


Ваш малыш подходит к другому малышу и отбирает у него игрушку, тот плачет и
пытается вернуть свою собственность обратно. Или вашему малышу дали поиграть во что-то, а теперь
хозяин игрушки сам хочет в нее поиграть.


 В подобных ситуациях важно научить кроху уважать чужую собственность, чтобы постепенно закладывалось и формировалось понятие «моё — твоё».

Ваши действия (или) Подсказка:


 — Скажите своему ребенку: «Я понимаю, что ты хочешь поиграть с этой игрушкой. Эта игрушка   <… > (имя ребенка), и он пока сам хочет с ней играть. ( Эту фразу желательно строить без союза НО, так как ребенок может подумать, что его чувства неважны, потому что есть это «но…»). Ты можешь попросить ее попозже, когда <…> (имя ребенка) захочет играть в другую игрушку, а пока давай … ». Возможно, что через некоторое время другой малыш действительно согласится на время расстаться со своим «сокровищем».


— Другой вариант: Спрашиваем у своего ребенка, хочет ли он поменяться с мальчиком игрушками, и если он согласен, предлагаем хозяину игрушки совершить временный обмен игрушками с вашим ребенком (лучше предложить несколько игрушек на выбор).

 

Ситуация 7. Ваш малыш на дворовых качелях


Ваш малыш качается на качелях. Тут подходит другой ребенок с явным намерением тоже покачаться.


 В принципе, раз ваш ребенок первым занял качели – они пока «его», но в разумных пределах, конечно.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


— С появлением ребенка, желающего покачаться на тех же самых качелях, нужно начать готовить ребенка к мысли о том, что качели скоро придется уступить: «Вот малыш тоже хочет покачаться, давай еще 20 раз качнемся и пойдем… (предложите достойную альтернативу: покатаемся с горки, покрутимся на каруселях, пораскачиваем на качелях этого самого малыша)».


— Если Ваш малыш упрямится и не хочет уступать качели, предложите ему тогда дать поиграть в одну из его игрушек стоящему в очереди ребенку. Или придумайте способ отвлечь его.

Ситуация 8. Ваш малыш хочет качаться на качелях, а они заняты


Вы с малышом приходите на детскую площадку. Его внимание привлекают качели, которые конечно оказываются занятыми…


Теперь ситуация противоположная – качели оказались заняты. Вы и ваш малыш достаточно долго «стоите в очереди», ожидая, когда они освободятся, но качающийся на них ребенок и не думает с ними расставаться.

Ваши действия (или) Подсказка:


— для начала можно просто попросить качающегося малыша уступить вам качели;


— предложить качающемуся малышу интересный обмен: он вам качели, вы ему свой велосипедик;


— переключить внимание своего ребенка на альтернативное, но не менее интересное занятие.

Ситуация 9. Ваш малыш не может дать сдачи


Ваш малыш стоит возле вас, тут к нему подходит другой ребенок и ни с того ни с сего его бьет (толкает, кусает и т.п.). Ваш малыш теряется и не знает, что делать.


У Вас должна быть твердая установка: никто не смеет бить вашего ребенка, и ваш ребенок не должен сомневаться, что это действительно так. Поэтому все Ваши дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы дать понять своему сыну или дочери, что делать, если его/её права нарушены.

Но, возможно, сначала он должен окрепнуть и морально дорасти до того, чтобы действовать так, как вы ему советуете. Поэтому нельзя насильно заставлять малыша следовать вашим советам, иначе ребенок будет переживать не только из-за того, что его обидели, но еще и из-за того, что он не может выполнить ваши рекомендации.

Ваши действия (или) Подсказка:


По возможности, предотвратите конфликт — перехватите руку замахивающегося ребенка, но если уже не успели, то:


— опуститесь перед своим ребенком на корточки, обнимите его, пожалейте, скажите: «Тебе больно…»;


— дети бояться всего непонятного; поэтому объясните своему ребенку поведение мальчика: «Наверно, мальчик хотел с тобой поиграть, но не знал, как тебе это сказать»;


 — строго скажите обидчику: «Моего сына бить нельзя! Если ты хочешь с ним играть – так и скажи: «давай играть».


Итог:


 В данной ситуации Вы должны учить ребенка стоять за себя. Поначалу Вам придется выступать в роли защитницы своего малыша, чтобы показывать ему образец будущего самостоятельного поведения. Действуйте всегда по одному и тому же принципу, но не ждите, что после первых же «уроков» ваше чадо даст достойный отпор обидчику.

Ситуация 10. Ваш малыш бьет в ответ


Вашего малыша толкнули (ударили, обидели, обсыпали песком). Недолго думая, он дает сдачу.


 Дети эмоциональны и, даже если они уже и знают, что драться нельзя и сами озвучивают это, то в критических ситуациях действуют так, как им подсказывает их первоначальный импульс: ударить, толкнуть, отобрать, не уступить.

 Предпочтительнее не доводить дело до драки и разрешать ссоры путем мирных переговоров. Но бывают ситуации, когда действительно остается только одно — дать сдачи, ибо никакие увещевания не действуют. И все-таки, по возожности, предлагайте своему крохе более мирные альтернативы.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


— Скажите коротко обоим: «Драться нельзя!»


 — Скажите о том, какое действие вы считаете правильным: «Нужно довариваться, предлагать поменяться и играть вместе».


— Дома обыграйте произошедшую ситуацию на игрушках, стараясь донести мысль о том, что давать сдачи можно только после предупреждения и не бить сильно.
 

Ситуация11. Ваш ребенок обижает другого малыша


Ваш малыш явно обижает другого ребенка (обсыпает песком, толкает, бьет или кусает). 


 Ваш малыш поступает так, по нескольким причинам: не умеет конструктивно общаться с детьми; экспериментирует подобным образом «а что будет, если….», привлекает к себе ваше внимание. При этом он следит за вашей реакцией. Если ваша реакция слишком бурная и всегда разная – он наверняка продолжит свои эксперименты. Поэтому надо выработать четкую схему реагирования на подобные проделки малыша. Необходимо учить ребенка контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева.

Ваши действия (или) Подсказка:

— Уделите максимум внимания пострадавшему ребенку: «Тебе больно. Извини, пожалуйста … (имя вашего ребенка). Он пока не знает, что песком кидаться нельзя!»


 — Обратитесь к своему ребенку, сделайте ему короткое замечание и помогите исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Мальчику/девочке неприятно (больно). Давай теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим…)».


— Помогите детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки…»


— В домашних играх с игрушками проигрывайте и проговаривайте, что драться нельзя    и учите ребенка выражать свои желания словами: «отдай, пожалуйста», «не бери — это мое», а агрессивные эмоции переводите в сочувствие и понимание другого (малышу больно, давай его пожалеем, давай ему дадим совочек) или безобидные действия (топаем ногами, громко кричим, бьем подушку, кидаем мячики и т. п.).

 

Ситуация 12. Дети, сами выясняющие отношения


Вы разговаривали по мобильному телефону и на какое-то время упустили из виду своего малыша. Когда он вновь появился в поле вашего зрения, оказалось, что он уже не один, их двое (ваш малыш и еще малыш) и они спорят (или толкаются).


Между детьми часто возникает соперничество. Поэтому они время от времени начинают выяснять, кто сильнее, причем делают это разными способами. В такой «разборке» не стоит выяснять, кто первый начал и принимать чью–либо сторону.


Ваши действия (или) Подсказка:


 — Если стычка происходит на равных, и нет серьезной угрозы для здоровья детей (то есть если они не дерутся, у них нет камней или палок в руках) – подождите и не вмешивайтесь.


— Если конфликт затягивается, набирает обороты или выявляется явно страдающая сторона, следует тут же вмешаться и разнять спорщиков.


— Первым делом переключите внимание на себя: «… (имя ребенка) и … (имя другого ребенка), посмотрите на меня».


— Далее переключите внимание детей с предмета их спора друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.


— Скажите о своих чувствах: «Мне нравится, когда вы дружно играете».


— Поговорите о дальнейших планах: «Во что ты хочешь играть? А ты во что?»


— Предложить общую игру.

 

Суммируя всё вышесказанное, приведем общие рекомендации:

 

•    Относитесь к другому ребенку так же, как вы бы хотели, чтобы относились к вашему.

•    Старайтесь использовать запрещающие слова в исключительных случаях. Вместо «нельзя ломать другому ребенку куличики» лучше сказать: «давай сделаем такие же куличики». Во-первых, потому что дети лучше воспринимают позитивные установки. А во-вторых, «нельзя» должно восприниматься ребенком, как действительно «нельзя». Категорически и без обсуждений! Поэтому таких запретов в жизни ребенка должно быть немного и звучать они должны сравнительно редко.

•    В конфликтных ситуациях сначала вы все делаете за ребенка,  потом вместе с ребенком (вы подсказываете, а он делает сам), потом малыш действует самостоятельно и зовет вас на помощь только при необходимости (следите за его знаками, необходимо тонко улавливать тот момент, когда вы должны вмешаться), а затем начинает урегулировать конфликты самостоятельно (например, в детском саду).

•    Если вашего ребенка обижает кто-то, кто намного меньше или намного старше его, или это девочка (а у вас мальчик) – немедленно вмешайтесь.

•    Введите четкие правила: ты не должен обижать других детей, но и тебя никто не имеет право обижать. Если тебя несправедливо обидели – ты имеешь право защищать себя.

•    Если предмет спора — игрушка вашего ребенка , то ваша позиция должна быть однозначной, он имеет право её никому не давать, она — его собственность! Так же, как вы имеете право никому не давать свой сотовый телефон, или свой личный автомобиль.

•    Если ребенок хочет чужую игрушку, надо попросить дать поиграть или предложить поменяться игрушками.

•    Если ребенок нарушает какое-то правило, нужно реагировать немедленно: сказать, что так делать нельзя, переключить его внимание и показать, как надо делать.

•    Обязательно хвалите и поощряйте положительное поведение малыша.

•    Если мама другого участника конфликтной ситуации не вмешивается, вам придется самой урегулировать ситуацию, в случае необходимости сделать её ребенку тактичное замечание или призвать его маму к действиям.

•    Дети не любят, когда им ставят в пример других детей или дискриминируют их по возрасту в пользу младших, поэтому никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми ни в его пользу , ни в чужую.

•    Во время конфликта ребенок находится в возбужденном состоянии и не воспринимает информацию. А вот дома, в спокойной обстановке малыш с бОльшим вниманием воспримет ваши «нравоучения». Только делать это надо в доверительной и непринужденной форме: разговоры с ребенком по душам, беседы по сюжетным картинкам, рассказы о своем детстве, ролевые игры, инсценировки, чтение художественных произведений и др.

 

Автор: Дарья Колдина

 

Конфликты в школе: между учениками, между родителями и педагогами — причины конфликтов и пути решения

Инструкция по выживанию

1.2.2022

7

минут
чтения

Изображение: Ray Dak Lam / Dribbble

Родителям

<<Лид>>

ЕЛЕНА ПЕТРУСЕНКО,

практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста. Имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, приёмными детьми.

Чем конфликт отличается от травли

Травля, или буллинг, — это глубокая и систематическая проблема, она проявляется в виде агрессии одних детей против других. В буллинге всегда неравенство сил. Однако травля не всегда выражается в физических нападениях — насилие может быть и психологическим.

Конфликт — это противостояние, в котором нет систематического насилия, но зато присутствуют разногласия и противоречия между сторонами. Конфликты в школе случаются не только между учениками — бывают задействованы и родители, и учителя. Причины конфликтов в школе могут варьироваться от банальной детской обиды до разногласий по поводу образовательной программы. Мы рассмотрим примеры развития событий и дадим подсказки, как действовать родителю и как помочь ребёнку в случае столкновения интересов.

Конфликт между учениками

Вася и Петя поспорили, кто будет сидеть на первой парте около учителя. Вася утверждал, что сидеть должен он, так как учится на отлично. А Петя аргументировал тем, что у него плохое зрение. Ребята поссорились и не смогли поделить место.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА:

Конфликт в школе «ученик — ученик» — явление, нормальное для человеческой коммуникации. Взрослым следует вмешаться, только если ситуация в школе зашла далеко, например, Вася и Петя переходят к физическому насилию или против кого-то начинается коллективная травля. Но если конфликт не переходит границы разумного, то важно, чтобы Вася и Петя учились решать его самостоятельно. Так вырабатываются социальные навыки. Важно наблюдать и спрашивать о том, что происходит, без оценки и не принимая ничьей стороны, дать возможность каждому высказать мнение, формируя позицию, а не ожесточение детей друг против друга.

Конфликт между учеником и учителем

У Васи и Марьи Петровны возникли разногласия из-за выставленной отметки. Учительница заявила, что его сочинение по «Герою нашего времени» не соответствует критериям, и поставила низкую оценку. А Вася ответил, что чётких критериев выдвинуто не было.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА:

В отличие от конфликта между детьми, здесь силы всегда неравные — учитель обладает властью, опытом и знаниями, а ребёнок находится в подчинённом положении и только формирует своё мнение. Отсутствие единства требований учителя или несоблюдение учителем требований — частая проблема. Но и подросток должен учиться уточнять задание, задавать вопросы и принимать условия. Решение конфликта в школе ложится на плечи педагога — взрослый человек должен разъяснить ребёнку причины и последствия. Если этого не происходит, а ситуацию отпустить сложно, если ребёнок не может смириться и чувствует себя плохо, родителю необходимо поговорить с учителем, уточнить все нюансы, а потом объяснить ситуацию ребёнку. Ваш ребёнок должен чувствовать себя в безопасности в школе и знать, что родитель всегда на его стороне и эту безопасность организует.

Источник: freepik.com

Конфликт между родителем и учителем

Мама ученика Васи выразила несогласие с методами работы Марьи Петровны. Вася и другие ученики рассказывали, что Марья Петровна кричит, запугивает и предъявляет завышенные требования. Маме Васи это не понравилось, она считает, что педагог не имеет права применять психологическое насилие.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА:

Если у родителей возникли претензии к педагогу, важно изначально проверить, обоснованы ли они. Действительно ли учитель превышает полномочия, срываясь на детях, или дети решили устроить педагогу холодную войну? Важно обсудить вопрос с другими родителями и другими учителями. Если ситуация действительно подтвердится — не бойтесь отстаивать право на участие в педсовете и разговоре с учителем напрямую. Вы всегда успеете написать жалобу, а вот изменить ситуацию — нет. Иногда родители полагают, что крик на детей или суровые наказания — показатель эффективного и строгого учителя. Взвесьте все наблюдения, проанализируйте возможные изменения. Если школа не готова предпринимать меры — увы, придётся решать ситуацию самостоятельно: менять класс или школу. Помните, что мотивация и интерес к жизни напрямую зависят от авторитетов.

Конфликт между родителем и родителем

Мама Васи и мама Пети не смогли договориться, сколько денег сдавать на новогодние подарки детям. Мама Васи, состоящая в родительском комитете, выдвинула одну сумму, а мама Пети посчитала её чрезмерной.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА:

Конфликт «родитель — родитель» в школе возникает так же часто, как и конфликт в любом другом коллективе. Родителям необходимо контактировать друг с другом — в чатах и офлайне. Если возник конфликт интересов в школе по поводу образовательной траектории класса или досуговых мероприятий — отстаивайте свою позицию в открытом диалоге. Можно привлечь классного руководителя как третью сторону или устроить голосование. Если проблема более личного характера, не рекомендуется выносить её на всеобщее обсуждение (например, в чат в мессенджере). Поговорите один на один — это эффективней.

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Отправили материалы вам на почту

Пользуйтесь!

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Отправили материалы вам на почту

Пользуйтесь!

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Напряжённые отношения в детском или родительском школьном коллективе — это больно и неприятно. Психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко даёт комментарии, как быть, если вы или ваш ребёнок не смогли прийти к консенсусу с кем-то из школы.

Рассылка с лучшими


статьями. Раз в неделю
для самых занятых

Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!

Шаг 1 из 2

Выберите интересную вам тему

Старшая школа

Средняя школа

Младшая школа

Выбрать, куда получать письма →

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

На электронную почту

или

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Ваши данные получены

Мы скоро с вами свяжемся

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

или

Эффективные идеи для классных комнат – Горжусь тем, что учусь в начальной школе

Мероприятия по разрешению конфликтов и стратегии для классной комнаты. Научите детей мирно решать проблемы и самостоятельно разрешать конфликты.

Разрешение конфликтов является важным навыком, который необходимо освоить учащимся. Он пригодится им как в классе, так и в повседневной жизни. Мало того, что дети будут использовать разрешение конфликтов в классе, они также будут продолжать использовать эти навыки по мере взросления. Навыки разрешения конфликтов, которым они учатся в начальной школе, помогут им решать проблемы во взрослом возрасте. Итак, как мы учим разрешать конфликты в классе?

Занятия по эффективному разрешению конфликтов в классе

Дети учатся социально-эмоциональным навыкам, наблюдая, практикуясь и, в конечном итоге, перенимая поведение для себя. Ниже вы найдете идеи о том, что такое конфликт и разрешение конфликтов, а также о том, как научить студентов различным аспектам этого важного жизненного навыка.

Что такое конфликт?

Конфликт – это разногласие или проблема, возникающая между двумя или более людьми. Это может случиться с кем угодно, от лучших друзей до врагов. Большинство конфликтов начинаются с малого, но они продолжают разрастаться, перерастая в крупные проблемы. Как учителя, мы можем объяснить, что такое конфликт, чтобы эффективно научить тому, как предотвратить превращение конфликтов в серьезные проблемы в классе.

Что такое разрешение конфликтов?

Когда возникает проблема, важно решить ее мирным путем, понимая обе стороны ситуации. Это разрешение конфликтов или мирное решение проблем, как я люблю называть это в своем классе. Разрешение конфликтов является важным навыком как в классе, так и в жизни. Помогая нашим студентам практиковать и применять здоровые способы решения межличностных проблем, мы помогаем им добиться успеха и в других областях их образования и жизни.

Как вы обучаете разрешению конфликтов?

Есть много шагов к обучению разрешению конфликтов. Чтобы по-настоящему научить разрешать конфликты, вам нужно научить своих учеников анализировать конфликт. Они должны быть в состоянии определить проблему и попытаться понять, что ее вызывает.

  • Учить понимать – Учащиеся должны понимать, что такое конфликт и как он может негативно повлиять на человека. Этот тип понимания поможет им понять, почему разрешение конфликтов так важно.
  • Обучение сочувствию – После понимания приходит сочувствие. Как только учащиеся поймут конфликт, они должны научиться сопереживать всем другим вовлеченным учащимся. Конфликт затрагивает более одного человека, поэтому для его разрешения важно сопереживать чувствам другого человека
  • Учить ответственности — В конфликте участвует более одного человека. Вовлеченные в конфликт учащиеся должны знать, как взять на себя ответственность за свое участие в конфликте. Независимо от того, вызвали ли они проблему или просто усугубили ситуацию, им необходимо признать, что они были неправы, и быть готовыми внести свой вклад в возмещение ущерба.
  • Обучайте общению . Чтобы разрешить конфликт мирным путем, ваши ученики должны использовать свои слова. Общение жизненно важно для разрешения конфликтов, поэтому научите их говорить о проблеме и приходить к взаимовыгодному решению.
  • Teach Choice – Для самостоятельного решения конфликта детям требуется более одной стратегии. Поговорите об этих разных способах во время классной встречи и попросите их попрактиковаться в разных типах с другом. «Колесо выбора» ниже предлагает множество простых и эффективных стратегий для детей.

Как можно использовать занятия по разрешению конфликтов в классе?

У детей всегда будут какие-то конфликты, большие или маленькие. Конфликт между детьми может быть чем угодно, будь то драка из-за игрушки или толкание другого ученика на перемене. Разрешение конфликтов можно использовать в классе, чтобы помочь сохранить мир между детьми. Когда возникает небольшая проблема, например, когда друг подрезает их в очереди, ваши ученики могут использовать то, чему вы научили их в отношении разрешения конфликтов, чтобы решить проблему до того, как она перерастет в более серьезную проблему.

Научите детей мирному методу решения проблем, который они смогут практиковать и использовать в школе с ростом самостоятельности. В процессе дети выполняют 4 простых шага, чтобы решить свой конфликт.

Действия по разрешению конфликтов

Дети лучше всего учатся, когда они тренируются. Особенно это касается разрешения конфликтов. Когда вы даете своим ученикам интересные способы научиться разрешать конфликты, они получат удовольствие от практики. Чем больше они практикуются, тем больше это становится второй натурой. Если вы с нетерпением ждете обучения разрешению конфликтов в своем классе, вот несколько упражнений, которые вы можете использовать, чтобы сделать это занятие интересным.

  • Ролевая игра . Отличный способ научить разрешать конфликты — разыгрывать различные сценарии по ролям. Разыгрывая сложные ситуации, которые могут потребовать разрешения конфликта, ваши дети получают безопасное место для решения проблемы. После этого вы можете обсудить с ними процесс, проанализировав, что они могли бы сделать лучше в следующий раз. Отличные сценарии для ролевой игры включают в себя разрешение конфликта с хулиганом, восстановление дружеских отношений после ссоры или общение с братом или сестрой.
  • Играть в игру – Играя в игры со сверстниками, нужно научиться ладить и вместе выяснять правила. Если во время игры возникают проблемы, они могут работать вместе, успокаивая, чтобы решить проблему и продолжить игру. «Какое решение?» — это забавная карточная игра, в которой дети придумывают решения для решения общих проблем.
  • Творческое письмо – Предложите детям написать или нарисовать картинку, чтобы изобразить историю, включающую проблему и решение. Это можно сделать в виде рассказа или сценария. Предложите учащимся прочитать или поделиться своей историей с классом и позвольте учащимся рассказать о том, что они сделали бы, чтобы разрешить тот же самый конфликт.
  • Кукольный спектакль . Это прекрасное занятие, если некоторые ученики слишком застенчивы, чтобы стоять перед всем классом. Предложите учащимся поработать в группах, чтобы они устроили кукольный спектакль. Учащиеся получат удовольствие от создания кукол, работая вместе, чтобы узнать, как можно разрешить конфликты мирным путем.
  • Обещание миротворца . Попросите детей изучить и разобраться в различиях между миротворцем и нарушителем мира. Пусть они принесут клятву быть миротворцами в классе.

Книги, которые учат разрешать конфликты

Чтение книг вашим ученикам может помочь вам научить их разрешать конфликты безопасным, но интересным способом. Проблемы, с которыми сталкиваются персонажи, часто сталкивались и с вашими учениками. По мере того, как персонажи преодолевают свои проблемы в направлении решения, дети получат возможность увидеть здоровый способ разрешения конфликтов. Вот лишь несколько книг, которые вы можете прочитать своим ученикам, чтобы научить разрешать конфликты.

  • Talk and Work It Out – Эта книга, написанная Шери Дж. Мейнерс, – отличный способ научить учащихся разрешать конфликты. Эта книга фокусируется на использовании слов для решения проблем, а не на действиях. Обучая студентов использовать свои слова, вы учите их, как мирно решать свои проблемы, вместо того, чтобы использовать гнев и агрессию.
  • Давайте будем врагами – Дженис Мэй Удри является автором этой книги по разрешению конфликтов. В этой истории два друга становятся врагами из-за неразрешенного конфликта. Вашим ученикам понравится слушать историю о том, как Джеймс и Джон решают свои проблемы.
  • Верни! — Конфликты случаются как дома, так и в классе. Эта книга по разрешению конфликтов учит детей разрешать конфликты со своими братьями и сестрами. Эти навыки разрешения конфликтов можно использовать как в классе, так и на игровой площадке.
  • Вражеский пирог . Один из лучших результатов, на который вы можете надеяться, — превратить врага в друга. Эта книга, написанная Дереком Мансоном, помогает детям лучше понять, как решать проблемы и заводить друзей творчески.
  • Признания бывшего хулигана – Настоящее разрешение конфликта требует понимания. Труди Людвиг использует эту книгу, чтобы помочь детям понять, через что может пройти хулиган. Это может помочь им заглянуть глубже, чтобы они могли понять, почему хулиган может действовать, помогая им лучше разрешить конфликт.

Есть так много интересных способов научить ваших учеников разрешать конфликты. Какие из этих упражнений вы планируете использовать на своем уроке?

Деятельность и ресурсы по разрешению конфликтов

БЕСПЛАТНЫЕ перфокарты «Ответственность»

Поймайте детей, когда они самостоятельно и ответственно решают проблемы, с помощью дырокола в перфокартах «Пойман на ответственность».

Нажмите на изображение ниже, чтобы загрузить БЕСПЛАТНЫЕ ответственные перфокарты .

Учебная программа «Ответственность и разрешение конфликтов»

Учебная программа SEL «Ответственность» включает 5 уроков и множество заданий, которые учат детей ответственности, постановке целей, разрешению конфликтов и борьбе с травлей.

Разум+сердце Учебная программа социально-эмоционального обучения

Разум + сердце Учебная программа социально-эмоционального обучения включает 8 разделов с 5+ подробными, основанными на исследованиях УРОКАМИ, наполненными МНОЖЕСТВОМ практических и осознанных ДЕЙСТВИЙ, которые побуждают детей выражать себя и развивать важные эмоциональные и социальные навыки. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше о программе.

разум+сердце SEL Пакет утренних собраний

Преобразите свой класс с помощью ежедневных 15-минутных утренних собраний. Получите все необходимое для ежедневной встречи в этом ОГРОМНОМ комплекте. Ознакомьтесь с этим ресурсом для утренних встреч на год уже сегодня!

Узнайте больше о расширении возможностей детей, чтобы они были ответственными

Научите детей, как быть ответственными, с помощью лучших книг и видео

Обучение ответственности в классе

Развитие мышления

PIN-код

Электронная почта Sign Social

FREE Social Sign

Готовьтесь к электронному курсу социально-эмоционального обучения, наполненному советами для начала, идеями уроков и занятий, ПЛЮС массой БЕСПЛАТНЫХ ресурсов, к которым вы можете получить доступ прямо сейчас.

Все, что вам нужно для обучения социальным навыкам и эмоциональной грамотности в классе!

Имя

Личный адрес электронной почты

Мы используем это поле для обнаружения спам-ботов. Если вы заполните это, вы будете отмечены как спамер.

Я хочу получить бесплатный курс по электронной почте.

Эта форма собирает информацию, которую я буду использовать для отправки еженедельных электронных писем со стратегиями, рекламными акциями и ресурсами. Отписаться в любое время. Работает на ConvertKit

5 Эффективных мероприятий по разрешению конфликтов, которые абсолютно работают

Вы ищете дошкольные мероприятия по разрешению конфликтов, которые вы можете реализовать сегодня? Считаете ли вы, что ваши дошкольники с трудом разрешают конфликты, постоянно спорят и постоянно приходят к вам расстроенными? Наши юные ученики усваивают так много жизненных уроков в своих дошкольных классах, и разрешение конфликтов может быть трудным для изучения навыком. Это не должно быть так сложно! Мол, со всеми навыками разрешение конфликтов нужно просто ввести, а потом практиковать.

5 эффективных мероприятий, которые воспитатели дошкольных учреждений могут использовать для обучения своих младших школьников навыкам разрешения конфликтов.

Прежде чем я перейду к занятиям по разрешению конфликтов в дошкольных учреждениях, я хочу убедиться, что у вас есть идеальная БЕСПЛАТНОСТЬ для этого! БУКЛЕТ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ расскажет вашим юным ученикам о стратегиях решения типичных проблем. Бесплатно распечатать и использовать можно, нажав на изображение ниже.

Зачем обучать разрешению конфликтов в дошкольных учреждениях?

Согласно U-Gro, разрешение конфликтов имеет решающее значение для обучения, потому что оно позволяет маленьким детям научиться слушать других и сотрудничать с ними. Это также учит их тому, как сообщать о своих мыслях и чувствах, лучше осознавать свои потребности и творчески мыслить для решения проблем.

Иногда это может показаться ошеломляющим, потому что по большей части наши дошкольники только учатся продуктивно сообщать о своих потребностях и желаниях, и только благодаря практике и повторению они начнут самостоятельно справляться с этими трудными ситуациями. Чтобы сделать вашу жизнь немного проще, вот несколько действий по разрешению конфликтов, которые вы можете реализовать.

Ваши дошкольники постоянно обращаются за помощью в решении конфликтов? Эти 5 эффективных действий по разрешению конфликтов дадут вашим учащимся навыки, необходимые им для решения незначительных конфликтов.

1.

Знакомство с методами разрешения незначительных конфликтов

Когда ваши юные ученики постоянно обращаются к вам за помощью в разрешении их конфликтов, это дает вам возможность научить их навыкам, которым вы научились во взрослом возрасте. Убедитесь, что все ваши студенты находятся на одной странице. Обсудите полезные и бесполезные способы разрешения конфликта.

Когда знакомите своих юных учеников с решением конфликтов в дошкольном возрасте, обсудите полезные и бесполезные способы разрешения конфликта. Это заставит ваших дошкольников думать и говорить о разрешении конфликтов.

Вместе с классом составьте список методов, которые мы можем использовать для разрешения конфликтов. Вот мои лучшие 6. Нашим юным ученикам их легко запомнить и применять самостоятельно после практики.

  1. Игра в камень, ножницы, бумагу
  2. Скажи: «Стой!» Затем объясните, что
  3. Выберите технику успокоения
  4. Скажите «Извините»
  5. Поговорите со взрослыми
  6. Выберите другое занятие
Покажите и сделайте методы разрешения конфликтов видимыми в классе. Это напомнит вашим дошкольникам о различных методах, которые вы представили.

После того, как вы представили каждую стратегию, разместите их в своей комнате, чтобы ваши ученики могли обращаться к ним при необходимости. Практикуйте эти навыки, используя приведенные ниже идеи.

2.

Игры для обучения разрешению конфликтов

Первое, что вы можете сделать, это использовать игры для обучения разрешению конфликтов в дошкольных учреждениях. Все дети любят игры и с большей вероятностью что-то запомнят, если мы будем играть в увлекательную игру на уроке. Кроме того, игры для закрепления понятий избавляют от монотонности повторения.

Расскажите об общих проблемах социальных сценариев, с которыми они могут столкнуться, и обсудите способы решения этих общих конфликтов с использованием представленных методов.

Используя обычные социальные сценарии, вы можете сыграть в игру «Что они могли сделать?». После того, как вы познакомили своих учеников со способами разрешения конфликта, поместите сетку в центре вашей групповой зоны. Прочитайте сценарий, и дети перейдут к стратегии, которая, по их мнению, будет работать лучше всего. Вы даже можете пойти дальше и спросить их, почему они считают, что это сработает лучше всего.

Бинго — еще один отличный способ укрепить различные стратегии разрешения конфликтов в веселой и увлекательной форме. Поместите все различные стратегии на карточку бинго, прочитайте сценарий, и дети отметят стратегию, которую они будут использовать для разрешения конфликта.

Создавайте куклы, чтобы ваши ученики могли разыгрывать различные конфликты. Куклы позволят детям исследовать эти понятия по-другому. Им может быть удобнее делиться своими мыслями и идеями с помощью кукол.

3.

Читайте книги по разрешению конфликтов

Другим прекрасным средством обучения разрешению конфликтов в дошкольных учреждениях являются книги. Наши юные ученики увлечены книгами, и я использую это в своих интересах! Книги с картинками будут способствовать обсуждению различных точек зрения, выявлению проблемы и обсуждению возможных решений проблемы.

Некоторые из моих любимых: 

  • Давайте будем врагами. Эта книга о разрешении конфликтов написана Дженис Мэй Удри. Вам, ученикам, понравится слушать историю двух друзей, ставших врагами из-за неразрешенного конфликта.
  • Наш класс — это семья. Великолепная книга для создания сообщества в классе. В книге Шеннон Олсен дети узнают, что их класс — это место, где безопасно быть собой, можно совершать ошибки и важно быть другом для других.
  • Разговор и решение – Эта книга посвящена тому, как мирно решать проблемы, используя наши слова. Автор Чери Дж. Майнерс. Это отличная книга для обучения разрешению конфликтов.
  •  Вражеский пирог. Эта книга, написанная Дереком Мансоном, помогает детям лучше понять, как разрешать конфликты и заводить друзей.

4.

Ролевая игра

Я люблю использовать ролевую игру в классе, и группа «Раннее начало» содержит ценную информацию об эффективности ролевой игры в условиях раннего детства.

Предоставление учащимся примеров различных распространенных конфликтов является важным аспектом обучения разрешению конфликтов в дошкольных учреждениях. Я представляю сценарий, затем вместе мы выбираем наилучший план действий. Мы даже разыгрываем сценарии по ролям, чтобы учащиеся могли увидеть, как эта техника разрешения будет выглядеть в действии!

Маленькие дети любят актерское мастерство и ролевые игры, что дает им безопасное место для изучения этих методов разрешения конфликтов. Студенты могут чувствовать себя более комфортно, обращаясь за советом и высказывая свои опасения, когда они играют в ролевую игру.

5.

Модель методов разрешения конфликтов

Наконец, при обучении дошкольников моделировать и разъяснять, как вы используете методы разрешения конфликтов в своей жизни. Это продемонстрирует вашим ученикам, как вы справляетесь с трудными ситуациями.

Еще один способ моделировать разрешение конфликтов — перенести его на групповое время. Например, если у учеников возникают конфликты из-за очередности с новыми грузовиками, я собираю детей, и мы вместе пытаемся решить проблему. Обсудите проблему и выясните, как мы можем решить этот конфликт. Это позволяет всему классу увидеть различные идеи и способы мышления.

Принесите общие конфликты в групповое время. Попросите своих юных учеников подумать и поделиться идеями о способах решения повторяющейся проблемы, которая возникает в классе.

И последнее: не забывайте вовлекать семьи в то, что вы делаете. Родители будут рады услышать, что работает в классе, и будут признательны за то, что знают, какие стратегии изучают их дети.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts