Структура личности по рубинштейну схема: Структура личности по Рубинштейну кратко

Содержание

Личность и деятельность: коротко о теории Рубинштейна

Почти 90 лет назад Сергей Рубинштейн предложил идею, которая положила начало научному подходу в советской психологии. Он одним из первых среди отечественных ученых выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Теория заключается в том, что сознание побуждает человека совершать определенные поступки, а они, в свою очередь, формируют его сознание. Так советская психология перешла к научным экспериментам, в которых психика человека изучалась через его поведение. 

Свою теорию Рубинштейн изложил в книге «Основы общей психологии». Там же он обобщил и разобрал практически весь опыт мировых исследований в этой научной области. Эта книга стала одним из лучших отечественных учебников по общей психологии и источником знаний для многих поколений специалистов. Рассказываем вкратце о принципе единства сознания и деятельности, а также связанном с ним понятии личности по Рубинштейну.

Предшествующие теории

Философы с давних времен спорили о том, как соотносятся психическое и физическое.

Жирную точку в этом вопросе в свое время поставил математик Рене Декарт, который резко противопоставил материю и дух как две различные сущности. Эта идея незначительно менялась, но все же жила и процветала вплоть до ХХ века. В отечественной психологии она господствовала до 30-х годов. 

Со временем появились доказательства того, что психика и тело взаимосвязаны. Например, ученые увидели, что повреждения различных участков головного мозга приводят к нарушениям психических функций. Но даже тогда отечественные психологи не изменили декартовской традиции. Они ухитрились объяснить новые факты двумя способами. 

Теория психофизического параллелизма утверждала, что психическое и физическое составляют два ряда независимых друг от друга явлений, которые просто сопутствуют друг другу. Психическое явление соответствует физическому, но при этом не связано с ним. Сознание человека в таком понимании — это просто тень реальных физических процессов, побочное явление, которое лишено какой-либо власти.

 

Теория взаимодействия признавала, что психическое и физическое связано, но тоже только внешне. Например, сильные эмоции могут приводить к изменениям в организме. Но эту связь считали чисто механической. Никакого значения в ней не видели. Психику и физиологию по-прежнему рассматривали раздельно.

22.11.2019 г. Книги

Деятельность по Рубинштейну

Такой взгляд на проблему мешал психологии стать наукой. До сих пор она сводилась к философским размышлениям, которые невозможно было обосновать. Но, когда Рубинштейн заявил, что физическое и психическое — это две стороны одного процесса, он открыл советской психологии научные методы. Ведь за поведением человека можно наблюдать и делать выводы о его психике. Поэтому ученый поставил во главу своего принципа единства понятие деятельности. 

Деятельность по Рубинштейну — это действие и занятие, которым человек преобразует действительность. Например, труд, учеба или игра. По теории Рубинштейна психика и деятельность не находятся в равноправных отношениях. Вторая из них первичнее. Конечно, мышление, воображение и чувства человека влияют на его взгляд на мир. Но они, в свою очередь, формируются в результате его действий. 

Чтобы узнать больше о психических процессах, можно наблюдать за поведением людей в определенных условиях. Такие опыты уже ставились за рубежом. Например, ученый Генри Ругер в 1910 году изучал то, как испытуемые разгадывают механическую головоломку. Участники эксперимента сначала явно пытались решить задачу наугад. Но после каждого нечаянного успеха они осмысляли его и допускали все меньше лишних движений. Такое переплетение и взаимодействие случайных и сознательных попыток характерно для образования навыка у человека. 

Так, навык — это действие, которое переносится с одной ситуации на другую. Но также и мыслительный процесс, потому что его выработка требует обобщения.

23.11.2018 г. Обзоры

Личность по Рубинштейну

Она формируется и проявляется в деятельности. Чтобы понять, как это происходит, нужно обратиться к психическим процессам. К ним относятся мышление, память, ощущения, восприятие, воображение, речь, внимание, эмоции и воля. Все они взаимосвязаны, поскольку развиваются одновременно по мере взросления человека и смены жизненных обстоятельств. Со временем они становятся психическими функциями личности, то есть операциями, которые человек может регулировать. Например, восприятие в ходе развития личности превращается в наблюдение, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. 

В ходе деятельности психические процессы переходят в свойства личности. Они индивидуальны для каждого человека и отчасти зависят от особенностей нервного аппарата человека. К психическим свойствам относятся особенности восприятия, мышления, памяти и другого. Например, восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность и эмоциональная возбудимость. Они определяют способности, характер и направленность личности. К последней относятся мотивы, которые побуждают человека действовать. Например, потребности, интересы, идеалы и занятая человеком позиция по отношению к его целям и задачам — его установки.

28.06.2019 г. Авторы

Итак, личность по Рубинштейну складывается из трех аспектов: 

  • Направленность. Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? 
  • Способности и дарования. Что может личность? 
  • Характер. Что из идеалов, установок и потребностей закрепилось в качестве особенностей его личности? 

Больше — в книге «Основы общей психологии» Сергея Рубинштейна.

21.11.2019 г. Книги

Расскажите друзьям:

Отправьте новость
на email:

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Один день из жизни Адель Герин / [Сара П.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts