Это утро, радость эта… — Фет. Полный текст стихотворения — Это утро, радость эта…
Литература
Каталог стихотворений
Афанасий Фет — стихи
Афанасий Фет
Это утро, радость эта…
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
1881 г.
Золотой век
О природе
О любви
Для детей
О весне
Стихи Афанасия Фета – Золотой век
Стихи Афанасия Фета – О природе
Стихи Афанасия Фета – О любви
Стихи Афанасия Фета – Для детей
Стихи Афанасия Фета – О весне
Другие стихи этого автора
Я пришел к тебе с приветом…
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Золотой век
Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
Золотой век
К ней
Кто постигнет улыбку твою
И лазурных очей выраженье,
Золотой век
Она
Две незабудки, два сапфира —
Ее очей приветный взгляд,
Золотой век
Учись у них — у дуба, у берёзы
Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Золотой век
На заре ты её не буди
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Золотой век
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
РАДОСТЬ — ЭТО МАТЕРИАЛ ЦИРКА
Беседу с Валентином Гнеушевым ведет Ирина Селезнева-Редер
Возраст, старость через призму цирка — сюжет сложный, болезненный для циркового сообщества в целом и артистов в частности. Говорить об этом без обиняков могут разве что те, кто давно вне системы и обязательств. Валентин Гнеушев — из их числа. Легендарный режиссер, намного опередивший свое время, ставший отправной точкой для нового мышления в классическом цирке, в далеких 90-х выстраивал каждый номер как поэтический спектакль, и отражения его давних опытов можно увидеть сегодня в спектаклях Финци Паски, Франко Драгоне, Цирка дю Солей. Каждый работавший с ним артист оказывался опален фейерверком его идей, для многих он стал проводником в мир больших цирковых наград и контрактов, многим пришелся не по душе в силу его харизматичности и самости. Изначально идея поговорить с Валентином Гнеушевым ограничивалась стандартными вопросами, но разговор, как и следовало ожидать, быстро покинул заданное русло. По-прежнему не утративший творческого задора и врожденного чувства стиля, острый на язык и афористичный Гнеушев формулирует и рассказывает про цирк с неизменным пиететом, но без прикрас, и так, что слова его хочется удержать и сохранить.
Ирина Селезнева-Редер Что дает артисту цирка физический возраст и что отнимает?
Валентин Гнеушев Об этом я и думал на днях. Талант материала стимулирует. Возраст, внешность — все туда. Вот приглашаешь женщину, начинаешь с ней работать. А она в результате репетиций становится еще красивее. И ты становишься основополагающей причиной ее новой красоты. Это очень меняет восприятие.
В. Гнеушев. Фото из архива редакции
Возраст сам по себе дает стимул к жизни. И отнимает то, что плохо лежит. В цирке он зачастую заставляет переходить в другой жанр. Если вспомнить, то старые артисты часто работали клоунами. Они не могли кувыркаться, но могли хромать, заикаться. У Феллини об этом все сказано.
Вот Карандаш прекрасно понимал про сегодня и вчера. У него был божий дар, но его мало кто понимал. И он так умел стебаться. Допустим, в Перми идет по коридору, а там стоит бухгалтер. При этом Карандаш был антисемит страшный. Вот Карандаш и говорит: «Уйди с дороги, бумажная душа». Тот обижается, он, мол, главный бухгалтер. Карандаш ему: «Ты все билеты продал?» Тот: «Да, на пять месяцев вперед». Там был полный аншлаг. Карандаш снова: «Уйди, бумажная душа, не уйдешь, считаю до трех, тогда я уйду. Раз, два, три». Садится в машину и уезжает в Москву. В Москве его вызывает главк: что, мол, случилось. «Бумажная душа стал мне на пути. Я шел к творчеству, а он стоит и не уходит. Я подумал, значит, это ему неинтересно». Карандаш хорошо понимал не свой возраст, а свою значимость. Вот он выходит на манеж, тащит мешок картошки, ставит его, садится. Шпрехшталмейстер его спрашивает: «Что делаешь?» Карандаш: «Сижу. Вся Москва сидит на картошке, и я сижу». Карандаша неоднократно зажимали, но его было не зажать. Он был смешной вопреки всему. Это называется голливудская патологичность. Есть некрасивые женщины, ну вот как Джулия Робертс — нос, уши, синяки какие-то под глазами. Но она красотка. Это и есть голливудская патологичность. Это меня всегда очень прельщало.
Про старость в цирке хорошо понимал Никулин. Он ушел из клоунов, потому что, как он мне сказал однажды, когда люди смеются над пожилым человеком — это уже невежливо.
Но самый старый в цирке всегда старший униформист. Он жесткий и не позволяет никому расслабиться. Униформа — это цирковое секьюрити, ведь все падения, технические сбои на ней. А когда униформисты молодые, они шалопаи. Могут не так натянуть трос, не там поставить блок, неправильно подать факел. Я всегда брал старых униформистов, ведь старость — это и сумма накопленного опыта.
А возраст вообще — серьезная категория. В парижском цирке Буглион есть ложа, где всегда сидела старенькая мать владельца. И если она хлопала, то все вставали. Вот это уважение.
Или вот есть старые артисты. Знаю одного, он народный артист, уже очень в возрасте, но все равно держит перш. Хотя я говорю, может, уже не надо, но он считает, что делает это хорошо. Все зависит от генетического здоровья в цирке. В цирке, несмотря ни на что, можно представить возрастного артиста.
Селезнева-Редер А старость как проявляется?
Гнеушев Она подкрадывается незаметно. Я вот уже постарел, мне скоро 70 лет. Но когда-то был молодой и очень симпатичный, хотя все время думал, что я страшный. А сейчас все сложнее с болезнями, болями. Живу преодолением, преодолевая себя. Но когда был молодым, о старости не думал никогда. Я думал о том, что будет завтра.
Селезнева-Редер Почему цирковые артисты не уходят с манежа?
В. Гнеушев. Фото из архива режиссера
Гнеушев А это профидиотизм называется. Это у Фрейда написано. Почему человек становится клоуном? Он всех провоцирует на то, чтобы смеялись. А в это время у него копится зло — гады, надо мной смеетесь. Вот Никулин, знаешь, какой был злой — никто и не поверит. Он мог сознательно облагодетельствовать, при этом очень заботился о своем «рейтинге».
Селезнева-Редер Почему тогда Никулин ушел с манежа?
Гнеушев Так ему 62 года уже было, ты что. Он ясно сказал, что ему неприятно, что над ним смеются. И он не различал свой персонаж и себя как человека. В цирке ведь нет образа. Никулин, Запашная — это фамилии, а за ними конкретный человек, а не его персонаж.
Селезнева-Редер И он ощущал, что над ним смеются?
Гнеушев Конечно, он же взрослый человек, седой, уставший. В состоянии подавленности он был искренен. Иногда. Но в основном никогда не был искренен.
Селезнева-Редер А цирк и искренность вообще совместимы?
Гнеушев Да какая искренность на манеже? Не надо путать риск и комическое. Когда надо сделать три сальто и прийти на ноги, конечно, артист искренен. А когда он кривляется, тут нет искренности.
Ну и нельзя забывать, что в быту у артистов цирка проявление эмоций часто переходит в садистический азарт. У них очень высокий порог страха, и они обычного человека могут довести до истерики. Я знавал ситуации, когда цирковой артист за рулем на серпантине, в то время как в машине уже все рыдали, только жал и жал на газ, невзирая на просьбы и уговоры. Это такая форма развлечения.
Селезнева-Редер То есть искренность акробата отличается от искренности клоуна?
Гнеушев Люди разные бывают. И акробаты, и клоуны. Я всегда говорю, что артистом цирка бывают только в двух случаях. Во-первых, от избытка чувств, как, например, Стихановский1. Когда он был молодой, он был потрясающий, но при этом в нем был такой эгоцентризм. Он когда выходил, ему казалось, что он был и Спартак, и Бетховен, и Рахманинов. В нем все было. А со временем все изменилось. Он травмировался, стал выпивать, обозлился и стал от всех требовать, чтобы все были как он. Но это было нереально, он был действительно большим мастером.
Еще артистами цирка бывают от бедности. Готовы развлекать ради мало-мальской прибыли. Знаешь, что такое «утро джигита»? Это когда джигит еле сползает с кровати, на четвереньках ползет до туалета. Второй такой же рядом, они друг друга массируют, ковыляют до конюшни, прибираются там. И садятся на лошадь. И когда они в седле, срабатывает рефлекс. Вот Нугзаров 2, конечно, был гений в смысле езды, об остальном умолчим, потому что он очень непростой был человек.
В цирке все как в жизни. Но в цирке есть свой профидиотизм, даже в каждом отдельном жанре. Вот, к примеру, все эквилибристы, что стоят на руках, очень осторожные. Они лишнего шагу не сделают, не проверив. И вообще все очень расчетливые и понимают, что нужно иногда брать куш, чтобы подчеркнуть свою значимость. Или канатоходец держит баланс, и в этот момент он ничего не понимает. Он понимает только, как сделать так, чтобы не навернуться. А дрессировщики жестокие. У них железная хватка.
В. Гнеушев. Фото из архива режиссера
Селезнева-Редер Прямо у всех?
Гнеушев А у кого нет? Вот разве что Павленко3 был понежней. Он же начинал в зоопарке зоотехником. Разбирался в кормах, понимал в ветеринарии. И он думал наперед о том, что касается животных. А страшных бытовых историй в цирке хоть отбавляй. Достаточно вспомнить Сергея Запашного, брата Вальтера и Мстислава, зарубившего и расчленившего свою жену. Когда он отсидел, то пришел в цирк и устроился на работу мясником и рубил мясо для животных. В цирке все возможно. И с любовью тоже все непросто. Она часто вторична. Ведь как женятся в цирке? Женятся на реквизите, на партнере, на животных. Вот у Филатовых4 было много медведей. Так я знавал человека, который женился из-за медведей. Любовь — она потом.
Или вот был такой клоун Рудик Изатуллин. Лицо у него было растерянное, сам далеко не красавец. А жена у него была просто невероятная финка из Эстонии. И все удивлялись, что же такая красавица вышла замуж за такого неказистого. А они просто жонглировали хорошо вдвоем. Поэтому она вышла за него замуж. Такое вот профессиональное единство.
Селезнева-Редер Цирк вообще имеет возраст?
Гнеушев Я думаю, что цирк вне возраста. Есть понятие национальности, есть понятие религиозности. Почему самым сложным отделом в Союзгосцирке был отдел формирования? Потому что надо было совместить несовместимое — семьи, жанры, привязанности и антипатии.
Важно понимать, что раньше директорами цирков всегда были или евреи, или цыгане. Причем цыгане самого высшего уровня, с перстнями и все в золоте. Ведь что такое цыганский табор? Это миграционное убежище. И цирк таким был. Люди натворят что-нибудь, проворуются, убьют кого-то. Раз в табор или в цирк, и там прячутся. Никулин мне рассказывал об акробатах Маркс. Все знали, что они рецидивисты, но они умели поднимать друг друга, и в цирке им было место. Цирк обеспечивал транзит. Даже сейчас есть артисты цирка, у которых нет адресов.
Главная тема в цирке совсем другая. У Евгения Кузнецова5 прямо в первой главе есть замечательная формулировка — цель артиста советского цирка заключается в том, чтобы показать гармонично развитую личность, которая способна на фантастическую реальность. Может быть, я перефразировал, но вот в этом суть — в фантастической реальности. Это потом я уже сформулировал, что цирк — это искусство притворной радости утраченного социализма.
Селезнева-Редер Но если вернуться к клоунам и возрасту, то в этом жанре чем старше, тем интересней. Вот Хуш-Ма-Хуш6 говорил мне как-то, что клоун после сорока лет только начинается.
Гнеушев С точки зрения профессиональных достоинств — да. Но психотип клоуна — это все-таки врожденное. Клоун — это генетический диагноз. Вот я хотел быть клоуном, но как я ни хотел, ничего не получилось. Во-первых, у клоуна есть всегда пик. Артист доходит до него, а потом начинает спуск. Вот все говорят Полунин-Полунин. А Полунин не клоун. Это one man show, причем до такой степени, что он уже почти не выходит на сцену, потому что это ему неинтересно.
Селезнева-Редер А как быть с клоунами, которые создали образ непутевых мальчуганов, постарели, а персонаж не состарили?
Гнеушев Тут дело не в возрасте, а в отношении. Есть злые клоуны. Не будем называть фамилий, но многие из них, вызывая людей в манеж, выставляют их на посмешище за какой-то недостаток, недуг, деталь одежды. Они стебутся над людьми, они недобрые. Они могут быть интересными, забавными, ритмичными, но внутреннего очарования в их образе быть не может.
М. Барышников, В. Гнеушев. Фото из архива режиссера
Селезнева-Редер Многие клоуны выступают до глубокой старости, как, например, Грок или Олег Попов. Что ими может двигать?
Гнеушев Им деваться некуда. Они зависимы от энергетического обмена. Это как ходить на танцы до старости. Мужчина уже с женщиной ничего не может, но обнимает ее, она удивляется, ему приятно. Он может быть уже не первой свежести во всех смыслах, но это его привычка — ходить на танцы. Такая неистребимая рефлексия. Человек любит танцевать, а артист цирка любит выступать.
А Грок7, он был музыкант, комический артист, артист мюзик-холла. Он в цирке работал чуть-чуть. Его очень любил Гитлер, но Грок этого испугался и бежал на родину, в Швейцарию. У него есть гениальная реприза. Он выходит в манеж, находит смычок, начинает им баловаться. Его спрашивают:
— Август, что это у тебя?
— Смычок.
— А зачем тебе смычок, ты же дурак.
— Я не дурак, я скрипач.
— Да кто тебя учил?
— Как кто, сам Паганини. Если бы была скрипка, я бы вам сыграл.
Выносят скрипку на велюровой подушечке. Он настраивает скрипку, начинает роскошно играть Паганини. Зал весь аплодирует. А он:
— Тихо, тихо.
— А где Паганини?
— А он умер.
— Как умер? Давно?
— 100 лет назад.
— Как летит время.
Вот это про все, и про возраст тоже. Грок гений был, это со старостью не связано.
Селезнева-Редер В цирке нуво, то есть традиции, выросшей из уличного театра, могут быть артисты молодые, старые, худые, толстые….
Гнеушев Знаешь, весь советский цирк вышел как бы из балета. И стандарт красоты понятен. Была очень смешная история о возрасте. Никулин всегда меня брал с собой, когда надо было что-то разрушить. Я это умел. И он взял меня в Рязань на сдачу «Спартака». А Спартака играл Мстислав Запашный, с животом, голый по пояс. Все костюмы были даже не из подбора, а чуть не с помойки. Была там пара трюков хороших, но в целом это был ужас. И вот танцуют плохо, двигаются плохо, смотрят все в разные стороны. Это была какофония не сознательная, а стихийная. Заходим в гримерку на обсуждение. И кто-то там меня не пускает, говорит, не надо мне туда. А Никулин — мол, надо, мол, это мой режиссер и за ним будущее. И я поднял бокал за наивность. И спросил, как можно танцевать рядом с лошадью? Лошадь — это воплощение Дега, а те артисты, которых я там увидел, несовершенны по сути. После такого, если бы я там был один на один с Запашным, он бы меня разорвал. Но Никулин просто сказал, что ко мне нужно прислушаться, что он не против представления, но ратует за то, чтобы в Москве за счет Госцирка сделали рекламу «Спартак — один день». И если это одно представление пройдет хорошо, то мы и второй день разрешим. Запашный обиделся, что танцевать не умеет, готов был платить любые деньги. Деньги-то у него были, возможности не было. С артистами нужно, к сожалению, жестоко.
В. Гнеушев. Фото из архива режиссера
Селезнева-Редер Почему цирк такое жестокое искусство?
Гнеушев Жизнь такая. Фильм «Дорога» как начинается? «Теперь у нас на один рот меньше». Вот это и есть отправная точка всего.
Цирк в переводе на нормальный язык значит дорога. Дорога сама по себе всегда жестока: бандиты, непогода, дождь, слякоть, телеги. Даже если на машинах. Вот и все.
Селезнева-Редер А почему у нас никак не получается создать режиссерский цирк?
Гнеушев А что это такое?
Селезнева-Редер Это вот, например, то, чем вы занимались.
Гнеушев Ты знаешь, мне раньше говорили, что я цирком-то не занимаюсь. Это правда. Я собой занимаюсь в цирке, я занимаюсь самолюбованием, да. Я кайфую от того, что я делаю, — вот столик мне нравится, шар, лампочка. И я это соединяю, придумываю. Это самоудовлетворение. А что там с артистами, мне не очень важно. Они же все изуродованы — петлями, лонжами. У них непроходящие синяки. И они покоряются судьбе. Одна девушка ко мне приехала, вся в синяках от пируэтной лонжи. Я возмутился: что, нельзя было по-другому сделать? А она не возмутилась, подчинилась тому, что сказал режиссер номера. И носит длинную юбку.
Я не люблю цирк как таковой. Это потому, что я не люблю тот цирк, который есть. Я делаю свой цирк, тот цирк, который меня по большей мере устраивает. Я прихожу, делаю так, как я хочу, и ухожу. И мне не стыдно. Чего мне стыдиться? Того, что я тружусь? Разве Микеланджело стыдно за Моисея? Или Шехтелю стыдно за его дом? Ведь художник — это прежде всего осознание своего материала.
Селезнева-Редер А какой в цирке материал?
Гнеушев Радость, конечно. Главное — радость.
Селезнева-Редер А при чем тут тогда притворство?
Гнеушев Притворство связано с социализмом. А вот сегодня цирк коммерческий. И он не то чтобы про радость, он про кассу.
Селезнева-Редер А те, кто не занимается самолюбованием в нашем сегодняшнем цирке, что они тогда производят?
Гнеушев Да ничего. Приехал ко мне Ганеев8, сообщил, что хочет режиссером быть. Я говорю, что для этого нужно много знать. На что он заявил, что знает все. Ему было лет семнадцать. Ну раз знаешь все, значит, будешь. Проходит время, он берет мой номер и делает его редакцию. Но воплощает не суть жанра, а осуществляет его дизайн. А это поверхностно и скучно.
Вот Анри Бергсон пишет о времени и пространстве. Это важно для цирка. В цирке, когда человек свободный, то он и жонглер свободный. Кидает предмет и видит его хорошо. И он не чухается. Вот Царьков9 кидал кольцо, смотрел по сторонам направо, налево, а потом просто брал падающее кольцо. Брал, потому что знал, куда оно прилетит. Любой жанр требует понимания временного измерения. Допустим, в «полете» 10 раньше артисты летели и похлопывали по себе. Это значит, они были свободны. Например, Виктор Лобзев, Владимир Гарамов. Они всегда хотели быть красивыми. У меня в «Перезвонах» самое главное — сольфеджио, тональность. Тональность отхода и прихода на точку. Артисты ведь сами ничего не знают, они делали то, что я им говорил. Знаешь, как я этот номер репетировал? Я положил три метелки на манеж. И они под музыку туда-сюда ходили. Потом спрашивают, к чему эта фигня. А я: мол, не дергайтесь. И когда они походили-походили, то поднялись и все сделали там, в воздухе. Потому что уже надоело внизу ходить, главное они впитали. Ведь у них же условный рефлекс, они гимнасты, им нужно обязательно оторваться. Они ведь даже бухие работать могли, все на рефлексе.
А с режиссурой все плохо. Некоторые люди передают свой номер, реквизит, веревки, сетки. Но это не то. Вот Виль Головко11 молодой с артистами репетировал, а я просто ходил в манеже. И вроде я просто ходил, ничего не делал, но как только перестал, то вся пыльца с них слетела.
В. Гнеушев. Фото из архива режиссера
Селезнева-Редер У вас неоднозначная репутация в цирке…
Гнеушев Да уж. Обо мне в цирке что только не говорили. Ну конечно, ко мне какие только девушки не приходили репетировать. И Литвинова, и Волочкова, и Лиепа.
Много было всего. Меня, например, уволили из Музея Маяковского, где я работал лаборантом, за то, что я ночью надевал ботинки Маяковского, ходил по музею и читал его стихи. Меня отчитывали, а я отвечал, что хотел проникнуться размером Маяковского. Но когда я о Маяковском много узнал, я немножко расстроился.
Однажды я поехал по линии театрального фестиваля в Монако и там встречался со всякими интересными людьми. И в том числе рассказал о номере Николая Павленко, в котором я предложил дрессировщику выступить в образе дирижера Караяна. В Монако у всех лицо вытянулось, и в Москву послали запрос. Возмущению не было предела. Какого-то Гнеушева зовут на фестиваль в Монако12, а ехать должен был Шевченко13. Павленко поехал в Монако и получил там золото. Потом мы встречаемся, он показывает фотографию, а там он на выступлении с какой-то бархатной красной бабочкой. Я возмутился, что он как клоун. Ведь он как бы Караян и должен быть с белой бабочкой, во фраке, с лампасами муаровыми. А он поворачивается и говорит: «Вы на нас, народных артистах, хотите сделать себе карьеру?» Я говорю: «Хотел, но теперь уже не хочу». Если не понимать сути, то только и остается, что убирать в клетках с тиграми в красной бабочке. Цирк это роскошь — роскошь поступков и взглядов.
Но вообще все, с кем я имел дело в цирке, — все грандиозные личности. Какие бы ни были у них характеры, они — Характеры. Это их особенности личности, и нельзя этого не признавать. Не имея характера, они не могли бы достичь значимой величины в искусстве мирового цирка. И я горжусь, что встречался с ними в этой сложной профессиональной жизни. Время — лучший доктор. Тот, у кого поседели волосы, — тот поседел, тот, кто потерял волосы, — тот полысел, а тот, у кого остались волосы на голове, — пусть гордится.
Селезнева-Редер Когда вы смотрите или вспоминаете свои спектакли в молодости, какой совет вы бы себе дали?
Гнеушев Никогда не стремиться быть молодым. Лучше всего об этом сказал Махмуд Эсамбаев на спектакле, который я делал для своей мамы. Он сказал, что никогда не хотел быть молодым, потому что надо снова пробиваться, репетировать, уставать, голодать, бегать по помойкам. Почему по помойкам? На помойках всегда находятся блестящие вещи. На помойках всегда находится что-то, что никто не съел. Я не хочу быть молодым.
У меня есть замечательное выражение. Не суй меня, боже, куда тебя не просят. Если, например, существует сценарий, но приходит человек и выключает свет, то ты как режиссер начинаешь думать, как все сделать в темноте, чтобы все были счастливы. А чтобы все были счастливы, нужно закрыть тряпкой окно и включить лампочку. Преобразовать негатив в позитив, а позитив в негатив.
Я думаю, зачем я столько знаю. Умру, и никто даже не поинтересуется этимологией моих знаний. Молодые они симпатичные, но я не всем нравлюсь. Много из того, что я знаю, не для печати. Вот помру, тогда можно будет публиковать.
Август 2021 г.
1 Владимир Стихановский — эквилибрист, канатоходец, народный артист России, известный режиссер цирка. В 1971 г. создал номер «Дуэт на проволоке», в котором работал вместе с партнершей Татьяной Марковой и исполнял уникальные трюки.
2 Тамерлан Нугзаров — советский и российский дрессировщик, народный артист РСФСР, руководитель конного аттракциона. Обладатель Золотого клоуна на Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло (1984).
3 Николай Павленко — советский и российский дрессировщик хищников (суматранские тигры), народный артист России, обладатель Золотого клоуна на Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло (1990).
4 Династия, основателем которой считается народный артист СССР Валентин Филатов, знаменита дрессурой медведей.
5 Подробнее см.: Кузнецов Е. М. Цирк: происхождение, развитие, перспективы. М., 1972.
6 Семен Шустер — немецкий артист, выпускник Киевского циркового училища, выступающий под псевдонимом Хуш-Ма-Хуш. Один из самых успешных на сегодня представителей жанра клоунады. Обладатель Серебряного клоуна на Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло
7 Адриен Веттах, известный под псевдонимом Грок, — швейцарский артист, один из самых известных клоунов XX века.
8 Руслан Ганеев — российский режиссер цирка.
9 Владимир Царьков — российский артист, прославившийся с номером в режиссуре Валентина Гнеушева «Красный Арлекин».
10 Воздушный полет — разновидность воздушной гимнастики, групповой номер с использованием, как правило, качающейся ловиторки и подвесной сетки в качестве страховки. В процессе полета вольтижеры выполняют разнообразные по сложности сальто с приходом в руки ловитора/ловиторов или на качающуюся трапецию.
11 Вилен Головко — российский артист цирка в жанре воздушной гимнастики, народный артист России, продолжатель семейной династии Головко.
12 Международный фестиваль циркового искусства в Монте-Карло проходит ежегодно и считается самым престижным цирковым фестивалем в мире.
13 Владимир Шевченко — советский и украинский дрессировщик хищников (львы и тигры), воздушный гимнаст, акробат, народный артист СССР.
Счастье: определение, польза для здоровья и как стать счастливее
Что ведет к счастью? В Докладе о мировом счастье за 2022 год (WHR) Финляндия названа самой счастливой страной. Соединенные Штаты заняли 16-е место — неплохо, если учесть, что в отчете указано 146 стран.
Каждый год такие списки, как WHR, пытаются измерить и количественно оценить счастье. (Это совместная работа университетов, исследовательских групп и данные Всемирного опроса Гэллапа.)
Но эту задачу легче сказать, чем выполнить. Что делает страну и ее жителей счастливыми? Это их общее самочувствие? Или их ежедневный опыт положительных эмоций, таких как смех или наслаждение? WHR опирается на эти и многие другие меры для составления своего списка, и его авторы признают, что даже определить слово «счастье» может быть непросто.
Психологи, изучающие счастье, согласны. «Когда мы спрашиваем людей, что значит быть счастливым, мы получаем самые разные ответы», — говорит Айрис Мосс, доктор философии, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли. «Многие люди говорят, что счастье — это позитивные чувства, но если мы спросим их, какие именно чувства, одни ответят, что это означает быть взволнованным, а другие говорят, что это означает быть умиротворенным».
Другие люди, говорит она, вообще не говорят об эмоциях. Они говорят, что счастье — это знать, что их жизнь сейчас лучше, чем была в прошлом, или что их жизнь имеет смысл и цель. Доктор Мосс и ее коллеги также обнаружили, что люди из разных культур иногда совершенно по-разному определяют счастье.
Другими словами, счастье — это скользкое понятие, с которым трудно справиться. Но есть некоторая последовательность в том, как эксперты определяют и оценивают его. И их работа показала, что большее счастье достижимо и связано с целым рядом преимуществ для здоровья.
Общие вопросы и ответы
Что такое счастье?
Американская психологическая ассоциация определяет счастье как «эмоцию радости, радости, удовлетворения и благополучия». Эксперты говорят, что люди также используют этот термин для описания более глубокого чувства наполненности, удовлетворения или удовлетворенности.
Как мне стать счастливее?
Исследования показывают, что приоритет личных отношений и новых впечатлений — надежный путь к более высокому уровню счастья. Культивирование благодарности и практика осознанности также способствуют повышению уровня счастья.
Полезно ли счастье для здоровья?
Существует много исследований, связывающих более высокий уровень счастья и благополучия с пользой для здоровья, включая улучшение сердечного, иммунного и психологического здоровья. Счастье, кажется, успокаивает систему борьбы или бегства тела, что может помочь объяснить эти преимущества.
Может ли слишком много счастья быть проблемой?
Нет, но постоянно заставлять себя быть счастливым может быть проблемой. Некоторые называют это «токсичной позитивностью». Каждый испытывает периоды грусти, раздражения, страха или разочарования. Хотя их иногда называют «негативными» эмоциями, они являются частью нас самих. И оттолкнуть их может быть проблематично.
Что такое счастье?
Американская психологическая ассоциация (АПА) определяет счастье как «эмоцию радости, радости, удовлетворения и благополучия».
Многие из нас согласятся с определением АРА, но чем больше вы на него смотрите, тем более неполным оно может показаться. Например, вы можете испытывать все эти эмоции в один момент, но через час вы можете не чувствовать ни одной из них. Так ты счастливый человек или нет?
«Когда люди говорят о счастье, они обычно имеют в виду свое общее благополучие», — говорит Робин Стерн, доктор философии, психоаналитик и заместитель директора Йельского центра эмоционального интеллекта в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. Эмоции, такие как радость и волнение, могут способствовать благополучию, говорит она, но также и более широкие чувства удовлетворения, удовлетворенности и достижений.
Если вы прочитаете опубликованные исследования о счастье, то обнаружите, что большая их часть на самом деле посвящена благополучию. И эксперты, изучающие благополучие, часто разбивают это понятие на две категории: гедония и эвдемония.
«Гедонистическое благополучие фокусируется на ощущении положительного аффекта и удовлетворенности жизнью», — утверждают авторы исследования, опубликованного в 2021 году в Psychological Review (PDF) . «Эвдемоническое благополучие фокусируется на ощущении оптимального функционирования и реализации потенциала».
Любое полное определение счастья, вероятно, должно учитывать обе стороны медали благополучия.
Типы счастья
Как ясно из определения АРА, счастье может означать многое. Удовольствие, радость, возбуждение, удовлетворенность и удовлетворенность можно считать типами или оттенками счастья. Но то же самое можно сказать и о более глубоком чувстве удовлетворенности или удовлетворенности жизнью, говорит доктор Стерн.
Помимо этих различий, исследователи также обнаружили, что люди в разных частях мира могут определять счастье по-разному.
«В разных культурах люди по-разному думают о счастье, — говорит Мосс. «На Западе мы склонны понимать счастье скорее как индивидуалистическое состояние, но в некоторых культурах Восточной Азии это скорее социальная проблема».
Например, американец может определить счастье с точки зрения собственных чувств или успехов. Но некоторые исследования Мосса показывают, что люди во многих культурах Восточной Азии думают о счастье как о состоянии социальной гармонии, семейных связей и благополучия в обществе. Другими словами, представление некоторых людей о счастье меньше связано с личной радостью или достижениями и более тесно связано с сплоченностью и гармонией сообщества.
Интересно, что другие ее исследования показали, что, когда люди в Соединенных Штатах и других западных странах придают большое значение тому, чтобы быть счастливыми, этот акцент связан с более высокими показателями симптомов и диагнозов депрессии. Хотя быть счастливым — это здорово, ее работа предполагает, что активные попытки стать счастливее могут иметь неприятные последствия. (Подробнее о том, что, по мнению психологов, действительно работает для повышения уровня счастья, см. ниже.)
Как ощущается счастье
Возвращаясь к определению APA, счастье связано с такими чувствами, как радость, радость, удовлетворение и благополучие.
Другие исследователи обнаружили, что, по крайней мере в Соединенных Штатах, многие люди говорят, что счастье не связано с негативными чувствами. (В большинстве других стран люди не считают счастье полным отсутствием негативных чувств.) Согласно исследованию, опубликованному в Frontiers in Psychology , чувство внутренней гармонии, смысла и положительных эмоций также описывает, как ощущается счастье. .
Как счастье влияет на ваше здоровье
«Чем счастливее люди, тем здоровее». Так считают авторы исследования, опубликованного в 2020 году в Психологические науки .
Как и большинство исследований счастья, это исследование определяет счастье с точки зрения субъективного благополучия. Исследователи задавали участникам вопросы о том, как они себя чувствуют, и использовали ответы, чтобы определить их самочувствие. Авторы говорят, что существует достаточно доказательств, связывающих более высокие уровни субъективного благополучия с пользой для здоровья.
Некоторые из подтвержденных исследованиями преимуществ для здоровья включают:
- Улучшение здоровья сердца
- Лучшее функционирование иммунной системы
- Увеличенная продолжительность жизни
- Замедление прогрессирования заболевания
- Более быстрое восстановление после травмы или болезни
- Уменьшение боли сон, согласно исследованию
Как субъективное благополучие может способствовать всем этим преимуществам для здоровья? Многие исследования, в том числе вышеупомянутая статья, связывающая счастье со снижением стресса и беспокойства, указывают на влияние хорошего самочувствия на нервную систему организма. В частности, повышенный уровень самочувствия связан с меньшей активацией симпатической нервной системы организма, также известной как система борьбы или бегства.
Счастье и позитивное отношение к жизни могут предотвратить активацию физиологических реакций на некоторые жизненные события, которые в противном случае могли бы иметь кумулятивные пагубные последствия для здоровья, объясняют исследователи в статье «Социальные науки и медицина ». В этом исследовании говорится о снижении активации автоматической нервной системы, которая включает в себя реакцию «бей или беги», как об одном из наиболее вероятных преимуществ улучшения самочувствия.
Несмотря на то, что существует достаточно доказательств того, что счастье и благополучие связаны с пользой для здоровья, неясно, сделает ли вас счастливее вы здоровее. Некоторые исследования, в том числе 2020 Psychological Science обнаружил, что, когда люди улучшали свое самочувствие, они меньше болели. «Эта работа предоставляет некоторые доказательства причинно-следственного влияния субъективного благополучия на самооценку физического здоровья», — утверждают авторы.
Когда счастье полезно, а когда нет
Можно ли быть слишком счастливым? Не совсем. Если вы чувствуете себя хорошо, это хорошо.
Тем не менее, психологи начали изучать концепцию, называемую «токсичной позитивностью», которую исследователи из Университета Виннипега в Канаде описали как тенденцию «отвергать, отрицать или вытеснять» любые негативные чувства или переживания в попытке увидеть их. мир сквозь розовые очки.
Попытка вызвать счастье или позитив, когда ни то, ни другое не присутствует естественным образом, может иметь неприятные последствия.
«Думать, что в серый день, на фоне недавней смерти в семье, или стресса на работе, или болезни, или других плохих новостей, что вы должны чувствовать себя позитивно или счастливо, это не реально и даже не здорово, — говорит Стерн.
Хотя мы можем считать некоторые чувства негативными или трудными, они все же являются нормальными и здоровыми аспектами эмоционального опыта, говорит она.
Они также могут быть ценными отзывами. «Если вы боитесь, расстраиваетесь или беспокоитесь из-за нездоровых отношений или рабочей обстановки, эти чувства являются информацией, которая может помочь вам принимать решения», — говорит она. Они могут помочь вам внести позитивные, конструктивные изменения в вашу жизнь.
Как стать более счастливым человеком: 3 совета
Многие книги, блоги, статьи и мотивационные ораторы пытались ответить на этот вопрос. Список вещей, которые вы могли бы сделать, чтобы повысить свое счастье и благополучие, длинный, и особенности в значительной степени определяются вашими индивидуальными предпочтениями и целями. Но вот некоторые рекомендации, которые можно и нельзя делать, поддерживаемые как экспертами, так и новыми исследованиями.
1. Отдавайте предпочтение отношениям и опыту, а не вещам
Недавнее исследование (PDF) показывает, что «психологическое богатство» может быть основным компонентом благополучия. «Мы определяем психологическое богатство как жизнь, полную интересных и меняющих мировоззрение переживаний, — говорит Шигехиро Оиси, доктор философии, профессор психологии Чикагского университета и соавтор этого исследования.
«Новые занятия, игры, спорт и искусство помогают нам справиться со скукой, присущей жизни», — добавляет он.
Новые впечатления также способствуют развитию любопытства, которое, как показывают исследования, в значительной степени способствует благополучию. Точно так же многие исследования связывают крепкие социальные отношения с улучшением счастья и благополучия.
«Близкие отношения и теплые связи с другими людьми — один из важнейших элементов счастья», — говорит Стерн. «Если работа, личные достижения или совершенствование — единственные вещи в вашей жизни, возможно, вы упускаете большую часть того, что делает нас, людей, счастливыми или довольными».
Она говорит, что когда большинство людей вспоминают свои самые счастливые моменты, большинство этих воспоминаний связаны с социальными связями и отношениями, а не с уединенными занятиями.
2. Развивайте чувство благодарности
Согласно обзору, опубликованному в 2021 году, существуют убедительные доказательства связи чувства благодарности с более высоким уровнем счастья и благополучия. Исследования также показали, что развитие благодарности может повысить уровень счастья.
«Благодарность — наше лучшее оружие — союзник в борьбе с этими внутренними и внешними угрозами, которые лишают нас устойчивой радости», — говорит Роберт Эммонс, доктор философии, профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе.
Он говорит, что попытка сказать людям в вашей жизни, что вы благодарны им и почему, — это один из способов взрастить чувство благодарности. Другой — каждый день находить время, чтобы подумать о вещах, за которые вы благодарны.
Некоторые работы доктора Эммонса показали, что ведение ежедневного журнала, в котором вы пишете, за что вы благодарны, также может привести к более высокому уровню позитивности (Штерн был соавтором).
3. Практикуйте осознанность
Осознанность упоминается в наши дни так часто, что кажется почти клише. Но исследования продолжают показывать, что практика осознанности действительно может улучшить самочувствие. «Было обнаружено, что практики, основанные на осознанности, имеют несколько преимуществ, включая, помимо прочего, снижение стресса, беспокойства и депрессии, а также улучшение концентрации внимания, объема рабочей памяти, когнитивной гибкости, позитивного настроения, устойчивости, иммунного функционирования, межличностные отношения и благополучие», — утверждают авторы исследования, опубликованного в 2020 году в Границы психологии . Их работа показала, что всего трех минут ежедневной практики может быть достаточно для улучшения показателей самочувствия.
Еще один важный момент: чтобы эти изменения сработали, ваше сердце должно быть к этому готово. «С эмоциями не бывает «должен», — говорит Стерн. «Это все о том, если вы хотите».
Она участвовала в разработке приложения Mood Meter, которое побуждает пользователей регулярно отмечать свои чувства, отмечая свои эмоции на оси с цветовой кодировкой. «Если вы используете приложение регулярно, вы начнете замечать закономерности», — говорит она. «Эта информация полезна и для многих удивительна». Это может помочь вам определить время или действия, которые ухудшают ваше настроение, а также те, которые, как правило, делают вас счастливее.
Счастье — это прекрасно. Мы все заслуживаем этого в нашей жизни. Но это гораздо больше, чем просто положительные эмоции, такие как радость или восторг.
Ресурсы
Избранные интернет-ресурсы для получения информации
Американская психологическая ассоциация
Одна из ведущих организаций психического здоровья страны предлагает подробную информацию по всем темам, связанным с эмоциональным здоровьем и благополучием.
Центры по контролю и профилактике заболеваний: эмоциональное благополучие
Эта веб-страница предлагает множество подтвержденных фактами ресурсов по всем аспектам счастья и благополучия. Это включает в себя исследования благополучия дома, на рабочем месте и с возрастом.
Национальная служба здравоохранения
Национальная служба здравоохранения Великобритании, одна из ведущих мировых организаций общественного здравоохранения, предлагает четкие, понятные и научно обоснованные рекомендации по многим темам эмоционального здоровья, включая счастье и благополучие.
Национальные институты здравоохранения
Инструментарий агентства по эмоциональному благополучию представляет собой исчерпывающее руководство по формированию образа жизни, поддерживающего счастье и другие положительные эмоции.
Любимый ресурс для родителей
Министерство здравоохранения и социальных служб США
Центр обучения и знаний для детей раннего возраста предлагает ресурсы для взрослых, которые хотят, чтобы их дети росли счастливыми и эмоционально здоровыми.
Любимый подкаст
Говоря о психологии
Подкаст APA Говоря о психологии предлагает энциклопедическое исследование счастья, того, что его поддерживает и что ему мешает.
Любимое приложение
Пробуждение
Бесчисленные приложения могут помочь вам стать счастливее. Waking Up вкладывает ресурсы о благополучии в обсуждения медитации, древней мудрости и других более широких тем.
Редакционные источники и проверка фактов
- Хеллиуэлл Дж. Ф., Лейард Р., Сакс Дж. Д. и др. Доклад о мировом счастье за 2022 год . Сеть решений в области устойчивого развития. 2022.
- Интервью с Айрис Мосс. Калифорнийский университет, Беркли. Декабрь 2022 г.
- Интервью с Робином Стерном. Йельский университет. Декабрь 2022.
- Счастье. Американская психологическая ассоциация.
- Интервью с Шигехиро Оиси. Чикагский университет. Октябрь 2021 г.
- Интервью с Робертом Эммонсом. Калифорнийский университет в Дэвисе. декабрь 2019 г..
- Ойши С., Вестгейт, ЕС. Психологически богатая жизнь: помимо счастья и смысла [PDF]. Психологический обзор . Август 2021 г.
- Ford BQ, Дмитриева Ю.О., Хеллер Д. и др. Культура определяет, предсказывает ли погоня за счастьем более высокое или более низкое благополучие. Журнал экспериментальной психологии: Общий . Декабрь 2015 г.
- Ford BQ, Shallcross AJ, Mauss IB и др. Отчаянный поиск счастья: оценка счастья связана с симптомами и диагностикой депрессии. Журнал социальной и клинической психологии . 2014.
- Сабатини Ф. Связь между счастьем и здоровьем: данные из Италии. Социальные науки и медицина . Август 2014 г.
- Степто А., О’Доннелл К., Мармот М., Уордл Дж. Положительный эффект, психологическое благополучие и хороший сон. Журнал психосоматических исследований . Апрель 2008 г.
- Токсическая позитивность: определение, исследования и примеры. Институт благополучия Беркли.
- Уоткинс П.С., Маклафлин Т., Паркер Дж.П. Благодарность и субъективное благополучие: взращивание благодарности для урожая счастья. Антология исследований реабилитационных практик и терапии: концепции, методологии, инструменты и приложения . 2021.
- Эммонс Р.А., Стерн Р. Благодарность как психотерапевтическое вмешательство. Журнал клинической психологии . Август 2013 г.
- Филлипс Р. , Эванс Б., Мюрхед С. Любопытство, место и благополучие: поощрение любопытства в конкретном месте как «путь к благополучию». Окружающая среда и планирование A: экономика и пространство . 2015.
- Качиоппо Дж. Т., Качиоппо С. Социальные отношения и здоровье: токсические последствия воспринимаемой социальной изоляции. Компас социальной психологии и психологии личности . Февраль 2014 г.
- Надлер Р., Карсвелл Дж. Дж., Минда Дж. П. Онлайн-обучение внимательности улучшает самочувствие, повышает эмоциональный интеллект и оценивает компетентность на рабочем месте: рандомизированное испытание, контролируемое списком ожидания. Границы психологии . Февраль 2020 г.
- Делле Фаве А., Брдар И., Виссинг М.П. и др. Мирские определения счастья в разных странах: первенство внутренней гармонии и родственной связи. Границы в психологии . Январь 2016 г.
- Кушлев К., Хайнцельман С.Дж., Лутес Л.Д., и соавт. Улучшает ли счастье здоровье? Данные рандомизированного контролируемого исследования. Психологическая наука . Июль 2020 г.
- Сокал Л., Эбли Трудел Л., Бабб Дж. Быть в порядке тоже нормально. Почему призывы учителей к «токсичному позитиву» могут иметь неприятные последствия. Образование Канада . 2020.
Показать меньше
Joy Definition — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 214 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.