Коррекция дисграфии у младших школьников
Статья посвящена вопросам коррекции дисграфии у младших школьников. Проанализировано понятие дисграфия. Большое внимание уделяется видам дисграфии и причинам возникновения дисграфии.
Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики.
Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.
Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение» [2].
Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание.
Причины дисграфии у младших школьников:
1. Наследственность.
Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.
2. Функциональные источники.
Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
3. Недоразвитие головного мозга.
Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.
4. Социально-психологическое влияние.
Безусловно, нельзя забывать об этом факторе. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей [3].
Формы и виды дисграфии
Выделение форм заболевания поможет родителям корректно применять упражнения, рекомендованные логопедам. Необходимо знать, что существуют три основных вида этого недуга:
1. Акустический.
Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие.
Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит — лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы.
Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства [1].
2. Моторный.
Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы.
3. Оптический.
Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов.
В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п).
Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга.
Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание.
Виды дисграфии у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации.
Обследование детей на наличие дисграфии
Обследование детей на наличие дисграфии включает в себя:
Проверку устной речи. Особое внимание нужно уделить этому аспекту, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.
Оценку письменной речи. После первого этапа необходимо проверить письмо. Для этого ребёнку предлагают выполнить определённые задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам. По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.
Исследование слуха и зрения ребёнка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.
Самые действенные способы коррекции дисграфии
Здесь будут более подробно рассмотрены самые действенные способы коррекции заболевания:
1. Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
2. Способ Эббигауза. Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.
3. Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
4. Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.
Список использованной литературы:
1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников/ З. Е. Агронович. — СПб. 2017.-180с.
2. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 — 4 классах вспомогательной школы: методическое пособие / В. В. Воронкова — М.: Просвещение,2008.- 187с
3. Фотекова, Т. А., Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов /Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 2012. — 136 с.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Коррекция дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией
%PDF-1. 5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
Лечение дисграфии у детей и взрослых в школе или на дому
Если у вас или вашего ребенка только что диагностировали дисграфию, нарушение способности к обучению, которое влияет на почерк и мелкую моторику, следующим шагом будет поиск приспособлений дома или на рабочем месте. . В зависимости от типа дисграфии — пространственной, моторной или дислексической — трудотерапия также может быть полезна.
Дисграфия неизлечима, и лекарства не помогут. Но проблемы, связанные с письмом и мелкой моторикой, можно решить, особенно если вы начнете рано. Кроме того, понимание родителей, учителей, начальства и друзей может иметь решающее значение для восстановления нарушенной самооценки и оказания поддержки взрослым и детям, живущим с дисграфией, для достижения успеха.
Академические вмешательства при дисграфии
Самое важное, что может сделать школа для вашего ребенка, чтобы помочь ему справиться с симптомами дисграфии, — это снять нагрузку с акта письма, либо требуя меньше писать в целом, либо разрешая альтернативные варианты, такие как набор текста или устная речь. Некоторые полезные изменения в классе могут включать:
[Самопроверка: может ли у вашего ребенка дисграфия?]
– Предоставьте учащемуся дополнительное время на тесты. Ученикам с дисграфией требуется больше времени, чтобы составить слова и буквы — или даже заполнить кружки на экзамене с несколькими вариантами ответов — это означает, что дополнительное время снизит стресс и позволит им более успешно продемонстрировать свои знания.
– Предоставить рабочие листы. Вместо того, чтобы требовать от детей переписывать задачи с доски — что может поставить учащихся с дисграфией в невыгодное положение — учителя должны заранее распечатать рабочие листы, чтобы раздать их всему классу.
– Убрать опрятность как критерий оценки. Низкая оценка за неряшливый почерк может расстроить ребенка с дисграфией и заставить его почувствовать, что его усилия бесполезны. Если почерк ребенка абсолютно неразборчив, ему может потребоваться переход на программы для обработки текстов.
– Сокращение объема письменных заданий. На уроках математики или естественных наук уменьшите количество требуемых задач.
[Скринер: Дисграфия у взрослых]
– Предоставьте учащемуся «экземпляр заметок для учителя». Если это невозможно, учителя могут разрешить другому ученику общаться и обмениваться заметками.
– Разрешить учащимся заменять полные предложения «ключевыми словами», когда это возможно. Это сокращает время, затрачиваемое на борьбу с почерком, и в то же время дает учащемуся возможность правильно ответить на вопрос.
– Создавайте устные альтернативы письменным заданиям. Это может означать разрешение устной версии полных экзаменов или замену краткого рабочего листа кратким устным резюме урока в конце дня.
– Допускаются некоторые орфографические ошибки. Когда это возможно, учителя должны разрешать использование словаря или устройства для проверки орфографии.
[Дисграфия — для этого есть приложение]
– Используйте физические приспособления. Это могут быть ручки для карандашей, стираемые ручки и бумага с выпуклыми линиями, которые помогают учащимся с дисграфией работать над навыками письма. Миллиметровая бумага, которая обеспечивает визуальное руководство по размещению букв и цифр, также полезна. Для больших проектов учащиеся могут использовать плакатную доску Ghostline со световой сеткой.
– Разрешить учащимся использовать компьютеры с программным обеспечением для обработки текста , когда это возможно. В качестве альтернативы учителя должны разрешить учащимся использовать программное обеспечение для планирования, прежде чем писать длинный ответ от руки.
Вмешательства при дисграфии на дому
Особенно в младших классах важно, чтобы вы работали в тандеме с образовательной группой вашего ребенка, чтобы помочь улучшить почерк дома, а также в школе. Вот несколько способов сделать это:
– Научить печатать. Это абсолютно спасительная стратегия для любого ребенка с дисграфией. Инвестируйте в хорошо зарекомендовавшую себя программу набора текста для детей, например, «Инструктор по набору текста для детей» для детей младшего возраста или классическую программу «Мэвис Бикон учит набору текста» для подростков и подростков. Вознаграждайте ребенка за занятия на компьютере — даже по десять минут в день.
– Помогите ребенку лучше держать карандаш или ручку. В ситуациях, когда набор текста невозможен, важно, чтобы ваш ребенок правильно держал карандаш. Хотя она может и не видеть смысла в изменении хвата, правильный хват снизит усталость рук и давление на карандаш, а значит, писать будет легче и менее болезненно. Сегодня на рынке представлено множество видов рукояток для карандашей, которые усиливают рукоятку «тренога», которую должны использовать дети. Тренажер Grotto Grip Pencil Grasp Trainer (pathwaysforlearning.com), разработанный и протестированный эрготерапевтами, часто считается наиболее полезным.
– Поощряйте ребенка диктовать предложения на диктофон, прежде чем записывать их. Это позволит использовать его разговорные навыки и сосредоточиться исключительно на построении букв, не зацикливаясь на грамматике и синтаксисе.
– Будьте писцом для своего ребенка. Почти каждый ребенок с дисграфией сопротивляется любой домашней работе, связанной с письмом, и в результате выполнение даже простых заданий может занять несколько часов. Чтобы усилить желание вашего ребенка писать, снимите с него часть давления, согласившись писать для него — конечно, в ограниченном объеме. Например, при написании абзаца вы можете записать первое предложение так, как его диктует ваш ребенок, и ваш ребенок может написать следующее предложение — и так далее, и так далее, пока задание не будет выполнено. Это сокращает время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, снимает стресс с вашего ребенка и заставляет его заранее планировать следующее предложение и планировать свои мысли.
– Предлагайте ребенку произносить слова по мере их написания. Слуховая обратная связь задействует различные области мозга, помогая учащимся сохранять концентрацию и контролировать свои усилия.
– Упражнения по формированию букв (печатным шрифтом и курсивом). Письма не должны быть идеальными. Они должны, как минимум, быть достаточно последовательными и читабельными. Убедитесь, что ваш ребенок всегда пишет буквы сверху, а не снизу — частая ловушка для начинающих писателей с дисграфией.
– Используйте программу «Почерк без слез» (hwtears.com), которая включает в себя рабочую тетрадь и онлайн-инструменты. Доказано, что он очень эффективен.
– Занимайтесь мультисенсорными упражнениями. Попросите ребенка писать пальцем в воздухе, на песке или красками. Это позволяет тактильному учащемуся «почувствовать букву» и сформировать память на основе ее формы.
– Вставляйте буквы внутри строк, пишите на бумаге с выпуклыми линиями (therapyshoppe.com). Этот тип сенсорной бумаги поможет вашему ребенку понять, как далеко друг от друга находятся линии, что облегчит ему письмо в будущем на обычной разлинованной бумаге.
– Развитие мышечной памяти пальцев. Кендра Вагнер, специалист по обучению, рекомендует этот прием трудотерапии: «Попросите ребенка провести большим, указательным и средним пальцами вверх и вниз по палочке для еды, лежащей на плоской поверхности, как можно быстрее. Только три «захватных» пальца должны касаться палочки для еды».
Вмешательства при дисграфии на рабочем месте
Даже если вы научились компенсировать дисграфию к тому времени, когда достигнете совершеннолетия, приспособления на работе все равно могут существенно повлиять на вашу производительность и общую удовлетворенность работой. Возможное размещение:
– Разрешить использование справочных материалов. Словарь или тезаурус — или расширенное программное обеспечение для проверки орфографии или предсказания слов — могут сделать повседневные сочинения более легкими и читабельными.
– Попросите коллегу или руководителя проверить важные письменные материалы перед их отправкой. В случаях, когда орфографические или грамматические ошибки могут быть восприняты как «непрофессиональные», попросите кого-нибудь еще проверить ваше письмо перед его распространением, это может помочь человеку с дисграфией справиться с тревогой, связанной с письмом.
– Используйте программное обеспечение для преобразования текста в речь. Read & Write Gold широко считается лучшим в своем классе и может помочь сотрудникам использовать превосходные вербальные навыки, чтобы помочь им составить электронное письмо или написать отчет.
– Разрешить сотруднику устно отвечать на вопросы или инструкции. По возможности устное общение должно иметь приоритет над письменным.
– Поставка письменных принадлежностей. Ручки для карандашей, бумага с жирными линиями или другие инструменты могут помочь взрослым с дисграфией справиться с физическим процессом письма.
– Создание компьютеризированных версий общих форм. Если от человека с дисграфией требуется часто заполнять документы, спросите, можно ли перенести их в заполняемый PDF-файл и напечатать, а не писать от руки.
Терапевтическое лечение дисграфии
Вам или вашему ребенку также может быть полезна работа с эрготерапевтом, особенно если у вас серьезные проблемы с мелкой моторикой, связанной с письмом. Трудотерапия чаще всего используется для лечения дисграфии у детей, но некоторые ОТ работают и со взрослыми.
Трудотерапия может включать манипулирование различными материалами для развития силы рук и запястий, выполнение упражнений по формированию букв и отработку скорописи, что может быть проще, чем печать. Простые повторяющиеся движения, такие как вытаскивание колышков из доски и вставка их обратно, могут помочь человеку с дисграфией укрепить силу пальцев, что сделает письмо более легким и интуитивно понятным.
Взрослые с дисграфией, которые в детстве не были диагностированы, могут иметь неразрешенные чувства стыда или гнева, связанные с этим состоянием, и им может быть полезно обратиться к психотерапевту, чтобы обсудить эти сложные эмоции. Независимо от возраста людям с дисграфией важно понимать, что в этом состоянии нет ничего постыдного, а психотерапия может быть полезна для борьбы с неразрешенным гневом и повышения самооценки.
- Фейсбук
- Твиттер
- Инстаграм
- Пинтерест
Предыдущая статья Следующая статья
Дисграфия: признаки, диагностика, лечение
Автор Kelli Miller
В этой статье
- Причины
- Симптомы
- Диагноз
- Лечение 90
Обучение четкому и правильному написанию слов и предложений является основной задачей ребенка в начальной школе. У всех маленьких детей есть некоторые трудности, когда дело доходит до письма или совершенствования чистописания. Но если почерк вашего ребенка постоянно искажен или нечеткий, это может быть вызвано неспособностью к обучению, называемой дисграфией.
Это проблема нервной системы, которая влияет на мелкую моторику, необходимую для письма. Ребенку трудно выполнять рукописные задания и задания.
Страховщики здоровья и большинство врачей называют это состояние «нарушением письменной речи».
Причины
Ученые не уверены, почему дисграфия возникает у детей. У взрослых это иногда связано с травмой головного мозга, например, с инсультом. У детей это расстройство обучения обычно возникает вместе с другими нарушениями обучаемости, такими как СДВГ и дислексия.
Симптомы
Дети с дисграфией имеют нечеткий, неправильный или непоследовательный почерк, часто с разным наклоном, формой, прописными и строчными буквами, курсивом и шрифтом. Они также склонны писать или копировать вещи медленно.
Родители или учителя могут заметить симптомы, когда ребенок впервые начинает писать задания в школе. Другие признаки дисграфии, на которые следует обратить внимание, включают:
- Скованность хватки, которая может привести к боли в руке
- Трудность расставить предметы на бумаге или в пределах полей (плохое пространственное планирование)
- Частое стирание
- Несоответствие интервалов между буквами и словами
- Плохая орфография, включая незаконченные слова или пропущенные слова или буквы
- Необычное положение запястья, тела или бумаги при письме думать одновременно. Творческие письменные задания часто особенно сложны.
Диагностика
В первую очередь педиатр должен исключить любые другие заболевания или состояния, которые могут вызывать трудности с письмом.
Лицензированный психолог, прошедший обучение по расстройствам обучения, может диагностировать дисграфию. Это может быть школьный психолог вашего ребенка. Специалист даст вашему ребенку академические и письменные тесты, которые измеряют его способность выражать мысли словами и его мелкую моторику. Например, их могут попросить постучать пальцами или повернуть запястье определенным образом.
Вашего ребенка также могут попросить написать предложения или скопировать слова и буквы. Специалист посмотрит их:
- Готовая работа
- Положение рук и тела
- Захват карандаша
- Поза
- Процесс письма
Лечение
От дисграфии нет лекарства. Лечение варьируется от ребенка к ребенку и зависит от того, есть ли у них какие-либо другие нарушения обучаемости или состояния здоровья. Лекарства, используемые для лечения СДВГ, помогли при дисграфии у некоторых детей, страдающих обоими состояниями.
Как я могу помочь своему ребенку?
Вот что вы можете попробовать:
- Попросите ребенка использовать бумагу с широкими линейками, миллиметровую бумагу или бумагу с выпуклыми линиями, чтобы облегчить выравнивание букв и слов.