Специфика наблюдения и его объекты правила применения наблюдения: 3. Метод наблюдения в психологии.

Содержание

Рассмотрение наблюдения, как метод исследования в педагогике

Определение 1

В качестве метода исследования, наблюдение — это понятие в педагогике, которое представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса.

Метод наблюдения делится на следующие этапы:

  • постановку цели;
  • формулировку задач;
  • определение длительности процесса наблюдения;
  • выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
  • выбор такого способа наблюдения, который оказывает наименьшее влияние на рассматриваемый объект, однако при этом обеспечивает наилучший уровень сбора информации;
  • выбор вариантов обнаружения исследуемого явления;
  • обработку и интерпретацию полученных в процессе наблюдения данных.

Методы наблюдения

В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:

  1. по уровню формализованности:
  • контролируемое;
  • неконтролируемое;
  1. по месту проведения:
  • естественное;
  • лабораторное;
  1. по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя:
  • включенное;
  • не включенное;
  1. по условиям организации процесса:
  • открытое;
  • скрытое;
  1. по регулярности проведения:
  • систематическое;
  • случайное.

В условиях проведения контролируемого наблюдения перед началом процесса определяются ситуации, в которых оно проводится, а также определенные средства регистрации фактов. Такой тип наблюдения в большей части случаев находит свое применение в исследованиях описательного или же экспериментального характера, когда педагог уже знаком с рассматриваемым явлением и хочет определить описательные характеристики.

В свою очередь, неконтролируемое педагогическое наблюдение применяется в том случае, когда существует необходимость в предварительном ознакомлении с проблемой. В приведенном типе наблюдения не существует поэтапного плана действий наблюдателя, определены лишь общие черты.

Определение 2

Проведение открытого наблюдения подразумевает оповещение участников о самом факте наблюдения, проведение же закрытого типа, наоборот, не подразумевает осведомленности участвующих в нем людей о том, что они представляют собой объект изучения.

Определение 3

Скрытое наблюдение позволяет определить особенности поведения отдельных личностей и группы в целом, увлечения участников, существование микрогрупп, систему отношений, имеющую место в наблюдаемом коллективе.

Определение 4

Педагогическое наблюдение включенного типа — это такой тип наблюдения, который заключается в факте непосредственного участия в происходящих событиях исследователя. В таком случае наблюдатель имеет возможность не выделяться из толпы исследуемых, изучая интересующие его моменты изнутри. Данный способ позволяет ему наблюдать до этого скрытые явления.

Определение 5

Невключенное наблюдение осуществляется со стороны и в данном случае наблюдатель не представляет собой одного из участников события.

Определение 6

Естественное наблюдение происходит в естественных условиях жизнедеятельности.

Определение 7

Лабораторное наблюдение заключается в создании искусственных условий, лишь моделирующих реальную ситуацию, подлежащую рассмотрению.

Определение 8

Систематическое наблюдение необходимо проводить систематично, с определенной периодичностью. В большей части случаев такой тип наблюдения осуществляется по заранее четко разработанному плану, вполне конкретно описывающем роль наблюдателя в происходящем.

Определение 9

Случайное наблюдение происходит незапланированно, без какого-либо плана действий, однако при этом представляет собой богатый источник необходимой информации.

Требования к методу наблюдения

Метод педагогического наблюдения необходимо осуществлять согласно следующему списку требований:

  • сохранению естественного проявления качеств личности;
  • объективности фиксации и анализа полученных результатов;
  • целенаправленности наблюдения.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

В качестве неоспоримых преимуществ метода наблюдения в сравнении с иными способами исследования можно привести следующие факты:

  • наблюдение позволяет судить об элементах педагогического процесса в их динамике;
  • дает возможность проводить фиксацию педагогических событий в момент их протекания;
  • возможность оценивания отдаленных последствий воспитания;
  • получение фактических сведений о происходящих событиях;
  • независимость наблюдающего от умения исследуемых проводить оценивание своих действий и высказывать свое мнение.

У педагогического наблюдения также есть и отрицательные стороны, к которым можно отнести:

  • присутствие элементов субъективности в анализе и оценке со стороны наблюдателя;
  • недоступность некоторых сторон деятельности участников исследуемого процесса; малая выборка, которая делает полученные данные нерепрезентативными;
  • пассивная позиция исследователя.

Автор: Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Практические методы и приемы обучения

Следующая статья

Виды методов обучения в педагогике

  • Аспекты и особенности целостного педагогического процесса
  • Блочно-модульное обучение
  • Важные направления развития современной образовательной системы
  • Взаимосвязь образования
  • Виды и характеристики учебных планов
  • Все темы по педагогике
  • В качестве метода исследования, наблюдение
  • Педагогическое наблюдение включенного типа
  • Навыки в педагогике
  • Умения в педагогике
  • ЗУН
  • Внешние ресурсы
  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Все предметы

Узнать подробнее

  • рецензия Задание

    • Вид работы:

      Рецензия

    • Выполнена:

      25 апреля 2023 г.

    • Стоимость:

      2 200 руб

    Заказать такую же работу

  • Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

    • Вид работы:

      Статья

    • Выполнена:

      18 апреля 2023 г.

    • Стоимость:

      1 800 руб

    Заказать такую же работу

  • Жанр фэнтези в английской литературе от истоков до наших дней презентация слайдов или больше доклад страниц или больше ВУЗ

    • Вид работы:

      Творческая работа

    • Выполнена:

      4 апреля 2023 г.

    • Стоимость:

      4 600 руб

    Заказать такую же работу

  • О МЕТОДАХ И ПРИЕМАХ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

    • Вид работы:

      Статья

    • Выполнена:

      8 марта 2023 г.

    • Стоимость:

      1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Современные тенденции в приготовлении оформлении и подаче холодных и горячих закусок

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      20 февраля 2023 г.

    • Стоимость:

      2 400 руб

    Заказать такую же работу

  • Нужны небольшие конспекты по этим темам Написать небольшие конспекты по вопросам по стр на каждый вопрос

    • Вид работы:

      Конспект

    • Выполнена:

      16 февраля 2023 г.

    • Стоимость:

      2 800 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по педагогике

    Классификация метода наблюдения

    21.05.2013

    По регулярности проведения
    Систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, и значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта.

    Случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, и планированного именно за данной деятельностью.

    По месту наблюдения
    Полевое. Проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, непосредственном контакте с изучаемым объектом. Может выполнять роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополни тельной информации).

    Лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются педагогом. Основное его достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами, возможность выявить все факторы ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая может вызвать резкое изменение поведения участников. Подобное наблюдение чаще всего применяется на этапе проверки психолого-педагогических гипотез и, как правило, сводится фиксации изменений, которые происходят в результате воз действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства (кино-, фото-, видеоаппаратура, ПЭВМ и т.д.).

    По степени формализации
    Контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога-психолога, также формируется специальный план записи наблюдений для начала сбора информации. Чаще всего задача контролируемого наблюдения — проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания и проверки гипотез при решении психолого-педагогических задач небольшого масштаба. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры наблюдения необходимо построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения.

    Неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. У него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения. Наблюдатель выясняет психолого-педагогическую атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для изучения, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение — вывод» может проявиться наиболее ярко.

    По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации
    Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым объектом, что наблюдаемые начинают считать его членом своего коллектива и соответственно к нему относиться.

    Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях.

    Невключенное. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий.

    Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.

    Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий.

    Ключевые слова: Наблюдение

    Источник: Быков А.К., Психолого-педагогический практикум

    Материалы по теме

    Метод интроспекции и проблема самонаблюдения

    Маклаков А. Г. — Общая психология

    Наблюдение в клинической психологии

    Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-…

    Социологическое наблюдение

    Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

    Методы наблюдения

    Психодиагностика методом наблюдения

    Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.

    Метод наблюдения в социальной психологии

    Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

    Методы психологии: эксперимент, наблюдение, анализ

    Еникеев М.И., Общая и социальная психология

    Эмпирические методы в психологии

    Рогов Е. И., Общая психология. Курс лекций

    Метод наблюдения

    5 минут

    Наблюдение является одним из основных элементов научного метода. Это позволяет получить ценную информацию об объекте исследования. Мы рассмотрим метод, основанный на этом процессе: метод наблюдения.

    Последнее обновление: 20 октября 2022 г.

    Наблюдательный метод, как следует из названия, связан с наблюдением. Это не что иное, как активное получение информации о явлении. Наблюдать — значит внимательно воспринимать объект, действие, при котором исследователь знает, что он хочет проанализировать и почему (Диас, 2011).

    Наблюдение представляет собой процесс, основной функцией которого является сбор информации . Сбор предполагает деятельность по кодированию. Это означает, что выбранная необработанная информация транслируется с помощью кода для передачи (Fabbri, 1998). Наблюдение — это не просто процесс восприятия, который делает ощущения сознательными, это также процесс организации.

    Как научный метод наблюдение характеризуется:

    • Служением цели исследования.
    • Планируется систематически.
    • Быть контролируемым и связанным с более общими утверждениями.
    • При условии проверки достоверности и надежности.

    Метод наблюдения

    Метод наблюдения — это научная процедура, в ходе которой выявляется возникновение воспринимаемого поведения. Это поведение организовано и проанализировано (как качественно, так и количественно). Он проводится с использованием инструментов и параметров, позволяющих выявить взаимосвязь между ними. (Ангуэра, 2003).

    Метод наблюдения сопоставляет гипотезы, воспроизводит полученные результаты и способствует теоретическому развитию дисциплинарной области, к которой он относится. Кроме того, он помогает исследователю отслеживать переменные на протяжении всего процесса исследования (Anguera and Hernández, 2014).

    В этом методе исследователь не манипулирует поведением, как в экспериментальных или квазиэкспериментальных исследованиях. Однако они контролируют возможные посторонние переменные, которые могут повлиять на данные или исказить их . С помощью этого контроля они гарантируют, что независимые переменные являются единственными, ответственными за влияние на зависимые переменные.

    Этапы метода наблюдения

    Далее мы рассмотрим восемь этапов метода наблюдения, предложенных Anguera (2003).

    1) Исследовательская фаза

    Целью этой фазы является уточнение объекта исследования и снижение или устранение реактивности наблюдаемого субъекта. Также повышать уровень подготовки наблюдателя и собирать информацию. На этом этапе  они получают подробные знания и знакомятся с ситуацией наблюдения.

    2) Предварительное расположение

    На этом этапе метода наблюдения исследователь должен принять во внимание следующие аспекты. Они призваны облегчить процедуру и избежать ошибок:

    • Поддержание межсессионного постоянства. Чтобы гарантировать максимальное равенство между различными сеансами наблюдения.
    • Поддержание внутрисессионного постоянства. Чтобы гарантировать, что сеанс не будет прерван непредвиденным событием, вызывающим перерыв в работе.
    • Лечение временных сбоев. Гарантировать решение ситуаций, прерывающих процесс наблюдения.
    • Время. Подготовка плана или повестки дня, связанной с последовательностью действий, которые должны выполняться на протяжении всего процесса наблюдения.
    • Идентификация сеанса наблюдения. Включает информацию, относящуюся к физическому окружению, деятельности, которую необходимо выполнить (инсценировка повествования, просоциальные эпизоды, изучение нового поведения и т. д.), социальному уровню наблюдаемых субъектов, информации институционального или институционального характера и организационные (длительность деятельности в их обычном контексте).

    3) План выборки наблюдений

    На этом этапе исследователь планирует, когда будут проводиться наблюдения для получения соответствующей записи . Оптимальной ситуацией для них было бы получение непрерывной записи, эквивалентной всей реальности, которую они намерены изучать.

    Некоторые элементы, которые они должны учитывать, включают период наблюдения, частоту сеансов, минимальное количество сеансов и критерии начала и окончания сеансов.

    4) Подготовка инструмента

    На этом этапе исследователь создает инструмент для записи собранной информации . Двумя примерами являются система категорий и формат поля. Система категорий имеет более высокий ранг, а форматы полей более гибки и подходят для сложных эмпирических ситуаций.

    5) Регистрация и шифрование

    Этот этап метода наблюдения включает сбор данных из реальности и перевод их на конкретный носитель . Исследователь должен расшифровать данные в описательной записи. Затем они разбивают его на единицы поведения, чтобы получить полусистематизированную запись. Позже они постепенно систематизируют записи.

    6) Получение параметров

    На этом этапе исследователь записывает следующие параметры:

    • Частота. Количество наблюдаемых действий или проявлений поведения.
    • Заказ. Последовательность различных вариантов поведения.
    • Продолжительность. Время появления поведения.
    • Задержка. Время, которое проходит между предъявлением стимула и появлением поведения.

    7) Контроль качества данных

    После сбора данных они должны гарантировать качество данных. Самым основным требованием контроля является надежность записи наблюдений. Они также должны обеспечивать достоверность. Это означает, что они измерили то, что намеревались.

    8) Анализ данных

    Последним этапом метода наблюдения является анализ данных. Из этого исследователь получает свои результаты. Эти выводы должны быть логически связаны с целями, поставленными в начале расследования. А также к любой литературе по подобным вопросам.

    Преимущества и ограничения метода наблюдения

    Наконец, мы рассмотрим некоторые преимущества и ограничения метода наблюдения.

    Преимущества
    • Исследователи получают информацию по мере ее поступления.
    • Они способны учиться и изучать многие формы поведения.
    • Они могут изучать субъектов, которые не могут предоставить устные отчеты. Например, младенцы, животные и т. д.
    • Они могут использовать метод в тех случаях, когда есть сопротивление исследованию со стороны субъектов.

    Ограничения
    • Возможность вмешательства внешних и скрытых факторов.
    • Практическая возможность применения методов наблюдения ограничена продолжительностью событий.
    • Не все наблюдаемые данные могут быть определены количественно, хотя обычно это возможно.

    В заключение, метод наблюдения не основан на обычном и простом наблюдении. На самом деле, это сложное и научное наблюдение. Он стремится предоставить объективные, действительные и надежные знания. Благодаря его строгому и систематическому применению исследователь может понять реальность, которую он хочет изучить. Они также могут собирать соответствующую информацию для достижения целей своего исследования.

    Это может вас заинтересовать…

    Использовать этнографические методы и включенное наблюдение

    Что такое этнографические методы?

    Этнографические методы — это исследовательский подход, при котором вы смотрите на людей в их культурной среде с целью создания повествовательного описания этой конкретной культуры на теоретическом фоне. В рамках этого вы увидите:

    • Сделанные дела, а также использованные слова
    • Как они взаимодействуют друг с другом и со своей социальной и культурной средой
    • Что не  сказано столько же, сколько сказано
    • Язык и символы, ритуалы и общие значения, населяющие их мир

    Организационная этнография

    Этнография изучает культуру, поэтому организационная этнография изучает культуру организаций.

    Организационная культура существует в сознании людей, составляющих эту организацию, в то время как организационная этнография занимается условиями, в которых происходят социальные отношения между акторами, преследующими определенные цели.

    Эта культура развивается с течением времени, включает в себя доминирующие культуры и субкультуры и подчиняется собственным правилам, обрядам, мифам и символам.

    История этнографических методов

    Этнография берет свое начало в социальной антропологии и, в частности, в работе Малиновского, чей основополагающий текст Аргонавты западной части Тихого океана описывает его опыт долгого проживания среди жителей островов южной части Тихого океана и дает советы антрополог должен провести по крайней мере год в полевых условиях, выучить язык и жить как один из населения, которое он или она изучает.

    Социология переняла его в 1930-х годах, когда чикагская школа изучала «девиантные субкультуры» в городах Америки во времена Великой депрессии.

    Ранние этнографы подвергались критике за их беспристрастную позицию, особенно антропологи-феминистки, но недавние адаптации метода используют его в исследовании действия, когда изучаемая популяция сама вовлекается в запрос информации и значения.

    Параметры исследования

    Этнографические методы бывают качественными, индуктивными, исследовательскими и лонгитюдными. Они обеспечивают объемное, богатое описание на относительно небольшой площади.

    Как исследователь, лучше всего, если вы проводите сбор данных на итеративной основе, взяв на себя «рефлексивную» роль — другими словами, наблюдая, размышляя, создавая теорию, а затем возвращаясь в поле и тестируя это.

    Этот процесс проверки необходим из-за неизбежного элемента субъективности в методе исследования, где вы, исследователь, являетесь инструментом.

    Существует ряд практических соображений по поводу этнографических методов, таких как:

    • Время.  Выполнение исследований требует много времени. Если вы хотите сделать этнографию одним из подходов к написанию диссертации, будет ли у вас достаточно времени до даты завершения? Если это часть крупного исследовательского проекта, будет ли проект нести расходы?
    • Место.  Вы должны убедиться, что вы можете заручиться поддержкой организации, за которой хотите наблюдать, и решить, хотите ли вы изучить всю организацию, одну ее часть или срез.

    Методы сбора данных и триангуляция

    В большинстве этнографических исследований широко используется включенное наблюдение, обычно триангулируемое с помощью интервью и/или обычных «неформальных» бесед.

    Триангуляция особенно важна, так как один метод сам по себе обычно не надежен.

    Вы также можете получить много информации из других источников, таких как:

    • Письменные документы , напр. электронные письма, программные документы, протоколы собраний, организационные схемы, отчеты, процедурные руководства, «официальные» корпоративные материалы, такие как интранет, брошюры, пресс-релизы, реклама, веб-страницы, годовой отчет.
    • Корпоративные мероприятия  например, ежегодная конференция персонала, рождественская вечеринка и т. д.
    • Брендинг  – логотип и способ его применения, слоган и т. д. Брендинг – это особенно активное использование символизма.
    • Местоположение объекта , застроенная среда, дизайн и т. д.

    Другим используемым методом является дневник, который участники должны заполнять (вы также будете заполнять дневник в рамках вашего включенного наблюдения.

    Это может быть либо набор категорий, как в структурированном наблюдении, либо от участника может потребоваться вести запись своего опыта (например, своей реакции на учебный курс) или того, что он делает.

    Что такое включенное наблюдение?

    Включенное наблюдение является одним из основных методов сбора этнографических данных.

    Суть включенного наблюдения заключается в том, что вы, как исследователь, наблюдаете за предметом исследования, либо участвуя непосредственно в действии, как член изучаемой совокупности, либо как «чистый» наблюдатель, и в этом случае вы не участвовать в акции, но все же присутствовать на месте происшествия, например, наблюдая за рабочими на заводе или участниками дискуссии в зале заседаний.

    В любом случае вы наблюдаете, отмечаете, записываете, описываете, анализируете и интерпретируете людей и их взаимодействия, а также связанные с ними события с целью получения систематического отчета о поведении и системах идей данного сообщества, организации или учреждения.

    Зачем использовать включенное наблюдение?

    Как и другие этнографические методы, включенное наблюдение во многом основано на классических методах, использовавшихся в ранней антропологии Малиновским и другими, когда они изучали определенные группы населения, часто в течение многих лет, делая подробные записи.

    Включенное наблюдение обычно носит индуктивный характер и проводится как часть исследовательского этапа с целью формирования гипотез на основе данных. Это часто связано с методом обоснованной теории , согласно которому исследователи возвращаются к исследовательской территории с более глубокими знаниями.

    Сила включенного наблюдения заключается в его способности описать глубину (подробное описание) и помочь понять поведение человека.

    Исследовательские роли

    Существует континуум в методах наблюдения между скрытым и явным наблюдателем, а также наблюдателем, который полностью участвует в деятельности, и тем, кто является просто «мухой на стене».

    Со всеми этими подходами возникают проблемы, но в идеале необходимо обеспечить получение максимального количества информации при одновременном сохранении максимальной дистанции для обеспечения объективности исследователя.

    Какая роль будет принята, зависит от предмета исследования, например:

    • Полный участник.  Очевидные этические соображения связаны с тем, чтобы быть частью группы и не раскрывать свою роль исследователя, который впоследствии напишет исследование, но в некоторых обстоятельствах раскрытие вашей роли может нанести ущерб исследованию, особенно если предмет касается чего-то деликатного, например, употребление алкоголя или наркотиков.
    • Полный наблюдатель.  Это может быть уместно в ситуации, когда субъект является относительно крупным, например, наблюдение за людьми в торговом центре или в супермаркете, или когда раскрытие роли может разрушить динамику поведения небольшой группы, например, наблюдение за людьми. поведение групп покупателей.
    • Наблюдатель как участник.  Недостаток здесь в том, что, хотя вы каким-то образом участвуете в деятельности, вы теряете эмоциональную вовлеченность, но преимущество в том, что вы можете сосредоточиться на своей роли исследователя. Его можно было бы использовать, если бы вы, например, наблюдали за людьми на обучающем курсе или пользовались электронными учебными программами, когда было очень важно понять реакции и мыслительные процессы участников, а не то, что они делают.
    • Участник в качестве наблюдателя.  Преимущество участия в том, что вы становитесь полноправной частью группы и можете непосредственно испытать то, что испытывают ваши субъекты. Это особенно полезно, когда, например, вам нужно понять методы работы или рабочие роли.

    Существуют и другие возможные роли наблюдателя:

    • В качестве координатора  и агента изменений , когда вы участвуете не просто как участник, но как человек, который стремится помочь субъектам изменить некоторые аспекты их мира, например. в исследовании действия.
    • Как  рассказчик , описывающий то, чему вы стали свидетелем, с позиции авторитета.

    Структурированное наблюдение

    Структурированное наблюдение отличается от включенного наблюдения тем, что оно является более отстраненным, более систематическим, а наблюдаемое часто имеет более механический характер. Это также количественный, а не качественный метод, связанный с количественной оценкой поведения, а не с получением подробного описания.

    Преимущества и недостатки

    Включенное наблюдение не лишено противников и имеет ряд преимуществ и недостатков:

    Преимущества

    • Оно может предоставить очень богатые данные и особенно хорошо раскрывает аспекты человеческого поведения.
    • Он не опирается на слова самих актеров, поэтому не зависит от способности людей выражаться словами и предоставляет источник, отличный от их собственных показаний.
    • Вопросы времени и объективности исследователя могут быть решены путем осторожного использования выборки, при которой наблюдение ограничивается определенными местами и временем.
    • Все исследовательские методы имеют встроенные проблемы предвзятости: например, эффект интервьюера и сложность формулирования тщательных вопросов для обследования.

    Недостатки

    • Поскольку исследователь является инструментом, могут возникнуть трудности с поддержанием необходимой объективности.
    • Хорошее включенное наблюдение требует много времени.
    • Это требует близости и вторжения в частную жизнь, что может нарушить как исследовательский процесс, так и саму организацию. С другой стороны, сокрытие своей личности сомнительно с этической точки зрения, поскольку оно связано с обманом.
    • Предвзятость наблюдателя: собственные взгляды и личные убеждения наблюдателя могут влиять на наблюдения.

    Однако лучший способ использовать наблюдение за участниками с пользой и ответственностью — это триангулировать его с другими подходами.

    Приложения к исследованиям в области управления

    Совместное наблюдение основано на социальных науках, особенно на социальной антропологии, и на предпосылке, что вы идете и изучаете другую, часто отдаленную культуру.

    Привлекательность исследований в области менеджмента заключается в том, что они позволяют глубоко изучить культуру организации. Однако во многих случаях просто нецелесообразно погружаться в работу на месяцы: цена будет слишком велика, организация может не захотеть, и на самом деле нельзя жить с рабочими. По этой причине 9Часто используется временная выборка 0007 , когда тщательно выбираются моменты времени, в которые происходит наблюдение.

    Использование в исследованиях рынка

    Совместное наблюдение особенно полезно в исследованиях рынка. Это естественный метод, поскольку оба связаны с человеческим поведением. Это может быть хорошим методом, когда:

    • Изучаемый предмет легко наблюдать и он появляется на публике
    • Касается социального процесса или массовой деятельности, например, удаления бытовых отходов
    • Процессы подсознательны, например, при изучении музыки в магазине
    • Было бы нежелательно или легко для потребителей взаимодействовать с исследователем, например, с очень маленькими детьми.

    Сбор данных

    Наблюдения должны регистрироваться, насколько это возможно, в день полевых работ в форме дневника и должны включать следующее:

    1. Первичные наблюдения  в том числе:
      • Дата
      • Время суток
      • Местоположение
      • Актеры присутствуют
      • Последовательность событий и любые прерывания.
    2. Второстепенные наблюдения  в форме любых заявлений других о том, что вы наблюдали.
    3. Экспериментальные данные  как относящиеся к вашему собственному состоянию ума, эмоциям и любым размышлениям.
    4. Косвенные и справочные данные  об организации, ключевых ролях и т. д.

    Анализ, теоретизирование и написание

    Анализ неструктурированных данных

    Анализ этнографических данных отличается тем, что процесс исследования является индуктивным и итеративным.

    В отличие от четко линейной траектории некоторых других исследований, когда вы создаете инструмент для доказательства теории и не анализируете, пока не соберете все данные, в этнографическом исследовании сбор и анализ данных могут происходить одновременно, тогда как теории формируются на на основе некоторых данных, а затем проверены и уточнены по дополнительным данным. Этот процесс известен как аналитическая индукция .

    Когда вы начнете собирать данные, вы очень скоро обнаружите, что получаете много. Это время, чтобы начать первоначальный анализ. Когда вы начнете процесс кодирования, начните искать группы, основанные на частоте и шаблонах данных и в данных. Совершенствуя структуру кодирования , тщательно проверяйте свои предположения. В конце концов, вы достигнете точки, когда будете относительно уверены в своей структуре кодирования и сможете начать использовать ее как способ организации ваших данных.

    Существует ряд пакетов программного обеспечения  — например, NVivo, QSR NUD.IST и The Ethnograph , которые могут помочь в этом, или вы можете предпочесть использовать обычный офисный пакет, такой как Word или Excel. Некоторые программные пакеты также предлагают средства моделирования.

    Какой бы метод вы ни использовали, на этом этапе начнут появляться шаблоны, из которых вы сможете построить теорию.

    Анализ структурированных данных

    Анализ структурированных данных наблюдения отличается тем, что график кодирования устанавливается до начала сбора данных. В этом случае вы либо:

    • создайте свои собственные заголовки, которые должны соответствовать вашим исследовательским вопросам
    • следовать существующему стандартному графику кодирования
    • используйте комбинацию этих подходов, изменяя существующее расписание и, возможно, добавляя некоторые из своих собственных заголовков.

    Достоверность

    Тот факт, что данные зависят от конкретной ситуации и их нелегко воспроизвести, вместе с возможностью предвзятости наблюдателя, представляет собой угрозу достоверности при неструктурированном наблюдении.

    С этими угрозами можно справиться:

    • Проверка наблюдений и их интерпретаций с участием участников в форме триангуляции.
    • Проверка структуры кодирования, которая может быть выполнена исследователем, сверяющим с новой теорией, и другими исследователями, кодирующими данные, чтобы увидеть, придут ли они к аналогичным структурам кодирования.
    • «Проницательность» — способность абстрагироваться от данных общих принципов, что может пролить свет на другие подобные ситуации.

    Построение теории

    Обзор литературы обычно делается в начале исследовательского процесса. А вот с этнографическими исследованиями часто следует (хоть какой-то) сбор и анализ данных — потому что это связано с построением теории.

    В этнографических исследованиях исследователя часто сравнивают с журналистом, изучающим историю и ищущим многообещающие направления расследования. По мере сбора данных и появления закономерностей могут появиться интересные направления исследований, на которых можно строить теории.

    Цель теории не предсказывать, а объяснять, искать контекстуальные структуры и обеспечивать контекст для событий, разговоров и описаний. Вы обеспечиваете объяснительную основу для явлений, которые вы наблюдали.

    Как указано выше, после того как вы сформулировали теорию, вам необходимо проверить ее на данных и проверить данные на самих себе – насколько она верна?

    Теория также должна находиться в соответствующей литературе и иметь свой собственный теоретический контекст.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts