РПО. Российское психологическое общество
- Федеральный закон «О психологической помощи населению в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010г. № 326-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 14.06.2011 № 136-ФЗ, от 30.11.2011 № 369-ФЗ, от 03.12.2011 № 379-ФЗ, от 28.07.2012 № Ш-ФЗ, от 01.12.2012 № 213-ФЗ, от 11.02.2013 №5-ФЗ)
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых» (Зарегистрирован 25.09.2020 № 60039)
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения»
- Методические рекомендации «Организация и проведение психотерапии в условиях клинического подразделения внебольничной психотерапии (внутрибольничного психотерапевтического центра), учреждений оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь», 2011 г.
Перечень действующих нормативно-правовых актов, определяющих статус и вопросы участия медицинских психологов в оказании медицинской помощи
Приведены основные нормативно-правовые акты, определяющие статус, организацию и содержание профессиональной деятельности в рамках их участия в оказании медицинской помощи. Для удобства пользования из текста некоторых документов редакционно исключены положения, не имеющие прямого отношения к деятельности медицинского психолога, а непосредственно связанные с этим положения выделены полужирным начертанием шрифта красного цвета с подчеркиванием. В тоже время для каждого документа списка приводится гиперссылка на электронных ресурс (как правило, на электронную справочную правовую систему), на котором размещен полнотекстовый вариант нормативно-правового акта.
Нормативно-правовые акты, определяющие статус медицинского психолога в системе здравоохранения.
Приказ Минздравсоцразвития России 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
(Приведено содержание квалификационных характеристик по должности «медицинский психолог»
Доступ к полнотекстовому документу: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=104261
Приказ Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. N 921н «О внесении изменения в порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
(Установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работыДоступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107459Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. (ред. от 01.08.2014). «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
(Закреплено отнесение должности медицинских психологов к перечню должностей медицинских и фармацевтических работников – как должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием )Доступ к полнотекстовому документу:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143980/Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2008 N 149н «
Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере»
(Установлено, что должности медицинских психологов относятся к числу должностей 2-го квалификационного уровня в профессиональной квалификационной группе «Должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг», что применяется для установления базовых ставок заработной платы).Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=76215Приказ Минздравмедпрома РФ от 4 сентября 1995 г. N 255 «Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»
(Установлено, что аттестация на вторую, первую и высшую квалификационные категории специалистов – психологов с высшее специальное образование и работающих в учреждениях здравоохранения на должности – психолог осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохраненияДоступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=299841Приказ Минздрава России от 23.04.2013 N 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».
(Установлено, что аттестация медицинских психологов как специалистов, имеющих иное высшее профессиональное образование, проводится по должности «медицинский психолог» как должности, предусмотренной действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников).
Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149223Письмо Минздравсоцразвития России от 16 декабря 2008 г. N 9858-ВС «О подготовке медицинских психологов»
(установлено, что специалисты с высшим психологическим образованием, допущенные до 1997 года к работе на должности «Медицинский психолог» при наличии в 1997 году стажа работы в учреждениях здравоохранения по специальности «Психология» не менее 5 лет, могут продолжать работу на должности «Медицинский психолог» при отсутствии дополнительного профессионального образовании по специальности «Клиническая психология», а также могут получать квалификационную категорию по занимаемой должности медицинского психолога)Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.
Нормативно-правовые акты, определяющие порядок участия медицинского психолога в оказании медицинской помощи (в соответствии с утвержденными Порядками ее оказания)
Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения»
Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132933Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2013 N 27503)
Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=143979Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 «О психотерапевтической помощи»
(вместе с «Положением об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи», «Положением об организации деятельности психотерапевтического кабинета», «Положением об организации деятельности психотерапевтического отделения», «Положением об организации деятельности психотерапевтического центра»)Доступ к полнотекстовому документу:
http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=94742Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации»
(с Правилами организации медицинской реабилитации, рекомендуемыми штатными нормативами, Стандартами оснащения подразделений медицинской организации и т.п.).Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=143130Приказ Минздрава России от 01.11.2012 N 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология»
Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194120Приказ Минздрава России от 14.04.2015 N 187н. «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» (Зарегистрировано в Минюсте России 08. 05.2015 N 37182)
Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179388Приказ Минздрава России от 14.04.2015 N 193н. «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 N 37231)
Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179535Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 908н (ред. от 25.03.2014)
«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская эндокринология».Доступ к полнотекстовому документу:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163189м
Обратно, к странице секции
Специфика работы психолога в отделе реабилитации Московской службы психологической помощи населению
Год издания и номер журнала:
2007, №3
Комментарий: Первоначально данная статья была представлена в качестве доклада на Конференции молодых специалистов «Работа психолога-консультанта в современном российском обществе, состоявшаяся 14-15 апреля 2007 года в Институте практической психологии и психоанализа. |
После трагических событий в театральном комплексе на Дубровке («Норд-Ост») стало очевидным, что жители столицы нуждаются в доступной и бесплатной психологической помощи. 18 марта 2003 года Правительство Москвы вынесло постановление о создании Московской службы психологической помощи населению. Теракт в феврале 2004 года на станции метро Автозаводская, а также обрушение купола «Трансвальпарка» еще раз подтвердили актуальность решения Московского правительства. Специалисты Службы оказывали экстренную психологическую помощь людям на месте чрезвычайных событий, в дальнейшем пострадавшие и участники ликвидации последствий драматических событий, обратившиеся в Службу, могли пройти комплексную психологическую реабилитацию.
На данный момент Московская служба психологической помощи населению представляет собой развитую сеть, включающую в себя центр службы, который находиться рядом с метро «Текстильщики», а также филиалы, которые располагаются в Юго-Восточном, Южном, Юго-Западном, Западном, Северо-Западном, Северном, и Восточном административных округах. В этом году планируется открытие новых филиалов в Северо-Восточном административном округе и в Зеленограде. Кроме этого, с осени 2006 года работает круглосуточный телефон неотложной психологической помощи 051, по которому любой житель Москвы может получить консультацию. Также есть услуга он-лайн консультирования. На сайте http://www.msph.ru/ работает Интернет-консультарий, где любой человек может задать вопрос или попросить о помощи.
Основные услуги, предоставляемые Московской службой психологической помощи населению:
1. Психологическое консультирование. В рамках данного вида деятельности оказывается психологическая помощь и поддержка по следующим направлениям:
- семейное и супружеское консультирование (развод; изменение обстоятельств жизни; взаимное непонимание представителей разных поколений в семье; выбор спутника жизни и построение гармоничной семьи)
- индивидуальное консультирование (консультирование в сложных жизненных ситуациях, перенесенных утратах, переживаниях, связанных с жизненным кризисом или трудностями в общении, содействие в саморазвитии и самосовершенствовании личности)
- психокоррекция детско-родительских отношений (взаимоотношения с детьми, сложности в развитии и учебе детей, подростковые проблемы)
- психологическое консультирование по вопросам построения карьеры и профессиональной ориентации
2. Психологическая диагностика, осуществляемая с помощью специальных компьютерных методик. В рамках диагностики можно определить:
- личностные особенности
- коммуникативные способности
- структуру интеллекта
- профориентацию
3. Групповые формы работы:
- тренинги, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации
- тренинги родительской эффективности
- обучение основам саморегуляции
- «женские тренинги», направленные на повышение уверенности в себе
- клубные встречи по проблемам внутрисемейных взаимоотношений, детско-родительских отношений и личностного роста.
4. Экстренная психологическая помощь. Специалисты оказывают экстренную психологическую помощь лицам, находящимся в различных травматических кризисных состояниях (переживание утраты близких, травматическое состояние после перенесенного насилия).
5. И, наконец, последнее направление деятельности службы – это психологическая реабилитация. Комплексная реабилитация, проводимая в Московской службе психологической помощи населению, является одним из основных направлений деятельности службы. За три года работы отдела реабилитации психокоррекцию в этом отделе прошли более чем 2000 клиентов.
Комплексная реабилитация проводится с целью нормализации психофизиологического состояния клиентов, снятия стресса, напряжения, хронической усталости и т.д. В зависимости от показаний специалистами отдела подбирается индивидуальный курс реабилитации, который может включать в себя следующие процедуры:
- Вибромассаж, осуществляемый с помощью вибромассажных кресел, имеющих различные режимы работы.
- Аудиовизуальная стимуляция, осуществляемая с помощью приборов Voyager, Mind eye’s.
- Музыкотерапия.
Клиентами отдела реабилитации являются люди, обратившиеся в МСПП, прошедшие консультацию у психолога и имеющие определенные показания к реабилитации. Как наиболее часто встречающиеся можно отметить следующие проблемы наших клиентов: депрессивные и тревожные состояния, хроническая усталость, посттравматический синдром и пр.
Стандартный курс реабилитации составляет от 6 до 10 процедур длительностью 60 мин. Частота сеансов может варьироваться от 1 до 3 раз в неделю. Однако каждый курс реабилитации определяется индивидуально, в зависимости от состояния клиента. Как пример, можно привести следующий случай:
В октябре 2006 года в службу обратилась клиентка, 68 лет. Поводом к обращению послужила смерть сына, к которому клиентка была очень привязана. Ее состояние можно было охарактеризовать как крайне возбужденное, она постоянно плакала, не могла поверить в его смерть. Ей был предложен курс реабилитации, который включал Транскраниальную электростимуляцию, 4 раза в неделю, на протяжении месяца. По истечении данного срока состояние клиентки улучшилось, она стала более спокойна. Естественно, что его даже условно нельзя назвать «нормальным», поскольку она все еще переживала по поводу смерти сына. Однако она отмечала, что стала реже плакать, могла контролировать приступы плача, начала осознавать, что надо жить дальше, стала общаться с внуком, с которым не могла даже видеться сразу после смерти сына.
Комплексная реабилитация является эффективным способом работы с данной проблематикой. Однако необходимо отметить, что она не является заменой собственно психологической работы. Наибольший эффект достигается при совместной и параллельной работе психологов и сотрудников отдела реабилитации. Научно – практические разработки сотрудников МСПП, посвященные анализу случаев из практики, говорят о значительных улучшениях психоэмоционального состояния клиентов, которые достигаются именно при совместной работе психологов и сотрудников отдела реабилитации. Как иллюстрацию этого утверждения хотелось бы привести анализ одного случая:
В сентябре 2005 года в Службу обратилась женщина 35 лет за психологической помощью по поводу своего состояния в связи со сложными семейными обстоятельствами. В ходе первичной консультации состояние клиентки было резко возбужденным, лабильным, речь сбивчивая, эмоциональная, громкая. Клиентка часто плакала, либо сдерживала слезы. Свое состояние и переживания за последние два года называла «большой душевной болью». Со слов клиентки она стала отмечать быстро прогрессирующее ухудшение общего состояния, которое выражалось в сильной астенизации, истощаемости, депрессивном состоянии.
Учитывая особенности поведения, реагирования и физиологические изменения, психологом была рекомендована консультация специалиста отдела реабилитации. Индивидуальные консультации, проводимые сотрудниками отдела реабилитации, также имеют определенную специфику. Беседа, помимо выяснения запроса на работу и проблемы клиента, включает в себя определение показаний и противопоказаний к реабилитации. Составляется четкий курс реабилитационных мероприятий, а именно – какие процедуры будет включать в себя реабилитация, количество, продолжительность и периодичность сеансов.
Клиентке был назначен стандартный курс реабилитации, который проводился параллельно с работой психолога. До и после реабилитации оценивалась реактивная и личностная тревожность по методике Спилбергера.
Спустя две недели, после прохождения 5 сеансов психологической реабилитации состояние клиентки стало более уравновешенным. Она более четко излагала свою проблемную ситуацию, дифференцируя при этом субъективные затруднения и объективные трудности. В ходе второй консультации состояние клиентки позволило осознанно рассматривать варианты разрешения проблемной ситуации. Также работа специалиста была направлена на помощь клиентке в осознании ресурсов и ее реальных возможностей.
Третья (последняя) консультация проходила через месяц после первого обращения женщины в Службу и завершения полного курса -10 сеансов. Общее психофизическое состояние клиентки стабилизировалось. Она описывала его, как «чувство уверенности; твердости и легкости мысли, собранности, ощущение жизненной силы». Клиентка приняла для себя решение, каким образом она будет выстраивать свои отношения с мужем. «Эта четкость дает мне спокойствие», — сказала клиентка в конце работы.
Отмечалась положительная динамика и со стороны психофизического состояния ШРТ 56 снизилась до 33, ШЛТ с 62 до 51.
Этот случай иллюстрирует эффективность применение комплексной психологической и реабилитационной помощи.
Работа психолога в данном подразделении диктует и определенный минимум профессионально важных качеств, необходимых для эффективной работы. Это наличие как психологических навыков и умений в области психологического консультирования, так и минимум медицинских знаний и знаний в области клинической психологии. Однако, в связи с тем, что реабилитация проводиться именно в психологической службе, на первый план выходит психологическая специфика реабилитационных мероприятий. Наличие психологов в структуре отдела реабилитации позволяет взглянуть на проводимые мероприятия именно с психологической, а не только с медицинской точки зрения.
В частности, одной из принципиально важных психологических особенностей является самооценка клиентом своего состояния и эффективности реабилитации для решения его конкретной проблемы. Для выяснения психологического состояния клиентам предлагаются для заполнения методики самооценки тревожности Шихана, а также личностной и реактивной тревожности Спилбергера. Клиент заполняет их до и после прохождения курса реабилитации. Однако с недавнего времени помимо указанных выше методик клиенты по окончанию курса реабилитации заполняют так называемую «анкету обратной связи». Она включает в себя вопросы относительно эффективности реабилитации для самого клиента, а также дает возможность высказать критику и пожелания к реабилитационным мероприятиям. Ее текст следующий:
Уважаемый клиент отдела реабилитации! Ответив на предложенные вопросы, Вы поможете сделать нашу работу лучше.
I. Насколько оправдались Ваши ожидания: оцените по пятибалльной шкале 1 2 3 4 5, где 1 – совсем не оправдались, 5 – полностью оправдались.
II. Насколько реабилитация помогла Вам?
а) Совершенно не помогла
б) Скорее не помогла, чем помогла
в) Скорее помогла, чем не помогла
г) Полностью помогла
III. Что больше всего Вам понравилось в реабилитации?
IV. Было ли что – то, что Вам не понравилось в реабилитации?
V. Ваши пожелания:….
Эта анкета позволяет получать непосредственную обратную связь о состоянии клиента, которую он дает сам, анализируя свое состояние. На наш взгляд, такой метод оценки состояния клиентов является крайне эффективным и необходимым дополнением к оценке с помощью методик Шихана и Спилбергера.
В заключении можно сделать вывод, что реабилитационные мероприятия являются эффективным способом коррекции и нормализации психофизиологического состояния клиентов, находящихся в состоянии стресса, хронической усталости, переживающих острое горе. Психологическая работа, которая ведется в рамках данного направления, является необходимым дополнением собственно реабилитационной работы и позволяет осуществлять комплексную помощь клиентам Московской службы психологической помощи.
Профессия | Клиническая реабилитация и консультирование по вопросам психического здоровья
Что такое клиническая реабилитация и консультирование по вопросам психического здоровья?
Клиническая реабилитация и консультирование по вопросам психического здоровья — это профессия, которая комплексно применяет навыки консультирования, чтобы помочь людям с психическими расстройствами, нарушениями развития, когнитивными, эмоциональными или физическими нарушениями достичь максимального уровня независимости, интеграции и участия в жизни общества и в сфере труда. в соответствии с личными целями каждого человека, карьерными устремлениями и восприятием качества жизни.
Консультант по клинической реабилитации — это высококвалифицированный специалист, который использует подходы, ориентированные на клиента, для подготовки людей с ограниченными возможностями к достижению оптимального функционирования, включая психологическую, социальную и профессиональную функцию в контексте их личных целей, способностей и восприятия качества жизни. Реабилитационное консультирование будет включать устранение барьеров отношения и окружающей среды с помощью технологий консультирования, защиты интересов и поддержки.
Консультант по психическому здоровью — это лицо, которое предоставляет профессиональные консультационные услуги, включая применение принципов психотерапии, человеческого развития, теории обучения, групповой динамики и этиологии психических заболеваний и дисфункционального поведения отдельным лицам, парам, семьям и группам, для в целях лечения психопатологии и обеспечения оптимального психического здоровья.
Практика консультирования по вопросам психического здоровья включает, помимо прочего, диагностику и лечение психических и эмоциональных расстройств, психообразовательные методики, направленные на профилактику таких расстройств, консультации с отдельными лицами, парами, семьями, группами, организациями и сообществами, а также клинические исследования более эффективные методы психотерапевтического лечения.
Какие клиенты может обслуживать консультант по клинической реабилитации и психическому здоровью?
Консультанты по клинической реабилитации и психическому здоровью обучены работе с лицами, имеющими инвалидность, которая может включать в себя следующее: инвалидность в развитии, психиатрическую инвалидность, физическую инвалидность, злоупотребление психоактивными веществами и/или зависимость.
Хотя студенты программы клинической реабилитации и консультирования по вопросам психического здоровья в Медицинской школе Университета Северной Каролины проходят подготовку, которая позволит им работать с людьми всех групп инвалидности, программа предлагает две области специализации: нарушения развития и психиатрические нарушения.
Где работают консультанты по клинической реабилитации и психическому здоровью?
Ряд настроек, в том числе:
- Частная практика в качестве лицензированных клинических консультантов по психическому здоровью (LCMHC) и/или сертифицированных консультантов по реабилитации (CRC)
- Психиатрические учреждения, например, общественные психиатрические организации, программы стационарного лечения
- Частные реабилитационные агентства, например, компенсация работникам или страховая реабилитация
- Государственные реабилитационные агентства, например, государственные службы профессиональной реабилитации или общественные реабилитационные учреждения
- Учреждения для лечения наркозависимости, например стационарные и амбулаторные лечебные программы
- Исправительные учреждения, например, программы повторного поступления до освобождения или исправительные учреждения
- Школы, например, переходные службы для молодежи, колледжи и консультации по вопросам карьеры
- Государственные и федеральные учреждения, напр. государственные службы для слепых или глухих или федеральные защитники интересов инвалидов
- Больницы, например, программы физической реабилитации или психиатрические амбулаторные программы
Примеры трудоустройства недавних выпускников:
- Медицинский центр В.А.
- Поддерживаемое трудоустройство в центре комплексного лечения аутизма
- Черепно-мозговая травма программа
- Центр лечения наркомании
- Общественное психиатрическое учреждение по месту жительства
- Государственное реабилитационное агентство
- Государственная программа профессиональной реабилитации
- Частная практика
- Преподавание в общественном колледже
Какую специальную подготовку получают консультанты по клинической реабилитации и психическому здоровью?
Консультанты по клинической реабилитации и психическому здоровью проходят специализированные курсы по медицинским и психосоциальным аспектам инвалидности, трудоустройства и приспособления к работе, чтобы быть готовыми оценивать и определять индивидуальные потребности клиентов, разрабатывать услуги и применять вмешательства, которые включают адаптацию к окружающей среде и предоставление необходимой поддержки. которые помогают людям достичь оптимальной функциональной способности. Кроме того, они прошли специальную подготовку по оценке и диагностике психических расстройств, методам исследования и статистике, социальному и культурному разнообразию, росту и развитию человека, индивидуальному, семейному и парному консультированию и групповой работе, а также профессиональной ориентации и практике этического консультирования.
Этот тренинг позволяет консультантам по клинической реабилитации и психическому здоровью учитывать медицинские, психосоциальные, духовные, семейные и экологические последствия инвалидности для способности человека функционировать в среде по своему выбору, определять и осуществлять вмешательства для оптимизации функционирования в различных областях .
Студенты программы клинической реабилитации и консультирования по вопросам психического здоровья в UNC-CH проходят углубленную подготовку по нарушениям развития или психиатрическим нарушениям (два направления специализации доступны в рамках степени магистра), в зависимости от выбранной области специализации. Наша программа ранее называлась «Реабилитационное консультирование и психология», но с июня 2015 года, чтобы соответствовать стандартам CACREP, программа теперь называется «Клиническая реабилитация и консультирование по вопросам психического здоровья».
Аккредитация CACREP
Наша магистерская программа по клинической реабилитации и консультированию по вопросам психического здоровья полностью аккредитована Советом по аккредитации консультирования и связанных образовательных программ (CACREP), специализированным органом по аккредитации, признанным Советом по аккредитации высшего образования (CHEA). Мы получили аккредитацию CACREP в январе 2016 года сроком на восемь лет (до 2023 года).
Для получения дополнительной информации об аккредитации CACREP, пожалуйста, посетите https://www.cacrep.org/
Реабилитационная психология | Скелетно-мышечный код
Психологи-реабилитологи проводят оценку, опрашивая пациентов и их близких, используя инструменты оценки, наблюдая за пациентом и получая отзывы от других медицинских работников, занимающихся лечением пациента. Оценка семейных, социальных, культурных, многообразных и экологических проблем, связанных с инвалидностью, важна для планирования лечения и оптимизации функционирования сообщества. Руководство по оценке и вмешательству в отношении лиц с ограниченными возможностями подчеркивает важность оценки и предоставления психологических услуг, которые наилучшим образом отвечают индивидуальным и разнообразным потребностям людей с ограниченными возможностями, максимально улучшая их здоровье и благополучие, независимость, возможность выбора, функциональные способности и участие в жизни общества. . 11 Необходимо учитывать множество вопросов, связанных с разнообразием (например, возраст, пол, сексуальная ориентация, СЭС, религия, раса и этническая принадлежность) в дополнение к их инвалидности. Военный или ветеранский статус человека может быть важной частью его личности и может по-разному влиять на его адаптацию к инвалидности или подход к оценке. Лица с ограниченными возможностями должны быть максимально вовлечены в процесс принятия решений, а их предпочтения и ценности должны быть учтены при концептуализации результатов оценки. Необходимо разработать варианты лечения, которые отражают их ценность, не навязывая при этом собственных предубеждений. Процесс оценки используется для разработки междисциплинарного плана лечения, учитывающего влияние и приспособление к инвалидности.
Существует ряд причин, по которым реабилитационный пациент может быть направлен к реабилитационному психологу для оценки, включая оценку (1) физической, когнитивной, эмоциональной и социальной адаптации пациента к травме, болезни и инвалидности. и семья, (2) когнитивная, эмоциональная и поведенческая дисфункция, (3) нейропсихологическая оценка для определения способности функционировать дома, в школе и/или работать с приспособлениями или без них, (4) оценка навыков самообслуживания и самостоятельной жизни , (5) оценка психосексуального функционирования с акцентом на просвещение в отношении изменений, связанных с инвалидностью, и использование адаптивных технологий, (6) оценка социального и рекреационного участия, (7) оценка самоконтроля здоровья и профилактика вторичных осложнений, и (8) оценка статуса и функционирования лица, осуществляющего уход, включая знания и навыки лица, осуществляющего уход, социальную поддержку и уход за собой (например, инструменты; см. Таблицу 54-1).
Таблица 54–1 Решение проблемы психологического стресса: общие цели для лиц, проходящих реабилитацию
Используются стандартные инструменты оценки настроения, которые также используются в общеклинических психологических условиях. Депрессивное настроение оценивается с использованием гериатрической шкалы депрессии 12 и ее более коротких форм (варианты из 15 и 5 пунктов, 13,14 Анкета здоровья пациента–9, 15 и Опросник депрессии Бека 16 ; тревожное настроение с помощью таких инструментов, как шкала тревожности Бека (BAI) 17 или семипунктовая шкала генерализованного тревожного расстройства (GAD-7) 18 ; и острого стресса или посттравматического стресса по шкале воздействия событий 19 или сокращенной версии PCL-C, сокращенной версии контрольного списка посттравматического стресса — гражданская версия. 20 Все эти инструменты могут определять симптомы и назначать лечение. В случае с ТМ во время его госпитализации и после него применялись инструменты для скрининга депрессии, тревоги и посттравматического стрессового расстройства, чтобы отслеживать его симптоматику и помогать в определении направления лечения.
Инструменты, которые измеряют преодоление и адаптацию к инвалидности, включают Шкалу принятия инвалидности, 21 Опросник способов преодоления, 22 и Шкалу адаптации Каца и Индикаторы моделей активности. 23 Каждая мера обычно представляет конкретный теоретический подход и часто касается определенной области поведения, мотивации или убеждений. Оценки конкретных характеристик окружающей среды или поведения, имеющих отношение к вмешательству, таких как контроль стимулов или управление непредвиденными обстоятельствами, часто фокусируются на факторах, помогающих интегративной оценке для разработки обоснования конкретного вмешательства, для развития рабочих отношений с пациентом и/или значительных другие, чтобы справиться с эмоциональными реакциями и развить ожидания и атрибуции, которые поддерживают вмешательство (таблица 54-2).
Таблица 54–2Общие нейропсихологические инструменты, используемые в реабилитационных учреждениях Опросник боли, 25 , или цифровые и визуальные аналоговые шкалы оценки боли 26 (рис. 54–1). Неадекватное обезболивание может способствовать возникновению проблем с настроением, а хроническая боль часто является проблемой для реабилитационных пациентов, особенно в стационарных условиях.
Рисунок 54–1
Шкалы интенсивности боли. (Верхняя панель: перепечатано из Hicks CL, von Baeyer CL, Spafford P, et al. Пересмотренная шкала боли Faces: в сторону общей метрики для измерения боли у детей. Pain 2001; 93:173. нижняя панель: перепечатано с разрешения Шкала боли лиц — пересмотренная, © 2001 г., Международная ассоциация изучения боли.)
Меры когнитивного скрининга жизненно важны для определения степени, в которой пациенты могут получить пользу от психологического лечения. К таким инструментам скрининга относятся обследование психического статуса Университета Сент-Луиса (SLUMS) 9 .0086 27 Монреальский когнитивный тест (MoCA), 28 и повторяющаяся батарея для оценки нейропсихологического статуса. 29
Одновременно с ТМ последовательно применялись как обезболивающие, так и когнитивные инструменты для контроля его контроля над болью и улучшения когнитивных функций с течением времени. Это позволило проводить все более сложное психологическое вмешательство и, в конечном итоге, переложить ответственность за применение рекомендованных техник релаксации с его семьи и персонала больницы на самого пациента.
Инструменты оценки были созданы для использования в различных реабилитационных группах для определения способности к самообслуживанию, работе и самостоятельной жизни. В условиях стационарной медицинской реабилитации обычно используются меры для количественной оценки степени физической инвалидности и способности к самообслуживанию, такие как индекс Бартеля (BI). 30 и показатель функциональной независимости (FIM). 31 Перечень функциональной оценки (FAI), 32 Модель сопоставления человека и технологии (MPT), 33 и Техника оценки и отчетности Крейга по инвалидности (CHART) 34 используются в первую очередь для психосоциальных и профессиональных аспектов работы в амбулаторных учреждениях или агентствах профессиональной реабилитации.
В рамках процесса оценки реабилитационный психолог может консультироваться с другими профессионалами, такими как адвокаты, государственные учреждения, образовательные учреждения, Департамент профессиональной реабилитации, страховые компании и менеджеры по работе с клиентами, чтобы оптимизировать работу человека в обществе. Такие консультации могут включать оценку приобретенных когнитивных нарушений с последствиями для образования или профессиональной деятельности и разработку разумных приспособлений для возвращения в школу или на работу. Другие цели могут включать количественную оценку «потерь» в результате несчастного случая для целей судебной экспертизы и рекомендации, касающиеся планов выписки из больницы, в дополнение к возможным рекомендациям, касающимся возобновления преморбидной деятельности, такой как вождение автомобиля.