Конфликты в сказках и способы их разрешения: Психология. Конфликтные ситуации в сказках и пути их решения. | Занимательные факты на тему:

Содержание

Психология. Конфликтные ситуации в сказках и пути их решения. | Занимательные факты на тему:

  1. «Сказка о золотой рыбке»

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»

Рекомендации по решению конфликтной ситуации:

В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше   прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.

  1. «Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и  ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

Рекомендации по решению конфликтной ситуации:

В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.

  1. «Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому.

Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.

Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

Рекомендации:

Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.

  1. «Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудой.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Рекомендации:

Федоре следовало бы следить за состоянием  посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.

  1. «Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

Вдруг из маминой из спальни, 
Кривоногий и хромой, 
Выбегает умывальник 
И качает головой: 
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, 
Неумытый поросёнок! 
Ты чернее трубочиста, 
Полюбуйся на себя: 
У тебя на шее вакса, 
У тебя под носом клякса, 
У тебя такие руки, 
Что сбежали даже брюки, 
Даже брюки, даже брюки 
Убежали от тебя.  
Рано утром на рассвете 
Умываются мышата, 
И котята, и утята, 
И жучки, и паучки. 
Ты один не умывался 
И грязнулею остался, 
И сбежали от грязнули 
И чулки и башмаки.

Рекомендации:

Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.

Сказкотерапия, как метод работы с этническими конфликтами в школе

Похожие презентации:

Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71

Моя будущая профессия: юрист

Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Моя будущая профессия — военный

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

1.

Сказкотерапиякак метод работы с
этническими конфликтами в
школе

2. Типы сказок в сказкотерапии

Авторские
Народные
Развлекательные,
художественные,
дидактические,
психологические
медитативные
психокоррекционные
психотерапевтические
развивающие

3. Целями психологической сказки выступают:

Раскрытие перед человеком глубин его собственного
внутреннего мира, развитие его самосознания,
знакомство с основными психологическими
понятиями. Помощь на пути становления его
личности.

4. Функции сказкотерапии в кросскультурном аспекте:

Презентация культуры
Моделирование
Самопознание
Креативная
Защитная
Терапевтическая

5. Жанры сказкотерапии

Сказка
Притча
Басня
Анекдот
Легенда, былина, эпос
Мифы

6. Народные сказки и их виды

Сказки о животных
Бытовые сказки
Страшные сказки
Волшебные сказки

8. Упражнение «Сказки народов мира»

Аудитория: Старшие классы
Цель: Идентификация с разными культурами
Этапы игры: Участники делятся на микрогруппы и
представляют в виде действия сказку одного из народов
мира. Остальные участники должны угадать, какие качества
национального характера были представлены в действиях.
Обсуждение игры:
1. Какие черты характера представлены в этих действиях?
2. Отличаются ли пословицы и сказки различных народов?
В чем это выражается?
3. Какие особенности национального характера являются
наиболее характерными для народов нашей страны,
региона?

9. Межэтнический конфликт в школе

Особенности межэтнического конфликта.
• Присутствует обязательное разделение по
этническому признаку в конфликтующих
группах.
• Участники конфликта всегда солидарны со
своей этнической группой, даже если
позиция группы им не близка.
• Стороны ищут поддержки в своей
этнической среде
• Этноконфликты не являются ценностными
и происходят вокруг тех или иных объектов
и интересов групп.

10. Если возник межэтнический конфликт в школе.

Школьники должны осознавать, что
представители разных народов могут
предпочитать различные стратегии выхода из
конфликта.
Детям необходимо привести яркие примеры
межкультурных различий.
Школьники должны осознать, что культурно
обусловлена и роль посредника
Ход работы должен привести школьника к
пониманию того, что любой межэтнический
конфликт должен быть разрешен.

12. Упражнение – разминка «Анализ пословиц»

Фольклорное упражнение.
Аудитория: Средняя и старшая школа
Цель: Сравнение ментальности своего и
других народов при помощи анализа
пословиц, осознание универсальности
основных ценностей и идеалов

13. Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»

— Использование метафорической сказочной
формы для раскрытия себя.
— Формирование навыков межличностного
восприятия.
Аудитория: младшая и средняя школа
Материалы: Мяч
Участникам предлагают почувствовать себя
сказочными героями. И сравнить определения
других со своими собственными ощущениями.

14. Упражнение «Странные сказки»

— Осознание многообразия различных точек
зрения разными людьми, с разными
национальностями в одной и той же ситуации.
— Повышение уровня сплоченности,
взаимопонимания и согласованности действий
в группе.
— Развитие творческого потенциала
Аудитория: средняя и младшая школа
Участникам предлагается рассказать
популярную народную сказку от лица разных
героев.

16. Использование различных психотерапевтических методов в сказкотерапии

Рисунок
Конструирование
Создание этнических кукол
Создание масок
Использование этнических музыкальных
инструментов.

18. Метафоризация в сказках

Метафора является носителем тех смысловых
содержаний, которые отчасти сознательно,
отчасти бессознательно вложил в нее
психолог.
Использование близких, понятных ребенку
образов в сказке, наполняя ее яркими
красивыми метафорами, психолог открывает
ему новые смыслы окружающего мира, в том
числе и своей жизни.

19. Алгоритм создания собственной психокоррекционной сказки

1. Подбор героя, близкого ребенку.
2. Описываем жизнь героя в сказочной
стране, ребенок может провести параллель
с собственной жизнью.
3. Помещаем героя в проблемную ситуацию,
похожую на реальную.
4. Герой начинает искать выход из
создавшейся ситуации. Главная задача –
показать ситуацию с разных сторон
5. Герой понимает свою неправоту и
становится на путь изменений.

20. Занимательная тематическая литература

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вачков И.В. Введение в сказкотерапию – М.: «Генезис»,
2011
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания
через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2003
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. –
М.: 2007
Как стать великодушным? Тренинги толерантности для
школьников. Под ред. Солдатовой Г.У. – М.: МГУ им.
М.В. Ломоносова, 2003
Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг
этнической толерантности для школьников. – М., 2004
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо –
пресс, 2005

21. Спасибо за внимание! Сказочного всем настроения!

English     Русский Правила

Решайте конфликты в классе с помощью сказок

Конфликт – обычное явление в классе, но сказки можно использовать, чтобы помочь детям найти собственное решение. ..

Сколько раз конфликт возникает из-за того, что человек делает предположение о наилучшем способе получить то, что ему нужно? Что еще хуже, он делает предположения о человеке, с которым у него разногласия. На каком-то уровне он считает, что его действия оправданы, хотя он, возможно, не продумывал их сознательно или не учитывал последствия.

В таком случае неудивительно, как много раз в день наши ученики оказываются вовлеченными в конфликты, которые, как они понимают в глубине души, излишне трудны. Когда они сосредоточены на получении того, чего хотят, и это вызывает проблемы, стоит проверить, какую потребность они пытаются удовлетворить, настаивая на определенном образе действий. Это важно сделать, потому что часто это совсем не одно и то же.

Представьте ситуацию, когда два студента спорят, но соглашаются или их просят пойти на компромисс. Что происходит, когда один или оба из них не в состоянии распознать разницу между тем, что, по их словам, они хотят, и тем, что им действительно нужно? В этом сценарии есть все шансы, что они согласятся на компромисс, который вызовет дополнительный личный конфликт, потому что они непреднамеренно уступили, чтобы ограничить или отказаться от чего-то, что очень важно для них — основной потребности. Это может быть физическая или эмоциональная потребность, такая как уважение, свобода, достоинство; или просто сдержать обещание. Как вы думаете, насколько легко придерживаться компромисса, который негативно влияет на основную потребность? Как правило, согласованный компромисс не является устойчивым, а если это так, то одна или обе стороны начинают накапливать обиду, которая неизбежно выливается позже, и мы оказываемся в порочном круге.

Моя новая книга «Рассказывание историй для улучшения поведения» (Speechmark, 2012) предлагает учащимся начальных классов альтернативный способ разрешения конфликтов — как в классе, так и за его пределами — путем рассмотрения действий персонажей сказок. Он демонстрирует методический процесс, который учащиеся могут использовать для рассмотрения основных потребностей или эмоций, которые мотивируют выбор людей, и того, как эти потребности могли повлиять на известных вымышленных персонажей из сказок. Опираясь на это, учащиеся рассматривают альтернативные способы для этих персонажей удовлетворить свои потребности и достичь своих целей, не причиняя вреда себе или другим.

Сказки и детские сказки имеют давнюю и уважаемую традицию, связанную с моральным руководством и социальной мудростью. Сочетая эти неподвластные времени традиции с набором графических организаторов (GO), можно использовать конфликты, переживаемые вымышленными персонажами, для обучения учеников сократовскому методу составления вопросов, который уважает и учитывает чувства других, раскрывая при этом эмоции и неудовлетворенные потребности. привело к конфликту или нежелательному исходу. Этот замещающий процесс может дать язык собственным иллюзорным мыслям учащихся, которые ранее могли вызывать неадекватное поведение.

Истории также обеспечивают безопасные места, в которых мы можем исследовать общие эмоциональные темы и проблемы. Слушатели могут распознавать и идентифицировать проблемы без необходимости раскрывать личную информацию. Как таковые, истории имеют терапевтическое применение и предлагают потенциал для внутреннего размышления.

Благодаря сказкам даже самые маленькие зрители могут анализировать, размышлять, размышлять и рассматривать мотивы и последствия выбора персонажей. Это означает, что истории имеют хорошие возможности для развития эмпатического отклика у слушателя, создавая у них возможность применить это сочувствие в своей собственной жизни.

Студентам понравится помогать Большому Злому Волку, Скубе и Феджину начать новую жизнь. Во-первых, путем определения беспроигрышного решения, которое удовлетворит всех персонажей истории, а затем путем постановки и планирования целей, которые помогут им достичь своих целей. Наконец, учащиеся смогут создать новый конец или начало для используемых историй, чтобы все персонажи действительно жили долго и счастливо.

Разрешение конфликтов в действии

Жасмин было пять лет, когда она и ее одноклассники использовали этот метод для рассмотрения конфликта между Большим Злым Волком и Красной Шапочкой.

Они начали с анализа конфликта. С одной стороны, Волк хотел съесть Красную Шапочку. РИС. 1

Неудивительно, что Красная Шапочка не захотела быть съеденной. РИСУНОК 2

Установив, чего хочет каждая сторона, они рассмотрели, какую потребность удовлетворит каждое желание. РИС. 3

Далее дети размышляли, есть ли что-нибудь общее у Волка и Красной Шапочки. Это казалось маловероятным, но если бы Жасмин и ее одноклассники могли предложить что-то, в чем оба персонажа могли бы согласиться, им было бы на чем основываться. Для этого класс представил, что было бы, если бы у обеих сторон было то, что им нужно — если бы Волк мог хорошо поесть, а Красная Шапочка могла бы остаться в живых. Класс решил, что это позволит им счастливо жить в лесу. РИСУНОК 4

Такой анализ конфликта позволил учащимся уточнить, чего хочет каждая сторона и почему они этого хотят. Они также обнаружили общую цель, к которой могли стремиться и Волк, и Красная Шапочка. Затем классу показали, как найти решение этой проблемы, просто прочитав органайзер, начиная с общей цели:

Чтобы счастливо жить в лесу, волку нужно хорошо поесть. Чтобы хорошо поесть, волк должен съесть Красную Шапочку. Вы заметите, что синтаксис изменился, поэтому вместо слова «нужно» мы теперь формулируем желание как то, что, по словам волка, он «должен» сделать или иметь.

Класс обдумывал, смогут ли они найти беспроигрышное решение, сосредоточив внимание на желаниях каждой из сторон. Они согласились, что это невозможно, потому что два желания находятся в конфликте. Ведь Красную Шапочку нельзя есть и не есть.

Однако потребность Красной Шапочки остаться в живых и потребность Волка в еде не противоречат друг другу. Так что, если бы класс мог найти альтернативную еду для Волка, они могли бы найти и решение этой проблемы. Чтобы помочь Волку разобраться в этом, они придумали, почему он думал, что сможет хорошо поесть, только если съест Красную Шапочку? Какие предположения он сделал?

Чтобы понять это, дети добавили «потому что» в конце последнего предложения. Мы часто говорим «потому что», когда объясняем, почему что-то произошло. Но это также дает оправдание тому, что происходит, оправдания, которые помогают нам чувствовать себя хорошо в своих действиях.

Класс вообразил все, что мог бы сказать Волк, чтобы его поведение выглядело приемлемым. Как он оправдывает свое поведение перед самим собой и какие у него есть оправдания тому, что он делает. Его оправдания основаны на его предположениях. Чаще всего утверждение, следующее за «потому что», является предположением.

‘Чтобы счастливо жить в лесу, волку нужно хорошо поесть. Чтобы хорошо поесть, волк должен съесть Красную Шапочку, потому что… она — единственная доступная еда. Потому что… она приготовит сытную еду. Потому что…?

Значит, Красная Шапочка — единственная доступная еда? Когда класс рассмотрел, правда ли это, они смогли быстро исключить это конкретное предположение как уважительную причину.

Жасмин и ее друзья в конце концов решили, что ни одно живое существо не хочет быть съеденным, и поэтому переписали историю. Волк стал вегетарианцем и открыл бистро в лесу с помощью Красной Шапочки и ее мамы. Он купил немного земли у дровосека и выращивает все свои овощи. Когда у него есть излишки, он продает свою продукцию местной школе для программы здорового питания.

Жасмин видела, что Волк попал в беду, потому что настаивал на том, чтобы получить то, что хотел. Теперь Жасмин поняла, что то, что мы говорим, что хотим, не всегда является тем, что нам нужно.

От вымысла к реальности

Когда Жасмин и ее друзья применили этот процесс к себе и своему личному выбору, это позволило им задуматься и, в некоторых случаях, пересмотреть свои решения.

Жасмин подумала о последствиях иметь что-то, что она любила. Она любила сушеное манго, и, поскольку мама любила ее, она всегда клала сушеное манго в коробку для завтрака. Поскольку Жасмин так любила манго, она не могла удержаться от того, чтобы съесть его в первую очередь. Но приготовление сушеного манго занимает много времени, и Жасмин никогда не успевает съесть его до звонка, поэтому она пропускает остаток своего обеда. Следствием этого является то, что она очень голодна. Ужин начинается намного позже, и мама не любит, когда Жасмин ест между приемами пищи. Жасмин осознала, что чувство голода, когда она выходила из школы, также означало, что она очень раздражительна.

Раздражительность означала, что большую часть дня Жасмин и ее мама не наслаждались обществом друг друга!

Жасмин научилась исследовать последствия, но, что более важно, она научилась смотреть на них, чтобы понять, где в цепочке возникла проблема.

Жасмин придумала решение (самостоятельно) проблемы, о которой она не знала, пока не научилась этому процессу. Теперь она могла видеть последствия того, что остаток дня имела то, что хотела. Она решила сказать маме, что больше не хочет манго в своей коробке для завтрака. Решение измениться далось ей очень просто.

Думаешь, она была бы так же счастлива отказаться от манго, если бы ее мама или полуденный надзиратель предложили ей это? Изменить свое поведение намного проще, когда мы прорабатываем для себя последствия.

 

  • Основная тема: CPD
  • Тема: Управление поведением
  • Дата публикации: 19 октября 2012 г.

Разрешение конфликтов (классы 3–5)

%PDF-1.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts