Культура речи синквейн: Синквейн на тему культура

Урок русского языка на тему «Синтаксис и культура речи. В мире имен». 5-й класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием “синтаксис”;
  • формировать умение видеть границы предложений и находить грамматическую основу предложения;
  • формировать умение выделять словосочетания, определять их вид по значению;
  • дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени, показать связь имен с историей определенной эпохи;
  • воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности.

Оборудование: словари: этимологический, толковый; выставка журналов – гороскопов “Я и моё имя”, “Влияние имени на жизнь человека”; раздаточный материал для синтаксического практикума; интерактивная доска.

Приёмы работы: работа с текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ “трудных” слов, творческая работа, выборочный диктант.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Ребята, представьте такую ситуацию: в семье родился ребёнок.

О чём мы спрашиваем первым делом после того, как выясняем, мальчик родился в семье или девочка?

Ученик: Как назвали ребёнка.

Учитель: Правильно. А почему это так важно для нас?

Ученик: Да потому, что имя играет в жизни человека определённую роль.

Учитель: Какую?

Ученик: Прежде всего, имя – это ответ на вопросы: “Кто я” и “Какой я”.

Учитель: Попробуйте спросить трёхлетнего малыша: “Кто ты?” – и, скорее всего, он ответит либо: “Я – мальчик”, либо: “Я – Толик”.

Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет человеку психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор.

Давайте поближе познакомимся, меня зовут Ольга, а вас? Представьтесь, пожалуйста.

(Представление учащихся)

Имена, которые сейчас прозвучали, – это личные имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе.

(По ходу урока на доске заполняется этимологическая страничка)

Таким образом, вы уже догадались, что разговор наш сегодня пойдёт о чём?

Ученик: Об именах.

(Запись темы урока. В мире имён.)

Учитель: У каждого из вас, наверное, есть множество вопросов, связанных с данной темой, озвучьте их.

Ученик: Зависит ли судьба человека от имени?

Зависит ли характер человека от имени?

Каково происхождение наших имён? Почему наши имена различны по происхождению?

Учитель: На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ во время нашего урока.

Итак, мы живём с вами в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:

Приложение 1

Слайд №1

Учитель: Давайте попытаемся разобраться: влияет ли имя на характер человека?

Творческое задание

Первое задание называется “Автопортрет”.

(Этимологическая страничка. Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя.)

Учитель: Пусть каждый из вас словесно нарисует себя таким, каким видит.

Предложения какой структуры помогут вам выполнить наиболее полно это задание?

Ученик: Предложения сложной конструкции.

Учитель: Какой раздел в русском языке изучает простые и сложные предложения?

Ученик: Синтаксис.

Учитель: Что ещё изучает данный раздел?

Ученик: Словосочетания.

Учитель: Для чего нужно изучать правила построения словосочетаний и предложений?

Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.

Учитель: Какой раздел в русском языке тесно связан с синтаксисом?

Ученик: Культура речи.

Учитель: Таким образом, разобраться в нашей теме урока “В мире имен” нам поможет какая тема русского языка?

Ученик: Синтаксис и культура речи.

(Продолжение записи темы урока)

Учитель: Какова цель нашего урока?

Ученик: Научиться составлять предложения и словосочетания, использовать их при составлении текста.

Учитель: Совершенно верно. Предлагаю вам выполнить творческую работу по написанию автопортрета.

(Проверка письменного задания: учащиеся вслух зачитывают свои работы.)

Учитель: Давайте сравним ваш автопортрет со значением вашего имени.

(Ученик-консультант, назначенный учителем, комментирует значение имени читающего ученика.)

Так зависит ли характер человека от имени?

Ученик: Частично да, частично нет.

II. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня поможет нам в изучении новой темы Почемучка. Как вы думаете, почему у него такое имя? Какими качествами должен обладать человек с таким именем?

Ученик: Он все время что-то спрашивает, чем-то интересуется. Это любознательный человек.

Учитель: Давайте составим синквейн с ключевым словом “Почемучка”. Памятки “Как составить синквейн” лежат у вас на столах.

(Ответы учащихся)

Почемучка

Любознательный, вечно спрашивающий.

Интересуется, выясняет, разгадывает.

В мире так много интересного и неизведанного.

Вопросы.

Почемучка

Сомневающийся, пытливый.

Спрашивает, рассуждает, объясняет.

Почемучка – исследователь мира.

Любознательность.

Почемучка

Рассуждающий, много знающий.

Спрашивает, удивляется, интересуется.

Почемучке интересно все вокруг.

Знайка.

Почемучка

Любопытный, интересующийся.

Спрашивает, пристает, надоедает.

А вопросов у него – множество!

Бесконечность.

Учитель: Итак, хорошо ли быть Почемучкой?

Ученик: Да, можно интересоваться тем, что происходит вокруг тебя; не только спрашивать у других, но и самому и искать ответы в справочной литературе, энциклопедиях…

Учитель: Почемучке без вашей помощи не обойтись. Вы, надеюсь, сегодня будете настоящими исследователями языка. Изучение нового материала мы начнем с чтения параграфа с помощью приема “Инсерт” (самостоятельно читая учебный текст, делайте пометки с помощью следующих символов: “V” — информацию знаю, “+” — новая для меня информация, “?” — информация мне непонятна, у меня есть вопросы.

(Ответы учащихся)

III. Закрепление нового материала

1. Исследовательская работа

Учитель: Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражается быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народа.

Кто из вас знает что-либо о происхождении своего имени?

Ученик: Меня зовут Наталья, мне ничего неизвестно о происхождении своего имени.

Учитель: А я знаю, что моё имя Ольга – скандинавского происхождения (хейла – святая). Имя Наталья – латинского происхождения (значение имени – природная).

Почему наши имена настолько различны по происхождению?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы выполним следующее задание (групповая работа по карточкам — дифференцированная).

1-я группа

Прочитайте текст, найдите сложные предложения, выпишите их, составьте схему 1 предложения.

Приложение 2

2-я группа

Прочитайте текст, найдите простые предложения, подчеркните в них грамматические основы.

Приложение 3

3-я группа

Прочитайте текст, выпишите словосочетания и определите их по значению.

Приложение 4

(Проверка задания по группам)

Учитель: Кто знает, как называется наука, изучающая собственные имена?

(Этимологическая страничка. Антропонимика – наука о собственных именах.)

2. Физкультурная минутка

Имя у тебя одно,
Навсегда тебе дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.

3. Практическая работа

Задание: Подберите однокоренные слова к слову имя.

Имя, именинник, именной, именины, именитый, именовать, одноименный.

Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое именины?

Ученик: Именины – день ангела.

(Этимологическая страничка. Именины – личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноименного святого.)

Учитель: Составьте из однокоренных слов предложение, запишите его и произведите синтаксический разбор.

4. Работа с текстом (проецирование текста на интерактивную доску ).

Приложение 5

Слайд №2

(Этимологическая страничка. Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке.)

Задание: Выписать из стихотворения глагольные словосочетания, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетаний.

(Проверка выполнения задания)

Учитель: День рождения и именины у людей часто не совпадают. Почему?

Ученик: Согласно обычаю, имя ребёнку выбирает священник при крещении. В этот день он открывает Святцы и смотрит — у каких святых сегодня праздник. Не каждое имя святого нравится родителям, поэтому они и называют ребёнка так, как хочется им.

Учитель: У кого из присутствующих сегодня именины?

(У Анны, Анастасии именины 22 декабря)

Мне бы от всей души хотелось поздравить наших именинников и подарить им на память стихотворение великого поэта А.С. Пушкина “Что в имени тебе моём” где, на мой взгляд, содержатся глубокие мысли о воплощённом имени.

Приложение 6

(Вручение именинникам открыток с поэтическим текстом А.С.Пушкина)

IV. Подведение итогов урока. Этап рефлексии.

Учитель: На столе лежат карточки с именами. Пусть каждый подойдёт и прикрепит одно из имён к определённой группе:

Древнерусские Христианские “Красные”
ПискунАндрейИдея
НовосёлИринаРевмир
БеляйАннаДиамат
МалышМарияОктябрина
ПроданОльгаКим
ЛюбимСергей 

Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие темы из раздела “Синтаксис и культура речи” мы с вами сегодня повторили?

Ученик: Виды предложений по структуре (простые и сложные), виды словосочетаний по значению.

Учитель: Подходит к завершению наш урок. Вспомните и самостоятельно запишите уже известную вам информацию о сегодняшней теме урока.

Я знал(а)Новая информацияВопросы

Я надеюсь, что эта встреча оставит след в вашей душе. Спасибо всем за работу и приятное общение. Я с вами не прощаюсь, до новых встреч.

V. Домашнее задание (по выбору).

1. Параграф 13

2. Упражнение 126 (“Практика”)

3. Сейчас в моде стали гадалки, прорицатели. Можно встретить различные книги об именах, где можно прочитать о том, что тебя ожидает на жизненном пути, согласно твоему имени.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Связана ли судьба человека с его именем?

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие критического мышления

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, вести пропедевтическую работу, направленную на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

В дошкольных образовательных учреждениях одним из основных аспектов работы логопеда является исправление у дошкольников нарушений звукопроизношения, автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического слуха и формирование слогового состава слова. В данном направлении разработано множество различных методик, но в современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительноиллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. Подобная тенденция характерна не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дошкольного образования.

Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов. Первый этап — «вызов» — пробуждается интерес к теме. Второй этап — «осмысление» — осмысленная работа с текстом или информацией. Третий этап — «рефлексия» — размышления, формирование личностного отношения.

В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, интеллектуальные карты, моделирование.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна: первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы:

  1. Заяц.
  2. Белый, пушистый.
  3. Прячется, боится, убегает.
  4. Я жалею зайца.
  5. Дикое животное.

Формирование звуковой культуры речи у детей 149

старшего дошкольного возраста через использование элементов

технологии развития критического мышления

Интеллектуальные карты — это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Правила составления интеллектуальных карт:

  1. .В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)
  2. .Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета
  3. .Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей
  4. . Добавляются символы и иллюстрации
  5. .Писать надо разборчиво (печатными) буквами
  6. .Важные идеи записываются более крупным шрифтом
  7. .Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы
  8. .При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально, ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Одним из инновационных приемов в исправлении нарушений звукопроизношения у дошкольников является применение моделей артикуляции звуков. Валентина Михайловна Акименко отмечает: «Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков». Согласно данной методике ребенок является активным участником постановки звуков независимо от вида речевого нарушения. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки, таким образом, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию не произносимого звука. Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования. Они оказывают огромную поддержку при коррекции произношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь, при знакомстве воспитанников с гласными и согласными звуками. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова. Яркость подобранной наглядности привлекает внимание детей, заинтересовывает их. Модели артикуляции гласных звуков окружают воспитанников на занятиях постоянно: при знакомстве с гласными звуками согласно общеразвивающей программе, при выполнении артикуляционной гимнастики перед зеркалом для уточнения артикулирования гласных звуков (нанесены на поверхность зеркала для

индивидуальной работы), при автоматизации поставленного звука в слогах, выполняемой перед зеркалом.  Ребенок проговаривает автоматизируемый звук, логопед показывает на модель гласного звука, с которым надо соединить автоматизируемый звук, и ребенок произносит слог, при знакомстве дошкольников с гласными звуками, опираясь на настенное пособие «Домик гласных звуков».

C моделями артикуляции согласных звуков дети знакомятся также в соответствии с общеразвивающей программой, и активное применение они получают при постановке, автоматизации и дифференциации согласных звуков. В данном случае модели гласных и согласных звуков активно «сотрудничают» друг с другом и оказывают положительное влияние на развитие не только речевых зон головного мозга, но и мыслительных процессов, и зрительной памяти детей. А также вызывают интерес детей к занятиям с логопедом.

Коррекционную работу при постановке звуков необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха, так как формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, и наоборот, умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух.  Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха основывается на последовательном формировании фонематических процессов. Модели вводятся в работу постепенно, начиная с гласных звуков. Произнесение гласных звуков сопоставляется с конкретной моделью. Когда данный навык отработан, ребенку предлагается подобрать модель к каждой беззвучной артикуляции гласных звуков. Модели артикуляции согласных звуков вводятся тоже постепенно и при наличии данного звука в речи ребенка. Таким образом, применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха позволяет подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Значительный момент фонетико-фонематического развития — восприятие тех или иных элементов речи. Оно осуществляется в процессе активного включения в аналитико-синтетическую деятельность всех сохранных у ребенка анализаторов. Известно, что преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов упражнений, направленных, прежде всего, на развитие речеслухового и речи двигательного анализаторов.

Таким образом, технология PKM даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности

 

Литература:

  1. Акименко В.М. Исправление звуке произношения у детей: учебно-метод. пособие. — Ростов н/Д: Феникс. 2008.
  2. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.метод, пособие. Ростов н/Д., 2008.
  3. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д. , 2011.
  4. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. — M.: Владос, 1997.
  5. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч. 2000. — №1.

Статья о речи+культуре от The Free Dictionary

Речь+культура | Статья о речи+культуре от The Free Dictionary

Речь+культура | Статья о речи+культуре от The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:

речь культура

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • Теория кода речи
  • вежливость
  • Культурная война
  • грубый
  • Роберт Т. Оливер
  • Тупой
  • хамство
  • Лингвистическая политика
  • Джек Балкин
  • Мультидиалектический
  • Универсальный культурный
  • Университет Кэйо
  • Заговор молчания (выражение)
  • Этнография общения
  • устность
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • логопед
  • логопедический аппарат
  • Программа логопедии и обучения лиц, перенесших инсульт
  • логопедический эпизод
  • Логопед/Логопед
  • Аудиометрия порога речи
  • Речь в речь
  • Речь в текст
  • Речь в текст
  • Речь в текст
  • Речь в текст
  • Речь перед войсками в Тилбери
  • речевой тренинг
  • Унифицированный инструмент обучения и распознавания речи
  • Индекс передачи речи
  • Индекс передачи речи
  • Качество передачи речи
  • Речь в условиях искусственного и фактического стресса
  • Понимание речи и диалог
  • Интерфейсы распознавания речи
  • Система распознавания речи
  • Речевой интерфейс пользователя
  • Проверка речи
  • Группа речевого зрения и робототехники
  • Голос речи
  • Голос речи
  • Речевой вольтметр
  • Речевой взвешенный составной шум
  • Писатель речи
  • Спичрайтер
  • речь+культура
  • Речь, артистизм
  • Речь, Драматизм
  • речь, свобода
  • Речь, изображение, язык, знания
  • Речь, язык и общение
  • Речь, язык и коммуникативные потребности
  • Служба речи, языка и слуха
  • Проблемы с речью, языком или общением
  • Шкала речи, пространственных характеристик и качества слуха
  • Речь-акт
  • Речь-акт
  • Рече-актовая теория
  • Рече-актовая теория
  • Речевые акты
  • Речевые акты
  • Мультимедиа с поддержкой речи
  • Автосекретарь с поддержкой речи
  • наделенный речью
  • речь-одаренная
  • Генератор речи
  • Ассоциации слушателей речи и языка
  • Логопед
  • Логопед
  • Опросник стресса логопеда
  • Ассоциация логопедов и аудиологов
  • Речево-языковая патология
  • Речево-языковая патология
  • Речево-языковая патология
  • Речево-языковая патология
  • Речево-языковая патология

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Язык | Определение, типы, характеристики, разработка и факты

язык

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Ноам Хомский Рудольф Карнап Готтлоб Фреге Лоренцо Валла Макс Мюллер
Похожие темы:
письмо речь просодия диалект сленг

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

язык , система общепринятых устных, ручных (знаковых) или письменных символов, посредством которых люди как члены социальной группы и участники ее культуры выражают себя. Функции языка включают общение, выражение идентичности, игру, творческое выражение и эмоциональную разрядку.

Характеристики языка

Определения языка

Было предложено множество определений языка. Генри Суит, английский фонетик и лингвист, утверждал: «Язык — это выражение идей посредством звуков речи, объединенных в слова. Слова объединяются в предложения, и эта комбинация соответствует комбинации идей в мысли». Американские лингвисты Бернард Блох и Джордж Л. Трейгер сформулировали следующее определение: «Язык — это система произвольных звуковых символов, посредством которых социальная группа взаимодействует». Любое краткое определение языка делает ряд предположений и вызывает ряд вопросов. Первый, например, придает чрезмерное значение слову «мысль», а второй использует слово «произвольный» особым, хотя и законным образом.

Ряд соображений (выделены курсивом ниже) способствуют правильному пониманию языка как предмета:

Каждый физиологически и умственно типичный человек приобретает в детстве способность пользоваться системой как отправитель и получатель коммуникации, состоящей из ограниченного набора символов (например, звуков, жестов, письменных или печатных символов). В разговорном языке этот набор символов состоит из шумов, возникающих в результате движений определенных органов в горле и во рту. В языках жестов такими символами могут быть движения рук или тела, жесты или выражения лица. С помощью этих символов люди могут передавать информацию, выражать чувства и эмоции, влиять на деятельность других и вести себя с разной степенью дружелюбия или враждебности по отношению к людям, использующим по существу один и тот же набор символов.

Разные системы общения составляют разные языки; степень различия, необходимая для установления другого языка, не может быть точно установлена. Нет двух людей, говорящих совершенно одинаково; следовательно, можно распознавать голоса друзей по телефону и различать ряд невидимых говорящих в радиопередаче. Однако, очевидно, никто не сказал бы, что они говорят на разных языках. Как правило, системы общения признаются разными языками, если они не могут быть поняты без специального обучения обеими сторонами, хотя точные границы взаимной понятности установить трудно, и они принадлежат шкале, а не по обе стороны от определенной разделительной линии. Существенно разные системы общения, которые могут препятствовать, но не препятствовать взаимопониманию, называются диалектами языка. Для того, чтобы подробно описать фактические различные языковые модели людей, термин 9Был придуман 0240 идиолект , означающий привычки выражения одного человека.

Как правило, люди сначала усваивают один язык — свой первый язык, или родной язык, язык, на котором говорят те, с кем или кем они воспитываются с младенчества. Последующие «вторые» языки изучаются до разной степени компетентности в различных условиях. Полное владение двумя языками обозначается как билингвизм; во многих случаях — например, при воспитании родителями, использующими разные языки дома, или при воспитании в многоязычном сообществе — дети вырастают двуязычными. В традиционно одноязычных культурах изучение второго или другого языка в любой степени представляет собой деятельность, наложенную на предшествующее овладение родным языком, и представляет собой другой процесс с интеллектуальной точки зрения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Язык, как описано выше, зависит от вида человека. Другие представители царства животных обладают способностью общаться с помощью голосовых шумов или другими средствами, но наиболее важной особенностью, характеризующей человеческий язык (то есть каждый отдельный язык), по сравнению со всеми известными способами общения животных, является его бесконечность. продуктивность и креативность. Человеческие существа ничем не ограничены в том, что они могут сообщать; ни одна область опыта не считается обязательно непередаваемой, хотя может быть необходимо адаптировать свой язык, чтобы справиться с новыми открытиями или новыми способами мышления. Системы коммуникации животных, напротив, очень жестко ограничены тем, что может быть сообщено. В самом деле, смещенная референция, способность сообщать о вещах вне непосредственной временной и пространственной смежности, которая является фундаментальной для речи, встречается в других местах только в так называемом языке пчел. Пчелы могут, выполняя различные условные движения (называемые пчелиными танцами) в улье или рядом с ним, указывать другим местонахождение и силу источников пищи. Но источники пищи — единственная известная тема этой коммуникационной системы. Удивительно, однако, что эта система, наиболее близкая по функциям к человеческому языку, принадлежит к виду, отдаленному от человечества в животном мире. С другой стороны, поведение животных, внешне наиболее похожее на человеческую речь, мимика попугаев и некоторых других птиц, содержащихся в обществе человека, целиком производна и не выполняет самостоятельной коммуникативной функции. Ближайшие родственники человечества среди приматов, хотя и обладали голосовой физиологией, похожей на человеческую, не развили ничего похожего на разговорный язык. Попытки научить шимпанзе и других человекообразных обезьян языку жестов посредством подражания достигли ограниченного успеха, хотя интерпретация значения способности обезьяны к жестам остается спорной.

В большинстве случаев основной целью языка является облегчение общения в смысле передачи информации от одного человека к другому. Однако социолингвистические и психолингвистические исследования привлекли внимание к ряду других функций языка. Среди них — использование языка для выражения национальной или местной идентичности (распространенный источник конфликтов в ситуациях многоэтничности по всему миру, например, в Бельгии, Индии и Квебеке). Также важны «игровая» функция языка, встречающаяся в таких явлениях, как каламбуры, загадки и кроссворды, и ряд функций, наблюдаемых в образных или символических контекстах, таких как поэзия, драма и религиозное выражение.

Язык взаимодействует со всеми аспектами жизни человека в обществе, и его можно понять, только если рассматривать его по отношению к обществу. В этой статье делается попытка рассмотреть язык в этом свете и рассмотреть его различные функции и цели, которым он может и должен служить. Поскольку каждый язык является одновременно действующей системой коммуникации в данный период и в сообществе, в котором он используется, а также продуктом его истории и источником его будущего развития, любой анализ языка должен рассматривать его с обеих этих точек зрения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts