Лабильный тип акцентуации характера: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Лабильный тип — Психологос

01 октября 2022 г., 21:35

 

 

Лабильный тип — психотип, характерный рисунок личности. Иногда — акцентуация характера.

Лабильный тип наиболее полно описан под разными наименованиями «эмоционально-лабильный», (Schneider, 1923),»реактивно-лабильный» (П. Б. Ганнушкиным, 1933) или «эмотивно-лабильный» (Leongard, 1964, 1968) и др. В классификации Н.И.Козлова это — Человек настроения.

Короткая характеристика психотипа

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемое переключение эмоционального состояния…

Богатая чувственная сфера, высокая чувствительность к знакам внимания. Сильная душевная боль при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, искренняя привязанность, социальная отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

Лабильный тип и внешняя оценка

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние.

О лабильном типе подробнее

Лабильный тип и настроение. Лабильный тип и болезни Лабильный тип и глубокие чувства Лабильный тип и дружба Лабильный тип и окружающие

Портрет лабильного типа по Н.Н.Козлову

Все мы — родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его душа — душа ребенка, она светла, искрення, непосредственна и наивна. Смотри Человек настроения

Направления развития

Если вы наблюдаете у себя черты лабильного типа и хотите скорректировать свои особенности, то посмотрите статьи:

  1. Лабильный тип: как работать над собой
  2. Развитие личности на позитиве

Если вы скорее противоположность данного типа и хотите развить свою способность реагировать легко и непосредственно, посмотрите упражнения Шизоиду или Параноику.

  • Лабильный тип

Комментарии (3):

Алина, 29 июля 2015 г. , 07:59

Добрый день! Подскажите,пожалуйста, знающие и опытные психологи. Правильно ли я понимаю, наличие чувственности у человека, который изначально воспринимает шире, ярче и глубже палитру эмоций вовсе не обязательно говорит о наличии эмотивной акцентуации, при этом остальные черты уравновешены по силе, т.е. необходимая сила воли, целенаправленность, решительность, ну и,конечно, осознанность этих самых чувственных переживаний. Ну и нет частой перемены настроения, правильно ли я понимаю, что это главная характеристика в эмотивном характере? Буду благодарна за подсказки).

Н.И. Козлов, 29 июля 2015 г., 10:27

Алина, самый простой ответ — ДА. Богатая палитра эмоционального восприятия вовсе не обязательно связана с частой переменой настроений, слабой волей и нерешительностью. С другой стороны, всегда интересна конкретика: что вы имеете в виду под «шире, ярче и глубже воспринимает палитру эмоций»? У него более выразительное лицо? Яркий рассказ о происшедшем? Точнее понимает эмоциональное состояние другого человека?

Алина, 29 июля 2015 г. , 11:33

Спасибо Вам,что ответили. Да, именно в таком понимании. И тонкое понимание настроения другого человека, и чувствование малейшей фальши в голосе, в поведении человека, и глубокое восприятие чувственно-эмоцинальной сферы, ну, например, ели это высокохудожественная картина искусства, такой человек может легко расплакаться, или мелодрама, но со счастливым концом, и это какие-то другие слезы, эмоциональные что-ли, слезы благости, облегчения, но это касается только чувств и эмоций, путаница возникла от того, что всегда считала это очень даже нормальным, естественным состоянием, отчего же психиатры выводят это в акцентуацию характера, ведь акцентуации — это в той или иной степени дисгармоничность характера. Поэтому этот момент непонятен. Ну на счет выражения эмоций, да, выражение достаточно умеренное, экспрессивное, в зависимости от ситуации, где можно позволить себе, а где нельзя.

Материалы по теме:

01 янв. 2012 г.

Лабильный тип: как работать над собой

Никогда себя не ругайте: если к вашему многообразию чувств прибавится чувство вины, эта компания лучше не станет. Просто примите себя: вы — Солнышко. И Цветок. Тем не менее, вам пора взрослеть и начинать трудиться. Для начала поучите себя жить не стихийным, а планово-отчетным образом: каждый день утром давайте себе микрозадания и каждый вечер делайте себе отчет: что сделал, что нет. Но не наказывайте себя, а просто изучайте.

5Подробнее

01 янв. 1999 г.

Развитие личности на позитиве

Чтобы быть успешнее в своем развитии, нужно обратить внимание в первую очередь на свои сильные качества.

12Подробнее

01 окт. 2022 г.

Словарь психологии личности: психотип, тип личности, черты личности, рисунок личности, акцентуации.

Психотип (психологический тип) — совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип человека с точки зрения психологии. Психотип — описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Типы акцентуаций

Разные исследователи выделяют разные акцентуации. Наибольшее распространение получили классификации К. Леонгарда и А.Е. Личко, другие классификации можно встретить у А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко, Н.И Козлова и других авторов. В работе «Акцентуированные личности» Карл Леонгард выделил десять чистых типов и ряд промежуточных.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
  • Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц
  • Неагрессивных стандарты поведения не исключают агрессивности — Берковиц
  • Ребенок боится идти к врачу. Что делать умным родителям?

Популярные статьи:

  • Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
  • Эти глаза напротив…
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Муж секс не выпрашивает
  • Спокойное присутствие

Хиты недели:

  • Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
  • Когда критикуют меня. Отчеты
  • Как правильно реагировать на критику

Основные типы акцентуаций характера (продолжение)

Лабильный тип. В детстве не обнаруживают отличии от сверстников или проявляется склонность к невротическим реак­циям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабиль­ность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных или даже незаметных для окружающих по­водов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей или неудач. И, наоборот, интересная беседа, мимолетный компли­мент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то радост­ную улыбку.

От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответст­венно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоя­щим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение кажется то милым и интересным, то скучным и безобразным.

Маломотивированные смены настроения могут создавать у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязан­ность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. При­вязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимо­летных ссор. Утраты близких переносятся очень тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с теми, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема — разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, новую обстановку, но в отличие от гипертимов ищут в них не поле деятельности, а лишь новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалы и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка — из дому рвутся, если там «все портит настроение».

Тяга к группированию со сверстниками также изменчива: в хоро­шие минуты ищут компании, в плохие избегают общений. В группе сверстников на роль вожака никогда не претендуют, охотно до­вольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом (см. гл. I), иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). И увле­чения, и уход в группу сверстников могут использоваться как способы улучшить настроение.

Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного под­росткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким под­росткам быстро почувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности и неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попытки его утаить.

Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.

«Слабым звеном» в характере данного типа является эмоцио­нальное отвержение со стороны значимых в этом отношении лиц, утрата близких или разлука с теми, к кому были привязаны.

Этот тип акцентуации часто сочетается с гармоничным психо­физическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью й склонностью к аллергическим заболеваниям.

Особенности динамики лабильной акцентуации отли­чаются тем, что этот тип является почвой для острых аффек­тивных реакций, реактивных депрессий, а также развития нев­розов, особенно неврастении.

С возрастом черты эмоциональной лабильности могут сгла­живаться — явная акцентуация переходит в латентную. Иногда в силу того, что вступают в действие какие-то эндогенные механизмы, колебания настроения все более принимают характер коротких фаз — лабильный тип акцентуации превращается в лабильно-циклоидный. Так же, как при гипертимном типе, повтор­ные черепно-мозговые травмы способны превратить эмоциональ­ную лабильность в аффективную («лабильно-эксплозивный тип»), при этом девиация характера обычно достигает патоло­гического уровня — формируется психопатия. При воспитании с детства в атмосфере потворствующей гиперпротекции эмоцио­нально-лабильные субъекты, столкнувшись в подростковом и молодом возрасте с постоянными трудностями социальной адап­тации, способны все более приобретать истероидные черты («ла­бильные истероиды»). Длительная неблагоприятная обстановка с недоброжелательным вниманием со стороны непосредственного окружения может способствовать наслоению сенситивных черт («лабильно-сенситивный тип»). Еще скорее это может быть достигнуто эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких. Если эмоциональное отвержение сочетается с гиперпротекцией, то подросток может искать эмоциональные кон­такты в асоциальных компаниях, и тогда на лабильное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.

Александр М., 16 лет. С детства часто болел ангинами. Два года назад перенес острый суставный ревматизм — несколько месяцев пролежал в больнице. Учится удовлетворительно. Окончив 8 классов, поступил в техникум. К родителям очень привязан. Полгода назад от рака умерла его мать — очень тяжело пере­живал ее смерть, долго плакал. Заставлял себя ходить на занятия, но учиться стало очень тяжело. В это время впервые пришла мысль, что лучше самому умереть («остался жить ради отца»). Поступив в техникум, очень привязался к одно­курснице, которая проявила к нему теплое внимание и заботу, влюбился в нее. Недавно узнал, что отец снова собирается жениться. Был этим ошарашен, умолял отца не делать этого. На другой день услышал от любимой девушки, что у нее давно есть друг, которого она любит и который живет далеко. Почувствовал себя всеми отвергнутым и одиноким. Появилось желание самому «уйти из жизни». Дома, будучи один, собрал все болеутоляющие и снотворные средства, оставшиеся от матери, принял их, лег и уснул. Вернувшийся отец застал его в бессознательном состоянии.

Из реанимационного центра после дезинтоксикации был переведен в под­ростковую психиатрическую клинику.

В клинике депрессии не обнаружил. В первые дни был даже несколько эйфоричен. Тепло встретил отца, был обрадован тем, что тот отказался от повторной женитьбы. Просил у него прощения за суицидную попытку.

Во время беседы сперва был насторожен, но, почувствовав теплое отношение, легко вступил в контакт. Обнаружил выраженную эмоциональную лабильность. В зависимости от темы разговора то едва сдерживал слезы, то радостно улыбался. При воспоминании о матери расплакался. Критически оценил свой поступок. Ругал себя за «несдержанность». Обеспокоен тем, чтобы о его поступке никто бы не узнал в техникуме, особенно любимая девушка. Волнуется как бы не запустить занятия, так как математика дается с трудом.

Физическое развитие по возрасту.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован лабильный тип (без указания на психопатию и склонности к делинквентности). Отмечено отрицательное отношение к алкого­лизации. Самооценка — хорошая. По шкале субъективной оценки выступили лабильные и циклоидные черты, достоверно отвергаемых черт не выявлено.

Заключение. Острая интрапунитивная реакция с аффективной суицидной попыткой на фоне явной акцентуации лабильного типа.

Катамнез. Собран через 9 лет. Психически здоров. Окончил техникум. Успешно работает. Повторных суицидных попыток не было. Черты эмоциональной лабиль­ности значительно сгладились (переход явной акцентуации в скрытую).

циклоидность – предыдущая | следующая – астено-невротический тип

Подростковая психиатрия. Содержание.

 

 

Основные черты лабильного типа акцентуации личности – Здоровое питание рядом со мной

Рады приветствовать вас, дорогие читатели сайта! Лабильный тип личности проявляется в нестабильности настроения, что связано с внешними обстоятельствами.

То есть, если человек был счастлив, но рядом с ним был кто-то в печали, он моментально потеряет всю свою радость и обесценит то хорошее, что у него было до этого момента.

В общем, давайте узнаем подробнее, что он из себя представляет, а также как построить с ним отношения, чтобы они были здоровыми и приносили удовольствие.

Основная характеристика

Как уже было сказано, главная черта характера — частая и неожиданная смена настроения. Такому человеку стоит просто споткнуться на лестнице, как он рискует потерять хорошее настроение буквально на весь вечер.

И ладно бы, в жизни его преследовали неудачи, возникало большое количество неразрешимых проблем. В этом случае понятна резкая смена настроения, напряжение и стресс расшатывают нервную систему, из-за чего чувства порой оказываются напряженными.

А вот у лабильного типа это происходит просто так, без всякой причины. Но он способен не только расстроиться на ровном месте, но и испытать счастье.

Допустим, кто-то в общественном транспорте или на улице ему улыбнется — как день заиграет новыми красками.

В момент встречи с друзьями или просто знакомыми он успевает прожить целую гамму чувств. За час разговора он успевает и посмеяться, и поплакать. Естественно, это смущает окружающих, но, привыкнув к таким частым проявлениям различных эмоций, становится понятным и спокойным.

Кстати, образ жизни и отношение к нему зависит как раз от настроения. Можно смело сказать, что она контролирует его и его выборы.

Например, когда лабильный человек грустит, у него ухудшается аппетит, он может вообще отказаться от еды на момент переживания. Но как только появятся поводы для радости, они моментально набросятся на еду, как будто месяц не ели.

Умеет любить и хранить верность, проявлять привязанность. Хотя на первый взгляд кажется, что эмоциональная неустойчивость — это элемент поверхностности и легкомыслия.

В отношениях ценит комфорт и близость, ему важно быть рядом с таким человеком, который выслушает, поддержит и подбодрит.

Также он готов подставить плечо при необходимости. А еще подбодрить, порадовать и просто сказать, что все будет хорошо.

Прекрасно понимает, что он человек настроения, поэтому самооценка обычно соответствует действительности. То есть он не предается самоуничижению и не возносит свои таланты до небес.

Обладают хорошо развитым эмоциональным интеллектом. Поэтому они почти всегда правильно распознают, как к ним относятся и что пытаются скрыть.

Детство

Ребенка с такой акцентуацией характера довольно сложно отличить от других типов. Например, шизоида или экстраверта видно сразу, их не спутаешь. Сразу же придется проявить больше внимательности, чтобы распознать основные признаки наличия лабильности.

Хотя такие дети часто болеют различными инфекционными заболеваниями. То есть у них хронический тонзиллит, синусит, тонзиллит и даже холецистит.

Очень любят похвалу, поэтому ради доброго слова буквально готовы горы свернуть. В то же время моменты, когда их ругают и наказывают, переживают очень тяжело.

Да, это настолько сложно, что они могут просто впасть в уныние на длительный период. Поэтому в процессе воспитания следует избегать авторитарного и жесткого стиля, а также использования метода «кнута и пряника».

Старайтесь мотивировать такого малыша приятными словами, благодарите его за помощь, не обесценивайте его труд и поощряйте даже небольшие победы.

Когда лабильный ребенок счастлив и здоров, он ищет компанию, но если настроение испортится, он будет избегать общения, стараясь уединиться и побыть один такой неприятный период времени.

Не стремится к лидерству, ведь главное — эмоциональная наполненность за счет контакта с другим человеком. Почему конкуренция, борьба за власть и первое место это вообще не для него.

Так как подразумевает агрессивные действия и реакции при необходимости для защиты собственной личности и того места, которое удалось занять в определенной группе. И дело вовсе не в лабильной акцентуации характера.

Увлечения обычно разные, на одном хобби долго не задерживаешься, пропадает интерес. В принципе коллекционирование, спорт, азартные игры и тому подобное обычно не привлекают такого ребенка. Предпочтение отдается простому общению с друзьями и животным, которых очень любит.

Рекомендации

  • Не считайте частые перепады настроения отклонением от нормы. Существует расстройство, называемое биполярным. Он чередуется между депрессией и манией. Итак, лабильная акцентуация не имеет ничего общего с психическим заболеванием. Важно научиться принимать эту эмоциональную нестабильность, такого человека, с такими характеристиками, и изменить его нельзя. Так что не жалуйтесь на него. Примите простое решение, готовы ли вы смириться с тем, что во время разговора он успеет расстроиться и повеселиться, или не готовы.
  • Если вы обладатель такого типа персонажа, не требуйте от себя невозможного. А именно — спокойное реагирование на различные события. Любите себя такой, какая вы есть.
  • Немного стабильности помогут принести медитация и другие техники, которые расслабляют и позволяют ощутить гармонию внутри себя.
  • Ведите дневник, в который записывайте мысли и чувства, которые вас беспокоят. Близкие люди находятся в разном состоянии, из-за чего не всегда готовы выслушать ваши жалобы. И надо снять напряжение, иначе здоровье начнет разрушаться. А благодаря записям вы сможете отслеживать, как часто меняется ваше самочувствие. Поймите, на что вы негативно реагируете. Такая информация позволит вам скорректировать свою жизнь таким образом, чтобы максимально наполнить ее приятными событиями и защитить себя от стресса.

Завершение

На сегодня все, дорогие читатели!

Оставайтесь с нами, подписавшись на обновления. И тогда вы получите больше информации о том, какие типы акцентуаций характера существуют, как по Леонгарду, так и по Личко.

Например, можно начать с психастенического типа.

Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт Журавина Алина

Взаимосвязь уровня социального интеллекта и акцентуаций характера подростков

Дафтар Иси

= 768 && window.innerWidth

Связь между уровнем социального интеллекта и акцентуациями характера подростков

1 ноября 2018 г. // DOI: 10.18502/клс.v4i8.3273

DOI: 10.18502/клс.v4i8.3273

А. Боднар, Э. Боднар

Метрик

  • 0 кали дилихат
  • 0 Кали Дундух

0 кали дилихат // 0 кали диундух

Ситаси

Боднар А. и Э. Боднар. «Связь между уровнем социального интеллекта и акцентуациями характера подростков». КНЭ Науки о жизни , 1 ноября 2018 г., doi:10.18502/kls.v4i8.3273.

Унду файл ситаси:

РИС (Mendeley, Zotero, EndNote, RefWorks)

БибТекс (LaTeX)

Лихат Ян Асли

Abstrak

Введение. Исследование направлено на анализ характера связи между уровнем социального интеллекта и типом акцентуации личности подростков. Эта взаимосвязь является проблемой, поскольку фундаментальных исследований по ней не проводилось, хотя ее социальная значимость чрезвычайно высока. В конце концов, масса свидетельств свидетельствует о том, что акцентуации личности не просто связаны только с социальным интеллектом, но, возможно, являются его определяющим фактором. Развитие социального интеллекта обеспечивает условие успеха как в социальной адаптации, так и в межличностном взаимодействии. Особенно это касается подростков, у которых акцентуации определяют и способ преодоления пубертатных кризисов, и острые аффективные реакции, и, особенно, ситуацию в системе межличностных отношений.
Методология и методы. Используется сравнительный анализ. Авторы сравнивают результаты собственного исследования подростков и школьников 13–14 лет с данными справочной литературы. Конкретные эмпирические методы: метод социального интеллекта Гилфорда, модифицированный опросник для выявления типов акцентуаций характера у подростков Личко.

результатов. Подростки с лабильной и сенситивной акцентуацией лучше способны предвидеть последствия поведения на основе анализа реальной ситуации. Однако у лабильного типа это обусловлено адекватной самооценкой, а у сенситивного — стремлением избегать конфликтов. Возбудимый тип акцентуации отрицательно влияет на уровень развития способности оценивать невербальное поведение. Подростки с демонстративной акцентуацией способны лучше понимать речевое выражение других людей и правильно строить свое речевое поведение. У девочек достоверно чаще, чем у мальчиков, встречаются гипертемические и демонстративные акцентуации. Заключение. Знание особенностей взаимосвязи акцентуаций индивидуального и социального интеллекта позволяет добиться развития последнего за счет сглаживания акцентуаций.
Ключевые слова: социальный интеллект, акцентуации характера, подростковый возраст. Биоремедиация морской воды, загрязненной ртутью (II), с использованием диатомовой скелетной водоросли.

Открытый доступ 3 декабря 2017 г.

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> +

lainnyalainnya

×

Penulis

Thin Soedarti, Tini S., Sucipto H., Eko P. Kuncoro

Управление стрессом для семьи и сообщества во время пандемии COVID-19

Открытый доступ 15 марта 2021 г.

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> +

lainnyalainnya

×

Пенулис

Эти Сурьяти, Эрна Умар, Дедех Хамдия

Противотуберкулезная активность плодов нони для ингибирования роста бактерий туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью

Открытый доступ 15 марта 2021 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts