Как развить креативность: методики развития креативного мышления
<<Лид>>
Что такое креативность
Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Как развивать креативность
Полюбите процесс решения проблемы
Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.
Ищите оригинальные идеи
Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.
Расширяйте кругозор
Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.
Прокачать свою креативность можнона бесплатной онлайн-олимпиаде от «Фоксфорда».
Узнайте, умеете ли вы мыслить креативно и решать нестандартные задачки.
Творчески подходите к повседневным делам
Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов.
Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.
Учитесь видеть необычное в обычном
Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ.
Методики развития творческого мышления
Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.
Методика 1. Синектический штурм
Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.
- Сформулируйте проблему.
- Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
- Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
- Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
- Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).
Методика 2. Шесть шляп
Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.
Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.
Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.
Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.
Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.
Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.
Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.
Методика 3. Выход за рамки
Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.
- Сформулируйте проблему.
- Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
- Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.
Методика 4. Случайное слово
Можно применять как в группе, так и индивидуально.
- Сформулируйте проблему.
- Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
- Попробуйте связать его с проблемой.
Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
Что запомнить
1. Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка.
2. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.
В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры. Разбираемся, что такое креативность, зачем она нужна и как её развивать.
Креативность — Психологос
Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.
Критерии креативности:
- беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
- оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
- восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
- удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить
- вербальную креативность;
- образную креативность;
- отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.
Креативность и интеллект
Между интеллектом и креативностью — нелинейная связь. Повышение уровня интеллекта повышает креативность, но только до определенного предела… См. Интеллект и креативность
Дмитрий Чернышев, креативный директор, автор книги «Как люди думают». Его блог mi3ch.livejournal.com известен каждому, кто любит задачи на творческое мышление.
Статья из книги Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь»
1. Самое главное в творчестве – это вы. И вы должны прекрасно себя знать. Вам с собой придется потом работать. Вы должны знать, когда вам лучше всего думается, чтобы уметь входить в это состояние в нужный момент.
2. Вы должны награждать себя чем‑нибудь всякий раз, когда вам в голову приходит хорошая идея. Это нужно для того, чтобы научиться получать удовольствие от процесса придумывания.
3. Не надо относиться к процессу мышления как к тяжелой работе. Забудьте про звериную серьезность. Превратите это в игру. Тяжелой работой вы можете заниматься очень недолго, а играть можно часами напролет.
4. Не бойтесь совершить ошибку и выглядеть идиотом. Ошибка – это всего лишь действие, не предусмотренное системой, а любое гениальное решение сначала кажется идиотским.
5. Не переставайте читать. Какое бы прекрасное образование вы ни получили, его хватит ненадолго. Законченное высшее образование – это опасная иллюзия. Образование может быть только незаконченным.
6. Старайтесь общаться только с умными людьми. Это как с игрой в шахматы: прогресс возможен лишь при игре с сильным соперником.
7. Интересуйтесь вещами, которые не имеют никакого отношения к вашей работе. Большинство прекрасных идей находятся на стыке разных областей человеческого знания.
8. Не бойтесь заимствовать чужие прекрасные идеи. Они специально предназначены для этого.
9. Внимательно читайте условие задачи. Решение находится именно в условии. Больше ему просто негде находиться. Если решение вас не устраивает – переформулируйте условие.
10. Ничего не бойтесь.
Сообщение о творчестве | Компоненты для творчества
Сегодня я хочу поговорить о компонентах творчества или основополагающих факторах творческого процесса. Один из способов решить эту проблему — посмотреть, как мы измеряем или оцениваем творческий продукт.
Творчество иногда распадается на дивергентное и конвергентное мышление; хотя я утверждаю, что в обоих случаях задействованы одни и те же процессы.
Дивергентное мышление измеряется с помощью теста творческого мышления Торранса (TTCT). TTCT состоит из словесной и образной частей. Дивергентное мышление также измеряется заданием Гилфорда «Альтернативное использование», в котором нужно придумать как можно больше способов использования обычных предметов домашнего обихода (например, кирпича).
Эти результаты теста на креативность оцениваются с учетом ряда различных критериев креативности. Наиболее распространенные (общие для всех вышеперечисленных) критерии:
1. Гибкость : Это отражает способность пересекать границы и создавать удаленные ассоциации. Это измеряется рядом различных категорий генерируемых идей.
2. Оригинальность : измеряет, насколько статистически отличаются или новы идеи по сравнению с группой сравнения. Это измеряется количеством новых идей.
3. Беглость.
4. Разработка : измеряет количество деталей, связанных с идеей. Проработка больше связана с сосредоточением внимания на каждом решении/идее и ее дальнейшей проработкой.
Конвергентное мышление измеряется с помощью таких тестов, как тест на удаленные ассоциации или проблемы с инсайтами. Эти проблемы решаются при применении одного из следующих способов:
1. Создайте уникальную связь между частями проблемы. Это снова похоже на гибкость или на то, насколько гибкой является ваша схема категоризации, позволяющая вам мыслить нестандартно и не ограничиваться типичными категориями или ассоциациями.
2. Используйте новый (а не стандартный) подход к решению проблем. Для меня это снова похоже на o оригинальность .
3. Посмотрите на проблему с другой точки зрения. Для меня это похоже на то, как быстро вы можете принять несколько точек зрения — скорость, с которой вы можете использовать альтернативные точки зрения, похожа на 9.0011 беглость .
Творчество также определяется как создание чего-то нового и полезного. В этот момент мне вспоминается цитата Оскара Уайльда: «Мы можем простить человеку создание полезной вещи, если он не восхищается ею. Единственным оправданием для создания бесполезной вещи является сильное восхищение ею. Всякое искусство совершенно бесполезно». Я понимаю Уайльда в том смысле, что искусство не обязательно должно быть полезным или удовлетворять критериям полезности, но в большей степени измеряется тем, соответствует ли оно критерию эстетики или красоты. Пока кто-то рассматривает искусство как неотъемлемую часть творчества, я думаю, нам нужно оставить место для красоты как часть определения творчества: творчество = полезность + красота + новизна.
Теперь для меня новизна сама по себе может быть либо потому, что рассматриваемая вещь действительно нова или оригинальна, либо она может быть знакомой, но загадочной (например, улыбка Монализы) и, таким образом, быть удивительной или новой/захватывающей в этом смысле.
Таким образом, модифицированное уравнение выглядит так: креативность = сюрприз + оригинальность + красота + полезность
Взятые вместе, я утверждаю, что эти критерии/стратегии/определения, которые используются для измерения и определения креативности и решения творческих задач, также намекают на лежащую в основе факторную структуру креативности.
Я предлагаю, чтобы творчество состояло из четырех факторов:
1. Первый фактор — это СЮРПРИЗ
: производит ли кто-то что-то, что продолжает привлекать внимание, даже если со временем становится знакомым. Это может быть результатом редкой и отдаленной ассоциации идей или процесса рекомбинации, который объединяет знакомые вещи незнакомым/неожиданным образом. Это способность мыслить за пределами обычных границ или категорий, ослаблять ассоциации и создавать отдаленные ассоциации между категориями и внутри них. Это также связано с гибкость , с которой вы можете ходить по категориям и дисциплинам. Примером может служить «Мона Лиза» Да Винчи или установка писсуара в художественной галерее. 2. Второй фактор — это ОРИГИНАЛЬНОСТЬ : производит ли человек что-то действительно уникальное, новое и неслыханное прежде. Это творчество не просто комбинаторное, но, возможно, связанное с трансформацией и преодолением. Поскольку доприбрамовская новизна является результатом новой перестройки старых идей. Если первый фактор связан с комбинацией, это можно рассматривать как перестановку или переупорядочивание. Это связано с
3. Третий фактор — КРАСОТА : производите ли вы нечто привлекательное и эстетически удовлетворяющее. Красота заключается в глазах смотрящего и связана с субъективными предпочтениями. Выявление красоты — быстрый и бережливый процесс, и, согласно одной концепции, мы находим что-то красивое, если можем это легко обработать (поэтому средние лица красивее — простота обработки). Это связано с беглость баллов или легкость, с которой вы можете генерировать идеи. Экспрессионизм Моне и др. выглядит красиво, потому что неприятен для глаз.
4. Четвертый фактор — это ПОЛЕЗНОСТЬ : производит ли человек что-то полезное. Как видно из задачи альтернативного использования, полезность чего-либо неоднозначна и зависит от контекста, но измеряется объективно, а не субъективно. Креативность — это способность справляться с этой внутренней двусмысленностью, чувствовать себя комфортно с ней и смотреть на вещи с нескольких одновременных точек зрения, чтобы найти полезные контексты, в которых ее можно использовать/применять. Это возможность увидеть, действительно ли решение решает проблему. Также возможность разработать идею и добавить к ней детали, чтобы сделать ее полезной/актуальной. Здесь можно сосредоточиться на одном потоке мысли/идеи и довести его до логического завершения, добавляя детали и усложняя. Миниатюрное искусство Индии с тщательно продуманными деталями является примером этой формы и полезно для реконструкции истории.
Проще говоря, креативность — это генерация новых, неожиданных, приятных и полезных/сложных идей/вещей и т. д. Креативность возникает, если что-то «выделяется» из толпы.
Возьмем аналогию: во многих психологических задачах стимул выделяется, если он «неожиданный, новый, редкий или сложный». Точно так же творческий продукт выделяется, если он удивителен, оригинален, эстетичен (редкость в некоторых отношениях связана с красотой — чем он реже, тем красивее/ценнее с точки зрения искусства) и полезен (достаточно сложен/«разработан», чтобы быть полезным).
Ранее я также упоминал о теории творчества слепых вариаций и выборочного удержания (BVSR).
Согласно моей последней мысли, факторы 1 и 2, неожиданная рекомбинация (восприимчивость) и новые перестановки/трансформации/мутации (оригинальность) приводят к слепым вариациям, которые ведут к новым продуктам/идеям. Затем они выбираются с использованием линзы и критерия Красоты и Полезности, оставшихся двух факторов. Сродни половому отбору, фактору 3, или красоте, или субъективным эстетическим предпочтениям, в этом случае управляют процессом отбора. Подобно естественному отбору, фактор 4 или критерий полезности или объективной адаптации управляет отбором таким образом.
Вместе 2 фактора, которые создают изменчивость (рекомбинация/мутации), и 2 фактора, которые выбирают в соответствии с субъективными и объективными критериями (на основе сексуальных предпочтений (контекстно-инвариантных)/природной полезности/фитнеса (контекстно-зависимых)) гарантируют, что творческий потенциал продукты оригинальные и удивительные, а также красивые и полезные.
Примечание. Некоторые части изложенных выше идей были развиты и уточнены в моем предыдущем блоге Psychology Today и постах The Mouse Trap.
Включите JavaScript для просмотра комментарии на базе Disqus. комментарии на основе Дискус
Исследование показало, что обычная оценка творческих способностей в образовании может быть не совсем достоверной
Ср, 07.09.2022
ЛОУРЕНС — Творчество все чаще рассматривается как неотъемлемая часть образования и имеет жизненно важное значение для будущего конкурентоспособной нации. Тем не менее, не так много известно о том, что делает человека творческим, или о том, как определить и научить этим качествам. Новое исследование, проведенное Канзасским университетом, показало, что один из наиболее распространенных методов, используемых при изучении креативности, может быть надежным, но он сильно различается по тому, как он используется, зависит от субъективных суждений и может быть не совсем достоверным.
Субъективная оценка креативности — один из самых популярных методов исследования креативности. По сути, подход зависит от судей, которые изучают работу или тему, а затем выставляют оценку, соответствует ли она критериям творчества. Хайинг Лонг, адъюнкт-профессор психологии образования в KU, провела исследование, в ходе которого было проанализировано 84 исследования с использованием подхода, также известного как метод согласованной оценки, и обнаружила, что их подходы сильно различаются и не обязательно доказывают его достоверность. По ее словам, это должно вызывать осторожность в зависимости от подхода или попытки перевести его для использования в школах.
Лонг сравнил подход к голосованию за премию Оскар, когда избиратели смотрят фильм, а затем ставят оценку. CAT, представленный в 1982 году и с тех пор широко используемый, аналогичен.
«Мне кажется, что в этом подходе есть много вещей, которые не согласуются с тем, что я узнал об образовательном измерении. Мы не часто используем субъективность для измерения в образовании», — сказал Лонг. «Популярная оценка, которая использовалась в течение 40 лет без особой оценки или рассмотрения ее достоверности, кажется мне опасной».
Исследование Лонга, написанное в соавторстве с Джу Ван из Университета Майами, было опубликовано в журнале Educational Psychology Review. Исследователи проанализировали исследования и обнаружили, что они больше всего сосредоточены на надежности и последовательности судей. В то время как некоторые из них были оценены как эксперты, а некоторые как квазиэксперты в своих областях, исследования в основном были сосредоточены на согласованности оценок судей. Анализ показал, что судьи были достоверно последовательны примерно в 70% случаев. Но нельзя предполагать, что эта надежность означает, что оценка действительна.
«Я обнаружил, что 84 исследования очень разные в своих областях, — сказал Лонг. «Некоторые занимались писательством, искусством или наукой. Некоторые для начальной школы, некоторые для колледжа. И оценщики тоже очень разные по своим характеристикам, например, по тому, как долго они работают в этой области, по своим интересам и мотивам».
Исследования креативности также редко раскрывали, ставили ли судьи высокую оценку работе, которую они наблюдали, потому что она им нравилась, потому что они думали, что она действительно соответствует критериям креативности, или и то, и другое. По мнению исследователей, эта широкая субъективность и отсутствие последовательности в подходе означают, что следует проявлять осторожность при объявлении субъективных оценок креативности полностью достоверными.
CAT является одним из трех доминирующих подходов в исследовании творчества, наряду с тестами и опросниками творческого и дивергентного мышления, используемыми для оценки различных аспектов творчества, таких как творческая активность и творческая самооценка. Техника согласованной оценки — единственная, которая полагается на субъективные суждения для оценки креативности продукта или работы.
Лонг и Ван написали, что цель состоит не в том, чтобы дискредитировать CAT или воспрепятствовать ее использованию, а в том, чтобы способствовать дальнейшему изучению и лучшему пониманию оценки и того, как она используется. Это может привести не только к активизации исследований креативности и пониманию ее роли в образовании, но и к помощи в разработке учебных программ и методов для педагогов по обучению креативности и выявлению ее у учащихся. В настоящее время учащиеся в большинстве случаев определяются как творческие учителя, которые оценивают их как таковых или как обладающих творческим потенциалом, основываясь на наблюдениях в классе.
«Применяя этот подход, мы должны помнить о его недостатках и использовать и другие подходы, — сказал Лонг. «В то же время нам необходимо больше изучить этот подход и лучше понять, как он работает, чтобы лучше понять, как его можно применять для использования в классе».
Что касается использования в классе, Лонг, который ранее опубликовал исследование плюсов и минусов самых популярных оценок креативности в классе в образовании , надеется продолжить исследования по разработке моделей креативности для целостного изучения учащихся, уделяя особое внимание их сильным сторонам. Это могло бы помочь преобразовать исследования креативности в инструменты, которые педагоги могут использовать для определения того, где творческий потенциал учащегося наиболее силен, и опираться на него, а также оказывать поддержку в тех областях, в которых может отсутствовать.
«Я хочу сделать это современным способом, с использованием наилучших доступных технологий. Я не хочу, чтобы учителя чувствовали, что это еще одна вещь, которую они должны делать», — сказал Лонг. «Каждый ученик может быть творческим, но мы должны поддерживать их. Тесты должны заключаться не в том, чтобы увидеть, кто креативен, а кто нет, а в том, каковы сильные стороны каждого человека и как лучше всего их поддержать».
Изображение предоставлено: Pexels.com
Канзасский университет является крупным комплексным исследовательским и учебным университетом. Миссия университета заключается в том, чтобы поднимать студентов и общество, обучая лидеров, создавая здоровые сообщества и делая открытия которые меняют мир.