Конструктивная деструкция: Конструктивная деструкция. — Весна придет — LiveJournal

Содержание

Деструктивные формы обратной связи в межличностном общении студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ

Попова Ю. А Бреус Е. Д.

Данное исследование направлено на изучение различных форм обратной связи в межличностном общении студентов, а также на изучение взаимосвязи деструктивных и конструктивных форм обратной связи с социально-психологическими особенностями личности. Результаты исследования выявили наличие взаимосвязи деструктивных и конструктивных форм обратной связи с различным уровнем центрации, локуса контроля и видом направленности личности в общении.

Ключевые слова: обратная связь, деструкция, центрация / децен-трация, локус контроля, направленность личности.

Изучение деструктивных форм межличностной обратной связи в общении играет важную роль в социальной психологии. Деструкция — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо; уничтожение. Первой специализированной психоаналитической работой, посвященной именно проблеме деструкции, стала статья С. Шпильрейн «Деструкция как причина становления» [8], в которой она утверждала, что деструктивные компоненты являются неотъемлемой составной частью сексуального инстинкта. Деструктивные формы обратной связи в межличностном общении приводят к затруднению и разрушению процесса общения и взаимодействия между людьми. Многие исследователи, такие как А. Бламберг, Ю. В. Вакуленко (1989), Л. А. Петровская (1982), Т. Рассел, Г. Селье, О. В. Соловьева (1992) и др. выявили влияние форм подачи обратной связи на эффективность-неэффективность общения [2, 4, 5, 6, 7, 9]. Так, канадский ученый Г. Селье называет обратную связь регулятором межличностных отношений. Он пишет о том, что порицание — это сигнал прекратить действие, которое общество не одобряет; такая обратная связь обеспечивает конструктивное поведение в добром согласии с окружающими [6]. По А. Бламбергу, конструктивная обрат-

ная связь — связь, создающая для реципиента мотивацию к изменению, а деструктивная -обратная связь, вызывающая у реципиента лишь защитные реакции [9]. Т. Рассел в работе «Навыки эффективной обратной связи» затрагивает проблему подачи обратной связи и принятия ее партнерами по общению [4]. Также известна взаимосвязь эффективности общения с различными социально-психологическими характеристиками личности, однако взаимосвязь деструктивных форм подачи обратной связи с такими социально-психологическими характеристиками личности, как центрация на себе или других и направленность личности в общении, изучена еще не достаточно.

Поэтому целью нашей работы является изучение деструктивных форм обратной связи в межличностном общении в зависимости от социально-психологических особенностей студентов. Мы предполагаем, что лица с различными уровнями центрации, локуса контроля и видами направленности в общении будут использовать различные формы межличностной обратной связи. В задачи нашей работы входило выявление деструктивных и конструктивных форм используемой обратной связи, определение уровней центрации, локуса контроля и видов направленности личности в общении, а также проведение

Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.

статистической обработки и сравнение полученных результатов.

Для проведения исследования нами была создана анкета, направленная на выявление деструктивных и конструктивных форм подачи обратной связи. В разработанной нами анкете представлены 10 ситуаций предконфликтного взаимодействия, основное содержание которых составлено в обвинительной форме, в форме Ты-высказываний. Первичная обработка результатов нашей анкеты проводилась при помощи контент-анализа. Нами были выделены деструктивные и конструктивные формы обратной связи. Деструктивные формы обратной связи: Ты-высказывания; отрицательная обратная связь; перекладывание ответственности на других; стратегии поведения в конфликтных ситуациях — избегание, приспособление, соперничество. Конструктивные формы обратной связи:Я-высказывания, выражение чувств; положительная обратная связь; принятие ответственности на себя; стратегии поведения в конфликтных ситуациях — компромисс, сотрудничество. Также были использованы: тест эгоцентрических ассоциаций Т. Шустровой [3], методика определения уровня субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд) [3], методика «Направленность личности в общении» (С. Л. Братченко) [1].

В исследовании приняли участие 60 студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ в возрасте от 20 до 22 лет.

У студентов с различными уровнями цен-трации и локуса контроля были выявлены как деструктивные, так и конструктивные формы межличностной обратной связи. Студенты со средним (гармоничным) уровнем центрации склонны к использованию конструктивной формы обратной связи «принятие ответственности на себя» и к подаче положительной обратной связи. Студенты с низкой и высокой степенью центрации ориентированы в большей мере на использование деструктивной формы обратной связи «перекладывание ответственности на других». Возможно, это объясняется тем, что лица с низким уровнем центрации пассивны в отношении собственных целей и ориентированы на других, а лица с высоким — концентрируют внимание на себе и неспособны занять позицию другого

человека, и лишь гармоничный уровень цен-трации, предполагающий сбалансированность центрации-децентрации, предполагает восприятие партнера по общению как равного себе [3]. Для студентов с низким уровнем центрации характерно использование деструктивной формы обратной связи «Ты-высказывания», что также объясняется ориентацией на интересы собеседника [3]. Для студентов с низким уровнем локуса контроля (экстернальность) характерно использование конструктивной формы обратной связи «Я-высказывания», а для респондентов с высоким уровнем локуса контроля (интернальность) — применение конструктивной стратегии «сотрудничество». Возможно, это объясняется тем, что лица с высоким уровнем локуса контроля ощущают себя активными субъектами своей жизни и чувствуют собственную ответственность за происходящие в их жизни события, поэтому идут на сотрудничество с партнерами по общению для предотвращения конфликтной ситуации [3]. Эти данные были подтверждены статистической обработкой по критерию Манна-Уитни.

Таким образом, студенты со средним уровнем центрации более склонны к подаче конструктивных форм обратной связи, а респонденты с высоким и низким уровнями центрации ориентированы в большей степени на использование деструктивных форм межличностной обратной связи. Студенты с высоким уровнем локуса контроля (интернальность) более склонны к подаче конструктивных форм обратной связи, а с низким уровнем локуса контроля (экстернальность) — к деструктивным формам межличностной обратной связи.

Исследование деструктивных и конструктивных форм обратной связи в зависимости от вида направленности личности в общении позволяет сделать следующие выводы. Для студентов с диалогической направленностью более характерно использование конструктивной формы обратной связи «выражение чувств» и применение конструктивной стратегии «компромисс», а для студентов с авторитарным видом направленности в общении — использование конструктивной формы обратной связи «Я-высказывание», подача отрицательной обратной связи и применение деструктивной стратегии «соперничество». С. Л. Братченко опи-

сывает лиц с диалогической направленностью личности в общении как людей, ориентированных на равноправное общение, на взаимопонимание и коммуникативное сотрудничество, возможно поэтому они склонны к выражению своих чувств и применению стратегии «компромисса», что ведет к конструктивному взаимодействию в предконфликтной ситуации. Лиц авторитарной направленности он описывает как людей, ориентированных на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника и нежелание понимать собеседника, возможно поэтому они склонны думать и говорить лишь о себе и использовать деструктивные формы обратной связи [1]. Для людей с альтероцентрической направленностью личности в общении более характерно использование положительной обратной связи, а для лиц конформной направленности — применение деструктивной стратегии «приспособление». Данные результаты также можно объяснить исследованиями С. Л. Братченко, объясняющего данные виды направленности личности в общении [1]. Студенты альтероцентрической направленности, ориентиро-

ЛИТЕРАТУРА

1. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающегося потенциала. Методическое пособие для школьных психологов. — Псков, 1997. — 68 с.

2. Вакуленко Ю. В. Принятие обратной связи как переживание. Дипломная работа. — М.: Изд-во МГУ, 1989.

3. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2001. — С. 288.

ванные на цели и потребности собеседника, в предконфликтной ситуации склонны давать положительную обратную связь. Студенты с конформным видом направленности личности в общении, ориентированные на подчинение силе авторитета, склонны к применению стратегии «приспособление». Полученные данные подтверждены статистической обработкой по критерию Манна-Уитни и корреляционным анализом по критерию Спирмена.

Таким образом, студенты с авторитарным и конформным видами направленности личности в общении более склонны к подаче деструктивных форм межличностной обратной связи, а студенты с диалогическим и альтеро-центрическим видами направленности в общении в большей степени ориентированы на конструктивные формы обратной связи.

Итак, проведенное нами исследование подтвердило наше предположение о том, что студенты с различным уровнем центрации, локуса контроля и видом направленности личности в общении используют различные деструктивные и конструктивные формы межличностной обратной связи.

4. Петровская Л. А. Общение — компетентность -тренинг: избранные труды. — М.: Смысл, 2007.

5. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. — СПб.: Питер, 2002.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Книга по требованию, 2012.

7. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М.: Изд -во Моск. ун-та, 1992.

8. Шпильрейн С. Деструкция как причина становления // Логос. — 1994. — № 5.

9. Blumberg A., Golembiewski R. T. Learning and change in groups. — Earmondsworth: Penguin Books, 1976.

Деструкция ароматических соединений — Кафедра микробиологии

Азокрасители и аминоароматические соединения применяются практически во всех областях человеческой деятельности как прямые и побочные продукты нефтехимической, лакокрасочной, фармацевтической и пищевой промышленности. Они в значительных количествах содержатся в стоках и твердых отходах этих предприятий, накапливаются в окружающей среде и могут в виде микропримесей оказывать токсическое и/или канцерогенное влияние на живые клетки. Пищевые азокрасители требуют особо пристального внимания, так как они вступают в прямой контакт с организмом человека и животных.

Азокрасители, в силу электрон-акцепторных свойств азосвязей, устойчивы к реакциям окисления и плохо поддаются разложению в аэробных условиях.

Инкубация сообществ из очистных сооружений Курьяновской станции аэрации (КСА) и завода «Эфес Пилснер» (ЕР) с азокрасителем Methyl Red (MR), Tartrazine (Tn) или Ponceau S (PS) в аэробных условиях. Видно, что только MR обесцвечивается сообществом КСА.

Реакции восстановления для них наиболее характерны и легко осуществимы в отсутствии кислорода.

Обесцвечивание азокрасителей Acid Orange 6 (АО6), Acid Orange 7 (АО7), Methyl Orange (МО), Methyl Red (MR), Tartrazine (Tn) и Ponceau S (PS) микробными сообществами из очистных сооружений Курьяновской станции аэрации (КСА) и завода «Эфес Пилснер» (ЕР) в анаэробных условиях.

Сравнение времен полного обесцвечивания азокрасителей Tartrazine (Tn), Ponceau S (PS), Sunset Yellow (SY), Azophloxine (Az) и Methyl Red (MR) микробными сообществами из желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) разных млекопитающих.

При сравнении денитрифицирующей, сульфатредуцирующей и метаногенной реакций именно в результате последней происходит наименьшее изменение свободной энергии, однако технологически она более удобна, так как не требует внесения дополнительных акцепторов электронов в среду.

Разложение азокрасителей можно условно разделить на две стадии: 1) разрыв азосвязи, сопровождающийся образованием бесцветных ароматических аминов и 2) деградация аминов.

Разрыв азосвязи азокрасителя приводит к образованию бесцветных ароматических аминов.

В анаэробных условиях восстановление азокрасителей, вероятно, является неспецифическим процессом, так как показано, что одна и та же чистая культура или одно анаэробное микробное сообщество способны без лаг-периода обесцвечивать целый спектр азокрасителей различной химической структуры. Анаэробное восстановление азокрасителей является комплексным процессом, включающим в себя различные механизмы разрыва азосвязи: ферментативный и неферментативный, нуждающийся в окислительно-восстановительных медиаторах и чисто химический и может локализоваться как внутри, так и преимущественно вне клеток.

Гипотетический механизм обесцвечивания азокрасителей:
Мвосст., Мокисл. — окислительно-восстановительный(е) медиа-тор(ы), восстановленный(е) и окисленный(е), соответственно, РФ — рибофлавин, СР — сульфатредуктор.

Это зависит от многих факторов и физико-химических характеристик азосоединения. Образовавшиеся ароматические амины могут быть как менее, так и более токсичными, чем исходные азокрасители, а также с разными скоростями подвергаться дальнейшей деструкции или длительно персистировать в среде.

Выявленные интермедиаты анаэробной деструкции азокрасителей.

Микробный процесс разрушения ароматических аминов отличается наличием лаг-периода и определенной специфичностью. Так, для Citrobacter freundii в составе метаногенного сообщества нами показана уникальная реакция восстанавления аминобензойных и аминосалициловых кислот до соответствующих спиртов с одновременным дезаминированием при росте на среде с доступным источником углерода и энергии.

Специфичность микроорганизмов-деструкторов по отношению к тому или иному изомеру аминоароматического соединения связана, очевидно, с субстратной специфичностью ферментов, катализирующих первые этапы трансформации или расщепления (амино)ароматического кольца.

Основной проблемой разрушения таких соединений является химическая стабильность бензольного кольца. В аэробных условиях высокоактивный молекулярный кислород включается в ароматическое кольцо путем введения в молекулу одной или двух гидроксильных групп с помощью моно- или диоксигеназ. При этом образуется один из центральных интермедиатов (пирокатехин, пирокатехат или гентизат), который далее окисляется с раскрытием кольца в результате орто— или мета-расщепления. Полученные линейные продукты претерпевают β-окисление до простых кислот и альдегидов, которые в дальнейшем используются для конструктивного и энергетического обмена. Однако в присутствии кислорода многие ароматические амины могут образовывать смолообразные полимерные субстанции, устойчивые к дальнейшему разрушению.

Поэтому отмечена возрастающая роль анаэробных процессов разрушения для таких веществ. В анаэробных условиях расщепление ароматических аминов представляет собой сложный многостадийный процесс. Вещества с заместителями на бензольном кольце сначала с помощью реакций периферического метаболизма превращаются в центральные интермедиаты — бензоил-КоА, резорцин или флороглюцин. Наиболее распространенным среди микроорганизмов считается бензоил-КоА-путь анаэробной деградации ароматических соединений, который включает стадии насыщения ароматического кольца и его деароматизацию с образованием линейных продуктов.

Бензоил-КоА-путь деградации ароматических соединений (Heider, Fuchs, 1997)

В метаногенных сообществах, разрушающих аминоароматические кислоты, нами детектирован ряд ароматических и линейных интермедиатов бензоил-КоА-пути.

Типичная картина появления промежуточных и конечных продуктов при биодеградации аминоароматических кислот (интермедиатов деструкции некоторых азокрасителей) в активном метаногенном сообществе (на примере сообщества, разрушающего 2-аминобензойную кислоту, 2-АБК; стрелками отмечено время регистрации следовых количеств водорода, ЛЖК и спиртов – пропионата, ацетата, бутирата, этанола и изопропанола).

Гипотетическая схема метаногенной биодеградации аминоароматических кислот  (на примере 2- аминобензойной, 2-АБК и 5-аминосалициловой, 5-АСК кислот) в активных метаногенных сообществах.

Однако, несмотря на значительное число исследований, многие вопросы биохимических превращений аминоароматических субстратов до сих пор не выяснены. Например, некоторые факультативные анаэробы (в частности, денитрификаторы) могут совмещать реакции аэробного и анаэробного бензоил-КоА-путей деструкции ароматических соединений. Наличие такого гибридного альтернативного пути у микроорганизмов-членов сообщества не только дает дополнительную возможность конверсии ароматических субстратов при попадании кислорода извне, но и способствует гибкой и быстрой адаптации микробного сообщества к изменяющимся концентрациям кислорода.

При деградации сложных, трудно разлагаемых субстратов в анаэробных условиях важную роль играют микроорганизмы («первичные деструкторы»), способные осуществлять первые этапы преобразования молекул ароматических аминов. Именно они образуют продукты, которые служат субстратами для бродильщиков и синтрофных микроорганизмов. Далее, генерируемые этими группами С

1-соединения, ацетат и водород потребляются сульфатредукторами, гомоацетогенами или метаногенами, в результате чего биогенные элементы сложного ксенобиотика возвращаются в круговорот веществ в биосфере. Деградация сложных органических веществ до метана и СО2 – это природный процесс, широко распространенный в анаэробных местообитаниях, однако при потреблении метаногенным сообществом ксенобиотических веществ — азокрасителей и ароматических аминов, обобщенная схема трофических связей модифицируется на начальных этапах.

Преобразование схемы трофических связей природного метаногенного сообщества при деструкции азокрасителя.

Несмотря на то, что изучение структурно-функциональной организации природных и антропогенных микробных сообществ в последние годы претерпевает бурное развитие, данных о составе консорциумов, разрушающих азокрасители и ароматические амины в метаногенных условиях, крайне мало.

Функциональные возможности сообщества в целом в значительной мере зависят от метаболического потенциала микроорганизмов, из которых оно состоит. В связи с этим важную роль в исследовании сообществ играет изучение микробного состава, выделение чистых культур и наиболее полное изучение их свойств. Многие, в том числе и малочисленные, входящие в сообщество микроорганизмы могут быть накоплены и выращены на лабораторных средах с последующим выделением в виде чистых культур. Однако многие входящие в сообщество микроорганизмы способны давать стабильный рост только в ко-культурах с партнерами. Выделению чистых культур препятствует также то, что сообщество находится в агрегированном состоянии (в виде гранул или хлопьев).

Микрофотографии агрегатов активного метаногенного сообщества различной морфологии (А — общий вид смеси агрегатов, масштабная черта 300 мкм, Б — с внутренней полостью, м.ч. 6 мкм, В — сплошной, м.ч. 1 мкм). Морфотипы клеток (1-6), характерные для активного метаногенного разрушающего аминоароматические кислоты сообщества, и пространственное объединение микроорганизмов (А — общий план консорциума ЕР с 2-АБК; Б — тесный контакт клеток, начальный этап формирования микробного агрегата; А, Б, 5, 6 — фазовый констраст, 1-4 -электронные микрофотографии; м.
ч. А — 5 мкм, Б — 20 мкм, 1- 10 мкм, 2 — 12 мкм, 3 — 6 мкм, 4 — 3 мкм).

Пока не выявлена полная схема (трофическая сеть) превращений исходного субстрата с указанием всех интермедиатов и ферментов; лишь небольшая часть микроорганизмов, ответственных за разные стадии процесса биодеградации, получена в чистых культурах. Роль некультивируемых групп неизвестна.

Из-за токсичности азокрасителей и ароматических аминов, кроме изучения возможности деградации их сообществом, возникает вопрос о воздействии ксенобиотика или продуктов его разрушения на состав и функционирование сообщества. Поэтому отдельной задачей является изучение влияния этих веществ на природные микробные сообщества, в том числе путем создания лабораторных моделей. При изменении условий (в том числе, при вбросе ксенобиотика) будет происходить сукцессия сообщества, т.е. изменение его структуры, сопровождающееся сменой доминирующих видов, колебаниями численности микроорганизмов разных групп и, возможно, изменением состава членов сообщества, влекущее за собой и изменения в функционировании, что может оказать влияние на экосистему в целом.

На кафедре микробиологии имеется большой опыт получения микробных сообществ, разрушающих ксенобиотики ароматической природы, в частности, азокрасители. В настоящее время решаются следующие задачи: