Функция «id», функция «ego», функция «personality», Гештальт Терапия – Гештальт Клуб
В Гештальт-подходе self функционирует в трех режимах: как «id», как «ego» и как «personality».
Функция «id» связана с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Так, «id»-функция указывает мне на то, что я голоден, подавлен или расслаблен, «id»-функция проявляется в моих автоматических действиях: когда я дышу, хожу и даже вожу машину, думая при этом совсем о другом. Мой «id», как бы руководит мной почти без моего ведома.
Функция «ego», в отличие от «id», — это активная функция выбора или сознательного отказа: я сам с полной ответственностью за мои собственные действия ограничиваю или расширяю контакт с окружающей меня средой, исходя из осознания моих собственных потребностей и желаний.
Функция «personality» — это представления субъекта о себе самом, его собственный образ самого себя, позволяющий ему признать свою ответственность за то, что он ощущает, и за то, что он делает. Именно функция «personality» моего self определяет то, как я интегрирую мой предыдущий опыт, как я усваиваю то, что происходит со мной в жизни, именно она формирует у меня чувство того, кто я есть.
В этих трех своих функциях self проявляется в разное время с разной интенсивностью или степенью выраженности: так, иногда я сам себя не узнаю, действуя не свойственным мне образом, когда на меня находит плохое настроение.
А в другое время мой self растворяется в интенсивной конфлуэнции: во время танца, экстаза, оргазма… или наоборот, с наступлением состояния внутреннего «недеяния», «творческой пустоты», предшествующего возникновению следующей, новой фигуры, которая в свою очередь мобилизует мое внимание.Психоз, невроз и психическое «здоровье»
Психоз, согласно Гудману, можно было бы определить как нарушение функции «id»: у субъекта нарушены чувствительность и восприимчивость к перцептивным (идущим извне) и проприоцептивным (идущим из организма) возбуждениям: он нечетко реагирует как на запросы внешнего мира, так и на свои собственные потребности. Он отрезан от реальности — «творческое приспособление» организма к окружающей его среде отсутствует.
Невроз проявился бы как потеря функции «ego» или функции «personality»: субъект затрудняется, или оказывается неспособным выбрать адекватный способ поведения. При этом функция «id» продолжает воспринимать окружающий мир и внутренние потребности, но ответ «ego» оказывается неудовлетворительным: творческое приспособление поведения не согласуется со значимой «иерархией потребностей». Ответы на эти потребности остаются нереализованными. Итак, невроз предстает как совокупность устарелых или анахроничных реакций, нередко застывших в виде «структуры характера», воспроизводящей модели поведения, усвоенные когда-то раньше и в другом месте. Следующим образом в самом сжатом виде можно было бы обобщить гипотезы разных авторов по поводу этиологии невроза:
— по Фрейду: подавление либидных импульсов, запрещенных суперэго;
— по Райху: социальный запрет на проявление половых генитальных импульсов;
— по Хорни: временное экономическое решение (ставшее анахроничным), приносящее максимум вторичных выгод в вызывающей напряжение ситуации;
— по Перлзу: накопление неудовлетворенных потребностей, или незакрытых Гештальтов;
— по Гудману: потеря функции ego процесса творческого приспособления.
Нормальная плавность потока эмоций, мыслей и гибкость поведения в ходе беспрерывной смены контактов и отступлений на всем протяжении цикла опыта оказываются нарушенными.
Состояние «здоровья», по Перлзу,
характеризуется стабильностью процесса внутреннего
гомеостаза (поддержания жизненного биохимического равновесия)
и
Иллюзия выбора или как работает Ego-функция, Гештальт Терапия – Гештальт Клуб
Иллюзия выбора или как работает Ego-функция
— Автор статьи: Макс Пестов
Макс Пестов
Гештальт Терапия — 21 декабря 2015 в 1:54
В этом тексте я поделюсь некоторыми соображениями об особенностях работы Ego-функции в рамках представления о теории Self.
Для начала определимся с терминологией. Концепция Self является специфическим понятием гештальт-терапии. Self не является синонимом понятия самости в психоаналитическом представлении — это не некоторое сущностное ядро, являющееся результатом ранних идентификаций, а скорее процесс их присваивания. Self имеет свою структуру, которая не является фиксированной, а возникает только в процессе контакта, поэтому лучше говорить о функциях Self, чем о ее частях. Self это совокупность процессов, обеспечивающих протекание контакта организма со средой. Это тот уникальный стиль взаимодействия личности со своим окружением, который в момент здесь-и-сейчас определяет ее интенциональность и включенность, маркирует выход за пределы индивидуальности и готовность приобретать новый опыт.
Self состоит из следующих функций. Функция Id отвечает за проявления телесности. Мы знаем, что любые психические феномены начинаются в теле, человек погружен в непрерывный поток недифференцированных телесных ощущений, из которых впоследствии формируется фигура потребности. Рersonality связывает единичный опыт, полученный функцией Id, в связную картину и является его результатом, то есть более или менее целостной идентичностью. Здесь мы наблюдаем не просто известную бинарную оппозицию между эмоционально-чувственным полюсом и когнитивным. Через отношения Id и Personality становится ясно, что не все случившееся может быть ассимилировано как опыт и не ко всему, что может стать опытом имеется открытость. То есть эти две функции обладают способностью ко взаимному влиянию.
Самой загадочной в этой троице является функция Ego. В традиционном понимании под ней понимают функцию выбора, или принятия решения о том, что такое хорошо и что такое плохо, то есть последовательно отождествление и разотождествление с теми объектами среды которые подходят для удовлетворения потребности Id. Другими словами, субъект ориентируется в своем окружении с помощью функции Ego, которая является своеобразной стрелкой компаса, указывающей правильное направление. Причем если стрелка компаса всегда ориентирована на север, то в психическом компасе, который осуществляет
сознательныйвыбор, север может оказываться где угодно. Другими словами, сознательный выбор далеко не всегда является адекватным и, более того,, окончательным.
Такое понимание работы функции Ego как последовательное сравнение потребности с тем, что может предложить мир для того, чтобы выбрать из его многообразия наиболее релевантный ответ, хорошо подходит для описания простых решений — из какой чашки я буду сегодня пить: красная нет, черная нет, желтая да — но совершенно не годится для чего-то более сложного, особенно если это касается невротической ситуации. То есть такого выбора, который нуждается в учете двух противоположных тенденций, одна из которых к тому же является неосознанной. В результате мы можем наблюдать ситуацию, когда сознательный выбор не просто не приносит удовлетворения, но и является источником психических страданий, поскольку сознательно выбрать еще не значит поддерживать именно это.
Поэтому здесь я хочу сделать маленькое, но важное замечание. Ego это не функция выбора, это функция опознавания выбора, который уже сделан в недрах функции Id. Другими словами, выбор всегда делается неосознанно. Подобно тому, как осознавание потребности осуществляется в конце фазы преконтакта, так и выбор делается до того, как заработает функция Ego. Которая на самом деле или позволяет осознать, как этот выбор был сделан или в худшем случае, придумывает новый выбор который не имеет отношения к насущной потребности. Мы не выбираем, что нам хотеть, но обнаруживает, что уже хотим.
Для иллюстрации этой идеи можно провести простой мысленный эксперимент. Все мы хотя бы раз в жизни подбрасывали монетку для того, чтобы сделать выбор в равнозначных по ценности ситуациях. Некоторые из нас при этом испытывали легкое чувство иррациональной досады и облегчения, если делали еще одну попытку. Другой широко известный пример — сопротивление. В сопротивлении важно не сознательное обоснование, а избегание осознавания некоторых более важных процессов.
Большая часть сложных выборов делается неосознанно, однако при этом выбор считается состоявшимся, поскольку он дополняется сознательной моделью, которая искажает базовое решение. Если бы все выборы были сознательными, тогда модель невроза не могла бы выполнять свою регулирующую функцию. Таким образом, функция Ego скорее принимает решение о том, что делать с выбором, который уже осуществился.
Есть мнение, что свобода это осознанная необходимость. Я бы
сказал, что свобода это предельная необходимость, когда я не могу
не быть тем, кем я являюсь. Свобода это естественное состояние
принужденности не изменять себе. Так же обстоят дела и с выбором.
Выбор не может быть произвольным и если он становится таковым, то
это не выбор, а обман, избегание того выбора, который не состоялся.
Для выбора необходимо, чтобы субъект был
захвачен
Гештальт-терапия работает со слабостью Ego-функции, которая становится предсказуемой, с одной стороны, и излишне самонадеянной, когда берет ответственность за выбор на себя, с другой. Фукнция Ego может сводить спонтанность контакта к контролируемому повторению и в этом месте возможность делать выбор исчезает. Тогда функция Ego нуждается в деконструкции и перезагрузки.
источник и другие текстысточник и другие тексты
Теги: selfidego
1
Нравится: 1
0 7187 0
Пожаловаться
Ваше сообщение
функций эго | Encyclopedia.com
Зигмунд Фрейд, а позднее Анна Фрейд, возложили на Эго задачи, связанные с управлением инстинктами и защитой от них. Некоторые из их последователей, в том числе Роберт Уолдер (1936), рассматривали эти задачи как «функции», которые должно было выполнять эго. Таким образом, в конечном итоге были выделены такие функции, как интеграция, синтез и т. д. Согласно Хайнцу Хартманну, эго следует оценивать по тому, как оно выполняет эти функции.
Трудно сказать, какова могла быть примитивная функция Эго, но с исторической точки зрения самосохранение есть не только функция Эго, но и самостоятельный инстинкт, происходящий из Эго, короче говоря , инстинкт эго. Фрейд впервые представил концепцию инстинкта эго в работе Beyond the Pleasure Principle (1920g), где он также разработал свою теорию инстинкта смерти. Короче говоря, инстинкт самосохранения можно подразделить на положительные тенденции, управляемые либидо или Эросом, и отрицательные тенденции, подчиненные инстинкту смерти. Это описание функций Эго, которое сам Фрейд всегда считал лишь спекулятивной гипотезой, никогда не принималось более чем горсткой аналитиков, даже среди тех, кто допускал существование агрессивных и деструктивных инстинктов.
В психоаналитической психологии эго 2005 года эти вопросы перестали иметь большое значение. Эго, описываемое с точки зрения его функций, больше не рассматривается таким же образом. Правда, англо-американский психоанализ признает понятие влечения к смерти, но англо-американское его использование несколько отличается от фрейдовского.
Одной из основных функций эго, согласно Фрейду, является синтез всех импульсов и энергий тела и разума. Этот синтез полностью зависит от сила двух психических сил: либидо и разрушительного, или инстинкта смерти. Начнем с того, что Фрейд (1930а, с. 117) принял антитезис Фридриха Шиллера о любви и голоде, где любовь эквивалентна либидо и голоду, обозначающим инстинкт самосохранения. В 1920-е годы Фрейд заменил эту идею постулированием синтетической функции эго.
Еще одной важной функцией Эго была защита и сигнализация об опасности. Опасность может исходить изнутри (от Ид), извне (от реальности) или даже от Суперэго. От этих угроз эго может защищаться различными способами, в зависимости от индивидуума. Среди защитных функций эго были идентификация с агрессором, забывание, отрицание и вытеснение. Распознавание, размышление и, прежде всего, действие также были функциями эго, однако эго могло чувствовать боль, как в состоянии печали или радости, и, таким образом, служить вектором эмоций. Телесное эго, как место разрядки инстинктивных импульсов, могло попасть под влияние инстинктов, что могло привести к кратковременным депрессиям или хроническим психическим заболеваниям.
Фрейд считал, что, как правило, эго является доминирующим психическим агентом, пока оно функционирует нормально. Сбой эго, напротив, приводил к глубокой тревоге, и чем слабее эго, тем больше тревога. Поэтому младенческая тревога была нормальным состоянием, тогда как у взрослых она была сигналом опасности. Его отсутствие — потеря чувства тревоги — представляло собой серьезное психическое расстройство. Перечисление функций эго указывает на важность эго как агента. Поскольку оно объединяло так много функций, эго занимало центральное место в лечении и являлось ядром сопротивления. Фрейд считал эго главным препятствием на пути психоанализа.
После смерти Фрейда психология эго претерпела значительное развитие, отчасти в ущерб психологии ид. Это было отклонением в том, что, когда Фрейд приступил к своей исследовательской программе, его интересовала исключительно бессознательная душевная жизнь, глубины разума, котел энергий, не выполняющих никаких конкретных функций. Тем не менее, такие энергии способны изменить эго важными способами, будь то во благо или во зло.
Эрнст Федерн
См. также: Эго; Эго (психология эго).
Фрейд, Зигмунд. (1920г). За пределами принципа удовольствия. СЭ , 18: 1-64.
——. (1930а). Цивилизация и ее недовольство. СЭ , 21: 57-145.
Хартманн, Хайнц. (1956). Концепция эго в работах Фрейда. Международный журнал психоанализа , 37 , 425-438.
——. (1958). Эго-психология и проблема адаптации (Дэвид Рапапорт, пер.). Нью-Йорк: Издательство международных университетов. (Оригинальная работа опубликована 1939)
——. (1964). Очерки психологии эго . Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
Велдер, Роберт. (1936). Принцип множественной функции: наблюдения над детерминацией. Psychoanalytic Quarterly , 5 , 45-62.
Заметки о функциях Эго
РЕКЛАМА:
Прочтите эту статью, чтобы узнать о функциях Эго, развитии Суперэго и взаимосвязанных функциях Ид, Эго и Суперэго!
Эго выполняет следующие функции:
(а) Удовлетворение потребностей организма в питании и защита от травм.
(б) Приспособить желания Ид к требованиям реальности.
(c) Принуждение к репрессиям.
РЕКЛАМА:
(d) Координация антагонистических стремлений Ид и Супер-Эго.
Фрейд в своих вводных лекциях сравнивал Ид и Эго с эго всадника и лошади соответственно. Оно, представляющее лошадь, обеспечивает энергию, а движения лошади контролируются эго.
Эго для блокировки и сдерживания импульсов, исходящих от Оно, использует собственный запас психической энергии. Это противопоставление энергии эго энергии ид называется контркатерсисом.
Анна Фрейд (1946) дает описание этой борьбы между Ид и Эго в следующих строках:
РЕКЛАМА:
«…импульсы рискуют навлечь на себя неудовольствие институтов, по сути чуждых им. Они подвергаются критике и отторжению и должны подвергаться любым модификациям. Мирным отношениям между соседними державами пришел конец.
Инстинктивные импульсы продолжают преследовать свои цели с присущим им упорством и энергией и совершают враждебные вторжения в эго в надежде свергнуть его внезапным нападением.
Эго на его стороне становится подозрительным; он переходит к контратаке и вторжению на территорию id. Его цель состоит в том, чтобы навсегда вывести инстинкты из строя с помощью соответствующих защитных мер, предназначенных для защиты его собственных границ».
Но это не всегда так. Иногда Ид отказывается от контроля Эго и бежит в любом направлении, которое ему нравится, так же как лошадь иногда не слушается человека, поэтому гармония нарушается и человек становится ненормальным.
Суперэго:Суперэго — это дальнейшее развитие Ид. По мере того как человеческий ребенок растет и соприкасается с правилами, положениями, стандартами, ценностями и кодексами общества, развивается еще один аспект его личности. Это называется суперэго, широко известное как совесть или моральный принцип.
Частично в сознании и в основном без сознания. Суперэго представляет все, что можно и чего нельзя делать в нашем обществе. Другими словами, суперэго — это моральная и судебная ветвь личности. Он представляет собой скорее идеал, чем реальность, и стремится к совершенству, а не к реальности или удовольствию. Супер-эго — это интроекция и представитель родителей, а также воплощение всех социальных ограничений и морально-этических ценностей.
Как принято считать, оно на самом деле не построено по образцу родительского суперэго. Он становится носителем традиции и всех вековых ценностей, которые передавались из поколения в поколение.
Когда ребенок маленький, у него нет суперэго. Он не знает моральных принципов, ценностей и норм общества. Но по мере взросления ребенок в процессе социального взаимодействия усваивает все ограничения общества, которые ему говорят и учат родители и учителя. Таким образом, он развивает в себе совесть.
Следовательно, было замечено, что как человек действует по отношению к своим родителям, так он действует и по отношению к Суперэго. Суперэго — очень суровый представитель реальностей. Он содержит идеалы, которые мы устанавливаем для нашего собственного поведения и стандартов, но которых мы редко достигаем.
У нормального человека есть суперэго, состоящее из всех нормальных ограничений. Суперэго принуждает к действию мораль, запреты и социальные стандарты в индивидууме, которые внушаются ему его родителями, учителями и социальной группой.
Браун (1949) считает, что суперэго является главной силой, способствующей социализации индивидуума. Пока не разовьется суперэго, у индивидуума не будет ни социализированной совести, ни идеала соперничества. Этому он учится у общества. Именно через суперэго ребенок узнает, что хорошо и добродетельно, а что плохо и греховно.
Суперэго осуществляет свою власть над эго. Он вытесняет все инстинктивные и антисоциальные желания через эго, хотя и не напрямую. Он предупреждает эго в форме беспокойства и контролирует деятельность эго. Он решает, какие либидинозные активности допустимы. На начальном этапе трудно, жестко и сурово овладеть диктатором над ребенком.
Суперэго дает сигнал Эго в форме беспокойства о том, что здесь происходит что-то неразумное, что вызывает своего рода субъективную и психологическую тревогу и чувство вины. Поскольку оно относится почти к совести человека, оно порождает чувство вины, раскаяния и беспокойства. Таким образом, Фрейд называет его идеалом Эго.
То есть он содержит идеалы, которые мы фиксируем для нашего собственного поведения. Затем эго, получив предупреждающий сигнал, вытесняет или подавляет те желания, которые не принимаются суперэго.
Без сомнения, этот эго-идеал является осаждением старой идеи родителей, которая указывает на его восхищение своими родителями.
Развитие Суперэго:Суперэго проходит длительный период развития от рождения до возраста 7-8 лет. Она развивается постепенно по мере развития социализации и роста личности.
Вначале младенец в основном руководствуется желаниями Ид, поэтому внутреннего принципа нет. Но постепенно, с социализацией личности, он познает правила поведения в обществе. Ему не позволено делать все, что он хочет и желает. Иногда его наказывают, когда он не подчиняется принципам общества.
С помощью угроз и наказаний его учат контролировать свои желания Ид, которые неприемлемы для общества. Родители используют свою внешнюю власть над ребенком для развития внутренних стандартов и супер-эго. Хотя ребенок не решается пожертвовать всеми своими иррациональными желаниями и побуждениями, он пытается отказаться от большинства из них отчасти из любви к родителям, отчасти из страха перед наказанием.
По мере взросления ребенка внешние ограничения родителей интроецируются. Благодаря этому механизму суперэго занимает место родительской функции. Родители могут не присутствовать в качестве карающей власти, но суперэго выступает как представитель родителей и формируется по образу родителей и других членов семьи. Суперэго наблюдает, направляет и угрожает эго точно так же, как родители действуют до того, как у ребенка разовьется суперэго.
Поэтому, по мнению некоторых, Суперэго считается внутренним родителем. Считается, что стандарты, воплощенные под влиянием родителей, вновь возводятся в собственном бессознательном ребенка, образуя ядро Супер-Эго. Это обеспечивает критику того, что следует и что не следует подавлять.
Здесь начинает работать бессознательная совесть, которая направляет и упорядочивает желания эго. Когда родители хотят навязать ребенку способы сделать его идеалом в обществе, может наступить время, когда ребенок восстанет против этого.
Это приводит к образованию реакции. В ряде случаев дети строгих родителей превращаются в преступников из-за формирования этой реакции. Они обращаются к преступникам как к бунту против принятых в обществе законов.
Следовательно, излишняя строгость и жесткость со стороны родителей и опекунов приводит к бессознательному неприятию родительского принципа и, следовательно, развивается слабое Супер-Эго.
Однако это только исключительные случаи. У большинства детей эго формируется по образу родителей. Таким образом, суперэго развивается в результате интроекции и идентификации с родителями. Говоря о развитии суперэго, Фрейд заметил, что «суперэго является наследником эдипова комплекса». Другими словами, супер-эго созревает у ребенка в то время, когда проходит эдипов комплекс. Именно в это время начинает действовать суперэго. Но пока Эдипов комплекс не исчезнет полностью, Супер-Эго не сможет достичь своего полного развития.
В начале Супер-Эго очень жесткое, непреклонное и непоколебимое мастерство, но по мере того, как в Супер-Эго включается все больше и больше нового материала, оно начинает терять свою строгость, догматизм и узость мировоззрения.
Создание суперэго можно описать как успешный пример идентификации с родительской функцией. Это новое создание высшей функции внутри Эго тесно связано с судьбой эдипова комплекса, так что Сверх-Эго оказывается наследником той эмоциональной связи, которая имеет такое значение для детства.
Если преодоление эдипова комплекса не удается полностью, суперэго не достигает полной силы. В ходе своего роста суперэго также занимает место своих родителей и опекунов.
Взаимосвязанная функция Ид, Эго и Суперэго:Описывая роль Ид, Эго и Суперэго в человеческой личности, Фрейд заметил. «Ид в основном обусловлен в основном, эго «в первую очередь обусловлено физической средой, а суперэго в первую очередь обусловлено социологически и культурно». Все это время идет постоянная борьба между силами Ид, стремящимися к удовлетворению сексуальных и агрессивных побуждений, и Супер-Эго, которое является представителем совести и социальных норм.
Бедному эго приходится выполнять очень тяжелую задачу, действуя в качестве посредника между этими двумя силами и пытаясь поддерживать баланс, удовлетворяя некоторые желания Ид и выполняя некоторые желания Супер-Эго. Например, идентификатор человека хочет просмотреть изображение непосредственно перед выпускным экзаменом. Суперэго говорит: «Нет, не смотри на картинку, у тебя экзамены». Эго приспосабливается к двум желаниям, принимая решение о том, что картина будет просмотрена после окончания осмотра.
Кто-то хочет победить своего врага, суперэго говорит нет. Не стоит этого делать, это нелогично и неприемлемо для общества. Эго говорит, что да, я могу победить, но он сильнее, у него много друзей, и поэтому он может сильно избить меня и, следовательно, позволить мне не бить его.
Таким образом, эго пытается поддерживать баланс между желаниями Ид и Супер-Эго, используя какой-то защитный механизм или откладывая его на некоторое время, и тем самым способно разрешить конфликт, возникающий из-за желания Ид и Супер-Эго. Таковы примеры конфликтов на сознательном уровне личности человека. Но есть также несколько бессознательных конфликтов, которые индивидуум не осознает или не осознает.
Фрейд сравнил Ид с лошадью, Эго с водителем и Супер-Эго, водителем на заднем сиденье. Эго имеет наиболее сложную задачу служить трем господам, т. е. Ид, Суперэго и внешней реальности, и примирять требования и порядок этих трех. В нормальной взрослой личности, согласно Брауну, поддерживается довольно гармоничный баланс между Ид, Эго и Супер-Эго и внешней реальностью. Наоборот, если эго слабо и неспособно разрешить конфликт и сохранить равновесие между этими тремя силами, из-за расходящихся и противоречивых требований оно ломается, и таким образом личность дезорганизуется, а индивидуум становится ненормальным.
Когда Ид пытается доминировать или реальность теряется, эго разрушается и возникает тревога. Это первый симптом или сигнал опасности любого психического заболевания, обусловленного дезорганизацией личности.
Эта тревога может быть трех типов:
(a) Тревога реальности:
Тревога реальности возникает перед лицом внешнего мира. Это происходит со многими из нас в нашей повседневной жизни. Тревога реальности не является нездоровой, как это часто бывает у многих нормальных людей. Это не приводит к аномалиям, потому что факторы, вызывающие тревогу реальности, могут быть изменены. Беспокойство о реальности не является нездоровым. Часто встречается у нормальных людей.
Страх перед реальностью облегчает обучение и повышает работоспособность. Если до экзамена остается всего пара недель, а кандидат ускоряет работу над исправлением, это происходит из-за беспокойства о реальности, что действительно полезно.
(b) Моральная тревога:
Она возникает перед лицом суперэго, когда суперэго думает, что эти действия, которые хочет совершить эго, незаконны, аморальны и греховны. Суперэго вызывает тревогу, всегда подталкивая эго к тому, чтобы быть только нравственным и нравственным.
(c) Невротическая тревога:
Невротическая тревога вызывается желаниями Ид. Это происходит перед лицом id. Когда сексуальные и агрессивные побуждения, которых требует Ид, не удовлетворяются из-за ограничений, налагаемых Супер-Эго и Эго, Я испытывает невротическую тревогу. Например, перед экзаменом студент вместо того, чтобы подготовиться к экзамену и ускорить контрольную работу, нервничает и не может приступить к подготовке, это случай невротического беспокойства.
Тревога реальности не является нездоровой и опасной для личности. Но тревоги, возникающие из-за Ид и Супер-Эго, опасны, потому что факторов, вызывающих тревогу, нельзя избежать, поскольку Ид и Супер-Эго не находятся под контролем.
Когда желания Ид преобладают над желаниями Супер-Эго и Эго не в состоянии их контролировать или наоборот, повышается уровень тревожности, происходит дезорганизация и Окончательный распад гармонии личности, приводящий к психическим заболеваниям.
Напротив, в нормальной, уравновешенной и хорошо интегрированной личности Эго удается поддерживать гармоничные отношения между Ид, Супер-Эго и принципом реальности.
Конфликты случаются на протяжении всей жизни, и легкие конфликты часто случаются с нормальными людьми. Но в крайних и тяжелых случаях конфликтов и, особенно, когда конфликты не могут быть разрешены, самость разбивается на части, и таким образом возникает множественная личность.
Ид полностью бессознательно, эго полностью сознательно, а суперэго в основном бессознательно и частично сознательно. Большая часть нашего разума бессознательна. Эта точка зрения Фрейда нанесла серьезный удар по вере человечества в то, что мы настолько рациональны, что осознаем, что делаем, и так далее.
Фактически, около 90 процентов человеческого разума заполнено бессознательными идеями и хранилищем вытесненных, подавленных и скрытых мыслей. Фрейд сравнил человеческий разум с айсбергом, 9/10 часть которого остается в воде и только 1/10 часть на поверхности. Это также говорит о том, насколько большая часть нашей личности нам неизвестна и насколько меньше мы знаем о самих себе.
Экономичное поведение Эго:Конфликт между Ид, Супер-Эго и внешней реальностью из-за противоречивых и расходящихся требований разрешается Эго. Поведение «индивида есть результат этой борьбы, происходящей на бессознательном, подсознательном и сознательном уровне. Нормальное разрешение конфликтов приводит к уравновешенной, организованной и, наконец, нормальной личности.
Для того чтобы это динамическое разрешение конфликта позволило индивидууму вести нормальную жизнь в этом обществе, эго должно использовать определенные средства, которые называются экономическими аспектами поведения. Под минимальной затратой энергии, когда эго пытается разрешить конфликты, имеется в виду экономическая сторона поведения. Обычно с помощью различных защитных механизмов Эго пытается поддерживать баланс между Ид и желанием Супер-Эго экономичным способом без больших затрат энергии.