Кризис трёх лет: «Я сам»
Знаменитый кризис трёх лет у многих детей начинается уже в 2,5 года. Психологическая сущность этого кризиса состоит в том, что ребёнок впервые начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим собственную волю. Ребёнок отделяется от взрослого и хочет действовать самостоятельно: «Я сам».
Это уже второй этап обретения самостоятельности. На границе первого года жизни ребёнок начинает ходить и приобретает свободу перемещения в пространстве. Теперь не мама ведёт ребёнка, а он ведёт маму куда хочет. Если родители принимают новые возможности малышей, дают им необходимую самостоятельность, то дети проходят кризис первого года жизни с положительным результатом. В дальнейшем они с доверием относятся к жизни и своим возможностям. Малыши, мамы которых не готовы признать стремление к самостоятельности и пытаются сохранить прежние связи, отличаются повышенной раздражительностью и тревожностью. В дальнейшем они проявляют недоверие к окружению и своим возможностям.
В течение всей жизни от младенчества до старости человек преодолевает восемь кризисов, и пять из них приходятся на детство и отрочество. К ним относятся: кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трёх лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. В кризисные периоды происходит значительный скачок в развитии, который сопровождается конфликтами с окружающей действительностью, обострениями всевозможных противоречий. Преодолевая кризисы, ребёнок, как по ступеням поднимается по лестнице психо-социальной зрелости, формируясь как личность.
К третьему году жизни ребёнок начинает выполнять без помощи взрослого разнообразные действия, усваивает навыки самообслуживания, у него развиваются восприятие, интеллект, речь. В результате он понимает, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это выражается в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем лице: «Мама, дай ему компот», «Папа, сними сыночка с крыльца», а в первом лице: «Я иду гулять», «Дай мне машинку», «Возьми меня с собой». Ребёнок начинает сравнивать себя со взрослым и хочет быть таким, как взрослый, выполнять такие же действия, как взрослый.
Кризис трёх лет – это выделение своего «Я», отделение себя от взрослого. Драматизм этого события состоит в том, что ребёнок борется за самостоятельность и независимость при полной ещё зависимости от родителей.
Существуют определённые симптомы этого кризиса:
1. НЕГАТИВИЗМ. Ребёнок отказывается подчиняться требованиям взрослых. «Я не буду», «Я не хочу». Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель общения с ребёнком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и т.п. Иногда дело доходит до абсурда: на любое высказывание взрослого ребёнок отвечает наперекор: « Это горячее» – «Нет, холодное», «Пойдём гулять» – «Не пойду» и т. д. Причём ребёнок отвечает отказом на просьбу взрослого, даже в том случае, если минуту назад он сам хотел сделать именно это. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.
2. УПРЯМСТВО. Ребёнок настаивает на своём требовании, на своём решении. Он требует, чтобы с ним считались как с личностью. «Я буду», «Я хочу». Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтоб с этой личностью считались. Например, ребёнка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребёнок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками, однако он заявляет: «Сказал – не встану, значит – не встану!» Зачастую родители, встав на позицию «Кто – кого», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребёнка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью.
3. СТРОПТИВОСТЬ. Это протест против порядков, которые существуют дома. Иногда возраст трёх лет так и называют возрастом строптивости. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребёнка. Ребёнок начинает сомневаться в правильности всех требований старших, с которыми он мирился раньше. Это протест против порядков, которые существуют дома.
4. СВОЕВОЛИЕ. Это гипертрофированное стремление к самостоятельности. «Я сам!». Здесь речь идёт о самостоятельности намерения, замысла. Ребёнок действительно хочет всё сделать сам, и бездумно подавлять эту тенденцию очень опасно, так как можно обречь его на вечную зависимость от взрослых, затем от сверстников. Кроме того, ещё одним результатом жёсткого контроля над самостоятельностью ребёнка может быть формирование у него сомнения в собственных силах и возможностях.
5. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Обесцениваются старые привязанности ребёнка к людям, игрушкам, вещам. Мать к своему ужасу может услышать от ребёнка: «Ты нехорошая и дура!». Ребёнок из хорошей семьи вдруг начинает ругаться. Он может бросать и рвать книжки, игрушки, давать им негативные названия.
6. ПРОТЕСТ. Проявляется в частых ссорах с родителями. Поведение ребёнка выглядит таким, словно он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями, со старшими сёстрами и братьями становятся обычным проявлением поведения в этом возрасте. Этот симптом проявляется не у всех трёхлетних детей.
7. ДЕСПОТИЗМ. В семье с единственным ребёнком встречается стремление к деспотизму. Ребёнок пытается проявить власть по отношению к окружающим, стать «господином положения». Можно рассматривать детский деспотизм как своеобразную пробу сил личности, у которой уже в раннем возрасте формируется мотивация самоутверждения и достижения. Если в семье несколько детей, этот симптом может проявиться в виде ревности. Ребёнок стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сёстрам, с которыми он вынужден делить власть.
Своим поведением ребёнок протестует против прежних условий жизни и отношений, которые сложились в раннем возрасте. Если взрослые правильно реагируют на изменения, происходящие в ребёнке, предоставляют ему больше самостоятельности, меняют гиперопеку на партнёрские отношения, то конфликтов будет меньше, и они будут иметь временный характер. Ребёнок выйдет из кризиса более самостоятельным и уверенным в себе.
Кризис трёх лет протекает остро, если взрослые не хотят замечать у ребёнка стремление к самостоятельности, сдерживают активность ребёнка, пытаясь сохранить прежний стиль отношений. Подавление самостоятельности может сформировать у ребёнка сомнения в собственных силах, и сделать его зависимым от близких взрослых и других людей.
Требования самостоятельности у ребёнка могут быть непомерно высоки. Он хочет не только без помощи мамы зажечь свет, достать продукты из холодильника, но и пойти в магазин за покупками, сварить обед, поездить на автомобиле в качестве шофёра. Конечно, управление автомобилем никто ребёнку не доверит. Для удовлетворения таких стремлений есть только одна форма – это игра. Мамы и папы играйте со своими детьми! Это удовлетворит их потребности в новых формах общения и деятельности.
Как же поступать родителям, если добиваясь выполнения своих желаний, дети выплёскивают отрицательные эмоции на окружающих: грубят, дерутся, ломают вещи и игрушки, обижают животных, бросаются на пол, стучат ногами и руками. Как не перейти ту грань за которой борьба за самостоятельность превращается в распущенность? Во-первых, старайтесь сохранить спокойствие, осознавая, что протестное поведение – это норма для кризиса трёх лет. Во-вторых, давайте негативную реакцию на плохое поведение детей. Они должны видеть, что вам это не нравиться. Постарайтесь выдержать спокойный, но твёрдый тон. Поощряйте позитивный формы поведения ребёнка. Хвалите его искренне и эмоционально. В-третьих, не поддавайтесь манипулятивному поведению ребёнка. Например, ребёнок кричит и падает на пол, чтобы получить желаемое: купить машинку, шоколадку и т. п. Если в результате такого поведения ребёнок получит желаемое, то эта форма поведения закрепится как эффективная и будет повторяться довольно часто. И, наконец, не забывайте о главном – давайте больше самостоятельности там, где это возможно.
Если поведение ребёнка в этот сложный период ставит родителей в тупик, если взрослым кажется, что ребёнок нарочно вредничает, стремясь вывести их из себя, то самое время обратиться за консультацией к детскому психологу. Он поможет понять причины конфликтного поведения ребёнка и построить отношения с ним на новом, более зрелом уровне.
Яркий пример мудрого поведения матери трёхлетнего малыша приводит в своей книге «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» замечательный детский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер: «Моему сыну было тогда три года. Мы с ним гуляли во дворе зимой. У нас была горка, а сбоку по ней шла лестница для пешеходов. Горка была высокая, а лестница довольно длинная. Дети поменьше поднимались на несколько ступенек и скатывались с середины горки. Мой сын по возрасту был среди них. Через некоторое время он заявил, что хочет подняться повыше. Я не решилась ему возразить, и он благополучно съехал несколько раз. После этого его смелость возросла, и он поднялся ещё выше. Наконец, преодолевая страх (я это видела), он залез на самый верх! Я пережила много волнений, но изо всех сил старалась себя сдержать, чтобы не запретить ему съехать. Вернувшись домой, возбуждённый сын с порога крикнул:
– Папа, я могу!
-Что ты можешь? – спросил отец.
-Всё! – гордо ответил сын».
Для ребёнка этот вывод «Могу всё!» – бесценный опыт победы над страхом. Спасибо маме за мужество!
Педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК
Беляева Людмила Иннокентьевна
Приложение
Ситуация №1: Ребёнок грубит родителям, говорит маме: «Уйди отсюда, не хочу с тобой разговаривать, ты мне надоела».
Комментарии: Мама спокойно и твёрдо говорит: «Успокойся. Мне обидно слышать такие слова. Побудь один и успокойся». Мама выходит из комнаты и прикрывает за собой дверь. После того, как ребёнок успокоится – обсудить с ним ситуацию, объяснить ему, что так нельзя разговаривать с родителями, и простить. Ребёнок должен засыпать прощённым. Если ребёнок замахивается на маму, то надо перехватить его руку, занесённую для удара, и строго сказать: «Нельзя. Успокойся». Все взрослые члены семьи должны придерживаться единых воспитательных подходов и не противоречить друг другу.
Ситуация №2: Ребёнок в магазине бросается на пол и кричит – требует новую машинку.
Комментарии: Скорее всего, в этот момент ребёнок не услышит увещеваний. Маме лучше взять его на руки и вынести из магазина. Если это невозможно, то сказать: «Успокойся и догоняй», и пойти на выход, держа ребёнка в поле зрения. Ребёнок украдкой наблюдает за матерью, и поэтому, когда она удалится, он встанет и побежит её догонять. В ближайшее время лучше в магазины с ребёнком не ходить. Идти на поводу у ребёнка и покупать ему игрушку в данной ситуации не следует, иначе такой стиль поведения может закрепиться. Если подобная ситуация происходит дома, то лучше выйти из комнаты и прикрыть дверь. В отсутствии зрителей ребёнок быстро успокоится. Потом обсудить эту ситуацию с ребёнком, сказать чётко, что надо делать, а что делать нельзя.
Ситуация №3: Ребёнок на все просьбы говорит «Нет». Отказывается одеваться, чистить зубы и так далее.
Комментарии: В такой ситуации маме лучше не настаивать на выполнении своей просьбы немедленно. Лучше сначала переключить внимание ребёнка на что-то другое, например: на домашнее животное, или машину за окном и т.д. Затем, обняв ребёнка за плечи, повести его в ванную и вместе почистить зубы, или повести его на кухню и посадить за стол завтракать. При этом можно приговаривать: «Сейчас мы с тобой спокойно, без спешки позавтракаем. Что тут у нас вкусненького?» Постарайтесь сохранять спокойствие и избегать авторитарного тона.
Кризисы развития ребенка до школы
Маргарита Носкова
психолог и мама
Профиль автора
Когда у ребенка меняется поведение, родители часто впадают в ступор или панику. Еще вчера малыш был покладистым и улыбчивым, а сегодня плачет весь день и отказывается выполнять просьбы.
Я тщательно готовилась к рождению сына: читала много литературы по воспитанию, интересовалась опытом подруг и знакомых. Еще просто вспоминала, что когда-то изучала, — я психолог по образованию. Но когда родился сын, мне вдруг показалось, что я ничего не знаю и вообще не понимаю, что делать дальше.
Первые месяцы жизни сына я вспоминаю с легким содроганием: он мало спал и много кричал, до трех с половиной месяцев вообще не слезал с рук. Когда сын пошел самостоятельно, ежедневная рутина стала интереснее и немного легче, поэтому кризис первого года жизни прошел почти незаметно. Сейчас мой ребенок — двухлетка с активной жизненной позицией, о которой периодически сообщает диким ором. К счастью, теперь я уже понимаю, как с этим справляться.
В статье расскажу о первых кризисах в жизни ребенка и о том, как действовать родителям, когда наступит сложный период.
Почему возникают кризисы развития
Психология знает несколько подходов к периодизации развития ребенка, но все они сходятся в том, что дети проходят через определенные кризисные этапы — это неизбежно.
Дон Бокум, Грэйс Крайга «Психология развития»
Дело в том, что кризисы в жизни ребенка связаны со значительными переменами в его жизни. Как правило, больше всего на это влияют три фактора: изменение социальной ситуации развития, смена ведущей деятельности или появление у ребенка новых умений. Расскажу об этом подробнее.
Социальной ситуацией развития называют отношения между ребенком и средой, которая его воспитывает и окружает. На практике это любое общение между ребенком и взрослыми вокруг него: родителями, родственниками, друзьями семьи, воспитателями, учителями.
Кризис возникает тогда, когда социальная ситуация меняется. Ребенок взрослеет, и ему уже становится недостаточно общения только с родителями, он начинает интересоваться и другими людьми, хочет играть с другими детьми. Попытки установить контакт не всегда бывают успешными — это может расстраивать ребенка.
Ведущая деятельность определяет развитие ребенка на том или ином этапе, от нее зависят самые важные изменения в психических процессах. Грубо говоря, это основное занятие ребенка, то, чем ему важно заниматься в конкретном возрасте. Например, ведущая деятельность от рождения до года — непосредственное эмоциональное общение со взрослым.
«Не получается лазить по стенам, хотя надел костюм человека-паука» и еще 30 причин для детской истерики — Chips Journal
Кризис возникает тогда, когда ребенок переключается на новый вид занятий, начинает исследовать мир, но сталкивается с тем, что ему не все позволено и не все предметы поддаются воздействию. Например, дети могут расстроиться даже от того, что большие предметы не влезают в рот, а твердые не гнутся.
Новые умения, или психические новообразования — так их называют психологи — тоже могут стать причиной нового кризиса. Новые умения могут поначалу пугать ребенка, потому что он еще толком не понимает, как это применять, но очень старается. Например, кризис случается, когда ребенок начинает говорить: малыша могут не всегда понимать, а еще словарного запаса иногда не хватает, чтобы выразить все, что хочется, — это огорчает.
/pervoe-slovo/
Как помочь ребенку быстрее заговорить
Все дети по-разному проживают такие периоды изменений. Один ребенок будет капризничать при столкновении с любыми сложностями, другой — обижаться, отказываться общаться и угрюмо сидеть в углу, а третий станет просто очень требовательным и неотступным, но без истерических выходок. Родителям тоже может быть нелегко пережить эти периоды изменений, но чем дольше они стараются сохранять старый уклад жизни, тем сложнее детям дается новый виток развития.
Дальше я расскажу об основных кризисах, с которыми сталкиваются родители с рождения ребенка и до школы.
Кризис новорожденности
Как проявляется. Новорожденный ребенок беспомощен и полностью зависит от взрослых, но сообщить о своих потребностях может только криком. Проблема в том, что родителям сложно понять, что именно обозначает крик в тот или иной момент, — приходится догадываться с помощью интуиции и логики. Пока родители не поймут, что именно нужно сделать, малыш может беспокоиться и кричать, а значит, нервничать и расстраиваться будет вся семья.
Сроки. Официально считается, что кризис новорожденности длится с момента рождения ребенка до двух месяцев. За это время родители обычно находят общий язык с младенцем. Но все индивидуально — кризис может идти дольше.
Как быть родителям. Не относиться к плачу младенца как к капризам. Даже если малыш сыт, выспался и в сухом подгузнике, его плач может сигнализировать о недостатке внимания родителей. Дело в том, что телесный контакт с родителями — базовая потребность новорожденных, а непосредственное эмоциональное общение с ними — ведущая деятельность. Все это помогает сформировать качественную привязанность и послужит опорой в дальнейшей жизни ребенка. В этом возрасте дети не манипулируют криком и их невозможно приучить к рукам.
Правда, не стоит забывать о другой ключевой задаче этого периода — дать маме восстановиться после родов. Для этого ей важно разделять заботы о малыше с кем-то еще. Мне в практике встречались ситуации, когда пережить кризис новорожденности семье помогали родственники или няни. Не бойтесь просить о помощи, если вы в ней нуждаетесь.
Бессонные ночи тоже могут сказаться на самочувствии мамы, а значит, и на ее возможностях полноценно заботиться о ребенке. Если малыш плохо спит по ночам, попробуйте разные варианты организации сна, проконсультируйтесь с педиатром и попросите помощи у консультантов по сну. Справиться с кризисом новорожденности будет легче, если вся семья высыпается.
/spi-moya-radost/
Как решить проблемы со сном младенца
Что купить. В этот период важно освободить себя от других забот и делегировать часть функций родственникам или специально обученным людям. Например, заказывать клининг или покупать готовую еду. Если малыш все время проводит на руках у родителей, возможно, стоит попробовать купить качели или шезлонг, чтобы облегчить себе жизнь.
Использование качелей не навредит формированию привязанности: важно не только количество, но и качество времени, которое родители проводят с ребенком. Если вы каждый день общаетесь с малышом, то дневной сон не на маминых руках, а, например, в качелях никому не повредит.
Электрические качели вполне способны заменить качание на руках и дать маме или папе отдохнуть. Такая модель стоит 25 900 Р, но есть и более бюджетные варианты — от 2000 Р. Источник: akusherstvo.ruКак я проходила кризис. Я приходила в себя около четырех месяцев. Мой ребенок часто плакал и просыпался 8—12 раз за ночь. Спасти остатки сна помогла приставная кроватка, а затем и совместный сон.
Поскольку сын первое время спал исключительно на мне, я научилась организовывать пространство под свои потребности. Обычно держала ребенка одной рукой и опиралась корпусом на спинку дивана, вторую руку всегда оставляла свободной, чтобы, например, поесть, взять кружку, посидеть в телефоне или что-то поделать на компьютере. В три с половиной месяца малыш резко «повзрослел» и вдруг стал интересоваться происходящим вокруг, слез с рук, с удовольствием лежал на полу и трогал игрушки. Так что этот период нужно было просто переждать.
Примерно до четырех месяцев жизни малыши не просыпаются от шума в комнате, поэтому я могла спокойно смотреть фильмы и сериалы со звуком — это скрашивало рутину.
Кризис одного года
Как проявляется. Молодые родители часто слышат фразу «После года станет легче» — это правда и миф одновременно. Миф, потому что малыши и после года все так же требуют много внимания и от них не получится надолго отойти. Правда, потому что к году дети уже более самостоятельны и осознанны: они умеют ползать, а некоторые — ходить, показывать пальцем на интересные предметы, понимать обращенную к ним речь, держать в руках какие-то предметы.
Благодаря этому ребенок понимает, что с каждым днем умеет больше, что не обязательно звать маму, чтобы взять интересующую вещь. В этот период ему становится особенно важно хватать предметы, самому ими управлять и понимать, что можно сделать с помощью той или иной вещи. И в этом кроется основная причина кризиса: малыш хочет сделать много, а умеет пока мало.
Понять, что кризис наступил, довольно просто: ребенок начинает требовать к себе больше внимания и перестает слушаться взрослых. Он упрямится и ведет себя активнее, чем раньше, капризничает на ровном месте, отказывается от привычных дел, например прогулки, купания или чистки зубов. Если в 8—10 месяцев ребенок мог хотя бы изредка играть сам 5—10 минут, ползал самостоятельно и не звал на помощь, то к моменту кризиса он снова начинает требовать постоянного присутствия взрослого рядом. Иногда возможны даже вспышки агрессии, но такое встречается редко.
Сроки. Кризис первого года может начаться и раньше, условно в 10—11 месяцев, а к полутора годам он обычно заканчивается. К этому моменту малыш принимает правила игры: понимает, что сделает сам, а в каких случаях еще все-таки надо позвать взрослого на помощь. Некоторые двигательные навыки закрепляются.
Как быть родителям. В кризисный период важно, будут взрослые ограничивать ребенка и все запрещать или же, наоборот, дадут умеренную свободу в действиях. Дело в том, что через соотношение свободы и запретов у ребенка начнет формироваться базовое доверие к миру. Он сделает выводы, безопасен и открыт к нему мир или, наоборот, он страшный и опасный, раз родители запрещают все подряд.
/list/dad-and-son/
10 вещей, которые должен сделать папа в первый год жизни ребенка
Под умеренной свободой я подразумеваю, например, разрешение самому поесть ложкой или руками, копаться на прогулке в камнях и песке, заходить в лужи, залезать дома в ящики и комоды. При этом родители должны строго ограничить опасные действия: залезать на подокнонник нельзя, даже если очень хочется посмотреть на улицу.
Некоторые родители продолжают делать все за годовалого ребенка, полагая, что он еще маленький. Вот только при такой стратегии взрослым грозят частые истерики, а еще велик риск в будущем получить беспомощного ребенка: он просто смирится и привыкнет, что все делают за него.
Поесть самому руками — прекрасная идея. Я не переживала, что сын испачкается: стиральная машинка все стерпитКонечно, самостоятельно ребенок все будет делать дольше. Когда сын идет сам вместе со мной по делам, а не едет в коляске или на руках, то короткая дорога превращается в долгую прогулку. Это может бесить. Иногда родителям хочется прикрикнуть, поругать малыша за нерасторопность или ошибки.
К ругани родители обычно прибегают от бессилия или усталости, но при этом у ребенка происходят изменения не только психологического характера, но даже на физиологическом уровне: учащается сердцебиение, начинает вырабатываться гормон кортизол. То есть его организм воспринимает крик как опасность — он считает, что нужно бежать или замереть, но никак не слушать и делать выводы.
Еще родителям важно уже в этот период объяснить ребенку первые правила поведения и выставить границы норм. Правила должны быть одинаковыми для всех и действовать не только дома, но и в гостях у бабушек и дедушек: только так ребенок не запутается. Например, кусаться и бить нельзя никого, даже если дедушка не против шуточных тумаков от внука. Будьте готовы повторять одно и то же изо дня в день: ребенок не сразу захочет слушаться и выполнять все, что от него требуют.
Что купить. Ближе к году дети осваивают большинство двигательных навыков и отрабатывают их даже ночью. В этом возрасте они иногда будут просыпаться, пытаться сесть, встать и выйти из кроватки. Это может быть опасно. Уберечь ребенка от падений помогут высокие бортики у кровати — они должны доходить малышу до подмышек, если он стоит.
/guide/safety-kids/
Как сделать квартиру безопасной для детей
Чтобы наблюдать за спящим ребенком в течение дня и поздним вечером, родителям пригодится видеоняня или камера с ночным видением. Видеоняни стоят от 5000—6000 Р. Видеокамеры чуть дешевле — от 2000—3000 Р. У меня была видеокамера.
Чтобы позволить ребенку проявлять больше самостоятельности, нужно подготовить для этого квартиру: заблокировать окна, розетки и шкафы с бытовой химией, оборудовать пространство для игр, например постелить коврик, на котором ребенку будет не холодно играть, и поставить стеллаж с игрушками. Это недорого: заглушки стоят около 100 Р за комплект из шести штук, блокираторы для шкафов — от 80 Р за штуку, а для окон — от 200 Р.
В комплект с радионяней обычно входит экран для наблюдения за ребенком, но бывают и другие дополнения. Например, монитор дыхания или колонка, которая реагирует на плач и включает малышу белый шум. Источник: akusherstvo.ru Если в квартире мало места, можно купить коврик-сумку. Во время игр малыш на нем сидит, а когда заканчивает, коврик легко сложить и убрать вместе с игрушками. Такой коврик стоит от 700 Р. Источник: akusherstvo.ruКак я проходила кризис. У сына кризис начался, когда ему было 11 месяцев. Он стал особенно активен, постоянно просился на руки и требовал, чтобы я несла его к конкретным предметам. В коляске он тоже сидеть не хотел — выдерживал максимум 20 минут, а потом орал и пробовал из нее вылезти.
В ответ я изменила подход к прогулкам. Теперь мы иногда выходили без коляски. Когда сын начал ходить сам, я стала иногда просить его помочь маме везти коляску, чтобы он шел рядом со мной, а не ехал на руках. По возможности брала его на руки и была рядом столько, сколько могла, чтобы он насытился вниманием и быстрее переключился на более интересные занятия. И еще не кричала на ребенка, хотя иногда очень хотелось это сделать, — в этом мне помогли растительные успокоительные капли.
Еще мы организовали безопасное детское пространство в доме. В своем уголке сын играл и сам расставлял игрушки на полках-гаражах. Это было хорошо для всех: у ребенка была свобода творчества, а у меня — спокойствие, что он не разносит всю квартиру.
Мы не могли выделить ребенку отдельную комнату, поэтому я организовала для него уголок в залеКризис двух лет
Такого понятия нет ни в одной классической возрастной периодизации, тем не менее родители часто сталкиваются в этот период с чем-то похожим на кризис. Я наблюдала это и как мама, и как специалист.
Как проявляется. Основной симптом — негодование и расстройство, когда что-то идет не так, как задумал ребенок. Например, он хотел сам нажать кнопку в лифте, а это сделала мама. Или он хотел весь килограммовый кусок сыра, а не тот кусочек, который отрезали ему. Причем это именно особенности мышления, а не просто желание вредничать.
/happy-kid-2/
«Спокойный ребенок, но иногда психует»: 9 вопросов психотерапевту о детских странностях
Еще дети воспринимают целые предметы как правильные и хорошие. Например, если родители отламывают кусочек печенья, то для ребенка оно уже становится испорченным, бракованным, — это повод расстроиться.
Сроки. Четких границ нет, но на практике детское упрямство, истерики и расстройства по любому поводу чаще встречаются в 2—2,5 года.
Как быть родителям. Старайтесь спрашивать у малыша, чего он хочет и в каком виде. Если ребенок пока не говорит, предлагайте ему варианты и попросите показать на тот, что ему нравится. Если просьба ребенка выполнима, то просто сделайте так, как он хочет. Например, разрешите взять с собой плюшевого динозавра на прогулку или самому открыть дверь ванной после купания.
Если просьбу осуществить нельзя, то подробно объясните ребенку почему, но при этом будьте готовы к слезам и истерике. Помните, что истерики не длятся вечно, — они заканчиваются, даже если малыша не удается переключить на что-то другое.
По возможности делите продукты на части вне поля зрения детей и приносите уже порезанные или сразу давайте целиком.
Как я проходила кризис. В моем случае кризис еще продолжается — сейчас активная фаза. Ребенок очень требователен, начинает кричать, если что-то важное для него идет не по плану.
Сын уже достаточно хорошо разговаривает, поэтому я твердым голосом прошу его перестать кричать и сказать словами, что он хочет, иначе я его не пойму. Иногда это срабатывает. В других ситуациях я просто пережидаю истерику, а потом рассказываю ему, что он расстроился, так бывает, и это нормально, но сейчас нужно успокоиться. Для успокоения я предлагаю ему подышать, обняться или начать во что-нибудь играть. Срабатывает через раз, но и это уже большой успех.
Недавно я стала договариваться с сыном. Например, он перед сном просит пойти на кухню, чтобы что-нибудь взять, хотя уже лежит в кровати, а я читаю ему книжки. Тогда я проговариваю, что сейчас мы сходим на кухню, он возьмет, что хочет, а потом сразу пойдет обратно в комнату спать. Затем спрашиваю: «Договорились?» Он подтверждает. Затем на кухне я напоминаю ему о договоре и согласии, и мы возвращаемся обратно. Конечно, это тоже не всегда срабатывает, но попытаться все равно стоит.
К сыру ребенок предъявляет ультимативные требования: только весь, никаких кусочковКризис трех лет
Как проявляется. Это самый знаменитый в народе детский кризис. Среди характерных симптомов — упрямство, своеволие, обесценивание взрослых и стремление к деспотизму, то есть проявлению своей власти над взрослыми. Часто встречается негативизм — это когда на все предложения и просьбы ребенок отвечает «нет».
Основной посыл кризиса — «я сам». Дети стремятся к автономии и проверяют, насколько крепки границы дозволенного. Они начинают понимать, что обладают своей волей и могут не слушаться взрослого абсолютно во всем.
Ведущей деятельностью этого периода становится игра, в ходе нее происходит основное развитие. Социальная ситуация также меняется — ребенок начинает интересоваться другими людьми, теперь он готов воспринимать детей как партнеров по играм.
Сроки. Тут сроки тоже размыты. Начала можно ожидать и в два с половиной года, и позже, вплоть до трех с половиной лет. Сам кризис длится не 1—1,5 месяца, а дольше.
Как действовать родителям. Самостоятельность, умение говорить «нет», способность формировать и отстаивать свое мнение зарождаются как раз в возрасте трех лет. Их дальнейшее развитие отчасти определяется тем, какую стратегию воспитания выберут в этот момент родители.
Клиентам я рекомендую занять партнерскую позицию по отношению к ребенку, но с элементами властной заботы, как обозначает Людмила Петрановская. Это означает, что вы воспринимаете ребенка как отдельного человека со своими потребностями, вкусами и интересами, готовы учитывать его мнение, вести диалог, заботитесь об удовлетворении его нужд, но определяете правила и границы поведения.
Есть ряд универсальных рекомендаций — я обсуждаю их практически со всеми клиентами, которые хотят помочь себе пройти этот период.
Будьте спокойны и последовательны, насколько это возможно. Если вы начинаете закипать, то это повод попросить подменить вас на какое-то время — так, чтобы вы переключились.
Также я не стала бы игнорировать такой ресурс, как мультики. Они увлекут ребенка на какое-то время, а вы сможете просто посидеть, выпить чаю или расслабиться. ВОЗ разрешает тратить на мультфильмы 60 минут в день, а час дополнительного времени для себя бесценен. Если кроме телевизора в жизни ребенка есть достаточное количество живого общения со взрослыми, игры и активности, то мультфильмы вряд ли смогут каким-то образом навредить.
Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет
Совместные игры со своими детьми — залог их гармоничного развитияВ этом возрасте не стоит использовать директивные указания. Если сказать ребенку: «Надень серые штаны», велика вероятность услышать в ответ четкое «нет». Чтобы этого избежать, предложите ему варианты: «Ты хочешь надеть серые штаны или черные с машинкой?», «Будешь на обед брокколи или рис?» Такая тактика дает ребенку понять, что вы готовы предоставить ему самостоятельность в выборе, пусть и немного мнимую. В психологии такое явление еще называют выбором без выбора.
Отвлекайте и переключайте ребенка. Если сначала вопрос или просьба вызвали протест, но все еще остаются актуальными, спросите снова через 5—10 минут, когда ребенок отвлечется на что-то другое. Еще можно видоизменить вопрос и подставить любимых персонажей — так шансы на успех вырастут. Например, если упрямец не хочет принимать витамин D, спросите: «А как бы свинка Пеппа проглотила эту витаминку? Покажи!»
Разрешайте малышу делать самому то, что не опасно для его жизни и здоровья. Он так учится, оттачивает свои навыки, пробует силы. Если действие не получается, это повод сказать «Попробуй еще» — так вы показываете, что одной попытки иногда бывает недостаточно, и формируете зачатки мотивации. Если у ребенка все получилось, похвалите его: «Вася, у тебя отлично получилось почистить кукурузу, ты смог все сделать аккуратно» или «Смотри, как хорошо ты схватился пальцами за молнию, сам смог расстегнуть куртку».
Умение есть самому — важный навык. Если ребенок не просит помощи, то пусть ест сам, даже если это займет много времениСамое сложное в этот период — научиться выдерживать истерики ребенка. Во время самой истерики можно выйти из комнаты и тем самым лишить его зрителей. Или, наоборот, можно сидеть рядом и ждать, обнимать или гладить малыша, если он дает это сделать. А вот уже после стоит рассказать ребенку, что вы его любите любым, но вести себя нужно по-другому. Привести примеры, как можно было сделать иначе.
В три года уже можно ввести первые права и обязанности. Так, ребенок уже способен отнести свою тарелку в раковину после еды или убрать ботинки на полку после прогулки. Такие мелкие бытовые дела полезны для дисциплины и дают ребенку ощущение включенности в семейные дела. Не забывайте и о наградах. Он согласился надеть теплые шапку и перчатки вместо тонких, поэтому может на полчаса дольше гулять и копаться в песочнице. Это похоже на торг, но торговаться с трехлеткой бывает полезно.
/topotushki-net/
Как я помогла своему ребенку адаптироваться в детском саду
Что купить. В этом возрасте можно попробовать кружки и секции: они позволят дать выход лишней энергии. Самое важное, что увлекать будете уже не вы, а тренер или педагог.
С трехлетками я рекомендую больше задуматься про спорт и физическую активность. Например, подойдут батуты, гимнастика, бассейн, первые пробы в футболе или хоккее. Безусловно, если ребенок просится на тихую активность вроде рисования, не нужно ему отказывать.
Как я планирую проходить кризис. Сыну три года будет только в следующем году. Пока я запасаюсь стратегиями поведения в разных ситуациях, которые смогу быстро вытащить из памяти и применить на деле.
Что будет дальше
Когда кризис трех лет закончится, наступит передышка. Это не означает, что вы получите идеально послушного ребенка на ближайшие несколько лет. Конфликты все равно будут возникать, как и истерики, и эпизоды непослушания. Но следующий серьезный кризис ожидается только к семи годам — к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. До этого социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка уже не изменятся.
Справиться с трудностями в период с трех до семи лет помогут простые правила: давайте ребенку выражать эмоции, но будьте рядом и поддерживайте его, а если нужно, проговаривайте ситуацию и вместе ищите решение. Помните, что ребенок уже способен вас понять: можно договориться или объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Возможно, будет непросто, но все получится.
Запомнить
- Кризисы проходят, а новые умения и отношения с ребенком остаются.
- Спокойствие и выдержка родителей — один из ключевых залогов успешного прохождения через все детские кризисы.
- Гибкость — наш помощник. Не стремитесь сохранять все как есть, смело меняйте устоявшийся уклад с учетом новых потребностей и умений ребенка.
- Просите помощи, если понимаете, что закипаете. Заранее обсудите с родственниками важные аспекты воспитания и смело делегируйте ребенка, когда есть такая возможность.
- Ребенок — тоже человек со своими желаниями и интересами. Слушайте его, спрашивайте, разговаривайте и договаривайтесь.
- Одна из основных задач воспитания — помочь ребенку стать самостоятельным. Давайте умеренную свободу, вводите правила, постепенно делегируйте подросшим детям мелкие обязанности.
Определение, симптомы, причины и лечение
Обзор
Вы задаетесь вопросом, кто вы? Может быть, какова ваша цель или каковы ваши ценности? Если это так, возможно, вы переживаете то, что некоторые называют кризисом идентичности.
Термин «кризис идентичности» впервые придумал психолог и психоаналитик Эрик Эриксон. Он представил идеи кризисов подростковой идентичности, а также кризисов среднего возраста, полагая, что личности развиваются, преодолевая жизненные кризисы.
Если вы переживаете кризис идентичности, вы можете сомневаться в своем самоощущении или идентичности. Это часто может происходить из-за больших перемен или стрессовых факторов в жизни, а также из-за таких факторов, как возраст или переход с определенного этапа (например, в школе, на работе или в детстве).
Вот что вам нужно знать о кризисе идентичности, если он у вас есть, и что вы можете сделать.
Кризис личности нельзя диагностировать, поэтому нет типичных «симптомов», как при простуде или гриппе. Вместо этого, вот признаки того, что вы, возможно, испытываете кризис идентичности:
- Вы задаетесь вопросом, кто вы есть — в целом или в отношении определенного аспекта жизни, такого как отношения, возраст или карьера.
- Вы переживаете большой личный конфликт из-за вопросов о том, кто вы или ваша роль в обществе.
- Недавно произошли большие перемены, которые повлияли на ваше самоощущение, например, развод.
- Вы подвергаете сомнению такие вещи, как ваши ценности, духовность, убеждения, интересы или карьерный путь, которые оказывают большое влияние на то, как вы себя видите.
- Вы ищете больше смысла, причины или страсти в своей жизни.
Совершенно нормально задаваться вопросом, кто ты такой, тем более что мы меняемся на протяжении всей жизни. Однако, когда это начинает влиять на ваше повседневное мышление или функционирование, у вас может быть кризис идентичности.
Это что-то более серьезное?
Кризис любого типа также может привести к ухудшению вашего психического здоровья.
Было показано, что негативное отношение к себе или своей жизни является признаком предрасположенности к депрессии.
Если у вас есть признаки депрессии, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью. Вам следует немедленно обратиться за помощью, если они сопровождаются суицидальными мыслями.
Симптомы депрессии могут включать:
- подавленное настроение или чувство безнадежности или бесполезности
- потеря интереса к вещам, которыми когда-то наслаждались
- усталость
- раздражительность
- изменения аппетита или веса
- проблемы с концентрацией внимания, уровень энергии, проблемы с концентрацией мотивация и сон
Хотя часто считается, что кризис идентичности происходит в определенном возрасте (например, в подростковом возрасте или во время «кризиса среднего возраста»), он может случиться с кем угодно, в любом возрасте и в любой момент жизни.
Часто кризисы идентичности или другие проблемы с психическим здоровьем могут возникать из-за серьезных жизненных стрессоров. Эти факторы стресса не обязательно должны быть плохими по своей сути, но они все же могут вызывать сильный стресс, который заставляет вас задуматься о том, кто вы и что вы цените.
Стрессоры могут включать:
- вступление в брак
- развод или развод
- переезд
- переживание травматического события
- потеря любимого человека
- потеря или получение работы
- новые проблемы со здоровьем
ваша повседневная жизнь и то, как вы видите себя.
Одно недавнее исследование показало, что такие факторы, как социальная поддержка, уровень стресса и проблемы со здоровьем, могут влиять на развитие так называемого кризиса среднего возраста.
Задаваться вопросом о себе может быть сложно, но в долгосрочной перспективе это может быть полезно. Знание того, кто вы лучше, и адаптация к изменениям могут помочь вам вырасти как личности.
Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы преодолеть кризис идентичности:
Загляните внутрь себя и исследуйте
Найдите время, чтобы по-настоящему заглянуть внутрь себя и задать себе несколько вопросов о том, что вам больше нравится и не нравится.
Задайте себе вопросы и посмотрите, сможете ли вы со временем ответить на них и помогут ли ответы разобраться во всем. Помните, вам не обязательно знать ответы на все вопросы — они могут меняться из года в год или из десятилетия в десятилетие.
Вопросы могут включать:
- Какие качества и характеристики отличают вас? Как это изменилось за эти годы?
- Если вы переживаете серьезные перемены в жизни: как они изменились для вас? Довольны ли вы этими изменениями? Как вы можете справиться с этими новыми событиями?
- Каковы ваши ценности? Что-то работает против них?
- Каковы ваши интересы, увлечения и хобби? Делаете ли вы то, что вам нравится, и если нет, то почему? (Если вы любите играть в теннис и не играете уже несколько лет, какие факторы этому мешают?)
- Какие у вас основания? Что помогает вам справиться с трудностями?
- Что для вас важно в отношении ваших ценностей, целей в жизни или чувства идентичности? Есть ли что-то, что, по вашему мнению, вы можете сделать, чтобы улучшить свое самоощущение?
Поиск радости и других способов справиться с ситуацией
Что делает вас счастливым? Что придает вашей жизни смысл и радость?
Вам не обязательно иметь идеальную работу, но если вы ничего не делаете в своей жизни, возможно, именно поэтому вы чувствуете, что находитесь в кризисе.
Вы можете найти удовлетворение в волонтерской деятельности, новом хобби, общении с другими людьми или во многих других вещах, не связанных с вашей работой. Или вы можете обнаружить, что новая работа будет более подходящей для вас.
Найти поддержку
Хорошая социальная поддержка может повлиять на то, насколько хорошо вы справляетесь с серьезными изменениями, стрессами или вопросами идентичности. Есть так много мест, где вы можете найти поддержку.
Ищите поддержки у:
- у друзей, партнеров и членов семьи
- ваше сообщество или церковь
- новая группа, клуб или встреча, которые разделяют ваши интересы
- группа поддержки, особенно при решении новой проблемы со здоровьем
- группа психического здоровья или индивидуальная терапия
- командные виды спорта или занятия
Игнорирование внутренних и внешних суждений
Ожидания других людей, как и наши собственные, могут иметь большое влияние на то, как мы себя чувствуем. Но не позволяйте стандартам общества диктовать, кто вы и что вам должно нравиться.
Тот факт, что вы принадлежите к определенному возрасту, полу или культурной группе, не означает, что вы должны следовать за вами, если вы больше не верите в то, за чем следуете.
Ваше самовосприятие важно для вашего общего благополучия, и трата времени и энергии на субъективное мышление ни к чему не приведет. Людям, которых вы любите, может потребоваться время, чтобы понять любые изменения, которые вы делаете, но в долгосрочной перспективе вы будете счастливее, если будете верны себе.
Обратиться за помощью
Если стресс становится слишком сильным, рассмотрите возможность поиска помощи со стороны. Это может исходить от надежного друга или члена семьи, с которым можно поговорить, или от специалиста в области психического здоровья, который поможет вам решить и справиться с тем, что происходит.
Никогда не бойтесь просить о помощи. Жизнь — особенно большие перемены — может показаться пугающей, но мы все проходим через это.
Самоощущение и идентичность важны для всех. Хотя кризис идентичности может заставить вас чувствовать себя потерянным или разочарованным, эти типы кризисов также могут быть фундаментально полезными.
Вопросы о своем самоощущении, своей цели и своих ценностях могут помочь вам лучше понять себя, кто вы есть и кем вы будете. Помните, что перемены — это часть жизни, и, оглядываясь назад, вы увидите, что менялись все это время.
Если вы испытываете множество серьезных жизненных стрессов и чувствуете, что находитесь в серьезном кризисе психического здоровья, обратитесь к специалисту, который поможет вам справиться с тем, через что вы проходите.
Q:
Все ли подростки переживают кризис идентичности, и как родители могут поддержать своих детей, которые могут пройти через это?
Анонимный пациент
A:
Многие люди считают, что подростковый возраст неизменно является временем «бури и стресса», что может быть частично связано с формированием идентичности или даже с «кризисом идентичности». Однако исследования не подтверждают это мнение. Многие подростки проходят эту стадию развития без проблем, в то время как некоторые сталкиваются с умеренными проблемами, с которыми они могут справиться после некоторого времени и усилий или с некоторой дополнительной поддержкой. У небольшого меньшинства будут серьезные проблемы, требующие интенсивной и постоянной поддержки. Как бы то ни было, все подростки обнаруживают, что сами определяют и решают, «кто они есть», поскольку им предоставляется больше возможностей быть самостоятельными и автономными во время перехода к взрослой жизни. Для родителей важно создать атмосферу безопасности и открытости, в которой подростки чувствуют себя комфортно, делясь своими мыслями и чувствами, не опасаясь осуждения. Такие отношения будут способствовать типам разговоров, которые будут поддерживать подростков во время их перехода, независимо от уровня проблемы или «кризиса».
Диллон Браун, доктор философии Ответы представляют мнения наших медицинских экспертов. Весь контент носит исключительно информационный характер и не должен рассматриваться как медицинский совет.
Определение, симптомы, причины и лечение
Обзор
Вы задаетесь вопросом, кто вы? Может быть, какова ваша цель или каковы ваши ценности? Если это так, возможно, вы переживаете то, что некоторые называют кризисом идентичности.
Термин «кризис идентичности» впервые придумал психолог и психоаналитик Эрик Эриксон. Он представил идеи кризисов подростковой идентичности, а также кризисов среднего возраста, полагая, что личности развиваются, преодолевая жизненные кризисы.
Если вы переживаете кризис идентичности, вы можете сомневаться в своем самоощущении или идентичности. Это часто может происходить из-за больших перемен или стрессовых факторов в жизни, а также из-за таких факторов, как возраст или переход с определенного этапа (например, в школе, на работе или в детстве).
Вот что вам нужно знать о кризисе идентичности, если он у вас есть, и что вы можете сделать.
Кризис личности нельзя диагностировать, поэтому нет типичных «симптомов», как при простуде или гриппе. Вместо этого, вот признаки того, что вы, возможно, испытываете кризис идентичности:
- Вы задаетесь вопросом, кто вы есть — в целом или в отношении определенного аспекта жизни, такого как отношения, возраст или карьера.
- Вы переживаете большой личный конфликт из-за вопросов о том, кто вы или ваша роль в обществе.
- Недавно произошли большие перемены, которые повлияли на ваше самоощущение, например, развод.
- Вы подвергаете сомнению такие вещи, как ваши ценности, духовность, убеждения, интересы или карьерный путь, которые оказывают большое влияние на то, как вы себя видите.
- Вы ищете больше смысла, причины или страсти в своей жизни.
Совершенно нормально задаваться вопросом, кто ты такой, тем более что мы меняемся на протяжении всей жизни. Однако, когда это начинает влиять на ваше повседневное мышление или функционирование, у вас может быть кризис идентичности.
Это что-то более серьезное?
Кризис любого типа также может привести к ухудшению вашего психического здоровья.
Было показано, что негативное отношение к себе или своей жизни является признаком предрасположенности к депрессии.
Если у вас есть признаки депрессии, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью. Вам следует немедленно обратиться за помощью, если они сопровождаются суицидальными мыслями.
Симптомы депрессии могут включать:
- подавленное настроение или чувство безнадежности или бесполезности
- потеря интереса к вещам, которыми когда-то наслаждались
- усталость
- раздражительность
- изменения аппетита или веса
- проблемы с концентрацией внимания, уровень энергии, проблемы с концентрацией мотивация и сон
Хотя часто считается, что кризис идентичности происходит в определенном возрасте (например, в подростковом возрасте или во время «кризиса среднего возраста»), он может случиться с кем угодно, в любом возрасте и в любой момент жизни.
Часто кризисы идентичности или другие проблемы с психическим здоровьем могут возникать из-за серьезных жизненных стрессоров. Эти факторы стресса не обязательно должны быть плохими по своей сути, но они все же могут вызывать сильный стресс, который заставляет вас задуматься о том, кто вы и что вы цените.
Стрессоры могут включать:
- вступление в брак
- развод или развод
- переезд
- переживание травматического события
- потеря любимого человека
- потеря или получение работы
- новые проблемы со здоровьем
ваша повседневная жизнь и то, как вы видите себя.
Одно недавнее исследование показало, что такие факторы, как социальная поддержка, уровень стресса и проблемы со здоровьем, могут влиять на развитие так называемого кризиса среднего возраста.
Задаваться вопросом о себе может быть сложно, но в долгосрочной перспективе это может быть полезно. Знание того, кто вы лучше, и адаптация к изменениям могут помочь вам вырасти как личности.
Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы преодолеть кризис идентичности:
Загляните внутрь себя и исследуйте
Найдите время, чтобы по-настоящему заглянуть внутрь себя и задать себе несколько вопросов о том, что вам больше нравится и не нравится.
Задайте себе вопросы и посмотрите, сможете ли вы со временем ответить на них и помогут ли ответы разобраться во всем. Помните, вам не обязательно знать ответы на все вопросы — они могут меняться из года в год или из десятилетия в десятилетие.
Вопросы могут включать:
- Какие качества и характеристики отличают вас? Как это изменилось за эти годы?
- Если вы переживаете серьезные перемены в жизни: как они изменились для вас? Довольны ли вы этими изменениями? Как вы можете справиться с этими новыми событиями?
- Каковы ваши ценности? Что-то работает против них?
- Каковы ваши интересы, увлечения и хобби? Делаете ли вы то, что вам нравится, и если нет, то почему? (Если вы любите играть в теннис и не играете уже несколько лет, какие факторы этому мешают?)
- Какие у вас основания? Что помогает вам справиться с трудностями?
- Что для вас важно в отношении ваших ценностей, целей в жизни или чувства идентичности? Есть ли что-то, что, по вашему мнению, вы можете сделать, чтобы улучшить свое самоощущение?
Поиск радости и других способов справиться с ситуацией
Что делает вас счастливым? Что придает вашей жизни смысл и радость?
Вам не обязательно иметь идеальную работу, но если вы ничего не делаете в своей жизни, возможно, именно поэтому вы чувствуете, что находитесь в кризисе.
Вы можете найти удовлетворение в волонтерской деятельности, новом хобби, общении с другими людьми или во многих других вещах, не связанных с вашей работой. Или вы можете обнаружить, что новая работа будет более подходящей для вас.
Найти поддержку
Хорошая социальная поддержка может повлиять на то, насколько хорошо вы справляетесь с серьезными изменениями, стрессами или вопросами идентичности. Есть так много мест, где вы можете найти поддержку.
Ищите поддержки у:
- у друзей, партнеров и членов семьи
- ваше сообщество или церковь
- новая группа, клуб или встреча, которые разделяют ваши интересы
- группа поддержки, особенно при решении новой проблемы со здоровьем
- группа психического здоровья или индивидуальная терапия
- командные виды спорта или занятия
Игнорирование внутренних и внешних суждений
Ожидания других людей, как и наши собственные, могут иметь большое влияние на то, как мы себя чувствуем. Но не позволяйте стандартам общества диктовать, кто вы и что вам должно нравиться.
Тот факт, что вы принадлежите к определенному возрасту, полу или культурной группе, не означает, что вы должны следовать за вами, если вы больше не верите в то, за чем следуете.
Ваше самовосприятие важно для вашего общего благополучия, и трата времени и энергии на субъективное мышление ни к чему не приведет. Людям, которых вы любите, может потребоваться время, чтобы понять любые изменения, которые вы делаете, но в долгосрочной перспективе вы будете счастливее, если будете верны себе.
Обратиться за помощью
Если стресс становится слишком сильным, рассмотрите возможность поиска помощи со стороны. Это может исходить от надежного друга или члена семьи, с которым можно поговорить, или от специалиста в области психического здоровья, который поможет вам решить и справиться с тем, что происходит.
Никогда не бойтесь просить о помощи. Жизнь — особенно большие перемены — может показаться пугающей, но мы все проходим через это.
Самоощущение и идентичность важны для всех. Хотя кризис идентичности может заставить вас чувствовать себя потерянным или разочарованным, эти типы кризисов также могут быть фундаментально полезными.
Вопросы о своем самоощущении, своей цели и своих ценностях могут помочь вам лучше понять себя, кто вы есть и кем вы будете. Помните, что перемены — это часть жизни, и, оглядываясь назад, вы увидите, что менялись все это время.
Если вы испытываете множество серьезных жизненных стрессов и чувствуете, что находитесь в серьезном кризисе психического здоровья, обратитесь к специалисту, который поможет вам справиться с тем, через что вы проходите.
Q:
Все ли подростки переживают кризис идентичности, и как родители могут поддержать своих детей, которые могут пройти через это?
Анонимный пациент
A:
Многие люди считают, что подростковый возраст неизменно является временем «бури и стресса», что может быть частично связано с формированием идентичности или даже с «кризисом идентичности».