Конфликты в сказках и способы их разрешения: Конфликты в сказках примеры. Решение конфликта на примере сказки

Психология. Конфликтные ситуации в сказках и пути их решения. | Занимательные факты на тему:

  1. «Сказка о золотой рыбке»

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»

Рекомендации по решению конфликтной ситуации:

В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше   прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.

  1. «Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и  ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

Рекомендации по решению конфликтной ситуации:

В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.

  1. «Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому.

Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.

Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

Рекомендации:

Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.

  1. «Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудой.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Рекомендации:

Федоре следовало бы следить за состоянием  посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.

  1. «Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

Вдруг из маминой из спальни, 
Кривоногий и хромой, 
Выбегает умывальник 
И качает головой: 
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, 
Неумытый поросёнок! 
Ты чернее трубочиста, 
Полюбуйся на себя: 
У тебя на шее вакса, 
У тебя под носом клякса, 
У тебя такие руки, 
Что сбежали даже брюки, 
Даже брюки, даже брюки 
Убежали от тебя.  
Рано утром на рассвете 
Умываются мышата, 
И котята, и утята, 
И жучки, и паучки. 
Ты один не умывался 
И грязнулею остался, 
И сбежали от грязнули 
И чулки и башмаки.

Рекомендации:

Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.

9 примеров решений конфликтных ситуаций из сказок. Как придумать конфликт в детской книге. Разве в сказках не так? Герой побеждает Бабу Ягу, Кощея Бессмертного

Известно, что без конфликта нет литературы. И без разницы, взрослая книга или детская — если герои не сталкиваются, если их интересы не пересекаются, а конфликты не разрешаются, истории просто не получится. Ну, вернее, получится, но уж очень она будет неправдоподобно приторная. Жили-были дед и баба… и жили они долго и счастливо. Примерно так.

Сегодня мы размышляем о стержне любого литературного произведения — конфликте. И том, как его правильно построить, если вы пишете книгу для самых-самых маленьких. А примером нам отчасти послужат истории из наших интерактивных книжек-малышек.

Способ 1. Абсолютный злодей

Самый простой способ создать конфликт — добавить в историю стопроцентного злодея. Такого, что сразу понятно — он хочет всем навредить. Зачем? А просто потому, что он злодей и любит творить зло. Дети еще не умеют различать полутона и неоднозначных персонажей, поэтому абсолютный злодей — самое то.

Теперь конфликт. У злодея есть жертвы — простые и слабые мирные жители, неспособные себя защитить. Или жертва (в единственном числе) — обычно возлюбленная, которую он отнимает у главного героя. И герой — смелый богатырь, хитрый крестьянин, да хоть находчивый Ёж.

Конфликт здесь — их прямое противостояние, из которого один выходит победителем (конечно, герой, сказка ведь!)

Способ 2. Герой нарушает запрет

Дети должны слушаться старших, даже в сказках. А если кто-то нарушает выданный ему запрет — незамедлительно последует наказание.

Конфликт возникает в тот момент, когда персонаж внутренне не соглашается следовать запрету или хранить данное обещание — мы видели много таких сюжетов: вспомните «Сестрицу Алёнушку», сказку «Гуси-лебеди» или «Волк и семеро козлят».

Решением конфликта во всех подобных сюжетах становится нарушение запрета. А следствием — преодоление возникающих последствий.

Способ 3. Герой не хочет мириться с чем-то

Герой не согласен с ограничениями, которые ему ставит жизнь. Царь-отец хочет заполучить молодильные яблоки, принц хочет пробудить Белоснежку от хрустального сна — иными словами, герой не мирится с действительностью, а хочет ее изменить.

Причем мотивы у него могут быть как благородные, так и исключительно корыстные.

При этом цель не обязательно должна быть эпичной и недостижимой — вполне достаточно обычного бытового конфликта. Будь то бунт кухонной утвари против нерадивой Федоры или тихий протест Чайника против уклада жизни хозяев.

Способ 4. Контраст характеров

Есть два условных героя. Контрастных. Один ленивый, другой трудолюбивый. Один щедрый, второй скупой. Никто из них не является абсолютно плохим героем — просто они разные. И жили бы они вполне сносно каждый по-отдельности, но вот судьба сводит их вместе.

Пример такого сюжета — «Стрекоза и Муравей», «Заяц и Ёж» (та самая сказка, про «а я уже здесь!»), «Сказка о Попе и его работнике Балде». Можно взять любую сказку с названием, где встречаются имена двух героев и союз «и» — почти наверняка это будет конфликт характеров.

Наступает экстремальная ситуация, характеры раскрываются, и становится понятно, кто был прав, а кто нет.

Исход конфликта может быть вида «неправый наказан, правый торжествует», а может быть и в ключе «герои примиряются, приходят к согласию, идут на компромисс».

Подобные документы

    Типы конфликтов: конструктивные, стабилизирующие, деструктивные. Виды тактик: жесткие, нейтральные, мягкие. Анализ деятельности военного руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными. Причины межличностных конфликтов воинских коллективов.

    дипломная работа, добавлен 28.02.2012

    Рассмотрение основных типов конфликтов: межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Этапы развития конфликта: возникновение, осознание ситуации, конфликтное поведение, исход. Оптимизация организационно-управленческих условий создания компаний.

    презентация, добавлен 07.05.2015

    Понятие конфликта как противоречия, ведущего к конструктивным или деструктивным последствиям. Основные причины и источники возникновения конфликта, характеристика типов выхода из конфликтной ситуации. План разрешения споров и предупреждение конфликтов.

    реферат, добавлен 27.11.2010

    Определение понятия «конфликт». Деструктивные функции конфликтов. Личностные причины возникновения конфликтов. Парадокс Г. Зиммеля. Деструктивные приемы воздействия на партнера. 12 шагов для разрешения конфликтов. Условия эффективности медиаторства.

    презентация, добавлен 21.12.2014

    Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе. Структура конфликта. Исследование стратегий поведения в студенческой группе. Анализ тактик поведения в конфликте.

    курсовая работа, добавлен 12. 11.2008

    Характеристика, сущность социальных конфликтов. Основные этапы протекания конфликта. Способы разрешения конфликтов. Основные конфликты в сфере власти в современных условиях. Изменение конфликтной ситуации. Методы переговоров, использования посредничества.

    контрольная работа, добавлен 11.02.2016

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа, добавлен 08.06.2003

    Конфликт и конфликтная ситуация. Формы и способы разрешения конфликтной ситуации. Периоды и этапы динамики конфликтов. Методы преодоления конфликтной ситуации. Стратегии поведения в конфликте. Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта.

    контрольная работа, добавлен 09.10.2008

    Рассмотрение основных функций сказки: терапевтическая, прогностическая и диагностическая. Использование диагностической сказки как метода психологического исследования личности с целью выявления жизненных сценариев и стратегий поведения индивида.

    отчет по практике, добавлен 27.10.2012

    Понятие и типология конфликтов, их стадии и структура, позитивные и негативные функции. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации, необходимость составления карты конфликта. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой».

Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»

В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.

    «Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

Шлет с письмом она гонца, Чтоб обрадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Извести ее хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого Вот с чем от слова до слова: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку».

В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.

    «Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому.

Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.

Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.

    «Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудой.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Федоре следовало бы следить за состоянием посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.

    «Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,

И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.

МБОУ Ново — Горкинская СШ

Лежневского района

Педагог – психолог

Рябикова И.Н.

Решение

конфликта на примере сказки

(Мастер — класс по медиации)


Конфликт это столкновение

отдельных людей

или социальных

групп, выражающих

различные цели, интересы и

взгляды.


Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного

противоборства сторон


Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения

сторон.


Модель конфликта

Конфликтная ситуация

Инцидент

Конфликтное взаимодействие

Разрешение конфликта


Разрешение конфликта

Конструктивное

Деструктивное


Стратегия поведения в конфликте

  • Компромисс
  • Приспособление
  • Сотрудничество
  • Избегание
  • Соперничество

Решение конфликта

на примере сказки

«Теремок»

Конфликт между животными и медведем

«Сказка о золотой рыбке»

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

«Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

« Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку

выполнять всю работу по дому.

«Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудо й.

«Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого — герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет.

ПР: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей.

Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ (автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете.

Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.

Базовый алгоритм

1. На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события:

2. Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой (Свистун).

3. Обозначаются свойства и действия этих героев. ПР: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным.

4. Объявляется Волшебство. ПР: Волшебная книга времени.

5. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. ПР: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе чтобы все возрождать.

6. Конфликт разрешается средствами самих героев.

7. Придумывается названия сказочного текста.

Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках. ПР: Алладин, Джафар и Волшебна Лампа («Волшебная лампа Алладина»). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.

Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.

При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А.А. Нестеренко.

Пример сказки: «Счастливый день»

Жил-был Свистун. Он всех пугал своим свистом в лесу. Жил он в пещере. Там то светило солнце, то шел дождь. Такая погода ему очень нравилась, потому что вокруг росла трава, которую он кушал. Свистун был главным в лесном городе. Все его боялись. Он был злым и подлым все дни недели. А в субботу совершалось чудо, и он становился добрым и ласковым. В этом лесу жила Королева Поляны. Она приносила всем радость и счастье, нежность, рост и цветение. Свистун задумал подлый план: забрать у Королевы Поляны все ее богатства.

В пятницу Свистун захватил Королеву Поляны, и все сразу стало гибнуть. Время остановилось. В дальнем углу леса жил старичок волшебник. У него была Волшебная Книга. Он открыл ее, перевернул страничку, сказал Инцы-Брынцы», и сразу наступила суббота. Проснулся Свистун добрым и ласковым и подумал, что же я наделал, ведь сам себе навредил — моя любимая трава тоже засохла. Отпустил он Королеву Поляны, извинился перед ней, Ожило все вокруг. Для всех настал счастливый день.

Решайте конфликты в классе с помощью сказок

Конфликт – обычное явление в классе, но сказки можно использовать, чтобы помочь детям найти собственное решение. ..

Сколько раз конфликт возникает из-за того, что человек делает предположение о наилучшем способе получить то, что ему нужно? Что еще хуже, он делает предположения о человеке, с которым у него разногласия. На каком-то уровне он считает, что его действия оправданы, даже если он сознательно не продумывал их или не учитывал последствия.

В таком случае неудивительно, как много раз в день наши ученики оказываются вовлеченными в конфликты, которые, как они понимают в глубине души, излишне трудны. Когда они сосредоточены на получении того, чего хотят, и это вызывает проблемы, стоит проверить, какую потребность они пытаются удовлетворить, настаивая на определенном образе действий. Это важно сделать, потому что часто это совсем не одно и то же.

Представьте ситуацию, когда два студента спорят, но соглашаются или их просят пойти на компромисс. Что происходит, когда один или оба из них не в состоянии распознать разницу между тем, что, по их словам, они хотят, и тем, что им действительно нужно? В этом сценарии есть все шансы, что они согласятся на компромисс, который вызовет дополнительный личный конфликт, потому что они непреднамеренно уступили, чтобы ограничить или отказаться от чего-то, что очень важно для них — основной потребности. Это может быть физическая или эмоциональная потребность, такая как уважение, свобода, достоинство; или просто сдержать обещание. Как вы думаете, насколько легко придерживаться компромисса, который негативно влияет на основную потребность? Как правило, согласованный компромисс не является устойчивым, а если это так, то одна или обе стороны начинают накапливать обиду, которая неизбежно выливается позже, и мы оказываемся в порочном круге.

Моя новая книга «Рассказывание историй для улучшения поведения» (Speechmark, 2012) предлагает учащимся начальных классов альтернативный способ разрешения конфликтов — как в классе, так и за его пределами — путем рассмотрения действий персонажей сказок. Он демонстрирует методический процесс, который учащиеся могут использовать для рассмотрения основных потребностей или эмоций, которые мотивируют выбор людей, и того, как эти потребности могли повлиять на известных вымышленных персонажей из сказок. Опираясь на это, учащиеся рассматривают альтернативные способы для этих персонажей удовлетворить свои потребности и достичь своих целей, не причиняя вреда себе или другим.

Сказки и детские сказки имеют давнюю и уважаемую традицию, связанную с моральным руководством и социальной мудростью. Сочетая эти неподвластные времени традиции с набором графических организаторов (GO), можно использовать конфликты, переживаемые вымышленными персонажами, для обучения учеников сократовскому методу составления вопросов, который уважает и учитывает чувства других, раскрывая при этом эмоции и неудовлетворенные потребности. привело к конфликту или нежелательному исходу. Этот замещающий процесс может дать язык собственным иллюзорным мыслям учащихся, которые ранее могли вызывать неадекватное поведение.

Истории также обеспечивают безопасные места, в которых мы можем исследовать общие эмоциональные темы и проблемы. Слушатели могут распознавать и идентифицировать проблемы без необходимости раскрывать личную информацию. Как таковые, истории имеют терапевтическое применение и предлагают потенциал для внутреннего размышления.

Благодаря сказкам даже самые маленькие зрители имеют возможность анализировать, размышлять, обдумывать и рассматривать мотивы и последствия выбора персонажей. Это означает, что истории имеют хорошие возможности для развития эмпатического отклика у слушателя, создавая у них возможность применить это сочувствие в своей собственной жизни.

Студентам понравится помогать Большому Злому Волку, Скубе и Феджину начать новую жизнь. Во-первых, путем определения беспроигрышного решения, которое удовлетворит всех персонажей истории, а затем путем постановки и планирования целей, которые помогут им достичь своих целей. Наконец, учащиеся смогут создать новый конец или начало для используемых историй, чтобы все персонажи действительно жили долго и счастливо.

Разрешение конфликтов в действии

Жасмин было пять лет, когда она и ее одноклассники использовали этот метод для рассмотрения конфликта между Большим Злым Волком и Красной Шапочкой.

Они начали с анализа конфликта. С одной стороны, Волк хотел съесть Красную Шапочку. РИС. 1

Неудивительно, что Красная Шапочка не захотела быть съеденной. РИСУНОК 2

Установив, чего хочет каждая сторона, они рассмотрели, какую потребность удовлетворит каждое желание. РИС. 3

Далее дети размышляли, есть ли что-нибудь общее у Волка и Красной Шапочки. Это казалось маловероятным, но если бы Жасмин и ее одноклассники могли предложить что-то, в чем оба персонажа могли бы согласиться, им было бы на чем основываться. Для этого класс представил, что было бы, если бы у обеих сторон было то, что им нужно — если бы Волк мог хорошо поесть, а Красная Шапочка могла бы остаться в живых. Класс решил, что это позволит им счастливо жить в лесу. РИСУНОК 4

Такой анализ конфликта позволил учащимся уточнить, чего хочет каждая сторона и почему они этого хотят. Они также обнаружили общую цель, к которой могли стремиться и Волк, и Красная Шапочка. Затем классу показали, как найти решение этой проблемы, просто прочитав органайзер, начиная с общей цели:

Чтобы счастливо жить в лесу, волку нужно хорошо поесть. Чтобы хорошо поесть, волк должен съесть Красную Шапочку. Вы заметите, что синтаксис изменился, поэтому вместо слова «нужно» мы теперь формулируем желание как то, что, по словам волка, он «должен» сделать или иметь.

Класс обдумывал, смогут ли они найти беспроигрышное решение, сосредоточив внимание на желаниях каждой из сторон. Они согласились, что это невозможно, потому что два желания находятся в конфликте. Ведь Красную Шапочку нельзя есть и не есть.

Однако потребность Красной Шапочки остаться в живых и потребность Волка в еде не противоречат друг другу. Так что, если бы класс мог найти альтернативную еду для Волка, они могли бы найти и решение этой проблемы. Чтобы помочь Волку разобраться в этом, они придумали, почему он думал, что сможет хорошо поесть, только если съест Красную Шапочку? Какие предположения он сделал?

Чтобы понять это, дети добавили «потому что» в конце последнего предложения. Мы часто говорим «потому что», когда объясняем, почему что-то произошло. Но это также дает оправдание тому, что происходит, оправдания, которые помогают нам чувствовать себя хорошо в своих действиях.

Класс вообразил все, что мог бы сказать Волк, чтобы его поведение выглядело приемлемым. Как он оправдывает свое поведение перед самим собой и какие у него есть оправдания тому, что он делает. Его оправдания основаны на его предположениях. Чаще всего утверждение, следующее за «потому что», является предположением.

‘Чтобы счастливо жить в лесу, волку нужно хорошо поесть. Чтобы хорошо поесть, волк должен съесть Красную Шапочку, потому что… она — единственная доступная еда. Потому что… она приготовит сытную еду. Потому что…?

Значит, Красная Шапочка — единственная доступная еда? Когда класс рассмотрел, правда ли это, они смогли быстро исключить это конкретное предположение как уважительную причину.

Жасмин и ее друзья в конце концов решили, что ни одно живое существо не хочет быть съеденным, и поэтому переписали историю. Волк стал вегетарианцем и открыл бистро в лесу с помощью Красной Шапочки и ее мамы. Он купил немного земли у дровосека и выращивает все свои овощи. Когда у него есть излишки, он продает свою продукцию местной школе для программы здорового питания.

Жасмин видела, что Волк попал в беду, потому что настаивал на том, чтобы получить то, что хотел. Теперь Жасмин поняла, что то, что мы говорим, что хотим, не всегда является тем, что нам нужно.

От вымысла к реальности

Когда Жасмин и ее друзья применили этот процесс к себе и своему личному выбору, это позволило им задуматься и, в некоторых случаях, пересмотреть свои решения.

Жасмин подумала о последствиях иметь что-то, что она любила. Она любила сушеное манго, и, поскольку мама любила ее, она всегда клала сушеное манго в коробку для завтрака. Поскольку Жасмин так любила манго, она не могла удержаться от того, чтобы съесть его в первую очередь. Но приготовление сушеного манго занимает много времени, и Жасмин никогда не успевает съесть его до звонка, поэтому она пропускает остаток своего обеда. Следствием этого является то, что она очень голодна. Ужин начинается намного позже, и мама не любит, когда Жасмин ест между приемами пищи. Жасмин осознала, что чувство голода, когда она выходила из школы, также означало, что она очень раздражительна. Раздражительность означала, что большую часть дня Жасмин и ее мама не наслаждались обществом друг друга!

Жасмин научилась исследовать последствия, но, что более важно, она научилась смотреть на них, чтобы понять, где в цепочке возникла проблема.

Жасмин придумала решение (самостоятельно) проблемы, о которой она не знала, пока не научилась этому процессу. Теперь она могла видеть последствия того, что остаток дня имела то, что хотела. Она решила сказать маме, что больше не хочет манго в своей коробке для завтрака. Решение измениться далось ей очень просто.

Думаешь, она была бы так же счастлива отказаться от манго, если бы ее мама или полуденный надзиратель предложили ей это? Изменить свое поведение намного проще, когда мы прорабатываем для себя последствия.

 

  • Основная тема: CPD
  • Тема: Управление поведением
  • Дата публикации: 19 октября 2012 г.

Разрешение конфликтов (классы 3–5)

%PDF-1.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts