Конфронтация это в психологии: КОНФРОНТАЦИЯ | это… Что такое КОНФРОНТАЦИЯ?

что это такое, определение, особенности понятия

Слово «конфронтация» применяется в современном обществе достаточно часто, однако, далеко не все знают точное определение данного термина. Стоит отметить, что термин «конфронтация» имеет множество оттенков понимания. Именно поэтому стоит обратиться к традиционному определению. Латинское – confrontation , в переводе означает – «противостояние». Исходя из этого, можно сказать, что конфронтация — противопоставление определенных жизненных позиций или личного мнения оппоненту. Какие выделяются виды конфронтации? И какое значение она имеет для развития общества?

  • Конфронтация – неотъемлемая часть жизненного процесса и развития общества
    • Конфронтация: с кем и почему?
    • Конструктивная и разрушающая конфронтация
    • Конфронтация на почве религиозной и национальной принадлежности
  • Конфронтация значение в психологии
    • Помощь психотерапевта

Конфронтация – неотъемлемая часть жизненного процесса и развития общества

Вся человеческая история построена на конфронтации. Противостояние имеет место во всех сферах человеческой деятельности, нравственном становлении и духовном развитии.

Конфронтация: с кем и почему?

Конфронтацию можно условно разделить на несколько видов:

  1. Глобальная конфронтация. Противоборство человека и природных факторов.
  2. Противоречия на государственном уровне.
  3. Этнические конфликты внутри отдельных, объединенных по государственному признаку сообществ.
  4. Идеологические разногласия: между последователями различных религий и философских школ; наблюдающиеся внутри последователей одного учения, определяемые степенью понимания.
  5. Межклассовые и межсословные конфликты, возникающие на почве разного уровня жизни и ущемления привилегий.
  6. Внутрисемейные проблемы.
  7. Личностные конфликты.

Вполне достаточно рассмотреть несколько примеров, чтобы понять суть такого явления, как конфронтация, значение, рычаги и результативный вектор любого противостояния.

Конструктивная и разрушающая конфронтация

Любая конфронтация – палка о двух концах. Победа в противоборстве вовсе не означает достижение материального и нравственного благополучия. Особенно в тех случаях, когда оппонирующая сторона уступает силовому или психологическому давлению.

Природа – противник бескомпромиссный, у которого железные и неизменные правила. Она бывает жестокой и скупой, но она же и дарует человеку все то, что он имеет. В конфронтации с природой человек обязан проявлять особую гибкость и находить конструктивные решения. Попытки кардинально изменить непреложный ход вещей, приведут к гибельным последствиям, и в первую очередь для человечества.

Можно произвести тщательно спланированную, учитывающую все возможные последствия мелиорацию пустынных земель и получить «город-сад». А, можно, не только не добиться желаемого, но и значительно ухудшить ситуацию, не только в регионе проведения работ.

Государственные формирования, еще, будучи в самом зачатке, всегда ставили свои интересы выше всех остальных.

Если даже исключить личностные амбиции лидеров (вождей, князей, царей), логика притязаний сводилась к одному – так лучше для нас. Чаще всего это были территориальные споры, которые заканчивались войнами. Истребительная жестокость таких конфронтаций имеет точное определение в библейском сюжете – «до мочащегося к стене», что может означать только одно – тотальное уничтожение.

Современный институт дипломатии не исключает конфронтацию между странами, союзами и блоками, но способен перевести ее в цивилизованное русло.

В основе упомянутых выше противостояний лежат, как правило, материальные интересы.

Конфронтация на почве религиозной и национальной принадлежности

Этнические и религиозные противостояния одни из самых непримиримых и жестоких. История знает множество попыток геноцида в прямой и завуалированной форме. Основные причины:

  • расовая принадлежность;
  • этнический язык;
  • вероисповедание.

Как правило, конфликт провоцирует сторона, чувствующая за собой численное и силовое преимущество. Если объект давления отказывается от ультимативных условий (расовые ограничения в правах, отказ от родного языка, переход в другое вероисповедание), начинаются массовые гонения и преследования. Насильственные меры, если и приносят результат, то большой кровью и лишь на время.

Единственное цивилизованное решение, способное разрешить назревающий конфликт, между сторонами – найти консенсус, дающий равные права и возможности для тех и других.

  1. В США, не сразу, но удалось решить проблему «белых и цветных», для этого понадобилась законодательная инициатива и воспитание нового мышления.
  2. Христианству удалось избавиться от кровавого призрака Варфоломеевской ночи. Многие конфессии спокойно и мирно уживаются в небольших регионах, не проявляя видимого неприятия, друг к другу.
  3. Во многих странах принят один или два государственных языка, но культура и язык малых этносов поддерживаются специальными государственными программами.

Конфронтация значение в психологии

Человек, живущий в обществе, ежедневно сталкивается с конфликтными или около-конфликтными ситуациями, возникающими на работе, с соседями и в семье. Каждая из них, может стать поводом к жесткой конфронтации:

  • начальство поступает с позиции власть имущих;
  • соседи методично мусорят и пакостят на общей площадке;
  • разные приоритеты у супругов;
  • вечный конфликт «отцов и детей».

Реакция по всем пунктам может быть следующей:

  • посыл начальства куда подальше, и последующее увольнение;
  • ругань с соседями, и «враги навечно»;
  • расторжение брака, «живи, как хочешь!»;
  • завершение воспитательного процесса, «делай что хочешь!».

Казалось бы, в настоящем проблема решена, но будущее не предсказуемо.

Помощь психотерапевта

С не очень давних пор (конец 70-х годов прошлого века), в психологии используется метод конфронтации, который позволяет взглянуть клиенту на свою позицию, занятую по отношению к близким и далеким людям и всему социуму, с неожиданной точки зрения. Специалист задает клиенту вопросы, которые заставляют последнего выбраться из уютного, годами належанного окопчика. Психолог удерживает внимание собеседника строго в теме вопроса, не позволяет ему уклониться в постороннюю тематику. Настаивает на оценке ситуации в новом открывшемся свете.

Задача специалиста вывести клиента на полноценный внутренний диалог и неизбежную конфронтацию, между ложным и истинным «Эго». Первое – благоприобретенный продукт, представляет собой сложную смесь жизненного опыта и полной ассоциации субъекта с конкретным физическим телом и восприятиями ему доступными. О втором, если не вдаваться в трансцендентные подробности, можно сказать: оно есть все доброе, что только присуще душе человека.

Хороший психолог способен помочь клиенту обрести новое понимание сложившейся ситуации и новый взгляд на решение проблем. Метод личностной конфронтации соизмерим с шоковой терапией. Он довольно сложен и предполагает высокую квалификацию и ответственность специалиста. Но этот метод эффективен, а разве не этого ищут застрявшие в жизненном противостоянии люди?

Три основных случая конфронтации в консультировании

George и Cristiani (1990) выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:

1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента. На второй - противоречие чаще всего представляется словечками «но», «однако». В противоположность интерпретации при конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречий. Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить. Например: Клиент: Я так ждал сегодняшнюю встречу, потому что должен многое рассказать. Консультант: Да, но Вы опоздали на пятнадцать минут, и теперь уже некоторое время сидите со скрещенными руками.

Еще несколько примеров противоречивых высказываний клиентов: «Меня преследует депрессия и я одинока, однако вообще все не так уж плохо». «Я думаю, что люди должны сами принимать решения, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить». «Мне кажется, что у меня лишний вес, но другие говорят, что я выгляжу совсем неплохо». «Я хотела бы слушать других, но почему-то всегда говорю больше всех».

2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей. Например, клиентка жалуется: «Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня». Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает достаточно, однако редко бывает дома. В данном случае консультант должен показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимости, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде.

Клиентка не оценивает усилий мужа добиться большого благосостояния семьи и трактует ситуацию удобным для себя способом.

3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Например, консультант высказывает клиенту удивление: «Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни, хотя во время первой встречи выделили ее как свою важнейшую проблему. Всякий раз, когда мы приближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону. Я раздумываю, что бы это могло означать».

Источник: Р. Кочунас. Основы психологического консультирования

 


Психологическое консультирование

  • Активное слушание
  • Анализ цепочки событий
  • Блокада со стороны консультируемого
  • Варианты жалоб клиентов в случае семейного консультирования
  • Границы конфиденциальности в психологическом консультировании
  • Задачи психологического консультирования
  • Значения символов
  • Использование в консультировании открытых вопросов
  • Кабинет школьного психолога
  • Классификации мифов
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Навык конфронтации: что вам нужно знать

Навыки конфронтации и ее двоюродные логические последствия являются важными навыками консультирования. Но, как и в случае с другими навыками консультирования, есть правильный и неправильный способ их применения.

Клиенты рассказывают нам истории, в которых часто есть противоречия. Противоречия между заявленной мыслью и чувством, противоречия между чувством и поведением… комбинации почти бесконечны. Еще больше усложняет ситуацию то, что у клиентов часто возникают неоднозначные чувства, то есть они могут одновременно испытывать два полярно противоположных чувства. Обычно клиенты не подозревают, что они это делают. Чтобы помочь клиентам справиться с психическими и эмоциональными расстройствами, важно, чтобы эти несоответствия были доведены до их сведения и устранены. В противном случае они могут удерживать клиента в своей проблеме.

Но как? Очень легко заставить клиента защищаться. В конце концов, консультанты должны помнить, что они находятся в позиции «наилучшего», а это означает, что они рассматриваются как эксперты и, следовательно, обладают большей властью в консультационных отношениях. Если консультанты не очень осторожны в отношении того, как они противостоят клиентам, клиенты могут чувствовать, что их осуждают и унижают. Другими словами, хуже, чем они себя чувствовали до прихода. Это, конечно, не является целью консультирования.

Хорошая конфронтация мягкая, поддерживающая и точно отражает то, чем клиент поделился с вами. Идея состоит в том, чтобы помочь клиенту более глубоко исследовать свой собственный конфликт, с целью сформулировать новую идею или план, который принесет пользу клиенту.

Чтобы уменьшить возможную защитную реакцию, советчику рекомендуется принять «неосознанную» стойку. Это означает, что консультант выражает клиенту искреннее замешательство, стремясь полностью понять клиента. В таком оформлении клиент будет чувствовать заботу, а не осуждение. Вот пример:

Клиент: «У меня просто нет времени заниматься спортом, да и денег на спортзал у меня нет. Но я действительно хочу похудеть и чувствовать себя лучше».

Плохой Терапевт: «Тогда ты просто оправдываешься. Вы знаете, что для вас хорошо, и отказываетесь это делать». (точно, но неправильно оформлено).

Хороший терапевт: «Хммм… с одной стороны, вы знаете, что упражнения полезны для вас, но, с другой стороны, вы не хотите их делать. Как вы относитесь к этому конфликту?» (все так же точно, но оформлено таким образом, что привлекает внимание клиента к его собственному внутреннему конфликту, поскольку клиенту не обязательно защищаться от атаки терапевта).

Как начинающий терапевт, вы можете бояться конфронтации. Последнее, что вы хотите сделать, это расстроить клиента. Но помните, что это не дружба, и иногда, консультируя клиентов, вам нужно рискнуть, что вы можете их расстроить. В конце концов, если клиенту действительно нужно полное согласие без каких-либо проблем, он не придет к вам, поскольку уже получил это от своих друзей. Это не работает. Ваша работа заключается в том, чтобы делать то, что в интересах клиента, даже если это заставляет вас чувствовать себя немного некомфортно. Чем больше вы будете это практиковать, тем легче вам станет.

С уважением, Радость знаний,

Барбара ЛоФриско

Почему некоторые люди ведут себя неконфронтационно

Какова ваша первая реакция, когда вы сталкиваетесь с аргументом, неблагоприятной ситуацией или агрессивным человеком? Если вы киваете, лихорадочно ищите способы разрядить ситуацию или соглашаетесь на решение, пока ваш разум сжимается в знак протеста — поздравляю, у вас неконфронтационная позиция.

Неприятие конфронтации в значительной степени считается отрицательной чертой, и множество веб-сайтов самопомощи готовы оживить вашу индивидуальность звучащими экстравертно банальностями: «Стой на своем!», «Не будь слабаком», «Говори громче!» Навыки конфронтации также считаются первостепенными для лидерства, а также для более младших должностей; также считается, что люди, решающие конфликты лицом к лицу, способствуют эффективному и четкому общению с коллегами и начальством. Если человек демонстрирует неконфронтационное отношение, его часто считают боящимся упреков, неуверенным в выражении своих взглядов и боящимся сжигать мосты с другими. Иногда боязнь конфронтации также может возникать из-за того, что энтузиазм другого человека ошибочно принимается за жесткость, что вызывает отказ, пишет для HuffPost эксперт по лидерству и писатель Лиза Маклеод.

Но психология, стоящая за неконфронтационным отношением человека, также указывает на лежащие в его основе положительные черты характера. Люди, не склонные к конфронтации, или те, у кого есть тенденция избегать конфликтов, возможно, из-за того количества времени, которое они тратят на опасения и анализ возможных сценариев конфронтации, обычно продумывают целые ситуации — эта тенденция к глубокому анализу может привести к подходу к разрешению конфликтов, который часто позволяет им легко вступать в конфликты и взаимодействовать с конфликтными людьми разумно и спокойно, — рассказывает Bustle эксперт по отношениям из Нью-Йорка Эйприл Масини. Этот аналитический подход также выдает предусмотрительность: «[Тот, кто избегает конфронтации], может чувствовать, что его отношения с человеком, который их провоцирует, слишком ценны, чтобы их можно было повредить спором», — добавляет Масини.

Другие черты, по словам Масини, говорят об избегающих конфликтов людях, которые влияют на их неприятие конфронтации и являются ее следствием, включая пассивность и взаимозависимость, соответствие статусу-кво и чувство дискомфорта под давлением.


Связано с The Swaddle:

Подавление мыслей, потребностей и эмоций в отношениях связано с риском инсульта для женщин и честность, по словам Эми Галло, автора HBR Руководство по разрешению конфликтов. Здесь культурный коллективизм играет роль в том, кто оказывается неконфронтационным. Исследование студентов колледжа в Гонконге, опубликованное в Journal of Cross-Cultural Psychology , , показало, что участники с меньшей вероятностью противостоят спорщику внутри группы, чем спорщику вне группы — в соответствии с тем, как коллективистские культуры больше ценят комфорт и благополучие общества, чем отдельного человека.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts