Тест «Лесенка» поможет выявить уровень самооценки ребенка
Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный».
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.
Способ выполнения задания |
Тип самооценки |
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». |
Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». |
Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку сверху, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. |
Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». |
Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
Тест на самооценку детей
Детская психология0
Психологи утверждают, что решающее значение для формирования успешной личности играет самооценка ребенка. При рождении она безупречна, но по мере роста и развития сильно изменяется. На нее влияет множество факторов, событий, отношения внутри семьи и со сверстниками.
Если на всех этапах роста самооценка развивается гармонично, ребенок оценивает себя положительно, он с легкостью идет по жизни, строит карьеру и личные отношения. При заниженном восприятии собственного «Я» ему сложно преодолевать трудности и кризисы, реагировать на обиды и разочарования.
Как формируется самооценка ребенка
При рождении дети имеют здоровую самооценку, которая меняется с каждым новым событием в его жизни. Психологи условно выделяют несколько основных этапов, когда происходят кардинальные изменения:
От рождения до 1,5 лет. При положительной атмосфере в семье у крохи зарождается любовь и уважение к себе.
До 4 лет. Если родители поощряют самостоятельность, активность и инициативу, формируется завышенная самооценка и любознательность.
До 6 лет. Идет активный процесс социализации, первое осознание своей роли в обществе. Ребенок понимает, что хочет вырасти успешным и быть лучше сверстников.
До 14 лет. Важнейший этап формирования самооценки на фоне общения со старшими, школьными друзьями.
В детском возрасте родители любовью и правильным воспитанием могут заложить в голове ребенка уважение к себе. В дальнейшем он будет больше тянуться к людям, которые относятся к нему тепло, сможет уверенно отсеивать недоброжелателей и недостойных друзей.
Чем выше самооценка, тем к большему стремится человек. Поэтому дети с заниженным восприятием собственного «Я» стараются не выделяться, не развивают талант, не участвуют в конкурсах и соревнованиях. Они не умеют ставить цели и планировать будущее, не стремятся к саморазвитию.
Методика диагностики «Лесенка»
Психологи разработали интересный и простой способ проверить, на каком уровне находится самооценка ребенка, как он представляет себя в глазах окружающих людей. Методика «Лесенка» (автор В.Г.Щур) помогает выявить проблему на ранней стадии и подобрать оптимальные пути решения.
Для проведения теста необходим лист бумаги с нарисованной лестницей, маленький бумажный человечек и карандаш. Ребенку объясняют, что на верхней ступени стоят лучшие и самые успешные дети, на нижней – плохие, непослушные, глупые. На середину необходимо поставить «ни плохих, ни хороших» малышей. Затем просят его разместить фигурку, которая обозначает его самого.
Во время работы психолог предлагает показать ступеньки, на которые ребенка бы поставила мама, воспитатель, учитель, друзья. Специалист наблюдает за скоростью реакции, колебаниями и сомнениями детей, может уточнить, почему такое положение человечка на лестнице.
Понять самооценку можно по результату выполненного задания:
Если ребенок быстро поставил фигурку на самый верх, он переоценивает себя, считает гораздо лучше остальных детей. Это говорит о завышенной самооценке.
Адекватное отношение к себе выдает попытка поставить себя на 2 или 3 ступень после небольшого раздумья.
Если малыш размещает фигурку на самой последней ступени, его самооценка сильно и часто неоправданно занижена.
Еще один признак несправедливого отношения к себе – отказ от выполнения задания «Лесенка». Дети с заниженной самооценкой сильно переживают, испытывают стресс, не желают отвечать на вопросы психолога. Иногда тест с лестницей проводят в группах, чтобы проверить восприятие собственного «Я» у нескольких малышей одновременно.
При заниженной самооценке необходима длительная и кропотливая работа взрослых, которые окружают ребенка. Родителям следует давать малышу больше внимания, тепла и поддержки, чаще обсуждать с ним интересные занятия, увлечения, поступки других детей. Это поможет сформировать уверенность в силах, желание достигать цели и преодолевать трудности.
Родители должны знать, как ребенок относится к себе, на каком уровне его самооценка. Во многом заниженное восприятие – результат неправильного воспитания, недостатка любви и взаимопонимания. Только взрослые могут научить его правильно ставить цели, достигать результата.
Поделиться:методов самооценки
методик самооценки ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМООЦЕНКИ в
КЛАСС:
Обоснование и предлагаемые методы
Christine Coombe &
Кристин Каннинг
ДОМ | ПЛАНИРОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЯ | ИСПЫТАНИЯ |
1. Введение
За последние 10 лет наблюдается всплеск интереса к самооценке
методологии обучения иностранному/второму языку. Работа была проведена
во многих частях мира и несколько докладов о теоретических и практических
появились последствия использования методов самооценки (см.
1997). В этой статье изложено обоснование использования методов самооценки.
в преподавании языков, изучении и оценке и представляет некоторые практические
идеи, которые иллюстрируют многие происходящие события.
2. Зачем использовать самооценку?
Согласно Блу (1994), интерес к самооценке развился из
более общий интерес к области автономного обучения или независимости учащегося.
Тем не менее, это рассматривается как одна из наиболее проблемных областей самостоятельного управления.
обучение. Общепризнано, что учащиеся могут не обладать необходимым
опыта, чтобы делать выводы подобного рода. Несмотря на эти критические замечания,
есть ряд причин, по которым следует поощрять самооценку в языке
классы.
Матс Оскарссон (1989), известный ученый в области самооценки, дает шесть различных причин, по которым самооценка может быть полезной для изучения языка. Во-первых, он подчеркивает, что самооценка способствует обучению, просто и ясно. Это дает учащимся обучение оценке, что приносит пользу обучению. процесс. Во-вторых, это дает как ученикам, так и учителям повышенный уровень осведомленности. воспринимаемых уровней способностей. Обучение самооценке, даже в самом простом форме, например, спрашивая: «Чему я научился?» поощряет учащихся смотреть на содержание курса более проницательно. В-третьих, это очень мотивирует. с точки зрения целеустремленности. В-четвертых, за счет использования методологий самооценки, на уроке расширяется спектр методов оценивания. В следствии Используя самооценку, учащийся расширяет диапазон своего опыта в сфере оценки. В-пятых, практикуя самооценку, учащиеся участвовать в собственной оценке (Дикинсон 1987). Они, по сути, разделяют оценочная нагрузка с учителем.
3. Методы и процедуры самооценки
Несмотря на критику, направленную против самооценки
с точки зрения валидности и надежности педагоги успешно использовали
следовать методам и процедурам самооценки в классе.
3.1 Карточки успеваемости учащихся
Оскарссон (1984) описывает карточки успеваемости учащихся как простую самооценку.
инструменты, которые использовались в различных образовательных учреждениях по всему миру.
Проще говоря, карточки успеваемости учащихся определяют ряд краткосрочных функциональных показателей.
целей и группировать их вместе в градуированные блоки на различных уровнях сложности.
В этом мероприятии могут участвовать как студенты, так и преподаватели. Студент может
отметьте (в колонке учащегося) каждый языковой навык или действие, которое он/она
уверен в успешном выступлении. Позже учитель может поставить галочку (в
колонка) действие после того, как учащийся овладел им.
Способность | Студент | Учитель |
Читать и понимать тексты на тему путешествий. | ||
Прослушайте и поймите отрывки на тему путешествий. | ||
Расскажите о прошлых и будущих поездках или отпусках. | ||
Составьте план предстоящего отпуска. |
3.2 Рейтинговые шкалы, контрольные списки и анкеты
Популярным методом самооценки является использование
рейтинговые шкалы, чек-листы и анкеты. Эти три техники были
используется как средство, с помощью которого учащиеся могут оценить свое предполагаемое общее владение языком
или уровень способностей. В этой области была проделана большая развивающая работа.
использование «утверждений о способностях», таких как «Я могу читать и понимать
газетные статьи, предназначенные для носителей языка» (Coombe
1992; Оскарссон, 1984).
Рассмотрим следующий пример прослушивания, взятый из Raasch (1979).
Для выполнения задания учащийся указывает свою предполагаемую способность справиться с
с ситуациями, отметив описанный уровень производительности.
Я понимаю язык так же, как носитель языка | 5 |
4,5 | |
Я понимаю большую часть того, что говорится на языке, даже когда
говорят носители языка, но испытывают трудности с пониманием диалектов
и сленг. Также мне трудно понимать речь в неблагоприятных условиях (т. е. через плохие громкоговорители на улице и т. д.) | 4 |
3,5 | |
Я могу следовать и понимать основные моменты, касающиеся бытовые и общие вещи, когда говорят нормально и ясно, но не понимать носителей языка, если они говорят очень быстро или используют сленг или диалект | 3 |
Я совсем не понимаю язык | 1 |
3.3 Дневники и диалоги учащихся
Журналы
В качестве одного из способов
систематизация самооценки учащихся (Oscarsson, 1984; Dickinson, 1987).
Учащихся следует поощрять писать о том, что они узнали, о своем восприятии.
уровень владения содержанием курса и то, что они планируют делать со своими
приобретенные навыки.
3. 4 Видеокассеты
В сегодняшнюю технологическую эпоху никакие другие аудиовизуальные средства не могут сравниться с
потенциал видеорегистратора. Видео можно использовать разными способами
способствовать самооценке на уроке. Например, студенты могут быть
записаны на видео или они могут снимать друг друга на видео, а затем оценивать свои языковые навыки.
Очевидным преимуществом использования видео для самооценки является то, что учащиеся
могут оценить не только свои коммуникативные или языковые навыки, но и свои паралингвистические
(например, язык тела).
4. Заключение
Подводя итог, можно сказать, что использование самооценки дает ряд преимуществ.
в классе. Это позволяет учащимся отобразить свои знания языка.
на различных этапах курса и/или семестра. Он также помогает студентам
в развитии критических способностей. Самооценка также позволяет учащимся
смотреть на язык более конкретно. С помощью приемов
упоминается в этой статье, самооценка побуждает студентов смотреть на свои
сильные и слабые стороны и стать более автономными учениками, что является фундаментальным
частью учебного процесса.
Ссылки
Синий, G. (1994). Самооценка владения иностранным языком: так ли это
Работа? Рабочие документы CLE. 3 р. 18-35 (ED 396 569.
Coombe, C. (1992) Связь между оценками самооценки
результатов тестирования навыков функциональной грамотности и базовых навыков английского языка у взрослых
Изучающие английский как беженец. Кандидат наук. Дисс. Университет штата Огайо.
Дикинсон, Л. (1987). Самостоятельное обучение языку. Кембридж:
ЧАШКА.
Оскарссон, М. (1984). Самооценка владения иностранным языком: опрос
исследований и разработок. Страсбург: Совет Европы.
Оскарссон, М. (1997) «Самооценка владения иностранным и вторым языком».
Владение «. В Энциклопедии языка и образования, том 7. Клувер.
Academic Publishers, стр. 175–187.
Оскарссон, М. (1998). «Самооценка языковых навыков учащимися».
Информационный бюллетень IATEFL TEA SIG, 19 ноября98.
ДОМ | ПЛАНИРОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЯ | ИСПЫТАНИЯ |
Сила самооценки и оценивания сверстников
Формирующее оценивание — отличный ресурс, который учителя и учащиеся могут использовать для развития своего обучения. В рамках урока важно, чтобы все присутствующие имели представление о том, где и насколько эффективно происходит обучение. Оценка для обучения фокусируется на том, как учащиеся лучше всего учатся, а эффективные учителя вовлекают AfL как в свое планирование, так и в классную практику. Оценка для обучения может принимать форму различных подходов, при этом четыре основные стратегии оценки включают в себя разделение целей обучения, эффективную обратную связь, вопросы и самооценку и оценку коллег. На этом веб-сайте вы найдете три из этих четырех основных стратегий оценки; эффективная обратная связь и вопросы находятся по ссылке здесь – Эффективная обратная связь. Опрос. Пол Блэк объясняет, как формирующее оценивание может быть полезным, если выделить время на его внедрение в вашем классе, с позитивным посылом «не работать усерднее, а работать умнее», становясь частью установки на рост в классе, продвигая не только увеличение любви учителей к профессии, но и увеличение удовольствия детей, понимания и ценности обучения (2003, стр. 2). На этой странице вы найдете информацию об эффективности самооценки и оценки сверстников.
Самооценка
Как определяет Дэвид Боуд, самооценка учащегося «включает два ключевых элемента» (1995, стр. 11). Через развитие знаний и способности соответствовать критериям, предъявляемым к работе, и способность принимать решения, связанные с способность соответствовать этим стандартам учащиеся могут успешно самостоятельно оценивать свою работу, обучение или развитие. Предоставляя детям в наших будущих классах возможность самим судить о своей способности соответствовать требуемым стандартам, они получают возможность дальнейшего развития своего понимания и знаний, поскольку можно утверждать, что обучение является наиболее продуктивным и приносит большую пользу, когда оно является активным процессом. Стратегии формирующей оценки, такие как самооценка, обеспечивают этот активный процесс, помогающий развивать обучение, поскольку учащиеся взаимодействуют либо при поддержке учителя, либо задают себе вопросы, часто следуя простой структуре «Что я сделал хорошо?». Использование самооценки возможно во всех аспектах учебной программы, при этом самооценка фигурирует в тесте по математике в конце темы, который недавно проводился в школе.
Детям были представлены таблицы, подобные показанным выше, где им было предложено поставить галочку в квадрате, который, по их мнению, лучше всего отражает их знания. Дети могли оценить свои знания и понимание каждого утверждения по трем уровням; «Еще нет», «Вроде» и «Понятно». Предоставление детям возможности самостоятельно оценить свои собственные знания не только позволяет им визуально представить свое понимание, но и предоставляет классному руководителю легкодоступный ресурс, показывающий, насколько уверенно дети своего класса с разными темами. Возьмем, к примеру, второе изображение; учитель может использовать самооценку этого ребенка, чтобы помочь лучше спланировать следующие темы изучения для класса, такие как определение чисел, которые больше или меньше. Как указано в книге Блэка «Оценка для обучения: применение на практике» (2003), дети могут использовать самооценку как источник повышенной ответственности в своем обучении, поскольку они «развивают обзор работы, чтобы она стала для них возможной». управлять и контролировать его» (2003, стр. 49.) Метод самооценки, альтернативный описанному выше, также можно найти в виде системы светофора; ресурс, который можно использовать как знак доверия при постановке различных задач. По ссылке ниже находится набор поклонников общения с разными выражениями лица с лозунгами «Я уверен», «Я почти готов» и «Я не уверен».
http://www.twinkl.co.uk/resource/T-C-007-Communication-Fans
С помощью эффективного опроса, подробности которого можно найти в блоге Харриет, учителя или ассистенты могут обсудить задачу. со своим классом, затем оцените необходимость дальнейшего объяснения на основе полученных общих ответов. Это отличная возможность для многих детей выразить свои опасения, поскольку некоторые могут быть менее громкими, чем другие, когда дело доходит до обсуждения проблем, с которыми они могут столкнуться.
Первое из двух видео, найденных в этом блоге, взято из Jobs for Future; канал на YouTube с запущенным проектом, известным как «Студенты в центре», который «обобщает и адаптирует для практики текущие исследования ключевых компонентов подходов к обучению, ориентированных на учащихся, которые приводят к более глубоким результатам обучения» (StudentsAtTheCenter, 2014). Видео выше подробно описывает, как работает самооценка, и что это не суммирующий процесс, в котором дети выставляют себе оценки, а процесс, в котором учащиеся участвуют в «формирующем процессе, в котором они сравнивают свою работу с четкими критериями и определяют, как добиться улучшения» ( Jobs for the Future, 2013) Используя контрольный список или рубрику, учащиеся могут понять, что от них требуется либо на конкретном уроке, либо в течение всего семестра или года. Имея доступ к критериям, необходимым для самооценки, учащиеся, как показано в видео, с большей вероятностью получат более высокие оценки и результаты тестов благодаря приобретенным навыкам самооценки. Учитель в видео подробно описывает, что самооценка помогает учащимся понять, что если они не на том уровне, на котором хотели бы быть, значит, они еще не закончили; речь идет о вещах, которые учитываются и соответствуют критериям. Поскольку национальная учебная программа теперь настроена на «не отставание», поскольку страна пытается «не отставать» от остального мира, для учащихся важно играть активную и привлекательную роль в своем обучении, поскольку учителя устанавливают высокие стандарты. для того, чтобы студенты соответствовали требованиям; при этом бывший министр образования Майкл Гоув цитирует высказывание о том, что «Англии необходимы изменения, чтобы идти в ногу с самыми успешными системами образования в мире» (BBC, 2014). , гордость за успехи, изменения и улучшения становятся естественной частью процесса обучения» (2005), и это тот уровень, на который может подняться самооценка детей; от способности завершить свою работу до способности улучшить свою работу, а также подробно описать, как и почему они могли это сделать.
Оценка сверстников
Наряду с самооценкой дети могут участвовать в оценке сверстников; процесс с участием партнеров или групп, в котором дети могут анализировать работу другого ребенка, определяя области развития и области, которые они считают сильными, чтобы помочь в обучении другого ребенка. Пол Блэк утверждает, что оценка сверстников является «важным дополнением и даже может быть предварительным требованием для самооценки» (2003). Ссылаясь на исследование, проведенное в школе, Блэк отмечает, что оценка сверстников полезна не только для ученика. чья работа оценивается, но также и для студентов, которые оценивают себя, поскольку они «гордятся четкой и хорошо представленной работой, которую может попросить один из их сверстников оценить» (2003). Это было то, что я сам заметил, используя коллегиальная оценка в моем классе. Когда учеников попросили дать положительный комментарий и комментарий об улучшении работы другого ребенка, дети класса размышляли и действовали в соответствии с полученной обратной связью, при этом большинство реагировало на совет, полученный от другого ученика. Идея взаимной оценки изначально была предложена как возможность для более успевающих учеников оказать помощь ученикам с более низкими достижениями, однако она оказалась эффективной для большинства учеников в классе, и эту идею можно найти в любом будущем планировании, которое я предпринимаю.
Идея, которую я использовал в своем классе, представляет собой упрощенную версию «Лестницы обратной связи» Дэвида Перкинса (2003). Отличная и доступная стратегия взаимной оценки, «Лестница обратной связи», которая может связать оценку коллег с блогом Дженни об эффективной обратной связи — включает в себя четырехэтапный процесс, в котором дети определяют области, в которых нужно задавать вопросы, ценить, беспокоить и предлагать. Однако одним из первых шагов к взаимной оценке является прекращение работы класса и приглашение их участвовать в этом процессе взаимной оценки. Альтернативной идеей может быть использование процесса взаимной оценки в начале урока; т. е. если дети продолжали работу предыдущего дня, то оценка сверстников может быть отличным стартовым занятием.
Идея обеспечить, чтобы дети серьезно относились к оценке сверстников, — это идея классного соглашения (или рубрики, как это называется в видео). Установление правил и ожиданий при проведении оценки сверстниками гарантирует, что дети серьезно относятся к задаче, чтобы обеспечить богатые и подробные комментарии, которые в сочетании с их собственным восприятием и любой другой доступной информацией могут сформировать суждение, которое повлияет на будущее обучение. ‘ больше, чем могла бы нормальная оценка (Боуд, 1995.) Дилан Вильям предлагает метод, с помощью которого учащиеся могут полностью вовлечься в идеи, которые предлагает Боуд окружающим детям, используя богатые и подробные комментарии; идея «Две звезды и желание».Уильям подробно описывает, как дети могут оставить отзыв о работе другого ребенка через «Две звезды» — две вещи, которые они считают хорошими в работе, — и «Желание» — предложение по улучшению (2011) Написав комментарии на стикерах, а не на работе ребенка, предложения можно было бы проигнорировать, если бы ребенок не относился к заданию серьезно. Кроме того, приведенная ниже ссылка, взятая из Twinkl, показывает, что различные стили шаблонов «Две звезды и желание» доступны бесплатно для всех учителей и могут использоваться в различных возрастных группах, начиная с первых лет и заканчивая 6 классом.
http://www.twinkl.co.uk/resources/early-years-two-stars-and-a-wish/
Второй из двух видеороликов, взятых из Jobs For Future’s ‘ Проект «Студенты в Центре» (2013 г. ) подробно описывает, насколько успешным может быть взаимное оценивание, если вклад снова будет получен от учителей и учащихся, которые эффективно использовали эту практику. Одно из предложений ребенка в видео показывает, что оценивание сверстников является двусторонним процессом и что, хотя оно может принести пользу ей благодаря комментариям и отзывам, которые она получает, оно также может принести пользу оценщику, поскольку он получает возможность прочитать ее работу, которая может заставить их задуматься о себе. В то время как в видео подчеркиваются преимущества взаимной оценки, в нем подчеркивается необходимость постоянного наблюдения и активного подхода к прохождению по классу, чтобы все дети правильно применяли подход «Лестница обратной связи»; подход, затронутый ранее.
Теоретики, такие как Ширли Кларк, Дэвид Боуд, Дилан Уильям и многие другие, являются легкодоступными теоретиками, которые поделились своими мыслями о практике самооценки и оценки коллегами, а также о других аспектах оценки, которые можно найти на других страницах блога на этот сайт. Хотя они предлагают успешные примеры методов самооценки и оценки сверстников, которые использовались различными учителями, классами и школами, важно помнить, что не все дети одинаковы, и многие по-разному реагируют на каждое задание. Поэтому мы, как профессионалы, должны найти, что работает и как лучше всего реализовать эти стратегии соответственно. Проект Jobs for the Future «Студенты в центре» — отличный пример изменения тенденции, когда обучение становится больше ориентированным на независимость учащихся — изменение, доказавшее свою эффективность в классе.
Список ссылок
BBC. (2014). Ученики начинают «жесткую» новую национальную учебную программу. Доступно: http://www.bbc.co.uk/news/education-28987787. Последний доступ 25 ноября 2015 г.
Черный, П (2003). Оценка для обучения. Беркшир: Издательство Открытого университета.
Боуд, Д. (1995). Улучшение обучения посредством самооценки. Лондон: Коган Пейдж Лимитед.