Креативность личности
1.05.2011Креативность (от лат creatio — созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться ученые ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.
Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет уже наблюдается спад.
Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность. Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом — минимальную представленность поведенческих стереотипов (пятилетние дети). Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем — на продуктивном (поведенческом) уровне. В результате огромной работы исследователи креативности установили, что она проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет).
Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:
- развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности;
- подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.
Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. ИНДИВИД либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.
Креативность более, чем интеллект, определяющийся факторами среды. Творцом и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату. Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и креативности. Этим объясняется то, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. Несомненно, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.
Большинство психологов согласны, что креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Сегодня, разработано множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей.
Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы. Ч. Спирмен считал, что это — «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». У. Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».
По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.
Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:
- беглость — способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
- гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
- оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
- разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную креативность;
- образную креативность;
- отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам
По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления личностные опросники, анализ результативности деятельности С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что его креативные способности не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.
Ключевые слова: Креативность, Личность
Материалы по теме |
---|
Личностные черты и креативность Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;… |
Особенности личности креативных людей Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Психологический портрет личности Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Личность как субъект активности Петровский В.А., Психология неадаптивной активности |
Определения личности в психологии Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш…. |
Саморегуляция личности … |
Психологический портрет субъекта затрудненного общения Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Основные компоненты структуры личности Поликарпов В.А., Психология личности |
что это означает, развитие креативности личности
Креативность – это в психологии сейчас активно изучаемая тема, поскольку помимо постоянного, неугасающего интереса к природе творчества, развитие креативности имеют прямую ценность в бизнесе, образовании, искусстве. Прикладное значение креативности находит место в востребованных сейчас профессиях маркетолога, дизайнера, стилиста, фотографа, организатора праздничных мероприятий, SMM менеджера, креативного директора. Как в древности изобретение колеса положило начало развитию науки, так сейчас яркие креативные идеи приносят своим правообладателям миллиарды. С необходимостью креативить сталкиваются практически все специальности, она нужна в общественной и личной жизни, ведь овладение ею влияет на общую успешность человека.
Что такое креативность
Понятие креативности в психологии подразумевает целый перечень явлений, описывающих разные стороны творческого мышления.
Креативность, что это означает в распространенном понимании? Креативность — это в психологии умение в необычном ключе рассмотреть и оригинально решить проблему. В нахождении уникального, нестандартного решения задействованы творческие ресурсы человека – психологическая подготовленность и достойный уровень знаний и навыков. Если это есть, то человеку с легкостью дается мыслить в нестандартном ключе и отходить от шаблонных схем.
Во-вторых, под креативностью имеют в виду не только умение свежо посмотреть на предмет, но и найти новые технологии решения всех подобных проблем. То есть креативность мыслящего субъекта не ограничивается тем, что личность выдает частные креативные варианты, но и пытается совершенствовать весь процесс поиска этих решений – чем и отличается от обывателя.
Итак, что такое креативность? Психологи придерживаются мнения, что подлинная креативность людей выделяется тремя свойствами.
Первое – они достаточно умны. Среди творческих мыслителей очень мало представителей с интеллектом ниже среднего – менее 105 баллов по классической шкале. Однако известны примеры того, как люди даже без среднего образования были прекрасными криэйторами в рекламе, менеджменте, машиностроении, технике. У Томаса Эдисона, например, вовсе не было образования, что не воспрепятствовало ему стать выдающимся изобретателем и изменить ход истории.
Второе – гибкость мышления. Это природное свойство, которое можно развить. Иначе говоря, это беглость мышления, позволяющая действовать в ситуациях неопределенности, когда непонятно, как решать проблему, ее неясности в целом.
Креативность мышления обеспечивает способность выйти за рамки того, что уже было кем-то решено и описано.
И третье – так называемое метатворчество, то есть вообще установка человека на творчество как жизненный принцип, как некая внутренняя движущая сила. Обычно творческие люди проявляют креативность везде – и на работе, и в хобби, в одежде, общении – во всех областях жизни. И это тоже возможно в себе развить, поставив такую цель.
Развитие креативности
Когда мы заняты одним видом деятельности – блокируются многие скрытые аспекты работы мозга. Мы включаем однонаправленное линейное мышление, и все мозговые процессы подчинены только ему. Надо заставить мозг работать латерально – в параллельном направлении. Как? Включить любимую негромкую, спокойную музыку без слов или специальную подборку креативной музыки, которых много в интернете. Либо также фоном можно смотреть или слушать телевизор, но не фильм или передачу, которые вы раньше не смотрели и очень хотите посмотреть. Идеально – информационные, новостные, музыкальные каналы, сериалы, которые вы видели, но цель достигнута. Мозг разблокирован, задействованы оба полушария. Соответственно, эффективность работы повышается на порядок.
Развитие креативности личности достигается таким приемом – «зарядиться» чужим креативом. Это знает любой криэйтор, который постоянно испытывает творческие кризисы. Заряжаться можно по-разному – пойти на концерт экспериментальной музыки, обратиться к авторскому кинематографу или театральной постановке, картинам экспрессионистов, кубистов… Главное – в результате задуматься, что же хотел сказать автор? Кто-то черпает у природы, например, ходит в зоопарк. Каждый должен находить свой рецепт, от чего ему можно получить вдохновение.
Очень простой совет – сделать креативную паузу. Стандартная ошибка в том, что перезагрузку даст пассивный отдых на диване или сон. Да, мозг отдыхает, но никакого дополнительного драйва не создается, и развитие креативности не происходит.
Что же советуют психологи, и что используют современные криэйторы? Например, такой занятный способ – заглянуть в холодильник и постараться приготовить новое блюдо из существующих продуктов. Придумывая новый рецепт, вы переключаетесь и заставляете работать правое полушарие. Можно посмотреть вокруг и попробовать мысленно сделать перестановку. Главное очень четко представить результат – тогда и ментальной перестановки достаточно. Также простое действенное упражнение для роста креативности – в воображении представить белый лист и написать цветными красками свое имя, попытаться потрогать эту надпись и ощутить ее текстуру, наделить запахом и почувствовать его, а потом стереть все. И самый, пожалуй, приятный способ – «станцевать проблему». Просто спонтанно, свободно, как хочется, двигаясь танцевать, думая о вашей задаче. Постараться перевести ее на язык тела и преобразовать в движение. Помимо вспыхнувших идей вы гарантированно получите эмоциональный всплеск и улучшите физическое состояние.
Еще один очень хороший совет – изменить что-то в своем повседневном укладе жизни. Что помогает? Смена диеты, разгрузочный день, однодневное голодание, чистка зубов со щеткой в другой руке. В ход идут физические изменения, которые влекут за собой обязательно и мозговые процессы. Можно попробовать стимулировать креативность, вовлекаясь в новые, необычные виды деятельности – сходить на танцевальный мастер-класс или курсы сомелье. Либо это может быть интенсивная прогулка, занятие или даже просто наблюдение за спортивными занятиями. Новая деятельность разблокирует креативную, правополушарную часть мозга, и заставит его творить.
Прикладную ценность имеет следующее упражнение. Это задача написать как можно больше новых применений обыденному предмету или же так называемый «мозговой штурм» – запись всех идей по интересующему вас вопросу, и только по окончанию всех записей их критическая оценка и отбор. Этот способ используется во многих организациях в формате совещания и позволяет получить максимум креативных идей, одновременно устроив психологическую разгрузку сотрудникам.
Креативность и творчество
Слово «креатив» является калькой с английского «creative» – творчество. Также на латинском «creatio» означает создание, сотворение. Поэтому понятие креативность и понятие творчество идентичны. Однако термин креативность чаще применяется в бизнесе, образовании и подразумевает определенное волевое усилие, целенаправленную активность субъекта. Тогда как творчеством обычно называют свободную и даже не структурированную деятельность. В остальном эти термины для нас идентичны и имеют три творческие составляющие: чувствительность, интуиция и синергия.
Чувствительность свойственна всем творческим людям, они чувствуют мир ярче, открыты новому опыту и глубже его переживают. Все дети обладают более высокой чувствительностью, чем взрослые, и это позволяет им открыто творить, без стеснения и рамок. У них мало шаблонных установок, и даже основной вид деятельности – игра. Многие творческие люди похожи на детей как раз в этом, им удается сохранить живость восприятия, что становится неиссякаемым источником для творения.
Интуиция движет человека в нужном направлении, позволяет «идти на поводу» у своего творческого начала. Поэтому о творческих людях есть мнение, что они словно живут в потоке чувств, мыслей, событий, происходящих как бы независимо от субъекта, словно этот поток больше самого человека и подчиняет его.
Синергия – способность сочетать разные явления, иногда даже противоположные, на первый взгляд совершенно не подходящие друг другу. В результате такого синергетического сочетания эффект превосходит сумму эффектов от его частей. Это может быть соединение двух творческих личностей, создающих вместе нечто принципиально новое. Или объединение разных областей, например, психологии и танцевального искусства – с целью психотерапии танцем. Такие подчас удивительные сочетания прокладывают дорогу новым направлениям в науке, бизнесе, общественной жизни. Например, объединение дизайнера и программиста позволяет создать конкретный востребованный продукт – сайт.
Креативность мышления дизайнера и практичность мышления программиста в случае их сплочения дадут лучший результат, как если бы сайт создавал один человек.
Считается, что на 100% новое создать уже невозможно, поскольку за тысячелетия человеческой истории было придумано все, что, так или иначе, будет основой для последующих изобретений. Поэтому именно чувствительность и интуитивность восприятия, а также способность синергетически объединять воспринятый опыт делает человека творческой, креативной личностью.
Однако у творчества есть два постоянных спутника – риск и неопределенность. Не зря говорят, что творение «рождается в муках». Каждое открытие связано с неизвестностью, как оно повлияет на дальнейший ход событий. Поэтому для творческой деятельности нужны еще волевые способности, чтобы побороть лень и противоречия внутри человека. Только, справившись с ними, личность проявит креативность и может раскрыть весь свой потенциал.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
12 стратегий развития творческих способностей
Творчество ценилось на протяжении всей истории человечества.
Его также называют « навыком будущего» (Powers, 2018).
Отчасти это связано с тем, что креативность помогает людям адаптироваться к неопределенности и решать проблемы по мере их возникновения. Исследования также показали, что креативность — как компонент личностного фактора « открытость опыту» — лучше предсказывает увеличение продолжительности жизни, чем интеллект или общая открытость опыту (Turiano, Spiro, & Mroczek, 2012).
Похоже, творчество стоит развивать для нашего же блага. Но можно ли его культивировать? Если да, то как? А что такое творчество?
В следующей статье мы рассмотрим, что такое креативность и как можно развивать личную креативность. Мы обсуждаем творчество в классе и на рабочем месте. Мы коснемся творчества в искусстве и музыке. Мы также отмечаем интригующую связь между ночным временем и творчеством.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три силовых упражнения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам реализовать свой уникальный потенциал и создать жизнь, полную энергии и подлинности.
Эта статья содержит:
- Что такое творчество?
- 6 способов (+1) стать более креативным
- Развитие творчества в классе: 3 совета
- 3 шага к созданию более креативного рабочего места
- Становление более творческим в искусстве и музыке: одиночество и сотрудничество
- Связь между ночью и творчеством
- Ресурсы PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое творчество?
Креативность можно определить как способность привнести в мир что-то оригинальное и ценное.
Творчество может проявляться практически в любой сфере. Это происходит в искусстве и музыке, конечно. Это также может произойти в математике, технике, науке, бизнесе, образовании. Везде, где есть проблемы, которые нужно решить, или где ум ищет самовыражения, можно найти творчество.
Креативность — черта, с которой рождаются избранные?
Вовсе нет. На самом деле, исследования креативности показывают, что ее можно развить в любом человеке (Neumann, 2007).
Давайте тогда посмотрим, как можно поощрять творческие способности любого человека.
6 способов (+1) стать более креативными
Ниже приведены шесть основных советов по развитию личного творчества и один дополнительный пункт, побуждающий вас развивать творческий потенциал.
1. Ежедневная ходьба
Ходьба является эволюционной основой многих человеческих способностей. Также известно, что он способствует творчеству. Как пишет О’Мара (2019), наша способность ходить прямо на собственных двух ногах (прямохождение) освободила наши руки и разум для творчества, чего не может ни одно другое животное.
О’Мара (2019) считает, что движущиеся умы более креативны. В одном примере он рассказывает, что ирландский математик сэр Уильям Гамильтон годами боролся с тем, как выполнять конкретные вычисления в трехмерной геометрии.
Однажды в 1843 году, прогуливаясь вдоль Королевского канала в Дублине, Гамильтон совершил интеллектуальный прорыв. Он понял, как учетверенные числа или «кватернионы» можно использовать для вычислений не только в трех, но и в четырех измерениях (четвертым измерением является время). Он быстро вырезал формулу кватернионов на камне рядом с Брум-Бридж.
С 1990 года математики со всего мира собираются на памятную «Гамильтоновскую прогулку» от его дома в Дублине до моста, где он высек свою революционную формулу.
Кто знает, какие еще математические прорывы могут произойти на этой памятной прогулке, вдохновленной движением разума?
В Стэнфордском университете Оппеццо и Шварц (2014) сравнили креативность людей в сидячем положении и во время ходьбы (включая ходьбу в помещении и на улице). Испытуемых просили выполнять различные задачи, требующие творческого подхода, при ходьбе в помещении на беговой дорожке, на улице, сидя в помещении или сидя в инвалидной коляске на открытом воздухе, когда ее толкали.
В одном задании испытуемым давали три предмета и просили придумать как можно больше различных способов их использования. В целом было обнаружено, что творческий результат улучшается примерно на 60% при ходьбе (в помещении или на улице) по сравнению с сидячим образом. Итак, если вы хотите повысить свою креативность, попробуйте совершить короткую или длинную прогулку.
2. Установите ограничения задач
Эта идея позаимствована у предпринимателя, который назвал ее « принятием ограничений» (Tank, 2019). Сначала это может показаться нелогичным. Разве креативность не означает быть более экспансивным, позволять своему разуму работать свободно? На самом деле, установление строгих ограничений также может способствовать творчеству.
Tank (2019) приводит в пример Теодора Гейзеля (доктор Сьюз), чей редактор поспорил с ним, что он не сможет написать детскую книгу, используя всего 50 разных слов. Гейзель принял вызов, выпустив в этих необычных условиях одну из своих самых продаваемых и самых запоминающихся книг: « зеленых яиц и ветчина » (Seuss, 1960).
Так что подумайте над тем, чтобы установить для себя необычные ограничения. Каким бы ни было занятие, вы можете обнаружить, что установка ограничений дает интересные и творческие результаты.
3. Расслабление
Известно, что расслабление способствует творчеству. Существуют различные проверенные способы привести себя в расслабленное состояние. К ним относятся прогрессивная мышечная релаксация, диафрагмальное дыхание, медитация при ходьбе и позы йоги.
Например, прогрессирующая мышечная релаксация связана со снижением частоты сердечных сокращений, тревогой и ощущением стресса. Кроме того, было показано, что расслабленные состояния стимулируют мыслительные процессы, важные для творчества. Например, диафрагмальное дыхание связано с улучшением внимания, что является ключевым компонентом творческого решения проблем (Ma et al., 2017).
Кроме того, известно, что стресс – противоположность расслаблению – убивает нервные клетки в гиппокампе, области мозга, где формируются новые воспоминания. Эти новые воспоминания помогают нам устанавливать связи с другими вещами, подпитывая творческий процесс. Поэтому управление стрессом является обязательным.
Итак, перерыв. Создайте для себя расслабленное состояние, глубоко дыша, потягиваясь, отправляясь на прогулку, делайте все, что вам подходит. Расслабившись, вы можете найти творческий ответ на проблему, которая ускользала от вас.
4. Совместная работа
Есть известный образ одинокого гения, работающего в одиночку в лаборатории или ищущего мелодию на одиноком пианино. Но является ли «одинокий гений» мифом? В статье о сотрудничестве и творчестве Уззи и Спиро (2005, стр. 447) отмечают, как сотрудничество может стимулировать творческое производство: « креативность — это не только, как гласит миф, дерзкая работа одиночек, но также и следствие социальной система акторов, которые усиливают или подавляют творчество друг друга. ”
Уззи и Спиро (2005) утверждают, что многие великие творцы истории, такие как Бетховен, Мария Кюри, «Битлз» и Майя Анжелу, были вовлечены в творческие сети, члены которых критиковали, поощряли и сотрудничали в проектах друг друга.
Итак, если вы склонны работать в одиночку и застряли на проекте, рассмотрите возможность сотрудничества, например, обсудив свой проект с другим человеком в вашей области. Возможно, вы найдете новый способ продвижения своего проекта с небольшой помощью друзей.
5. Спите на нем
Художники, ученые и другие творческие личности часто описывали, как сон и особенно сновидения помогали им находить новые решения постоянных проблем.
Например, психобиологу Отто Леви приснился повторяющийся сон, в котором содержался план эксперимента. Этот эксперимент позже доказал, что клетки мозга взаимодействуют с помощью химических веществ или «нейротрансмиттеров». За это открытие Леви разделит Нобелевскую премию по медицине в 1936 (Маккой и Тан, 2014).
Совсем недавно различные эксперименты показали, как сон способствует творческому решению проблем. Один набор экспериментов показал, что во время быстрого сна (фаза сновидений) мозг воспроизводит воспоминания, чтобы извлечь из них важные закономерности или уроки.
Во время медленного сна (глубокого или без сновидений) мозг затем устанавливает связи между этими паттернами или уроками и другими вещами, которые мы уже знаем (Lewis, Knoblich, & Poe, 2018). Таким образом, мы можем прийти к новым решениям проблем, которые занимали нас в часы бодрствования; как, например, когда Джеймсу Уотсону приснились две переплетенные змеи, что привело к открытию ДНК как двойной спирали (Conradt, 2012).
Итак, если ваш разум застрял на проблеме, попробуйте поспать над ней. Вы можете проснуться со своим решением.
6. Час гения
Этот совет по развитию творчества исходит от учителя, который использует его в своем классе (Provenzano, 2015).
Он называет это «часом гения», но затраченный период может быть больше или меньше 60 минут. Идея состоит в том, чтобы начать сторонний проект, что-то, чем вы увлечены. Вдохновение, идеи и навыки, которые вы развиваете в этом любимом деле, вполне могут быть использованы в других, более рутинных проектах, продвигая их вперед в позитивном ключе.
+1. Ваш творческий совет
Представляется уместным, что статья о развитии творческих способностей побудит вас, читатель, дать хотя бы один из ваших собственных советов в этом отношении. Мы предлагаем вам подумать о чем-то, что помогло вам развить творческий потенциал в себе или в других. Не стесняйтесь делиться любыми такими предложениями в ответ на эту статью.
Развитие творческих способностей в классе: 3 совета
Предоставление детям возможности развивать свои творческие способности с самого раннего возраста даст им навыки на всю жизнь.
1. Цените творчество
В классе покажите своим ученикам, что вы цените творчество. Это можно сделать разными способами.
Поощряйте пробы и ошибки при выполнении задач. Знаменитое высказывание Томаса Эдисона о различных попытках решения данной проблемы: « Я не потерпел неудачу. Я только что нашел 10 000 способов, которые не сработают 90 006» (Даум, 2016).
Иногда, найдя то, что не будет работать, вы придете к тому, что будет работать, как, например, когда Эдисон испробовал сотни материалов в качестве микрофонных передатчиков, прежде чем успешно сузить выбор до небольшого углеродного диска.
2. Дайте ему время
Ценить творчество также означает уделять ему время в классе. Сара Диас, воспитатель детского сада в Испании, утверждает, что достаточное количество времени имеет решающее значение для творчества, особенно для маленьких детей (Tornio, 2017). Рассмотрите возможность предоставления учащимся целого урока каждую неделю для свободной работы над проектами и материалами, которые они выбрали.
3. Запишите
Лорен Кассини Дэвис, учительница второго класса, описывает эффект от раздачи всем ученикам блокнотов «Да Винчи» в ее классе (Davis, 2018). Это пустые тетради, в которые учащимся предлагается записывать любые вопросы, идеи или выражения, приходящие им в голову, в любое время в течение дня, на любую тему, как это делал Леонардо да Винчи на протяжении всей своей долгой и творческой жизни.
Мисс Дэвис рассказывает, как всего за одну неделю она была поражена всем, что студенты записали в свои тетради. Тетради были полны вопросов, таких как «Как работает ваш мозг?», «Почему у нас есть музыка?» и «Почему я не тигр?» Были также стихи, рисунки изобретений и комментарии о жизни в классе. . Эти тетради стали толчком ко всем творческим учебным проектам.
3 шага к созданию более креативного рабочего места
Вы хотите поощрять творчество на своем рабочем месте? Затем выполните следующие три шага для начала.
1. Разрушьте границы
В 2014 году Стив Джобс и Apple открыли новую штаб-квартиру в Купертино, Калифорния.
По словам главного дизайнера Apple Джонни Айвза, эта штаб-квартира должна была разрушить границы между офисами и занятиями.
Новая штаб-квартира Apple максимально увеличила количество общих путей и рабочих мест, позволяя людям « общаться, сотрудничать, ходить и разговаривать» (Levy, 2017). Кажется, это сработало. В 2018 году Fast Company признал Apple (по-прежнему) самой инновационной компанией в мире (Safian, 2018).
2. Дайте время
Развитие творчества требует особого времени. Мы отмечали это выше, говоря о творчестве на уроке. Это касается и рабочего места.
Google, например, был известен своей программой «20%». Эта программа давала разработчикам программного обеспечения и другим сотрудникам разрешение работать 20% своего оплачиваемого времени над проектами по своему выбору. Хотя Google в конечном итоге вернул себе эти 20% времени, ему приписывают создание некоторых из лучших продуктов компании, включая Новости Google, Gmail и AdSense.
В других компаниях применяются различные подходы к предоставлению творческого времени на рабочем месте, при этом все согласны с тем, что творчество является бизнес-активом, и сотрудникам необходимо давать время для изучения и развития своих новых идей (Subramanian, 2013).
3. Способствуйте пробам и ошибкам
По словам бизнес-консультанта Деборы Гольдштейн, креативность в бизнесе требует экспериментов и даже неудач, которые необходимо поддерживать. Она утверждает, что «Эксперименты никогда не терпят неудачу. Даже когда попытка терпит неудачу, при правильном настрое команды извлекают бесценные уроки, чтобы добиться успеха в будущем » (Совет тренеров Forbes, 2017).
Становление более творческим в искусстве и музыке: одиночество и сотрудничество
В некоторых видах искусства, таких как живопись, работа часто выполняется в одиночку. Художникам нужно время и уединение, чтобы сосредоточиться на процессе рисования. Однако такое одиночество может быть трудно выносимым, если оно не нарушается социальными контактами.
Джейсон Хорейс (2020) пишет о нарушении изоляции, которая может возникнуть в искусстве. Он приводит в пример художницу, живущую в маленьком городке в штате Монтана. Эта художница говорит о том, как присоединение к группе художников в ее районе помогло ей в социальном и творческом плане.
Группа собирается каждую субботу, чтобы вместе рисовать. Они регулярно проводят художественные выставки с конструктивной критикой работ друг друга. У них также есть групповой веб-сайт со ссылками на веб-страницы отдельных художников.
Такие коллективные занятия помогают этой художнице оставаться вдохновленной и творческой, даже когда она одна в своей студии. В конце концов, это может быть некая смесь уединения и сотрудничества, которая поддерживает наше творчество в искусстве. Что с музыкой?
В автобиографии Показания (2016), Робби Робертсон, гитарист и главный автор песен The Band , описывает, как его группа создавала песни.
Робертсон часто сам писал песни. Он сам набросал «The Weight», классическую песню за одну ночь. После этого он приносил эти идеи для песен группе.
Они работали в тесной компании, чтобы конкретизировать песни, в подвале большого розового дома в северной части штата Нью-Йорк. Их групповое творчество процветало благодаря возможности слышать музыкальные идеи друг друга от момента к моменту. Для них также было важно видеть музыкальные реплики друг друга.
Затем Робертсон рассказывает, как во время их первой записи для Capitol Records участники группы были отделены друг от друга в студии. Были установлены перегородки, чтобы лучше записывать отчетливое звучание каждого инструмента. Однако вскоре участники группы обнаружили, что, не имея возможности видеть или слышать друг друга, как обычно, им не хватает органического звучания, которое так впечатлило Боба Дилана и других музыкантов.
По настоянию Робертсона перегородки студии убрали. Получившиеся в результате записи стали очень творческим и популярным альбомом 9.0005 Музыка из Big Pink . Группа , таким образом, нашла тип рабочей и студийной среды, которая способствовала их творчеству.
И Робертсон обнаружил, что взаимодействие между одиночеством и сотрудничеством лучше всего подходит для материала The Band . Опять же, это может быть уникальный баланс одиночества и сотрудничества, который помогает нам быть наиболее творческими в искусстве и музыке.
Связь между ночью и творчеством
Некоторые из нас проявляют больше творчества ночью.
Как ночные (а не дневные или дневные) люди, мы находим ночную тишину освежающей и открывающей новые возможности.
Некоторые известные «совы», более склонные к работе и инновациям после наступления темноты, включают таких разных людей, как Уинстон Черчилль, Кристина Агилера, Боб Дилан, Фрэн Лейбовиц и Барак Обама (Curtin, 2018).
Giampietro and Cavallera (2007) исследовали творческие способности людей, предпочитающих ночной рабочий график. Они обнаружили, что ночные типы набрали больше баллов, чем дневные, в задании (Тест творческого мышления Торранса), измеряющем креативность по параметрам оригинальности, плавности и гибкости ответов.
Но мужайтесь, дневные типы.
Многие люди, ведущие дневной образ жизни, клянутся такими благоприятными для дневного времени привычками, как ранний подъем, и сами по себе очень креативны. Генеральный директор Apple Тим Кук встает в 3:45 утра, в то время как Опра Уинфри, Мишель Обама и генерал Стэнли МакКристал тоже рано встают, и они клянутся, что их выходной начинается правильно.
В конце концов, важнее всего найти график — ночной, дневной или что-то среднее — который лучше всего соответствует вашей личности, обстоятельствам и творческим способностям.
Ресурсы PositivePsychology.com
Следующие рабочие листы PositivePsychology.com также могут оказаться полезными для развития творчества.
- Визуализируйте успех. Это упражнение на повышение устойчивости предлагает людям задействовать свое творческое мышление, чтобы визуализировать успешную работу.
- Визуализация карьеры. Это упражнение похоже на предыдущую визуализацию и предназначено для того, чтобы помочь людям представить в подробностях, как они будут выглядеть, чувствовать себя и иметь ту карьеру, которую они хотят.0238 хотелось бы.
- Решение социальных проблем. Это упражнение было разработано, чтобы помочь отдельным лицам или группам применять методы мозгового штурма при решении проблем. Клиенты придумывают как можно больше решений проблемы, отдавая предпочтение количеству, а не качеству, а затем оценивают каждое возможное решение с точки зрения требуемых усилий .
- Рабочий лист разработки аффирмаций. Это упражнение было разработано, чтобы помочь людям создать самоутверждение, которое может помочь им повысить самооценку.
- Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить свои сильные стороны, эта коллекция содержит 17 практических инструментов для выявления сильных сторон. Используйте их, чтобы помочь другим лучше понять и использовать их сильные стороны для улучшения жизни.
Послание на дом
Творчество — способность привносить в мир что-то оригинальное и ценное — не зарезервировано для немногих привилегированных художников или интеллектуалов. У нас у всех есть творческий потенциал. Этот потенциал можно культивировать, находя конкретные средства повышения креативности у данного человека или группы.
Конкретные средства для человека могут включать прогулку или участие в расслабляющих упражнениях, которые улучшают мышление и творческие способности.
Средства для развития творчества в группах могут включать предоставление учащимся или сотрудникам записных книжек в стиле Да Винчи для записи идей по мере их возникновения, создание рабочих пространств, способствующих сотрудничеству, или выделение «гениального времени» для творческих занятий учащихся или сотрудников .
В конце концов, нам нужно быть гибкими и инновационными в поиске средств, с помощью которых повышается креативность для конкретного человека, группы или ситуации.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три силовых упражнения.
- Кларк, Дж. (2018). Разведение идей. Разум за работой. Получено с http://www.mindsatwork.com.au/innovation-2/breeding-ideas/
- Конрад, С. (2012, 11 октября). Творческие прорывы люди совершали во сне. Ментальная нить. Получено с https://www.mentalfloss.com/article/12763/11-creative-breakthroughs-people-had-their-sleep
- Куртин М. (30 января 2018 г.). 7 вещей, которые совы делают по утрам, но люди никогда не поймут. Inc. Получено с https://www.inc.com/melanie-curtin/7-things-night-owls-do-that-morning-people-will-never-understand.html
- Даум, К. (2016, 11 февраля). 37 цитат Томаса Эдисона, которые вдохновят на успех. Inc. Получено с https://www.inc.com/kevin-daum/37-quotes-from-thomas-edison-that-will-bring-out-your-best.html
- Дэвис, Л. К. (2018, 17 декабря). Творческое обучение и обучение творчеству: как развивать творчество в классе. Кривая психологического обучения. Получено с http://psychlearningcurve.org/creative-teaching-and-teaching-creativity-how-to-foster-creativity-in-the-classroom/
- Совет тренеров Forbes. (2017, 21 декабря). 15 способов, которыми лидеры могут способствовать творчеству на рабочем месте. Форбс . Получено с https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2017/12/21/15-ways-leaders-can-promote-creativity-in-the-workplace/#6d08235f58ef
- Джампьетро, М., и Кавальера, Г.М. (2007). Утренний и вечерний типы и творческое мышление. Личность и индивидуальные различия. 42 (3), 453–463.
- Хорейс, Дж. (2020, 19 апреля). Работать в одиночку: преодолеть изоляцию, которая окружает стремление к искусству. блог красной точки . Получено с
https://reddotblog.com/working-alone-breaking-the-isolation-that-can-surround-the-pursuit-of-art-19-2/ - Леви, С. (2017, 16 мая). Внутри безумно великолепного (или просто безумного) нового материнского корабля Apple. Проводной . Получено с https://www.wired.com/2017/05/apple-park-new-silicon-valley-campus/
- Льюис, П.А., Кноблих, Г., и По, Г. (2018). Как воспроизведение воспоминаний во сне способствует творческому решению проблем. Trends in Cognitive Sciences, 22 (6), 491–503.
- Ма, С., Юэ, З. К., Гонг, З. К., Чжан, Х., Дуань, Н. Ю., Ши, Ю. Т., … и Ли, Ю. Ф. (2017). Влияние диафрагмального дыхания на внимание, негативный аффект и стресс у здоровых взрослых. Frontiers in Psychology, 8, 874 .
- Маккой, А. Н., и Тан, С. Ю. (2014). Отто Леви (1873–1919 гг.)61): мечтатель и лауреат Нобелевской премии. Сингапурский медицинский журнал, 55 (1), 3–4.
- Нойманн, CJ (2007). Воспитание творчества. Модель развития культуры коллективного творчества в науке. Отчеты EMBO 8 (3), 202–206.
- О’Мара, С. (2019). Во славу ходьбы: новая наука о том, как мы ходим и почему это полезно для нас. Книги о пингвинах.
- Оппеццо, М., и Шварц, Д.Л. (2014). Дайте своим идеям опору: положительный эффект ходьбы на творческое мышление. Journal of Experimental Psychology : Обучение, память и познание, 40 (4), 1142–52.
- Пауэрс, А. (2018, 30 апреля). Креативность – это навык будущего. Форбс . Получено с https://www.forbes.com/sites/annapowers/2018/04/30/creativity-is-the-skill-of-the-future/#1ba564e34fd4
- Провенцано, Н. (2015, 25 июня). Творчество на уроке. Эдутопия. Получено с https://www.edutopia.org/blog/creativity-in-the-classroom-nicholas-provenzano
- Робертсон, Р. (2016). Показания . Кнопф.
- Сафиан, Р. (2018, 21 февраля). Почему Apple — самая инновационная компания в мире. Быстрая рота. Получено с
https://www.fastcompany.com/40525409/why-apple-is-the-worlds-most-innovative-company - Сьюз, Д. (1960). Зеленые яйца и ветчина . Книги для начинающих.
- Субраманиан, С. (2013, 19 августа). Google вернул свои 20%, но другие компании заставляют сотрудников работать на них. Быстрая рота. Получено с https://www.fastcompany.com/3015963/google-took-its-20-back-but-other-companies-are-making-employee-side-projects-work-for-them
- Танк, А. (2019, 7 июня). Я приучил себя к творчеству, выполняя эти девять вещей. Быстрая компания . Получено с https://www.fastcompany.com/
- 673/i-trained-myself-to-be-creative-by-doing-these-9-things .
- Торнио, С. (2017, 3 марта). Девять проверенных учителем способов поощрения творчества в классе. Мы учителя. Получено с https://www.weareteachers.com/encourage-creativity-classroom/
- Туриано, Н. А., Спиро, А., 3-й, и Мрочек, Д. К. (2012). Открытость опыту и смертность у мужчин: анализ черт и граней. Journal of Aging and Health, 24 (4), 654–672.
- Уззи, Б., и Спиро, Дж. (2005). Сотрудничество и творчество: проблема маленького мира. Американский журнал социологии, 111 (2), 447–504.
10 психологических приемов для повышения креативности
Некоторые люди наделены способностью к творчеству. Если вы чувствуете, что вы не один из тех немногих счастливчиков, которые черпают из, казалось бы, бесконечного творческого источника, это не значит, что вы обречены на приземленную и ожидаемую жизнь. Подобно мышце, креативность — это то, что вы можете развивать и развивать с помощью небольшой практики и упорного труда. Если вы будете сидеть сложа руки и ждать вдохновения, это может вас обескуражить. Вы должны искать способы повысить свою креативность.
Творчество — это не пассивный процесс. Ищите вещи, которые вдохновляют вас и помогают вам сосредоточить свое внимание и умственную энергию на поставленной задаче. Ознакомьтесь с некоторыми из этих уникальных приемов, которые могут помочь пробудить ваш творческий потенциал.
- Прогуляться
- Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что люди, как правило, более креативны, когда ходят, а не сидя. Предыдущие исследования показали, что регулярная физическая активность может играть важную роль в повышении и защите когнитивных способностей. Это исследование показало, что простая прогулка может временно улучшить определенные типы мышления. Поэтому, если вы привязаны к рабочему столу и изо всех сил пытаетесь придумать хорошую идею, попробуйте немного прогуляться, чтобы увидеть, придет ли вдохновение.
- Наградите себя
- Согласно исследованиям, вознаграждение за то, что уже само по себе является вознаграждением, может иметь неприятные последствия и фактически снизить мотивацию — явление, известное как эффект чрезмерного оправдания. Таким образом, может показаться, что вознаграждение за творческое мышление может иметь противоположный эффект, подавляя творчество и мотивацию. Однако одно исследование показало, что, когда детям предлагали явное вознаграждение за создание творческих рисунков, креативность их работы на самом деле возрастала.
- Итак, если вы пытаетесь найти вдохновение, попробуйте пообещать себе какое-нибудь приятное угощение в качестве награды за творческое решение. Только не переусердствуйте, иначе вы рискуете снизить свою мотивацию.
- Создайте психологическую дистанцию
- Люди часто предлагают сделать перерыв, когда вы попали в творческий блок. Один эксперимент показал, что также может помочь установление некоторой психологической дистанции между собой и проблемой. Исследователи обнаружили, что когда участники представляли, что проблема возникла издалека, а не из близкого места, они решали больше проблем и находили более творческие решения. В следующий раз, когда вы столкнетесь с трудной проблемой, попробуйте представить, что проблема находится далеко и не связана с вашим текущим местоположением.
- Окружите себя вдохновением
- Позитивный психолог Михай Чиксентмихайи предполагает, что окружение играет роль в творческом процессе. Стимулирующая среда может способствовать творческому мыслительному процессу, поэтому окружение себя вещами, которые вас вдохновляют и мотивируют, может помочь. Создайте офисное пространство, которое поможет вам чувствовать себя вдохновленным и энергичным. Ищите стимулирующие события и условия, которые могут помочь вызвать изобретательность.
- Создать ограничения
- Пытаясь решить проблему, люди часто опираются на существующие идеи, чтобы найти самое простое решение. Это часто приводит к хорошему результату, но также может привести к функциональной неподвижности, что затрудняет поиск творческих решений. Один из способов преодолеть это — наложить некоторые ограничения на свое мышление. На самом деле это может привести к более творческим решениям. В следующий раз, когда вы попытаетесь решить проблему, попробуйте ограничить то, что вы обычно используете для поиска решения. Возможно, вы обнаружите, что придумываете новые и новаторские идеи, которые в противном случае могли бы и не рассмотреть.
- Мечта
- В современном мире высоких технологий и подключенных сетей отвлечься можно всего одним щелчком мыши. Вместо того, чтобы заполнять каждую свободную минуту приложениями, играми, электронными письмами или посещениями веб-сайтов, попробуйте позволить себе скучать. В одном исследовании скучающие участники показали лучшие результаты в тестах на креативность, чем те, кто был в приподнятом настроении, расслаблен или расстроен. В другом исследовании исследователи обнаружили, что скука дает людям время помечтать, что затем приводит к большему творчеству. Скука побуждает к творческому мышлению, потому что она посылает сигнал о том, что текущая ситуация или окружающая среда недостаточны. Поиск новых идей и вдохновения помогает преодолеть это.
- Переосмысление проблемы
- Одна общая черта, присущая творческим людям, заключается в том, что они обычно переосмысливают проблемы чаще, чем менее творческие люди. Вместо того, чтобы продолжать бросаться на ту же ментальную стену, попробуйте сделать шаг назад. Пересмотрите проблему с самого начала. Есть ли другой способ думать о проблеме? Можно ли посмотреть на проблему под другим углом? Предоставление себе шанса начать все заново со свежей точки зрения может способствовать творческому мышлению и привести к новым решениям.
- Будьте эмоциональны
- Исследователи долгое время считали, что положительные эмоции тесно связаны с творчеством, но одно исследование 2007 года показало, что как сильные положительные, так и отрицательные эмоциональные состояния связаны с творческим мышлением. Это не означает, что вы должны спешить и портить себе настроение только для того, чтобы получить вдохновение. Но в следующий раз, когда вы окажетесь в негативном эмоциональном состоянии, попробуйте направить часть этой энергии на решение проблемы или выполнение задачи, а не просто сидеть и кипятиться.
- Окружите себя синим
- Психология цвета предполагает, что разные цвета могут по-разному влиять на настроение, эмоции и поведение. Согласно исследованию 2009 года, синий цвет заставляет людей мыслить более творчески. Почему? По мнению исследователей, синий цвет побуждает людей мыслить нестандартно. Поскольку синий тесно связан с природой, миром и спокойствием, этот цвет помогает людям чувствовать себя в безопасности, исследовать и творить.