Консультация психолога адаптация к детскому саду: Консультация для родителей на тему: « Адаптация детей к детскому саду. Советы и рекомендации педагога-психолога». | Консультация:

Содержание

Психологическое сопровождение при адаптации к детскому саду //Психологическая газета

Статья предоставлена номинантом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года

Каждая семья, имеющая малыша, знает, что наступит время, когда их ребёнок пойдет в детский сад. Все родители по разному готовятся к этому важному событию. Одни изучают информацию по Интернету, другие читают специальную литературу, третьи черпают знания из бесед со знакомыми, у которых дети уже посещают детский сад. Родителей беспокоит, как их рёбенок адаптируется к детскому саду.

«Адаптация» в переводе с латинского – приспособление. Возможности приспосабливаться у ребёнка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами  испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно. Педагоги также находятся в ситуации адаптации: к новым детям, родителям. Поэтому всем участникам необходима помощь психолога.

Коллектив детского сада осознаёт важность этого периода и уделяет проблеме особое внимание. В ДОУ осуществляется психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса в период адаптации детей. Тесное взаимодействие всех специалистов позволяет качественно осуществлять этот процесс. Положительно влияет на течение процесса адаптации вопрос его организации.

Важно сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо организовать здоровьесберегающее пространство в адаптационный период. Создать благоприятный психологический климат и комфортные условия для всех участников в адаптационный период. Повысить психологическую компетентность педагогов и родителей. Организовать щадящий режима адаптации для детей, педагогов и родителей.

На начальном этапе проводится консультация для педагогов по теме «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ».

Огромная работа ведется с семьей. За месяц до открытия группы проходит общее собрание «Адаптация – это серьёзно» для родителей будущих воспитанников, на котором большое внимание уделяется вопросу подготовки ребёнка к поступлению в детский сад и процессу адаптации. Родителей знакомят с условиями и организацией жизни детей в ДОУ, дают понять, что детский сад всегда открыт для них, что здесь работают люди, готовые разделить с семьей заботу о ребёнке.

Адаптация для ребёнка – это стресс. Чтобы привыкание прошло безболезненно, переход ребёнка из семьи в детский сад должен быть  плавным. Психолог объясняет родителям, что необходимо дать малышу возможность привыкать к детскому саду постепенно, начиная в первые дни оставлять ребёнка не более чем на 1-2 часа, постепенно увеличивая время пребывания. Групповой график адаптации составлен так, чтобы каждому ребёнку, пришедшему первый раз в детский сад, можно было уделить внимание.

Психолог знакомит родителей с режимом дня в детском саду и предлагает соблюдать его дома. Маленькие дети очень тяжело переживают смену обстановки, а когда она ещё связана со сменой режимных моментов — тем более. Если ребёнок привыкнет просыпаться, есть, играть и гулять в те часы, когда ему предстоит это делать в детском саду, он будет увереннее чувствовать себя в новой обстановке.

Умение и желание ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками, причём, не только с близкими, но и с малознакомыми очень важно в адаптационный период. Ребёнку будет легче адаптироваться, если он научится знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.

Психологом разработаны буклеты для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Ребёнок идет в детский сад», «Как снять эмоциональное напряжение у детей в адаптационный период» и др. Буклеты содержат информацию о подготовке ребёнка к детскому саду, об организации адаптационного периода.

Педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету с целью изучения социально-психологического статуса семьи, индивидуальных особенностей ребёнка и прогноза адаптации. Важно выяснить проблемы, которые могут возникнуть, и заранее дать рекомендации родителям. Беседует с родителями по поводу возрастных и индивидуальных особенностей детей, дает рекомендации, отвечает на вопросы.

Главное для малышей – безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ. В группе созданы условия для успешной адаптации, чтобы ребёнок  чувствовал себя благополучно среди многих — как дома, где он единственный.

Воспитателями совместно с психологом организован уголок психологического комфорта, где ребёнок может уединиться и отдохнуть. Мягкое покрытие, подушки и мягкие игрушки оказывают приятное расслабляющее действия, что способствуют развитию психических процессов, органов чувств, личностных особенностей. Позволяет быстрее устанавливать эмоционально положительный контакт с окружающим миром. Репродукции с изображением природы, создают эмоциональный комфорт и положительно влияют на психическое здоровье ребёнка.

Отвлечь и успокоить детей после ухода родителей позволяет спокойная музыка. Песенки из любимых мультфильмов, записи со звуками природы поднимают настроение, что очень важно при адаптации ребенка к условиям ДОУ. Дети любят слушать музыку, расположившись на мягких подушках или на диванчике. Они с удовольствием рассматривают фотографии в альбомах книги с яркими иллюстрациями. Лампа-аквариум привлекает внимание детей, они с интересом наблюдают за рыбками, что позволяет отвлечь детей, скучающих о маме.

В группе ребёнка встречает Кузя – мягкая игрушка, которую очень любят дети, она помогает малышу познакомиться с группой и освоиться. Кузя – хозяин группы, каждое утро приветствует детей и является главным героем в играх и на занятиях.

В приёмной оформлен информационный центр для родителей, где все специалисты ДОУ помещают консультационный материал касающийся адаптационного периода. В том числе консультация психолога: «Адаптация — это серьезно» с рубриками: «Готов ли ребенок к детскому саду», «Как подготовиться к важному событию», «Воспитание общительности», «О режиме», «Привыкать к новому легче постепенно», «Первые дни в детском саду», «Техника расставания».

Первые дни – самые трудные. Ребёнок впервые переступил порог детского сада. Его встречают доброжелательные педагоги, которые уделяют внимание каждому ребенку, осуществляется индивидуальный подход. Прием вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями, чтобы каждому можно было уделить внимание. Первые дни малыш находится в детском саду 1-2 часа, ему необходимо  познакомиться с воспитателем. Он должен понять, что воспитатель – совсем как мама. Число часов, проводимых ребенком в группе, постепенно увеличивается, в зависимости от его эмоционального состояния. Таким образом, требуется 3 – 4 недели, чтобы малыш по мере нормализации показателей поведения мог проводить в дошкольном учреждении полный день.

В сентябре родители приходят в детский сад уточняют день и время, когда они приведут ребёнка. Воспитатель знакомится с родителями, выясняет особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы кормления, укладывания спать, узнает имя малыша, которым его называют в семье, его любимые игрушки и занятия, индивидуальные особенности и сложившиеся привычки.

Приглашает родителей в группу и знакомит с групповыми помещениями. Показывает шкафчик, где будет раздеваться ребенок, кроватку, в которой он будет спать.

Согласно индивидуальному графику адаптации ребёнок приходит в детский сад на один час вместе с мамой, знакомится с воспитателем и группой. Воспитатель устанавливает контакт с ребенком, показывает ему игрунки, играет с ним. По окончанию встречи приглашает на следующий день в детский сад, говорит, что игрушки будут его ждать.

Маме предлагается альбом «Здесь вас ждут, здесь вам рады», для рассматривания дома вместе с ребенком. Альбом содержит фотографии из жизни детского сада, для того чтобы родители и ребенок заранее познакомились с детским садом, составили о нем представление, чтобы ребенок шел в детский сад, как в уже знакомое место.

В адаптационный период педагоги под руководством психолога проводят с детьми игры, основная задача которых наладить доверительные отношения с каждым ребен¬ком, подарить малышам минуты радости, пытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду, в игровой форме выразить каждому ребенку доброжелательное отношение.

Инициатором игры всегда выступает взрослый, и главное, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. Педагог вместе с детьми собирает цветы, прячет детей  от дождя под зонтиком, кормит их кашей, дарит всем подарки, называя каждого по имени.

В адаптационный период воспитатели ежедневно знакомят родителей с успехами и неудачами ребенка, сообщают о его самочувствии,  дают рекомендации, обговаривают время пребывания ребенка в детском саду на следующий день. Если у родителей есть вопросы, они могут получить консультацию у педагога-психолога.

В период адаптации за ребёнком наблюдают воспитатели, педагог-психолог и другие специалисты ДОУ. Результаты фиксируются в «Карте наблюдения за ребенком в период адаптации».  В «Карте» оценивается эмоциональное состояние ребенка, его поведение в момент расставания и встречи с родными, аппетит, сон, отношение к предметному миру и игрушкам, речевая и двигательная активность, взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Выстраивается сравнительный график адаптации, определяется степень адаптации, подводятся итоги.

По окончанию адаптационного периода проводится «Праздник знакомств» – знакомство родителей с детским садом и коллективом. Целью, которого является объединение родителей и специалистов детского сада в деле воспитания, образования и развития детей.

Только тесное взаимодействие детского сада и семьи даст положительные результаты в деле воспитания, образования и развития ребенка. Из этого следует необходимость приобщать родителей к жизни детского сада.

Использование эффективных форм взаимодействия в работе семьи и ДОУ, информированность родителей и включенность их в дела детского сада позволят повысить интерес и активность родителей к жизни детского сада в воспитании образовании и развитии ребенка.

Задачи «Праздника знакомств»:

  1. Познакомить родителей: с детским садом; со специалистами, которые на протяжении пяти лет будут работать с детьми; с основными направлениями, целями, задачами и перспективой работы коллектива ДОУ.
  2. Показать родителям:  помещения ДОУ, где и чем занимаются и будут в дальнейшем заниматься дети.
  3. Привлечь родителей к взаимодействию.

Ожидаемые результаты:

  • Активное участие родителей в жизни детского сада.
  • Повышение посещаемости мероприятий, проводимых ДОУ для родителей.
  • Интерес к делам ДОУ.

Подготовка к празднику. Оформление фотогазеты «Наша жизнь в детском саду», видеофильм «Мой день без мамы». Оформление пригласительной открытки на праздник. Родители получают домашнее задание – оформить паспорт семьи.

До начала праздника родители с удовольствием рассматривают фотогазету «Наша жизнь в детском саду»  с фотографиями своих детей, паспорта семьи, знакомятся с играми и пособиями на выставке, специально организованной для них.

Праздник начинается с ритуала приветствия. Психолог проводит игры на снятия напряжения и настрой на совместную деятельность. В программе праздника: визитная карточка детского сада – заведующий ДОУ. Презентация специалистов: старший воспитатель, педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель воспитатель ИЗО, физинструктор рассказывают о своей работе. В заключении родителям дарят на память «Информационный буклет о ДОУ».

Визитная карточка семьи: родители рассказывают о своем ребенке, как прошла адаптация, ожидания от посещения ДОУ.

Вниманию родителей предлагается просмотр видеофильма «Мой день без мамы»: дети на зарядке, коллективные игры детей малой подвижности, индивидуальные дидактические игры. Психолог показывает, как правильно организовать игру с ребенком «Собери пирамидку», «Вкладыши».
Экскурсию-презентацию ДОУ проводит заведующий. Она показывает помещения детского сада, пищеблок, где родителям предлагается дегустация блюд из детского меню и рецепты их приготовления для детей дома. Это очень важно, так как дети с большим удовольствием будут кушать в детском саду знакомые каши, овощные котлеты и рыбные запеканки, которые так редко готовят родители.

После экскурсии музыкальный руководитель проводит фрагмент музыкального занятия: родители вместе с детьми играют и танцуют. Какой праздник без чаепития? Педагоги приглашают детей и родителей в празднично наряженную группу на чаепитие, для которого повара испекли вкусный пирог.

В заключение проводится анкетирование родителей «Удовлетворенность организацией адаптационного периода» с целью изучения плюсов и минусов.  Дальнейшая работа планируется с учетом пожеланий и замечаний родителей.

Сравнительный анализ последних лет показал, что такая организация адаптационного периода, щадящий режим, тесное взаимодействие специалистов ДОУ и семьи позволяет эффективно снизить количество детей с тяжелой степенью адаптации.

В результате психологического сопровождения участников образовательного процесса повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах организации и прохождения адаптационного периода. Получили знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

Благодаря здоровьесберегающей организации пространства снизилась заболеваемость детей, повысилась посещаемость. А главное, в результате такого подхода: 30% детей с легкой, 70% — со средней степенью адаптации и ни одного ребенка с тяжелой. По итогам анкетирования: 54% родителей оценили организацию адаптационного периода на отлично, 37% — хорошо, 9% — удовлетворительно, неудовлетворительных оценок нет.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психологов

1 сентября многие дети пойдут не только первый раз в первый класс, но и в детский сад. А это тот еще стресс как для ребенка, так и для родителей! Что можно сделать сегодня, чтобы избежать проблем при адаптации в детском саду? И что нужно было сделать еще вчера, чтобы этот жизненный этап прошел как можно более безболезненно для всех? Спросили психологов Викторию Корпачеву, Александра Ройтмана, Ольгу Юрковскую и Светлану Шкомову.

Фото: Westend61, gettyimages

Виктория Корпачева, детский клинический психолог:

1. Важно, чтобы малыш четко понимал, что родители любят его безусловной любовью и поддержат в любой ситуации. С самого начала учитесь понимать потребности ребенка, озвучивать его чувства ему же, спрашивать его мнение, когда он уже сможет его высказать. Ведите диалоги на равных! Это сформирует базовое доверие к миру, уверенность в себе, и будет способствовать успешной и легкой адаптации к саду.

2. Адаптация к детскому саду начинается еще до похода в сад. С полутора-двух лет начинайте водить малыша на развивающие занятия: это поможет ему привыкнуть не только к обществу, но и формату занятий, что будет полезным в детском саду.

3. Посещайте детские площадки и развлекательные детские центры. Это снизит у ребенка стрессовое впечатление от большого количества людей в детском саду.

4. После года начинайте практиковать сепарацию от мамы. Завершенное грудное вскармливание, собственная кровать помогут малышу легче адаптироваться к режиму в саду, не испытывать дискомфорт от отсутствия рядом мамы во время дневного сна. Оставляйте ребенка с папой, бабушкой, няней — сначала на полчаса, а потом дольше. Иначе ему будет обеспечен сильный стресс от разлуки с мамой.

5. Играйте с малышом с раннего детства — так он привыкнет к игровой деятельности и сможет сам инициировать игру. Это очень поможет в контакте с другими детьми.

6. За 3 месяца до того, как ребенок отправится в детский сад, начинайте внедрять режим сада. Пусть ребенок ложится в 9–10 вечера и встает в 7:30 утра. Это избавит его от нервного истощения, связанного с ранними пробуждениями.

7. Приучайте ребенка к самостоятельности, сформировав у него навыки самообслуживания: уборка игрушек, одевание, обувание, питание, туалет — все это поможет чувствовать себя уверенно и не паниковать, что у него что-то не получается.

8. Укрепляйте иммунитет: проветривайте комнаты, разрешайте ходить босиком по полу, гуляйте дважды в день. Дети с крепким здоровьем легче проходят адаптацию в саду, чем те, кто после болезни приходят каждый раз «как в первый раз».

9. За полгода до того, как ребенок отправится в детсад, читайте ему психотерапевтические сказки, где по сюжету главный герой ходит в детский сад. Конечно, он должен был очень счастлив от этого.

10. Рассказывайте ребенку о своей работе: малышу важно знать, что, пока он в детском саду, мама и папа тоже уходят на работу. Поэтому он не может оставаться дома.

11. Детский сад — это первый социальный опыт ребенка. Развивайте у малыша социальные навыки: знакомиться, делиться, меняться, играть. Приходя в садик, ребенок должен понимать, что существуют другие дети со своими желаниями, чувствами, к ним нужно прислушиваться.

Светлана Шкомова, психолог, мама 3 детей:

12. Когда мама твердо уверена в своем решении отдать ребенка в сад, это поможет и малышу не нервничать. Сформулируйте для себя аргументированный ответ, почему вам это необходимо.

13. Важно не делать «счастливое лицо», рассказывая о том, что ждет его в саду. Для «домашних детей» детский сад — история не про игрушки и сверстников, а про режим, правила и обучение. Этот процесс потребует от ребенка волевых усилий, а компенсация свободной игрой может быть недостаточной. Чем больше малыш будет знать правды о том, как устроена жизнь в детском саду, тем легче ему будет адаптироваться.

14. Дошкольники живут в настоящем времени, и им сложно оценить, когда мама придет. Зато они осознают факт — когда они находятся в саду, родители их оставляют. Стройте будущее вместе с ребенком! Обсуждайте, как вы заберете его, когда, что вы будете делать потом вместе.

15. Когда моя дочь начинала ходить в садик, я сдавала ей на хранение свои вещи. Она точно знала, что я приду за своей карточкой, ручкой и помадой. А заодно заберу и ее. И, конечно, никто не отменял нежностей — положите ребенку в ладошки и кармашки поцелуйчики, рисунки, записки.

16. Не бойтесь обсуждать с ребенком, что ему не понравилось в детском саду. Только разрешив ему выпустить агрессию, можно заменить ее на интерес и теплые чувства.

17. Не надо бояться детских слез, это выражение недовольства и протеста. Ребенок может не хотеть ходить в детский сад. Этого хотим мы, взрослые. Мы так решили. Можно соглашаться и с чувствами ребенка, и со своим решением. В любом случае хорошо. если ребенок может проявить свои чувства — это лучше, чем молчаливая адаптация, ценой которой будет внутреннее напряжение.

Фото: Engin Akyurt, Pixabay

Ольга Юрковская, психолог, мама 3 детей:

18. Поищите сад, где существуют разновозрастные группы — в таком случае у воспитателя нет одинаковых ожиданий от детей! И этот подход более реалистичный, естественный и адекватный. В нем нет «уравниловки». При таком подходе каждый ребенок видит свои сильные черты и знает, чему он может научиться от старших. Все мои трое детей ходили в одну группу, могли поддержать друг друга и при этом учились взаимодействовать и жить в рамках большого детского коллектива.

19. Выберите воспитательницу, которую можно охарактеризовать словами «добрая тетя». Если дети виснут и липнут на воспитателе, если она относится к ним с любовью и добротой, адаптация пройдет гладко.

20. За полгода-год до того момента, как вы отдадите ребенка в сад, хорошо бы научить его оставаться с няней. Необязательно брать бебиситера на весь день! Даже 2–3 часа, которые ребенок будет проводить с няней пару раз в неделю, дадут ему опыт сепарации от родителей и помогут облегчить адаптацию.

21. Прежде, чем вы впервые оставите ребенка в детском саду, введите его «в курс дела» (лучше, если это будет делать няня) — приводите ребенка на площадку садика в то время, когда гуляют дети его группы, пусть он в «полевых условиях» осваивается, знакомясь с воспитателями и детьми.

22. Когда вы начали водить ребенка в сад, первое время кормите его завтраком дома, чтобы он был не голодным — в этом состоянии он будет чувствовать себя более спокойно. У него будет ресурс для изучения пространства и людей.

23. Отслеживайте по ребенку реакцию на сад: кто-то легко останется сначала на пару часов, потом на полдня, дальше на день. Но если малышу сложно, он просится домой, замедлите темп адаптации. Приводите его на короткое время.

24. Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, хорошо бы, чтобы одну-две недели он ощущал у себя за спиной тыл! Когда в раздевалке ждет няня или мама, и когда малыш знает, что он не остался один на один со всем миром, он адаптируется легче.

Александр Ройтман, психотерапевт, отец 5 детей:

25. «Отдать ребенка в садик» — это не про садик. Это про выстраивание отношений ребенка с родителями. Нет смысла начинать эту историю за две недели или за месяц до похода в сад. Если к трем годам у ребенка выстроены отношения с родителями, есть доверие, любовь, уверенность в себе и в семье — все будет хорошо. Это как в анекдоте: «Скажите, психолог, когда мне начинать воспитывать ребенка?». «А сколько ему?». «Да вот три года будет!». «Вы опоздали на три года!».

26. Отдавайте ребенка в хороший сад. Нет смысла отдавать в плохой, как нет смысла отдавать ребенка, например. в концлагерь. Найдите в подходящем саду лучшего (для вашего ребенка!) воспитателя. Так, чтобы квест «отдать ребенка в садик» был заменен на «отдать ребенка в руки воспитателю», которому вы доверяете.

27. Просто знайте: в хорошем садике ему гарантированы более подходящие по возрасту условия, чем в семье. У меня пять детей, некоторые из них попали в ясли в полгода. И каждый раз мы с женой видели: садик для ребенка нужен и важен. А в каких-то моментах он для него лучше, чем семья.

28. Не рассчитывайте на то, что ребенок будет проводить в саду время «от звонка до звонка», 12 часов. Даже когда адаптация прошла, желательно, чтобы его «рабочий день» заканчивался с тихим часом.

29. Готовьте ребенка к садику с рождения. Создавайте ценность этого места, его интересность. Чтобы он захотел отправиться туда как в большое путешествие: «Есть такое место, где живут дети, где они дружат и разговаривают», «А сейчас в садике кушают, а сейчас в садике отдыхают», «В садике играют не так, как ты сейчас, а вдвоем».

30. Отдавайте ребенка в детсад не потому, что пришло время, а потому, что это естественно. Потому что ребенок этого хочет, а вы готовы его отпустить. Когда события жизни происходят естественно, то происходящее не напрягает, а радует!

Рекомендации — Татьяна Миронова — Мирное воспитание

С момента нашей консультации прошло около полутора недель. Хочу поделиться с вами нашими достижениями. Эта консультация была полезна скорее для меня, чем для моего ребенка.

Итак, я определенно чувствую себя намного лучше. Моей дочери
1 год и 9 месяцев, и я связалась с Татьяной, потому что моя дочь постоянно остро реагировала (истерически плакала) на незнакомцев и новые неизвестные ситуации (например, женщина разговаривала с нами в банке, у нас были какие-то гости у нас или разговор с соседями — мамой с ребенком).

Все, что было вне зоны комфорта моей дочери, встречала плачем
и недовольством.

Если что-то подобное происходило дома, единственным выходом было
кормить ее грудью. Вне дома единственное, что сработало, — это как можно дальше увести ее от источника стресса.

Как я могу помочь своей дочери? Это вообще нормально? Что это такое? Это может быть любой
вообще разные?

Я хотел, чтобы Татьяна помогла мне найти ответы на все эти вопросы, так как я
слежу за ее блогом и смотрю ее видео уже некоторое время, и, как говорится, «это действительно мое дело» .

Я хотел, чтобы Татьяна помогла мне найти способ повлиять на эту ситуацию, никому не навредив, и вот, я нашел ответы на все свои вопросы!

Тем более Татьяна не дает
любые фиксированные инструкции, строгие правила и настройки. Все дело в том, чтобы уметь слушать, задавать правильные вопросы и предлагать свое видение ситуации.

В результате всего за час разговора с Татьяной я так много узнал — до сих пор все это обрабатываю.

Грубо говоря, можно сказать, что мы начали работать над способностью дочери находить покой внутри себя, а не в матери, кормящей ее грудью. Конечно, за неделю чудес не произошло, но есть определенные улучшения, она начинает успокаиваться по-разному.

Мы также работаем над улучшением ее гиперчувствительности, и здесь у нас получается лучше: пару раз она вообще не плакала, пока мы встречались с друзьями на улице, и истерического поведения больше не было
от встречи с незнакомыми людьми с момента консультации вообще.

У меня не было иллюзий — я никогда не думала, что все сразу изменится, к тому же, Татьяна нам тоже так говорила, что это только начало нового курса и мгновенно к лучшему не изменится.

Самое главное, теперь я знаю, что это потенциально может быть и как мне себя вести.

Возможно, я только что разобрался со всеми своими страхами и теперь по-новому смотрю на ситуацию, а может быть, немного изменив собственное поведение, я повлиял на восприятие ситуации моей дочерью. На самом деле это не имеет значения.

Самое главное работает. Большое спасибо! Когда наступит следующий кризис, я обязательно снова обращусь к Татьяне.

Арина и Светлана (1 год и 9 месяцев)

Психолог и психотерапевт Смиляна Груич отвечает на вопросы наших читателей

С желанием оказать поддержку родителям и опекунам в этот сложный период, наш психолог и психотерапевт Смиляна Груич ответит на некоторые распространенные родительские дилеммы. Мы надеемся, что наш новый раздел «Часто задаваемые вопросы о воспитании детей » будет полезен и интересен! Если вы хотите задать вопрос Смиляне Груич, напишите нам в разделе комментариев ниже, и мы включим ответ на ваш вопрос в следующий блог.


1. «У вас есть совет для ребенка, который 5 лет проводит 99% своего времени с мамой и папой и посещение детского сада для него очень травматично, потому что разлука с родителями переживает для него очень тяжело. С другой стороны, педагоги просят оставить ребенка без периода адаптации с родителями».

– Обеспокоенная мама

Дети по-разному реагируют на эту ситуацию. У меня сложилось впечатление, что вас не устраивает, что воспитательница не разрешает вам находиться с ребенком в детском саду, пока ребенок не привыкнет. Я не знаю практики этого детского сада, но так оно и есть. это важно не сдаваться потому что процесс адаптации при следующей попытке обычно тяжелее. Вы должны регулярно водить ребенка в детский сад.

С ежедневным приходом дети усваивают ход действий, и их уход становится рутиной, и тогда эта предсказуемость дает им уверенность.

Поговорите с ними с сострадательной поддержкой . Например: «Тебе тяжело оставаться, ты боишься, что мы тебя не подберем». Прислушайтесь к тому, что ваш ребенок говорит вам, и проявите понимание к его печали, страху, замешательству. Не позволяйте их горю захлестнуть вас. Я знаю, что это нелегко, но вы можете это сделать. Напомните себе, почему ребенку важно ходить в детский сад. Принесите предмет, к которому ребенок эмоционально относится прилагается, напр. любимая игрушка. Перед отъездом хорошо договориться, какую игрушку ребенок хочет взять с собой. Адаптация протекает сложнее, когда ребенок не готов к тому, что его ждет. Сложнее, когда родители сами боятся, что ребенок не будет легко адаптироваться. Дети впитывают этот дискомфорт как губки . Адаптации мешают родители, которые не здороваются с ребенком, потому что им трудно оставить ребенка, а потом долго остаются у входа в детский сад. Адаптация должен быть постепенным , поэтому ребенок не должен быть сразу в детском саду на полный рабочий день.

Желая оказать поддержку родителям и опекунам в этот непростой период, наш психолог и психотерапевт Смиляна Груич ответит на некоторые распространенные родительские дилеммы.

2. «Нашей старшей дочери 4 года. Она начала говорить и ходить в возрасте 11 месяцев, поэтому мы очень быстро стали воспринимать ее старше, чем она есть на самом деле.

Год назад родились близнецы и с этого начинаются все наши проблемы. Она стала проявлять злость и недовольство по каждой мелочи. Я понимаю, что все это элементы для отвлечения внимания, и поэтому мы очень стараемся уделять ей время, как и раньше, но как будто она смотрит на все по-другому». — Мама Елена,

Детям нужен контроль над собственной жизнью, поэтому они удовлетворяют потребность в безопасности . То, как они удовлетворяют эту потребность, может быть трудным для родителей, как в вашем случае. Вашей девочке сложно делиться любовью и она хочет, чтобы все родительское внимание было приковано к ней, чтобы она была лучшей во всем и все делала по-своему. Когда в ее жизнь добавляется появление близнецов, с которыми она должна делить маму и папу, игрушки, внимание, любовь и из-за которых она часто не может делать то, что хочет, ваш ребенок недоволен исходя из того, что вы пишите.

На мой взгляд, ваши проблемы начались, когда вы забыли, что ваш ребенок — всего лишь ребенок.

Я ценю открытость, поэтому я напишу это, у вас были слишком большие ожидания от вашей дочери, что она легко переживет эту новую ситуацию эмоционально. Потому что, ради бога, это показатель интеллекта. Как вы сами видите, возникшие трудности не имеют ничего общего с интеллектом, потому что, когда вмешиваются эмоции, когнитивный потенциал остается в стороне.

Для родителей это очень разочаровывающий период , и вашей маленькой девочке нужно, чтобы вы поняли, что ей не очень легко, когда появились близнецы, и что иногда ей кажется, что все крутится вокруг них и их потребностей, что ее никто не замечает, и что ей надоела вся эта ситуация и что она покажет своим поведением, кто первый из детей войдет в жизнь родителей. Это может быть только точка зрения ребенка, и никто не утверждает, что она верна. И я полагаю, что у Вас есть много аргументов в пользу того, что изложенные утверждения неверны. И я бы поверил тебе во всех них. Но главная героиня этой истории – ваша четырехлетняя девочка. В этом случае то, что она чувствует и переживает, является самым важным для того, чтобы все стало лучше.

Она ищет понимания и готова на все, даже регрессировать на прежние стадии развития, потому что, наверное, все убеждают ее, что ей не о чем беспокоиться и что она все равно самая дорогая, лучшая из всех – хорошо, что малыши не могут мешать и чтобы сказать что-то об этом, они слишком малы.

Вот что можно попробовать использовать в такой ситуации:

  1. Первое самое важное и одновременно самое сложное сохранять спокойствие и помочь ребенку успокоиться;
  2. Избегать навешивания ярлыков, критики и сравнений – это напрямую связано с уверенностью ребенка в себе, а последствия – проявление недопустимого поведения ребенка;
  3. Заметьте и скажите вслух, что вы цените , когда девушка делает что-то отличное от поведения, которое вы не поддерживаете;
  4. Отводите 10 минут каждый день на позитивное внимание – когда дети получают его, они быстро начинают понимать, что за него не нужно бороться;
  5. Когда девушка делает что-то, что является способом решения задачи, удивите ее наградой ;
  6. Будьте образцом для подражания – покажите ребенку, как исправить определенное поведение;
  7. Постарайтесь « услышать », что ей нужно в определенных ситуациях, и вербализуйте это: «Мне кажется, что вы злитесь и хотели бы, чтобы я мог сейчас проводить время только с вами? Я прав?»

«Детям нужен контроль над своей жизнью, поэтому они удовлетворяют потребность в безопасности». Авторское право: HTeam

3. «Самая большая проблема в работе с детьми заключается в том, что дети очень быстро принимают определенные решения. Вопрос в том, как изменить такое быстрое решение?» — папа Борис

Быстро отвечают не только дети. Взрослые в этом тоже мало чем отличаются. Что родители хотели бы, чтобы их дети научились думать и , чтобы свести импульсивность к минимуму, ведь известно, что эти черты оказались не лучшими в жизни. Также, безусловно, важно, чтобы родители научили своих детей терпению. Тот факт, что дети быстро реагируют, также связан с развитием детского мозга.

Мозг ребенка подобен саду, который мы только что начали приводить в порядок.

У детей более активен «нижний» мозг , что делает реакции более быстрыми. «Высший» мозг , которому нужно время для развития, отвечает за обдуманные ответы и правильные решения.

То, как она будет развиваться, зависит, в том числе, от нашего отношения к детям: умеем ли мы устанавливать границы, умеем ли справляться со своими неприятными эмоциями, как реагируем в ситуациях, когда ребенок проявляет неприемлемое поведение» ¦ родительская роль является решающей , потому что от наших реакций также зависит развитие высших отделов мозга, отвечающих за мышление, принятие решений, регулирование эмоций.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts