Кто ввел понятие генетическая эпистемология: Генетическая эпистемология . Что такое «Генетическая эпистемология «? Понятие и определение термина «Генетическая эпистемология » – Глоссарий

Генетическая эпистемология . Что такое «Генетическая эпистемология «? Понятие и определение термина «Генетическая эпистемология » – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Генетическая эпистемология (греч. genetikos – относящийся к рождению, logos – слово, учение) – учение, разработанное в середине XX века швейцарским психологом Жаном Пиаже и охватывающее широкий круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, которые отвечают за структуру знания и ее развитие.

Концепция Пиаже явилась результатом анализа и обобщения им результатов исследований, проведенных в области психологии и логики мышления в 20–40-х гг. XX века. В оформленном виде концепция была впервые представлена в трехтомном труде «Введение в генетическую эпистемологию» (1950). Пиаже полагал, что до сих пор попытки построить научную эпистемологию не увенчивались успехом, поскольку основывались на статистической точке зрения на познание, в то время как только генетический и историко-критический подходы являются в этом случае единственно верными.

В рамках своей концепции Пиаже рассматривал интеллект как определенную форму когнитивного аспекта поведения, который служит для структурирования отношений между средой и организмом. Важной характеристикой интеллекта является то, что он обладает адаптивной природой, что означает возможность сбалансированных процессов ассимиляции (усвоение материала) и аккомодации (приспособление).

Пиаже выделил четыре стадии развития мышления: 1. Сенсомоторная 2. Дооперационный интеллект 3. Конкретные операции 4. Формальные операции. Высшая стадия достигается к 12-15 годам и позволяет человеку мыслить теоретически, появляется возможность оперировать объектами и высказываниями.

< Гендерная роль

Гениальность >

Популярные термины

    Генетическая эпистемология

    Почему младенцы смеются?

    Вопрос кажется нелепым, однако получить на него ответ и сложно, и важно. Британский ученый провел масштабное исследование детского смеха, чтобы докопаться до правды. И у него получилось.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Как заставить окружающих прислушиваться к вашему мнению: 4 совета
    • Неорганизованный ребенок: 6 советов для решения проблемы — попробуйте самостоятельно
    • «Моего парня посадили, и мир рухнул. Я рыдаю каждый день»
    • «Согласилась на отношения с другом, боясь его обидеть. Теперь мне некомфортно»
    • Время изучения и открытий: 7 преимуществ секса в длительных отношениях — откройте подлинную близость
    • «Можно ли спасти отношения?»: 10 вопросов, которые помогут это понять, — проверьте вашу пару
    • «Год порно»: литературные откровения миллениала-провинциала
    • «Как избавиться от осколков детских травм?»
    Сегодня читают

    • 40 вопросов, которые помогут понять, чего вы на самом деле хотите
    • Любит мужчин за 70: почему беременная от Аль Пачино 29-летняя Нур Альфалла выбирает стариков
    • 10 цитат Зигмунда Фрейда, которые не устарели и спустя 100 с лишним лет
    • Как выявить скрытого нарцисса в своем окружении: необычный способ предложили ученые
    • «Я не хочу секса с новым парнем так, как хотела с бывшим. Получается, я его не люблю?»
    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЛЕТО 2023 №74

    Подробнее

    спецпроекты

    Генетическая эпистемология — Психологос

    Жан Пиаже

    Теория интеллектуального развития Пиаже претендует на то, чтобы считаться вкладом в другую дисциплину, генетическую эпистемологию. Эту дисциплину правильнее было бы рассматривать как междисциплинарную область, опирающуюся на достижения философии, психологии, логики, биологии, кибернетики и структурализма. Она рассматривает все проблемы, имеющие отношение к следующим вопросам:

    • Что такое знание?
    • Откуда оно берется?
    • При каких условиях оно возможно?

    В центре внимания генетической эпистемологии, как развитие знания каждого индивидуума от рождения до смерти, так и историческое развитие знания в рамках определенной культуры, прежде всего — в рамках научной традиции Запада — на протяжении времени существования определенной расы. Задача генетической эпистемологии в понимании Пиаже — объяснение развития знания и интеллекта в пределах индивидуума и в рамках культуры одними и теми же, преимущественно биологическими, связанными с возрастным развитием, механизмами и принципами.

    Вклад Пиаже в развитие генетической эпистемологии преимущественно методологический, ибо он предложил способ решения классических эпистемологических проблем — тщательное и прототипическое по своей природе наблюдение за тем, как младенцы, дети, подростки и взрослые конструируют знание. Во всех его работах о детском мышлении угадывается стремление решить эпистемологическую проблему через анализ того, каким образом мы приходим к тому, чтобы начать думать, и почему в разных случаях наше мышление организовано по-разному. Например, Пиаже ответил на классический вопрос эпистемологии: производит ли шум дерево, падающее в лесу, если рядом нет никого, кто мог бы этот шум услышать? По мнению Пиаже, чтобы приобрести присущую каждому взрослому человеку убежденность в том, что предметы существуют и будут существовать независимо от того, воспринимает их кто-нибудь или нет, каждому из нас достаточно примерно первых 2 лет жизни.

    Усвоение идеи постоянства объекта есть одно из принципиальных достижений младенчества.

    Не менее сложной эпистемологической проблемой является и понимание причинности, поскольку у нас нет надежного способа узнать, какие отношения между предметами обусловлены определенными причинами, а какие — нет. Для прояснения вопроса о причинности Пиаже предложил прежде всего пространно описывать то, как именно мы конструируем свое представление о причинности.

    Позиция Пиаже — конструктивистская, т. е. он исходит из того, что фундаментальные категории и структуры нашего сознания не даны нам а priori, а конструируются нами в процессе нашего развития через эволюцию систем, с помощью которых мы воздействуем на среду и наше собственное сознание и трансформируем их. Последующие уровни, или стадии, — это всегда переформулирования или реконструкции предыдущих способов восприятия мира и подтверждения знания, и последующий способ всегда полнее отражает действительность и лучше соответствует ей, нежели предыдущий.

    Пиаже и генетическая эпистемология – Музей образования и разнообразия

    Жан Пиаже (1896-1980), биолог и психолог, разработавший в Женеве теорию генетической эпистемологии, выступающую за междисциплинарный подход к эпистемологическим исследованиям. Он защищал гносеологическую теорию, основанную на генетике человеческого мышления.

    Он разработал несколько теорий Клапареда, которые он расширил за счет изучения генезиса и когнитивной обработки детей и молодежи. Пиаже выделяет область изучения детского мышления и логического мышления.

    Его теория стадий развития, формализованная между 1940 и 1945 гг., стала результатом наблюдений за развитием его детей, которые определяют четыре стадии когнитивного развития человека: посредством практик, стимулируемых органами чувств. Через предметы формируются категории пространства и времени, причинности и отношения к внешнему миру.

  • Затем, к 2-3 годам, развивается дооперационный этап, характеризующийся преимущественно индуктивным, эгоцентричным самостоятельным мышлением, без дифференциации различных точек зрения других. Существует двойственность понимания мира.
  • На этапе конкретных операций, примерно в возрасте 7-8 лет, начинается самоцентрирование. От интуиции переходят к логике конкретного, начинается децентрализация. Приобретение способности воспринимать обратимость операций, причинные объяснения, представления о постоянстве вещества, веса и объема. Чувства взаимного уважения и справедливости (распределяющие и воздающие), мораль сотрудничества (соотносятся с логикой обратимости), возникновение воли как регуляции действия
  • На четвертом и последнем этапе, начиная с 10-12 лет, появляются формальные операции или абстрактное мышление: развивается способность к абстрагированию оперативных логических рассуждений, самость становится более децентрализованной, появляется пропозициональное и гипотетическое мышление. -дедуктивный. Разработаны формальные схемы комбинаторной логики и пропорций. Происходит построение автономии.

Эти этапы зависят от индивидуальных особенностей и социального контекста, в котором они живут. Согласно Пиаже, каждый ребенок учится только тому, что он готов изучить и усвоить, а роль учителя состоит в том, чтобы направлять и улучшать процесс открытия учащихся.

Пиаже был критиком традиционной школы, мастерского и авторитарного обучения, унаследованного от девятнадцатого века, в противовес новой критической школе, а не директивной. Педагогическая теория Пиаже опирается на три столпа: понимание генезиса мысли у ребенка, построение реального в ребенке и формирование символов. Они демонстрируют, что когнитивные способности человека рождаются и развиваются в процессе, который можно направить и усилить.

Знание для Пиаже возникает из взаимодействия «субъект-объект». Интерсубъективное знание во взаимодействии

Генетическая эпистемология | психология | Britannica

In Jean Piaget

Он выступал за «генетическую эпистемологию», график, установленный природой для развития способности ребенка мыслить, и проследил четыре стадии этого развития. Он описал ребенка в течение первых двух лет жизни как находящегося на сенсомоторной стадии, в основном связанной с овладением…

Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:228910}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:228910,»title»:»генетическая эпистемология»,»url «:»https://www.
britannica.com/science/genetic-epistemology»,»description»:»Жан Пиаже: Он выступал за «генетическую эпистемологию», график, установленный природой для развития способности ребенка к думать, и он проследил четыре этапа в этом развитии. Он описал ребенка в течение первых двух лет жизни как находящегося на сенсомоторной стадии, в основном связанной с освоением…», «type»: «TOPIC», «titleText»: «генетическая эпистемология», «metaDescription»: «Другие статьи, где обсуждается генетическая эпистемология: Жан Пиаже: Он выступал за «генетическую эпистемологию», график, установленный природой для развития способности ребенка мыслить, и проследил четыре стадии этого развития. Он описал ребенка в течение первых двух лет жизни как находящегося на сенсомоторной стадии, в основном связанной с освоением…»,»identifierHtml»:»психология»,»identifierText»:»психология»,»topicClass»:»наука»,» themeKey»:»генетическая эпистемология»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»CONCEPT»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/science/genetic -эпистемология»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/228910/»},»topicLink»:{«title»:»генетическая эпистемология»,»url»:»https://www.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts