Как высказывать и принимать конструктивную критику • Asana
Что, если мы скажем вам, что вы не идеальны?
Конечно, вы и так это знаете, но подобные замечания всё равно могут задевать. Любая критика может быть неприятной, особенно когда речь идёт о том, на что вы тратите время и усилия. Все мы стремимся делать работу хорошо. Но критика не менее (а может быть и более) важна, чем похвала. Хорошие, конструктивные критические отзывы помогают развиваться и ведут вас к новым высотам, которых вы могли бы и не достичь, если бы их не было.
Это вовсе не означает, что высказывать и принимать конструктивную критику легко. Но когда вы знаете, как на неё реагировать, вы совершенствуетесь как работник, товарищ и участник коллектива. В этой статье мы расскажем обо всём, что нужно знать о конструктивной критике, в том числе о том, как её формулировать, высказывать и принимать.
Что такое конструктивная критика?
Чтобы научиться правильно высказывать и принимать конструктивную критику, сначала нужно понять, что это такое. Конструктивная критика — это адекватная обратная связь, подкрепляемая конкретными примерами и помогающая совершенствоваться в той или иной области. Конструктивную критику следует подавать в уважительном и доброжелательном тоне. В идеале человек, от которого исходит конструктивная критика, также должен быть готов помочь продумать возможные решения и дальнейшие меры, чтобы грамотно использовать возможности этого инструмента личностного роста.
Повысить эффективность командной работы с помощью Asana
Важно отметить, что конструктивная критика не бывает и не должна быть негативной. И хотя она не всегда бывает позитивной, такая критика должна быть сосредоточена на созидании, а не разрушении.
Конструктивная и деструктивная критика
Иногда можно столкнуться с таким явлением, когда обратная связь подаётся под видом конструктивной критики, но на деле представляет собой лишь завуалированные отрицательные комментарии. Такие отзывы называются деструктивной критикой. В отличие от конструктивной деструктивная критика — это обратная связь, которая никак не способствует исправлению ситуации, личностному росту или совершенствованию профессиональных качеств. Напротив, деструктивная критика:
Применяется для личных нападок
Направлена на снижение чьей-либо самооценки
Высказывается публично
Не конкретизируется и не несёт практической пользы
Избыточная или излишне придирчивая
Столкнувшись с деструктивной критикой, не стесняйтесь пресекать её или просить помощи у наставника. В таких случаях исправить ситуацию можете вы сами, ваш наставник или специалисты отдела кадров вашей компании.
Читать о лучшей стратегии разрешения конфликтов, которой вы не пользуетесьПреимущества конструктивной критики
Даже если это идеальный совет, высказывать и принимать конструктивную критику всегда непросто. Но не стоит избегать подобной обратной связи только потому, что она такая сложная. Конструктивная критика помогает и вам, и тому, кому вы её направляете, расти как в личностном, так и в профессиональном плане.
На самом деле конструктивная критика скорее укрепляет ваши взаимоотношения, нежели разрушает их.”
—Джастин Розенштейн, соучредитель Asana
Реализуя конструктивную критику, вы создаёте атмосферу открытости и доверия. Не всякая беседа с коллегами даётся просто, но сложные разговоры — это неотъемлемый компонент успешной команды.
В Asana обратная связь всех типов является важной частью нашей культуры. Все наши сотрудники проходят обучение в группе ответственного лидерства, поэтому они прекрасно владеют техникой конструктивной критики. Кроме того, цености нашей компании базируются на принципах взвешенного и реалистичного распределения ответственности. Когда что-то идёт не так, мы применяем метод пяти «почему», чтобы выяснить первопричины происходящего.
У каждой компании свои ценности и методы работы. Но открытость для конструктивного и честного диалога поможет вам преодолеть психологический барьер, завоевать доверие и наладить более тесный контакт с коллегами. Если вы готовы попробовать, читайте дальше.
Одиннадцать советов о том, как высказывать конструктивную критику
Любой может высказывать конструктивную критику, но для этого важно правильно подойти к такому разговору. Если вам ещё не приходилось высказывать критику в этом ключе, ознакомьтесь с 11 рекомендациями о том, как сделать критику полезной, конструктивной и доброжелательной.
1. Рекомендуется: говорить от первого лица
Выступая от первого лица, вы имеете возможность выразить своё мнение, сосредоточившись на ситуации, а не на человеке, о котором идёт речь. Разговор от первого лица подразумевает использование таких фраз, как «Я полагаю…» или «На мой взгляд…» вместо «Вы сказали…» или «вы сделали…».
Говоря от первого лица, вы делаете критику менее личной и опираетесь на собственный опыт. Формулируя каждое предложение от первого лица, вы тем самым подчёркиваете, что делитесь своими соображениями и мнением, а не констатируете объективные факты. Это поможет снизить эффект самозащиты, который зачастую возникает при любой критике, и сделать обратную связь более продуктивной.
Пример общения от первого лица
«Я думаю, в слайдах можно было бы использовать больше изображений. Иногда я слишком увлекаюсь чтением текста на странице. А что, если на каждом слайде оставить только основные темы?»
2. Не рекомендуется: применять метод чередования похвалы и критики
Возможно, вы слышали о так называемом методе сэндвича (который иногда также называют обратной связью по принципу бутерброда), ведь это, пожалуй, самая известная стратегия подачи критики. Согласно этому методу начинать следует с положительной ноты, потом высказывать конструктивную критику, а в заключении приводить ещё один позитивный комментарий.
Несмотря на свою популярность, метод сэндвича не является эффективным способом подачи полезной и конструктивной критики. Поскольку вы таким образом завуалируете конструктивную критику, у вас практически не остаётся возможности сделать её полезной или продумать дальнейшие действия. Во избежание такого развития событий, уделите время, чтобы сделать критику как можно более конкретной и полезной, и неважно, сколько раз вам придётся её озвучивать.
3. Рекомендуется: формулировать критику так, чтобы она подразумевала выполнение практических действий
Цель конструктивной критики состоит в том, чтобы человек мог что-то сделать для исправления ситуации. Помимо указания на недостатки, которые можно было бы устранить, конструктивная критика содержит идеи и меры, которые человек может реализовать для дальнейшего развития своих навыков. Высказывая обратную связь, дайте понять, что вы готовы продолжать диалог и продумать дальнейшие действия, если это поможет человеку, которому адресуется такой отзыв.
Если обратная связь не подразумевает каких-либо практических действий, воздержитесь от неё или дождитесь момента, когда можно будет предложить человеку выполнить какие-то шаги по исправлению ситуации. Без практически реализуемых советов критика перестаёт быть конструктивной и опасно отклоняется в сторону разрушения.
Пример эффективной конструктивной критики, подразумевающей практические действия
«Мне нравится идея, которую вы озвучили на совещании по маркетинговой кампании. Но, по-моему, причина, по которой она не вызвала должного интереса, заключается в отсутствии привязки этой идеи к процессу. На вашем месте я бы привёл несколько ярких примеров в поддержку вашего плана».
4. Не рекомендуется: высказывать критику публично
Даже идеально сформулированную критику бывает сложно принять, особенно если человек, с которым вы разговариваете, потратил много времени и сил на выполнение своей работы. Чтобы обратная связь была конструктивной и полезной, необходимо начать разговор с того, как ваш собеседник может улучшить ситуацию.
Такой разговор будет невозможен, если вести его публично. Вместо вступления в диалог человек может засмущаться, зажаться или закрыться от нападения. И тогда он уйдёт в глухую оборону и просто не будет воспринимать обратную связь. Постарайтесь провести беседу в непринуждённой атмосфере, чтобы разговор получился максимально продуктивным. Выделите в своём расписании время на предоставление конструктивной критики или проводите беседы тет-а-тет для этой цели.
5. Рекомендуется: делать положительные комментарии, если они уместны
Тот факт, что метод сэндвича — это не лучший способ подачи обратной связи, вовсе не означает, что нельзя отмечать положительные моменты. Конструктивная критика не должна идти исключительно в негативном ключе. Отмечать, что было сделано хорошо, тоже очень полезно. Это позволяет оттачивать сильные стороны и прорабатывать слабые.
Пример позитивной конструктивной критики
«На прошлой неделе ваша работа была поистине новаторской. Я оценил, как вы подошли к отзывам клиентов под новым углом. Похоже, вам удалось найти решение, о котором мы даже не задумывались».
6. Не рекомендуется: притягивать позитив за уши
Как и в случае метода сэндвича, следует избегать напускного позитива. Конструктивная обратная связь заключается не в том, чтобы осыпать человека бессмысленными комплиментами, а в том, чтобы помогать ему совершенствоваться и двигаться вперёд.
Независимо от того, с каким видом обратной связи вы имеете дело, тщательно продумайте её, чтобы она была действительно осмысленной. Неискренние отзывы могут быть восприняты как бесполезные, что затруднит дальнейшую обратную связь.
7. Рекомендуется: высказывайте критику в форме беседы
Конструктивная критика ничего не стоит, если она не предполагает обмен мнениями. Смысл ведения разговора от первого лица состоит в том, чтобы обратная связь подавалась, исходя из ваших представлений. При этом у собеседника может быть иная точка зрения. Дайте человеку возможность спросить, почему вы так считаете, и как он может улучшить ситуацию, учитывая эту критику. Помните, что обратная связь более эффективна, когда она подаётся в виде помощи, а не приказа.
Пример конструктивной обратной связи в форме беседы
«Мне кажется, что в прошлом проекте у вас что-то пошло не так. Как думаете? Может быть, вам не совсем понятен наш подход к этому проекту?»
8. Не рекомендуется: пытаться сделать обратную связь сюрпризом
Высказывать критику может быть неудобно. Иногда бывает неловко или неприятно давать человеку понять, что вы пришли к нему с критикой, ведь он может занять защитную позицию или станет задавать вам другие вопросы.
Но хотя доносить критические отзывы не всегда комфортно, попытка подать их внезапно может создать негативный опыт там, где человек мог бы получить импульс для роста. Неудачно высказанная обратная связь может вызвать такие чувства, как смятение и подавленность, и заставить человека воспринимать критику как нападение. Во избежание такого эффекта дайте человеку понять, что предстоит обмен мнениями.
9. Рекомендуется: высказывать критику своевременно
Конструктивная критика полезна, если она высказывается сразу. Это позволяет обсудить ситуацию, пока она не забылась. Если слишком задержаться с обратной связью, она потеряет актуальность и станет гораздо менее полезной. Старайтесь высказывать свои отзывы в течение 2–7 дней с момента возникновения ситуации.
Пример своевременной обратной связи
«Хотелось бы обсудить презентацию, которую вы провели для руководства в прошлый четверг. Слайды получились весьма информативными, но было бы ещё лучше, если бы вы уделили больше времени ответам на вопросы. Может быть, имеет смысл в следующий раз заранее разослать ознакомительные материалы, чтобы можно было пропустить некоторые слайды».
10. Не рекомендуется: предоставлять непродуманную обратную связь
Хотя своевременно предоставлять обратную связь действительно важно, не следует делать это бездумно. Даже если у вас был момент озарения, и вы сразу поняли, как можно исправить ситуацию, выждите хотя бы один день и тщательно сформулируйте критику, чтобы она получилась конструктивной и позитивной. Прежде чем запланировать разговор по поводу критики, ответьте себе на следующие вопросы:
Поможет ли такая критика исправить ситуацию?
Нужно ли озвучивать эту критику?
Смогу ли я помочь в выработке решения для исправления ситуации?
Какие дальнейшие действия может предпринять сотрудник?
11. Рекомендуется: использовать дружелюбный тон и жесты
Конечная цель критики — помочь человеку изменить что-то к лучшему. Хотя высказывать критику всегда непросто, следите за тем, чтобы используемый тон был дружественным, а жесты — неагрессивными.
Поначалу может быть некомфортно высказывать конструктивную критику, поэтому можно попробовать порепетировать то, что вы собираетесь сказать, и продумать подачу. Обратите особое внимание на свой тон, следите за тем, чтобы на вашем лице не было выражения недовольства или ухмылки, и не принимайте закрытые позы со скрещёнными руками. Даже если вы и не имели в виду ничего такого, эти сигналы могут вызвать защитную реакцию и сделать обратную связь непродуктивной. Если вы высказываете критику удалённо, обязательно включайте видео при звонке.
Шесть шагов к принятию конструктивной критики
Допустим, вы научились правильно высказывать конструктивную критику. А как насчёт того, чтобы её принять? Принимать конструктивную критику, не закрываясь от неё, может быть весьма непростой задачей. Даже если вы осознаёте, что отзыв должен вам помочь, человеку свойственно защищаться от критики, пусть даже и полезной.
Хорошо, если вам заранее дадут понять, что собираются высказать критику в ваш адрес. Когда вы знаете, что у кого-то есть конструктивная обратная связь, вы можете подготовиться к ней, чтобы она не застала вас врасплох.
Но чтобы быть готовым адекватно принять даже внезапную конструктивную критику (если только она не является деструктивной), выполните следующие шесть действий:
Не реагируйте на критику мгновенно.Обратная связь способна активировать механизм антистрессорной защитной реакции, в результате чего изначально конструктивный разговор может вызвать лишь выброс адреналина. Прежде чем отреагировать на критику, сделайте глубокий вдох и постарайтесь сдержать желание ответить или поспорить.
При необходимости напомните себе, что конструктивная критика помогает вам стать лучше. Даже если конструктивная критика в ваш адрес поступила внезапно, не забывайте, что это делается в ваших же интересах.
Выслушайте собеседника, чтобы понять его, а не ради спора. Когда кто-то высказывает вам конструктивную критику, выслушайте его, не отвечая и не закрываясь от такой критики. Помните, что, высказывая критику, человек хочет вам помочь, поэтому постарайтесь выслушать её без предвзятости.
Высказываемая критика относится к тому делу, которым вы занимаетесь, а не лично к вам. Мы часто воспринимаем критику как нечто личное, потому что думаем, что критикуют именно нас. Но в деловой среде конструктивная критика обычно направлена на то, чем вы занимаетесь. Хорошая обратная связь помогает улучшить работу, как правило она не настолько личная, как может показаться.
Благодарите за обратную связь. Предоставление конструктивной обратной связи — дело непростое. Поблагодарите человека за его усилия и желание помочь вам.
Задавайте вопросы, но не оспаривайте критику. Хотя обратную связь не следует опротестовывать или опровергать, вполне допускается задавать вопросы и обсуждать способы улучшения ситуации. Если вы не готовы спрашивать сразу после получения критики, это тоже нормально. Договоритесь о ещё одной встрече, чтобы подробнее изучить варианты улучшения ситуации.
Повысить эффективность командной работы с помощью Asana
Конструктивная обратная связь способствует слаженной командной работе
Правильно поданная эффективная критика помогает создать здоровую атмосферу в коллективе и способствует слаженной командной работе. Это происходит потому, что члены сплочённых коллективов открыты и честны друг с другом и не боятся говорить о реальных вещах. Даже просто прочитав это, вы встали на путь к более эффективной совместной работе.
Чтобы продолжить развитие навыков командного взаимодействия, прочитайте также нашу статью о совместной работе в команде.
Конструктивная критика — Психологос
01 октября 2022 г., 21:34
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Например, «Отлично! А вот это, мне кажется, можно сделать так, будет надежнее!» — или: «Да, спасибо, это было красиво и эффективно. Кажется, будет еще лучше, если вот на будущее ты обратишь внимание на это и то. Что думаешь?» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так…»
То есть: «Что хорошо, что изменить или добавить, чтобы получить требуемый результат».
Если вы не знаете, что подсказать и как помочь человеку, которого вы собираетесь критиковать — не делайте этого.
Как-то моя маленькая дочка подралась с другой девочкой на улице, когда та не отдавала ей ее игрушки. Ну, всяко бывает! Но я, как папа, конечно же начал строго говорить Маше справедливые вещи: «Маша, это плохо. Нельзя драться! Нельзя давать сдачи, это неправильно!» Далее я помню то, что меня впечатлило надолго. Маша поднимает свои ангельские глазки и спрашивает, прямо глядя на меня: «Я поняла, сдачу давать нельзя, это неправильно. А как правильно?» — Тут я понял, что у меня трудный день, потому что высшего психологического образования и диссертации по воспитанию молодежи мне не хватает для того, чтобы дать простой и ясный ответ на этот вопрос.
А действительно, как поступать маленькой девочке, когда другая маленькая девочка грубо отнимает у нее ее игрушку, на слова не реагирует, а когда она стукает ее слабо, в ответ стукает ее сильно?
Тогда я сказал себе: «Может быть, мне сильно не нравится чье-то поведение. Но если мне нечего человеку предложить, как простое решение, я не имею права его критиковать!» Нет конструктива — критика запрещена.
С тех пор в нашей семье это имеет силу закона. Если кто-то что-то делает плохо, ругаться, кричать или обижаться нельзя: можно попросить или предложить то, что тебя устроит больше.
Когда вы привыкнете, для вас это также станет очень простым. Смотрите, «Почему ты не сходил в магазин, я же тебя просила?» — это неправильно, тут содержится упрек, человек в ответ начнет бухтеть (вслух или про себя) Проще и правильнее попросить внятным образом еще раз: «Пожалуйста, сходи в магазин, мне нужно приготовить обед». Аналогично, вместо «Что ты на меня кричишь?» удачнее сказать так: «Пожалуйста, давай это обсудим в другом, более спокойном тоне».
Кстати, конструктив может предложить и другая сторона, если сама знает, чем и как другой человек может ей помочь. Например,
— Меня злит, когда я тебя прошу, а ты не обращаешь на это внимания!
— Прости, пожалуйста.
Понятно, что и это не решает всех вопросов, но договариваться мы с тех пор стали быстрее и чаще.
- Профессиональная коммуникация
- Критика
Комментарии (9):
Гость, 28 марта 2014 г., 12:21
Спасибо….. так просто, как все гениальное!
Елена, 27 апреля 2015 г., 17:18
Спасибо!!! Спасибо за статью! Мне она очень поможет теперь!
Глазатов Сергей. [email protected], 03 мая 2015 г., 08:18
Статья, тема и изложение мне понравились. Своих замечаний, дополнений и предложений у меня нет.
Цыденжаб, 15 мая 2015 г., 13:23
Здравствуйте!!!! Интересно было бы с Вами встретиться и обсудить тему!
Гость, 26 апреля 2018 г., 20:29
Я не согласен с позицией автора. Для примера, я говорю кому-то: «Воровать нельзя», а человек в ответ спрашивает: «А что я должен делать, вместо того, чтобы воровать?» И что, пока я не смогу ответить на его вопрос, я не должен говорить, что воровать нельзя, и не должен осуждать воровство? Не согласен. Воровать нельзя, а искать альтернативный способ жить — это его забота, не моя. Моя критика неконструктивна, но при этом справедлива и правильна!
2
ответа
Козлов Николай Иванович, 27 апреля 2018 г., 09:36
Зря вы не согласны с позицией автора, у автора разумная позицией. Но и вы тоже правы. Если простое решение «Не воровать» или «Не бить в ответ» будет правильным решением, то все отлично и другого конструктива уже не требуется. А если такое простое решение будет недостаточным? Если нужно защитить себя или кого-то другого от избиения? Тогда такое простое решение «Не бить в ответ» уже недостаточно. И тогда нужно искать разумный конструктив. Итого, уважаемый критик: не торопитесь возражать, ищите объединяющий позиции конфигуратор.
Гость, 03 сентября 2022 г., 16:32
А я не согласна с вами, вы не можете запрещать другому что-либо делать, для этого есть закон и если его поймают, он понесет ответственность. А если вы влезли в чью-то жизнь со своей справедливостью и правилами, то вы так же должны нести ответственность за то, какой вы можете дать ответ на прямой вопрос, что человеку делать. Большинство преступлений совершается, лишь потому что человек не знает, как поступить иначе.
Гость, 20 июня 2018 г., 16:50
Мне нравится такой подход. Явно, все что просто — гениально.
Гость, 13 июля 2018 г., 17:35
Если в ситуации нужен конструктив, то обязательно надо его озвучивать! иначе критика только подчеркивает недостатки, ошибки, от нее человек расстраивается, у него портится самооценка и снижается вера в себя. и такая критика звучит как нападка на личность, что в тебе что-то «не так как надо», как осуждение. это очень портит отношения и вредит человеку. а если «критикан» хочет только осуждать, даже не думая о решении, то это тем более просто агрессия на другого, т.к. раз начал высказывать недовольство — надо сказать чего хочешь, иначе это просто выпады и агрессия, отрицание и обесценивание, чувство что все не так, и что надо вместо этого — неясно. т.е. конструктивная критика — это для хороших, добрых отношений, когда человеку не хотят вредить и причинять боль.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Грамотная критика
Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат.Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Критика деструктивная и конструктивная
Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.
1Подробнее
01 янв. 2013 г.
Критика Плюс-помощь-плюс
Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС — ПОМОЩЬ — ПЛЮС. Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту. Пункт два: Помощь, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Подготовленная разборка
Подготовленная разборка — трудная обязанность старшего по отношению к младшим, руководителя — к сотрудникам. Если сотрудник допустил серьезный и (похоже) не случайный прокол, не понимая что он делает, здесь нужна — разборка. Но хорошая разборка — это подготовленная разборка, обеспечивающая контакт и понимание между вами. Подготовленная разборка — это подробный анализ происшедшего, «работа над ошибками», когда одновременно идет и критика (конструктивная), и обучение, и воспитание.
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Реакция на ошибки
Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться — важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.
0Подробнее
24 февр. 2017 г.
Руководство по правильной критике
То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат — ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим. Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться – и которая действительно очень нужна! — в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Восхищенная критика
Если человек нравится, то обычно сложно увидеть, что же ему такому замечательном не хватает, чтобы быть еще лучше. И сложно не потому, что ему действительно нечего добавить, а потому что хорошее отношение мешает взглянуть на человека объективно. А между тем, такой объективный взгляд часто бывает нужен, чтобы помочь этому прекрасному человеку двигаться и развиваться дальше.
0Подробнее
Когда и как давать с примерами [2023]
Общение
Предоставление отзывов необходимо, чтобы помочь сотрудникам улучшить свои навыки и производительность. Это легко сделать, когда исходная информация положительна, но что вы делаете, если вам нужно подвергнуть критике или изменить поведение сотрудника?
Критика и обсуждение областей, которые нуждаются в улучшении, могут привести к снижению мотивации, негативным чувствам и отстранению.
Из этого руководства вы узнаете:
- Что такое конструктивная критика?
- Когда целесообразно использовать и почему?
- Почему это должно быть конструктивным?
- Примеры конструктивной критики
- Советы по конструктивной критике
Что такое конструктивная критика?
Конструктивная критика — это форма обратной связи, направленная на предоставление конструктивной и позитивной критики и негативных отзывов для улучшения работы или поведения.
Конструктивная критика действенна, понятна и полезна получателю. Он не акцентирует внимание исключительно на негативных аспектах. Вместо того, чтобы что-то разрушать, конструктивная критика фокусируется на улучшении.
Он контрастирует с деструктивной критикой, которая может быть либо положительной по своим намерениям, но, тем не менее, бесполезной, либо отрицательной и преднамеренно вредной, либо и той, и другой.
Конструктивная критика имеет некоторые общие черты с конструктивной обратной связью. Прочтите нашу статью, чтобы узнать об этом больше.
Руководители должны высказывать конструктивную критику, чтобы не обидеть или не обескуражить сотрудников, и в то же время давать подробные комментарии о том, что можно улучшить. Конструктивная критика может поощрить сотрудников и дать направление и действенные решения проблемы обсуждения. Кроме того, он создает прозрачную и доверительную рабочую среду, в которой коллеги могут делиться мнениями, не опасаясь обидеть.
Хотя критиковать не всегда легко, важно, чтобы сотрудники были довольны и имели возможность учиться и расти. Фактически, 83% сотрудников ценят обратную связь, положительную или отрицательную.
По данным Harvard Business Review, на вопрос о том, что было наиболее полезным в их карьере, 72% сотрудников ответили, что получают отзывы от своих руководителей. Сотрудникам нужна обратная связь, чтобы совершенствоваться, а конструктивная критика позволяет менеджерам давать указания и советы по улучшению.
Когда целесообразно использовать и почему?
Конструктивная критика более ценна в ситуациях, когда:
- Имело место нарушение правил.
- Когда конструктивная обратная связь неэффективна.
- Когда происходит конфликт или несчастный случай, и его нужно решить путем диалога, а не уклонения.
- Когда конструктивная критика необходима, чтобы помочь человеку развить свои навыки.
- Когда поведение отрицательно влияет на продуктивность или моральный дух других.
- Когда человек не работает должным образом и нуждается в руководстве И вы знаете, что он открыт для конструктивной критики и разговора.
- Когда что-то было согласовано, но человек сделал что-то не так, что привело к негативным последствиям.
- Когда вам нужно поговорить о примерах поведения, которое нужно изменить, а не просто об общих наблюдениях.
Почему это должно быть конструктивным?
Критика важна, как и ее подача.
Важно, чтобы критика была конструктивной, т. е. определяла конкретное поведение, которое необходимо уважительно улучшить. Поступая таким образом, человек, дающий обратную связь, может избежать негативных чувств и укрепить доверие.
Исследования показали, что конструктивная критика может повысить мотивацию и вовлеченность получателя. С другой стороны, плохо предоставленная, неконструктивная обратная связь приводит к плохой вовлеченности и мотивации.
Плохая обратная связь обычно приводит к пренебрежительному и защитному отношению, а долгосрочные последствия могут включать снижение мотивации и вовлеченности в будущую обратную связь.
Конструктивная критика скорее вдохновляет, чем демотивирует людей, потому что фокусируется на будущем прогрессе, а не на прошлых ошибках. Исследование 2020 года показывает, что негативная обратная связь, фокусирующаяся на прошлых ошибках, не так эффективна.
Таким образом, обратная связь не должна сосредотачиваться на предыдущей работе и наказании за прошлые неудачи. Вместо этого менеджеры должны предоставлять конструктивную критику и работать с получателем обратной связи, чтобы разработать следующие шаги, возможности для интересных и стоящих усилий и свое видение того, чего они могут достичь.
Примеры конструктивной критики
1. Критика некачественной работы
Сотрудники могут соблюдать сроки, но в работе, которую они производят, часто есть ошибки. Ошибки случаются, но это может указывать на недостаток внимания к деталям. Конструктивная критика может помочь найти решение. Не забудьте привести конкретные примеры работы и выделить сильные стороны, прежде чем сообщать о своих опасениях.
Вот пример работника, производящего некачественную работу:
«Я очень ценю то, что вы всегда соблюдаете сроки и увлечены реализацией нашего общего видения в своих проектах.
Однако я заметил, что вы упустили некоторые детали двух ваших последних проектов.
Эти детали необходимо исправить, прежде чем переходить к следующему этапу.Давайте создадим подробный контрольный список всех ваших результатов для вашего следующего задания. Попробуйте, а затем давайте проверим и оценим».
2. Критика низкой продуктивности
Снижение продуктивности может быть вызвано изменениями в личной жизни или уходом из жизни. Обращение к первопричине изменит дискурс.
Вот пример для сотрудника с низкой производительностью:
«Я просто хотел зарегистрироваться. Я заметил, что вы менее продуктивны, чем обычно.
Могу ли я чем-нибудь помочь вам вернуться на правильный путь? Я хочу, чтобы ты был счастлив.
Давайте выделим немного времени, чтобы обсудить ваши цели и обязанности, а также то, что вам нужно от меня для их достижения, так что мы все на одной волне.
3. Критика коммуникативных навыков
Вот пример для сотрудника, которому трудно рассказать о проблемах, с которыми он сталкивается:
«Как дела с текущим проектом?
Если возникнут какие-либо проблемы, сообщите мне об этом как можно скорее, чтобы я мог помочь вам вернуться на правильный путь.
Как насчет того, чтобы присылать мне ежедневные обновления, чтобы я знал, где мы находимся?»
4. Критика срыва сроков
Срыв сроков может указывать на неорганизованность или проблемы с тайм-менеджментом. Обсуждение сорванных сроков дает возможность для обучения и профессионального роста. Обязательно проявите понимание во время этого обсуждения и предложите помощь, где сможете.
Вот пример для сотрудника, который срывает сроки:
«Я всегда впечатлен качеством вашей работы. Однако я заметил, что в последнее время вы пропустили несколько дедлайнов.
Я понимаю, что это быстро меняющаяся среда. У меня есть несколько различных тактик тайм-менеджмента, которыми я могу поделиться с вами.
Но прежде чем мы углубимся в это, есть ли что-то конкретное, что вызывает эти задержки?»
5. Критика опозданий и отсутствия
Сотрудники, которые постоянно опаздывают или отсутствуют, могут испытывать трудности с самоорганизацией и могут уже осознавать, что это проблема. При обсуждении этого вопроса воздержитесь от акцентирования внимания на сотруднике. Вместо этого сконцентрируйтесь на влиянии опоздания или отсутствия на работу сотрудника и предложите ему свою помощь.
Вот пример для сотрудника, который часто опаздывает или отсутствует:
«В последнее время я заметил твое отсутствие и опоздания на работе.
Я знаю, что у всех нас есть обязательства вне работы, но вы рискуете потерять много информации, если часто пропускаете встречи.
Меньше всего я хочу, чтобы это мешало вашей общей работе. Поэтому, пожалуйста, дайте мне знать, если я могу помочь вам с любыми проблемами».
6. Критика способности решать проблемы
Когда сотрудникам не хватает навыков решения проблем, это отвлекает и может сбить проект с пути. Сосредоточьтесь на том, чтобы сотрудник чувствовал себя уверенно при решении этих проблем. Уверенный в себе сотрудник чувствует себя вправе проявлять инициативу и самостоятельно решать проблемы.
Вот пример для сотрудника, который борется с решением проблем:
«Вы хорошо сотрудничали со своей командой на прошлой неделе. Вы всегда здорово помогаете во время мозгового штурма.
Было бы здорово увидеть, как вы используете свой творческий потенциал для решения проблем, прежде чем обращаться за помощью.
Попробуйте подумать о некоторых решениях в течение 30 минут, прежде чем обращаться к кому-либо еще. Если это не сработает, свяжитесь со мной, и мы обсудим дальнейшие шаги».
7.
Критика негативного отношенияНегативное отношение может создать враждебную среду. Однако с негативом можно справиться, чтобы сохранить приятную рабочую атмосферу и моральный дух команды. Чтобы избежать создания еще более враждебной ситуации, сосредоточьтесь на поиске основной причины такого поведения и предложите свою помощь в ее преодолении.
Вот пример конструктивной критики за негативное отношение:
«Я хотел уточнить некоторые недавние наблюдения. Ваше общение со мной и другими людьми говорит о том, что вы были недовольны работой. Могу ли я что-нибудь сделать?
В будущем, пожалуйста, обращайтесь ко мне с любыми проблемами, нарушающими баланс между работой и личной жизнью, чтобы я мог помочь найти решение».
8. Критика проблем с сотрудничеством
Сотрудники, избегающие сотрудничества, потенциально упускают возможности для роста. Сотрудники могут избегать сотрудничества из-за низкой уверенности. При решении этой проблемы подчеркните, что вы впечатлены их навыками и чувствуете, что они могут принести пользу, поделившись этими навыками с другими членами команды.
Вот пример конструктивной критики по вопросам сотрудничества:
«Я восхищаюсь вашей находчивостью и умением решать проблемы.
Однако в случае, если кому-то может понадобиться рука помощи, вы должны продемонстрировать свои навыки и помочь другим, поделившись своим опытом.
Тем временем вы можете узнать больше, увидев, как работают другие. Давайте устроим еженедельное собрание команды, на котором мы сможем обсудить наши текущие проекты и провести мозговой штурм».
9. Критика непрофессионального поведения
Иногда непрофессиональное поведение возникает из-за, казалось бы, невинных действий. Однако такое поведение, как сплетни, может быстро перерасти в ситуацию, которая снижает моральный дух сотрудников. Если вы видите, что сотрудник сплетничает или занимается другим непрофессиональным поведением, обсудите это с ним один на один.
Вот пример конструктивной критики за непрофессиональное поведение:
«Я понимаю ваши чувства и знаю, что ваше поведение кажется безобидным.
Однако такие действия, как сплетни, могут вызвать чувство недоверия на рабочем месте.
Пожалуйста, обращайтесь непосредственно ко мне. Когда вы делитесь ими со своими коллегами, это создает культуру страха и негатива».
10. Критика во время аттестации
Оценка эффективности — отличная возможность оценить работу команды. Это также возможность решить любые проблемы, связанные с сотрудником.
Отличный способ сделать это — спросить сотрудников, что они думают о своей работе в областях, которые, по вашему мнению, нуждаются в улучшении.
Совет. Узнайте мнение сотрудников об их работе и предложите способы ее повышения. Расширяя то, что говорит человек, вы можете помочь ему распознать свои недостатки и исправить их.
Вот пример конструктивной критики в адрес сотрудника во время аттестации:
«Вы упомянули о своих чувствах по поводу количества времени, необходимого вам для завершения проекта.
Я заметил, что вы потратили много времени на устранение неполадок и решение проблем в прошлых проектах. Возможно, это область, которая замедляет вас.
Во время следующего проекта попробуйте рассчитать, сколько времени вам потребуется, чтобы решить проблему, с которой вы столкнулись. Может быть полезно ограничиться часом изучения проблемы, а затем обратиться к команде за помощью».
Советы по конструктивной критике
Скорее всего, конструктивная критика будет принята, если она будет своевременной, ясной, конкретной, подробной и действенной.
Давайте рассмотрим несколько конкретных советов по конструктивной критике:
1. Будьте позитивны
Положительный отзыв помогает сотрудникам стать более открытыми для конструктивной критики, но это не должно быть единственной целью предоставления положительного отзыва.
Например, если положительная обратная связь дается только для того, чтобы отрицательная обратная связь казалась менее серьезной, положительная обратная связь может больше не восприниматься как искренняя признательность, а скорее как прелюдия к плохой обратной связи.
Хотя конструктивная критика сама по себе не всегда позитивна, ее следует высказывать с позитивным настроем.
2. Дайте практический совет
При критике приведите примеры того, как сотрудник может стать лучше, а не просто сосредотачивайтесь на негативе.
Предоставление практических советов является основным фактором, разделяющим конструктивную и деконструктивную критику, и дает возможность сосредоточиться больше на будущем, чем на прошлом.
Один из способов сделать это — установить SMART-цели. Это отличный способ ставить цели, которые, скорее всего, будут достигнуты.
3. Сделайте это совместным опытом
Конструктивная критика более ценна, когда в ней есть компромиссный компонент.
Человек, которому вы даете отзыв, может с вами не согласиться. Позвольте им задаться вопросом, почему вы так себя чувствуете и как они могут исправиться, основываясь на ваших комментариях.
Совместный опыт может смягчить отрицательные эмоции от негативных отзывов, поскольку позволяет всем сторонам поделиться своими точками зрения.
4. Сосредоточьтесь на ситуации, а не на человеке
Сосредоточение внимания на ситуации или поведении, а не на человеке, может помочь избежать того, чтобы получатель почувствовал себя атакованным. Использование «Я»-утверждений — отличный способ сделать это.
Сосредоточившись на своем опыте, я-утверждение может сделать комментарии менее личными. Начав каждую фразу с «я», вы даете понять, что излагаете свои взгляды и мнения, а не факты.
Это может ослабить оборонительную позицию сотрудника и сделать сеанс обратной связи более плодотворным.
5. Будьте конкретны
Чем конкретнее, тем лучше.
Не делать общих комментариев. Вместо этого подробно опишите проблемы и приведите примеры, когда это возможно.
Таким образом, вы и ваши коллеги сможете эффективно общаться, и в конце сеанса не останется вопросов без ответов.
Неоднозначные комментарии могут привести к тому, что получатель не узнает о проблеме в целом и, следовательно, не знает, как ее исправить.
6. Держите разговор в секрете
Обратная связь и предложения могут практически не иметь никакого эффекта, если получатель чувствует себя смущенным. На самом деле, это может еще больше их демотивировать и обескуражить.
Лучше всего высказывать конструктивную критику наедине, когда вы можете поговорить без чувства унижения.
Чтобы дискуссия была наиболее эффективной, найдите время, чтобы сесть и поговорить. Выделите время для конструктивной критики или используйте для этого встречу один на один.
7. Учитывайте время
Конструктивная критика будет полезной, если она будет произнесена вскоре после действия, чтобы вы оба запомнили ситуацию. Слишком долгое ожидание может сделать ваш вклад неуместным и, следовательно, бесполезным.
Однако может быть неуместно высказывать конструктивную критику сразу после большой презентации или в любой ситуации, когда напряжение или волнение уже могут быть высокими.
8. Последующие действия
Похвалите их за прогресс, достигнутый на этом пути, чтобы показать, что вы на их стороне и заинтересованы в их достижениях. Это также позволит получателю высказать любые опасения после того, как у него будет время тщательно понять и обдумать критику.
Положительное подкрепление также может помочь предотвратить возвращение к старым привычкам.
Как давать и принимать конструктивную критику [2023] • Асана
Что, если мы скажем вам, что вы не идеальны?
Очевидно, вы это уже знаете, но это все еще немного жалит. Любую критику бывает трудно проглотить, особенно когда речь идет о том, на что вы потратили время и энергию. По сути, мы все хотим делать свою работу хорошо. Но критика так же важна, как и похвала, если не больше. Хорошая, конструктивная обратная связь может помочь вам стать лучше и направить вас к новым высотам, которых вы, возможно, не достигли бы иначе.
Это не значит, что давать и принимать конструктивную критику легко. Но когда вы знаете, как воспринимать критику, вы становитесь лучшим сотрудником, другом и членом команды. В этой статье мы расскажем все, что вам нужно знать о конструктивной критике, в том числе о том, как идентифицировать, давать и принимать конструктивную критику.
Что такое конструктивная критика?
Прежде чем мы углубимся в то, как давать и принимать конструктивную критику, нам сначала нужно понять, что это такое. Конструктивная критика направлена на предоставление конструктивной обратной связи, подкрепленной конкретными примерами, чтобы помочь вам стать лучше в какой-то области. Конструктивную критику следует предлагать в дружеской манере с добрыми намерениями. В идеале человек, предлагающий конструктивную критику, также должен быть готов помочь в мозговом штурме возможных решений и следующих шагов, чтобы служить ценным инструментом в процессе роста.
Смотреть: Руководство для лидера по изменению
Важно отметить, что конструктивная критика не является негативной критикой, и ее не следует так интерпретировать. Хотя конструктивная критика не всегда будет положительной, она должна быть направлена на то, чтобы помочь кому-то стать лучше, а не унижать его.
Конструктивная критика против деструктивной критики
Вы можете столкнуться с отзывами, которые изображаются как конструктивная критика, но на самом деле являются просто завуалированными негативными комментариями. Этот тип обратной связи называется деструктивная критика. В отличие от конструктивной критики, деструктивная критика — это обратная связь, которая не предназначена для того, чтобы помочь вам стать лучше и стать лучшим человеком, сотрудником или другом. Вместо этого разрушительная критика:
, предназначенная как личная атака
, отформатированные для нанесения вреда чьей-то самооценке
Public
Не специфичный или действующий
- Gyre0005
Если вы столкнулись с деструктивной критикой, не бойтесь закрыть ее или обратиться за помощью к наставнику. В зависимости от ситуации вы, наставник или отдел кадров вашей компании можете помочь решить ситуацию.
Прочтите: Лучшая стратегия разрешения конфликтов, которой вы не пользуетесьПреимущества конструктивной критики
Даже если вы даете идеальный совет, конструктивную критику все равно сложно одновременно давать и принимать. Но не уклоняйтесь от этого типа обратной связи только потому, что это сложно. На самом деле, конструктивная критика может помочь как вам, так и человеку, которому вы даете обратную связь, расти как в личном, так и в профессиональном плане.
Честный критический отзыв может укрепить вашу связь, а не ослабить ее.
— Джастин Розенштейн, соучредитель Asana
Практикуя конструктивную критику, вы создаете атмосферу открытости и доверия. Не каждый разговор с вашей командой будет легким, но трудные разговоры являются важной частью развития совместной команды.
В Asana обратная связь всех типов является огромной частью нашей культуры. Каждый из наших сотрудников проходит обучение в группе сознательного лидерства, поэтому они лучше всего подготовлены для того, чтобы конструктивно давать друг другу обратную связь. Мы также сосредоточили ценности нашей компании на внимательности, реальности, ответственности. Когда что-то идет не так, мы используем технику «пять почему», чтобы выявить основную причину.
У каждой компании есть свои ценности и практика. Но открытие двери для конструктивных и честных разговоров может помочь вам разрушить барьеры доверия и установить более тесную связь с членами вашей команды и сотрудниками. Если вы готовы попробовать, вот как:
11 советов по конструктивной критике
Любой может дать конструктивную критику, но для этого важно правильно подойти к сеансу обратной связи. Если вы никогда раньше не практиковали конструктивную критику, попробуйте эти 11 правил и запретов, чтобы ваши отзывы были полезными, конструктивными и дружелюбными.
1. Делайте: используйте «я-утверждения»
«Я-утверждения» — это способ выразить свое мнение, сосредоточив внимание на ситуации, а не на человеке, о котором вы говорите. «Я»-утверждения начинаются с «Я чувствую…» или «Я думаю…» вместо «Вы сказали…» или «Вы сделали…»
С помощью «Я-утверждения» вы можете сделать отзыв менее личным, сосредоточив его вокруг ваш опыт. Начав каждое предложение с «я», вы постоянно поясняете, что делитесь своими мыслями и мнениями, а не объективными фактами. Это может помочь уменьшить чувство личной защиты, которое часто возникает при любой критике, и сделать весь сеанс обратной связи более продуктивным.
Пример утверждения «Я»
«Я думаю, вы могли бы использовать больше изображений на своих слайдах. Иногда я провожу время за чтением текста на странице, что меня отвлекает. Что, если вместо этого вы включили только основные темы на каждый слайд?»
2. Не делайте этого: используйте метод сэндвича
Вы, вероятно, уже слышали о методе сэндвича (иногда его называют «сэндвич с обратной связью») — возможно, это самая известная стратегия критики. В методе сэндвича вы начинаете с положительной ноты, упоминаете конструктивную критику, а затем заканчиваете еще одним положительным комментарием.
Несмотря на свою популярность, сэндвич-метод не является эффективным способом передачи полезной и конструктивной критики. Поскольку вы размещаете конструктивную критику, у вас мало возможностей сделать ее действенной или обсудить следующие шаги. Вместо этого потратьте свое время на то, чтобы ваши отзывы были как можно более конкретными и полезными, независимо от того, сколько отзывов вы должны дать.
3. Делайте: предоставьте действенную обратную связь
Цель предоставления конструктивной обратной связи — дать человеку то, над чем он может работать. В дополнение к указанию на то, что можно улучшить, хорошая конструктивная критика включает в себя идеи и следующие шаги, которые человек может предпринять для дальнейшего развития своих навыков. Когда вы предоставляете свой отзыв, обязательно уточните, что вы открыты для дальнейшего обсуждения или мозгового штурма, если это будет полезно для человека, которому вы даете отзыв.
Если ваш отзыв бесполезен, не давайте его или подождите, пока у вас не появится что-то действенное, прежде чем доводить его до сведения человека. Без практических советов ваши отзывы будут опасно близки к деструктивной критике, а не к конструктивной помощи.
Пример действенной конструктивной критики
«Мне очень понравилась идея, которой вы поделились во время встречи по маркетинговой кампании. Тем не менее, я думаю, что причина, по которой он не получил такой популярности, как могла бы, заключалась в том, что вы не привязали его к процессу. На вашем месте я бы привел несколько подходящих примеров в поддержку вашего плана».
4. Не делайте этого: публично делитесь своим отзывом
Даже критику в самой лучшей форме может быть трудно воспринять, особенно если человек, которому вы даете отзыв, потратил много времени и энергии на свою работу. Чтобы обратная связь была конструктивной и полезной, вы хотите начать диалог о том, как человек может стать лучше.
Этот тип диалога невозможен, если вы поделитесь своим отзывом публично. Вместо того, чтобы начать разговор, человек может чувствовать себя смущенным, пристыженным или подвергаться личному нападению. Они могут реагировать оборонительно или просто двигаться дальше, не усваивая обратную связь. Убедитесь, что вы находите время, чтобы сесть и поболтать, чтобы разговор был максимально продуктивным. Либо запланируйте время для конструктивной критики, либо используйте для этого регулярно запланированные встречи 1:1.
Смотреть: Руководство для руководителей по изменению
5. Делать: включать положительные комментарии там, где это уместно
Тот факт, что сэндвич-метод не является лучшим способом предоставления обратной связи, не означает, что вы не должны давать положительные отзывы. Конструктивная критика не должна касаться только негативных отзывов. Сказать кому-то, что он сделал хорошо, так же полезно. Таким образом, они могут потратить время на оттачивание своих сильных сторон — в дополнение к укреплению своих слабых сторон.
Пример положительной конструктивной критики
«Ваша работа на прошлой неделе была действительно инновационной. Мне понравилось, как вы подошли к отзывам клиентов с новой точки зрения — я чувствую, что вы нашли решение, о котором мы, возможно, и не подумали».
6. Не делайте: форсируйте позитивность
При этом, как вы хотите избежать метода сэндвича, вам также следует избегать форсированной позитивности. Смысл конструктивной обратной связи не в том, чтобы делать человеку бессмысленные комплименты, а в том, чтобы помочь ему двигаться вперед и совершенствоваться.
Независимо от того, какую обратную связь вы даете, убедитесь, что вы все обдумываете и действительно имеете в виду. Неискренняя обратная связь может показаться бесполезной и затруднить будущие сеансы обратной связи.
7. Сделайте: сделайте из этого беседу
Конструктивная критика бесполезна, если нет аспекта компромисса. Частью использования «я»-утверждений является предоставление обратной связи с вашей точки зрения. Однако человек, которому вы даете обратную связь, может иметь другую точку зрения. Дайте им время, чтобы задать вопросы о том, почему вы чувствуете себя так, а не иначе, и как они могут стать лучше, основываясь на ваших отзывах. Имейте в виду, что лучшая обратная связь — это совместная, а не директивная обратная связь.
Пример того, как сделать конструктивный отзыв разговором
«Я чувствую, что вы немного сбились с толку в этом прошлом проекте. Что вы думаете? Есть ли что-то, что вам непонятно в отношении нашего подхода к этому проекту?»
8. Не делайте: Попытка «удивить» отзывом
Отзыв может быть неудобным. Иногда может показаться неловким или неприятным сообщить человеку, что вы хотите дать ему обратную связь — что, если он вступит в разговор, защищаясь, или у него появятся дополнительные вопросы к вам?
Хотя сеансы обратной связи могут быть неудобными, попытка «удивить» кого-то обратной связью может превратить потенциальный момент роста в негативный опыт. Если ваша обратная связь исходит из левого поля, она может разочаровывать, подавлять и заставлять человека чувствовать себя атакованным. Вместо этого обязательно сообщите человеку, что это будет сеанс обратной связи.
9. Делать: Своевременно давать обратную связь
Конструктивная критика полезна, если она высказывается относительно быстро после совершения действия. Таким образом, сценарий будет свеж в вашей памяти. Если вы будете ждать слишком долго, ваш отзыв может оказаться менее актуальным, что сделает его менее полезным. Стремитесь дать обратную связь в течение 2-7 дней после возникновения ситуации.
Пример своевременной обратной связи
«Я хотел продолжить презентацию, которую вы представили руководителям в прошлый четверг. Я думал, что ваши слайды были очень четкими, но мне бы хотелось больше времени для вопросов и ответов. Может быть, в следующий раз вы могли бы прислать предварительное чтение, чтобы пропустить первые слайды».
10. Не делайте этого: дайте отзыв, не подумав
Даже если вы хотите дать отзыв своевременно, вы не хотите давать его сразу, не подумав. Даже если у вас был момент озарения, когда вы поняли, как этот человек может стать лучше, подождите хотя бы день, чтобы убедиться, что эту обратную связь нужно выразить и что вы можете сделать это конструктивно и позитивно. Прежде чем запланировать сеанс обратной связи, спросите себя:
Поможет ли эта обратная связь им стать лучше?
Нужна ли им эта обратная связь?
Готов ли я помочь им провести мозговой штурм по улучшению?
Какие следующие шаги человек может предпринять, если они вообще будут?
11.
Делайте: сохраняйте дружелюбный тон и язык телаВ конечном счете, вы предоставляете обратную связь, чтобы помочь человеку стать лучше. Даже если сложно дать обратную связь, убедитесь, что язык вашего тела остается позитивным, а тон — легким.
Поначалу вам может быть неудобно высказывать конструктивную критику, поэтому подумайте о том, что вы собираетесь сказать и как вы собираетесь это сказать. Обратите особое внимание на свой тон и убедитесь, что вы не хмуритесь, не смотрите в глаза и не скрещиваете руки. Даже если вы на самом деле не расстроены, эти сигналы могут усилить защитную реакцию человека и привести к непродуктивному сеансу обратной связи. Если вы даете отзыв удаленно, не забудьте включить видео во время звонка.
Прочтите: Как дать эффективную обратную связь по проекту за 7 шаговПолучение конструктивной критики
Вы научились высказывать конструктивную критику, но как насчет того, чтобы принимать обратную связь, а не давать ее? Принять конструктивную критику, не защищаясь, может быть очень сложно. Даже если вы концептуально знаете, что человек дает обратную связь, чтобы помочь вам, человеческой природе свойственно чувствовать некоторую оборону, когда вы получаете критику, даже если она полезна.
Надеюсь, человек заранее сообщил вам, что будет обратная связь. Когда вы знаете, что у кого-то есть конструктивная обратная связь для вас, вы можете подготовиться к ней и убедиться, что она не застанет вас врасплох.
Даже если вы получаете непроизвольную конструктивную критику, если это не деструктивная критика, попробуйте выполнить следующие шесть шагов, чтобы стать профессионалом в получении критики:
Избегайте немедленной реакции. Обратная связь может активировать нашу реакцию «бей или беги» и превратит теоретически полезный сеанс в испытание, наполненное адреналином. Прежде чем ответить, сделайте глубокий вдох и сопротивляйтесь желанию отреагировать, ответить или поспорить.
При необходимости напомните себе, что конструктивная критика может помочь вам стать лучше. Даже если вы не знали, что будет такой отзыв, постарайтесь помнить, что эта конструктивная критика исходит из ваших интересов.
Слушать, чтобы понять, а не отвечать. Когда кто-то предлагает конструктивную критику, слушайте, не формулируя ответ или оборонительную реакцию на отзыв. Имейте в виду, что человек предлагает обратную связь, чтобы попытаться помочь вам, и постарайтесь выслушать его непредвзято.
Свяжите обратную связь со своей ролью, а не с самим собой. Отзыв кажется личным, потому что мы думаем, что люди критикуют нас. Но в деловой обстановке конструктивная критика обычно основывается на вашей роли. Хорошая обратная связь может помочь вам улучшить свою работу и часто не так лична, как кажется.
Поблагодарите человека, оставившего отзыв. Дать конструктивный отзыв сложно. Поблагодарите человека за его энергию и усилия, помогающие вам стать лучше.
Задавайте вопросы, но не оспаривайте отзывы.