Лев семенович выготский биография: Выготский Лев Семенович

Выготский Л.С. — 120 лет

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ

выдающийся ученый, психолог, профессор, заведующий кафедрой трудного детства МГПИ (МПГУ)

17 ноября 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения Льва Семёновича Выготского – выдающегося российского психолога, в последние десять лет своей жизни, с 1924 до 1934 года, работавшего в нашем университете. В тот период МПГУ назывался Вторым МГУ и затем МГПИ имени А.С. Бубнова.

Свою первую научную работу — трактат «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» (1916) Выготский написал под руководством литературного критика и психолога Ю. И. Айхенвальда (работавшего и в нашем Университете). Спустя более 50 лет известный шекспировед Александр Абрамович Аникст писал: «Последние 60 лет своей жизни я занимаюсь Шекспиром…. Когда впервые взял в руки работу Выготского о Гамлете, то понял, что написавший ее 19-летний юноша — гений». Театр оставался одним из основных интересов Л. С. Выготского до начала 1920-ых гг. , когда темой его исследований стала психология. В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде он сделал три доклада.

В начале 1920-ых гг. роль одного из столпов советской психологии играл профессор Константин Николаевич Корнилов, начавший свой трудовой путь учителем на Алтае, в 1923 г., сменивший Георгия Ивановича Челпанова на посту директора Московского государственного института экспериментальной психологии, и строивший «марксистскую психологию». В 1924 г. по предложению А. Р. Лурии Корнилов пригласил Выготского на работу в Институт.

Педагогический факультет (первый в стране) был создан во Втором МГУ в 1921 году, его первым деканом стал К. Н. Корнилов. В 1924 году Лев Выготский был принят на должность доцента Второго МГУ. В 1927 году он стал старшим научным сотрудником 1-го разряда Исследовательского института педологии при Втором МГУ. Его научные взгляды этого периода расходились со взглядами Корнилова, тем не менее он писал: “Работы Корнилова кладут начало этой методологии, и всякий, кто хочет развивать идеи психологии и марксизма, вынужден будет повторять его и продолжать его путь. Как путь эта идея не имеет себе равной по силе в европейской методологии”. В 1928 году Выготский стал консультантом Бюро заочного обучения Второго МГУ. С 1931 по 1934 год в должности профессора он заведовал кафедрой трудного детства Московского государственного педагогического института имени А.С. Бубнова.

Лев Выготский прожил всего 37 лет (и последнее десятилетие своей жизни болел туберкулезом), но благодаря колоссальной работоспособности успел сделать многое. В 30-летнем возрасте, вместе со своими коллегами А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурией во многом заложил основу развития отечественной психологии на последующие десятилетия, несмотря на то, что в 1936 году труды Выготского оказались под запретом в Советском Союзе.

Л. С. Выготский вошел в историю именно как психолог. Средоточием его научных исканий стала триада «сознание – культура – поведение». В его трудах была сформулирована фундаментальная культурно-историческая теория в психологии и поставлен вопрос об отношении мышления и речи человека. «Мировая наука до сих пор не поспевает за гением», – писал Вячеслав Всеволодович Иванов, чьи работы по семиотике опирались на психолингвистику Выготского.

В последнее время интерес мирового психолого-педагогического сообщества к гению Льва Выготского постоянно растет, его имя объединяет ученых многих стран. Во всем спектре когнитивных наук – от образовательных исследований до медицины – всплеск интереса к его трудам сегодня является беспрецедентным. Особое значение его научное наследие приобрело в Китае – создано Всекитайское общество Л.С. Выготского и Научный центр Л.С. Выготского при Чжэцзянском университете. «Мы в долгу перед русской школой и особенно перед работами, основанными на традиции Выготского», – заявил профессор Лондонского университета Бэзил Бернстайн (Basil Bernstein).

Почти вековой период современной мировой педагогики и психологии основывается на идеях Льва Выготского и его научной школы, представители которой работают и в Московском педагогическом государственном университете.

В нашей работе по модернизации педагогического образования, которую мы сегодня ведем совместно с другими университетами России, нам удается  на деле руководствоваться построениями Л. С. Выготского, о его идеях мы говорим на первых же занятиях с первокурсниками и они помогают им на протяжении всего обучения в Университете, на практике в последующей работе в школе. Развертываемые сейчас в Университете когнитивные исследования также в значительной степени продолжают и развивают традицию мировой школы Выготского.

В 2016 году к юбилею нашего профессора Музей МПГУ и Архив МПГУ представляют уникальный документ – Трудовой список Льва Семёновича Выготского в авторском рукописном варианте, благодаря которому впервые можно досконально проанализировать его научно-педагогическую деятельность с 1919 по 1932 год. Все данные подкреплены ссылками на документы. Некоторые содержащиеся здесь сведения не указаны в общеизвестных биографиях ученого и публикуются впервые.

Трудовой список (трудовая книжка) профессора Второго МГУ – МГПИ им. А.С. Бубнова (МПГУ) Льва Семёновича Выготского. 1931 г.

Подпись лица, давшего сведения “Л. Выготский”

Расшифровка трудового списка (трудовой книжки) Л.С. Выготского

Подробно жизнь и научную работу Л.С. Выготского описал в своей статье «Гений психологии. Лев Семёнович Выготский» Исаак Юдовин.

Научное наследие и научную школу Л.С. Выготского рассмотрела в статье «Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии» чл.-корр. РАО, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.Н. Ждан.

Факультет педагогики и психологии МПГУ организовал открытую лекцию, посвященную Л.С. Выготскому, его идеям, которые внесли фундаментальный вклад в понимание природы развития личности.

В 2012 году Музей МПГУ издал в цифровом виде биографическую энциклопедию выдающихся ученых МПГУ за 140 лет: 1872-2012 гг., в которой представлена подробная биография Л.С. Выготского.

Лев Выготский: биография известного российского психолога

Лев Выготский: биография известного российского психолога — yes, therapy helps!

биографии

June 25, 2023

Лев Выготский является ключевым автором в психологии развития и образования Хотя он также внес важный вклад в области нейропсихологии и основал историко-культурный психологический подход. Его теория и его работа оформлены в контексте революции пролетариата, которая произошла в России и в которой он непосредственно участвовал.

В этой статье мы обсудим биографию и основные идеи и вклады Выготского в психологию и другие социальные науки. Мы сфокусируем его связь с развитием эволюционной и педагогической психологии, хотя мы также упомянем ее влияние в других дисциплинах.


  • Рекомендуемая статья: «Социокультурная теория Льва Выготского»

Биография Льва Выготского

Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в Орше, Беларусь, хотя он вырос в городе Гомеле. В то время страна была частью Российской империи, которой все еще управлял царь, хотя революционное движение, которое уступило бы становлению Советского Союза, скоро процветало бы. В молодости Выготский хотел стать литературным критиком.

В 1913 году он начал изучать право в Московском университете. ; образовательный ранг, к которому он мог получить доступ, был ограничен, потому что он происходил из еврейской семьи. Он закончил 4 года спустя и вернулся в свой родной город; там он начал преподавать психологию и логику. В 1917 году произошла Октябрьская революция, и Выготский занялся политической деятельностью.

Некоторое время спустя, в 1924 году, Выготский прославился после того, как поразил сообщество русской экспериментальной психологии дискурсом по нейропсихологии. С тех пор он работал научным сотрудником и профессором в Институте экспериментальной психологии в Москве.

В этот период своей жизни Выготский был плодовитым автором, а также важным преподавателем в области психологии , Однако в 1926 году он потерял работу из-за туберкулеза; Он умер от этой болезни в 1934 году, когда ему было всего 37 лет, оставив после себя обширное теоретическое наследие, которое собрал Александр Лурия и другие.

Среди наиболее выдающихся работ этого автора — «Психология образования», «Разум в обществе», «Историческое значение кризиса психологии», «Развитие высших психологических процессов», «Психология искусства» и «Мысль и речь», его самая влиятельная книга, вышедшая после его смерти.


Основные идеи его теории

Профессиональная жизнь Выготского была в основном ориентирована на развитие в детстве в психологии развития и в философии образования. Однако его идеи также были актуальны для таких областей, как философия и методология науки, изучение высших психических функций или взаимодействие между людьми.

По словам Выготского, люди развивают наш репертуар поведения в детстве из взаимодействия с окружающими людьми. В этом смысле вес культуры очень важен, что объясняет усвоение ряда поведений, привычек, знаний, норм или специфических установок, которые мы наблюдаем в окружающих нас людях.

Так, например, он определил мысль как внутренний язык и подтвердил, что она приобретается в результате воздействия речи других людей. Этот внутренний язык будет выполнять функцию регулирования своего поведения, особенно в детстве и на ранних этапах развития это проявится во внешней речи ребенка по отношению к себе.

Выготский также придавал большое значение социализирующим функциям игры. Этот автор утверждал, что дети усваивают культурные нормы, социальные роли или навыки межличностного общения посредством игры. Кроме того, использование символов и воображения очень актуально в приобретении абстрактного мышления.

Основные отличия идей Выготского от подходов Жана Пиаже, другого фундаментального теоретика того времени, заключаются в отсутствии этапов развития, акценте на языке и роли взрослых в обучении или акценте на индивидуальность, в межличностном взаимодействии и в роли социокультурного контекста.

Вклад в психологию

Выготский считается одним из самых влиятельных авторов во многих областях современной психологии, хотя в течение своего времени он не получил такого признания, как Пиаже, Скиннер или Павлов во всем мире, до десятилетий после его смерти.Это было связано как с его связью с Коммунистической партией Советского Союза, так и с его преждевременной смертью.

Одним из аспектов теории Выготского, который вызвал особый интерес, является концепция зоны ближайшего развития, ключевой в обучении. Этот термин относится к дистанции между поведением, которое ребенок может выполнять самостоятельно, и тем, что он способен делать с помощью других людей, обладающих большим мастерством в определенном аспекте.

Выготский назвал «строительные леса» процессом, с помощью которого взрослый помогает ребенку выполнить определенную задачу , По мере того, как ребенок приобретает больше знаний или навыков, педагоги должны пропорционально увеличивать сложность упражнений, чтобы они продолжали использовать зону ближайшего развития.

Появление историко-культурного психологического подхода, целью которого было определение отношений между культурой, разумом и мозгом в конкретном пространственном и временном контексте, также объясняется влиянием Выготского, а также влияния Александра Лурии. и другие близкие сотрудники.


Гита Львовна Выгодская «Воспоминания о моём отце» (1994 год) (June 2023).


Лев Выготский Биография | RallyPoint

11 июня 1934 года скончался русский психолог Лев Выготский (1896 г. р.). Из статьи:

«Лев Выготский (1896-1934)
Лев Выготский был психологом развития начала 20-го века, который разработал социокультурную теорию развития ребенка, предназначенную для учета влияния культуры на рост и развитие ребенка.

Профессионал Жизнь
Лев Выготский родился в семье любителей искусства и литературы на территории современной Беларуси 17 ноября 189 года.6, вырос в Гомеле. Выготский начал учиться в Московском университете в 1913 году, хотя возможности его курсов были сильно ограничены, поскольку он был евреем. Выготский выбрал юридический факультет и окончил его в 1917 году.

Вернувшись в Гомель, Выготский преподавал логику и психологию в местном колледже. В 1924 году он ошеломил своим выступлением Второй Всесоюзный съезд по психоневрологии, а впоследствии был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. В институте Выгостский девять лет работал преподавателем и научным сотрудником. Выготский был психологом-новатором, добившимся значительных успехов в области детского развития. Короткая карьера Выготского была сосредоточена на развитии детей, психологии развития и педагогической философии.

Вклад в психологию
Выготский предположил, что дети формируют свое поведение и привычки в зависимости от своей культуры и межличностного опыта; он назвал это явление культурной медитацией. Он утверждал, что высшее мышление развилось в результате социокультурных взаимодействий, и называл общее знание культуры интернализацией. Например, ребенок, который знает, что пользование туалетом — это личное занятие, усвоил культурную норму.

Зона ближайшего развития Выготского (ЗБР) остается популярной теорией в области психологии развития для иллюстрации процесса обучения ребенка. Зона относится к промежутку времени, который требуется ребенку, чтобы перейти от ранних стадий обучения новой задаче к моменту, когда ребенок может выполнить новую задачу самостоятельно. Выготский утверждал, что дети научились решать более сложные задачи с помощью кого-то более знающего. Выготский называл эту форму социальной поддержки строительными лесами: процесс помощи ребенку сделать что-то, фактически не делая это за него. Практика строительных лесов должна постоянно корректироваться, чтобы соответствовать новым возможностям ребенка. Например, зона ближайшего развития четырехлетнего ребенка в отношении изучения алфавита может включать в себя самостоятельное знание алфавитной песни, но указание на буквы и их определение — это то, для чего ему или ей могут потребоваться леса. По мере того, как ребенок учится распознавать буквы, его или ее родители или учителя могут подтолкнуть ребенка к чтению или письму. Многие современные книги по воспитанию детей советуют возводить детей в строительные леса.

Выготский проводил связь между языком и мыслительными процессами и считал, что внутренняя речь развивается в результате воздействия внешнего языка. Однако он предупреждал, что внутренняя речь имеет совершенно иное содержание и характер, чем внешняя речь. Внутренняя речь служит для ребенка средством контроля и управления своими действиями, тогда как внешняя речь играет значительную роль в социально-эмоциональном развитии.

Выготский также провел обширное исследование игры. Он обнаружил, что игра играет ключевую роль в обучении и что дети часто усваивают концепции, основанные на воображаемой игре. Игра может иметь символическое значение, например, когда ребенок говорит взрослому, что палка на самом деле является змеей. Он утверждал, что культурные нормы, правила поведения и социальные навыки часто усваиваются через игру. Следовательно, игра является важной деятельностью, которая позволяет детям научиться модулировать и контролировать свое собственное поведение.

Выбранные работы Лев Виготского
Педагогическая психология (1926)
Исторический смысл кризиса в психологии (1927)
Мышление и речь (1934)
Инструмент и символ в развитии детей (1934)
Mind in The Coment (1978)
Мысли. and Language (1986)
Ссылки:

Bryant, P. (1996). Лев Выготский: ученый-революционер. British Journal of Psychology, 87, 350. Получено с http://search.proquest.com/docview/199581362?accountid=1229
Harwood, R. , Miller, S.A., & Vasta, R. (2008). Детская психология: Развитие в меняющемся обществе. Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
Лев Выготский. (2013). Энциклопедия мировой биографии, Vol. 33. Получено с http://www.gale.cengage.com/InContext/bio.htm
Последнее обновление: 13.07.2015″

Лев Выготский Биография — eNotes.com

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 5 мая 2015 г., редакция eNotes. Количество слов: 899

Лев Семенович Выготский (vi-GOT-skee) был пионером в области психологии, которая с опозданием повлияла на изучение искусства, литературы, лингвистики и образования, а также на психологию. То немногое, что известно о его жизни, исходит из рассказов его коллег. Он родился в 1896 году в Белой России, в семье провинциального банкира. Он получил образование у частных репетиторов, а затем в еврейской гимназии , где у него появился интерес к еврейской истории и культуре. Он посещал медицинский институт в Москве из уважения к практическим интересам своих родителей, но позже переключился на изучение права, чтобы быть ближе к гуманистическим предметам. Во время учебы в Московском университете Выготский также посещал Народный университет Шанявского, неофициальное учреждение, созданное в ответ на репрессии правительства в отношении государственных университетов. После окончания Московского университета Выготский вернулся в провинцию, чтобы преподавать литературу и психологию. Он привлек внимание профессиональных психологов на съезде в 1924, на котором он представил блестяще оригинальную статью. Его жена Роза сопровождала его в Москву в 1924 году, когда он присоединился к сотрудникам Института психологии.

В течение десяти лет после своего назначения в Психологический институт Выготский был необычайно продуктивным. Он основал новый институт для изучения детей с физическими недостатками и неспособностью к обучению. Поддерживая плотный график работы исследователя и лектора, он написал большое количество статей и исследований длиной в книгу. На момент своей смерти от туберкулёза в 1934, большая часть этой работы еще не была опубликована. В результате капризов сталинизма подход Выготского к психологии потерял популярность, и только в 1950-х годах его работы снова стали появляться в Советском Союзе. Между 1950-ми и 1980-ми годами многие его работы были опубликованы впервые, наряду с переизданиями ранее опубликованных материалов.

Выготский выступал против работ таких современников, как Иван Павлов, которые, как он считал, придавали слишком большое значение реакциям как первичному компоненту человеческого поведения. В начале 1920-х гг. Выготский разработал свою концепцию «опосредования», отличающую человека от других животных способностью связывать стимулы и реакции с помощью разного рода связей, например языковых.

Эти средства опосредования затем сами становятся стимулами более сложных реакций, или «внутреннего языка», как назвал это Выготский. Выготский также полагал, что язык и мышление развивались независимо друг от друга как у индивидуума, так и в истории человеческого рода. Это предположение привело его к постулату, что интеллект есть функция способности связывать знаки с понятиями. На основе этого предположения он разработал блоки Выготского, тест на шизофрению, который был единственной из концепций Выготского, широко известной до XIX века.60-х годов, когда его произведения впервые были переведены на английский язык.

Первая книга Выготского « Психология искусства », не издававшаяся даже на русском языке до 1965 года, была переработкой его докторской диссертации в Московском институте психологии. Эта работа, свидетельствующая о широком интересе к литературе и философии, демонстрирует два важных качества мысли Выготского: во-первых, его представление о том, что человеческая психология представляет собой очень сложное явление; и во-вторых, что психология является средством изучения культуры, а не самоцелью.

В других работах 1920-х гг. Выготский обратился к тогдашним разделам и школам психологии и наметил свой метод, совместимый с марксизмом, но не подчиненный ему жестко.

В начале 1930-х годов Выготский собрал семь эссе и соединил их вместе, чтобы составить свой самый важный и влиятельный труд « Мысль и язык ». В этой книге Выготский снова рассматривает различные подходы к предмету, сосредоточив внимание прежде всего на подходе своего современника Жана Пиаже. Он утверждает, что речь и мышление имеют разные корни и что они соединяются только на данной стадии развития личности, после чего оказывают взаимное влияние на будущее развитие. Он показал, что ребенок проявляет и речь без смысла, и интеллектуальную деятельность без слов. Именно соединение и последующее взаимодействие систем языка и мышления знаменует собой взросление ребенка. Его естественный интерес к процессу обучения привел Выготского к изучению детей в образовательных учреждениях. Там он заметил, что можно выделить две формы концептуального обучения: одну формальную и систематическую, другую спонтанную и слабо организованную.

Это разделение привело, в свою очередь, к его теории «внутренней речи», согласно которой социальная функция общения в языке интериоризируется как совокупность психологических отношений.

Выготский и его немного более молодой коллега Александр Лурия предприняли новаторские исследования в области кросс-культурной психологии, сравнив процессы мышления необразованных сельских жителей с процессами мышления людей с разным уровнем формального образования. Лурия, сделавший долгую карьеру и получивший всемирное признание как нейропсихолог, всегда признавал влияние Выготского и сыграл свою роль в возрождении его работы. Исследования Выготского также привели его в область психопатологии; одна из его статей о психических заболеваниях «Мысли при шизофрении» была опубликована на английском языке в 1919 г.34.

Выготский оставил след не только в советской психологии — своим сопротивлением грубо-догматической марксистской идеологии и настаиванием на плюралистической методологии, своим влиянием на работу своих учеников, — но и в области искусства, литературы и языкознания. Запоздалый перевод его работ на английский язык привел к все большему признанию огромного вклада Выготского в мировоззрение двадцатого века.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Лев Выготский — Биография» Великие авторы мировой литературы, критическое издание

Эд. Фрэнк Нортен Мэджилл. eNotes.com, Inc. 1997 eNotes.com 25 июня 2023 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts