Конформизм это в психологии: Конформность, конформизм — Психологос

Конформизм и нонконформизм, лабильность психики

Конформизм: понятие и особенности

Данная статья поможет узнать о конформизме и нонконформизме, о том, что такое лабильность психики. Изучив данный материал, Вы сможете проанализировать формы конформизма, овладеть способами диагностики конформных форм сознания.

Определение 1

Под конформизмом понимается социально-психологическая направленность человека, проявляющаяся, не в самостоятельном, тщательно продуманном выборе жизненных и социальных ценностей, а в пассивной, приспособительной форме к привычному порядку вещей.

Конформным поведением считается некритическое, согласное поведение. Конформисты – это люди, способные вне критического разбора присоединиться к суждениям, которые господствуют в конкретных группах.

«Не будь бараном…» – это слоган одной из центральных газет, которая несколько лет назад вышла с таким слоганов в последние дни президентских выборов. Животное, которое выбрали, не является рефлектирующим сознанием, по этой причине его поступки имеют стадный характер.

Не стоит выделяться, а там что будет, то будет.

Отклики на результаты голосования могут содержать ликования из-за общественного единодушия, а также недовольства, связанные с психологией рабской направленности, бездумным следованием и зависимостью от политтехнологи. Говорит ли это о том, что мы заложники стереотипного поведения, трафарета мысли?

Конформизм подразумевает приспособленчество, безмолвное принятие обычного порядка вещей, господствующего мнения и т.д. Следует различать морально-политический конформизм и конформность в виде психологического явления. Нет психопатий, имеющих комфортный тип. Данный вид в чистом виде можно встретить исключительно в виде акцентуации, по данной причине они не включены в клинические систематики. Комфортная акцентуация обозначалась постепенно в характерологических исследованиях. Т. Рибо во второй половине XIX в. писал об аморфном виде характера, который якобы не имел никаких конкретных черт, плывущем по течению, просто подчиняющемся своей среде.

Рибо считает, что такие люди не способны сами думать и действовать, а совершенствование у них ограничено подражанием. В свое время П. Б. Ганнушкин смог четко обозначить ряд черт данного типа. Речь идет о постоянной готовности подчиняться большинству, о шаблонности, банальности, склонности к ходячей морали, консерватизму. Но связь этого типа с наличием низкого интеллекта ошибочка.

Замечание 1

На самом деле интеллект не связан с конформизмом. Конформист может хорошо учиться, получить высшее образование, быть успешным в работе.

Основной чертой данного типа является постоянный и чрезмерный комфорт по отношению к своему привычному окружению. Эту тему обширно изучали американские социальные психологи. Они обратили внимание на недоверие и настороженное отношение к незнакомым людям, свойственные для этих людей. Выше уже говорили, что конформность является подчинением личности, отсутствие независимости и самостоятельности. Стоит отметить, что все субъекты при определенных условиях испытывают конформность.

Но если конформная акцентуация характера выводит это свойство в устойчивую черту.

Представители конформного типа – это люди своей среды. Главным их качеством, основным жизненным правилом является действовать, как все, пытаться не отличаться, иметь одежду, домашнюю обстановку, мировоззрение, суждения как у всех. Все, как правило, это непосредственное окружение конформистов. Для конформиста важно ни в чем не отставать от него. Но выделение тоже не приветствуется. Яркий пример этого – это отношение к модной одежде. При появлении новой необычной моды на что-либо, конформисты больше всех ее не одобряют. Но стоит только их среде освоить данное новшество, конформисты тоже одеваются согласно этой моде и забывают о своей прежней позиции. Для конформиста свойственно ориентироваться на сентенции и во время трудной ситуации искать в них утешение.

Так как для конформиста важно соответствовать своей среде, они не могут ей противостоять. Исходя из этого, личности такого типа являются полностью продуктом своей микросреды. Хорошее окружение делает из них неплохих людей и работников, а плохая среда формирует негативные качества личности. Важно отметить, что на первом этапе конформисты сложно адаптируются, но когда эта стадия пройдена, новая обстановка также формирует их поведение, как и прежняя. Так, конформный подросток может легко завести негативные привычки или втянут в групповые правонарушения.

Замечание 2

Еще один интересный факт – конформность тесно связана с абсолютным отсутствием критичности. Все, что сказано окружением, все, что они узнали в привычных для них местах информации, все это для них истина. Даже если они получают информацию, которая явно не соответствует действительности, конформист все равно считает ее единственно верной.

Также конформисты являются консерваторами. Им чуждо все новое, по причине того, что они трудно к нему приспосабливаются, со сложностями осваивают новые ситуации. Но в современном мире люди такого типа редко об этом открыто говорят, так как сегодня подавляющее большинство микроколлективов испытывают интерес ко всему новому, а новаторы пользуются успехом. У конформиста же положительная позиция относительно нового остается исключительно на словах. В реальности же для конформиста комфортным является стабильность окружения и окончательно установленный распорядок. Неприязнь относительно всего нового проявляется в необоснованной неприязни к чужакам. Речь идет как о новичках, появившихся в их коллективе, так и представителях другой среды, иной манеры поведения или даже национальности.

Профессиональный успех конформиста обусловлен еще одним качеством. Речь идет об их не инициативности. Высокий результат в работе может быть достигнут на всех уровнях социальной лестницы только при одном условии – позиция не должна требовать постоянной личной инициативы.

Замечание 3

Если же работа предполагает личную инициативу, то конформист перестает справляться даже с самой простой работой, хотя может обладать высокой квалификацией и уметь работать в напряженном режиме, но при четко регламентированных задачах. 

Конформизм в подростковом возрасте

При опеке взрослыми в детстве конформист лишен чрезмерных нагрузок. Исходя из этого, можно предположить, что только в подростковом возрасте могут проявиться черты конформной акцентуации. Весь ряд особых подростковых реакций пройдет под знаком конформности.

Для конформного подростка большое значение имеет место в знакомой группе сверстников, стабильность данного коллектива, постоянство окружения. Для них совершенно не типично менять коллектив, к которому привыкли. Часто конформный подросток выбирает то учебное заведение, в которое идет большая часть его товарищей. Одна из самых сложных психических травм, которая может быть у такого типа подростков – это изгнание из привычной подростковой группы. Также тяжело переносится столкновение общепринятых суждений и обычаев их среды с их личностными мнениями и качествами. К примеру, опасные приключения не свойственны для конформиста, но часто встречаются в подростковый период. Поэтому лишенный собственной инициативы конморфный подросток, может быть втянут в совершение групповых правонарушений, состоять в алкогольных компаниях, подбит на побег из дома или драку.

Реакции эмансипации возможны только при тех обстоятельствах, когда взрослые, учителя, родители пытаются вырвать конформного подростка из привычной среды сверстников, в ситуациях, когда взрослые не позволяют ему «быть как все», следовать распространенным подростковым модам, увлечениям, манерам, намерениям. Среда и мода полностью определяют увлечения конформного подростка.

Замечание 4

В большинстве случаев конформная акцентуация в подростковом возрасте встречается у мальчиков.

Конформно-гипертимный вид – это специфическая форма конформного типа. Он отличается от других видов повышенной витальной самооценкой. Для подростков такого типа свойственно быть эйфоричными, подчеркивать свое бодрое состояние, здоровье, аппетит и хороший тон. Помимо этого зачастую они чрезмерно оптимистично оценивают свое будущее, убеждены в исполнении всех желаний. Но на этом их сходство с гипертимным типом завершается. Они не обладают большой активностью, живостью, предприимчивостью, стремлением к лидерству.

Для них свойственно быть дисциплинированными и соблюдать регламентированный режим, в особенности, если таким же образом поступают окружающие.

У конформных подростков редко случаются проблемы в области психиатрии, наблюдается только сочетание конформности и дебильности. Только 3% подростков на исследованном нами континенте, которые были госпитализированы, относились к этому типу. Но стоит отметить, что яркая конформная акцентуация – это крайний вариант нормы. Ганнушкин отмечал склонность конформистов к реактивным состояниям. Так, у некоторых наблюдалась ипохондрия после известия о страшном диагнозе, реактивная депрессия после утраты близких или имущества, реактивная параноида во время угрозы ареста и т.д. Их слабым звеном является излишняя податливость воздействию окружающего мира, а также большая привязанность ко всему, что привычно. При ломке стереотипов, лишении привычного для них коллектива могут наблюдаться реактивные состояния. А при дурном влиянии окружающего мира встречаются интенсивный алкоголизм и приобщение к наркотикам.

Психопатическое развитие по неустойчивому типу может быть спровоцировано длительным неблагоприятным влиянием. 

Замечание 5

Помимо этого следует обратить внимание на то, что подростковая конформность может являться временной стадией, которая в будущем приведет к формированию акцентуации по другим типам. Речь идет о паранойяльном или эпилептоидном типе.

Для социализации индивида принципиально важно усвоить определенные нормы, привычки и ценности. На психологические механизмы отбора и усвоения индивида социальных данных влияет совокупность различных факторов:

  • индивидуально-личностные факторы. Речь идет об уровне интеллекта, степени внушаемости, устойчивости самооценки и уровня самоуважения, потребности в одобрении других людей и др.;
  • микросоциальные факторы. Речь идет о положении личности в коллективе, ее значимости для него, степени сплоченности и структуре группы;
  • ситуационные факторы, которые подразумевают состав задачи и уровень заинтересованности в ней человека, уровень его компетентности, вопрос того, будет ли приниматься решение публично, в небольшой компании, либо в одиночестве и т. д.;
  • общесоциальные и общекультурные факторы. Речь идет об условиях, существующих в обществе для развития самостоятельности и ответственности индивида.

Отношение к конформизму в разное время

На сегодняшний день так и нет окончательной точки зрения по вопросам конформизма. Шопенгауэр первым выступил против безропотного послушания. В те времена еще не было понятия «конформист», поэтому использовали понятие «филистер». Размышляя о таком социальном типе, Шопенгауэр говорил, что кульминацией его существования являются устрицы и шампанское. Основная задача в жизни филистера – это получить все, способствующее телесному счастью. Именно по этой причине, по мнению ученого, данный тип людей склонен к чинам, богатству, власти. Это и обуславливает его сговорчивость по всем темам, которые касаются обычных общественных установок.

Также Маркс и Энгельс тоже относились к данному явлению не доброжелательно. С их стороны раздавалась критика в сторону тех, кто был зависим от своей жизненной среды, не могли следовать энтузиазму ради свободы. Они говорили даже о Гете, о котором классики писали, что он был одновременно колоссально велик и безмерно мелок. Учитывая его талант, он мог быть бунтарем, но, напротив, в жизни он был мещанином.

Во время большевистской идеологии на смену филистеру пришли такие понятия, как обыватель и мещанин. Люди, выращивающие хлеб, добывающие уголь, занимающиеся торговлей, воспитанием детей, приумножением собственного достатка, сразу же изобличались, по причине того, что не имели революционного энтузиазма. Для большевиков было важно, чтобы люди шли на баррикады, в то время как мещане всеми силами пытались остаться в собственной жизненной колее.

Для советской историографии свойственно прославление бунтовщика, повстанца, мятежника, головореза и ниспровергателя. Героями были те, кто проливал кровь, а злодеями – подчиняющиеся власти, обычаям и жизненным ситуациям.

Замечание 6

Но, так или иначе, в большевистской идеологии появилось неразрешимое противоречие. Так, фанатизм должен был сочетаться с верноподданичеством, идейным послушанием и вождизмом.

Конформизм в литературе претерпел большое переосмысление. До конца XX в. он имел критический и иронический характер. Фромм сопоставлял данный механизм с защитным окрасом ряд животных: когда животное меняет свой окрас, сливаясь с окружающей средой.

В середине XX в. были проведены психологические опыты, на основе различных методик. И тогда много психоаналитиков и социологов приняли мысль о том, что конформность – это имманентное свойство индивидуального сознания. Успех пропаганды связывали с податливостью сознания, а сама пропагандистская техника являлась искусством применения тайных пружин конформизма.

Для психоаналитиков были очевидны такие свойства человека, имеющего конформистскую направленность, как отсутствие индивидуальности, стандартность, высокий уровень подверженности манипуляциям, консерватизм. Под конформизмом понимали механизм «бегства от свободы». Человек утрачивает свою личность, а перенимает тип личности, который предлагают ему как общепринятый образ. Он превращается в тождественного другим человека, в такого, каким его хотят видеть. Больше нет различий между собственным Я и внешним миром. И это приводит к отсутствию страха одиночества и бессилия.

Исследованием псевдомышления занимался Э. Фромм. Данное явление изучено лучше, чем схожие явления в сфере желаний и чувств.

Пример 1

Если вы спросите рядового читателя газеты его мнение насчет определенной политической проблемы, то под своим мнением он выдаст вам относительно точный пересказ напечатанного в газете. Важно отметить, что он будет воспринимать переданную вам информацию, как действительно свое собственное мнение, к которому он пришел сам. В ситуациях, когда человек находится в небольших общинах, где любая политическая точка зрения передается от отца к сыну, человек может даже не понимать насколько его якобы личное мнение определено авторитетом строгого отца, который сформировался еще в детстве. Другой же читатель может иметь мнение, которое стало продуктом кратковременного замешательства, страха оказаться не разбирающимся в данном вопросе. Таким образом, его мнение будет лишь видимостью, а не синтезом опыта, знаний и политических взглядов. Аналогичное явление применимо и к эстетическим суждениям.

Отмечается, что в большинстве случаев критическое мышление подавляют в раннем детстве. К примеру, девочка в 5 лет может увидеть то, что мать не искренна. Она часто говорит о любви, но на деле является холодной и эгоистичной. Или, например, говорит о высоких моральных устоях, а на самом деле состоит в отношениях с посторонним мужчиной. Для девочки становится очевиден данный разрыв, который оскорбляет ее чувство правды и справедливости, но она зависима от матери, не допускающей ни малейшей критики. Помимо этого девочка не может найти помощи у слабохарактерного отца, и так, она подавляет свою критическую проницательность. В скором времени девочка больше не будет обращать внимания на неискренность или неверность своей матери и потеряет, по мнению Фромма, критическое мышление, так как поймет, что это опасно и ни к чему не приводит. Помимо этого у девочки закрепится шаблон мышления, который позволит ей поверить в то, что ее мать является искренним и достойным человеком, что семейный союз ее родителей – это счастливая семья. Для нее данная мысль будет восприниматься как ее собственная.

психологическая проверка на конформизм — Жизнь на DTF

Как мнение большинства влияет на человека или почему люди боятся быть не такими как все.

52 229 просмотров

Психологи давно задаются вопросами конформизма и пытаются выяснить, почему люди соглашаются с большинством, вопреки собственному мнению. Как оказалось, нет универсальной схемы, по которой можно предсказать поведение человека в толпе. Пол, возраст, уровень интеллекта, место проживания, окружение — влияет каждый фактор, но ни один не является ключевым.

Мы подобрали несколько известных психологических экспериментов, во время которых изучалась внушаемость человека. Рассказываем о классических примерах конформизма и пытаемся разобраться, почему человек идёт на поводу у толпы.

Я и другие

Истинные конформисты всегда готовы следовать за другими. Это опасные люди, ими легко манипулировать, они поддаются каждому последующему воздействию, у них нет внутреннего стержня, нет своей позиции. Конформистов в чистом виде не так много.

В то же время конформизм может быть формой продуманной социальной адаптации. Люди часто поступают конформно, если это им выгодно. Кроме того, исследователи зафиксировали резкое повышение конформности в нестабильные исторические периоды. В ситуации неопределенности, когда люди не знают, как себя вести, они невольно соглашаются с другими.

Валерия Мухина, автор экспериментов, доктор психологических наук

В 1971 году на Киевской киностудии был снят документальный фильм «Я и другие». На плёнку запечатлели несколько психологических экспериментов, которые провела тогда ещё кандидат наук Валерия Мухина. В их числе было несколько тестов на конформизм.

В качестве испытуемых молодой психолог выбрала как детей, так и взрослых. В каждом эксперименте был только один человек, не знавший об условиях опыта, остальные участники были подставными, с которыми заранее договорились. В случае с малышами группа состояла из четырёх человек, со взрослыми — из восьми. Как объяснила Мухина, именно такого количества людей достаточно, чтобы убедить одного в любой, даже самой невероятной мысли.

Две пирамидки и сладкая каша

Перед экспериментом Валерия Мухина объяснила трём подставным детям, что им покажут две пирамидки — чёрную и белую. Но ребята должны были сказать, что они обе белые. Однако на первом этапе испытания им действительно покажут две одинаковых фигуры одного цвета. На что дети разумно ответят, что они обе белые.

Дальше на столе появлялись пирамидки разных цветов, но трое подставных участников по-прежнему продолжали говорить, что они белые. Последний четвёртый ребенок, который и был испытуемым, сомневался, но послушно повторял за остальными, что обе пирамиды — одного цвета.

После этого психолог просила ребёнка взять в руки чёрную фигуру, и он брал. Это говорило о том, что он понимал, что она не белая. Малыша спрашивали, почему же он тогда сказал, что они обе одинакового белого цвета. Ребёнок по-детски признавался, что ему хотелось повторять за всеми.

В следующем эксперименте маленьких участников ждала каша, одну часть которой обильно посыпали сахаром, а другую — нещадно солили. Тут уже никто не знал о сути теста, ведь со стороны казалось, что им всем дают кашу из одной тарелки и они искренне хвалят её. Только был один нюанс: подставным участникам Мухина давала попробовать по-настоящему сладкую кашу, а последнему испытуемому — солёную.

Многие дети вслед за остальными, давясь невкусной едой, говорили, что каша сладкая. Однако за редким исключением были и те, кто стоял на своём — каша невкусная, потому что солёная. Такое независимое поведение — редкость для ребёнка, ему проще согласиться с остальными. Но, как оказалось, повторять за большинством предпочитают не только дети.

Похожие эксперименты Мухина провела и со взрослыми. Только на этот раз о сути эксперимента знали семь подставных участников, а реальным испытуемым был всего один человек. Для начала ему одному показывали пять портретов разных пожилых людей. У участника спрашивали, как он считает, не может ли быть среди фотографий двух снимков одного и того же человека.

Было очевидно, что это разные люди и испытуемый твёрдо отвечал: «нет». Дальше уже был групповой эксперимент, перед которым психолог просила семерых участников утверждать, что, например, первый и второй снимок — это один и тот же человек. Молодым людям и девушкам следовало находить аргументы в пользу своей позиции, но не передавливать. Испытуемый должен был отвечать после всех.

Несмотря на то, что все участники в индивидуальном задании утверждали, что люди на фотографиях разные, в групповом тесте многие меняли мнения. Если первые ответы участников вызывали у них удивление, то с каждым последующим — испытуемые окончательно теряли уверенность в себе и послушно соглашались.

Позже участники говорили, что начинали чувствовать себя глупее остальных, так как не замечали схожести между фотографиями или просто испытывали тревогу, что остались со своим мнением в одиночестве.

«Если семь человек говорят «да», то восьмому тяжело сказать «нет».

участник эксперимента

Интересно, что мотивы согласиться у испытуемых были разные — кто-то действительно начинал верить, что другие участники правы, кто-то просто не хотел идти против мнения большинства, кто-то оказался морально подавлен, что он не такой как все, и был готов присоединиться к другим — даже вопреки своей логике.

Отрезки

Одним из первых и самых известных экспертов, кто изучал конформность, был американский психолог Соломон Аш. Его знаменитый опыт с отрезками, проведённый в 1951-м, позднее неоднократно повторяли другие исследователи и неизменно получали похожие результаты.

Изначально Аш был уверен, что его эксперимент докажет обратное — независимо от того, что будут говорить другие, испытуемый будет доверять тому, что видит сам. Участникам так и было озвучено, что проверять будут их зрение. Результаты эксперимента удивили даже самого психолога.

Участникам теста показывали две карточки — на первой был один вертикальный отрезок, на другой — три линии разной длины. Одна из них совпадала с отрезком на предыдущей карточке, а две другие были короче или длиннее. Задача была найти два одинаковых отрезка.

Если в индивидуальном испытании 99% участников отвечали правильно, то результаты группового эксперимента были не такими однозначными.

Для своего исследования Аш также использовал восемь участников, семь из которых были подставными и только один — настоящий, который не знал о том, что происходит. Группе было предложение восемнадцать пар карточек, психолог заранее просил семерых человек специально ошибаться в двенадцати случаях. В каждой попытке реальный испытуемый всегда отвечал последним.

Вопреки первоначальному утверждению Аша, человек начинал верить не своим глазам, а тому, что говорило большинство. Видя, что предыдущие участники отвечают неправильно, последний всё же повторял за ними. И только 25% испытуемых всегда, до последнего вопроса оставались при своём мнении и противостояли большинству.

Третья волна

Один из самых известных экспериментов на конформное поведение случайно провёл учитель истории американской средней школы в Пало-Альто Рон Джонс. Как показала практика, этот опыт ещё очень хорошо иллюстрировал, как толпа безмолвно следует за авторитарным лидером.

На уроке про немецкое общество во времена национал-социализма один из учеников задал Джонсу вопрос, почему большинство немцев никак не реагировали на то, что происходит в стране, как они могли не замечать страшных событий.

Тогда учитель решил провести на своих уроках небольшой эксперимент. Он был готов к тому, что ученики начнут жаловаться родителям и довести до конца его задумку не получится, но всё же с понедельника приступил к заданию.

Я определенно хотел, чтобы студенты имели некоторое представление о Холокосте. Я думал, что это будет ступенькой к пониманию, что значит быть в тоталитарном государстве, если они будут следовать указаниям учителя в приказной манере.

Рон Джонс, учитель истории

Для начала учитель провозгласил «силу дисциплины», попросив класс сидеть и стоять смирно, молча и спокойно покидать аудиторию и также тихо возвращаться на свои места. Чтобы задать вопрос или ответить, ученик должен был использовать три или даже меньше слов, в конце добавить «мистер Джонс» и обязательно встать. К своему удивлению, учитель увидел, что даже хулиганы и двоечники присоединились к его «игре».

На следующий день, зайдя в кабинет, учитель обнаружил, что ученики сидят ровно в той же позе, о которой он говорил на предыдущем занятии. Тогда Джонс придумал слоган и характерное движение, а также название для их группы — «Третья волна». В конце урока учитель вместо слов, чтобы отпустить подростков с урока, вскинул руку в салюте и инстинктивно весь класс ответил ему тем же движением.

На третий день учитель предложил всем желающим получить у него членские билеты их движения — ни один ученик не отказался и не покинул класс. Дальше Джонс попросил всех опустить голову и несколько минут смотреть в пол, а сам за это время выбрал трёх студентов, которые должны были теперь сообщать ему, если кто-то из одноклассников не следует установленным им правилам.

Забегая вперёд, стоит отметить, что анонимные доносы стали приходить не только от назначенных учителем, учеников. Тех, кто нарушит правила группы, как обещал учитель, ждёт наказание — общественный суд.

Утром он зашёл в аудиторию и встал перед классом, где мы смирно сидели. Затем он достал листочек из кармана рубашки и назвал имя. Этот человек встал и он сказал: «Моя секретная полиция информировала меня, что вы нарушили правило. Что вы можете сказать в своё оправдание?… Если мы собираемся быть дисциплинированной группой и совершать великие дела, мы не можем держать здесь нарушителя».


Затем он стал спрашивать студентов одного за другим: «Этот человек виновен?» до тех пор пока каждый не стал скандировать: «виновен, виновен, виновен». И это страшно меня напугало.

Марк Хэнкок, бывший ученик и участник эксперимента

Обвинённый студент был исключён из «Третьей волны» без права вернуться обратно. На следующий день в класс истории пришла не только группа Джонса, но и подростки из других групп. Всего в движении уже участвовало около шестидесяти подростков. Того, что эксперимент так стремительно начнёт набирать обороты, не ожидал даже сам учитель.

Однажды один из студентов сидел в коридоре и ждал Джонса, другой учитель заметил, что это не место для учащихся, на что подросток ответил, что он не ученик, а телохранитель.

В этот момент я понял, что этот молодой человек перешёл невидимую черту и это была уже не игра или школьная активность. Это было что-то реальное для этого человека и я тоже перешёл эту черту. Мне начали нравятся порядок и прислуживание. Это опьяняло.

Рон Джонс, учитель истории

Эксперимент зашёл слишком далеко, и учитель уже сам хотел, чтобы кто-то вмешался и прервал его. Но ни родители, ни коллеги, ни сами ученики не предпринимали таких попыток. А директор школы вообще был восхищён воцарившимися тишиной и порядком. Тогда Джонс решил усугубить условия опыта.

На следующий день он без тени улыбки на лице зашёл в аудиторию и закрыл занавески. В полумраке он сообщил студентам, что это была не игра и не эксперимент, а создание реальной новой политической партии, куда все они были отобраны. Он рассказал им, что молодёжные отделения «Третьей волны» создаются по всей стране.

Джонс анонсировал, что в тот же день в обед состоится выступление их лидера по телевизору. Далее под его руководством «Третья волна» должна совершить революцию на политическом поле, а их лидер стать президентом.

Вооружившись плакатами и постерами, студенты собрались, чтобы услышать своего лидера. Через несколько минут полной тишины на экране стали показывать документальную хронику с участием Гитлера и Третьего Рейха. Всё стало понятно и без слов, но Рон Джонс сказал:

«Послушайте внимательно, я должен сказать вам что-то важное. Садитесь. Нет никакого лидера. Не существует такого понятия, как национальное молодежное движение под названием «Третья волна». Вас использовали. Манипулировали. Ваши собственные желания привели вас туда, где вы сейчас находитесь. Вы не лучше и не хуже немецких нацистов, которых мы изучали».

В аудитории повисла тишина, периодически прерываемая всхлипываниями наиболее чувствительных студентов. Нашлись и те, кто стали говорить, что с самого начала подозревали, что это шутка и просто подыгрывали учителю. Но для большинства — это был серьёзный урок.

Однако о проведённом эксперименте узнали далеко не сразу. После случившегося из-за стыда никто не стал придавать огласке испытание и на долгие десять лет об этой истории забыли. Только когда Джонс описал этот эксперимент в своей книге по педагогике, о «Третьей волне» заговорили и выяснили несколько деталей.

Рон Джонс десятки лет спустя

Многие бывшие участники признавались, что следовали правилам только потому, что хотели получить хорошую оценку от учителя. Ведь перед экспериментом, Джонс открыто заявил, что высший балл получат те, кто будут не просто слушаться, но и проявлять себя в ходе эксперимента. Те, кто просто будут следовать правилам, получат удовлетворительный балл. Те, кто не захотят подчиняться, останутся с низшей оценкой.

В итоге только две студентки вышли из «Третьей волны». Первой покинула движение Шерри Тусли, её как раз исключили за нарушение правил: именно ей пришло в голову подвергнуть сомнению эксперимент и участие в нём.

Когда девушка спросила у учителя, почему она не может открыто говорить своё мнение о «Третьей волне», Джонс отправил её в библиотеку до конца семестра. Тусли была растеряна и не знала, что делать дальше — это всё меньше было похоже на игру. Она понимала, что библиотекарь начнёт задавать вопросы, почему она не в классе и тогда девушка решила посвятить её в историю, взамен Тусли получила важный совет.

Она поделилась со мной, что родилась в нацистской Германии и рассказала, в какой атмосфере она выросла. Она сказала: «Это всё очень похоже на то, что было тогда, поэтому ты не можешь сидеть сложа руки, ты должна что-то делать».

Шерри Тусли, бывшая участница эксперимента «Третья волна»

Вечером девушка рассказала обо всём родителям и поделилась идеей организовать движение «анти-волны». Тусли попросила отца помочь ей распечатать листовки с призывом выйти из движения и нарисовать постеры, мотивирующие открыть глаза на происходящее в «Третьей волне». На тот момент девушка была одной из лучших учениц на курсе у Джонса и за выход из эксперимента ей грозил низший балл.

Второй студенткой, вышедшей из движения, была Алиса Хейс. В последний день эксперимента она активно призывала своих одноклассников не участвовать в митинге в поддержку неизвестного лидера и перестать подчиняться «Третьей волне». Много лет спустя она рассказала о своём опыте.

Казалось совершенно ясным, что если группу старшеклассников из Пало-Альто, у которых было всё и им было нечего терять, — можно было так легко втянуть, зная, что это всего лишь игра, то было понятно, как это должно было быть для реальных людей, которые теряли работу и семьи. Это не значит, что не было способов сопротивляться или что они не могли этого сделать, но мы сами даже не представляли, как это можно было сделать.

Алиса Хейс, бывшая участница эксперимента «Третья волна»

Важно понимать, что причины согласия с мнением большинства, вопреки собственному, разные. Это может быть прямая выгода, пассивное участие или нежелание идти против толпы.

Кого-то мнение большинства действительно способно переубедить, а кто-то чувствует себя глупым, одиноким, отвергнутым, если отличается от других. Человеку всегда проще слиться с большинством, чем противопоставлять себя ему.

Соответствие иногда является попыткой избежать бессмысленности

Как часто вы чувствовали, что у вас нет другого выбора, кроме как соглашаться с мнением других людей? Вы когда-нибудь соглашались с группой только потому, что не могли задавать вопросы ее членам? Или вы хотели, чтобы вас не привлекали к себе внимание как паршивая овца в группе?

Многие психологи исследовали причины, по которым люди подчиняются групповому давлению. В некоторых случаях конформность возрастает, когда люди считают, что у них нет свободы воли. Последствия неверия в свободную волю не очень приятны. Ранние исследования показали, что оспаривание убеждений людей в свободе воли повышает вероятность того, что они сжульничают на тесте или добавляют больше острой сальсы в лепешки, когда готовят закуски для кого-то, кто недавно отверг их из группы. Другие последствия оспаривания убеждений в свободе воли включали усиление расизма и снижение просоциального отношения.

Эти результаты показывают, что, когда люди не думают, что у них есть свобода воли, они могут чувствовать себя менее контролирующими свои действия, брать на себя меньшую ответственность за свои действия и меньше хотеть думать самостоятельно. Напротив, вера в свободу воли заставляет людей больше размышлять о своих решениях. Например, если что-то усилило вашу веру в свободу воли, вы можете больше доверять своей способности делать выбор, основываясь на собственных мыслях и ценностях. В результате вы также можете стать более устойчивым к давлению со стороны других.

Недавно мы с коллегами обнаружили, что вера в свободную волю также способствует обретению смысла жизни. Однако, как и вера в свободу воли, вера людей в значимость также может быть оспорена. Действительно, многие повседневные переживания угрожают человеческому чувству смысла жизни. К таким угрозам относятся социальная изоляция, осознание людьми своей возможной смерти и даже скука. Люди справляются с такими экзистенциальными угрозами разными способами.

В начале 2000-х годов Арно Висман и Сандер Кул хотели выяснить, заставит ли напоминание людям об их смертности «прятаться в толпе» — как способ справиться с ситуацией. В их исследовании люди, которых недавно заставили задуматься о своей смертности, с большей вероятностью сидели с другими людьми среди сгруппированных стульев, а не сидели более комфортно, но в одиночестве, на противоположной от других людей стороне стола.

Позже Уисман включил эти и другие выводы в свою « гипотезу экзистенциального побега ». Согласно этой идее, люди, которые сталкиваются с угрозами смыслу жизни, такими как угрозы свободе воли, пытаются уменьшить свое самосознание, сливаясь с группами. Поступая так, люди уменьшают свою способность воспринимать и думать о бессмысленности. В результате люди, кажется, находят что-то утешительное в побеге в группу.

В наших недавних исследованиях мы с коллегами исследовали взаимосвязь между неверием в свободу воли и конформизмом, используя предсказания «гипотезы экзистенциального побега». Более ранние исследования показали, что оспаривание убеждений людей о свободе воли заставляло их больше подчиняться предпочтениям других. для сюрреалистических картин. Участники, чьи убеждения о свободе воли оказались под угрозой, также с большей вероятностью придумывали новые названия продуктов для макаронных изделий и обезболивающих, которые очень напоминали традиционные бренды. Другими словами, угрозы нашему чувству свободы воли могут уменьшить нашу креативность и наше желание идти против групповых норм. Расширяя эти результаты, мы исследовали, заставляют ли людей бросать вызов убеждениям о свободе воли испытывать меньше смысла в жизни и заставляют ли эти чувства людей больше конформироваться, чтобы избежать этого аверсивного состояния.

В нашем первом исследовании мы попросили одну группу участников прочитать эссе, написанное лауреатом Нобелевской премии ученым Фрэнсисом Криком, в котором он выступал против существования свободы воли. По сравнению с группой участников, читавших эссе о сознании, участники, читавшие эссе, выступающие против свободы воли, испытывали не только большие угрозы своим убеждениям о свободе воли, но и своему чувству смысла жизни.

В нашем следующем исследовании люди, которые испытывали большую бессмысленность жизни, также сообщали о большей склонности к конформизму. В частности, бессмысленность была тесно связана с формами конформизма, которые снижали у людей чувство самосознания, что согласуется с предсказаниями «гипотезы экзистенциального побега» 9. 0003

В нашем заключительном исследовании мы попросили участников заполнить анкеты, которые измеряли их веру в свободную волю, бессмысленность, соответствие и самосознание. Тенденция не верить в свободную волю привела к большему конформизму, особенно у людей, которые чувствовали себя очень застенчивыми, по-видимому, потому, что людей с высоким уровнем самосознания больше беспокоили угрозы их убеждениям в свободе воли и чувство бессмысленности. К сожалению, наше исследование показывает, что конформизм может быть распространенным способом избежать ощущения, что жизнь лишена смысла.


Для дальнейшего чтения

Мойнихан А.Б., Игоу Э.Р. и Ван Тилбург У.А.П. (2019). Затерянный в толпе: конформизм как побег после неверия в свободную волю. Европейский журнал социальной психологии, 43, 509-520. doi:10.1002/ejsp.2499

Висман, А. (2006). Копание в теории управления терроризмом: «использовать» или «потерять» символическое «я»? Психологическое обследование, 17 , 319-327. doi: 10.1080/10478400701369468

Wisman, A., & Koole, S.L. (2003). Прятаться в толпе: может ли заметность смертности способствовать присоединению к другим, которые выступают против вашего мировоззрения? Журнал личности и социальной психологии, 84 , 511-526. doi:10.1037/0022-3514.84.3.511

 

Эндрю Б. Мойнихан — преподаватель психологии в Университете Лимерика, Ирландия, и первый автор книги «Потерянный в толпе: конформизм как побег после неверия в свободу». Воля.»

в Главе 15: Социальная психология

Конформность

Конформность — сходство или подобие поведения и внешнего вида. А конформист — это тот, кто пытается быть таким же, как все.

В 1934 году Флойд Олпорт (брат Гордона Олпорта, теоретика личности) указал, что конформизм следует регулярной схеме. В публикации под названием «Гипотеза J-кривой конформного поведения» (1935) Олпорт предположил, что небольшие отклонения от социальных правил являются обычным явлением, тогда как большие отклонения становятся все более редкими.

Какую закономерность показала J-кривая соответствия Флойда Оллпорта?

Например, рассмотрим скорость автомобилистов, проезжающих через знак остановки. Закон гласит, что все должны полностью остановиться перед знаком остановки.

На самом деле, многие люди «скользят» (что может принести им билет). Некоторые люди — сравнительно немногие — проезжают на более высоких скоростях.


J-кривая соответствия Флойда Оллпорта

Если данные нанести на график, он выглядит как J-образная кривая (логарифмическая кривая). Чем выше скорость (чем больше несоответствие), тем реже событие.

Шериф (1935 г.): Конформизм и групповые нормы

Музафер Шериф провел классическое исследование конформизма в 1935 г. Шериф поместил испытуемых в темную комнату и велел им посмотреть на точку света и сказать, как далеко она перемещается.

Ранее психологи обнаружили, что маленький неподвижный огонек в темной комнате может двигаться. Это было названо автокинетическим эффектом .

Автокинетический эффект — это иллюзия; свет на самом деле не движется. Однако люди обычно считают, что это так.

Как Шериф использовал автокинетический эффект для изучения соответствия?

Шериф понял, что на опыт, полностью «находящийся в головах людей», может повлиять внушение. Он решил изучить, как на аутокинетический эффект могут влиять мнения других людей.

Сначала Шериф изучал, как люди реагируют на аутокинетический эффект, когда они одни в комнате. Он обнаружил, что лица установили норму для судебного решения. Обычно они решали, что свет перемещается на расстояние от 2 до 6 дюймов, и они последовательно выносили это суждение от испытания к испытанию.

Следующие групп испытуемых помещали в темную комнату, по 2 или 3 за раз, и просили договориться о суждении. Сейчас Шериф отмечает склонность к компромиссам.

Люди, которые обычно оценивали, как 6 дюймов, начали делать более мелкие суждения, например, 4 дюйма. Те, кто видел меньше движения, например, 2 дюйма, вскоре увеличили свои суждения примерно до 4 дюймов. Люди изменились, чтобы походить на других в группе.

Субъекты Шерифа не знали об этом социальном влиянии. Когда Шериф спросил испытуемых: «Повлияли ли на вас суждения других людей во время экспериментов?» большинство это отрицало.

Что произошло, когда люди сами оценили аутокинетический эффект? В группах?

Однако, когда испытуемых тестировали по одному, позже большинство из них теперь соответствовало групповому суждению. Субъект, который ранее остановился на оценке в 2 дюйма или 6 дюймов, с большей вероятностью (после группового опыта) скажет, что свет перемещается примерно на 4 дюйма.

Эти субъекты были изменены групповым опытом, осознавали они это или нет. Они увеличили свое соответствие до групповые нормы или согласованные нормы поведения.

Эксперимент Шерифа показал, что групповые нормы устанавливаются через взаимодействие индивидов, с нивелированием крайних мнений. Результатом является консенсусное соглашение, которое, как правило, является компромиссом, даже если оно ошибочно.

Asch (1951): Conformity

Возможно, наиболее влиятельное исследование соответствия принадлежит Соломону Э. Ашу (1951). Аш дал группам из семи или девяти студентов колледжа то, что, по-видимому, было тестом на восприятие суждения.

Участники должны были сопоставить длину отрезка линии с линиями сравнения. Каждый испытуемый видел пару карточек, расставленных перед комнатой, подобных тем, что показаны ниже.


Стимулы, подобные тем, которые использовал Аш

Участники получили следующие инструкции:

Это задание на различение длины линий. Перед вами пара карт. Слева карта с одной линией. Карта справа имеет три линии разной длины; они пронумерованы 1,2 и 3 по порядку.

Одна из трех строк справа равна стандартной строке слева. Вы будете решать в каждом случае, что является равной линией. Вы выскажете свое суждение с точки зрения номера строки.

Всего таких сравнений будет 18… Так как сравнений немного и группа маленькая, я призову каждого из вас по очереди высказать свои суждения.

В группе из девяти человек восемь испытуемых фактически были сообщниками экспериментатора. Эксперимент был спланирован так, что настоящего (наивного) субъекта всегда вызывали предпоследним.

Сообщники экспериментатора были заранее проинструктированы выносить заведомо нелепые суждения о многих испытаниях, но единодушно соглашаться друг с другом. В 12 из 18 испытаний они громко говорили (например), что леска 4 1/2 дюйма соответствует стандартной леске 3 дюйма.

Давление группы имело драматический эффект. Хотя люди могли выбрать правильную линию в 99% случаев при самостоятельном вынесении суждений, когда их поместили в группу из девяти человек, 75% согласились с явно неправильным групповым суждением хотя бы один раз.

Данные Аша также можно использовать для доказательства того, что люди большую часть времени были нонконформистами. Суммируя все данные, люди, которых заставляли подчиняться, давали правильные ответы в 63% случаев.

Несмотря на то, что только треть ответов наивных испытуемых демонстрировала эффект конформизма, эксперимент Аша был истолкован как демонстрация сильного давления в сторону конформизма. Большинство людей сочли замечательным, что испытуемых можно было заставить давать заведомо неверные суждения в трети случаев.

Как испытуемые Аша рационализировали свои явно неправильные суждения?

Испытуемые не обманывали себя, думая, что неправильная линия равна стандартной строке. Они могли видеть разницу. Однако на них повлияло то, что семь человек подряд приняли «неправильное» решение.

На вопрос позже, почему они сделали такие явно неверные суждения, испытуемые ответили: «Должно быть, они смотрели на ширину линий», или «Я предположил, что это была оптическая иллюзия», или «Если бы восемь из девяти человек сделали такой же выбор, я бы должно быть, что-то пропущено в инструкции. »

Аш получил эффект соответствия, даже когда сообщник объявил одиннадцатидюймовую линию эквивалентной четырехдюймовому стандарту. Он обнаружил, что небольших групп, даже групп из трех человек с двумя сообщниками и одним наивным субъектом, было достаточно, чтобы вызвать эффект.

Сколько субъектов остались независимыми и не соответствовали?

Около четверти испытуемых оставались независимыми на протяжении всего тестирования и ни разу не изменили свои суждения, чтобы они соответствовали суждениям группы. Эксперимент Аша показал у одних людей упрямую независимость, а у других — конформизм. Субъект, который сделал не соответствие сообщил Ашу позже:

У меня никогда не было чувства, что есть какая-то добродетель в том, чтобы быть похожим на других. Я привык быть другим. Я часто выхожу хорошо, если отличаюсь от других. Мне не нравятся простые групповые мнения.

Позже Аш проверил эффект присутствия в группе несогласного . Он обнаружил, что если хотя бы один из семи сообщников не согласен с групповым решением, этого достаточно, чтобы освободить большинство испытуемых от эффекта конформизма.

Однако, если инакомыслящий дезертировал позже, присоединившись к большинству после первых пяти испытаний, уровень конформизма снова возрастал. Публичный характер судебного решения также, по-видимому, имел значение. Если испытуемым предлагалось написать свои ответы в частном порядке, в то время как большинство отвечало устно, это разрушало эффект конформизма.

Что случилось, когда в группе появился инакомыслящий? Если бы ответы были написаны в частном порядке?

Эксперимент Аша вдохновил других экспериментаторов на дальнейшие исследования. Следующие факторы повышали конформность:

1. Привлекательность других членов группы (люди были склонны соглашаться с группой привлекательных людей)

2. Сложность или трудность задачи (люди с большей вероятностью подчинялись, если суждение было сложно).

3. Групповая сплоченность (люди больше конформировались, если заранее были установлены дружеские отношения или взаимозависимость).

Какие факторы повысили соответствие?

Как мы можем объяснить силу давления, чтобы соответствовать? Росс, Бирбауэр и Хоффман (1976) отмечают, что ситуация конформизма, возможно, была более напряженной, чем думает большинство людей.

Чтобы лучше понять природу этой дилеммы, давайте представим себе вводную лекцию по психологии. Инструктор описывает исследование Аша и только что показал изображение экспериментальных стимулов.

Внезапно его прерывает студент, который замечает: «Но строка А равно правильному ответу…» Как и ожидалось, класс громко рассмеялся и тем самым выразил свое удовольствие от шутки своего сверстника.

Предположим, однако, что инакомыслящий не улыбнулся. вы все смеетесь надо мной? Я прекрасно вижу, и строка А — это правильно». этот ответ, которым рискнули диссиденты Аша, и, соответственно, неудивительно, что многие предпочли избежать его через конформизм. (Ross, Bierbauer, and Hoffman, 1976)

Был ли эффект соответствия Аша обусловлен эпохой, в которую он был осуществлен? В конце концов, начало 1950-х годов славилось упором на конформизм, например, на «корпоративного человека», который делал все возможное, чтобы устранить свою индивидуальность и вписаться в деловую обстановку.

Чтобы увидеть, будет ли тот же эксперимент работать с более поздним поколением испытуемых, NBC News попросила социального психолога Энтони Пратканиса воспроизвести эксперимент Аша перед скрытой камерой для его Линия дат Шоу в 1997 году.

Эксперимент все еще работал, и процент конформистов был почти таким же, как обнаружил Аш. Даже студенты, внешний вид которых предполагал творчество или бунт, соглашались с явно неправильными групповыми суждениями. Позже они объяснили, что не хотели выглядеть глупо, поэтому просто «сдались».

Что удалось выяснить NBC в 1997 году? Что показал более формальный опрос?

Более формальный опрос был проведен Бондом и Смитом (1996). Они обнаружили 133 повторения эксперимента Аша в 17 странах. «Анализ исследований, проведенных в США, показал, что с 1950-х годов конформность снизилась», — сообщили они.

Исследователи использовали результаты трех опросов, чтобы оценить каждую страну по измерению индивидуализма-коллективизма. Коллективистские страны (те, где групповые действия поощряются или навязываются сверху) «имели тенденцию демонстрировать более высокий уровень конформизма, чем индивидуалистические страны».

Социальное обучение нечеловеческих животных

Соответствие — несколько уничижительный (оскорбительный) термин. Это подразумевает, что люди подражают друг другу по бессмысленным или неадекватным причинам. Однако подражание может быть адаптивным как в человеческой, так и в нечеловеческой популярности. В этих случаях он, скорее всего, будет называться социальное обучение .

Allen, Weinrich, Hoppitt, and Rendell (2013) изучали социальное обучение у горбатых китов. Известно, что горбатые киты используют технику, называемую кормлением пузырями. Они выдувают кольца пузырей глубоко под поверхностью, окружая косяк рыбы, которую намереваются съесть, а затем бросаются через «приманку», чтобы поесть.

В 1980 году кит-одиночка у берегов штата Мэн добавила нововведение: шлепанье хвостом по поверхности от одного до четырех раз перед процедурой кормления пузырями. Возможно, это сигнализировало другим горбачам, что пора начинать процесс.

С 1981 по 1989 год нововведение в виде удара хвостом стало более распространенным. К 2007 году 37% случаев кормления пузырями предшествовали шлепки хвостом. Но поведение по-прежнему ограничивалось районом штата Мэн. Возможно, это было связано с уникальными условиями в этой области, а не с наблюдением?

Исследователи использовали статистический инструмент, называемый сетевым диффузионным анализом, чтобы определить, как распространяется поведение. Этот инструмент оценивал долю времени, в течение которого отдельные особи были связаны друг с другом, что было возможно благодаря тому, что у отдельных китов были GPS-передатчики

Если поведение передавалось культурно, люди, которые общались, должны были с большей вероятностью изучить новое поведение. Это было «в подавляющем большинстве случаев». Скорость обучения увеличивалась прямо пропорционально времени, которое люди проводили рядом друг с другом.

Как горбатые киты подражали друг другу?

Это всего лишь один пример культурной передачи у нечеловеческих животных, и существует множество других. Японские макаки подражали новой привычке мыть сладкий картофель, который люди приносили им в пищу. Воробьиные птицы научились открывать бутылки с молоком, и это поведение со временем распространилось на всю стаю.

Для изучения имитации (соответствия) в контролируемых условиях Ваал, Боржо и Уайтен (2013) использовали пищевой краситель на кукурузе, которой кормили зеленых мартышек. В двух группах синяя кукуруза оказалась очень неприятной, в двух других группах розовая кукуруза оказалась неприятной на вкус. Два лотка с цветной кукурузой стояли рядом.

После трех месячных тренировок неприятный на вкус цвет редко ел. Теперь пошла экспериментальная проверка. Дождавшись новой партии младенцев, не имевших опыта употребления цветной кукурузы, два лотка снова расставили.

На этот раз вкус обоих цветов был одинаковым, и оба вкусными. Однако мамы вспомнили прошлую тренировку и ели только один цвет. В подавляющем большинстве дети копировали предпочтения своей матери и выбирали только цвет кукурузы, съеденной матерью. Исследователи написали:

Только один младенец первым выбрал пищу альтернативного цвета. Его мать была низкого ранга и брала небольшое количество непредпочтительной пищи, в то время как особи более высокого ранга монополизировали предпочтительную пищу. Соответственно, 27 из 27 младенцев сначала съели пищу, которую, как они видели, ели их матери (для 26 из них та, которую они также увидят наиболее съеденной в своей группе). (Ваал, Боржо и Уитен, 2013 г.).

Эта форма обучения не ограничивалась подражанием матери младенцам. В более позднем варианте та же группа исследователей показала, что иммигрантов , зеленых мартышек из других групп, переняли пищевые предпочтения группы, к которой они присоединились.

Исследователи задокументировали множество других примеров культурного обучения у нечеловеческих животных. Это явление широко распространено и явно дает животным адаптивное преимущество. Те, кто способен приспосабливаться, с большей вероятностью преуспеют и размножатся.

Как мартышки-верветки проявили соответствие?

Короче говоря, соответствие может звучать негативно (а иногда так и есть), но социальное обучение может быть полезным. Культурная передача, распространение знаний и социальное обучение — это конформизм под другим именем, и во многих случаях они желательны.

Конформность — это сходимость по способу поведения. Противоположное явление — расхождение . Дивергенция также имеет множество названий: несоответствие, инновация, индивидуальность или уникальность. Как и конформизм, это может быть хорошо или плохо, в зависимости от ситуации.

Hodges (2014) проанализировал четыре различных направления исследований человеческих детей. Все показали как конвергенцию, так и дивергенцию в поведении детей, взаимодействующих друг с другом и со взрослыми. Даже маленькие дети вели себя как вдумчивые исследователи, «а не как исследователи-одиночки или слепые последователи». Ходжес пришел к выводу:

Одно из глубочайших предположений социальной психологии и многих смежных дисциплин состоит в том, что люди имеют сильную склонность приспосабливаться, подражать, подражать и подчиняться. Эти тенденции провозглашаются основой для координации, коммуникации и культуры…

Однако имеющиеся данные свидетельствуют о гораздо более сложном и интересном наборе динамики: дивергенция так же распространена, как и конвергенция, но ее появление часто остается незамеченным или сведен к минимуму.

История, которую нужно рассказать, это переплетение конвергенции и дивергенции, предположил Ходжес. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на отдельных людях как на конформистах или инакомыслящих, нам нужно заняться тем, как смешиваются подражание и инновации. Оба необходимы, поскольку существа учатся ориентироваться в своих социальных мирах.

———————
Ссылки:

Аллен, Дж., Вайнрих, М., Хоппитт, В., и Ренделл, Л. (2013 г. ) Сетевой диффузионный анализ выявляет культурную передачу кормления лобохвостов у горбатых китов. Наука, 340, 485-488. doi:10.1126/ science.1231976

Allport, F. (1934) Гипотеза J-кривой конформного поведения. Журнал социальной психологии, 5, 141-183.

Asch, SE (1951) Влияние группового давления на изменение и искажение суждений. В H. Guetzkow (Ed). (1951). Группы, руководство и мужчины; исследования в области человеческих отношений . Оксфорд, Англия: Карнеги Пресс. (стр. 177–190)

Бонд, Р. и Смит, П. Б. (1996) Культура и соответствие: метаанализ исследований с использованием задачи оценки линии Аша. Психологический бюллетень, 119, 111-137. https://dx.doi.org/ 10.1037/0033-2909.119.1.111

Ходжес, Б. Х. (2014) Переосмысление соответствия и подражания: расхождение, конвергенция и социальное понимание.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts