Это не конструктивно, или Ты как челобитную царю подаешь? / Хабр
«Это не конструктивно» — говорят они. Все они. Подчиненные, параллельные, вышестоящие. Я настолько привык к этой фразе, что перестал ее замечать.
Точнее, я перестал на нее реагировать. А если уж совсем по правде, я реагирую на нее отрицательно. Потому что смысл, цель конструктивного общения уже давно выхолощена.
Цель, как я ее запомнил, примерно соответствует определению из викисловаря: конструктивный – создающий основу для дальнейшей работы.
А в реальности что?
А в реальности требование к конструктивности давно превратилось в оправдание чего угодно.
Программисты
Написал человек говнокод. Я понимаю, что сказать «твой код — говно» — не конструктивно. Да, такой вердикт не создает основу для дальнейшей работы. Хотя… Да, пожалуй – не создает. Больше на троллинг похоже – сразу ведь напрашивается вопрос «а что не так?».
А если я говорю: ты написал функцию, которая уже есть вон там-то, почти один в один, используй лучше ее. Что в ответ слышу? Это не конструктивно. Что не конструктивно? Ну, мог ведь раньше сказать. Так я говорил. Еще когда задачу тебе давал, сказал – посмотри вон там, уверен процентов на 90, что есть подходящая функция. Что опять не конструктивно? Теперь тон неподходящий.
Идейный
Или другой человек всё носится со своими идеями. Да, так будет правильно – «носится». Как с писаной торбой. Прибегает и рассказывает – во, смотри, какая классная идея! Ну, смотрю – молча, разумеется. Да, идея неплохая. Скорее, не идея, а гипотеза, которая при реализации этой идеи будет проверена. И затраты на реализацию невелики – минут 15, наверное. А денег не надо вообще.
Так и говорю – идея звучит отлично, надо бы ее проверить. Что слышу в ответ? Это не конструктивно. Что, прошу прошения, неконструктивного я сказал? Что идею надо реализовать и проверить? Бжжжжж… Я чего-то не понимаю в этом мире… Если идею не реализовывать и не проверять на практике, зачем она нужна? Что, опять неконструктивно?
И так много раз. Я уже даже стесняться стал. Только с такими «идейными» заводишь речь о реализации их идей – сразу обвинение в неконструктивности, чуть ли не слёзы на глазах. Да ты погоди, я сам всё сделаю, только не плачь. Я реализую твою идею! Если взлетит, всем скажешь, что это ты всё сделал! А он опять – неконструктивно, в слёзы и бежать.
Потом узнал, что «идейные» боятся реализации своих идей, как огня. Их хлеб – непроверяемые идеи. Чтобы ими восхищались, как картинами великих художников. И самый поганый человек, который может встретиться на их пути – тот, кто соберется реализовывать их идеи. Хотя, есть ведь волшебная таблетка – «это не конструктивно».
Звать маму
А уж на общих совещаниях в присутствии руководства «это не конструктивно» — лучший способ «позвать маму». От любой претензии можно отбрехаться в присутствии начальника, который топит за конструктивность. Особенно, если неконструктивность оппонента завернуть в знаменитое выражение «критикуя — предлагай».
Вот на совещании производственник говорит, что плохо работают снабженцы – не привозят вовремя копеечные детали, из-за которых колом встаёт сборка. Что в ответ слышат? Не конструктивно. Нефиг критиковать, надо предлагать. Что может предложить производственник? Работайте, блин, нормально! Что в ответ услышит? Ну, сами знаете.
Хотите от производственника дельных предложений по организации работы снабженцев? Легко. Только не забудьте тогда переподчинить закуп производству.
Аналогичная ситуация с менеджерами, особенно теми, что программистами управляют. Программисты сами напишут скрипт, этих менеджеров заменяющий.
Некомпетентные
Особенно грешат требованиями к конструктивности люди, некомпетентные в какой-то области, но за каким-то делом в эту область влезающие. Например, почти все, кто влезает в разработку, не будучи разработчиком – менеджеры, заказчики, начальники, аналитики, тестировщики и т.д.
Сами по себе они – отличные ребята, но, когда начинают свои идеи и предложения, или даже критику высказывать, и получают законный ответ разработчика («ваше место возле… вашего рабочего места, дорогуша»), первое, о чем начинают орать – конструктивность.
Скажи им то же самое, но – конструктивно.При этом угадать, что они имеют в виду под «конструктивно» — практически невозможно. Любой ответ можно загнать под критерии неконструктивности, при желании. Складывается классическая ситуация «докажи, что ты не верблюд» — сиди и выдумывай, как бы так завернуть свою фразу, чтобы ее признали конструктивной.
А главное не задавай вопрос, почему ты должен это делать. Потому что должно быть конструктивно. Потому что ты – верблюд.
Незнакомцы на коктейльной вечеринке
Есть такая замечательная книжка – «Rework. Бизнес без предрассудков», и в ней есть прекрасная глава на эту тему. Она настолько прекрасна, что я процитирую ее.
«На коктейльных вечеринках, где гости не знают друг друга, беседы обычно несодержательны и вызывают неловкость. Разговоры ведутся о погоде, спорте, телевизионных шоу и т. п. Вы обходите стороной разговоры на серьезные темы и воздерживаетесь от обсуждения спорных вопросов.
Совсем другое дело – небольшие душевные вечеринки, на которых собираются старые друзья. Вот где ведутся действительно интересные разговоры и горячие дебаты! В конце такого вечера вы понимаете, что на самом деле смогли открыть для себя что-то новое.
При быстром найме множества людей все закончится как раз проблемой «незнакомцев на коктейльной вечеринке». Вокруг постоянно мелькают новые лица, поэтому все неизбежно вежливы друг с другом и пытаются избегать любого конфликта или драмы. Никто не говорит: «Эта идея – отстой». Все потакают друг другу, а не бросают вызов.
Это потакательство в конце концов приводит компанию к трудностям. Когда люди ведут себя непорядочно, вы должны иметь мужество сказать им об этом. В атмосфере, где никто никого не обижает, не возникает ни энтузиазма, ни любви к общему делу.
Вам требуется создать такую среду, в которой каждый себя чувствует достаточно комфортно, чтобы честно говорить о непростых вещах. Нужно понимать, как долго вы можете «пинать» кого-то.
Вы должны знать, что действительно имеется в виду, когда человек произносит те или иные фразы.Итак, нанимайте с оглядкой. Это единственный путь не оказаться в итоге на коктейльной вечеринке незнакомцев.» [1].
Бюрократия
Требование к конструктивности, по сути, давно превратилось в бюрократию. Ну т.е. большинство-то людей – вполне адекватные, им не надо напоминать о конструктивности общения, они это делают по умолчанию.
И даже сами иногда требуют конструктивности от неадекватов или токсичных персонажей – это элемент воспитания. Но есть некоторое количество ребят, которые с помощью требования к конструктивности перекрывают путь всему, что им не нравится.
Нельзя критиковать их идеи, потому что критика – не конструктивна. Нельзя критиковать их работу, потому что это не конструктивно. Нельзя критиковать их самих (не как личность, а как работников).
Требование к конструктивности превращается в препон, как список документов на получение субсидии. Твое мнение не будет ни услышано, ни понято, ни принято, пока ты не оформишь его должным образом – конструктивно. Ты не можешь отказаться от задачи, предложить свое решение, сделать по-своему, пока не соберешь пачку бумажек, чтобы удовлетворять требованиям конструктивности.
Снежный ком
Устное и письменное общение в духе конструктивизма быстро превращается в самогенерирующийся поток бессмысленного трэша. Я из-за этого почти перестал отвечать на письма.
Вот пишет какой-нибудь чувак идею, предложение или задачу для оценки. Не дай Бог ответить конструктивно – с вариантами реализации, позитивным настроем и похвалой. В ответ не прилетит «ок, делаем», нет – радостный счастливчик напишет еще килотонну чуши на темы «а вот у меня еще идея есть», «я давно вот предлагал» или «на самом деле, там всё сложнее». И чем больше и конструктивнее ты ему отвечаешь, тем больше получаешь псевдоконструктивной ерунды.
В устной речи так вообще жуть. Мысль нельзя выразить в двух словах. Ну т.е. попробовать-то можно, но апологеты конструктивности сразу заметят, что слов маловато. Где преамбула? Где подача? Мягкий вход в тему? Позитивный настрой? Пересказ предыстории? Предложения? Выводы? Конструктивно ведь должно быть.
В итоге, проще таким парням просто ничего не говорить, а их вопросы и предложения игнорировать, иначе будешь втянут в бесконечное жевание сахарных соплей, которые сам и развешиваешь, потому что конструктивно должно быть.
Билет в высший свет
Проблема в том, что в реальной работе представители этих двух лагерей смешиваются и вынуждены работать вместе. И «побеждает» тот, кто поязыкастее, т.е. умеет не только мысль сформировать, но и сделать вид, что она – конструктивная.
«Побеждают» — в смысле занимают более высокие должности, получают (иногда) больше денег, становятся «лидерами мнений», и т.д., сами продолжите список «призов» и «важных достижений».
Вроде, и фиг бы с ними, пусть развлекаются, но есть опасность – не услышать мнение нормальных людей. Да, я не топлю сейчас за технарей – нормальных людей полно в других специальностях, включая менеджеров, врачей, учителей и уборщиц. Просто они не умеют оформлять свои мысли конструктивно.
Грубо говоря, не знают «конструктивного языка». Хотя, на самом деле, знают, просто правила этого языка в конкретной организации пишут те, кто подсел на тему конструктивности, и могут выворачивать требования, как угодно. С одной простой целью – чтобы всё было по-ихнему.
Поэтому в продукт попадают только требования тех, кто сумел пройти требования конструктивности. Поэтому внутри софта живет куча говнокода, потому что крутой разраб, делающий код ревью, не умеет высказать свои замечания конструктивно. Поэтому офис раскрашен в розовый цвет, потому что никто, кроме дизайнера, не смог обернуть в конструктивную форму фразу «Розовый цвет? Вы долбанулись?».
Библиографический список
1. Rework: бизнес без предрассудков / Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон; пер. с англ. Ивана Сывороткина. – 10—е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016, с. 147-148.
P.S. Охренеть! Библиографический список!
Тест Конструктивный рисунок человека | Psylist.net
Оборудование: три листа размером 10 х 10 см, листы нумеруются по мере выполнения рисунков.
Инструкция. Вам необходимо нарисовать три фигуры человека, используя для каждой 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, квадраты и круги. Вы можете увеличивать, уменьшать эти фигуры, накладывать их друг на друга.
Обработка данных. По каждому рисунку отдельно подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов, квадратов, результаты записываются в виде трехзначных чисел, где сотни количество треугольников, десятки количество кругов, единицы- количество квадратов. Таким образом выводится «формула рисунка», по которой рисующих относят к соответствующим типам и подтипам.
Например: После подсчета получилось, что затрачено 4 квадрата, 5 треугольников и 1 круг. Следовательно «формулой рисунка» является число 514, что соответствует типу «Руководитель».
Интерпретация результатов.
1-й тип «руководитель». Это люди, имеющие склонность к руководящей работе, организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать хорошим даром рассказчика, связанным с высоким уровнем речевого развития. Обладают хорошей адаптацией к социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Формулы рисунков: 901, 910, 802. 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жестко доминирование выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, «ситуативно: 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей: вербальный руководитель или преподавательский тип»: 604, 613, 622, 631, 640.
2-й тип обладает многими чертами типа «руководитель», однако зачастую при принятии решений, особенно ответственных, колеблется.
Данный тип людей более ориентирован на умение «делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и людям, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие переживаний.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
3-й тип «тревожно-мнительный», характеризуется разнообразием способностей и одаренностью от тонких ручных навыков до литературной одаренности.
Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи, обычно конфликтуют с другими из-за этого. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
Кроме того, 415 – «поэтический подтип», обычно люди, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью: 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе: Как это можно плохо работать. Люди этого подтипа отличаются особой тщательностью в работе.
4-тип «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать на все «свои теории». Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую координационную работу.
325-й подтип характеризуется увлеченностью процессом познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
5-тип «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой степенью ее истощаемости. Легче работают при переключении с одного вида деятельности на другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной восприимчивостью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, имеют хорошие ручные навыки и богатое воображение, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;
244 – обладает способностью литературного творчества;
217 – способностью к изобретательской деятельности; 226 – имеет большую потребность в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.
6 тип «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще всего относятся к типу интровертов, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, предпочитая самоконтроль, эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
Подтип 109 встречается среди людей, хорошо владеющих аудиторией.
118-й подтип – имеет наиболее сильно выраженные конструкторские возможности и способности к изобретательству.
7 тип «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие» кадры фильмов, могут быть надолго выбитыми из колеи и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей вызывают у них сочувствие и участие, на которые они тратят много собственной энергии, в результате чего становится затруднительной реализация их собственных способностей.
Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
8 тип – противоположен «эмотивному типу». Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает на них давление. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.
Необходимо учитывать, что первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй – тип, присутствующий как состояние, а третий – будущие перспективы.
Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:
- Методика «Дерево»
- Методика «Цветовая социометрия»
- Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
- Проведение рисуночных тестов
- «Семейный Тест Отношений» Бене – Антонии
- Проективная методика «Рисунок школы»
- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
- Методика «Контурный С.А.Т. – Н»
- Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада «Я в детском саду»
- Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
Конструктив – определение, значение и синонимы
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
Если у вас есть конструктивная идея о том, как улучшить общество, вы должны поделиться ею. То, что конструктивно , способствует улучшению и росту.
Конструктивный — прилагательное, связанное с поощрением физического или иного развития. Противоположно деструктивному , что означает «стремящийся разрушать». Если вы являетесь конструктивным членом сообщества, вы являетесь положительной силой, заинтересованной в построении и улучшении своего сообщества. Вы часто будете слышать это слово во фразе « конструктивная критика», которая относится к полезной критике, направленной на поощрение улучшений. Негативная критика, напротив, предназначена просто для того, чтобы показать человеку, что он не прав.
Определения конструктивной
прилагательное
строительство или стремление к строительству, улучшению или содействию развитию
« конструктивная критика»
«а конструктив отношение»
«а конструктив философия»
« конструктив разрешение»
- Синонимы:
- творческий
продвижение строительства или творчества
- формообразующий, пластический, формообразующий
формующие или способные формовать или формовать или формовать
- формирующий
способны образовывать новые клетки и ткани
- логический
на основе интерпретации; прямо не выражено
- восстановительный, реабилитационный
помощь в восстановлении до хорошего состояния
- структурный
связан с систематической структурой в конкретной области исследования
- положительный
характеризуется подтверждением, принятием или уверенностью и т. д. или демонстрирует их.
- творческий
прилагательное
подчеркивая то, что похвально или обнадеживает или к добру
« конструктивная критика»
- Синонимы:
- положительный
характеризуется подтверждением, принятием или уверенностью и т. д. или демонстрирует их.
- положительный
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «конструктивный» . Мнения, выраженные в примерах, не отражают мнение Vocabulary.com или его редакции. Отправьте нам отзыв
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Посмотреть
конструктив в последний разЗакройте пробелы в словарном запасе с помощью персонализированного обучения, которое фокусируется на обучении слова, которые нужно знать.
Начните изучение словарного запаса
Независимо от того, являетесь ли вы учителем или учеником, Vocabulary.
com может направить вас или ваш класс на путь систематического улучшения словарного запаса. НачатьКак давать и принимать конструктивную критику [2023] • Асана
Что если мы скажем вам, что вы не идеальны?
Очевидно, вы это уже знаете, но это все еще немного жалит. Любую критику бывает трудно проглотить, особенно когда речь идет о том, на что вы потратили время и энергию. По сути, мы все хотим делать свою работу хорошо. Но критика так же важна, как и похвала, если не больше. Хорошая, конструктивная обратная связь может помочь вам стать лучше и направить вас к новым высотам, которых вы, возможно, не достигли бы иначе.
Это не значит, что давать и принимать конструктивную критику легко. Но когда вы знаете, как воспринимать критику, вы становитесь лучшим сотрудником, другом и членом команды. В этой статье мы расскажем все, что вам нужно знать о конструктивной критике, в том числе о том, как идентифицировать, давать и принимать конструктивную критику.
Что такое конструктивная критика?
Прежде чем мы углубимся в то, как давать и принимать конструктивную критику, нам сначала нужно понять, что это такое. Конструктивная критика направлена на предоставление конструктивной обратной связи, подкрепленной конкретными примерами, чтобы помочь вам стать лучше в какой-то области. Конструктивную критику следует предлагать в дружеской манере с добрыми намерениями. В идеале человек, предлагающий конструктивную критику, также должен быть готов помочь в мозговом штурме возможных решений и следующих шагов, чтобы служить ценным инструментом в процессе роста.
Лидерство в переменах: обеспечение ясности и укрепление доверия
На этом вебинаре эксперты Asana дают конкретные советы, которые помогут вашей команде справиться с неопределенностью. Узнайте, как помочь сотрудникам сосредоточиться на том, что действительно важно.
Получить информацию
Важно отметить, что конструктивная критика не является негативной критикой, и ее не следует так интерпретировать. Хотя конструктивная критика не всегда будет положительной, она должна быть направлена на то, чтобы помочь кому-то стать лучше, а не унижать его.
Конструктивная критика против деструктивной критики
Вы можете столкнуться с отзывами, которые изображаются как конструктивная критика, но на самом деле являются просто завуалированными негативными комментариями. Этот тип обратной связи называется деструктивной критикой. В отличие от конструктивной критики, деструктивная критика — это обратная связь, которая не предназначена для того, чтобы помочь вам стать лучше и стать лучшим человеком, сотрудником или другом. Вместо этого деструктивная критика:
Предназначена для личной атаки
Отформатировано для нанесения вреда чьей-то самооценке
Public
Не конкретный или действенный
Гиперкритический или безумный. выключите его или попросите помощи у наставника. В зависимости от ситуации вы, наставник или отдел кадров вашей компании можете помочь решить ситуацию.
Прочтите: лучшая стратегия разрешения конфликтов, которую вы не используетеПольза конструктивной критики
Даже если вы даете идеальный совет, конструктивную критику по-прежнему сложно одновременно давать и принимать. Но не уклоняйтесь от этого типа обратной связи только потому, что это сложно. На самом деле, конструктивная критика может помочь как вам, так и человеку, которому вы даете обратную связь, расти как в личном, так и в профессиональном плане.
Честная, критическая обратная связь может на самом деле укрепить вашу связь, а не ухудшить ее».
— Джастин Розенштейн, соучредитель Asana
Практикуя конструктивную критику, вы создаете атмосферу открытости и доверия. Не каждый разговор с вашей командой будет легким, но трудные разговоры являются важной частью развития совместной команды.
В Asana обратная связь всех типов является огромной частью нашей культуры. Каждый из наших сотрудников проходит обучение в группе сознательного лидерства, поэтому они лучше всего подготовлены для того, чтобы конструктивно давать друг другу обратную связь. Мы также сосредоточили ценности нашей компании на внимательности, реальности, ответственности. Когда что-то идет не так, мы используем технику «пять почему», чтобы выявить основную причину.
У каждой компании есть свои ценности и практика. Но открытие двери для конструктивных и честных разговоров может помочь вам разрушить барьеры доверия и установить более тесную связь с членами вашей команды и сотрудниками. Если вы готовы попробовать, вот как:
11 советов по конструктивной критике
Любой может дать конструктивную критику, но для этого важно правильно подойти к сеансу обратной связи. Если вы никогда раньше не практиковали конструктивную критику, попробуйте эти 11 правил и запретов, чтобы ваши отзывы были полезными, конструктивными и дружелюбными.
1. Делайте: используйте «я-утверждения»
«Я-утверждения» — это способ выразить свое мнение, сосредоточив внимание на ситуации, а не на человеке, о котором вы говорите. Я-утверждения начинаются с «Я чувствую…» или «Я думаю…» вместо «Вы сказали…» или «Вы сделали…». ваш опыт. Начав каждое предложение с «я», вы постоянно поясняете, что делитесь своими мыслями и мнениями, а не объективными фактами. Это может помочь уменьшить чувство личной защиты, которое часто возникает при любой критике, и сделать весь сеанс обратной связи более продуктивным.
Пример утверждения «Я»
«Я думаю, вы могли бы использовать больше изображений на своих слайдах. Иногда я провожу время за чтением текста на странице, что меня отвлекает. Что, если вместо этого вы включили только основные темы на каждый слайд?»
2. Не делайте этого: используйте метод сэндвича
Вы, вероятно, уже слышали о методе сэндвича (иногда его называют «сэндвич с обратной связью») — возможно, это самая известная стратегия критики. В методе сэндвича вы начинаете с положительной ноты, упоминаете конструктивную критику, а затем заканчиваете еще одним положительным комментарием.
Несмотря на свою популярность, метод сэндвича не является эффективным способом передачи полезной и конструктивной критики. Поскольку вы размещаете конструктивную критику, у вас мало возможностей сделать ее действенной или обсудить следующие шаги. Вместо этого потратьте свое время на то, чтобы ваши отзывы были как можно более конкретными и полезными, независимо от того, сколько отзывов вы должны дать.
3. Делайте: предоставьте действенную обратную связь
Цель предоставления конструктивной обратной связи — дать человеку то, над чем он может работать. В дополнение к указанию на то, что можно улучшить, хорошая конструктивная критика включает в себя идеи и следующие шаги, которые человек может предпринять для дальнейшего развития своих навыков. Когда вы предоставляете свой отзыв, обязательно уточните, что вы открыты для дальнейшего обсуждения или мозгового штурма, если это будет полезно для человека, которому вы даете отзыв.
Если ваш отзыв бесполезен, не давайте его или подождите, пока у вас не появится что-то действенное, прежде чем доводить его до сведения человека. Без практических советов ваши отзывы будут опасно близки к деструктивной критике, а не к конструктивной помощи.
Пример действенной конструктивной критики
«Мне очень понравилась идея, которой вы поделились во время встречи по маркетинговой кампании. Тем не менее, я думаю, что причина, по которой он не получил такой популярности, как могла бы, заключалась в том, что вы не привязали его к процессу. На вашем месте я бы привел несколько подходящих примеров в поддержку вашего плана».
4. Не делайте этого: публично делитесь своим отзывом
Даже критику в самой лучшей форме может быть трудно воспринять, особенно если человек, которому вы даете отзыв, потратил много времени и энергии на свою работу. Чтобы обратная связь была конструктивной и полезной, вы хотите начать диалог о том, как человек может стать лучше.
Этот тип диалога невозможен, если вы поделитесь своим отзывом публично. Вместо того, чтобы начать разговор, человек может чувствовать себя смущенным, пристыженным или подвергаться личному нападению. Они могут реагировать оборонительно или просто двигаться дальше, не усваивая обратную связь. Убедитесь, что вы находите время, чтобы сесть и поболтать, чтобы разговор был максимально продуктивным. Либо запланируйте время для конструктивной критики, либо используйте для этого регулярно запланированные встречи 1:1.
Лидерство в переменах: обеспечение ясности и укрепление доверия
На этом вебинаре эксперты Asana дают конкретные советы, которые помогут вашей команде справиться с неопределенностью. Узнайте, как помочь сотрудникам сосредоточиться на том, что действительно важно.
Получите информацию
5. Сделайте: включите положительные комментарии там, где это уместно
Тот факт, что сэндвич-метод не является лучшим способом предоставления обратной связи, не означает, что вы не должны давать положительные отзывы. Конструктивная критика не должна касаться только негативных отзывов. Сказать кому-то, что он сделал хорошо, так же полезно. Таким образом, они могут потратить время на оттачивание своих сильных сторон — в дополнение к укреплению своих слабых сторон.
Пример положительной конструктивной критики
«Ваша работа на прошлой неделе была действительно новаторской. Мне понравилось, как вы подошли к отзывам клиентов с новой точки зрения — я чувствую, что вы нашли решение, о котором мы, возможно, и не подумали».
6. Не делайте: форсируйте позитивность
При этом, как вы хотите избежать метода сэндвича, вам также следует избегать форсированного позитива. Смысл конструктивной обратной связи не в том, чтобы делать человеку бессмысленные комплименты, а в том, чтобы помочь ему двигаться вперед и совершенствоваться.
Независимо от того, какую обратную связь вы даете, убедитесь, что вы все обдумываете и действительно имеете в виду. Неискренняя обратная связь может показаться бесполезной и затруднить будущие сеансы обратной связи.
7. Делайте: сделайте из этого беседу
Конструктивная критика бесполезна, если в ней нет аспекта взаимности. Частью использования «я»-утверждений является предоставление обратной связи с вашей точки зрения. Однако человек, которому вы даете обратную связь, может иметь другую точку зрения. Дайте им время, чтобы задать вопросы о том, почему вы чувствуете себя так, а не иначе, и как они могут стать лучше, основываясь на ваших отзывах. Имейте в виду, что лучшая обратная связь — это совместная, а не директивная обратная связь.
Пример того, как превратить конструктивную обратную связь в беседу
«Я чувствую, что вы немного сбились с толку в этом прошлом проекте. Что вы думаете? Есть ли что-то, что вам непонятно в отношении нашего подхода к этому проекту?»
8. Не делайте: Попытка «удивить» обратной связью
Предоставление обратной связи может быть неудобным. Иногда может показаться неловким или неприятным сообщить человеку, что вы хотите дать ему обратную связь — что, если он вступит в разговор, защищаясь, или у него появятся дополнительные вопросы к вам?
Хотя сеансы обратной связи могут быть неудобными, попытка «удивить» кого-то обратной связью может превратить потенциальный момент роста в негативный опыт. Если ваша обратная связь исходит из левого поля, она может разочаровывать, подавлять и заставлять человека чувствовать себя атакованным. Вместо этого обязательно сообщите человеку, что это будет сеанс обратной связи.
9. Делать: своевременно давать обратную связь
Конструктивная критика полезна, если она высказывается относительно быстро после совершения действия. Таким образом, сценарий будет свеж в вашей памяти. Если вы будете ждать слишком долго, ваш отзыв может оказаться менее актуальным, что сделает его менее полезным. Стремитесь дать обратную связь в течение 2-7 дней после возникновения ситуации.
Пример своевременной обратной связи
«Я хотел продолжить презентацию, которую вы представили руководителям в прошлый четверг. Я думал, что ваши слайды были очень четкими, но мне бы хотелось больше времени для вопросов и ответов. Может быть, в следующий раз вы могли бы прислать предварительное чтение, чтобы пропустить первые слайды».
10. Не делайте этого: дайте отзыв, не подумав
Даже если вы хотите дать отзыв своевременно, вы не хотите давать его сразу же, не подумав. Даже если у вас был момент озарения, когда вы поняли, как этот человек может стать лучше, подождите хотя бы день, чтобы убедиться, что эту обратную связь нужно выразить и что вы можете сделать это конструктивно и позитивно. Прежде чем запланировать сеанс обратной связи, спросите себя:
Этот отзыв поможет им стать лучше?
Нужен ли им этот отзыв?
Готов ли я помочь им провести мозговой штурм по улучшению?
Какие дальнейшие шаги человек может предпринять?
11. Делайте: сохраняйте дружелюбный тон и язык тела
В конечном счете, вы предоставляете обратную связь, чтобы помочь человеку стать лучше. Даже если сложно дать обратную связь, убедитесь, что язык вашего тела остается позитивным, а тон — легким.
Поначалу вам может быть неудобно высказывать конструктивную критику, поэтому подумайте над тем, чтобы попрактиковаться в том, что вы собираетесь сказать и как вы собираетесь это сказать. Обратите особое внимание на свой тон и убедитесь, что вы не хмуритесь, не смотрите в глаза и не скрещиваете руки. Даже если вы на самом деле не расстроены, эти сигналы могут усилить защитную реакцию человека и привести к непродуктивному сеансу обратной связи. Если вы даете отзыв удаленно, не забудьте включить видео во время звонка.
Прочтите: Как дать эффективную обратную связь по проекту за 7 шаговПолучение конструктивной критики
Вы научились высказывать конструктивную критику, но как насчет того, чтобы принимать отзывы вместо того, чтобы их давать? Принять конструктивную критику, не защищаясь, может быть очень сложно. Даже если вы концептуально знаете, что человек дает обратную связь, чтобы помочь вам, человеческой природе свойственно чувствовать некоторую оборону, когда вы получаете критику, даже если она полезна.
Надеюсь, этот человек заранее сообщил вам, что будет обратная связь. Когда вы знаете, что у кого-то есть конструктивная обратная связь для вас, вы можете подготовиться к ней и убедиться, что она не застанет вас врасплох.
Даже если вы получаете непроизвольную конструктивную критику, если это не деструктивная критика, попробуйте выполнить следующие шесть шагов, чтобы стать профессионалом в получении критики:
Избегайте немедленной реакции. Отзывы могут активировать нашу реакцию «бей или беги» и превратят теоретически полезный сеанс в испытание, наполненное адреналином. Прежде чем ответить, сделайте глубокий вдох и сопротивляйтесь желанию отреагировать, ответить или поспорить.
При необходимости напомните себе, что конструктивная критика может помочь вам стать лучше. Даже если вы не знали, что будет такой отзыв, постарайтесь помнить, что эта конструктивная критика исходит из ваших интересов.
Слушать, чтобы понять, а не отвечать. Когда кто-то предлагает конструктивную критику, слушайте, не формулируя ответ или оборонительную реакцию на отзыв. Имейте в виду, что человек предлагает обратную связь, чтобы попытаться помочь вам, и постарайтесь выслушать его непредвзято.
Свяжите обратную связь со своей ролью, а не с самим собой. Отзыв кажется личным, потому что мы думаем, что люди нас критикуют. Но в деловой обстановке конструктивная критика обычно основывается на вашей роли. Хорошая обратная связь может помочь вам улучшить свою работу и часто не так лична, как кажется.
Поблагодарите человека, оставившего вам отзыв. Дать конструктивный отзыв сложно. Поблагодарите человека за его энергию и усилия, помогающие вам стать лучше.
Задавайте вопросы, но не оспаривайте отзывы. Хотя вы не должны оспаривать или оспаривать отзыв, вы можете задавать вопросы и обсуждать, как вы можете улучшить. Если вы не готовы задавать вопросы сразу же после получения критических отзывов, это тоже нормально. Назначьте повторную встречу, чтобы поговорить о том, как вы можете улучшить свою работу.
Конструктивная обратная связь укрепляет сплоченную команду
При правильном подходе эффективная критика может проложить путь к более здоровой и сплоченной команде.