Конфликты в детском саду между детьми: Как решить конфликт между детьми в ДОУ | Консультация:

Как уладить конфликты в детском саду между родителями? – Детский сад и ребенок

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Елена. Я председатель родительских комитетов сада. У меня к Вам очень важный вопрос, который я не увидела на сайте. 

В нашей группе 24 человека, и родители все адекватные, кроме одной бабули, которая не является официальным представителем ребенка.

Так вот она уже не однократно ведет себя неподобающим образом. В прошлом году в раздевалке нашей группы произошел такой инцидент: бабушка приведя внука в детский сад, в раздевалке находилось еще несколько родителей и дети. Она в повышенных тонах угрожала ребенку, что если он еще раз подойдет к её внуку и ударит, укусит, толкнет, то она ему переломает руки!

Таких слов от дамы почтенного возраста я терпеть не могла и спокойным тоном сказала ей, что выяснять отношения и возникшие конфликты в детском саду нужно, во-первых, за пределами детского сада; во-вторых, не с ребенком, а с его родителями.

После был сделан звонок маме этого ребенка, и было предложено как-то сдерживать порывы её бабушки, чтобы конфликты в детском саду не повторялись. На что мама ответила, что она не отвечает за действия своей мамы! Через пять минут после разговора с мамой позвонила бабушка и оскорбляла меня и моего сына!

Остальное время эта бабушка вела себя более-менее прилично. 

Моего ребенка забирает бабушка, тоже по доверенности. И произошел такой инцидент: 03.09.13 эта бабушка пришла забирать своего внука и увидела, что руки у него грязные. На вопрос «почему они грязные», он ответил, что его толкнул мой ребенок. Так бабушка начала кричать на моего ребенка, на воспитателя, нецензурно выражаться в присутствии детей, родителей и воспитателя.

Об этом инциденте мне рассказала воспитатель на следующий день утром, так как отвожу ребенка я. Я написала жалобу на имя заведующей. И в этот же день была проведена беседа с мамой этого мальчика. На что она ответила, что нужно разговаривать с бабушкой!

Бабушка в весенне-осенний период очень возбужденно себя ведет. Причем не только в детском саду, но и на детской площадке. И я так думаю, она просто нашла очередной объект для своих криков.

Вот у меня вопрос: как я могу оградить не только своего ребенка, но и других детей и родителей, и воспитателей от неадекватного поведения бабушки? Как прекратить конфликты в детском саду?

Могу ли я опираться на то, что она не является официальным представителем ребенка?  Какие еще действия я могу предпринять? Думаю, собрать подписи родителей, которые наблюдали за инцидентами, не получится, так как в нашей группе каждый сам за себя. Заранее спасибо за ответ. Калинина Елена. 

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день! Однозначный ответ на Ваш вопрос мне трудно представить, поскольку весной и осенью происходит обострение психических расстройств как у здоровых, так и у ненормальных лиц.

В рамках подобных споров Вы рискуете стать участником затяжного процесса, который может негативно повлиять на общую обстановку в ДОУ, включая Вашего ребенка. На моей практике подобные межличностные споры, бытовые склоки неоднократно приводили к тяжким последствиям.

К примеру, попытка привлечь неуравновешенную бабулю к административной ответственности за хулиганство (ст. 20.1. КоАП РФ) может привести только к излишним проявлениям у нее, которые в конце концов могут отразиться на Вашем ребенке.

Желательно посоветоваться по этому поводу с несколькими инстанциями (заведующая и воспитатели ДОУ, учредитель ДОУ, психоневролог, отдел дошкольного образования в соответствующем департаменте, прокуратура, участковый полиции, Роспотребнадзор и пр.).

  • На мой взгляд, конфликты в детском саду сперва можно уладить с помощью заведующей, которая может инициировать изменение договора с ДОУ (путем подписания дополнительного соглашения с родителями внука бабули о запрете посещения ДОУ их бабушкой, поскольку нарушается порядок, есть неоднократные жалобы).

Нарушение такого соглашения автоматически расторгает договор, и ребенок бабули больше не будет посещать ДОУ.

При этом можно «перевести рельсы» на воспитателя группы, поскольку он отвечает за порядок в группе и безопасность детей, и соответственно несет часть ответственности за конфликты в детском саду.

  • Потом, конечно, можно обратиться в полицию, прокуратуру, Минобр, к детскому омбудсмену и в суд с соответствующими заявлениями о защите прав Вашего ребенка
    (в том числе и с учетом ст. 150 ГК РФ), но опять же – это долго, а бабуля ежедневно будет ходить в ДОУ.

По крайней мере можно оснастить помещения ДОУ видеокамерами для подтверждения неправомерных действий кого-либо.

Наиболее подходящим может стать процесс налаживания отношений с бабулей (самой пытаться сгладить конфликт, поближе познакомиться, удобрить ее чем-либо и прочее), поскольку ваши дети все равно могут ссориться между собой, что практически невозможно предотвратить.

Конфликты в детском саду

 

Всё чаще и чаще в аппарат Уполномоченного по правам ребёнка обращаются родители воспитанников детских садов. Дети подрались, поругались… А потом помирились. А у родителей — война! Сегодня таких обращений — множество!

Что же побуждает родителей детей привлекать внимание государственных органов к своим конфликтам? Ведь в прошлом такие вопросы решались самостоятельно!..

С одной стороны, потеряли взрослые ту самую мудрость, которая одним позволяла конфликты разрешать, а другим — меньше обращать внимание на конфликты, рассчитывая и надеясь на профессионализм педагогов!

С другой стороны, механизмы защиты прав ребёнка стали более доступны и эффективны. И это важно и хорошо. Но защищая «нападением» другого, мы сами теряем не только навыки конструктивного разрешения конфликтов, но и навыки «недопущения» ссор и важности сотрудничества. Поэтому зачастую (уставшие и раздражённые чем-то другим) родители «зажигаются» как «спички», и вот уже военные действия со всеми — с другими родителями, с воспитателями, да и с детьми. Всем от этого плохо.

 

Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

  • поддерживать позитивную дружескую атмосферу в группе детей, настраивая своего ребенка на позитив и доброе расположение к согруппникам;
  • учить детей истинному сотрудничеству;
  • повышать способность детей управлять своими эмоциями;
  • предупреждать конфликты между детьми, обучая их конструктивному разрешению споров;
  • не допускать разжигания конфликтов с родителями других детей: возникающие конфликты — разрешать; «не подливать масла в огонь» конфликтов между другими родителями, а по мере возможности, их разрешать.

Знания и навыки эффективного разрешения конфликтов — не просто потребность настоящего и будущего, а насущная необходимость родителей.

Конечно, можно попытаться привлечь родителя, отчитывающего или угрожающего Вашему ребенку, к административной ответственности за хулиганство (ст. 20.1. КоАП РФ), но не забывайте, такие действия могут привести только к излишним проявлениям у этого родителя агрессии, которые в конце концов могут отразиться на Вашем ребенке.

Также, можно обратиться в полицию, прокуратуру, министерство образования и науки, к детскому омбудсмену или в суд с соответствующими заявлениями о защите прав Вашего ребенка, но эта процедура займет определенное время.

Таким образом, наиболее подходящим становится вариант налаживания отношений с указанным родителем (пытаться сгладить конфликт, поближе познакомиться, удобрить его чем-либо и прочее), поскольку ваши дети все равно могут ссориться между собой, что практически невозможно предотвратить.

Не редко возникают сложности и между родителями и детским садом. Очень многое зависит от первоначального настроя родителей и педагогов на конструктивное общение.

Как правило, такие конфликты возникают из-за разных подходов к воспитанию. В государственном детском саду педагог поставлен в сложные условия. Детей в группе много, есть временные ограничения: режим дня, занятия, гигиенические процедуры, соблюдение требований СанПина и многих других нормативных документов. Непонимание родителей этого иногда становится причиной конфликта.

Также, родителям необходимо помнить, что попадая в общество, ребёнок должен учиться определённым правилам поведения. Ведь часто встречаются дети, которые постоянно дерутся, громко скандалят, агрессивно себя ведут по отношению к сверстникам. Но если посмотреть на положение такого ребёнка в коллективе: воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребёнка, прерывает его агрессивные нападки, ругает, дети начинают бояться обидчика, избегать игр с ним, жаловаться на него родителям, родители жалуются на этого ребёнка воспитателю. Вокруг ребёнка растёт клубок негативного отношения. Возможно, это ему придётся нести с собой всю жизнь, если родители вовремя не начнут прорабатывать причины такого поведения, уберут из его жизни агрессивные мультфильмы, компьютерные игры, возможно, драки со старшим братом, изменят свои неправильные подходы к воспитанию.

Разрешение конфликтов между детьми в детском саду

Стычки между детьми обычно возникают из-за: ·

 разрушенной кубической башни, которую построил кто-то другой; ·

 игрушки, принадлежности для игр и другие вещи, которыми дети не могли поделиться или которые один ребенок берет у другого; ·

 различные взгляды детей на выбор совместной игры, игровых ситуаций, персонажей, их действия, распределение ролей; ·

споры о правильности игровых действий. Профилактика конфликтов между детьми Причины возникновения конфликтных ситуаций зависят от возраста. В возрасте 2-3 лет дети чаще всего ссорятся из-за игрушек, которые нельзя делить, и сломанных конструкций. В этом возрасте дети проходят следующий этап становления личности – на время становятся ярыми собственниками и очень жестко посягают на «свои» вещи. В то же время дети еще не умеют в полной мере выражать свои эмоции словами. Поэтому конфликты обычно решаются с помощью физической силы, плача и участия взрослых. К 4-5 годам дети в детском саду начинают более активно взаимодействовать друг с другом. На первый план выходят споры по поводу выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе. В дошкольном возрасте причины конфликтов становятся еще более разнообразными – у детей могут быть разные взгляды на правила игры, распределение ролей и поведение игроков. Какие дети наиболее склонны к конфликтам в детском саду? В каждом дошкольном учреждении есть дети, у которых или из-за которых чаще всего возникают конфликтные ситуации. У них может быть разное поведение: ·

 Агрессивный – раздражается, когда его не слушают, беспокоит других. ·

Жалоба – всегда находит причину недовольства и высказывает ее. ·

 Молчаливый – спокойный, мало говорит, поэтому другим детям и учителю трудно понять, что он хочет. ·

 Слишком отзывчивый – согласен со всеми. ·

Всеведущий – считает, что только он знает, как и что делать. ·

 Нерешительный – долго принимает решения, боится ошибиться.

 Максималист – хочет всего и сразу. ·

 Секрет – скрывает жалобы и может отомстить обидчику, когда тот забыл о своем плохом поведении. ·

 Лжец – распространяет ложную или непроверенную информацию, перекладывает свои злодеяния на других.

Дети, вызывающие конфликты в дошкольном возрасте, стремятся к общению со сверстниками, но не умеют этого делать в силу особенностей своего характера и воспитания. Многие из них пытаются утвердиться в коллективе с помощью споров и ссор. Воспитатель должен объяснить детям, что в общении с окружающими они должны уметь договариваться, высказывать свою точку зрения и слушать других. Что нужно сделать:

1. Сформировать правила поведения в группе: не ссориться, не использовать обидные прозвища, не брать друг у друга игрушки, спрашивать разрешения, если хочешь что-то взять у кого-то и т. д. 2. Говорить о реальном или воображаемые конфликтные ситуации, побуждая детей к анализу – спрашивать, что стало причиной ссоры, как бы они себя чувствовали на месте каждого участника, как примирить враждующие стороны.

3. Организовать игры, показывающие примеры правильного и неправильного поведения в конфликтных ситуациях. 4. Поощряйте детей, которые пытаются создавать конфликты, вести себя правильно.

5. Объясните детям, что любую спорную ситуацию можно разрешить путем компромисса. Как разрешить детский конфликт в детском саду, если он возник?

Не все конфликтные ситуации между детьми требуют вмешательства взрослых. Маленькие сражения обычно решаются сами собой. Они крайне важны для социализации, учат детей самостоятельно разрешать конфликты, умению находить компромисс. Если конфликт серьезный, воспитатель не должен просто призывать детей к порядку. Он должен стать посредником в споре:

найти компромисс, который удовлетворит все стороны конфликта;

частичное или полное устранение причины ссоры;

изменение целей конфликта;

 для достижения согласия по спорному вопросу.

Как научить дошкольников разрешать конфликты

Научиться разрешать конфликты конструктивно, не прибегая к гневу или драке, — это один из самых важных навыков, которым может овладеть любой ребенок, да и любой взрослый. В учебных центрах U-GRO мы используем любую возможность, чтобы вовлечь детей в изучение социальных навыков и методов взаимодействия, помогая им научиться выражать свое мнение в конфликтах, не пренебрегая и не уважая других.

Важность разрешения конфликтов

Ни один ребенок не слишком мал, чтобы научиться играть и сотрудничать с другими,  важный навык для дошкольников,  развивающийся и растущий. Есть множество других навыков, которым дети учатся, когда вы рассказываете им о том, как разрешать разногласия:

  • Учащиеся учатся слушать других.
  • Дети лучше осознают свои потребности.
  • Они учатся уважительно выражать свои мысли и чувства.
  • Они чувствуют вдохновение творчески мыслить и искать решения.

6 Советы по разрешению конфликтов для учителей

Дошкольное учреждение — идеальное время для начала обучения разрешению конфликтов, так как именно в эти годы многие дети впервые сталкиваются с людьми, не принадлежащими к их семьям. Вот шесть способов помочь дошкольникам научиться стратегиям разрешения конфликтов.

Помогите им выразить словами свои чувства.

Никто из нас не рождается со словарным запасом, чтобы объяснить свои чувства и мнения другим. Покажите детям изображения лиц с разным выражением лица и попросите их объяснить, что, по их мнению, чувствует изображенный на них человек. Это поможет им понять, что чувства есть у всех и что их можно объяснить спокойно.

Отработайте конфликтные сценарии.

Гораздо труднее вмешаться, когда конфликт уже начался, чем заранее научить детей навыкам его разрешения. Придумайте примерный сценарий для двух детей, чтобы они разыграли его перед классом. Например, попросите их представить, что они оба хотят играть с одной и той же игрушкой.

Затем попросите их описать свои чувства и предложить продуктивные решения сценария, например, по очереди или подбрасывая монетку, чтобы увидеть, кто первым получит игрушку.

Моделируйте хорошее поведение.

Когда вы сталкиваетесь с конфликтом со студентом или другим учителем, обязательно разрешайте его спокойно и разумно, чтобы предоставить своим ученикам хорошую модель решения проблем. Уйдите в тихое место, потренируйтесь слушать, не перебивая, и другие хорошие навыки решения.

Читайте истории о разрешении конфликтов.

Одним из забавных методов обучения дошкольников разрешению конфликтов является чтение рассказов, в которых персонажи должны решить проблему. Например, книга Эй, маленький муравей – отличный рассказ для дошкольников, который поможет им научить этому понятию. После прочтения рассказа поговорите с детьми о том, что они подумали. Как герои решили задачу? Если бы вы были в этой истории, как бы вы справились с проблемой?

Продолжайте наблюдать.

Помните, как учитель, вы должны способствовать разрешению конфликтов. Позвольте детям решать проблемы самостоятельно. Как только вы начнете применять эти методы на практике, полезно следить за учениками, чтобы увидеть, как они это делают. Когда дети вступают в конфликт, задавайте вопросы, которые могут помочь им найти одно или несколько возможных решений. Сделайте это веселым и попросите детей надеть свои «мыслительные шапки», чтобы придумывать творческие идеи.

Хвалите учеников, когда они решают конфликт самостоятельно.

Детям очень важно понимать, что когда они находят решение самостоятельно, их хвалят. Таким образом, они понимают, что нужно продолжать демонстрировать поведение. Конфликт возникает в жизни каждого, и самый важный урок, который можно извлечь из такого поведения, заключается в том, что конфликт — это нормально. Студенты должны со временем понять, что они не единственные, кто не всегда добивается своего. Это случается с каждым, и этот контекст способствует огромному эмоциональному росту.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts