Конфликтогены это в психологии: Конфликтогены — занозы нашего общения

Конфликтогены — занозы нашего общения

Фильм «Экипаж»

​​​​​​​Словом можно задеть, словом можно ударить. Слова, интонации и обороты, задевающие собеседника и напрягающие атмосферу в общении — это конфликтогены. Впрочем, шире: это и обидные жесты, и оскорбительный взгляд, и отказ продолжать общение — все это также может оказаться конфликтогеном. Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки: неаккуратность (уронили чашку и брызнули кофе на соседа), необязательность (договаривались — не сделал), нарушение правил приличия (Не уступили бабушке место, не поздоровались с соседями, не попрощались с гостями, не поблагодарили за услугу коллегу, не позвонил родственникам…). Конфликтогены бывают везде: бывает, что на уровне общения человек ведет вежливо, а на уровне отношений ведет себя конфликтно.

Конфликтоген легко почувствовать, но конфликтогены очень сложно определить. Что является конфликтогеном, а что — нет? Скучающее лицо в ответ на глупость — это просто искренняя эмоциональная реакция или обидный конфликтоген? Где проходит граница между требованием справедливым и рождающим конфликт? Похоже, что конфликтогены — не догма, а социальная условность.

То, что конфликтно между одними людьми, между другими — норма или даже радость.

​​​​​​​​​​​​​​Конфликтогены — это мини-провокации, но, в отличии от провокаций, чаще ненамеренные, неосознанные.

Если девушка в разговоре несколько раз перебивает своего парня, это скорее проявление невоспитанности и бытовой конфликтоген; если же она прижимается во время танца к другу своего любимого — это уже не просто конфликтоген, это уже явная отношенческая провокация.

Если муж в гостях сидит со скучающих лицом — это мелкий конфликтоген. Если же он всем лицом показывает, что ему здесь плохо и тошно — это больше, чем конфликтоген, это уже конфликтный посыл, это вызов на конфликт.

При том, что конфликтогены бывают и поведенческими, чаще всего говорят о конфликтогенах применительно к ситуациям общения. Тогда конфликтоген — это коммуникативный элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях.

Образно — коммуникативный укол или удар.

Конфликтогены — источник огромного количества бытовых конфликтов. Самая большая проблема с конфликтогенами в том, что сам автор конфликтогенов их обычно не замечает. Или, если даже замечает, то считает это вполне допустимым, нормальным («Ничего страшного!») или заслуженным: «Сам виноват!». Однако, когда даже мелкие конфликтогены задевают нас, это нас — задевает… Мы реагируем в ответ, нам отвечают — и так далее, загорелся конфликт.

Самый популярный вопрос в связи с конфликтогенами, это — как на них реагировать? Да, как реагировать на конфликтогены? — Единого ответа на этот вопрос нет, но подсказки дать можно. Главное — реагировать внутренне спокойно, тогда будет легче подобрать адекватную внешнюю форму реакции.

К сожалению, несколько реже звучит другой вопрос: а как мне не задевать окружающих, как очистить собственное общение от конфликтогенов? Возможно, вы эмоциональны и в общении с тем, на кого вы обижены или кто вас злит, вы допускаете конфликтогены. Очень может быть, вы их даже не замечаете или считаете совершенно справедливыми, но это никак не отменяет одного обстоятельства: пока вы допускаете в общении с этим человеком конфликтогены, у вас отношения останутся плохими и конфликты продолжатся. Естественно, бывают ситуации, когда конфликтогены приняты и, более того, необходимы. В принципе живое общение не может быть стерильным, какая-то доза конфликтогенов между еще живыми и бодрыми людьми являются как раз показателями доверия между ними, тем не менее, основное направление остается: от конфликтогенов себя нужно отучать.

Да, это бывает непросто, особенно если человек не получил хорошего воспитания. От тонких конфликтогенов трудно избавляться, потому что люди (авторы) их часто не замечают, а от грубых избавляться трудно, потому что «это» сделать просто хочется, потому что эти горячие слова так и рвутся с души… Чтобы не допускать в своем общении ненужных конфликтов, полезно знать их «в лицо». Типичные коммуникативные конфликтогены — это грубость и оскорбления, обвинения и оправдания, запреты и возражения, категоричность, перебивания… Выучите их речевые формы наизусть и больше никогда эти обороты не используйте. Попробуйте, вам понравится!

Как напоминать себе о важности синтонного общения? Одна из любопытных техник — «Двойная сплошная​». Посмотрите, возможно вам это подойдет.

Отдельный и очень непростой вопрос — как отучать от конфликтогенов других людей? Есть моменты времени, когда на конфликтогены в наш адрес человеку указывать эффективно. Он с большой вероятностью нас услышит и это скорее всего даст эффект. А есть моменты времени, когда указание ему на его конфликтогены не даст ничего, кроме напряжения и осложнения отношений. Подробнее см.→

Практичная мораль

Мастер общения может в своей речи использовать все, включая конфликтогены — но чтобы таким мастером стать, будьте внимательны к потребностям окружающих людей и научитесь следить за чистотой своей речи. Это — выгодно и практично.

Когда-то давно, еще лет тридцать назад, я учился у Аркадия Петровича Егидеса​ в его Клубе культуры общения «Маленький принц». Его любимая тема была – конфликтогены, он много рассказывал об этих привычных речевых оборотах, которыми мы задеваем близких людей, часто даже не замечая этого. Возражения, категоричность, жесткий и агрессивный тон, негативные оценки и обращение к неприятной для собеседника теме.

.. «Нет. Ты не прав. Ты что? Ничего подобного! Объясняю. А если подумаешь? Как обычно, из-за тебя. О, господи! Ну почему?!.. Понимаешь… Как бы тебе это объяснить… » — список даже типовых конфликтогенов выучить было непросто, но я учил, чтобы забыть эти обороты на всю ближайшую жизнь. Я понял, что это для меня важно, я стал над этим работать и где-то за пару месяцев результата добился, очистил свою речь от конфликтогенов. Прошло время. Где-то лет через десять я заинтересовался: «А что мне это дало для жизни?» и прикинул результаты тех занятий в денежном выражении. Вспомнил переговоры, которые оказались успешными, порадовался за отношения, которые удалось сохранить несмотря на сложности… Действительно, всегда есть простой вопрос: «Сколько я готов был заплатить денег, чтобы добиться результата в этом разговоре? Чтобы спасти важные мне отношения?» Я называл для себя суммы и складывал. Цифры оказались ошеломляющими: только на этом умении я за прошедшее время заработал несколько десятков тысяч долларов.
Что б мои все вложения давали такой же процент прибыли!!!

Психология общения. Что такое конфликтогены? | Психология

Чтобы не создавать вокруг себя атмосферу недоброжелательности, лучше такие фразы-конфликтогены не употреблять, потому что они точно не помогут создать тёплые отношения. Что это за фразы?

«У меня нет времени», «Я слишком занят»…

В этих обычных словосочетаниях нет ничего оскорбительного, но они выдают невоспитанного человека. Людям словно показывают, как они не важны для собеседника.

Отказываясь от общения, стоит выразить сожаление и предложить собеседнику иной вариант.

  • Например, такой: «Мне надо на совещание, но я непременно позвоню, чтобы закончить наш разговор».
  • Или: «Жаль, что времени нет. Может, встретимся завтра и поговорим как следует?»

«Я за это денег не получаю», «Это не моя обязанность»…

Что бы говорящий не имел в виду, воспринимаются эти слова как желание увильнуть от работы, как равнодушие к общему делу.
Фото: Depositphotos

  • Лучше произнести что-то вроде: «На этой неделе большой список дел. Вы думаете, лучше начать с этого?»

Используя психологию общения таким образом, можно поставить руководство в известность о своей загруженности и ненавязчиво проинформировать его о том, что какие-то прямые обязанности могут пострадать из-за нового задания.

«Это может показаться глупостью, но…»

Фраза неудачна сразу по двум причинам. Она дискредитирует высказанную идею, даёт понять, что произносящий её не вполне уверен в том, что говорит. К тому же в ней выражено сомнение в мыслительных способностях собеседника: мол, ему покажется ерундой то, что достойно внимания. Лучше исключить подобное из лексикона.

«Вы только не обижайтесь, но…»

Нельзя начинать с предупреждения о том, что сейчас последует нечто неприятное для собеседника. Если такие слова уже готовы сорваться с языка, нужно немедленно перейти на другую тему. Фото: Depositphotos

«Ты совсем исхудала», «Что-то ты поправилась»…

Это неприятная тема. Многие люди и без того недовольны своим внешним видом. Намного лучше лишний раз сказать человеку: «Прекрасно выглядишь сегодня».

«Вы неплохо сохранились для Вашего возраста»

Это комплимент? Нет, это напоминание о том, что молодость ушла. Не надо напоминать людям о количестве прожитых лет.

«Наконец-то ты его бросила», «Она никогда тебе не подходила»…

В ситуации разрыва отношений это плохое утешение. Это намёк на то, что собеседник не разбирается в людях или лишён вкуса. Лучше завуалированно похвалить его: «Она (он) многое потеряла (потерял)». Так можно показать свою личную высокую оценку собеседника и поддержать его, никого не обидев.

«Всегда ты так», «Вы в своём репертуаре»…

Фото: Depositphotos

Одна из обиднейших фраз в дискуссии, начало возникновения конфликта. На человека словно ставят печать: он всегда поступает плохо, нечего ждать от него другого. Не стоит делать упор на недостатках собеседника.

Лучше перенести акцент на свои переживания: «Я так огорчена, что ты мне не помог». «Мне неприятно видеть беспорядок в комнате». Ему не захочется вновь огорчить близкого человека. А выдвигая обвинения, можно лишь заставить почувствовать себя несправедливо обиженным.

«Когда любят, так не поступают», «Если бы ты меня уважал…», «Ты меня не ценишь»…

Эти фразы содержат недоверие к чувствам партнёра, что, конечно, обижает.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts