Критика деструктивная: Критика деструктивная и конструктивная — Психологос

Содержание

Конструктивная и деструктивная критика: что это такое, правила, алгоритмы, примеры

Содержание

  • 1 Конструктивная критика: что она значит
  • 2 Деструктивная критика
  • 3 Основные различия этих двух разновидностей
  • 4 Почему мы так болезненно относимся к критикованию
  • 5 Польза объективных замечаний
  • 6 Когда уместно критикование 
  • 7 Что делает суждение конструктивным
  • 8 На какие замечание не следует обращать внимания
  • 9 С чего стоит начать, если вы хотите конструктивно покритиковать оппонента 
    • 9.1 Правила конструктивной критики
    • 9.2 Алгоритм конструктивной критики: основные шаги
  • 10 Как следует реагировать на замечания
  • 11 Советы для родителей 
  • 12 Заключение

Каждый человек по-разному себя ведет, когда его критикуют, одни спокойно выслушивают, прислушиваются к замечаниям и стараются стать лучше, другие, наоборот, проявляют агрессию в сторону критикующего, обижаются, опускают руки и замыкаются в себе. В этой статье я расскажу про конструктивную и деструктивную критику, объясню, что это такое, и приведу несколько примеров. В жизни нас часто критикуют, в детстве – родители, в школе – учителя, в университете – преподаватели, на работе – начальник. Нередко даже самый незначительный упрек вызывает в нас злость, обиду или грусть. 

Конструктивная критика: что она значит

Это высказывание своего личного мнения с целью помочь человеку. Собеседник оценивает вашу работу или действие и делает четкие замечания, которые направлены на усовершенствование вашей деятельности. Такое обсуждение может быть объективным, то есть представлять собой анализ или форму полезных рекомендаций или советов. 

Главные признаки конструктивных замечаний. 

  • Объективность. Когда личность высказывает свое мнение, она не претендует на истинность, а подчеркивает то, что это только ее личная позиция. 
  • Точность. Критик уделяет внимание конкретным элементам работы, которые кажутся ему непонятными или сомнительными.  
  • Аргументированность. Личность, которая критикует, объясняет свою точку зрения и приводит при этом аргументы. 
  • Осведомленность. Критикующий должен хорошо разбираться в теме обсуждения. Он может иметь профессиональное образование или опыт. 
  • Уважительность. Человек, высказывающий замечание, не должен переходить на личности и навязывать свою точку зрения. Необходимо уважительно относиться к оппоненту. 
  • Искренность. Критик указывает не только на минусы, но и на достоинства вашей деятельности. 

Такой вид обсуждения позволяет увидеть нам свои слабые стороны, чтобы оперативно их исправить и достичь идеального состояния работы. 

Деструктивная критика

Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека. 

Основные причины таких необоснованных упреков. 

  • Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям.  
  • Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда. 
  • Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
  • Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть. 

Основные различия этих двух разновидностей

Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. Главная черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности. 

Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает.  

Действия, которые не относятся к объективному суждению:

  • Запугивание. Не допускается: «Если ты не уберешься в комнате, то останешься голодным». Разрешается: «Приберись дома, а я пока приготовлю ужин».
  • Оскорбления. Нельзя: «Ты выглядишь очень плохо, опять не помыла голову?» Вообще не следует оценивать внешние данные. 
  • Субъективность. Не критикуйте подругу за ее вкус, мечты и цели.

Почему мы так болезненно относимся к критикованию

Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно.  

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.

Польза объективных замечаний

Разумное оценивание – это важнейший инструмент, с помощью которого мы становимся лучше, также он позволяет нам работать на своих ошибках. В профессиональной деятельности должны преобладать конструктивные замечания, они важны для отношений с партнерами, коллегами, а также с друзьями и родственниками. Без способности говорить о том, что вам не нравится, вы не построите ни крепкую семейную, ни дружескую, ни коллективную связь. 

Если мы спокойно относимся к суждениям, это помогает нам быть смелее  принимать разумные решения, а также дает понять, что для всех ни мы, ни наша работа никогда не будут идеальными, всегда найдутся моменты, которые стоит исправить, пусть даже незначительные. Замечания со стороны определяют наши слабые места и дают возможность исправить свою работу, чтобы она стала еще лучше. Важно услышать оценку и определить недостатки, которые можно поправить, чем принять ложный вывод о том, что все идеально. 

Такой тезис, как конструктивная критика – это один из важных инструментов формирования общества и развития человеческих отношений. Когда нас подвергают обсуждению, значит, мы что-то из себя представляем. 

Когда уместно критикование 

Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют. 

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.  

Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.

Что делает суждение конструктивным

В первую очередь, это уважительный и верно подмеченный комментарий о работе оппонента или его действия. Такой отзыв не подразумевает скрытого смысла и дальнейшего перехода на личности, всплеска негатива для самоутверждения за счет другого индивида, также это высказывание не должно его обидеть и задеть самооценку. Все перечисленные составляющие не относятся к конструктивной критике.

При оценивании уделяется внимание не осуждению, демонстрированию своего превосходства и высмеиванию, а реальной помощи, которая впоследствии позволит человеку достичь совершенства. 

Критиковать надо там, где это действие является уместным Если вы уверены, что собеседник адекватно отреагирует на ваши замечания, действуйте, но если вы заметили какой-либо барьер и почувствовали агрессию, направленную в вашу сторону – остановитесь, так как оппонент не поддержит с вами разговора.   

Прежде чем высказывать свою точку зрения и указывать на недочеты, начните свой диалог с похвалы, опишите все преимущества работы, которые вас зацепили, задавайте открытые вопросы, дискутируйте. Также тщательно продумывайте свои аргументы, говорите четко и по теме, уважайте своего коллегу. 

На какие замечание не следует обращать внимания

Мы часто высказываем свое мнение, делаем это непроизвольно, не стремимся к тому, чтобы наша точка зрения была объективной. Порой мы вообще не желаем кому-то помочь, просто повествуем о своих мыслях, вкусах, опыте или увлечениях, также мы можем выплеснуть на коллегу шквал негативных эмоций. 

В настоящее время мы сильно подвластны критике, мы сталкиваемся с ней повсюду. 

  • Интернет. В социальных сетях люди оставляют друг другу комментарий, одни носят позитивный характер, другие – агрессивный. Не стоит воспринимать их всерьез.
  • Политика. На экранах наших телевизоров часто транслируются дебаты политических деятелей, которые несмотря на свой статус, впоследствии переходят на крик, а иногда и на личности.  
  • Наука. Сообщество ученых может разделиться из-за различных мнений на один конкретный вопрос. 

Не обращайте внимание на суждения, которые направлены, чтобы вас задеть или обидеть. Они неправдивы и необоснованны. В любой группе людей вы найдете своего единомышленника, который поддержит вас и даст ценные советы и рекомендации. 

С чего стоит начать, если вы хотите конструктивно покритиковать оппонента 

Прежде чем строить диалог, досчитайте до 10 и определите свои мотивы, если они направлены на пользу и помощь – высказывайте свою точку зрения и обязательно обосновывайте ее аргументами, если же они возникли ради вашего самоутверждения – то лучше промолчать. 

Ваши замечания не должны выглядеть, как обвинение – вы не в суде, и ваш коллега – не обвиняемый. Рассуждайте, говорите о недостатках, но делайте это с уважением и дружелюбием. Существует «правило бутерброда», которое гласит – при обсуждении похвалите своего собеседника, затем укажите на недочеты, а после опять скажите несколько комплиментов.  

Правила конструктивной критики

Для того чтобы ваши суждения выглядели объективными, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

  • Тщательно подготовьтесь к разговору, продумайте все его детали наперед. 
  • Подберите подходящий момент. Вам необходимо создать все условия для комфортного общения, должна быть спокойная обстановка, чтобы никакие внешние раздражители вам не мешали, а также не присутствовали лишние люди. 
  • Определите, хочет ли собеседник с вами контактировать. Не навязывайтесь, спросите его, чем он занимается, есть ли у него свободная минутка, вдруг он сильно занят. 
  • Похвалите его в начале разговора. И оппонент не так болезненно воспримет замечания. 
  • Говорите искренне от сердца, будьте мягким. Например: «Мне неприятно, что ты вчера ушел, не попрощавшись, я волновался, не делай так больше». 
  • Если вас переполняют радостные или негативные эмоции, постарайтесь их сдержать. Высказывать суждения лучше ровным и спокойным голосом.  
  • Никогда не критикуйте человека. Вы должны оценивать не его, а его труд, действия. 
  • Мотивируйте, расскажите ему про свои ошибки, неудачный опыт в каком-либо деле. 
  • Больше конкретизируйте, четко формулируйте свои мысли: «Я хочу, чтобы ты прекратил плохо себя вести на уроке, это нарушение правил, ты мешаешь проводить занятия».
  • Подготовьте себя, ведь собеседник может вспылить, возражать или агрессивно себя вести. В такой ситуации вам необходимо сохранить спокойствие, уйти от разговора, а затем продолжить, когда успокоится оппонент. 
  • Если общение удалось, закончите его на позитивной ноте. Скажите: «Вы проделали такой долгий путь, чтобы добиться своей цели, это нелегко, вам не стоит опускать руки, вы же такой умный и способный человек».

Вы должны понимать, что перед вами живая личность, у которой есть свои достоинства и недостатки, ваши необдуманные слова могут ее ранить и обидеть, поэтому, если вы ей желаете добра, старайтесь объективно излагать свою точку зрения.

Алгоритм конструктивной критики: основные шаги

Я перечислю пошаговую инструкцию, что следует сделать, чтобы ваше мнение адекватно воспринималось другой стороной. Если это диалог начальника и подчиненного, руководитель должен придерживаться следующего алгоритма. 

  1. Сформулируйте конкретную задачу, которую вы поставили перед собеседником.
  2. Далее, обоснованно и подробно объясните ему, в чем он неправ и что сделал неверно. 
  3. Скажите ему, что вы на его стороне, всячески дайте ему это понять. 
  4. Поддержите коллегу, успокойте его, скажите несколько комплиментов и отправьте исправлять недочеты. 

Необходимо с пониманием относится к своим подчиненным, ведь чем больше мотивация, тем выше продуктивность. Из-за криков и оскорблений ни один работник не станет работать усерднее и внимательнее.

Задайте вопрос

Как следует реагировать на замечания

Для начала осознайте, что они помогают развиваться, если мы будем к ним прислушиваться, спокойно выслушивать советы и извлекать из этого что-то полезное для себя.  

Не стоит любое высказывание воспринимать в штыки, если работа над проектом заняла у вас большое количество времени и вы приложили массу усилий – это не значит, что результат вашего усиленного труда идеален. Отреагируйте на критикующие комментарии с достоинством, согласием и спокойствием.

Также не следует оправдываться перед критиками, лучше молча прислушивайтесь к советам и рекомендациям, при необходимости ответьте на вопросы, а затем поблагодарив всех участников диалога, удалитесь из помещения. 

Советы для родителей 

Я перечислю несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка правильному реагированию на объективные и необъективные суждения посторонних лиц. 

  1. Донесите до малыша всю важность сохранения спокойствия. Он не должен перечить учителю, слезно оправдываться или агрессивно себя вести. 
  2. Чаще контактируйте с ним, чтобы знать обо всех оскорблениях, которым он подвергается. Откровенничайте друг с другом. 
  3. Научите его постоять за себя и правильно отвечать на деструктивные осуждения.  
  4. Не воспитывайте перфекциониста и не говорите ему, что он в чем-то виноват. Приведите свой жизненный опыт, когда вы допустили массу ошибок, он должен понимать, что каждому человеку, существующему в этом мире, приходилось ошибаться. 

Адекватное восприятие всех комментариев и оценок критикующих – залог стабильного карьерного роста и духовного. Без самосовершенствования вы не сможете вести трудовую и семейную жизнь.  

Заключение

Если вы боитесь предстать перед группой людей, которая будет оценивать вашу деятельность, запишитесь ко мне на консультацию, я помогу вам: 

  • побороть эниссофобию; 
  • подавлять в себе агрессию, которая возникает в ходе обсуждения;
  • повысить уверенность в себе;
  • избавиться от скованности;
  • адекватно реагировать на конструктивную критику. 

 

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Виды конструктивной критики. Деструктивная критика может быть

ЧТО такое деструктивная критика?

1.Любое пренебрежительное или оскорбительное суждение о личности человека (так называемые «Ты-высказывания», например,- «Ну,ты гад!»)
2.осуждение или осмеяние дел, поступков («у тебя руки не из того места растут»)
3.осуждение или осмеяние значимых людей («Твои дети всегда отличались невоспитанностью», «У тебя не дети, а потомки Дракулы»)
4.осуждение, поношение или осмеяние социальных общностей («МГУшники чванливые», «все журналюги – пройдохи и сволочи!»)
5.осуждение или осмеяние идей («Ну, да, вы же — радикал!», «Здравствуй, наша фрейдиста!»)
6.осуждение, поношение или осмеяние значимых произведений искусства («И ты эту фигню читаешь!», «Я и позабыл, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс –твои кумиры!»)
7. осуждение или осмеяние материальных объектов («Да, сдалась тебе эта дача!»)

  1. риторические вопросы, направленные на обнаружение и исправление недостатков («Тебе не приходит в голову, что это глупо!»)
    9.упоминания о фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить или повлиять (например, национальная, социальная, расовая принадлежность – «Ну, ты — чукча!»), упоминания о городском или сельском происхождении (« Смотрите-как, гараадская» или «А, ты ж немееестный»), упоминание о противоправном поведении кого-то из семьи («Все вы — уголовники»), высмеивание конституции («Дылда», «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза», «Глухой, как пень»)
    10.безобидные ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные человеком в прошлом, шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн. («Пришёл наш семейный ловелас. Где шлялся, сколько юбок посчитал?»)

Деструктивная критика

  • способна пошатнуть или разрушить веру в себя
  • не позволяет человеку самому определиться, что ему реально следует делать и как поступать
  • снимает личную ответственность
  • вызывает отрицательные эмоции (растерянность, беспомощность, смятение, боль etc)
  • вызывает желание защититься (словом или делом) и (или) дать сдачи

Деструктивная критика может быть

  • непреднамеренной
    (по недомыслию, бестактности, под вилянием сильных чувств, недоразумению),
  • осознанной
    (направленной на получения определённых выгод, как психологических, так и иных, в том числе и материальных).

ПОЧЕМУ трудно справится, когда мы оказываемся под гнётом деструктивной критики?

Любое высказывание — эмоционально-содержательно.
Деструктивная критика всегда имеет гипертрофированный эмоциональный элемент.
Если сравнить с ударом – это резкий сокрушительный удар, поэтому вызывает разный спектр переживаний и чувств, как правило, негативных.

Деструктивная критика — одна из форм агрессии.

Вопрос»s:

Есть среди нас такой счастливчик, который не попадал под сечу деструктивной критики?
Как часто Вы сталкиваетесь с деструктивной критикой в жизни, на сайте профи.ру?
Если не жалко, напишите несколько примеров деструктивной критики (мои примеры – ниже).

Страница 1 из 2

Бывает ли критика конструктивной? «Могу ли я конструктивно вас покритиковать?» Это шесть самых страшных слов, которые вы можете услышать за всю жизнь. Частично оттого, что у каждого из нас свое представление о конструктивности, а частично потому, что какой бы благожелательной ни была критика, очень немногие способны хорошо ее подать.

И еще потому, что некоторые люди используют ее как удобный повод, чтобы, прикидываясь милым, понизить ваш статус на ступеньку-другую.

По той или иной причине критика обычно выглядит куда конструктивнее с точки зрения критикующего, а не критикуемого.

Так является ли выражение «конструктивная критика » внутренне противоречивым?

Выложу карты на стол: я верю, что критика может быть конструктивной. На самом деле она необходима, если вы хотите стать выдающимся. Однако, поскольку под критикой подразумевают много разного, начну с пояснения, что я понимаю под разными ее видами:

Конструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение о вашей работе или результатах, и он выражает его так, что оно приносит пользу. Критика может принимать форму полезного совета (вам говорят, что надо сделать) или просто вдумчивой оценки (что делать дальше, в данном случае решаете вы сами).

Конструктивная критика может быть как позитивной, так и негативной (критикующему может нравиться или не нравиться ваша работа), и содержать как похвалу, так и рекомендации по улучшению.

Вот несколько черт конструктивной критики :

  • Объективность — критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
  • Конкретность — достаточно подробная, чтобы понять, о чем именно говорит критик и какие критерии оценки он использует.
  • Наличие примеров — критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
  • Относится к делу — критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
  • Учитывает нюансы — критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
  • Уважение — критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, и подразумевает, что вы способны сделать необходимые улучшения.

Воодушевляет конструктивная критика или нет — решать вам. Конечно, если кто-то вас хвалит, вы, скорее всего, почувствуете прилив сил. Но даже если критик обнажает множество ошибок и недочетов, я бы посоветовал не унывать, даже если вы не на седьмом небе от счастья.

Если критика по-настоящему конструктивна, она дает возможность исправить ошибки и совершенствоваться. Я могу вспомнить несколько случаев, когда критик уважительно, но беспощадно «порвал мою работу в клочья», но, когда я выходил из комнаты, мне не терпелось двинуться к открывшимся передо мной перспективам.

Одной из целей вашей карьеры должен быть поиск хороших источников конструктивной критики. Как и обратная связь, она дает вам преимущество, особенно над теми, кто слишком себялюбив, чтобы принять хоть какие-то замечания.

Деструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение, но он либо не знает, как правильно его выразить, либо не понимает, о чем говорит, либо и то и другое сразу .

Я называю такую критику деструктивной из-за ее эффекта: если вы не будете осторожны, она может серьезно повредить вашей мотивации, креативности и способности учиться. Таким же точным определением была бы «некомпетентная критика»: она больше говорит об ошибках критикующего, а не критикуемого. Если критика — искусство, некомпетентный критик — художник, который едва способен нарисовать человечка из палочек.

Вот типичные черты деструктивной критики :

  • Необъективность — критик говорит так, как будто он носитель истины в последней инстанции, а не человек, которому свойственно ошибаться.
  • Туманность — работу отвергают туманными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
  • Голословность — критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
  • Не относится к делу — критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
  • Огульность — общие черно-белые суждения, непризнание градации качества и альтернативных точек зрения.
  • Неуважение — критик груб, агрессивен или не проявляет уважения к чувствам исполнителя.

Если некомпетентный критик — рецензент, критикан в аудитории или интернет-тролль, его можно проигнорировать. Однако если это начальник или клиент, у вас проблема. В главе 37 описано, что тогда делать.

В бытовом общении истинные мотивы и желания критика порой выглядят откровенно иррационально и наивно, поэтому при помощи нехитрой манипуляции он оборачивает свои простодушные претензии в камуфляж строгой серьезности, в надежде, что эту горькую пилюлю примут за чистую монету, и проглотят не поперхнувшись. Интересно, что не только жертва критика, но и сам он покупается на собственные манипуляции, не замечая своих реальных мотивов. Что стоит за критикой? На сайт уже есть несколько статей о , где по большей части говорится о причинах болезненных переживаний пострадавшей стороны. Здесь же речь пойдет о нападающих – придирчивых критиканах.

Критика – конструктивная и не очень

Конструктивная критика – это такой «разбор полетов», который помогает выявлять ошибки и развиваться. И здесь подсудимый критикуемый, если его действительно интересует совершенствование, должен бы отбросить манию величия, перестать оправдываться, и обратить безропотное внимание на то, что ему говорится.

Такая «критика» используется в , чтобы клиента ненавязчиво ткнуть носом в его заблуждения. Но никакой конструктив не поможет, когда реципиент нацелен не столько на развитие, сколько на самоутверждение. Тогда любая критика, советы и замечания будут восприниматься, как агрессивный наезд. Вот, пожалуй, и все о конструктивной критике.

Деструктивная критика проявляется куда богаче и заковыристее. Хотя центральный мотив у нее – до пошлости прост, потому и прикрывается он обилием разноперых личин.

Без всяких личин, то есть – в чистом виде самоутверждение не практикуется, потому что построено на самообмане – подмене очевидного факта активного самолюбия прикрытием какой-нибудь благовидной причиной, например – конструктивной критикой или праведным гневом. И когда самообман обнажается, сама структура самоутверждения подкашивается. Поэтому, если уж свое эго и выпячивать, то сознательно, – так, хотя бы появляется шанс свой самообман распознать и психологически «опроститься».

Поэтому критиканы с огрубленным сознанием самоутверждаются грубовато. Им неочевидны их неотесанные мотивы. Утонченные люди дурачат себя утонченно, выставляя себя в лучшем свете по мастерски изящно.

В общем, любой формой своей деструктивной критики, критик пытается донести до нас нехитрый посыл о том, что он – лучше нас. Все остальное – детали – дымовая завеса смоченных ложью обоснований и оправданий.

«Фигуры» деструктивной критики

Часто деструктивная критика заряжается завистью. Критик хочет быть таким же качественным, или даже еще лучше. А признать это свое желание для него означает – опуститься, осознать, что он невыгодно отличается от реципиента своей зависти. Я даже допускаю, что зависть – это подавленная симпатия. Критик может тебя обожать, и когда эти чувства не находят ответа, они становятся унизительными, и прикрываются критикой. «От любви до ненависти – один шаг».

Схожие мотивы дирижируют критиком, когда он замечает успехи новичков. Если критик записался в профессионалы, и на этом строит самооценку, успех новичка для него опять же граничит с унизительным осознанием своего неадекватно завышенного самомнения. По этой причине критик заранее запасается подрезателем чужих крыльев, и вливается в террариум профессиональной дедовщины.

Бывает и обратное – когда профан раздает самодовольные советы профессионалам и критикует их, чтобы сразу на халяву практично возвыситься до высокоавторитетных сфер.

Мощным мотивом критики может стать горькое переживание собственных упущений. Критик хотел успехов и побед, но утратив веру в себя, сдался, уступил удушающим рамкам, в которые его впрягло общество. Ему унизительно от рабского хомута на шее, и чтобы оправдать свое решение, он ожидает, что другие либо будут также страдать – с ним на равных, либо выразят ему великий респект за его мученичество. А когда другим наплевать, мученик, чтобы не ощущать себя лопухом, и вообще закрыться от понимания сложившейся ситуации, принимается оправдывать свой образ жизни и критиковать ту свободу, на которую ему не хватило смелости.

По схожей причине мы не любим зазнавшихся гордецов и всевозможных нестандартных личностей. Похоже, что это, вообще – «фирменный» невроз нашей страны. Мы подсажены на которым «обязаны» следовать все добропорядочные граждане, реальные девчонки и нормальные пацаны. Мы загоняем свою гордость в угол, и запрягаем в упряжку общественных нормативов. А тем, кто этой упряжкой не стал себя усмирять, выносим «модный приговор».

Гордец критикует с целью показать, что у него есть доступ к куда более продвинутым вещам и знаниям, в сравнении с которыми объект критики – ширпотребная глупость. Дескать «видали мы такие горы, в сравнении с которыми эта – просто равнина».

Гордец критикует, чтобы внушить себе чувство, будто все кроме него – неизлечимые лохи, а он – магистр жизни, или альфа-самец, прогнувший под себя и потому обогнавший всех, кого только смог в иерархии существования. В профессиональной среде таких кадров называют самодурами.

Причиной критики может стать и банальная личная неприязнь. В таком случае мстительная критика может маскироваться под любые на первый взгляд невинные ремарки, советы и замечания.

В быту критика может прикрывать типичную манипуляцию, призванную вызвать чувство вины, чтобы критикуемый осознал, как ошибался и по волшебству встал на путь искупления своих грехов и ошибок. Разумеется, как правило таких сказочных трансформаций не происходит – в лучшем случае вместо вины потерпевший критикуемый пребывает в спокойном понимании ситуации, в ином случае выражает равнодушие, но чаще всего принимается обороняться ответной критикой.

В споре, когда мнения расходятся, оппоненты нисходят до критики, чтобы оправдать свой образ жизни и свое . Критик в таком случае даже не склонен задумываться о том, что именно он критикует. Он просто «прав», потому что быть неправым эго не может. Эго держится на опорах правоты, и рекрутирует для этого все мыслимые и немыслимые рационализации, порой дотягивающие до чудовищной глубины хитросплетений философской «премудрости».

Выводы

В общем, чужое мнение – это не обязательно выражение истины, а в случае деструктивной критики – скорей выражение внутреннего расстройства, нежели каких-то реальных фактов. От конструктивной она отличается не всегда адекватным содержанием, негативной эмоциональной энергетикой и наличием оценок.

Чтобы не вестись на провокации критика, не надо строить самооценку на мнении окружающих. Чужие отзывы могут быть какими угодно, тогда и самооценка будет какой угодно – вечно колеблющейся. Разве это реально? Похвалили – хороший. Поругали – плохой. Зачем доказывать критику, что он не прав? Чтобы тот понял, как ошибался в своем нехорошем мнении про нашу хорошую персону? Чтобы мы оставались правильными и одобренными даже в его критических комментариях? Даже если критик прав по содержанию и выражается конструктивно, нет такой обязанности – переживать по поводу чужого мнения.

Деструктивная критика – это всегда накручивание негативных кармических оборотов, где дурные переживания, побуждающие критиковать, закрепляются – создают сложные узлы в естественном течении жизненной энергии. Эмоциональный фон от этого безобразия методично омрачается, ум проецирует все больше и больше проблем на нейтральные жизненные ситуации, а жизнь начинает казаться несправедливой и заполненной бестолковыми эгоистами.

Выход, как и прежде – самопознание, трезвый взгляд на себя, свои мотивы и решения. После любой неоднозначной ситуации полезно проводить самоанализ и медитировать на предмет различения тех страхов, которые были прикрыты поверхностными реакциями.

КРИТИКА — проект созидания лучшего будущего, а не порицание настоящего и прошлого, лишающее людей власти над их настоящим и будущим.

Конструктивная критика — это конкретное предложение по улучшению то, что уже есть с чётким описанием недостатков критикуемого предмета и возможных их исправлений При конструктивной критике оценка замечаемых поступков не задевает самолюбия адресата, мотивирует его к исправлению.

Деструктивная критика — это разрушающие действия. Суть деструктивной критики заключается в демонстрации критикующим своего превосходства, возможно, своей власти над тем, на кого его критика направлена.

В зависимости от различных обстоятельств, критика проявляется по-разному. Рассмотрим, как проявляется критика на примере неплохого, в общем-то, работника Иванова, который вдруг допустил в своём отчёте ошибку, приведшую к неверному результату. Так, критика начальника в его адрес может быть следующая:

Конструктивная по форме и по содержанию. в вашем отчёте ошибка, придется всё переделать.

Конструктивная по содержанию, но деструктивная по форме. Иванов, вы невнимательный бездельник сделали ошибку в своем отчете. Переделывайте всё!

Конструктивная по форме, но деструктивная по содержанию. Иванов, будьте, пожалуйста, более внимательны часто ошибаетесь. Придется всё переделать.

Деструктивная и по форме, и по содержанию. Иванов, вы бездельник постоянно ляпаете ошибки. Переделывайте всё!

На этом примере видно, что от критики может быть как польза, так и вред, поэтому очень важно учитывать эти факты. Можно критиковать обоснованно, но важно, как это делается, обижают ли при этом чувства другого человека или наоборот, ему дают поддержку и знания, как стать лучше.

Вывод напрашивается сам собой: вовремя выслушать конструктивную критику, принять меры и избавиться от выявленных недостатков поможет в будущем избежать неприятной и непродуктивной деструктивной критики!

Цитаты о критике:

РУГАНЬ В АДРЕС ОППОНЕНТА, спор вокруг его ЛИЧНЫХ качеств — мусор в науке; в нём теряются зёрна ОБЪЕКТИВНОЙ истины.
«Разгерметизация» гл.5, §8 «Троцкизм-“ленинизм” берёт “власть”», с.76

О восприятии деструктивной критики:
Почти во всяком мнении, субъективном по содержанию, предупреждающем личную обиду либо цинично оскорбительном по форме, есть что-то содержательное от объективной истины; возможно, что это — новое ЗНАНИЕ либо ключи к нему. Они не должны быть потеряны только из-за того, что форма их представления не устраивает по СУБЪЕКТИВНЫМ причинам оппонента, с которым ведётся спор.
«Разгерметизация» гл.5, §8 «Троцкизм-“ленинизм” берёт “власть”», с.81

…обратимся к вопросу о критике реально полезной и критике мнимой — всегда разрушительной.
Начнём с широко известного мнения: «“базар” надо фильтровать». Если это делать, то получится критика и самокритика в следующем смысле: критика — проект созидания будущего. Если “базар” не фильтровать, но называть его «критикой», то вседозволенность в ругани, вымыслах, домыслах и сплетнях распространит разлад и не даст объединиться людям ни в одном деле, требующем коллективного труда.

Ан. записка «О задачах на будущее Концептуальной партии “Единение” и безпартийных приверженцев Концепции общественной безопасности»

Отличие конструктивной от обычной критики в том, что предлагается решение по улучшению. При этом все слова говорятся мягко, без желания обидеть. Часто в конце предлагается помощь для трансформации ситуации или сделанного дела, и все это ведет к гармоничным отношениям.

Особенности конструктивной критики

Правильная и полезная критика начинается не с ошибок, а с похвалы. Если человек что-то сделал, это уже хорошо, нужно найти сначала положительные моменты, что было правильно, чем можно гордиться. Если нет подобного в проекте, то можно найти хорошие качества в самой личности. Лесть не уместна, но при внимательном рассмотрении всегда можно найти что-то положительное.

Слова высказываются не ради унижения, а ради улучшения человека. Поэтому соблюдается корректность в выражениях и образах. Слова подбираются аккуратно, чтобы не обидеть. Если человек чувствует агрессию, он не способен воспринимать советы, он начинает защищаться. Именно поэтому необходимо избегать жестких фраз и осуждения.

Чтобы помочь человеку, сделать его лучше и результативнее, нужно объяснить ему, что было не правильно. Иногда сам человек не осознает своей ошибки, не понимает ее последствий, стоит обратить на это внимание, рассказать, почему других это не устраивает. Конструктивная критика дает такую возможность, ведь еще один из ее шагов — рассказ о том, почему все это не идеально.

После такого общения не возникает ощущение обиды и разочарования, не хочется отомстить тому, кто высказал свои замечания. Сразу понятно, что это не метод подчеркивания недостатков, а способ сделать личность лучше и интереснее. После таких диалогов отношения не портятся, а только становятся лучше.

Как принимать критику

Если вы попали в ситуацию, когда вас критикуют, не нервничайте. Это не повод переживать, ведь если бы человек не был заинтересован в вашем совершенствовании, он бы просто не стал вести себя именно так. В таких обстоятельствах важно слушать, что вам говорят, фиксировать все недостатки и искать пути решения задачи. Старайтесь задавать вопросы, если вам что-то непонятно, вникайте в подробности и записывайте советы на будущее.

Обычно людей, которые умеют принимать критику, а потом еще и справляются с работой или общением, используя рекомендации, очень ценят. Они и на работе, и в семье могут быть гораздо счастливее остальных. Правильно принятая критика дает возможность развиваться, достигать более высоких целей и правильно выстраивать любое общение.

польза и вред, отличие конструктивной и деструктивной критики

Как часто вам приходится слышать критику в свой адрес? Помогает ли она развиваться или вгоняет в депрессию? Считаете ли, что критикуют заслуженно?

В нашей статье будут рассмотрены эти вопросы и даны рекомендации, как правильно критиковать и как реагировать на критику.

Содержание

  • 1 Что такое критика, ее польза и вред
  • 2 Отличия конструктивной и деструктивной критики
  • 3 Как можно и как нельзя реагировать на критику в свой адрес
    • 3. 1 Как реагировать, когда критикуют взрослые
    • 3.2 Как реагировать, когда критикуют сверстники

Что такое критика, ее польза и вред

Критика указывает на наши недочеты и недостатки

Критикой называется указание на какие-либо недочеты и несоответствия.

Это привычная часть нашей жизни, и порой мы даже не замечаем, как используем ее. Ей можно подвергнуть все что угодно: от явлений природы до поведения конкретного человека.

Существует множество разных направлений критики.

Профессиональные критики занимаются оценкой картин, литературных произведений, фильмов, событий. Они пишут рецензии и отзывы, выпускают статьи.

Психологи и психоаналитики изучают влияние критики на наше состояние и пишут рекомендации, способные сделать ее не такой болезненной, учат воспринимать критику беспристрастно и извлекать из нее пользу.

Критикующие всегда преследуют цель добиться результата, который они планируют увидеть.

Главная особенность критики в том, что критикующий разбирается в предмете и может привести аргументы в свою пользу, объяснить и указать на слабые места.

Среди полезных функций критики можно перечислить такие как:

  • возможность увидеть свои слабые стороны или ошибки с чьей-то помощью;
  • побуждающий мотив к саморазвитию, даже если это просто стремление показать критикующим, что они не правы;
  • выяснить интересы и потребности критикующего;
  • выяснение негласных правил группы

Критика может принести не только пользу, но и нанести огромный вред человеку

Но у критики есть довольно много отрицательных сторон:

  • она может ранить;
  • может понизить уверенность в себе, повлечь отказ от того, что послужило основой для критики;
  • ведет к конфликтам;
  • может быть необъективной;
  • может очернить критикуемого в глазах окружающих.

Все положительные моменты относятся к конструктивной критике, практически все отрицательные – к деструктивной.

Давайте поподробнее разберемся, что представляют из себя оба этих вида.

Отличия конструктивной и деструктивной критики

Конструктивная критика подталкивает к саморазвитию, деструктивная ранит и разрушает.

Главные черты конструктивной критики в том, что она, в отличие от простых обвинений в том, что что-то сделано неправильно, дает советы, как это исправить и улучшить.

Критикующий готов помочь в решении проблемы.

Не критикуйте, если вы не знаете, как это делать и не готовы взять на себя ответственность за свои слова.

Деструктивная критика построена на оскорблениях, объективации и пренебрежении, она агрессивна и не несет в себе ничего положительного. Она болезненна и убивает самооценку.

Стоит ограничивать или вовсе прекращать общение с людьми, которые относятся к вам подобным образом, они уж никак не помогут вам стать лучше и сильнее.

Конструктивной критикой не являются:

  1. Угрозы. Неправильно: «Если не помоешь посуду, то никакого тебе кино». Правильно: «Давай договоримся: если ты моешь посуду, то мы идем в кино».
  2. Оскорбления и сарказм. Ошибка: «Ты сегодня выглядишь ужасно. Опять не накрасилась?». Правильно: вообще не оценивать человека с такой точки зрения.
  3. Субъективное мнение, а также его навязывание. Неправильно: «Мне кажется, тебе не идет синий цвет. Носи-ка лучше красный». Правильно: опять промолчать.

Лучше ограждать себя от общения с людьми, критика которых деструктивна

Для того, чтобы критиковать конструктивно, стоит следовать нескольким правилам:

  1. Подготовиться к разговору, не рубить сгоряча.
  2. Выбрать подходящий момент. Высказывать критику лучше в спокойной обстановке, когда ничто не мешает. Желательно обойтись без третьих лиц.
  3. Убедиться, что собеседник готов слушать и идти на контакт. Не нужно лезть человеку под руку, если он занят, чем-то расстроен или просто не хочет разговаривать.
  4. Прежде чем критиковать – нужно похвалить. Через похвалу критика воспринимается не так болезненно. Пример: «Ты молодец, ты уже сделал большую часть работы, хоть ты и не успел закончить в срок. Придется еще поработать».
  5. Быть искренним, но мягким и вежливым. Пример: «Мне было неприятно, когда ты начал шутить обо мне при друзьях. Пожалуйста, можешь больше этого не делать?»
  6. Сдерживать эмоции. Критику лучше высказывать доброжелательным, ровным тоном.
  7. Критиковать нужно не человека, а поступок. Не «ты плохой», а «твой поступок огорчил меня».
  8. Мотивировать собственным опытом. Пример: «У меня тоже раньше не получалось хорошо рисовать. Но я научился».
  9. Не критиковать личность. Вообще никогда не стоит осуждать личностные качества человека. Внешность, одежду, увлечения, привычки, которые никому не мешают, потому что это то, что является индивидуальным делом каждого. Многие могут воспринять такую критику в штыки. Подобная критика наносит урон самооценке. Это может послужить поводом того, что человек потеряет свою личность, стремясь следовать чужим советам.
  10. Говорить конкретно, четко формулировать то, что хочется сказать. Пример: «Я хочу, чтобы ты перестал разговаривать на уроке, потому что таковы правила школы, и потому что ты мешаешь вести занятие.»
  11. Быть готовым к тому, что собеседник может начать возражать, защищаться и отвечать тоже критикой, причем, далеко не всегда конструктивной. Уходить от диалога, если собеседник не готов слушать. Пример: «Да, я понял, что тебе не нравится то, что я говорю. Продолжим тогда, когда ты будешь готов».
  12. Закончить разговор стоит позитивно или хотя бы нейтрально. Пример: «Да, я знаю, что алгебра – сложный предмет, но ты умный и способный человек и со всем обязательно справишься».

Нужно помнить, что человек перед вами – живая личность, такая же как и вы, со своими достоинствами и недостатками. И также как у вас, у него может что-то не получаться, он может обижаться на замечания.

Но общий язык, при желании, найти не так уж сложно.

Как можно и как нельзя реагировать на критику в свой адрес

При восприятии критики лучше придерживаться золотой середины

Критика помогает нам развиваться. Если научиться прислушиваться к советам других людей, можно извлечь для себя много полезного.

Главное не воспринимать любую помощь и совет в штыки, но и не принимать безоговорочно на веру все, что говорится в ваш адрес.

Не стоит оправдываться. Лучше просто молча выслушать и поблагодарить.

Для разных возрастных категорий существуют свои установки, которым нужно следовать, чтобы правильно реагировать на критику.

Как реагировать, когда критикуют взрослые

То, как ребенок будет воспринимать критику, зависит от его родителей.

Они должны рассказать, что не стоит принимать критические замечания близко к сердцу. Объяснить, чем субъективное мнение отличается от объективной критики.

Например, если ученик при решении задачи допустил много ошибок, замечание учителя вполне уместно.

А если он нарисовал траву красной, а не зеленой – то это его творческий взгляд. Творчество – эта та сфера, которую критиковать бессмысленно.

Необходимо научить ребенка спокойно воспринимать критику, но уметь отвечать на нее.

Признавать ошибки, если он понимает, что не прав, или отстаивать свою точку зрения.

Взрослые тоже ошибаются, поэтому нужно учиться отстаивать свою точку зрению, если ты прав

Отвечать стоит вежливо, но твердо.

Взрослые чаще бывают опытнее детей и замечают больше ошибок, поэтому их критика может быть вполне уместна, это тоже стоит учитывать.

Но если взрослый явно не прав, нужно не бояться высказываться и приводить аргументы в свою пользу.

Если есть возможность, родители сами могут вступить в диалог с тем, кто критикует их ребенка, чтобы лучше понять ситуацию и разобраться в проблеме самостоятельно.

Чтобы ребенок на практике понял, как реагировать на критику, можно проиграть это с ним в ролевой игре. Игра помогает закрепить знания и является просто хорошим развлечением.

Как реагировать, когда критикуют сверстники

Нужно научить ребенка не бояться прислушиваться к мнению тех друзей, которые преуспевают в тех областях, где он отстает.

Но стоит помнить, что дети и подростки часто бывают агрессивны и могут задеть из зависти, лишь для того, чтобы повысить свою самооценку.

В случае, если критикуют сверстники, работают все те же советы, что и для взрослых, и самый главный: не принимать критику близко к сердцу.

Родители должны научить ребенка уметь защищать себя и отстаивать свое мнение. Не отвечать агрессией на критику (за исключением случаев, когда сверстники сами проявляют агрессию).

Несмотря на то, какая критика была использована, из этого можно вынести урок. Критика помогает выстроить социальные взаимодействия, наладить контакты, понять чьи-то потребности и интересы, и, конечно же, развивает и делает сильнее.

Главное, уметь применять критику и правильно реагировать на нее.

В этом видео вы узнаете, что думают о критике психологи:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Что такое деструктивная критика — Лаборатории Парето

Получение деструктивной критики может вызвать у членов вашей команды чувство нападения, осуждения и гнева. В профессиональной среде это может быстро перерасти в конфликт на рабочем месте и издевательства.

Деструктивная критика может иметь место на любом уровне организации. Вы можете получить его от своего босса или коллеги или иметь дело с ним в своей команде, если вы руководитель команды.

Деструктивная критика может подорвать боевой дух команды и снизить производительность. Как лидер, вы обязаны знать, как распознать деструктивную критику и полностью исключить ее из своей команды. Затем вы сможете снова стать эффективным лидером и мотивировать свою команду.

Давайте углубимся в то, что такое деструктивная критика, как она влияет на динамику команды и как избавиться от нее в вашей команде.

Что такое деструктивная критика?

Деструктивная критика — это негативная обратная связь, которая наносит вред, подрывает или оскорбляет получателя. Это также может повлиять на репутацию и престиж человека или опорочить его творения или достижения.

Деструктивная критика часто принимает форму личных нападок или эмоциональных всплесков. Оно может быть основано на предубеждениях, таких как сексизм или расизм, или быть результатом собственного разочарования и неуверенности критика.

Например, если вы сомневаетесь в том, как сотрудник ведет себя, это может вызвать у него чувство защищенности или неадекватности. Затем они могут отреагировать, набросившись на вас или окружающих.

Вместо того, чтобы защищаться, они нападают — и результатом часто становится деструктивная критика.

Деструктивная критика обычно расплывчата и неконкретна. Он фокусируется на личных качествах людей, а не на их действиях — например, называть кого-то глупым за допущенную ошибку, а не объяснять, что он сделал неправильно.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на проблеме, деструктивная критика часто уходит на чужую территорию, поднимая старые обиды и обиды, которые не имеют ничего общего с текущей ситуацией.

Любой может быть деструктивным критиком, и мы все время от времени были в этом виноваты. На рабочем месте деструктивным критиком может быть властный начальник, хулиган на рабочем месте или небрежный коллега, который сначала говорит, а потом думает.

Конструктивная и деструктивная критика

Вы, наверное, слышали о конструктивной и деструктивной критике. Но в чем разница между ними?

Одно из ключевых отличий заключается в намерении, стоящем за критикой. Например, конструктивная критика фокусируется на решении проблем, а деструктивная критика фокусируется на обвинении.

Конструктивная критика должна помочь человеку стать лучше, а деструктивная критика ранит или унижает его.

Когда вы даете конструктивную критику, вы уважаете человека и его чувства, предлагая совет и поддержку. Вы сообщаете о проблеме, не вынося суждений, и вместо этого сосредотачиваетесь на том, какие действия человек может предпринять, чтобы улучшить ситуацию.

Даже в этом случае получение конструктивной обратной связи может быть сложной задачей и вызывать чувство незащищенности и разочарования.

Некоторые из основных различий между конструктивной и деструктивной критикой включают:

  • Намерение:  Намерение, стоящее за тем, что вы говорите
  • Подача:  Манера, в которой вы это говорите (тон голоса, выбор слов)
  • Фокус:  Конструктивная критика фокусируется на действиях, а деструктивная критика фокусируется на личных качествах
  • Конкретность: Конструктивная обратная связь конкретна и действенна; деструктивная обратная связь расплывчата.

(Источник изображения)

Каковы последствия деструктивной критики?

Исследования показывают, что люди, подвергающиеся деструктивной критике, с большей вероятностью:

  • Почувствуют намеренный вред
  • Обвинят человека, который дает им отзыв
  • Не доверяют человеку, который дает им отзыв
  • Почувствуют гнев те, кто получает деструктивную критику, чаще испытывают проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога и депрессия.

    Внутри команды деструктивная критика может быть дестабилизирующей силой. Вот четыре его основных последствия.

    1. Это разрушает сплоченность команды

    Когда один член команды получает деструктивную критику от другого, он с большей вероятностью будет защищаться при следующем взаимодействии с этим человеком.

    Это затрудняет совместную работу в команде и влияет на слаженность команды и способность ее участников эффективно работать вместе. Это оказывает косвенное влияние на производительность и эффективность команды.

    2. Это влияет на производительность сотрудников

    Даже конструктивная критика может быть воспринята плохо, а деструктивная критика еще более разрушительна.

    Негативная критика может повлиять на самооценку и уверенность в себе ваших сотрудников, что отрицательно скажется на их производительности на работе.

    3. Вызывает конфликт

    Деструктивная критика может быстро перерасти в конфликт. Поскольку человек, получающий деструктивную критику, чувствует себя атакованным, он защищается контратаками.

    Они также часто принимают форму деструктивной критики, поскольку представляют собой личные нападки, направленные на то, чтобы навредить кому-то, а не разрешить ситуацию.

    4. Создает токсичную рабочую среду

    Негатив заразен. Когда один член команды начинает вести себя разрушительно и использовать деструктивную критику, это может повлиять на всю команду и создать токсичную рабочую среду.

    Примеры деструктивной критики

    Как лидеру важно распознавать деструктивную критику в своей команде, чтобы вы могли пресечь любые проблемы в зародыше, прежде чем они начнут сказываться на благополучии и производительности команды.

    Вот четыре наиболее распространенных формы деструктивной критики, с которыми вы можете столкнуться.

    1. Запугивание

    Запугивание может принимать разные формы, поэтому важно знать, как определить его как лидера. Это может выглядеть как злоупотребление властью — кто-то, обладающий властью, использует свою власть над другими, чтобы принуждать или беспокоить их.

    Это также может быть руководитель группы, который конфликтует с одним из своих непосредственных подчиненных и в результате ведет себя агрессивно, запугивает или предъявляет чрезмерные требования.

    Издевательства также могут иметь место между сверстниками и членами одной команды.

    2. Непреднамеренная деструктивная критика

    Время от времени мы все можем быть виновны в этом. Неосторожный комментарий, который ничего не значит для вас, может быть глубоко оскорбительным для кого-то другого.

    И никогда не знаешь, как отрицательное замечание может повлиять на другого человека. Даже шутка может задеть чьи-то чувства.

    Иногда намерение за критикой хорошее, но подача плохая. В этом случае найдите способ переформулировать критику в более позитивном ключе.

    Сосредоточьтесь на решении проблем и пригласите человека, получающего обратную связь, поделиться своим мнением.

    3. Деструктивная критика подчиненного

    Деструктивная критика подчиненного возникает, когда член команды отказывается принять полномочия своего непосредственного руководителя или другого члена иерархии.

    Часто возникает в результате предубеждений, таких как сексизм или расизм. Белые коллеги-мужчины часто не подозревают о распространенности такого рода деструктивной критики, поэтому им нужно об этом знать.

    4. Деструктивная командная динамика

    Разногласия между двумя членами команды могут быстро перерасти в деструктивную командную динамику. Команда может разделиться на две стороны или вся команда может восстать против своего лидера.

    Как лидеру реагировать на деструктивную критику

    Как лидер вы несете ответственность за искоренение деструктивной критики в своей команде. Следуйте этим четырем шагам, чтобы разрядить напряженность и предотвратить эскалацию ситуации.

    1. Вмешаться как можно скорее

    Деструктивная критика может быстро перерасти в конфликт на рабочем месте и стать дестабилизирующей силой для вашей команды.

    Руководитель группы должен быть всегда бдителен и знать, что происходит. Вмешайтесь, как только вы заподозрите или получите сообщение о деструктивной критике.

    2. Оцените ситуацию

    Чтобы знать, как действовать, вы должны понимать, с какой деструктивной критикой вы имеете дело.

    Намерение критики конструктивно, но подача плохая? Оцените, обоснована ли критика, и если да, дайте ей конструктивный рефрейминг.

    Если вы имеете дело с хулиганом на рабочем месте, вам понадобится другая стратегия. Но если человек проецирует свои недостатки на других или набрасывается, это может быть связано с тем, что он чувствует себя неуверенно.

    Ваш ответ на деструктивную критику будет зависеть от того, какую форму она примет. Выслушайте обе стороны истории, чтобы получить сбалансированный взгляд на ситуацию.

    3. Решите, уместна ли критика

    Оценив ситуацию, вы поймете, уместна ли критика или нет.

    Если критика уместна, но доставлена ​​плохо, ваша роль как лидера состоит в том, чтобы найти способ донести сообщение до адресата, переформулировав его в конструктивную критику.

    Обсудите проблему с получателем и дайте ему возможность поделиться своей точкой зрения. Затем найдите наиболее подходящий способ решения этой проблемы.

    Это может означать включение этого в их оценку эффективности или программу обучения и развития.

    4. Решите, какое действие предпринять

    Если критика актуальна, вам необходимо обсудить ее с заинтересованным лицом. Уберите эмоции из ситуации и будьте максимально объективны.

    Если критика неуместна, успокойте заинтересованного члена команды. Затем поговорите с человеком, вызвавшим деструктивную критику, чтобы выяснить его причины.

    Есть много причин, по которым люди нападают на других с помощью деструктивной критики, поэтому потратьте достаточно времени, чтобы понять первопричины, прежде чем предпринимать действия.

    Возможно, критик борется со своими проблемами и нуждается в поддержке. С другой стороны, если вы имеете дело с хулиганом, вам, возможно, придется принять дисциплинарные меры.

    Не позволяйте деструктивной критике разрушить вашу команду

    Деструктивная критика может быстро перерасти во что-то более серьезное, поэтому руководители должны действовать быстро.

    Быстрые действия помогут предотвратить деструктивную критику, создающую негативную рабочую среду и влияющую на производительность команды. Удаление эмоций из критики может помочь вам оценить, уместна она или нет.

    Если вы хотите еще больше развить свои навыки управления людьми, чтобы более эффективно справляться с деструктивной критикой, почему бы не пройти наш курс: Как управлять людьми?

    Как защитить себя от деструктивной критики

    Критика, даже самая тактичная, конструктивная, может сказаться на нашей самооценке и самоуважении. Но, как вы, наверное, знаете, гораздо хуже получать критику от кого-то, кто не знает, как ее эффективно преподнести, или чья критика является откровенно злонамеренной, непрошенной или совершенно неосновательной.

    К сожалению, такое может случиться на рабочем месте, и это называется «деструктивной критикой». Это тип критики, направленный на то, чтобы навредить, подорвать или даже разрушить чье-то творчество, репутацию или самооценку. Это когда кто-то ругает вас, безжалостно разрывает вашу идею или публично принижает ваши способности. Он отличается от конструктивного или даже отрицательного отзыва, потому что он не предназначен для того, чтобы помочь вам; на самом деле все как раз наоборот.

    Деструктивная критика распространена на токсичных или психологически небезопасных рабочих местах, где офисное политиканство и другие виды непрофессионального, неподобающего поведения навсегда сформировали корпоративную культуру. Рабочих мест, где деструктивная критика одобряется (или даже поощряется), конечно, следует избегать любой ценой, но иногда это просто не вариант.

    В этой статье мы рассмотрим несколько способов защитить себя от деструктивной критики. Давайте приступим к делу.

    Как защитить себя от деструктивной критики

    1. Не сомневайтесь в своей способности идентифицировать ее

    В недавней статье Inc было сказано о деструктивной критике: «Будет ли критика или отзывы деструктивными или конструктивными, зависит только от вас. . Если вы используете его, чтобы узнать что-то о себе или другом человеке, это конструктивно. Если вы будете бить себя им по голове, это разрушительно».

    Не могу не согласиться с этим утверждением. Конечно, некоторые люди являются своими злейшими внутренними критиками и могут воспринимать конструктивную критику как нападение или усиливать ее до такой степени, что она имеет тот же эффект, что и критика. Но не вся критика равна или объективна в этом отношении. Это печально, но факт: люди не всегда действуют добросовестно, когда критикуют коллег. Иногда в игре есть скрытые мотивы: личная месть, борьба за положение или признание, или, может быть, у них просто был плохой день в тот день.

    Большинство из нас может отличить законную конструктивную критику от деструктивного или токсичного поведения, но часто бывает трудно чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы идентифицировать это как таковое, просто потому, что мы можем автоматически по умолчанию сомневаться или обвинять себя.

    Если люди не могут высказать обоснованную критику, не нападая на ваш характер, идеи или репутацию, то это их заслуга. И если вы подвергаетесь критике, которая является необоснованной или направленной на причинение вреда, вы не должны бояться признать ее такой, какая она есть. Деструктивная критика никогда не является вашей ошибкой и неуместна на рабочем месте.

    2. Игнорируйте ее

    Как только вы определили ее как деструктивную критику, лучшее, что вы можете сделать, чтобы защитить себя, — позволить ее массе свалиться с вашей спины. Короче, игнорируй. Конечно, это никогда не бывает легким делом. Деструктивная критика причиняет боль, потому что она предназначена для этого. Потребуется много усилий, чтобы помнить, что то, что вы слышите, не является точным отражением того, кто вы есть.

    Если в критике есть доля правды, отнеситесь к ней серьезно. Но как только критик переходит к личному, это ваш сигнал игнорировать все, что он хочет сказать. Серьезно. Брайан Вэзсили выразился более прямо: «Когда человек занимается деструктивной критикой вас, ЕДИНСТВЕННОЕ, что вы можете сделать, — это отпустить его. Выключи их. Отсоединить. Перестань слушать».

    Однако это может быть не то, что вы можете сделать, если, скажем, деструктивный критик — ваш коллега или, что еще хуже, ваш начальник. За исключением того, что вы можете уйти на месте, вы не можете полностью оторваться от враждебного один на один с менеджером или удалить себя из токсичной среды, где распространена деструктивная критика. Если вы застряли в плохом месте, мой совет — постарайтесь не усваивать насилие. Признайте, что критик ошибается, и тот факт, что он думает, что может так с вами разговаривать, тоже неверен.

    3. Выключить

    Но что, если это регулярное явление? Если вы регулярно получаете деструктивную критику от коллег, это только вопрос времени, когда все станет действительно деструктивным. Если это так, не стесняйтесь сообщить своему отделу кадров или кому-то, кому вы доверяете, о том, с чем вам приходилось сталкиваться на работе каждый день. Задокументируйте это тоже.

    Если вам удобнее конфронтация, вы также можете обсудить ее с виновником лицом к лицу. Вам нужно подробно объяснить, что именно они сделали, чтобы напасть на вашего персонажа, и почему то, как они критикуют, бесполезно. Вы также можете сказать им, что хотели бы, чтобы они либо научились эффективно высказывать конструктивную критику, либо вообще избегали критики вас и вашей работы.

    Может показаться, что это обречено на грандиозный провал, но попробовать стоит. Кто знает, может быть, они на самом деле не осознают, что делают или как у них это получается, и, может быть, они поддаются аргументированному объяснению дискомфорта, который они вызывают. Кроме того, даже если деструктивный критик не восприимчив, по крайней мере, теперь у вас есть запись о том, что вы пытались исправить ситуацию.

    Самое главное, старайтесь контролировать свои эмоции. Последнее, чего вы хотите, — это взорваться и начать разглагольствовать, что само по себе разрушительно критично.

    Заключение

    Деструктивная критика, если ее потворствовать или поощрять, будет иметь катастрофический волновой эффект для организаций. Это разрушает культуру, создает токсичную среду и окажет огромное влияние на скорость оборота вашей компании. Хитрость заключается в том, чтобы искоренить это еще до того, как это произойдет, посредством обучения и адаптации. Опять же, деструктивная критика не должна быть частью опыта любого сотрудника.

    Разница между конструктивной и деструктивной критикой

    23 апреля 2020 г.

    by Hasa

    Чтение через 4 мин.

    Основное различие между и деструктивной критикой заключается в способе ее подачи. Конструктивная критика — это критика, высказанная с сострадательным и полезным отношением, в то время как деструктивная критика — это критика, высказанная с намерением причинить вред или оскорбить кого-либо.

    Существует два основных типа критики: конструктивная и деструктивная. Выявление разницы между конструктивной и деструктивной критикой может помочь вам справиться с любой критикой, которую вы получаете.

    Ключевые области, охватываемые

    1. Что является конструктивной критикой
    — Определение, Особенности
    2. Что является разрушительной критикой
    — определение, функции
    3. Критика
         – Сравнение ключевых различий

    Ключевые термины

    Критика, конструктивная критика, деструктивная критика

    Что такое конструктивная критика

    Конструктивная критика — это полезный способ дать обратную связь, которая включает конкретные практические предложения. Эти критические замечания обычно являются предложениями по улучшению и указывают, как что-то можно было бы сделать лучше. Что еще более важно, конструктивная критика может включать как положительные, так и отрицательные комментарии. Их наиболее примечательной особенностью является то, что они предлагаются в дружелюбной и полезной манере, а не в оппозиции. Более того, этот тип критики фокусируется на отдельном вопросе или наборе вопросов, вместо того, чтобы давать общую оценку предмету или организации в целом. В целом, конструктивная критика ясна, конкретна и действенна. В командной работе или совместной работе конструктивная критика является ценным инструментом для повышения и поддержания стандартов производительности.

    Например, если вы критикуете статью или эссе, вы прокомментируете сильные и слабые стороны автора и побудите его улучшить свое письмо и двигаться вперед. Столкнувшись с такой конструктивной критикой, писатель в идеале должен был бы поблагодарить критика и начать вносить улучшения.

    Что такое деструктивная критика

    Деструктивная критика – это критика с намерением причинить вред или оскорбить кого-либо и разрушить чье-то творчество, престиж, репутацию и чувство собственного достоинства. Этот тип критики также может быть злонамеренным и обидным и может привести к депрессии, гневу и даже агрессии.

    Черты деструктивной критики

    • Стремится причинить боль и поставить в неловкое положение
    • Расплывчатый и неспецифический
    • Похоже на личную атаку (например, критикует создателя произведения, а не само произведение)

    Короче говоря, деструктивная критика деструктивна и вредна. Этот тип критики обычно исходит из позиции невежества. Основная цель критика — смутить или обидеть творца. Поэтому никаких предложений или советов по улучшению работы не будет. Кроме того, если вы получаете деструктивную критику от кого-то, убедитесь, что вы сохраняете спокойствие и не злитесь и не обижаетесь. Лучший способ справиться с этим — просто игнорировать его.

    Разница между конструктивной и деструктивной критикой

    Определение

    Конструктивная критика — это критика с сострадательным и полезным отношением, в то время как деструктивная критика — это критика с намерением причинить вред или оскорбить кого-либо.

    Намерение       

    Основная цель конструктивной критики — помочь человеку улучшить свою работу, в то время как основная цель деструктивной критики — причинить вред и смутить создателя.

    Области, подвергшиеся критике

    Конструктивная критика может быть сосредоточена на недостатках работы или сильных и слабых сторонах создателя, в то время как деструктивная критика может быть сосредоточена на создателе работы.

    Помощь

    В то время как конструктивная критика предлагает предложения и советы по улучшению, деструктивная критика не предлагает такой помощи.

    Природа критики

    Более того, конструктивная критика конкретна, ясна и действенна, а деструктивная критика расплывчата и неконкретна.

    Критик

    Люди, которые предлагают конструктивную критику, являются экспертами в своей области, а те, кто предлагает деструктивную критику, не очень хорошо разбираются в этой области.

    Ответ на критику

    Когда вы получаете конструктивную критику, вы должны поблагодарить критика и попытаться улучшить свою работу с помощью его или ее предложений. Тем не менее, вы не должны принимать деструктивную критику на свой счет и позволять ей расстраивать себя — постарайтесь игнорировать ее и не злиться и не обижаться на нее.

    Заключение

    В заключение отметим, что основное различие между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе ее подачи. Конструктивная критика конкретна, ясна и действенна, тогда как деструктивная критика расплывчата и неконкретна. Более того, конструктивная критика предлагает предложения и советы по улучшению, а деструктивная критика — нет.

    Ссылка:

    1. «Разновидности критики». Википедия, Фонд Викимедиа, 27 декабря 2019 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts