Космополитизм в ссср: Космополитизм в СССР – начало компании по борьбе, причины. к чему привела кратко

Космополитизм в СССР – начало компании по борьбе, причины. к чему привела кратко

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 66.

Обновлено 29 Ноября, 2022

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 66.

Обновлено 29 Ноября, 2022

Кампания против космополитизма в Советском Союзе стала одним из явлений в жизни общества послевоенного периода. Космополитов обвиняли в «низкопоклонстве перед Западом», это определение применялось к советским евреям. Начало кампании связано с победой в Великой Отечественной войне, подъёмом патриотических чувств и работой пропаганды, которая создавала образ врага — американских империалистов снаружи и «безродных космополитов» внутри страны.

Идеологический курс послевоенных лет

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны произошло ухудшение отношений с бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции — США и Великобританией.

Рис. 1. Борьба с космополитизмом в СССР.

Выступление Черчилля в начале 1946 года в Фултоне стало толчком к Холодной войне. В августе 1946 года появилось постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», а 26 августа ещё одно постановление, которое касалось репертуара театров.

Они оба были связаны с произведениями и постановками, которые проповедуют буржуазную идеологию и мораль, заискивание перед Западом, дух низкопоклонства.

В 1947 году последовали «суды чести» над рядом учёных, которых обвиняли в антипатриотических и антигосударственных поступках. В 1948 году был расформирован Музей нового западного искусства.

В январе 1948 года началась борьба с безродным космополитизмом, а само выражение впервые прозвучало в выступлении члена Политбюро Андрея Жданова, который считал, что интернационализм рождается там, где цветёт национальное искусство.

Далее последовала статья партийного деятеля Александрова в журнале «Вопросы философии» о том, что космополитизм является идеологией империалистической буржуазии.

К космополитам стали относить покойных Троцкого, Бухарина, Милюкова, а также власовцев.

Одним из проявлений борьбы стало осуждение учёных, которые хотели печататься в иностранных журналах, а также ставить в своих работах ссылки на зарубежных авторов. Иностранные научные журналы стали поступать в спецхраны.

Рис. 2. Борьба с космополитизмом при Сталине.

Проявления борьбы с космополитизмом

Под удар кампании попали архитекторы и, например, литературоведы, которые были сторонниками теории о «странствующем сюжете», а также историки-норманисты и специалисты по Хазарскому каганату.

Внешнеполитической курс молодого государства Израиль в 1948 году стал причиной роста уровня антисемитизма в СССР. Еврейский антифашистский комитет вскоре был распущен из-за обвинений в антисоветской пропаганде. Были закрыты также некоторые еврейские музеи, например в Вильнюсе, Биробиджане и Тбилиси. На Московском радио прекратились передачи на идише и к концу 1949 года закрылся последний еврейский театр.

Борьба с космополитизмом в СССР коснулась не только театра и литературы, но и естественных наук. В 1948 году была начала кампания против вейсманизма-морганизма, то есть представителей классической генетики, которой противопоставили мичуринскую агробиологию.

В 1949 году кампания прекратилась появлением в газете «Правда» статьи о том, что космополитизм является идеологическим орудием американской реакции.

Со стороны государства органы пропаганды возглавляли Михаил Суслов и Дмитрий Шепилов. Последний в начале 1950-х годов стал руководителем коллектива по написанию первого в СССР учебника по политэкономии и с ноября 1952 года — главным редактором газеты «Правда».

Рис. 3. Суд чести в СССР.

Что мы узнали?

Для понимания истории СССР рубежа 1940–1950-х годов следует понимать, к чему привела борьба с космополитизмом и как она поэтапно происходила в естественных и гуманитарных науках. Кратко подытоживая, последствием такой кампании стала изоляция советского населения от внешнего мира, борьба также негативно повлияла на развитие советской науки и культуры.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 66.


А какая ваша оценка?

Космополитизм ключевая причина уничтожения СССР

22 октября 2019

Аргументы Недели

Корыстный мотив, судя по всему, не был причиной поступков организаторов «перестройки», главным двигателем перемен была идеология, именно левая, социал-демократическая идеология. Ее носителями были сторонники «перестройки», заряженные на ликвидацию социализма и СССР. Таких людей называют глобалистами, хотя ранее в СССР их называли космополитами.

Фото: Аргументы НеделиАргументы Недели

Советские космополиты поддерживали идеи западных космополитов (глобалистов) для создания мирового правительства, планетарного государства. В октябре 1947 года выступая на Генассамблее ООН ученый Альберт Эйнштейн прямо призвал к созданию мирового правительства, об этом он рассказал в своей речи, вот ее отрывки:

Видео дня

«Будучи единственным органом, способным смело и решительно проявлять инициативу, Организация Объединенных Наций должна действовать максимально быстро, чтобы создать необходимые условия для международной безопасности, заложив основы для реального правительства мира.»

В завершающей части речи Эйнштейн заявил о том, что СССР главное препятствие на пути осуществления этих замыслов:

«Конечно, будет оппозиция. Ни в коем случае нельзя быть уверенным, что СССР, который часто представляется главным противником идеи мирового правительства, сохранит свою оппозицию, если будет сделано справедливое предложение, обеспечивающее реальную безопасность. Даже если предположить, что Россия сейчас против идеи мирового правительства, как только она убедится, что мировое правительство, тем не менее, делает все, чтобы ее позиция изменилась. Затем она может настаивать только на необходимых гарантиях равенства перед законом, чтобы не оказаться в постоянном меньшинстве, как в нынешнем Совете Безопасности.

Тем не менее, мы должны предположить, что, несмотря на все усилия, Россия и ее союзники могут посчитать целесообразным держаться подальше от такого мирового правительства. В этом случае, и только после того, как будут предприняты все усилия для того, чтобы заручиться сотрудничеством России и ее союзников, другие страны должны будут действовать в одиночку.

Чрезвычайно важно, чтобы это частичное мировое правительство было очень сильным и включало, по меньшей мере, две трети основных промышленных и экономических районов мира. Такая сила сама по себе позволила бы частичному мировому правительству отказаться от военной тайны и от всех других действий, порожденных отсутствием безопасности.»

Далее он излагал так:

«Чтобы достичь конечной цели — единого мира, а не двух враждебных миров — такое частичное мировое правительство никогда не должно выступать в качестве союза против остального мира. Единственный реальный шаг к мировому правительству — это само мировое правительство.

В мировом правительстве идеологические различия между различными составными частями не имеют серьезных последствий. Я убежден, что нынешние трудности между США и СССР не связаны в первую очередь с идеологическими различиями. Конечно, эти идеологические разногласия вносят свой вклад в и без того серьезную напряженность.

Но я убежден, что даже если бы США и Россия были обеими капиталистическими странами — или коммунистами, или монархистами, в этом отношении — их соперничество, конфликт интересов и ревность привели бы к напряжениям, аналогичным тем, которые существуют сегодня между двумя странами.

Организация Объединенных Наций сейчас и мировое правительство в конечном итоге должны служить одной единственной цели — обеспечению безопасности, спокойствия и благополучия всего человечества.»

При Сталине вели суровую борьбу с космополитизмом, но она закончилась при Хрущеве, который стал идти на сближение с западом в политическом и культурном аспекте. В СССР стали глубже проникать западные ценности, новому молодому поколению открывались «достоинства» буржуазных государств, устраивались в Москве международные фестивали, ставшие для людей «окном» на запад.

Все это шло трансформируя сознание множество людей в анти-советское русло. Вот это поколение «оттепели» выросло и пришло к власти в середине 1980-х годов.

Источник: https://aizen-tt.livejournal.com/578019.html?utm_source=interesting

Другое,Альберт Эйнштейн,КПРФ,Генассамблея ООН,ООН,

ЙИВО | Антикосмополитическая кампания

Содержание

Эвфемизм для виктимизации еврейской интеллигенции в поздние сталинские годы. Антикосмополитическая кампания началась не как антиеврейское наступление, а скорее как сопутствующая политике пропаганды «советского патриотизма», которая в первые послевоенные годы диктовала искоренение посторонних влияний в культуре и обращение вспять относительного идеологического расслабления. военных лет. Эта тенденция была другой стороной изоляционизма, который поощрял Советский Союз, когда он устанавливал железный занавес.

Новое течение было провозглашено выступлением в августе 1946 года секретаря ЦК КПСС Андрея Жданова, за которым последовали три постановления о том, что «коммунистическая мораль» является единственным критерием и директивой культурной деятельности. Последующая политизация всех форм искусства быстро распространилась на другие области, особенно на высшее образование, науку и средства массовой информации. Он включал в себя широкий шквал «критики и самокритики» с несколькими целями: действия и работы, которые казались «неуместными» для советской действительности и ее вызовов; «преклонение» перед Западом и его культурными и научными ценностями и достижениями; и «буржуазный национализм», хотя он, казалось бы, является антитезой космополитизму, который по своей сути универсален и потому антинационалистичен.

Нападки на еврейских «космополитов» получили широкую огласку. Он был инициирован в середине декабря 1948 года на XII пленуме правления Союза писателей, где еврейские драматурги были представлены как представители «враждебной группы», стремящейся скрыть «антипатриотические взгляды». В конце января 1949 года редакционная статья «Правды » обрушилась с критикой на тех же самых критиков, эмиссаров «безродного космополитизма», которым было чуждо «чувство советской национальной гордости» и которые искали изъяны в патриотических и политически целеустремленных произведениях. Партийная критика, говорилось в статье, «раздавит/раздавит носителей чуждых народу взглядов». Другие газеты и журналы были посвящены еврейским критикам, литературным деятелям и интеллектуалам, неоднократно обвиняя их в «формализме», «эстетизме», «преклонении» перед Западом, отрицании достижений советской и дореволюционной русской культуры, чуждости и пренебрежении к ней. Русская нация и ее черты.

Группа людей, выделенная в ходе этого нападения, была однородной по своему этническому происхождению, а не по своим идеям. Хотя среди обвиняемых в космополитизме были и неевреи, национальный характер «космополитов» как группы был очевиден. Более 70 процентов людей, чьи имена фигурировали в прессе в этом контексте в феврале и марте 1949 года, были евреями. Кампания подчеркивала этническое еврейство большинства ее жертв, отсутствие у них корней в Советском Союзе, в культурную жизнь и институты которого они обманным путем проникли, а также их «клановую принадлежность» и «племенную солидарность».

Когда еврейские «космополиты» использовали псевдонимы, звучащие не по-еврейски, оригинальные имена или отчества приводились в скобках, чтобы подчеркнуть их этническую принадлежность. Средства массовой информации также часто использовали еврейские фамилии в качестве собирательных номенклатур — Юзовские и Гурвичи, Борщаговские, часто переводя первую букву в нижний регистр. Еврейская «безродность» подчеркивалась такими фразами, как «без родных и близких» и «безпаспортные бродяги». Предположительно групповой фаворитизм позволил этим евреям занять влиятельные позиции в советской культурной жизни, издательствах, профессиональных журналах и элитных ассоциациях.

К середине февраля 1949 года кампания превратилась в широкомасштабную операцию по подстрекательству и чистке. В центральных и местных СМИ сообщалось о многочисленных партийных собраниях, на которых секретари профессиональных активов (руководящих групп) и ячеек осуждали своих сверстников за проявления космополитизма в литературе, театре, музыке, архитектуре, естественных науках, высшей школе и множестве другие поля. Последовали частые и обширные кадровые перестановки в учреждениях; обвиняемые были сняты со своих постов и профессиональных организаций и исключены из партии, а их произведения более не публиковались.

Кампания распространилась на советские республики и, действительно, вдоль и поперек страны. Секретарь Союза писателей Украины Александр Корнейчук остановился на том, как космополиты издавна стремились помешать расцвету украинской культуры, осыпая ложью и клеветой «нашу национальную гордость», поднимая «поганые головы» на великих писателей украинского народа. Этим «бездомным» космополитам, «эстетизирующим дегенератам», помогали их московские собратья, «пигмеи», которые стремились «оклеветать произведения украинских писателей в глазах русского читателя» и очернить роль украинцев как « первыми следовать за своим старшим братом, русским народом, по пути великого Октября» и задача украинских художников в развитии «всего лучшего, что каждая национальная культура братских народов нашей Родины несет трудящимся народам весь мир. »

Время от времени «космополитов» критиковали за их интерес к еврейским темам — явное свидетельство их антисоветских настроений. В одной статье в «Литературной газете » утверждалось, что авторы проекта глоссария литературы народов Советского Союза для второго издания «Большой советской энциклопедии » (Большая советская энциклопедия) уделили еврейской литературе слишком много места. . Более того, авторы обращались ко «всей еврейской литературе», не делая различий между странами и режимами, «ставя советских писателей в один ряд с современными архибизнесменами Америки, Палестины и других стран». Другая статья подвергла резкой критике 1948 книга лет жизни, Александра Исбаха (псевдоним Исаака Бахраха) за повествование о детстве и юности еврея, обвинение его в «прославлении» еврейской религии и пропаганде сионизма. Критика обрушилась и на издательство книги, где «работали люди без родных и близких и без происхождения, антипатриотичные левины, данины и проч.».

Так же, как в конце января 1949 года кампания довольно внезапно набрала обороты, в конце марта она без объяснения причин изменила курс. Еврейская интеллигенция, ученые и представители свободных профессий продолжали подвергаться цензуре и чистке, но их еврейство больше не подчеркивалось, а самые грубые и вопиющие проявления антисемитизма были исключены. В то время как «космополит» оставался однозначным предателем, кампания сместилась на более широкие идеологические вопросы, связанные с «холодной войной» и межблоковыми противостояниями.

Причины смены акцентов неясны даже в архивных материалах, обнаруженных в конце 1980-х и на протяжении 1990-х годов. Антиеврейский мотив мог быть раздут как прикрытие масштабных чисток, связанных с ленинградским делом, против члена Политбюро и секретаря ЦК, а также других высокопоставленных чиновников, так или иначе связанных с Ленинградом, и пик пришелся на период с середины января по середину марта 1949 года. Возможно, он также был призван завоевать популярность среди определенных слоев населения для борьбы режима против интеллигенции. Внезапное прекращение антиеврейского акцента, возможно, можно объяснить приближением Всемирного конгресса мира, который должен был положить начало Всемирному движению за мир в Париже в апреле и, вероятно, продиктовал определенное смягчение антиеврейского оттенка кампании. Какой бы ни была мотивация, это изменение не было спонтанным, а, как и яростная антиеврейская позиция в предыдущие два месяца, исходило от высшего советского руководства. Причем метаморфоза была формальной, а не предвещающей каких-либо качественных изменений. Действительно, антикосмополитическая кампания сохранилась в сдержанной форме, вновь разгоревшись в связи с «делом врачей» в 1919 г.53 незадолго до «разоблачения» сюжета.

Бенджамин Пинкус, Советское правительство и евреи, 1948–1967 (Кембридж и Нью-Йорк, 1984), гл. 4; Яаков Рой, Советское принятие решений на практике: СССР и Израиль, 1947–1954 (Нью-Брансуик, Нью-Джерси и Лондон, 1980), гл. 7; Сталин и космополитизм, 1945–1953: Документы . М., 2005.

Одесский космополитизм и загробная жизнь империи

Принята работа:

Одесский космополитизм и загробная жизнь империи
Таня Ричардсон (Университет Уилфрида Лорье)

Краткий реферат:
Самобытность Одессы в советское и постсоветское время объясняется ее космополитичностью. В статье обсуждается преемственность и изменение значения космополитизма в создании уникальности Одессы, исследуются различия между ними и современные исследования по этому вопросу.
Подробный реферат статьи:

Уникальность Одессы — украинского порта на Черном море — по сравнению с другими городами Украины и России объясняется качествами, которые можно определить как «космополитичность». Сегодня и жители, и нерезиденты твердят, что Одесса «интернациональная», «многонациональная», «еврейская», «толерантная», но «не украинская». Тем не менее, 19Задокументированная историками «космополитическая» Одесса ХХ века коренным образом преобразилась под воздействием катаклизмов истории ХХ века. Город потерял половину своего населения в результате революции и гражданской войны. Создание Советского Союза резко сократило экономическое значение Одессы и ее связи с миром. Вторая мировая война уничтожила еврейское население, оставшееся в оккупированной Одессе, а последующая советская политика депортировала немцев и татар за сотрудничество с нацистами. Между тем послевоенная сталинская кампания против космополитизма была нацелена на евреев и явно отрицала контакты с внешним миром и ориентацию на него, в результате чего космополитическое прошлое Одессы было, по крайней мере официально, очернено и подавлено.

В статье исследуется, как космополитические качества Одессы — как с точки зрения специфических практик, так и образов дореволюционного города — способствовали формированию города как «иного пространства» в позднесоветский и постсоветский периоды. Рассматривая космополитизм одесситов как проявление загробной жизни Российской и Советской империй, статья подчеркивает преемственность и разрывы в практиках и воспоминаниях, благодаря которым Одесса создавалась как уникальное место по отношению к Советскому Союзу и Украине.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts