Генетическая эпистемология . Что такое «Генетическая эпистемология «? Понятие и определение термина «Генетическая эпистемология » – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Генетическая эпистемология (греч. genetikos – относящийся к рождению, logos – слово, учение) – учение, разработанное в середине XX века швейцарским психологом Жаном Пиаже и охватывающее широкий круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, которые отвечают за структуру знания и ее развитие.
Концепция Пиаже явилась результатом анализа и обобщения им результатов исследований, проведенных в области психологии и логики мышления в 20–40-х гг. XX века. В оформленном виде концепция была впервые представлена в трехтомном труде «Введение в генетическую эпистемологию» (1950). Пиаже полагал, что до сих пор попытки построить научную эпистемологию не увенчивались успехом, поскольку основывались на статистической точке зрения на познание, в то время как только генетический и историко-критический подходы являются в этом случае единственно верными.
В рамках своей концепции Пиаже рассматривал интеллект как определенную форму когнитивного аспекта поведения, который служит для структурирования отношений между средой и организмом. Важной характеристикой интеллекта является то, что он обладает адаптивной природой, что означает возможность сбалансированных процессов ассимиляции (усвоение материала) и аккомодации (приспособление).
Пиаже выделил четыре стадии развития мышления: 1. Сенсомоторная 2. Дооперационный интеллект 3. Конкретные операции 4. Формальные операции. Высшая стадия достигается к 12-15 годам и позволяет человеку мыслить теоретически, появляется возможность оперировать объектами и высказываниями.
< Гендерная роль
Гениальность >
Популярные термины
Генетическая эпистемология
Почему младенцы смеются?
Вопрос кажется нелепым, однако получить на него ответ и сложно, и важно. Британский ученый провел масштабное исследование детского смеха, чтобы докопаться до правды. И у него получилось.
Новости СМИ2
новое на сайте- Как заставить окружающих прислушиваться к вашему мнению: 4 совета
- Неорганизованный ребенок: 6 советов для решения проблемы — попробуйте самостоятельно
- «Моего парня посадили, и мир рухнул. Я рыдаю каждый день»
- «Согласилась на отношения с другом, боясь его обидеть. Теперь мне некомфортно»
- Время изучения и открытий: 7 преимуществ секса в длительных отношениях — откройте подлинную близость
- «Можно ли спасти отношения?»: 10 вопросов, которые помогут это понять, — проверьте вашу пару
- «Год порно»: литературные откровения миллениала-провинциала
- «Как избавиться от осколков детских травм?»
- 40 вопросов, которые помогут понять, чего вы на самом деле хотите
- Любит мужчин за 70: почему беременная от Аль Пачино 29-летняя Нур Альфалла выбирает стариков
- 10 цитат Зигмунда Фрейда, которые не устарели и спустя 100 с лишним лет
- Как выявить скрытого нарцисса в своем окружении: необычный способ предложили ученые
- «Я не хочу секса с новым парнем так, как хотела с бывшим. Получается, я его не люблю?»
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЛЕТО 2023 №74
Подробнееспецпроекты
Генетическая эпистемология — Психологос
Жан Пиаже
Теория интеллектуального развития Пиаже претендует на то, чтобы считаться вкладом в другую дисциплину, генетическую эпистемологию. Эту дисциплину правильнее было бы рассматривать как междисциплинарную область, опирающуюся на достижения философии, психологии, логики, биологии, кибернетики и структурализма. Она рассматривает все проблемы, имеющие отношение к следующим вопросам:
- Что такое знание?
- Откуда оно берется?
- При каких условиях оно возможно?
В центре внимания генетической эпистемологии, как развитие знания каждого индивидуума от рождения до смерти, так и историческое развитие знания в рамках определенной культуры, прежде всего — в рамках научной традиции Запада — на протяжении времени существования определенной расы. Задача генетической эпистемологии в понимании Пиаже — объяснение развития знания и интеллекта в пределах индивидуума и в рамках культуры одними и теми же, преимущественно биологическими, связанными с возрастным развитием, механизмами и принципами.
Вклад Пиаже в развитие генетической эпистемологии преимущественно методологический, ибо он предложил способ решения классических эпистемологических проблем — тщательное и прототипическое по своей природе наблюдение за тем, как младенцы, дети, подростки и взрослые конструируют знание. Во всех его работах о детском мышлении угадывается стремление решить эпистемологическую проблему через анализ того, каким образом мы приходим к тому, чтобы начать думать, и почему в разных случаях наше мышление организовано по-разному. Например, Пиаже ответил на классический вопрос эпистемологии: производит ли шум дерево, падающее в лесу, если рядом нет никого, кто мог бы этот шум услышать? По мнению Пиаже, чтобы приобрести присущую каждому взрослому человеку убежденность в том, что предметы существуют и будут существовать независимо от того, воспринимает их кто-нибудь или нет, каждому из нас достаточно примерно первых 2 лет жизни.
Не менее сложной эпистемологической проблемой является и понимание причинности, поскольку у нас нет надежного способа узнать, какие отношения между предметами обусловлены определенными причинами, а какие — нет. Для прояснения вопроса о причинности Пиаже предложил прежде всего пространно описывать то, как именно мы конструируем свое представление о причинности.
Позиция Пиаже — конструктивистская, т. е. он исходит из того, что фундаментальные категории и структуры нашего сознания не даны нам а priori, а конструируются нами в процессе нашего развития через эволюцию систем, с помощью которых мы воздействуем на среду и наше собственное сознание и трансформируем их. Последующие уровни, или стадии, — это всегда переформулирования или реконструкции предыдущих способов восприятия мира и подтверждения знания, и последующий способ всегда полнее отражает действительность и лучше соответствует ей, нежели предыдущий.
Пиаже и генетическая эпистемология – Музей образования и разнообразия
Жан Пиаже (1896-1980), биолог и психолог, разработавший в Женеве теорию генетической эпистемологии, выступающую за междисциплинарный подход к эпистемологическим исследованиям. Он защищал гносеологическую теорию, основанную на генетике человеческого мышления.
Он разработал несколько теорий Клапареда, которые он расширил за счет изучения генезиса и когнитивной обработки детей и молодежи. Пиаже выделяет область изучения детского мышления и логического мышления.
Его теория стадий развития, формализованная между 1940 и 1945 гг., стала результатом наблюдений за развитием его детей, которые определяют четыре стадии когнитивного развития человека: посредством практик, стимулируемых органами чувств. Через предметы формируются категории пространства и времени, причинности и отношения к внешнему миру.
Эти этапы зависят от индивидуальных особенностей и социального контекста, в котором они живут. Согласно Пиаже, каждый ребенок учится только тому, что он готов изучить и усвоить, а роль учителя состоит в том, чтобы направлять и улучшать процесс открытия учащихся.
Пиаже был критиком традиционной школы, мастерского и авторитарного обучения, унаследованного от девятнадцатого века, в противовес новой критической школе, а не директивной. Педагогическая теория Пиаже опирается на три столпа: понимание генезиса мысли у ребенка, построение реального в ребенке и формирование символов. Они демонстрируют, что когнитивные способности человека рождаются и развиваются в процессе, который можно направить и усилить.
Знание для Пиаже возникает из взаимодействия «субъект-объект». Интерсубъективное знание во взаимодействии
Генетическая эпистемология | психология | Britannica
In Jean PiagetОн выступал за «генетическую эпистемологию», график, установленный природой для развития способности ребенка мыслить, и проследил четыре стадии этого развития. Он описал ребенка в течение первых двух лет жизни как находящегося на сенсомоторной стадии, в основном связанной с овладением…
Подробнее «,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:228910}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:228910,»title»:»генетическая эпистемология»,»url «:»https://www.