Личность это в психологии определение разных авторов: Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов

Проблемы, связанные с изучением личности. Общие представление о личности в психологии

  • Главная
  • ->
  • Психология личности
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Слово личность в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик.

Подобный подход порождает комментарии вроде «Майк — личность что надо» и «Сюзанна — неприятная личность». Именно такое представление о личности находит выражение в обещании, даваемом различными курсами по созданию имиджа «сделать вас личностью». Данная концепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она оставляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он — «общительная личность» или «робкая личность», имея в виду, что робость или дружелюбие являются его наиболее характерными чертами. В подобных примерах мы наблюдаем отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними, то есть можно сказать, мы видим, в какой степени его наиболее выпуклые, яркие особенности окрашивают большинство его поступков в ситуациях общения.

К сожалению, при таком, в общем, популярном использовании термина упускается из виду возможность того, что человек может быть или раскованным, или робким в зависимости от конкретной обстановки. К тому же термин «личность» в понимании большинства персонологов не предполагает оценки характера человека или его социальных навыков. Когда мы отзываемся об Эмме как о «необыкновенной личности», мы, вероятно, имеем в виду ее доброжелательность, искренность или готовность помочь другим. Однако психологи, изучающие личность, не употребляют характеристик в оценочном значении (то есть не делят личности на хорошие и плохие).

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального соглашения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

— В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

— В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность — абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

— В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

— В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином «личность», необходимо проанализировать теорию в ее существенных деталях. Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов.

Психология личности – это часть психологии, которая занимается изучением человеческой индивидуальности, она же персонологией. Термин предложил Генри Мюррей в 1938 году. Психология личности интегрирует принципиальные положения других областей психологии, стремясь к тому, чтобы понять человека как единое целое. Личность является конечным и наиболее сложным объектом психологии.

Психология личности – это совокупность психологических концепций личности, один из разделов психологической теории и практики, который занимается личностными особенностями человеческой психики.

Что же такое личность? Это слово появилось лет 300 назад. Дж.Брунер считает, что признаком этого служит употребление (в английском языке) приставки «само» (само-уважение, самооценка), что датируется XVII в. и связывается с возникновением индивидуалистического учения пуританства. Между тем испанский философ Бальтазар Грасиан (1601-1658) в том же XVII веке употребляет понятие личность вполне в современном смысле.

Личность — совокупность духовных свойств, присущих человеку и составляющих его индивидуальность. Ришар Мейли пишет: «Под термином «личность» мы понимаем ту совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. В широком смысле термин «личность» включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности.

Личностью называют человека, имеющего свое я, способного к самоопределению посредством своей воли и к осуществлению своей воли в действии.

Личность образуется в результате взаимодействия между организмом и социальной средой.

Таким образом, личность – это интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание (чувство Я), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий.

Личность – это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом.

Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.

В психологии личности полезно помнить принцип С.Л. Рубинштейна, согласно которому «…всякая психология, которая понимает, что она делает, изучает психику и только психику». Тем не менее, до сих пор личность психологически характеризуется слабо, оставаясь чрезмерно социологизированной.

Понятие “личность” пришло в психологию, по крайней мере, из четырех источников.

Первый — христианство.

Второй — философия.

Третий источник — психиатрические феномены «раздвоения личности», или «множественной личности».

Четвертый источник — потребности самой психологии в преодолении чувства тупика. Психологи, которые в стремлении к объективности, сосредоточивалась на познании механизмов, процессов психики, чувствовали, что теряют самое существенное в человеке.

Понятие личности является случаем проявления целостного принципа, согласно которому психические функции не могут «существовать изолированно от общего целого, от той организации, раскрытие законов которой имеет решающее значение». В этом смысле личность представляет собой высшую форму психической целостности.

Базовыми проблемами психологии личности являются:

1. Проблема структуры личности. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории «тип личности».

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

• Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию.

• Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования.

• Проблема актуализации мотивов вызвана тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение и провоцировать индивида на совершение однотипных.

• Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

3. Проблема развития личности связана, в первую очередь с принципом детерминизма и развития. Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли.

4.Проблема психического здоровья и психопатологии касается, критериев здоровой личности.

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143

Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.

подробнееСкачать PDF

352

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131

Шойгу Ю. С.

подробнееСкачать PDF

295

Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115

Лобанова Т. Н.

подробнееСкачать PDF

178

Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101

Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.

подробнееСкачать PDF

496

Хронический стресс и временная саморегуляция у ме- неджеров по продажам

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.80–90

Широкая М.Ю. Горбатых М.В.

подробнееСкачать PDF

296

Адаптивность как предиктор изменений функциональных состояний участников морской научной экспедиции в Арктику

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.65–79

Симонова Н.Н. Тункина М.А. Корнеева Я.А. Трофимова А.А.

подробнееСкачать PDF

89

Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.53–64

Блинникова И. В. Матюшин В.В. Гущин М.В. Ланге М.Д.

подробнееСкачать PDF

116

Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.42–52

Абдуллаева М. М.

подробнееСкачать PDF

86

Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.29–41

Белякова Е.Г. Быков С.А.

подробнееСкачать PDF

95

Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.19–28

Карабанова О.А. Молчанов С. В.

подробнееСкачать PDF

106

Профессиональная идентичность в динамике технологического развития информационного общества

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.9–18

Емелин В.А.

подробнееСкачать PDF

117

Современные тенденции в развитии психологических исследований труда и трудящегося в динамичной профессиональной и организационной среде

Национальный психологический журнал . № . c.3–8

Барабанщикова В.В. Кузнецова А.С.

подробнееСкачать PDF

97

Как слово наше отзовется

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130

Цукерман Г.А.

подробнееСкачать PDF

773

Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125

Утробина В.Г.

подробнееСкачать PDF

799

Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118

Лидская Э.В. Панов В.И.

подробнееСкачать PDF

764

типов личности объяснены: обзор 4 моделей

  • Описание

    Пример различных типов личности

  • Источник

    MammamaArt / E+ / Getty Images

  • Разрешение

    .

    Какие бывают типы личности? Существует множество моделей типов личности, которые пытаются объяснить, почему мы такие, какие мы есть. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о четырех основных типах личности и о том, как они соотносятся с типами личности из популярных моделей, включая Майерс-Бриггс, 16 Личностей и Большую пятерку.

    Личности типа A, B, C и D

    В 1976 году кардиологи Мейер Фридман и Рэй Розенман обнаружили, что их пациенты быстрее изнашивают сиденья и подлокотники кресел приемной, чем пациенты в других отделениях. Это привело к открытию двух основных типов личности: личности типа А, у которой чаще возникают проблемы с сердцем из-за стресса, и личности типа В, которая более непринужденна и реже имеет проблемы с сердцем.

    За прошедшие годы эта модель была расширена и теперь включает личность типа С (перфекционист, ориентированный на детали) и личность типа D (эмоциональный, стремящийся к безопасности). Взгляните на черты личности каждого типа личности, чтобы увидеть, какой из них подходит вам лучше всего.

    Реклама

    Личность типа А

    Личность типа А известна как Директор , Преуспевающий или Предприимчивый . Этот человек является прирожденным лидером и хочет как можно больше контролировать ситуацию. Личности типа А могут варьироваться от целеустремленных людей до одержимых трудоголиков, в зависимости от того, как они используют свои таланты.

    Общие черты личности типа А включают:

    • амбициозность
    • конкурентоспособность
    • мотивированный
    • прирожденный лидер
    • страстный
    • упрямый

    Личности типа А мотивированы вызовами, успехом, победами и деньгами. Личности типа А наиболее удовлетворены, когда у них есть руководство над проектом и они могут видеть, как их видение воплощается в жизнь. Тем не менее, люди типа А чаще всего подвержены перенапряжению и часто выбирают профессии, которые вызывают сильный стресс.

    Реклама

    Тип B Личность

    Личности типа Б противоположны личностям типа А. Эта личность известна как Социализатор или Миротворец и известна своим общительным отношением и крепкими отношениями. Им приятно находиться рядом в позитивных ситуациях, но они могут оказаться на грани нужды из-за своего желания быть любимыми и чтобы другие их одобряли.

    Личности типа Б обычно обладают следующими чертами:

    • принятие
    • случайность
    • харизматичный
    • спокойный
    • расслабленный
    • общительный

    Личности типа Б мотивированы комплиментами и признанием. Они рады позволить личностям типа А быть лидерами и добиваться своего, но их необходимо признавать и уважать эмоционально. «Спасибо» имеет большое значение для личности типа B. Личности типа Б терпят и приветствуют изменения больше, чем любой другой тип личности.

    Реклама

    Тип C Личность

    Личности типа С похожи на личности типа А в их сосредоточенности на деталях, точности и контроле. Однако личность типа С известна как Мыслитель , Аналитик или Ученый , и она гораздо более интровертирована, чем типичная личность Типа А. Личности типа С используют логику и рациональность, чтобы понять мир. Они также могут быть легко подавлены и предпочитают сосредотачиваться на том, что они могут контролировать.

    Некоторые распространенные черты личности типа C включают:

    • критический мыслитель
    • надежный
    • детализированный
    • сфокусированный
    • цель
    • логический

    Личности типа С предпочитают вообще не работать над командными проектами; они предпочитают делать свою работу независимо. Их мотивируют интригующие задачи и точное выполнение своей работы, и они не обязательно нуждаются в похвале за хорошую работу. Они принимают решения на основе объективных фактов и собирают множество доказательств, поэтому, если вы сомневаетесь в личности типа С, они готовы доказать, что вы ошибаетесь!

    Реклама

    Личность типа D

    Как и личности типа B, личности типа D находятся в контакте со своими эмоциями. Тем не менее, букву «D» в типе D часто называют «расстроенным», поскольку личности типа D могут испытывать трудности с оптимизмом. Личность типа D, известная как Сторонник или Философ , чувствительна и загадочна. Они испытывают радость и счастье сильнее, чем другие, но также могут легче впадать в тревогу и депрессию.

    Личности типа D могут иметь следующие черты личности:

    • сострадательный
    • экзистенциальный
    • проницательный
    • наблюдательный
    • чувствительный
    • стабильный тип
    • благосклонный к своему миру
    • 1

        1
          1 В отличие от личности типа B, люди с личностью типа D не любят перемен. Они скорее будут работать на одной и той же работе на протяжении всей своей карьеры и избегать проблем, чем начнут новую, неизвестную профессию. Личности типа D боятся быть отвергнутыми и могут легко переосмыслить ситуации. Тем не менее, люди типа D могут оказывать поддержку и искренние друзья своим близким.

          Реклама

          Другие модели типов личности

          Вы можете обнаружить, что относитесь к типам личности A, B, C или D. Или вы можете относиться к некоторым частям одного типа и другим частям другого типа. Существует несколько моделей типов личности, которые пытаются сформировать более детальное описание личности. Ознакомьтесь с кратким обзором этих популярных моделей типов личности.

          Индикатор типа Майерс-Бриггс

          В 1920-х годах Кэтрин Кук Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс Майерс разработали Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) на основе работы швейцарского психолога Карла Юнга, посвященной интроверсии, экстраверсии и другим чертам личности. Эта методология далее описывает тенденции Юнга и позволяет людям идентифицировать себя с 16 различными типами личности на основе следующих черт:

          • Управление энергией — Интроверсия ( I ) или экстраверсия ( E )
          • Информация о восприятии — Интуиция ( N ) или Sensing ( S ) 9 0008 9003 ) или Sensing ( S ) 9 0008 9003 . T ) или чувство ( F )
          • предпочтительная структура — суждение ( J ) или восприятие ( P )

          Используя эти черты характера, пользователи придумывают более точные четырехбуквенные типы личности описать их личности. Например, INTJ (интровертный, интуитивный, думающий, оценивающий человек) гораздо больше похож на тип C, чем на ESFP (экстравертный, чувствующий, чувствующий, воспринимающий), который больше похож на тип D.

          16Personalities

          Модель 16Personality берет типы личности из индикатора Майерс-Бриггс и описывает их более подробно. Он группирует эти личности в четыре группы:

          • Аналитики — Архитектор (INTJ), Логик (INTP), Командир (ENTJ), Спорщик (ENTP)
          • Дипломаты — Адвокат (INFJ ), Посредник (INFP), Главный герой (ENFJ), Активист (ENFP)
          • Стражи — Логист (ISTJ), Защитник (ISFJ), Исполнитель (ESTJ), Консул (ESFJ)
          • Исследователи — Виртуоз (ISTP), Авантюрист (ISFP), Предприниматель (ESTP), The Entertainer (ESFP)

          В зависимости от сочетания ваших личностных качеств эти 16 типов личности могут описать вас точнее, чем более общие модели личности. Вы также можете сопоставить эти группы с моделями A, B, C и D, при этом Дипломаты относятся к типу A, Аналитики относятся к типу B, Стражи относятся к типу C, а Исследователи чаще всего относятся к типу D.

          Большая пятерка

          Большая пятерка, также известная как пятифакторная модель, является широко распространенной моделью личности. Он использует пять основных личностных черт как отдельные спектры, чтобы люди могли оценивать свою личность. Большая пятерка личностных качеств, обозначающих слово CANOE, попадает в следующие диапазоны:

          • Добросовестность (от спонтанного к добросовестному)
          • Доброжелательность (враждебное к приятному) 5 5 50008
          • Нейротизм (от стабильного до невротического)
          • Открытость (от закрытого до открытого)
          • Экстраверсия (от интровертного до экстравертного)

          Оценка каждого типа личности определяется по спектру индивидуальности. Например, тот, кто ближе к Приятному и Открытому, может столкнуться с человеком, который идентифицирует себя как Враждебный и Закрытый. Как и все модели типов личности, Большая пятерка требует размышлений и самоанализа для получения точных результатов.

          Знакомство с собой

          Как вы думаете, относитесь ли вы к какой-либо из этих категорий? Вы только один тип? Вполне возможно, что вы попадаете где-то в спектр каждой из четырех дихотомий черт характера. Если вам интересно использовать психологию, чтобы лучше узнать себя, ознакомьтесь с этими примерами когнитивной психологии в повседневной жизни. Вы также можете проверить эти примеры черт личности, которые могут описать вас лучше, чем вы думаете.

          Организационное поведение — Личность — Определение | по Geektonight.com

          Личность означает, как человек влияет на других и как он понимает и видит себя, а также модель внутренних и внешних измеримых черт и взаимодействие человека с ситуацией (Фред Лутанс). Согласно Стивену П. Роббинсу, личность — это совокупность способов, которыми человек реагирует и взаимодействует с другими. Его можно определить как те внутренние психологические характеристики, которые определяют и отражают то, как человек реагирует на свое окружение.

          Личность можно определить как те внутренние психологические характеристики, которые определяют и отражают то, как человек реагирует на окружающую среду.

          Слово «личность» происходит от греческого слова «персона» , что означает «говорить через». Личность – это совокупность характеристик или качеств, формирующих уникальную идентичность человека. Это означает роль, которую человек играет на публике. У каждого человека есть уникальная, личная и главная детерминанта его поведения, которая определяет его/ее личность.

          Черта личности, в основном, зависит от двух основных особенностей −

          • Унаследованные характеристики
          • Наученные характеристики

          Черты, которые человек приобретает от своих родителей или предков, другими словами, одаренные черты, которыми человек обладает при рождении, считаются унаследованными характеристиками. Он состоит из следующих признаков: −

          • Цвет глаз человека
          • Религия/раса человека
          • Форма носа
          • Форма мочек ушей

          Никто не узнает всего по рождению. Во-первых, наша школа – это наш дом, затем наше общество, а затем образовательные учреждения. Характеристики, которые человек приобретает, наблюдая, практикуя и учась у других и в окружающей среде, известны как усвоенные характеристики.

          Изученные характеристики включают следующие признаки −

          • Восприятие − Результат различных органов чувств, таких как чувства, слух и т. д.
          • Ценности − Влияет на восприятие ситуации, процесс принятия решений.
          • Личность − Модели мышления, чувств, понимания и поведения.
          • Отношение — Положительное или отрицательное отношение, например, выражение своей мысли.

          Черты личности — это устойчивые черты, определяющие поведение человека. Черта характера – это уникальная особенность человека. Психологи пришли к выводу, что существует пять основных черт личности, и каждого человека можно отнести хотя бы к одной из них. Эти пять черт личности —

          • Экстраверт
          • Невротик
          • Открытый
          • Приятный
          • Добросовестный

          На формирование нашей личности влияет несколько факторов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts