Конгруэнтность в общении: Что такое конгруэнтность в психологии. Конгруэнтность: определение понятия

Содержание

Что такое конгруэнтность?

Конгруэнтность является центральным термином в клиент-центрированной психотерапии, разработанным К.Роджерсом в 1961 г.

Раскрывая это термин, К.Роджерс пишет так: «конгруэнтный» я обычно обозначаю определенный способ самопрезентации. Под этим я понимаю следующее: какие бы чувства или установки я ни переживал, они должны пройти через мое сознание. В этот момент я являюсь целостным, или интегрированным, человеком и, таким образом, действительно могу быть тем, кем на самом деле являюсь. Это такая реальность, которую, согласно моему опыту, другие люди воспринимают как достоверную» (Rogers, 1961, ),(Г.Литаер).

Термин «конгруэнтность» введён Карлом Роджерсом:

может употребляться и в расширенном смысле, обозначая согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческих проявлений). Если человек в высокой степени конгруэнтен, ясно, что все его сообщения обязательно будут включены в контекст его личного восприятия.
(Роджерс, 1994)
В теории К. Роджерса подразумеваются два проявления конгруэнтности-неконгруэнтности. Одно из них – конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью (феноменальным полем) и внешней реальностью (миром как он есть). Другое – степень соответствия между Я и идеальным Я. Если расхождение между Я и идеальным Я значительны, человек неудовлетворен и плохо приспособлен. (Холл, Линдсей)

Конгруэнтность «применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки. Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь. Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной» (Энциклопедия).

Такая согласованность является значимой, когда мысли, чувства и действия человека в процессе выздоровления, гармонизации межличностных отношений не конфликтуют друг с другом.

Другими словами, конгруэнтность подразумевает бытие самим собой, в первую очередь – открытость терапевта своим переживаниям, даже в случае, если они не являются идеальными для терапии. В этом условии Роджерс не имеет в виду конгруэнтность как постоянное свойство личности терапевта, проявляемое во всех аспектах его жизни. Достаточно, чтобы терапевт был конгруэнтен в течение терапевтического часа (Некрылова, 2012).

Неконгруэнтность – один из основных теоретических конструктов, разработанных Роджерсом, подразумевает расхождение между текущим организмическим опытом и Я-концепцией клиента. Другими словами, неконгруэнтность проявляется как противоречие между реальным переживанием и тем, как человек себя воспринимает. Не осознавая свою неконгруэнтность, человек подвержен тревогам и расстройствам, может быть крайне уязвимым в ситуациях, где отрицание неконгруэнтности становится невозможным.

Состояние неконгруэнтности может быть осознанным (страх) или неосознанным (размытая тревога, общее напряжение). Психотерапия показана, если клиент, по крайней мере, смутно догадывается о своей неконгруэнтности (Некрылова, 2012).

В практической психологии, конгруэнтность — согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

В этом смысле говорят о конгруэнтности (или неконгруэнтности) вербальной или невербальной информации, конгруэнтности его слов и его дел, конгруэнтности его состояния и того, что он показывает окружающим, соответствия его жизненных ценностей и того, как человек живет в реальности. У человека все спокойно внутри, он спокоен внешне — налицо конгруэнтность. У человека не расходятся его слова и дела — это конгруэнтность. Соответствие того, что говорится, и того как говорится — это конгруэнтность (http://www.psychologos.ru/articles/view/kongruentnost).

О правильном обозначении опыта человека и роли конгруэнтности пишет Джендлин Ю.Т.:

конгруэнтность, или подлинность, также означает необходимость правильной символизации человеком его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту. При этом важно быть открытым опыту, осознавать его без искажений. (Джендлин,2009)

Например, если рассматривать ситуацию болезни, то правильная символизация опыта позволяет точно отслеживать актуальное самочувствие и во время оказывать необходимую помощь в случае рецидива заболевания: обращение в поликлинику, стационар, проведение необходимых обследований, реанимационных мероприятий. Точное восприятие ситуации важно не только для больного, но и для его родственников в целях оказания медицинской помощи.

У конгруэнтной личности снижается риск развития психосоматических заболеваний, невротических и пограничных расстройств.

Многие люди отказываются от общения, «кажущееся нежелание общаться обычно является следствием недостатка самоконтроля и отсутствия самосознания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Возможны также случаи, когда человек не вполне понимает, о чем его спрашивают» (Колпащикова,2012).

Поэтому в формировании конгруэнтности важно общение, искренность и выражение своих чувств. Важна также конгруэнтость по отношению к самому себе. Конгруэнтность бывает трудно реализовать в повседневном общении с близкими, в профессиональном общении. В современном мире люди многое привыкли скрывать, но формирование конгруэнтности в близких межличностных отношениях и в психотерапии несомненно приводит к внутренней свободе, а значит позволяет ощущать комфорт и успешность в отношениях.

Любить и понимать

Формирование со-зависимости в детстве

Отношения с детьми

это что такое, понятие и значение

Конгруэнтные люди встречаются редко. Пообщавшись с таким индивидом можно позавидовать его чистоте, искренности, откровенности. Для таких людей характерна гармония внутреннего, внешнего мира.

Конгруэнтность в психологии — согласованность вербальных, невербальных способов передачи информации, отсутствие противоречий между личными убеждениями, речью, общими представлениями.

Понятие и суть

В переводе с латинского слова congruo, конгруэнтность — «я совпадаю», «я соглашаюсь».

Изначально это понятие применялось в точных, гуманитарных науках, но постепенно перешло в область психологии, приобрело новый смысл.

Конгруэнтность в психологической науке — честность, отсутствие скрытых мотивов.

У конгруэнтной личности нет конфликта между мыслями, словами, поступками.

Такой человек говорит о том, что думает, не имеет скрытого смысла в своих поступках.

Чем полезно и вредно качество?

Конгруэнтность дарит устойчивое моральное состояние, экономичный расход энергии, меньшее количество стрессов, психических срывов. Далеко не всего это качество является полезным. Оно свойственно многим бандитам, ворам, людям, которые привыкли жить в бардаке, не подчиняясь социальным нормам.

Поскольку индивид не может скрывать фактов, всегда говорит правду, он может лишиться работы, поссориться с друзьями, знакомыми, любимым человеком.

Значение в разных сферах жизни

Качество конгруэнтности проявляется по-разному. Где-то оно может быть полезным, а где-то доставит дискомфорт, ухудшит общее положение вещей.

В отношениях с друзьями и родственниками

Конгруэнтность может быть как полезным, так и разрушительным качеством:

  1. Если человек вспыльчивый, раздражительный, имеет низкие моральные ценности, для него это чувство доставит только дискомфорт при общении с окружающими. Индивид будет выражать свое недовольство, проявлять агрессию к окружающим без сдерживания эмоций.
  2. Для людей с высокими моральными ценностями, устойчивым психическим состоянием это качество поможет привлечь к себе окружающих, заручиться доверием, поддержкой, возвысить себя в глазах окружающих.

При общении с другими людьми важно уметь умалчивать некоторые переживания, ощущения, чтобы не обидеть окружающих, но это приводит к возникновению внутренних конфликтов.

В личной жизни

Конгруэнтная личность не может скрывать своих чувств к другому человеку. Искренность притягивает, укрепляет их. Честность — важный фактор в отношений, но далеко не всегда это хорошо. Например, супруг сделал подарок, не оправдал ожиданий. Честность приведет к высказыванию недовольства, что худшим образом скажется на моральном состоянии любимого.

На работе

В рабочем процессе проявление качества конгруэнтности имеет двоякий смысл. Правдой, искренностью можно добиться продвижения по карьерной лестнице, заручиться уважением со стороны руководства, но при этом испортятся отношения с коллегами.

В бизнесе

При развитии своего дела искренность, честность нужна только для привлечения инвесторов, спонсоров, получения денег от государства, но посвящать в свои планы конкурентов нельзя. Искренность поможет получить уважение от работников, повысить доверие с их стороны.

Преимущества и недостатки

Плюсы конгруэнтности:

  • появление уверенности в словах, действиях;
  • устойчивое моральное состояние;
  • редкое возникновение плохого настроения;
  • трата энергии только на полезные дела;
  • хорошая подача себя в обществе;
  • неподкупность, искренность;
  • контроль эмоций.

Минусы:

  1. Это качество характерно для людей, которые не признают общественных норм, живут как хотят.
  2. Далеко не все страхи, которые можно перебороть внутренне, допустимо показывать окружающим.

Конгруэнтность покажет себя с худшей стороны, если личность еще не сформировалась, имеет психические отклонения.

Взаимодействие с конгруэнтной личностью

Конгруэнтную личность можно отличить по ряду факторов:

  1. Человек не лжет, редко умалчивает факты.
  2. Индивид вызывает доверие с первых минут общения, привлекает внимание искренностью.
  3. Конгруэнтные личности могут найти общий язык с любым человеком.

Общаясь с такими людьми хочется становиться лучше, говорить правду. Это чувство усиливается при продолжении взаимодействия.

Методы развития

Чтобы развить качество конгруэнтности, нужно:

  1. В любых ситуациях соответствовать внутреннему состоянию.
  2. Проявлять чувства, не скрывать эмоции.
  3. Стараться быть собой, не копировать кумиров.
  4. Не отгораживаться от происходящего вокруг.
  5. Не выполнять нежелательные действия, произносить грубые слова.
  6. Не пытаться скрывать напряженное состояние.
  7. Не пытаться копировать чужих слов, фраз, манеры речи.
  8. Сохранять собственную интонацию голоса.
  9. Чувствовать ответственность за слова, поступки.

Не нужно провоцировать других людей на агрессию, негатив, придерживаться социальные правил, норм поведения.

Причины неконгруэнтности

Неконгруэнтность в психологии — некомфортное состояние, которое возникает при внутренних конфликтах между разными частями своего Я. Индивид становится раздраженным, агрессивным, не может сосредоточиться на каком-либо виде деятельности. Причины развития неконгруэнтности:

  1. Иерархия критериев. Популярная причина, по которой возникает спорное состояние. Один из вариантов проявления в жизни — хочется купить новую машину, но для развития собственного дела в дальнейшем может не хватить денег.
  2. Моделирование. Часто случаются ситуации, когда человек развивается под воздействием чужой точки зрения, пытается копировать кумира. На фоне этого формируется манера поведения, закладываются принципы, идеалы. В дальнейшем точка зрения может изменяться из-за разных факторов — взросления, развития отношений, переезда в другую страну и т.д. Появляются новые убеждения, которые конфликтуют с прошлыми.
  3. Переходный период. Внутренние конфликты чаще возникают во время переходных периодов в жизни. В разном возрасте, личность подвержена влиянию различных факторов. Мировоззрение изменяется от любого серьезного жизненного происшествия — повышение по карьерной лестнице, смерть близкого родственника, поступление в учреждение образования. Старые предубеждения подвергаются критике.
  4. Желание демонстрации высокого социального статуса.

Развитие неконгруэнтности зависит от страхов, зависимостей, мнения окружающих, личного статуса в обществе.

Примеры из жизни

Чтобы понять, как проявляется конгруэнтность в жизни, нужно рассмотреть несколько примеров:

  1. Человек одет в стильный деловой костюм, внешность ухожена. До общения с ним, кажется, что разговор будет интересным, без грубых слов, жаргонизмов. Если так и есть — внутренние, внешние мотивы полностью совпадают, нет конфликта между мыслями, поступками.
  2. На скучном мероприятии один из людей проявляет явное неудовлетворение. Если спросить у него что случилось, он ответит насколько это событие отвратительно, укажет на явные недостатки не боясь осуждения со стороны окружающих.

Пример неконгруэнтности — один из посетителей вечеринки сидит с грустным видом за столом, не хочет танцевать, веселиться во всеми. Если его спросить, что случилось, человек ответит, что все хорошо, ему весело, но это ложь, которая отталкивает окружающих.

Конгруэнтность — полная согласованность мыслей и действий. Люди с этим чувством не умеют врать, говорят, что чувствуют, искренни во всем. С одной стороны, это привлекает окружающих, но в некоторых ситуациях становится причиной дискомфорта, ухудшения отношений с другими людьми.

СООТВЕТСТВИЕ В ПРЕЗЕНТАЦИЯХ: 3 ФАКТОРА ФОКУСА

Определение соответствия в презентациях

У вас есть надежда, цель презентации и план по привлечению аудитории к содержанию.

Вы знаете, что есть вещи, которые можно адаптировать, чтобы ваш контент понравился разным группам. Вы можете изменить выражение лица, тон и слова.

При выполнении этих адаптаций необходимо помнить об одной важной концепции.

Конгруэнтность.

Конгруэнтность предполагает согласие, гармонию и совместимость.

При проведении больших презентаций в небольших помещениях необходимо, чтобы все элементы коммуникации тянулись в одном направлении. Вам нужна конгруэнтность в презентациях.

Конгруэнтность в презентациях похожа на перетягивание каната

В предыдущей статье мы узнали об адаптации выражения лица, тона и слов. Для этого урока давайте признаем, что выражения лица относятся к более широкой категории языка тела. Конгруэнтная коммуникация позволяет аудитории ощущать сильное притяжение в одном направлении — все элементы работают вместе, чтобы привести их к цели.

Представьте, что вы играете в перетягивание каната. Оппозиция представляет все, что работает против вашего сообщения. Ваша команда включает в себя язык тела, тон и слова.

Если вся команда противника отступает в одном направлении, она имеет максимальную силу. Если члены вашей команды (язык тела, тон и слова) тянут в разные стороны, это не будет иметь максимальной силы. И скорее всего проиграет. Конгруэнтность дает вам наилучшие шансы на успех.

Конгруэнтность в презентациях нарушается, когда элементы конкурируют друг с другом. Фото Виктора Фрейтаса из Pexels

Соревнования ослабляют конгруэнтность в презентациях

Если у вас нет конгруэнтности, вы должны столкнуться с другим соревнованием, соревнованием между языком тела, тоном и словами.

В рамках исследования, которое часто неправильно понимают и применяют неправильно, доктор Альберт Мехрабиан из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сосредоточился на этом конкурсе (он был , а не , сосредоточенным на коммуникациях в целом). Он хотел знать, какой элемент победит! Представьте себе трехстороннее перетягивание каната. Язык тела, тон и слова тянут в разные стороны. На кого мы делаем ставку?

А ты?

Если слова не соответствуют языку тела, чему вы верите?

Если слова не соответствуют тону, чему вы больше доверяете?

Если язык тела не соответствует тону, что выбрать?

Где бы вы сделали ставки?

Гребцы, тянущиеся вместе, похожи на элементы, обеспечивающие конгруэнтность в презентациях. Фото sergio souza из Pexels

Антипримеры конгруэнтности в общении

Давайте посмотрим, как они будут выглядеть на рабочем месте.

Сценарий 1:

Когда вы прибываете, чтобы подготовиться к большой презентации, другая группа выходит из конференц-зала. Один сотрудник смотрит на другого и говорит с сердитым взглядом: «Ой. Отличная работа. Это было блестяще».

Если слова не соответствуют языку тела, чему вы верите?

Сценарий 2:

Когда вы прибываете, чтобы подготовиться к большой презентации, знакомый коллега покидает предыдущую встречу.

«Как прошла встреча?» ты спрашиваешь.

«О. Все было хорошо». — говорит она тихим и дрожащим голосом.

Если слова не соответствуют тону, чему вы больше доверяете?

Сценарий 3:

Продолжая предыдущий разговор, вы ищете другого коллегу, который был на той встрече.

«Как прошла встреча?» ты спрашиваешь.

«Это было здорово. Все прошло очень хорошо, — отвечает он веселым голосом, который не сочетается с сутулой позой и заплаканными глазами.

Если язык тела не соответствует тону, что выбрать?

Кто выигрывает соревнования?

В ходе исследования доктор Меграбян обнаружил, что люди взвешивают конкурирующие элементы следующим образом.

Слова имеют наименьший вес. Во времена несоответствия на них приходится 7% веса.

Тон находится на втором месте с 38%.

Язык телодвижений самый мощный, он несет оставшиеся 55%.

Это совпало с вашей интуицией?

Вы поверили языку тела (сердитый взгляд) словам (Отличная работа)?

Вы предпочли тон (тихий и дрожащий) словам (О. Отлично.)

Доверили ли вы языку тела (поза и слезы) тону (веселый)?

Интересно!

А вот и еще одна мощная мысль. Несоответствие отвлекает от сообщения. Когда есть несоответствие, аудитория вынуждена принимать дополнительные решения и бороться с дополнительными отвлекающими факторами. Решения и отвлекающие факторы еще больше ослабляют привлекательность сообщения.

Конгруэнтность выражения лица в презентациях. Фото brut carniollus на Unsplash;

Победа при совпадении презентаций

Мы определили победителей при наличии несоответствия. Но мы должны признать большого потенциального проигравшего: Ведущего.

Помните перетягивание каната?

Конгруэнтность в презентациях означает, что все элементы движутся в одном направлении. Вы максимизируете силу своих слов, тона и языка тела, чтобы они согласовывались друг с другом. Они поют в гармонии. Они совместимы. Все они работают на вас. Они объединяются, чтобы связать вашу аудиторию с вашим контентом, чтобы привести их к цели.

Хотите узнать больше? Получите книгу!

Хотите узнать больше? Проверьте подкаст!

Хотите обсудить коучинг? Пишите Майку по адресу [email protected]

Получение сообщения через конгруэнтную коммуникацию

Перейти к основному содержанию

Рольф Динсмор

Рольф Динсмор

Сертифицированный специалист по охране окружающей среды | Химик | Менеджер мультимедийных программ | PSM/RMP/TCPA | Майкрософт Офис | Шесть сигм и бережливое производство | Инцидент…

Опубликовано 20 августа 2014 г.

+ Подписаться

Общение с коллегой, начальником или подчиненным с очень сильной чертой «Я» может быть затруднено. Поскольку человек с чертой «Я» не будет обрабатывать ваши невербальные сигналы, содержание вашего общения будет иметь значение. Тонкие нюансы, которые можно передать человеку с чертой Другого, не будут существовать у человека с Я.

Имея дело с людьми с ярко выраженной чертой Другой, вы можете осторожно модифицировать глаголы и существительные, которые вы используете, подчеркивая или уменьшая их невербальное значение. С одной стороны, многие формы сарказма уменьшают воздействие или полностью сводят на нет содержание сообщения. С другой стороны, изменение тона, выражения лица и жестов рук может подчеркнуть содержание.

Великий коммуникатор должен очень много работать, чтобы стать конгруэнтным. Работая над тем, чтобы невербальные и вербальные сообщения передавали одно и то же сообщение, вы сможете передавать информацию с меньшими искажениями и меньшим количеством ошибок. Использование конгруэнтного метода позволит вам одинаково общаться с собой и с другими людьми.

Поскольку люди с сильным Я концентрируются на содержании общения, а люди с сильным Другим концентрируются на невербальной части, важно уметь сочетать содержание и невербальную часть вместе.

Вот несколько советов по мотивации языковых моделей для одинаковой работы с обеими чертами или для общения с людьми с другими чертами, если вы противоположны

1- Практика : Если вы собираетесь сделать презентацию перед группой людей, подготовьтесь к презентации, сделав ее перед зеркалом (или запишите ее на свой телефон и воспроизведите!). Я знаю, это смущает… но вы многое узнаете о своем невербальном общении. Попробуйте свою презентацию три раза. Проходите его монотонно, без каких-либо жестов и мимики. Это то, что люди с Я увидят. Попробуйте еще раз, ничего не говоря вслух, но используя жесты и мимику. Это то, что увидят другие люди. Попробуйте в третий раз, используя только выражение лица и тон, но не жесты рук.

2- Правильно: Проанализируйте свою работу, чтобы увидеть, совпадает ли сообщение в вербальной и невербальной форме. Подчеркиваете ли вы невербально те моменты, которые требуют большего внимания к содержанию? Используете ли вы «репортерскую речь», когда делаете паузы в странных местах или делаете слишком сильный акцент на случайных словах. Соответствует ли ваше сообщение? Измените невербальные сигналы, чтобы они соответствовали содержанию.

3- Адаптация: Научитесь меняться во время презентации. Научитесь видеть свою аудиторию и реагировать на ее невербальные сигналы. Чтобы начать этот процесс, вставьте в презентацию места, где вы будете останавливаться, смотреть и слушать. Задавайте конкретные вопросы, например: «Что это значит для тебя, Джон?» Если у вас есть видео, графики, таблицы или другой визуально стимулирующий контент. Помолчите несколько секунд, чтобы аудитория могла обработать информацию, пока вы ее ИЗУЧАЕТЕ. Посмотрите на их позу, выражение лица, отсутствие внимания и т. д.

4- Обратная связь: Найдите минутку, чтобы прокомментировать информацию, предоставленную аудиторией:

  • «Вы выглядите растерянным, Стэн, не могли бы вы сказать мне, почему?»
  • «Кажется, это действительно резонирует с тобой, Пэм, почему?»
  • «Это имеет смысл, Дэйв? Ты выглядишь рассеянным.

Это очень краткий обзор. Существуют курсы, семинары и тренеры AMA, которые могут предоставить более подробную информацию. Я лично рекомендую использовать юмор и сарказм только в тех моментах, которые не являются критическими для общего общения. Юмор и сарказм могут вызвать дискомфорт у людей с чертой «Я», поскольку они могут «не понять». Если вы хорошо знаете свою аудиторию, юмор или сарказм могут быть как раз тем, что нужно, чтобы все расслабились и установили хорошее взаимопонимание.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите на ссылку «палец вверх» под заголовком.
П.П.С. Чтобы поделиться этой статьей, нажмите значки «Поделиться», «Нравится» или «Твитнуть».

P.P.P.S. Если вам это не нравится или вы не делитесь этим, скажите мне, почему нет в комментариях. (Принимаю и положительные отзывы!)

Это только один пост из серии. Нажмите «Просмотреть все сообщения Рольфа» ниже 9.0052

  • Преодоление ограничивающих убеждений с помощью истории «Путешествие героя»

    31 августа 2015 г.

  • Преодоление ограничивающих убеждений

    24 августа 2015 г.

  • Использование иерархии критериев для изменения поведения

    15 июля 2015 г.

  • Изменение поведения и ценностей путем дробления

    31 мая 2015 г.

  • Цепочка значений для изменения значений

    4 мая 2015 г.

  • Чей голос ты слышишь?

    19 апр. 2015 г.

  • Аналогии и метафоры в менеджменте

    19 января 2015 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts